Правовое регулирование реализации товаров работ услуг. Правовое регулирование товаров, работ и услуг

Для рыночной экономики характерно широкое понимание товара. В качестве товара могут рассматриваться большинство объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, в том числе вещи, иное имущество, работы, услуги, информация и другие объекты, которые имеют стоимость и могут включаться в имущественный оборот.

Товарный характер рассматриваемых объектов вместе с тем не означает их тождества. Дифференциация понятий товаров, работ и услуг необходима и в качестве объектов различных сделок и в целях налогообложения. Так, объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др. (ст. 38 НК РФ). В связи с этим понятия товара, работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве, и в налоговом законодательстве.

В качестве объекта налогообложения НК РФ товаром признает любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38). В ст. 128 ГК РФ в перечне объектов гражданских прав указаны вещи, а товар не упоминается. Определение товара в качестве объекта договора купли-продажи содержится в п. 1 ст. 455 ГК РФ, в соответствии с которой товаром могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ (т.е. правил оборотоспособности). В качестве особого объекта ГК РФ выделяет предприятие (ст. 132). Предприятие как объект прав необходимо отличать от унитарного предприятия как коммерческой организации. Хотя в состав предприятия входят разные виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности, оно не может считаться сложной вещью, а признается имущественным комплексом, составляющим более высокий уровень организации производства. В составе предприятия выделяются различные виды недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения, движимые вещи (оборудование, инвентарь, сырье и др.), права требования и долги, а также исключительные права, имеющие единое функциональное назначение. НК РФ не признает имущественные права в качестве имущества и в качестве объекта налогообложения (п. 2 ст. 38), поэтому в целях налогообложения при реализации предприятия из его состава исключаются имущественные права.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Таким образом, в качестве объекта налогообложения НК РФ рассматривает овеществленный результат, полученный от деятельности и имеющий стоимостную оценку. С гражданско-правовой точки зрения в качестве объектов договоров подряда (глава 37 ГК РФ), договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ) выступают как работа (деятельность), так и материальный результат такой деятельности - строительная продукция (образец нового изделия, результат научного исследования, конструкторская документация, новая технология), получение которой является для заказчика целью заключенного договора.

Услуга определяется как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Схожий подход к услугам содержится в ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (ст. 779). Такой же смысл вкладывается и в определение отдельных (конкретных) видов услуг (например, перевозки - ст. 785, транспортной экспедиции - ст. 801).

Понятие реализация товаров, работ, услуг приобрело правовое значение.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В НК РФ перечислены случаи передачи имущества и других объектов, осуществление операций не признается реализацией:

Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов и др. (п. 3 ст. 39).

Следовательно, понятие реализации товаров НК РФ связывает с переходом права собственности на них. Общим правилом, определяющим момент перехода права собственности вещи по договору, является возникновение права собственности с момента передачи вещи по договору, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223).

По договору купли-продажи передача товара не всегда сопровождается передачей права собственности на него. Между тем у продавца имеются две обязанности - передать товар и передать право собственности на него (ст. 454). Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств (ст. 491 ГК РФ). Следовательно, стороны по договору купли-продажи могут определять момент возникновения права собственности у покупателя на переданный ему товар. Данное обстоятельство имеет не только гражданско-правовое значение, но и влечет установленные налоговым законодательством последствия.

По отдельным видам договора купли-продажи (поставки, поставки товаров для государственных нужд) обязанность передать право собственности на товар не предусматривается, но подразумевается исходя из общих правил о договоре купли-продажи, предусмотренных параграфом 1 главы 30 ГК РФ.

Момент перехода права собственности на предприятие определяется законом: с момента государственной регистрации этого права (п. 1 ст. 564 ГК РФ). В ГК РФ имеется диспозитивная норма о том, что право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю (п. 2 ст. 564). Однако и в отношении предприятия действует общее правило ГК РФ о праве сторон договора определить момент перехода права собственности на переданный товар, т.е. в данном случае предприятие (п. 3 ст. 564).

Переход права собственности на товар регулируется и по договору мены. Право собственности на обмениваемые товары, если законом или договором не предусмотрено иное, переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст. 570 ГК РФ).

В отношении услуги, так как она не имеет вещественного результата, исследователи отмечают такое свойство, как синхронность оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью*(1094) .

Тема 17. Правовое регулирование реализации товаров.

Книга Пугинского – ʼʼКоммерческое правоʼʼ.

Выбор концепции предмета коммерческого права. Торговое право в узком смысле слова – с тз нашей кафедры. Пугинский же коммерческое право использует в широком смысле.

Только товарообмен, только отчуждение, продажа товаров – предмет торгового права в узком смысле этого слова. Это и есть сегодняшняя тематика. Как формировалось з-д-во, регулирующее товарообмен. В КРФ нет статьи о торговом з-д-ве, не упоминается к чьей компетенции отнесено регулирование торгового товарообмена.

2 концепции дуализма:

1) Дуализм частного и публичного права.

2) Дуализм частного права (есть и ГК, и Торговый кодекс). Регулирование частного права – монизм, единство частного права. Проф. Ровный ʼʼЕдинство частного праваʼʼ.

1990ые – рабочая группа по разработке Предпринимательского кодекса. Вторая группа возглавлена была Яковлевым (создатель системы арбитражных судов). К 1994 году победили сторонники чистой концепции частного права, монистической концепции. ГК на базе монистической концепции разрабатывали: Яковлев, Суханов, Витрянский и т.д.

Укоренение идеи единства частного права. В РФ всœе основные идеи коммерческого права абсорбировались гражданским правом. Главная причина: в России не было автономного сословия торговцев и купцов. Как была выстроена гос система – предполагала сословную зависимость, в отличие от зап гос-в. Одна нормативная система исходила из гос-ва – регулировала отношения по общегражданскому обороту, вторая нормативная система исходила из купеческих сословий – в рамках которой свобода договора, pacta sunt servanda и др принципы торг права формировались. Автономные юрисдикц негос образования – третейские суды формировались. В решениях купеческих судов фиксировалась система торгового права – отсюда корни дуализма частного права. Причины: наличие сильного независимого от гос-ва сословия, создание собственных судов, поддержавших систему этого сословия. В России не была реализована идея сословной независимости, не приживались третейские суды.

Не было предпосылок формирования дуалистичной системы частного права, типа. 20 век – тенденции монистического свойства. Голландия и Швейцария отказались от дуализма в частном праве. Украина напротив приняла Гражданский кодекс, и Хозяйственный кодекс.

Среди причин, которые не стимулируют кодификацию торгового права – общая коммерциализация гражданского права. Уровни торг оборота и на уровне принципов, и на уровне норм – в гр право включаются.

Сейчас, сложилась опр система торгового оборота. Куча нпа. Регулирует взаимодействие частных объектов и инфраструктуру, способы взаимодействия част субъектов и гос-ва.

Тенденции по формированию системы регулирования торговли товарами. Направления регулирования торговой д-ти:

1) Регулирование розничной торговли

2) Регулирование оптовой торговли

3) Биржевая торговля товарами

4) Регулирование поставки для гос и мун нужд

5) Регулирование внешней торговой д-ти

А что насчет регулирования оборота недвижимости или ценных бумаг? Что такое товары как предмет регулирования? в эк смысле товары – широкий спектр: овеществленные товары, оказание услуг, оборот имущ прав, которые не имеют овеществленной формы (аля факторинг). Оборот инт соб-ти – товары это или нет? В нашей пр системе нет легальной дефиниции понятия товар.

Товар – предмет материального мира, овеществленные результаты труда всœе-таки. Это значительно сужает круг регулируемых отношений. Это путь нашего з-д-ля.

Недвижимость – товар? З-д-ль вывел в отдельную систему регулирования недвижимость, в отличие от товара. З-д-ль не рассм-т в юр смысле недвижимость как товар.
Размещено на реф.рф
Потому что в отличие от др товаров, которые удовлетворяют множество потребностей, отчуждение недвижимости носит инд х-р.
Размещено на реф.рф
Любой предмет недвижимости – строго индивидуальная вещь, не может иметь унифицированной цены, особые правила по отчуждению недвижимости потому. Даже особое описание предмета недвижимости иначе сделка не заключенная! Потому недвижимость выведена из нормативного регулирования по отчуждению товаров в узком смысле слова.

Нормативная система отчуждения товаров формализована. Для частного оборота первостепенное значение имеют нормы ГК, основные базовые законы:

2) ФЗ № 44 – от 5 апреля 2013. Что критикуемо: есть публ способы контроля гос закупок, но зачастую они превращаются в формальность, которая легко преодолима.

3) ФЗ об основах гос регулирования торговой д-ти в РФ от 28.12.2009 № 381. ГК уст-т основные инструменты для субъектов торгового оборота. А данный закон носит инфраструктурный х-р, отношения между торговцами, отношения по гос контролю над торг д-тью (и частная, и публичная сфера в законе затронута).

4) ФЗ от 30. 12.2006 № 271 О розничных рынках…В случае если коротко, то закон уст-т особые пр режимы некоторых имущ комплексов, уст-т правила торговли на них.

5) Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 ʼʼЗакон о защите прав потребителœейʼʼ. Основная цель этого закона – сбалансировать отношения неравных субъектов (торговца-продавца товара), а также покупателя-потребителя товара.

6) ФЗ от 08.12.2003 ʼʼОб основах гос регулирования внешнеторговой д-тиʼʼ

7) З о применении ККТ, контр-кассовых аппаратов и т.д.

Система нормативного регулирования ограничивается не только законами, но и подзаконные акты есть. С юрп-техн тз практика сложилась: Правительство применяет правила, в которых рег-т виды/способы торговли. ППравит-ва от 19.12.1998 № 55.

Регулирование договоров к-п – осн массив в ГК.

Помимо розничной к-п - есть субинститут, где рег-ся иные виды продажи товаров. Отдельным образом рег-ся продажа энергии. Продукция технического назначения – отдельно регламентируется, энерг ресурсы также – как специфический товар.

Основные направления регулирования :

1) Розничная торговля: цель потребителя = личное потребление. Разновидность предпринимат д-ти, связанной с торговлей товарами на базе д-ров розничной к-п. ст. 346. 27. При этом, ряд товаров исключен из дефиниции: подакцизные товары, продукты питания, торговля напитками в орг-ции общепита. Понятие товаров сужено в нал целях.

2) Оптовая торговля : цель потребителя = извлечение прибыли. У продавца то же самое.

Различаются по цели!

Закон гос регулирования торг д-ти тоже определяет торговлю:

Розничная торговля – вид торг д-ти, связанной с приобретением и продажей товаров для исполнения их в лич, сем, домаш и иных целях = не для извлечения предпринимат прибыли. Итак, термины наделœены разными объёмами. Учитывая зависимость отконтекста.

Третья дефиниция розничной торговли (ГОС РФ) - ϶ᴛᴏ торговля на базе д-ра товарами и услугами. Оборот имущ прав.

Оптовая торговля.

Разновидность торг д-ти, цели ее – приобретение и продажа товаров для их использования, предпринимат д-ти, иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением. Ст. 1 Закон о торг д-ти.

Договор поставки – в ГК. Венская конвенция 1980.

Нормирование отношений в розничной торговле – при торговле на розничных рынках

Розничные рынки – совокупность имущества, объект, а не субъект права. Как наследств масса, как ОСС супругов – имущ комплекс. Пр контуры ограничены целями комплекса.

Это имущ комплекс, предназначенный для осущ-ния д-ти по продаже товаров на базе свободно определяемых цен непосредственно при заключении д-ра. З-д-ль выделяет особые места для продажи, уст-т особый пр режим торговли в этих зонах имущ комплексов.

А) универсальные рынки

Б) Специализированные рынки

В) С\х рынки

Г) С\х кооперативные рынки

Проблемные моменты. В случае если говорить о круге субъектов, которые вправе осущ-ть торговлю на розничных рынках - это не иолько ИП, но и гр-не с иным пр статусом. Οʜᴎ ведут КФХ/садоводство/огородство/животноводство. Проблема, что положения, опр круг лиц, имеющих права торговать на розничных рынках не согласован со ст. 94 ГК. В случае если гр-не не ИП, то заключаемые ими д-ры не мб квалифицированы в качестве д-ров роз к-п. отсюда следует, что применительно к отношениям в процессе отчуждения товаров на роз рынках не подлежат применения з-д-ва о защите прав потребителœей.

Товар – то, что инд-но неопределœено. В случае если однородны, массовы – то это товар.
Размещено на реф.рф
В законе это не указано.

02.10.14.

ФЗ ʼʼОб основах гос регулирования торговой д-ти в РФʼʼ № 381-ФЗ. Принят 28.12.2009. вступил в силу с 1.02.2010.

Тема 17. Правовое регулирование реализации товаров. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 17. Правовое регулирование реализации товаров." 2017, 2018.


20.1. Предприниматели получают прибыль от реализации товаров, работ, услуг. Понятие реализации дано в ст. 39 Налогового кодекса РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Законодательством РФ (ст. 39 НК РФ) установлены случаи, когда передача товаров, работ, услугне признается реализацией:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

иные операции в случаях, предусмотренных законом.

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное. Правовое выражается в принятии нормативно-правовых актов, устанавливающих определенные требования к процессу реализации. Организационное регулирование реализации товаров, работ, услуг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным. К прямому относится установление случаев обязательного заключения договоров, в частности, для обеспечения государственных нужд и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности, установлении льгот.

20.2. Правовыми формами реализации товаров, работ и услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

Договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

Договоры, направленные на передачу результатов работ;

Договоры, направленные на оказание услуг.

Порядок заключения договора на торгах установлен ГК РФ и рядом законодательных и подзаконных актов.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах установлены законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». К особенностям биржевых сделок относятся:

Заключение их участниками биржевой торговли;

Заключение сделок в ходе биржевых торгов;

Заключение сделок в отношении биржевого товара, под которым понимается неизъятый из оборота товар определенного рода и качества;

Регистрация заключенных сделок на бирже.

Имеет свои особенности заключениедоговоров на выставках и ярмарках. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

20.3. Особенности реализации товаров, работ и услуг в целях обеспечения государственных нужд

Правовое регулирование поставок товаров для государственных нужд осуществляется законом РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Государственные нужды – потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Поставки товаров для государственных нужд осуществляются в целях:

Создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;

Поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ;

Обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в т.ч. валютно-кредитных обязательств РФ.

Для решения задач по обеспечению особо важных государственных нужд принимаются федеральные и межгосударственные целевые программы . Государственным заказчикоммогут выступать федеральный орган исполнительной власти, иное государственное учреждение или федеральное казенное предприятие.

Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов.

Конкурс – способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. С победителем конкурса заключается государственный контракт , т.е.договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ.

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

2. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли- продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Статья 500. Цена и оплата товара

1. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

2. В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (статья 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

3. К договорам розничной купли- продажи товаров в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем товаров в рассрочку, не подлежат применению правила, предусмотренные абзацем первым пункта 4 статьи 488 настоящего Кодекса.

Покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара.

Часть вторая

Раздел IV. Отдельные виды обязательств

Глава 30. Купля-продажа

§ 1. Общие положения о купле- продаже

§ 2. Розничная купля-продажа

Статья 492. Договор розничной купли- продажи

Статья 493. Форма договора розничной купли-продажи

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

Статья 496. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок

Статья 497. Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара

Статья 498. Продажа товаров с использованием автоматов

Статья 499. Продажа товара с условием о его доставке покупателю

Статья 500. Цена и оплата товара

Статья 501. Договор найма-продажи

Статья 502. Обмен товара

Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

Статья 504. Возмещение разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества

Статья 505. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре

§ 3. Поставка товаров

Статья 506. Договор поставки

Статья 507. Урегулирование разногласий при заключении договора поставки

Статья 508. Периоды поставки товаров

Статья 509. Порядок поставки товаров

Статья 510. Доставка товаров

Статья 511. Восполнение недопоставки товаров

Статья 512. Ассортимент товаров при восполнении недопоставки

Статья 513. Принятие товаров покупателем

Статья 514. Ответственное хранение товара, не принятого покупателем

Статья 515. Выборка товаров

Статья 516. Расчеты за поставляемые товары

Статья 517. Тара и упаковка

Статья 518. Последствия поставки товаров ненадлежащего качества

Статья 519. Последствия поставки некомплектных товаров

Статья 520. Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров

Статья 521. Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров

Статья 522. Погашение однородных обязательств по нескольким договорам поставки

Статья 523. Односторонний отказ от исполнения договора поставки

Статья 524. Исчисление убытков при расторжении договора

Основополагающее значение для развития правового регулирования хозяйственной деятельности при переходе к рыночной экономике имеют появление частной собственности и частного предпринимательства, отказ от директивного планирования. С этим связано повышение роли частноправового регулирования хозяйственной деятельности. Однако это не означает отказа от ее публично-правового регулирования. Оно сохраняется, хотя и используется в новых формах, соответствующих условиям рыночной экономики. Сочетание публично-правовых и частноправовых начал имеет существенное значение в современном правовом регулировании хозяйственной деятельности.

Одной из основных задач регулирования хозяйственной деятельности является обеспечение субъектов данных правоотношений нормативно-правовой базой для осуществления предпринимательской деятельности с минимальными рисками, дополнительными гарантиями безопасности сделок, что в свою очередь влияет на уровень развития экономических отношений; легализации «теневого» бизнеса, улучшения благосостояния населения и как следствие повышения его уровня жизни, а также рост внутренних и внешних экономических показателей страны в целом.



Просмотров