Правовой нигилизм плюсы и минусы. Правовой нигилизм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Правовой нигилизм - одна из самых актуальных проблем не только науки "Теории государства и права", но и в целом цивилизованного человечества. В разные времена люди по-разному относились к праву, но те, кто не подчинялся законам или их отрицал, находились всегда. Другими словами, правовой нигилизм был, есть и, вероятнее всего, останется.

Данная проблема интересна, во-первых, тем что она затрагивает безусловно каждого. Ежедневно в информационных сводках звучат сообщения об антисоциальном поведении людей одним из причин которых является вышеупомянутое понятие, но наиболее опасное его проявление это создание так называемой «видимости соблюдения закона», примером может стать недавнее повышение транспортного налога, которое вызвало протест абсолютно у всех автомобилистов России. Многочисленные нарушения закона присутствуют в частном бизнесе, где нет контролирующих органов на всех этапах правовой деятельности и ответсвенность за соблюдение закона лежит лишь на совести «юристов». В-связи с этим надлежит рассмотреть основные методы борьбы с правовым нигилизмом.

К сожалению, данная проблема в литературе рассмотрена явно недостаточно. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Но потребность в ее изучении давно назрела, так как правовой нигилизм широко распространился в фактической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. И так, как правовой нигилизм пока еще широко не изучен, хотелось бы исследовать его природу и сущность более подробно и глубоко.

Антоним правого нигилизма и иных форм деформации правосознания правовая культура. Это важная составляющая социальной культуры в целом.

Она учит нас понимать право и действовать согласно ему. При этом не всякого индивида, знающего юридические нормы можно считать правокультурным. Таковым является только тот, у кого знание юридических норм непосредственно сочетается с потребностью их соблюдения и исполнения. В обществе с высокоразвитой правовой культурой обычно нет месту нигилизму в праве, за исключением тех случаев, когда государство издает законы противоречащие термину «справедливость» и на которые негативно реагировать приходится всем. Но это больше исключения, ибо в высококультурном правовом обществе государство обычно обладает той же степенью культурного развития, что и общество, если не выше.

1. Нигилизм

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Он выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии главным образом в Западной Европе и России.

В западной философской мысли термин «нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф.Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета.

В отечественной культуре 2-й половины XIX в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших социальные устои, религиозную идеологию крепостнической России и проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии этот термин использовался для характеристики всех революционных сил 60-70-х гг., которым приписывался вульгарный материализм, аморализм, анархизм.

В русской литературе слово «нигилизм» впервые упомянуто Н.И. Надеждиным (ст. «Сонмище нигилистов», в «Вестнике Европы», 1829 год) в значении отрицателей и скептиков. Слово «нигилизм» не было распространенным в России до тех пор, пока И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» не назвал Базарова нигилистом. Никто, однако, из людей 1860-х гг. официально этот термин не принял. Тургеневской клички не усвоила себе и та многочисленная часть молодёжи, которая в Базарове и вообще в «Отцах и детях» усмотрела карикатуру на новое движение. С тем большей цепкостью ухватились за него противники новых идей. В своих воспоминаниях Тургенев рассказывает, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа - а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года, - то слово нигилист уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»

Понятие «нигилизм» используется во многих сферах деятельности людей. Познавательный нигилизм (агностицизм) отрицает объективную истину, политический (анархизм) - целесообразность государственной власти и политических организаций, правовой - необходимость законности и правопорядка, религиозный (атеизм) - религию, нравственный (имморализм) - общезначимое содержание морали, и т.д. Нигилистические настроения усиливаются в кризисные фазы общественного и индивидуального развития. Носителем нигилизма часто выступает молодёжь, неадекватно реагирующая на общественные изменения. Нигилизм переходного возраста от детства к отрочеству и затем к молодости и т.п. также объясняется психологическими особенностями каждой группы. Личность подростка испытывает сильные потрясения, сталкиваясь с миром взрослых, который не всегда соответствует детским представлениям о нём. Молодые люди с помощью нигилизма стремятся защититься от реальной жизни с её негативными чертами. Иногда нигилизм просто объясняется желанием выглядеть оригинально в глазах других людей, но существует опасность, что нигилистические взгляды станут превалирующими в нравственном поведении. В своём крайнем выражении нигилизм переходит в цинизм и аморализм.

Характерными признаками нигилизма являются интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Социальный и правовой нигилизм

Одним из видов нигилизма является социальный нигилизм, который особенно распространился в России в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.

Разновидностью социального нигилизма стал правовой нигилизм. Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Правовой нигилизм - направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Впервые нигилистические идеи в отношении права выдвинули конфуцианцы в Китае, которые, в отличие от античной социально-политической мысли, подчёркивавшей важную роль права и законов (Аристотель, Платон и др.), утверждали, что обществом следует управлять не с помощью законов, а на основе системы традиционных нравственных установлений. В новое время юридико-нигилистическими тенденциями отмечены некоторые теории, обосновывавшие монархо-абсолютистские формы правления, в противовес которым революционное буржуазное просветительство XVIII веке выдвинуло требование «заменить правление людей правлением закона».

В наиболее резкой форме правовой нигилизм выступает во взглядах анархистов. В трудах М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина и других немедленное упразднение права и государства рассматривается как необходимая предпосылка «освобождения личности». Отрицательную оценку буржуазного права Бакунин и его последователи распространяли на право вообще: тем самым смещалась историческая перспектива и недооценивалась роль права (и государства) в процессе строительства социалистического общества.

В XX веке правовой нигилизм - обязательная составная часть различного рода левацких, ультрареволюционных установок. Им отмечены левые (так называемые гошистские) движения, активизировавшиеся в конце 60-х гг. во всех основных капиталистических странах. Правовой нигилизм этих течений ведёт к отрицанию легальных путей борьбы трудящихся масс с политической властью монополий (например, в концепциях Маркузе). Современная буржуазная «советология» нередко объявляет правовой нигилизм характерной чертой марксизма, спекулятивно используя марксистские положения об отмирании права в будущем коммунистическом обществе. В действительности классики марксизма-ленинизма, выступая против юридического мировоззрения как классического мировоззрения буржуазии и юридического социализма, всегда подчёркивали важную роль права в жизни классового, государственно-организованного общества, призывая рабочий класс капиталистических стран использовать право для укрепления своих экономических и политических позиций.

Доктор юридических наук, известный профессор В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Ярким примером проявления активного нигилизма является ситуация, которая сложилась буквально несколько месяцев назад во Франции. Это выступления французских студентов против нового законопроекта об автономности французских университетов, из-за которой финансирование высших образовательных учреждений может переходить в частные руки, и, как следствие, я рискну предположить, богатые ученики смогут спокойно покупать себе место в университетах. Вот и появляются столкновения с полиций, наиболее агрессивные подростки взрывают машины и громят магазины, да вы и сами знаете, какая ситуация сейчас имеет место в пригородах Парижа. Честно говоря, я вообще последнее время не понимаю политику президента Франции Николя Саркози, который отменяет пенсии служащим и вводит подобные законопроекты, как университетская автономия. (Прим.: Я бы голосовал за Сеголен Руаяль).

Во-вторых, профессор В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин );

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов );

в) ведомственный. Он проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Как я уже говорил, он бывает активным и пассивным, также стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, может проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической формах. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

2. Формы правового нигилизма

Существует большое количество различных форм проявления правового нигилизма:

· Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал - наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу - физический, материальный, моральный. Преступность - мощный катализатор правового нигилизма. Злоумышленники не боятся законов, умело их обходят, используя разного рода правовые «щели» и «дыры». Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж самой страны на международной арене.

· Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость же законов - признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы мало кто исполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред, чем их прямое нарушение. Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры.

· Война законов, издание противоречивых , параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая в высшей мере бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают коллизии.

Война законов и властей - абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме войны юридической в стране существует огромное количество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенций, юрисдикции, телерадиоэфиров, кланов, «авторитетов», олигархов, компроматов и т.д.).

· Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных сил и групп на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции, т.е. начинают жить опять не по законам, а «по понятиям».

· Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях возникла в процессе становления новой для нашей страны президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, методам и задачам. Отсюда - трения конфликты, противостояния, стремления доказать, какая власть важнее и нужнее.

· Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, труд, отдых, достоинство, безопасность, имущество, жилище. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь недовольство, раздражение, протест. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочнению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.

3. Характерные черты правового нигилизма

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма См. рис.-прил. “Характерные черты правового нигилизма”. :

· его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

· глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

· многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических и др.;

· особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

· слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим и религиозным нигилизмом, образующим вместе единый разрушительный деструктивный процесс;

· связь с негативизмом - более широким течением, и, говоря о нашей стране, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем и российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

4. Источники правового нигилизма

Основные источники распространенности правового нигилизма:

· исторические корни, является естественным следствием самодержавия, много векового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

· теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

· правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

· количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной.

5. Виды проявления правового нигилизма.

Правовой идеализм

Еще один феномен, о котором мне бы хотелось рассказать является правовой идеализм или как его еще называют юридический фетишизм (юридический романтизм). Он сходен по своим негативным последствиям с правовым нигилизмом и представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все проблемы социального характера.

Элементы идеализма и правового романтизма содержит Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года, ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом, как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать статью 1, пункт 1 Конституции РФ, гласящую, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Другими словами, Россия уже сегодня является правовым государством. В этом случае явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.

Я считаю, что основной причиной правового идеализма является неверное понимание права. Ведь еще Карл Маркс говорил, что государство и право - это явления надстроечные, призванные урегулировать экономический базис и общество. Исходя из этого, выходит, что право лишь урегулирует отношения по созданию, обмену и потреблению материальных благ. И те люди, которые ошибочно возлагают на право слишком большие надежды и если они стоят во главе государства или занимают иные ответственные государственные должности, могут принести большой вред и государству и обществу.

На право просто не имеет смысла возлагать несбыточные надежды, ибо оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института.

Проявление правового идеализма, как и правового нигилизма разнолико. Я хотел бы указать его основные формы. Во-первых, это за бегание законодательства вперед, т.е. создание таких норм которые будут регулировать правовые отношения, не возникшие в обществе. Издание правовых актов, не учитывающих существующие объективные и субъективные условия, существующие в обществе, ведет заведомо не правильной «работе» актов или вообще их не исполнению.

Вторая форма проявления правового идеализма заключается в отсутствии реального механизма для реализации юридической нормы Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. №3 . Если законодатель не предусмотрел органа, который должен следить за исполнением данной нормы или нормативно-правового акта (инструкции), который должен подробно регламентировать механизм действия данной нормы, то данная норма будет оставаться на бумаге. И нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в итоге лишь указаны законодателем как существующие, но не опосредованы правом.

Третья форма состоит в недоучете тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться принятые юридические нормы. Законодатель при создании юридической нормы должен учитывать все условия среды, где будет работать данная норма. Должен посмотреть, как создавались подобные нормы до него в этом государстве, посмотреть опыт в данной сфере законодателей других стран, посмотреть научные достижения и наработки по данной сфере правового регулирования. И на основе этого создать такую норму, которая будет реально действовать.

Молодая российская демократия, освободив общество от тоталитарных пут, не сумела сама по себе обеспечить его поступательное развитие, а кое в чем произошел откат назад. Принято немало бесполезных и неэффективных законов. В то же время многие важнейшие сферы жизни до сих пор остаются вне юридической регламентации, хотя остро нуждаются в этом.

Законодатели, исходя из своих высоких целей, замыслов, идей, конвейерно принимают и принимают законы, заведомо зная, что многие из них не достигают конечных целей и «уходят в песок». Нередко важнейшие акты застревают на полпути к своим непосредственным адресатам - их стопорит чиновничья бюрократия в силу общей разболтанности, бесконтрольности, коррумпированности. Таким образом, власть не в состоянии заставить законы работать, она их просто издает.

Настоящая беда в том, что даже позитивные и нужные законы не работают: в одних случаях потому, что отсутствуют необходимые механизмы для их реализации, в других - из-за того, что вокруг простирается ненормальная среда их «обитания» и функционирования. Бушует нравственный и правовой нигилизм, общественные отношения находятся в состоянии ломки, крайней неустойчивости, законы бессильны их упорядочить, стабилизировать и направить в нужное русло. В этом смысле право не справляется со своими регулятивными и защитительными функциями.

6. Правовой нигилизм в СССР, современной России и Европе

Один из знаменитых поэтов-сатириков в стихотворной форме изложил извечную проблему всех русских людей в краткой стихотворной форме:

«Широки натуры русские.

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узких

Юридических начал». “Вехи” М. 1909г. стр. 131

Правовой нигилизм издавна признается неотъемлемой чертой России. Народ даже пословицу придумал: «Закон - что дышло: как повернешь, так и вышло». У нас законы можно нарушать и быть уверенным, что за это ничего не будет. Но я бы хотел начать издалека.

Советская правовая наука часто подчеркивала, что такое негативное и даже во многом пагубное явление как правовой нигилизм было свойственно лишь буржуазным правовым системам, а советское право было незнакомо в принципе с этим самым нигилизмом. Сказанное в данном случае где-то было верно, но только в том плане, что русскому праву нигилизм и не мог быть свойственен в той степени, в какой он присутствовал в зарубежной юриспруденции в силу различного отношения в этих системах к праву как таковому. В то время, как в буржуазных государствах право считалось в качестве «основы основ», укрепление и совершенствование его было первостепенной задачей, одной из главных целей деятельности общества и работы общественной мысли было построение развитого гражданского общества и совершенного правового государства, которое работало бы на благо личности. Основным средством для этого были совершенные законы и действенные правовые нормы. Поэтому в настоящий момент проблема правового нигилизма в западных странах либо не существует вовсе, либо она настолько мала и незначительна, что не стоит того, чтобы обращать на неё сколько-нибудь пристальное внимание. Население этих стран соблюдает законы, как принято говорить, «не за страх, а за совесть», т.е. люди следуют предписанию норм права не потому, что за их неисполнение следует ответственность различного рода, а потому, что «так требует закон», потому, что «так надо» (dura lex, sed lex). Разумеется, что рядовым гражданам пример законопослушного поведения подаёт их правительство - именно на высших чиновников, на их образ жизни и поведение смотрят люди при решении вопросов, как поступить в той или иной ситуации. Первенство на этом фоне без сомнения принадлежит Германии - в этой центральной европейской стране не только обыватели неукоснительно следуют «букве закона», но эта же «буква закона» является обязательной и для правителей.

К сожалению, у нас с правопорядком и правосознанием граждан не всё так гладко и спокойно. Те годы, которые наше государство шло «по пути социализма» и наш народ усиленными темпами строил «светлое будущее коммунизма», наложили неизгладимый отпечаток на всю отечественную юридическую науку и ещё более углубили пропасть, разделяющую уровни правосознания в России и Европе. Отечественному праву был нанесён просто-таки непоправимый урон. Ведь долгое время право считалось временным явлением, пережитком темного прошлого, на смену которому вот-вот должно было прийти то самое «революционное правосознание», о котором писал Ленин. Поэтому нет ничего удивительного, что часто на законы и прочие правовые нормы многие большевики смотрели не как на нечто священное и обязательное к исполнению, а как на бумажки с каракулями, и действовали не так, как было прописано в том или ином нормативном акте, а как подсказывали им их «пролетарская совесть» и «коммунистическое чутьё». Было даже введено такое понятие как «революционная целесообразность», при этом предполагалось, что если буква закона говорит одно, а революционная целесообразность вкупе с пролетарским правосознанием подсказывает другое, то поступать следовало согласно последним двум, закрывая при этом глаза на требования закона. Нетрудно догадаться, что для развития и роста правового нигилизма это самая что ни на есть благодатная почва - по всей стране буйным цветом плодилась революционная целесообразность, которая зачастую превращалась в обыкновенный беспредел и беззаконие.

Закончилось же всё весьма плачевно - немалое количество людей, воспользовавшись пробелами в праве, нелегально заработали большие деньги, а 15 союзных республик на законных конституционных основаниях воспользовались своим правом рецессии Конституции 1977 года, и государства СССР не стало. Дальнейшая наша история показывает, что на данном этапе развития правопорядок и законность и без того слабые были приведены вовсе в плачевное состояние, а правовой нигилизм вырос до небывалых размеров.

В настоящее время, когда правовой нигилизм охватил все сферы и уровни российского общества, можно, я думаю, говорить о кризисе законности в стране. Низок уровень правопорядка в системе управления вообще и в правовой сфере управления трудом в частности. Обуславливается такое положение дел многими факторами. Наряду с экономическими, политическими и другими причинами объективного характера, значительную роль играют недостатки самого законодательства, низкий уровень профессионализма управляющих субъектов, а также выработанная под влиянием окружающей их действительности сознательная установка на уклонение от строгого соблюдения законов.

При большом количестве нормативных актов неизбежно противоречие между ними, а следовательно - нарушения прав тех или иных субъектов. Сказывается этот фактор и на качестве издаваемых актов, что также ведет к снижению уровня законности в управленческой деятельности. Значительное ухудшение качественных характеристик нормативной базы произошло в связи с расширением законодательной деятельности субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также локального нормотворчества. Эти и другие недостатки действующего законодательства затрудняют управленческую деятельность, ведут к нарушениям правопорядка в ней. Достаточно вспомнить, что применяют правовые нормы в области управления трудом миллионы руководителей и организаторов производства (от бригадира до директора). Для многих из них не только юридические тонкости применения ряда правовых норм, но и просто запоминание многочисленных юридических правил представляется делом неимоверно трудным и бесполезным.

Пути преодоления правового нигилизма

Так существуют ли пути преодоления правового нигилизма? Как мне представляется, это сложный и долгий процесс, который затрагивает изменение объективных условий жизни и предполагает осуществление комплекса специальных юридических мер. Эти меры призваны возродить и утвердить веру людей в право. Я считаю, что в ближайшее время нигилизм вытравить полностью из правосознания людей не получится, однако его позиции можно ослабить следующим:

· необходимо немедленно прекратить войну законов на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие Конституции и друг другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным;

· в деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности - без перегибов ни в одну, ни в другую сторону;

· нужно немедленно пресечь добровольный стиль управления и властвования - никаких «директивных» методов, никаких «переступаний» через право - только закон и все решения на его основе;

· надо все более усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь прежде всего на правовые процедуры;

· и, наконец, используя СМИ и прессу, нужно повести активные наступления на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).

Заключение

нигилизм правовой

Молодой России достался тяжелый груз различных проблем, связанный с правосознанием людей, оставленный после развала Советского Союза. И проблема правового нигилизма - одна из самых сложных и остро стоящих в нашем обществе. К сожалению, выдворить правовой нигилизм из умов большей части русских граждан в ближайшее время просто не представляется возможным. Однако за более чем шестнадцатилетнюю историю современной России, наше общество все же смогло направить свои отношения с правом в нужное русло. Я не питаю надежд, что Россия сможет догнать западные страны в отношении права и гражданина в обозримом будущем, но надеюсь, что наша страна когда-нибудь сможет стать такой же правокультурной, как, например, Германия.

Цель моей работы состояла в том, чтобы глубже изучить сложный феномен - правовой нигилизм и выяснить основные пути его преодоления Как я уже отмечал, ликвидация правового нигилизма не может произойти немедленно, это трудный, длительный процесс. Но, только издавая законы, которые не идут в разрез с интересами общества, и доверяя их создание умным, высококвалифицированным людям, мы сможем придти к идиллии граждан и права. И, может быть, при борьбе с «корнями» правового нигилизма и комплексной реализации всех тех мер, которые я указал в предыдущей главе, наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием «правовой нигилизм».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие правового нигилизма. Исторический и литературный аспект правового нигилизма. Источники правового нигилизма. Формы проявления правового нигилизма. Правовой идеализм. Пути борьбы с правовым нигилизмом.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2002

    Формы и причины появления правового нигилизма и идеализма. Оценка высокомерно-пренебрежительного, снисходительно-скептического восприятия права. Разновидности правового нигилизма, определение его отличительных черт, особенностей и форм проявления.

    реферат , добавлен 11.06.2015

    Понятие и определение правовой и социальной природы российского нигилизма, причины его проявления и качественно новые свойства, средства борьбы и пути преодоления. Анализ форм выражения нигилизма как отрицательного свойства отечественной правовой сферы.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2010

    Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Генезис, сущность и формы выражения правового нигилизма. Исследование причин деформации правосознания. Анализ социально-исторических особенностей российского правового нигилизма. Характеристика проблем эффективности механизма его преодоления в обществе.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2015

    Рассмотрение вопросов о понятии правового нигилизма и правового идеализма, их происхождение, формы выражения, определение их влияния на систему общественных отношений и пути борьбы с этими формами деформации правового сознания. Взгляды анархистов.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2014

    Понятие правового нигилизма. Истоки и формы проявления правового нигилизма в российском обществе. Отрицание ценности устанавливаемого законом порядка. Стремление к повышению общей и правовой культуры граждан. Уровень развития правового сознания.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Понятие, признаки, формы, виды и этапы развития правового нигилизма. Причины появления правового нигилизма. Основные направления в области снижения уровня правового нигилизма. Расхождение между декларативными положениями законов и действительностью.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Теоретические основы правового нигилизма и исследование данного недуга как комплексного явления. Основные понятия, раскрывающие феномен правового нигилизма. Формы проявления, анализ истоков правового нигилизма и выявление путей его преодоления.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2011

    Правовой нигилизм как форма деструктивной системы взаимоотношений в российском обществе, истоки и основные черты. Принципиальное отличие отечественного понимания важности права и закона от зарубежного. Направления развития правосознания граждан России.

В Конституции Российской Федерации содержится положение, согласно которому Россия есть демократическое правовое государство. Исходя из определений, это подразумевает, что в нашем государстве основную роль должны играть право и закон, а гражданам должен быть свойственен высокий уровень правосознания и правовой культуры. В реальности же картина современной действительности предстает несколько в ином виде: практическому воплощению идей правового демократического государства мешают различные негативные факторы, одним из которых является правовой нигилизм. Существует мнение, что именно нигилизм как форма деформации правового сознания так или иначе сдерживает процесс построения правового государства в России.

Интерес к изучению феномена правового нигилизма в России появился в начале 1990 -х годов после падения советской системы, когда его проявления приобрели всеобъемлющий массовый характер. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует масса публикаций на тему юридического нигилизма, в том числе его разрушающего воздействия, до сих пор не существует единого подхода к пониманию данного явления.

В данной работе я постараюсь рассмотреть феномен правого нигилизма с разных точек зрения, определить его сущностные черты и формы проявления, а также рассмотреть предпосылки и причины укоренения правового нигилизма в правосознании жителей нашей страны, так как именно эти аспекты изучения вопроса помогут в дальнейшем искать пути разрешения данной проблемы.

I. Понятие и сущность правового нигилизма.

Тенденция развития правового нигилизма в сознании общества в настоящий момент является одной из актуальных проблем. Какое же значение мы можем вкладывать в понятие правовой нигилизм? В чем его сущностная природа? В рамках юридической науки сложилось 2 концепции правового нигилизма.

Первый подход, которого придерживаются большинство ученых, подразумевает под правовым нигилизмом деструктивный социальный феномен, состоящего в негативном отношении к праву, отсутствие веры в его возможности решать назревшие проблемы, игнорирование норм, установленных законом. По определению, данному Ш.Г. Утарбековым, правовой нигилизм является разновидностью социального нигилизма, представляющей собой отрицательное отношение к праву, его социальной ценности и роли в обеспечении прав и свобод личности, интересов общества и выступающей как форма отчуждения индивидов и социальных групп от правовой культуры, права и правопорядка .

Ученые же, разделяющие второй подход к пониманию правового нигилизма, утверждают о позитивности данного феномена, выдвигая идею о том, что в правовом нигилизме виновато само право. М. А. Месилов рассматривал феномен правового нигилизма с позиции специфического социального ориентира, указывающего направление для устранения негативных тенденций в государственно-правовой сфере, приближения власти к обществу, повышении авторитета права и государства . Иными словами, правовой нигилизм является своеобразной обратной связью, оценкой населения работы властных органов, их реальных действий.

Компилируя данные точки зрения, можно прийти к выводу, что правовой нигилизм как направление общественной мысли есть негативное отношение конкретного общества к праву как социальному регулятору, способное при правильной рефлексии государством своей деятельности направить на путь решения общеправовых и государственных проблем.

Правовой нигилизм как разновидность деформации правового сознания обладает рядом специфических качеств и свойств. По природе своей данный феномен носит агрессивный и неконтролируемый характер. Правовой нигилизм является порождением социального нигилизма в целом, а потому мы можем говорить о его слиянии с другими проявлениями нигилизма. Он достаточно быстро получает широкую распространенность, вследствие чего повсеместно захватывает также и государственные структуры. Одной из существенных черт правового нигилизма является также стремление к деструктивности, включая сепаратизм. Также, стоит отметить, что правовой нигилизм существует в многообразии форм его проявления .

В российской юридической науке существует несколько классификаций форм правового нигилизма. Первая классификация, данная Гойманом В.И., в качестве основания кладет оценку и степень выраженности отрицания существующих в данном обществе ценностей и правовых норм. При данной классификации выделяют правовой цинизм и правовой скепсис. Под правовым цинизмом понимается действие или бездействие, предполагающее присутствие крайних форм отрицания правовых ценностей, принципов и норм, позволяющее субъекту совершать противоправное деяние, не ощущая при этом на себе вины и ответственности. Правовой скепсис же является менее выраженной формой отрицания, состоящей в недоверии и сомнении в ценности права. Правовой скепсис может трансформироваться по содержанию, переходя в правовой инфантилизм.

Предложенная Грошевым А.В. классификация правового нигилизма опирается на тип отношения, препятствующий адекватной реализации личности в сфере права. Исходя из данного основания классификации выделяются правовой негативизм и правовую индифферентность. Негативизм - это форма отрицательного отношения субъекта к существующей системе права, включающая в себя как правовой скепсис, так и правовой цинизм. Индифферентность же - пассивное проявление правового нигилизма, содержащее отрицание в латентном скрытом виде.

Наиболее же распространенной является классификация форм правового нигилизма, которая приводится с точки зрения практического проявления данного феномена. Различают следующие формы правового нигилизма:

1. Прямые умышленные нарушения законов

2. Лояльность государства к преступности и коррупция власти

3. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение правовых предписаний

4. Издание противоречащих, параллельных или взаимоисключающих правовых актов

5. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью

6. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях

7. Нарушение прав человека

8. Догматизирование и вульгаризирование известных ценностей права .

Таким образом, правовой нигилизм может быть рассмотрен с разных аспектов: через тип отношения, тип оценки и форму практических проявлений. Приведенные выше классификации являются взаимодополняющими, позволяют точнее оценивать конкретные проявления правового нигилизма, а также определить его природу и сущность.

II. Правовой нигилизм и особенности русского правосознания.

Сложно отрицать, что правовой нигилизм как течение общественно-политической мысли в той или иной степени свойственен любому обществу, однако именно в России он нашел наиболее благодатную почву для развития и процветания, став своеобразной особенностью российского общества.

Нигилистические идеи с незапамятных времен имели место в душе русского человека. Их отражение мы можем наблюдать даже в устном народном творчестве зеркале русской ментальности. Закон дышло, куда захочешь, туда и воротишь. Не зная закона, не знает и греха. Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты . В данных пословицах явно прослеживается скептическое отношение народа к таким понятиям, как закон, право, правоприменение, суд, законодатель и т.п. Несмотря на давность фольклорных изречений, выражающих общенациональное мнение о праве как социальном регуляторе, в нашей стране правовой нигилизм существует и по сей день, причем его проявления гораздо ярче выражены, нежели где-либо в мире. По мнению Р. С. Байниязова, российская правовая ментальность неадекватно воспринимает ценности правовой культуры: правовая ментальность дистанцируется от правовой культуры, от её общечеловеческих ценностей и начал, поскольку они для неё нетрадиционны .

М.А. Месилов выделяет несколько групп причин правового нигилизма в России XXI века. В первую очередь, затянувшееся рабское состояние России, которое основывалось на карательно-репрессивном законодательстве, достаточно длительное существование сословных привилегий под эгидой абсолютизма, а также отсутствие демократических традиций и опыта конституционализма.

Во-вторых, так называемое извращенное понимание права и законности диктатуры пролетариата: от отрицания прав для бывших эксплуататоров до утверждения, что власть диктатуры не связана с законом и основывается на классовом правосознании.

В-третьих, при централизованной экономической системе, функционировавшей на протяжении десятилетий, применялись методы, подразумевающие использование партийных документов, инструкций и приказов министерств, нередко имевших гриф секретности, в результате чего законодательство представляло собой в большей степени декларации и провозглашения, не гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина .

Все приведенные выше причины правового нигилизма напрямую связаны со своеобразием исторического пути нашей страны и особенностей взаимоотношения общества и государства. Формально данные отношения носят равноправный, справедливый, взаимовыгодный характер, фактически наша история свидетельствует, что личность всегда была бесправна в отношениях с государственной властью .

Более того, как отмечает Б. А. Кистяковский, вся ситуация усугубляется тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в наибольшем загоне. Русский правовед отмечает, что интеллигенция, отрицая интуитивное (внутреннее) право, считала правом лишь внешние, безжизненные нормы, которые легко укладываются в статьи и параграфы писанного закона или какого-нибудь устава. В правовой норме умы России видели не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение, принудительное правило. Именно поэтому, даже сам автор статьи В защиту права, который принадлежал к числу русской интеллигенции, несмотря на сам за себя говорящий заголовок, отметил, что право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня, отдавая нравственности первостепенное значение .

Отсюда, согласно русскому правопониманию, право это путь к правде, справедливости, честности в человеческих отношениях, попадающих под сферу юридического регулирования. Они должны регулироваться по законам правды, чести и совести, а нормы права, в свою очередь, не должны расходиться с этими понятиями. Как отмечают В.Д. Бакулов и И.В. Пащенко поступать по законам совести, а не по писанным законам было общепринято в России. В социоцентричном обществе ценность свободы замещается ценностью воли, которая блокирует всякую индивидуальность, самостоятельную активность людей. Так, российское общество воспринималось в качестве патриархальной общности. Власть в этой общности представлена в патриархальной форме, где первое лицо государства царь(а в советское время вождь) выступает, скорее, в роли отца, чем официального главы. В правосознании народа было некоторая дихотомия отцы-дети, как следствие уверенность в отеческом отношении правителя к народу (вспомнить хотя бы обращение царь-батюшка), который был символом правды для общества. Все официальное, формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается с подозрением, воспринимается как чуждое. В России всегда правили не законы, а люди.

Также для жителя России была характерна фетишизация власти, которая ставилась выше закона. Власть людьми воспринималась не как совокупность прав и обязанностей, а в качестве конкретной личности, осуществлявшей власть по своему усмотрению. Личные связи, являясь альтернативой праву, зачастую действовали гораздо эффективней. Следовательно, право постепенно вытеснялось из всех сфер деятельности жизни нашего общества .

Таким образом, правовой нигилизм становится основой российского правосознания, чему способствуют различные предпосылки, среди которых можно выделить особенности взаимоотношений между обществом и государством, преимущественное отношение жителей страны к нравственности как основному регулятору общественной жизни, а также наделение главы государства особыми качествами и фетишизация его власти.

Заключение.

Правовой нигилизм как форма деформации правосознания имеет место в любом обществе независимо от эпохи, формы государства и степени свободы общества, так как сомнение и отрицание естественная стадия развития любого явления и феномена. Данная разновидность социального нигилизма имеет как положительный, так и отрицательный подход к пониманию. Обладая разными характерными чертами, такими как бесконтрольность, агрессивность, деструктивность, коррелятивность с другими видами социального нигилизма и стремление к широкому распространению, правовой нигилизм способен выступать как разрушитель властной системы государства, так и оздоровитель существующего порядка. Данный феномен может выражаться в пассивных и активных формах, а также иметь разные виды своего проявления.

Правовой нигилизм сущностная черта правосознания народов России, что объясняется особенностями исторического пути развития нашего государства, менталитетом жителей России, особым отношением общества к власти, а также к нравственности, воспринимавшейся как приоритетный социорегулятор.

В нашей стране правовой нигилизм носит объективно мирный характер, однако терпение россиян, как показывает историческая практика, может сиюминутно смениться агрессивными настроениями, а затем и восстаниями. Вряд ли можно говорить о полном искоренении нигилистических наклонностей из правосознания российского общества, однако, на мой взгляд, необходима периодическая профилактика отрицательных последствий правового нигилизма для частичного преодоления влияния данного феномена на быт и сознание жителей нашей страны. Именно в данном контексте мы можем говорить о здоровом гражданском обществе и перспективах построения правового государства.

Список использованных источников и литературы.

Монографии:

1. Марченко Д.Э. Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой инфантилизм как формы деаксиологического правового сознания: Монография. Самара: Изд-во НТЦ. 2006. 114 с.

2. Сенин И.Н. , Кожевников В.В. . Правовой нигилизм как социальное явление: Монография. Омск: Изд-во Омского экономического института. 2005. - 168 с.

3. Утарбеков Ш.Г. Преодоление правового нигилизма в Российской Федерации(вопросы конституционного регулирования): монография. Челябинск: ИИУМЦ Образование. 2010. с. 21

4. Грошев А.В. Функции правосознания в механизме уголовно-правового регулирования. Автореферат диссертации доктор юрид. наук. Екатеринбург. 1997

Учебные издания:

5. М. А. Месилов Правовой нигилизм. М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006. 48 с.

1. В.Д. Бакулов, И.В. Пащенко. Предпосылки утверждения правового нигилизма в отечественном правосознании. // Сборник материалов по преодолению правового нигилизма в России. Краснодар: Традиция, 2009. с. 19-23

2. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. N9

Дополнительные издания:

3. Даль В. И. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Пословицы, поговорки и присловья. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 256 с.

Источники на носителях удаленного доступа:

4. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет. [Электронный ресурс]

5. Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) [Электронный ресурс]

Утарбеков Ш.Г. Преодоление правового нигилизма в Российской Федерации(вопросы конституционного регулирования): монография. Челябинск: ИИУМЦ Образование. 2010. с. 21

М. А. Месилов Правовой нигилизм. М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006. С. 13

В.Д. Бакулов, И.В. Пащенко. Предпосылки утверждения правового нигилизма в отечественном правосознании. // Сборник материалов по преодолению правового нигилизма в России. Краснодар: Традиция, 2009. с. 20-21

Legal nihilism) характеризует ситуацию, когда законы и правила, регулирующие сферу высшего образования игнорируются. Широко распространенная коррупция и фактический отказ администрации вуза от эффективной борьбы с коррупцией являются индикатором правового нигилизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

направление общественно- политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений, а также специфическое состояние правосознания. В первом, теоретико-идеологическом смысле П.н. является важной составляющей господствующих религиозно- философских доктрин ряда стран (Японии, Китая, Индии, государств Африки и др.), что обусловлено особенностями формирования соответствующих цивилизаций. В основе сложившейся там нормативной регуляции - ориентация на сохранение и развитие существующей социальной системы, а следовательно, и абсолютизация ценностей солидарности, ответственности, обязанности по отношению к Богу, Природе, общине, семье и т.п., а не свободы и права. Внешнее (правовое, законодательное) регулирование отношений рассматривается здесь как нечто девиантное, необходимое лишь для лиц, не интегрированных в соответствующую культуру. Во втором, социально-психологическом смысле П.н. представляет собой состояние правосознания, для которого характерны: 1) юридическая некомпетентность (отсутствие правовых знаний); 2) негативное отношение к праву; 3) распространенность навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения. По сути, П.н. - это правовое отчуждение: происходит как бы отторжение права - человек, социальная группа, общество стремятся обойтись без него. Конкретное содержательное «наполнение» компонентов состояния правосознания, определяемого как П.н., зависит от типа правопонимания. П.н. на уровне массового правосознания имеет глубокие исторические и теоретико-идеологические корни. Процесс его формирования в цивилизациях западного типа (в т.ч. и в России) схематично может быть представлен следующим образом. Господство юридического позитивизма, отрицающего необходимость ценностного оправдания устанавливаемого законом порядка (это обычно бывает вызвано политико- экономическими обстоятельствами), приводит к тому, что закон не воспринимается как средство защиты личных прав и интересов, а потому утрачивается всякий стимул к его соблюдению, уважению и защите. Постепенно складывается своеобразный внезаконный порядок - реальная структура общественных отношений, возникающая в результате взаимодействия различных социальных сил, что оказывается удобным и для государства, которое обладая наибольшими возможностями навязать обществу желаемый им порядок, освобождается от необходимости следовать им же установленным правилам. Закон становится вещью сугубо формальной, в практической жизни мало полезной, потому общество его не знает, не ценит и игнорирует (легистский П.н.). В свою очередь, фактический порядок общественных отношений, имеющий сугубо силовое обоснование, тоже воспринимается как несправедливый (социологический П.н.). Одновременно социальный порядок, не признающий право, вытесняет его и из ценностной системы общества. Люди привыкают действовать (и мыслить) в узких рамках допустимого поведения. В общественном сознании ценность свободы вытесняется порядком и стабильностью, формальное равенство - равенством социальным (уравниловкой), личность - коллективизмом (все той же уравниловкой, но уже не в материальном, а в духовном аспекте - людям надлежит не только получать поровну, но и самим быть одинаковыми). Утрачиваются навыки строить отношения, исходя из свободы и формального равенства их участников (собственно П.н.). Преодоление П.н. - длительный процесс. Необходимой предпосылкой к этому является конституиро- вание правовой формы организации публичной политической власти, действенные гарантии прав и свобод человека. П.н. на уровне индивидуального или группового правосознания бывает обусловлен соответствующим опытом социального общения. Н.В. Варламова

Что такое правовой нигилизм

Понятие правового нигилизма было рождено достаточно давно и логично вытекает из соответствующего мировоззрения, однако серьезному исследованию он подвергся лишь в последние десятилетия. Правовой нигилизм - это сформировавшееся в сознании человека, социальной группы или всего общества негативное или пренебрежительное отношение к конституционно-правовым нормам государства, непризнание за ними

конструктивного и вообще сколько-нибудь полезных для общества начал. Сам термин происходит от латинского понятия nihil - ничто, ничего. Кроме правового, различают нравственный, религиозный, политический и другие виды нигилизма, в зависимости от типа ценностей, которые им критикуются. Правовой нигилизм характеризуется непризнанием права в качестве социальной ценности. На практике он проявляется в явно негативном отношении к закону, правовым нормам, в отрицании необходимости поддержания правопорядка.

Формы правового нигилизма

Социолог Н. И. Матузов считает, что правовой нигилизм может иметь следующие формы:


Некоторые другие исследователи отмечают, что правовой нигилизм может проявляться в активной и пассивной формах. Так, пассивная форма представляет собой некий низший уровень, еще не ярко выраженное отторжение, но уже безразличие к праву и недооценка его общественной роли. Активный правовой нигилизм является уже осознанным и выраженным негативным отношением к конституционно-правовым нормам.

Борьба с явлением правового нигилизма


Правовой нигилизм и правовой идеализм

Идеализм, по существу, является понятием, обратным нигилизму. В правовом поле он предполагает чрезмерно положительное отношение к правовым нормам и юридическим путям разрешения общественных и индивидуальных проблем, переоценку их роли и возможностей. Понятие было введено в середине 1990-х годов. Основополагающей идеей правового идеализма является мысль о том, что один факт принятия разумных и адекватных законов может изменить все социальные процессы к лучшему.

Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Проявления правового нигилизма

Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.

Значимость правового нигилизма

Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдение законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания , исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не переступать их.

Причины правового нигилизма

Субъективистский подход

Основной причиной правового нигилизма является знание людей о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности - правового нигилизма. Развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов .

Объективистский подход

Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции

По мнению критиков, объективистская парадигма правового нигилизма применительно к России содержит ряд очень серьёзных недостатков:

Правовой идеализм

Некоторые исследователи среди прочих причин правового нигилизма выделяют также правовой идеализм, то есть чрезмерную веру в способность права решать любые проблемы, с которыми сталкивается человек (или общество) в процессе своей деятельности. В рамках этого подхода утверждается, что правовой нигилизм возникает по причине разочарования в праве, то есть тогда, когда человек убежден в силе правовых норм, однако не имеет достаточных навыков или знаний для их реализации, что и приводит к отрицанию права в целом .

Пути преодоления

Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Правовой нигилизм в России

Известный юрист Сергей Алексеев так говорил о правовом нигилизме в России:

«О правовом нигилизме много говорят на самом высоком уровне, а я бы сказал жестче: мы сталкиваемся с тотальной недооценкой права. Именно с этим связаны все трудности, переживаемые нашим обществом. Стремление произвольно перекраивать существующую юридическую систему, манипулирование правовой материей приводят к крупным политическим и социально-экономическим просчетам, а то и к катастрофическим последствиям».



Просмотров