Правовое положение крестьян, вышедших из крепостной зависимости. Крестьянский вопрос

Император утвердил 19 февраля 1861 ᴦ. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы.

19 февраля 1861 ᴦ. царь Александр II подписал Манифест. Он состоял из ряда отдельных законов. Наиболее важным из них был закон «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» , в котором излагались основные условия отмены крепостного права.

В Манифесте указывалось, что крестьяне за пользование земельным наделом выполняют в пользу помещика повинности. Такое состояние крестьян Манифест объявлял переходным, а крестьян именовал временнообязанными.

Основные положения реформы:

1. крестьяне безвозмездно получали личную свободу и права свободных сельских обывателœей;

2. помещики сохраняли право собственности на всœе земли, но обязаны были наделить крестьян на условиях пользования;

3. наделœение землей осуществлялось в добровольном порядке, в случае разногласий – в соответствии с законодательством. При этом составлялись «Уставные грамоты», для организации работы создавался институт мировых посредников;

4. за пользование землей крестьяне платили повинность (работой или деньгами);

5. крестьяне имели право выкупить предоставленные им земли. Право выкупа усадебной земли было безусловным, а полевой надел мог быть выкуплен только с согласия помещика. До принятия решения о выкупе крестьяне находились во временнообязанном состоянии с сохранением административно-полицейских функций помещика.

Обязательный перевод на выкуп и отмена временнообязанного состояния произошли только в 1881 году.

Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом . Параграф 1 этого закона гласил: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсœегда».

На крепостных крестьян распространялось общее постановление «Законов гражданских, о правах и обязанностях семейственных». На основе этого закона крестьяне имели право «вступать в брак», «распоряжения в их семейных делах» не требовало дозволения помещиков.

Статья 22 разрешала крестьянам как отдельно, так и целым обществом на основании общих постановлений входить во всякие законом дозволенные договоры, обязательства, подряды.

Крестьяне как «свободные сельские обыватели» получали по ст. 29 Положения следующие права: участие в сходах, в составлении мирских приговоров, в общественных выборах. Имели право переходить в другие состояния и общества, поступать па военную службу по собственному желанию, наниматься в рекруты, отлучаться от места жительства. Крестьянам было дано право отдавать своих детей в «общие учебные заведения», однако они практически ограничивались лишь сельской школой.

Крестьяне получили право производить свободную торговлю, открывать и содержать фабрики и другие промышленные заведения.

Статья 24 указывала на право крестьян обращаться «по искам, жалобам, ходатайствам в суд» как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. При этом за помещиком сохранялось право присутствовать «буде пожелает и без особого на то о них уполномочия при следствиях, производимых над крестьянами»... Следовательно, закон сохранял за помещиком судебные права в отношении своих бывших крепостных крестьян. При этом ст. 25 Положения особо подчеркивала, что «крестьяне не бывают подвергнуты никакому наказанию иначе, как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных над ним» правительственных и общественных властей.

Имущественные права крестьян закреплялись в гл. 2 «Общих положений...» Манифеста. Так, ст. 31 устанавливала право собственности крестьян лишь на движимое имущество, а земля по-прежнему оставалась собственностью землевладельца; ст. 33 закрепляла право приобретения в собственность движимого и недвижимого имущества, передачу в залог свободным сельским обывателям; ст. 38-39 регулировали порядок наследования. В случае если у крестьянина не было наследников, то оставшееся после его смерти имущество, как вымороченное, поступало в распоряжение того сельского общества, в пределах которого находилось его имущество.

Сельское общественное управление составлял сельский сход, избиравший сельского старосту и других должностных лиц. Определœением ст. 48 сельский сход созывался старостой, устанавливалась его компетенция (назначение сборов, раскладка податей, оброка, разрешение семейных наделов, назначение опекунов и попечителœей и т. д.). Решения сельского схода выносились большинством голосов. Предусматривалось создание волостного суда, который избирался полостным сходом в составе от 4 до 12 судей. Ему были подсудны споры и тяжбы между крестьянами при наличии иска на сумму не свыше 100 руб. Волостной суд имел право приговаривать к общественным работам сроком на 7 дней, аресту до 7 дней, денежному штрафу до 3 руб., а также телœесному наказанию розгами до 20 ударов. Приговоры суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, согласно ст. 109 считались окончательными.

Определœенный интерес представляет положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной осœедлости и содействии правительства к приобретению крестьянами в собственность полевых угодий. В целях реализации- этого закона царским правительством предусматривался ряд организационных мер.

Для разрешения на местах споров, связанных с поземельными отношениями, в уездах назначались мировые посредники.

Поземельные отношения между помещиками и крепостными крестьянами оформлялись в течение двух лет специальными документами, «уставными грамотами», в которых фиксировалось количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, размер повинностей.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право выкупать их усадебную осœедлость.

В Манифесте подчеркивалось, что за пользование усадебной осœедлостью крестьяне по закону обязаны исполнять в пользу помещиков определœенные в положениях повинности (работой или деньгами, ст. 11), а с согласия помещиков они могли приобретать в собственность полевые земли. Статья 8 говорит о том, что правом выкупа усадебной осœедлости обладают как крестьянские общества, так и каждый крестьянин-домохозяин в отдельности.

Размер выкупной суммы за усадебную осœедлость мог определяться добровольным соглашением помещика с крестьянами и.на основе правил, изложенных в законе.

Выкупная сделка, по которой помещик продавал, а крестьянин приобретал в собственность усадебный и полевой надел, утверждалась правительством. После этого всœе обязательные поземельные отношения между помещиком и крестьянами прекращались, а крестьяне именовались крестьянами-собственниками. И. И. Ленин в статье «Пятидесятилетие падения крепостного права» писал: «За свои, потом и кровью политые крестьянские земли, крестьяне были обязаны платить выкуп, т. е. дань вчерашним рабовладельцам. Сотни миллионов рублей дани крепостникам выплатили крестьяне, разоряясь всœе более и более».

Выкупная сумма исчислялась из размера денежного оброка, назначенного с крестьян в пользу помещика по «уставной грамоте».

Глава 6 «О выкупных платежах» гласила, что «...крестьяне, получившие в собственность земли при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за его землю оброка, по шести копеек на рублю с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной». Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение 49 лет со дня выдачи ссуды по 6% ежегодно.

«Сбором выкупных платежей ведал староста или же специально избранный сельским сходом сборщик. Законом устанавливались ежегодные сроки взноса выкупных платежей в казначейство. Особые меры предусматривались за возмещение недоимок». Закон назначал к недоимщику опекуна, которому предоставлялось право не разрешать неисправному хозяину отчуждать что-либо из его доходов до пополнения недоимки. Возможна была продажа части имущества полевого надела недоимщика.

Закон предусматривал замену денежной повинности уплатою оброка, а сроки уплаты оброка записывались в Уставную грамоту и оставались неизменными в продолжение 20 лет.

Характерно и то, что помещику предоставлялось право уплаты оброка за полгода вперед. Все это свидетельствует о том, что реформа 1861 ᴦ. была проведена в интересах помещиков. Выкупные платежи не соответствовали действительной стоимости земли, а различные повинности, взимавшиеся с крестьян, крайне тяжело отражались на их положении. По этой причине реализация «Положений 19 февраля 1861 ᴦ.» в силу своего грабительского характера протекала в обстановке непрерывной борьбы и разрешить имевшиеся противоречия между крестьянами и помещиками в земельных делах не смогла.

В. П. Ленин, анализируя процесс отмены крепостного права в России, писал: «Крестьяне за землю, которую они получили по реформе 1861 ᴦ., должны были платить значительно дороже ее действительной стоимости. По случаю освобождения крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, причем содрали вдвое и втрое дороже действительной цены на землю».

1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой крестьянство России было освобождено от многовековой крепостнической кабалы.

Основные положения крестьянской реформы.

Крестьяне получили :

  1. личную свободу;
  2. ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин);
  3. право на общее образование, за исключением особо привилегированных учебных заведений;
  4. право заниматься государственной службой ;
  5. право заниматься торговлей, прочей предпринимательской деятельностью ;
  6. отныне крестьяне могли вступать в гильдии;
  7. право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий;
  8. крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до тех пор, пока не выкупали себе надел земли, при этом объем работ или оброк оговаривался законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г., однако государство достаточно демократично подошло к решению вопроса о земле и предусмотрело, что если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство.

Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим :

  1. земля полностью сохранялась за помещиками, крестьянам же полагалась только «их оседлая доля», за которую они должны были выплатить 25 % выкупной суммы наличными;
  2. далее все остальные денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.

Выходя из крепостной зависимости, крестьяне должны были учреждать сельские общества , т. е. поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам.

Такие поселки, расположенные по соседству, объединялись в волости (приходы).

В сельском обществе формировалось своего рода самоуправление крестьян : во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости. Эти органы имели хозяйственно-административное значение.

В зависимости от земли, где предоставлялся земельный надел крестьянам (нечерноземной, черноземной или степной полосы), устанавливались разные размеры подушного надела .

Поэтому исходя из плодородия земли в каждой отдельной местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Этот размер являлся отправной точкой для определения конкретного размера выкупаемого надела, который не мог быть меньше 1/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера, так называемый «нищенский надел».

Для всей России высшая норма крестьянского надела составляла 7 десятин, а низшая – 3.

Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве на личную свободу.

Недостатки крестьянской реформы :

  1. сохранение крупного помещичьего землевладения;
  2. маленький размер крестьянских наделов;
  3. учреждение крестьянских общин и установление круговой поруки в пределах этих общин.

19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была затем претворена в жизнь.

Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесён в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на прогнившую систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочерёдно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известнейший консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года
  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 8 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 176.

Манифест. Крестьяне объявляются свободными и перехолодят в сословие сельских обывателей. Получают права:

1. Свобода передвижения

2. Свобода распоряжения своей собственностью

3. Право отвечать по суду и требовать защиты в суде. Крестьянин теперь должен сам отвечать перед судом за свои проступки

4. Крестьяне получили право перехода в другие сословия

5. Право заниматься торгово-промышленой деятельностью.

Эта группа прав – комплекс гражданских прав.

Но была и непоследовательность в данной реформе. Противоречия.

Свобода передвижения . Формально, крестьянин мог идти, к уда хочет. Но реформой вводился период временнообязанного состояния. Пока крестьянин не подпишет уставную грамоту (где устанавливался размер надела и сумма выкупных платежей), он остается во временнообязанном состоянии, а значит никуда уйти крестьянин не может, и обязан выполнять барщину и оброк. Но по условиям реформы барщина и оброк регламентированы. Мужчина отрабатывает 40 дней, женщина – 30 дней. Оброк – не больше того, что определено по условиям реформы (для каждой из трех зон установлен потолок оброка). Зато помещик обязан подписать уставную грамоту. Но вопрос с том, что рано или поздно. Последний срок подписания грамоты назначался на 1881 год. К 1881 году 15% крестьян еще находились во временнообязанном состоянии. Но и после подписания Уставной грамоты крестьянин переводится на выкуп, и пока он выплачивает, он не может сорваться с места – привязан к наделу.

Свобода распоряжения своей собственностью. Движимое имущество – пункт имел силу. Недвижимое – другое дело. Крестьянин не становился собственником земли, даже если временнообязанное состояние закончилось. Земля передавалось не крестьянину, а общине. И даже если крестьянин выкупил землю, она принадлежит общине.

Право перехода в другие сословия. Пока не выплатишь выкупной платеж, не выйдешь из сословия. Отказаться от выкупных платежей нельзя –принудительный характер выкупа земли. В 1870 году право отказа от надела было предоставлено, но при условии выплаты различных платежей. Так что воспользоваться эти правом де-факто было невозможно.

Крестьяне получали крестьянское самоуправление . На крестьян была перенесена та система самоуправления, предложенная Киселевым в реформе государственной деревни.

Низшим звеном крестьянского самоуправления являлся сельский сход . На сход шли дворохозяева, и решали все вопросы крестьянской жизни – земельные и семейные споры например. Избирался староста, писарь. Писаря часто нанимали, ибо даже старосты часто были неграмотны. Сельский сход выделял своих делегатов на следующий уровень – волостной сход.


Волостной сход соответствовал волости. В него входили представители нескольких сельских обществ. Он решал дела о раскладке податей и рекрутской повинности. Волостной сход выбирал волостного старосту. Он был представителем исполнительной власти. В его подчинении был ряд старост, ведавших узкими делами. Избиралось волостное правление. Избирался волостной суд. Это низшая судебная инстанция. Судила только крестьян. В компетенцию волостного суда входили дела внутренней жизни крестьянского общества- земельные, семейные споры (не превышает 100 рублей), нарушение общественного порядка. В волостном суде судили по традиции, а не по писаному закону. Волостной сход, особенно на время подписания уставных грамот, находился в компетенции мировых посредников . Институт мировых посредников возник именно в период реформ. Этот институт разбирал спорные вопросы помещиков и крестьян. Утверждал уставные грамоты. Утверждал должностных лиц крестьянского самоуправления, утверждал решения сходов. Мировые посредники, их кандидатуры, обсуждались дворянскими собраниями, утверждались губернатором и губернских предводителем дворянства. Т.о. споры между крестьянами и помещиками споры часто решались в пользу помещиков. Были исключения – Розен, Спешнев, Пирогов, Толстой и т.д. Сами мировые посредники подчинялись уездным съездам мировых посредников. Т.о. над крестьянами все равно были помещики.

Крепостное право превратилось в тормоз технического прогресса, который в Европе, после промышленной революции, активно развивался. Крымская война наглядно это продемонстрировала. Возникла опасность превращения России в третьеразрядную державу. Именно ко второй половине XIX века стало ясно, что сохранение могущества и политического влияния России невозможно без укрепления финансов, развития промышленности и железнодорожного строительства, преобразования всей политической системы. В условиях господства крепостного права, которое само по себе могло существовать еще неопределенное время, при том что само поместное дворянство было неспособно и не готово к модернизации собственных имений, сделать это оказалась практически невозможно. Именно поэтому правление Александра II стало периодом радикальных преобразований российского общества. Император, отличаясь здравым умом и определенной политической гибкостью, сумел окружить себя профессионально грамотными людьми, понимавшими необходимость поступательного движения России. Среди них выделялись брат царя, великий князь Константин Николаевич, братья Н.А. и Д.А. Милютины, Я.И. Ростовцев, П.А. Валуев и др.

Ко второй четверти XIX века уже стало очевидно, что экономические возможности помещичьего хозяйства в обеспечении возросших потребностей в экспорте хлеба полностью исчерпаны. Оно все больше втягивалось в товарно-денежные отношения, постепенно теряя натуральный характер. С этим было тесно связано изменение форм ренты. Если в центральных губерниях, где было развито промышленное производство, более половины крестьян уже было переведено на оброк, то в земледельческих центрально-черноземных и нижневолжских губерниях, где производился товарный хлеб, продолжала расширяться барщина. Это было обусловлено естественным ростом производства хлеба на продажу в помещичьем хозяйстве.

С другой стороны, заметно упала производительность барщинного труда. Крестьянин всеми силами саботировал барщину, тяготился ею, что объясняется ростом крестьянского хозяйства, превращением его в мелкотоварного производителя. Барщина тормозила этот процесс, и крестьянин всеми силами боролся за благоприятные условия своего хозяйствования.

Помещики изыскивали способы повышения доходности своих имений в рамках крепостного права, например, перевод крестьян на месячину: безземельным крестьянам, которые были обязаны все рабочее время находиться на барщине, выдавалась плата натурой в виде месячного продуктового пайка, а также одежда, обувь, необходимая хозяйственная утварь, при этом помещичье поле обрабатывалось господским инвентарем. Однако все эти меры не могли возместить все возрастающие потери от малоэффективного барщинного труда.

Серьезный кризис переживали и оброчные хозяйства. Ранее крестьянские промыслы, с которых в основном и уплачивался оброк, были выгодны, давая помещику стабильный доход. Однако развитие промыслов породило конкуренцию, что привело к падению крестьянских заработков. С 20-х годов XIX века стали стремительно расти недоимки по уплате оброка. Показателем кризиса помещичьего хозяйства был и рост задолженности имений. К 1861 году в различных кредитных учреждениях в залоге находилось около 65% помещичьих имений.

Стремясь повысить доходность своих имений, некоторые помещики стали применять новые методы ведения хозяйства: выписывали из заграницы дорогостоящую технику, приглашали иностранных специалистов, вводили многопольный севооборот и т.п. Но подобные траты были по плечу только богатым помещикам, а в условиях крепостного права эти новшества не окупались, часто разоряя таких помещиков.

Следует особо подчеркнуть, что речь идет именно о кризисе помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, а не экономики вообще, которая продолжала развиваться уже на совершенно другой, капиталистической основе. Понятно, что крепостное право сдерживало ее развитие, препятствовало формированию рынка наемного рабочего труда, без которого невозможно капиталистическое развитие страны.

Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 года с создания очередного Секретного комитета. В ноябре 1857 года Александр II разослал по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова, в котором говорилось о начале постепенного освобождения крестьян и предписывалось создать в трех литовских губерниях (Виленской, Ковенской и Гродненской) дворянские комитеты для внесения предложений в проект реформы. 21 февраля 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение предстоящей реформы. Губернские дворянские комитеты составляли свои проекты освобождения крестьян и отправляли их в главный комитет, который на их основе начал разрабатывать общий проект реформы.

Для переработки представленных проектов в 1859 году были учреждены редакционные комиссии, работой которых руководил товарищ министра внутренних дел Я.И. Ростовцев.

При подготовке реформы среди помещиков шли оживленные споры о механизме освобождения. Помещики нечерноземных губерний, где крестьяне находились в основном на оброке, предлагали наделить крестьян землей с полным освобождением от помещичьей власти, но с выплатой большого выкупа за землю. Их мнение наиболее полно выразил в своем проекте предводитель тверского дворянства А.М. Унковский.

Помещики черноземных областей, мнение которых было выражено в проекте полтавского помещика М.П. Позена, предлагали дать за выкуп крестьянам лишь небольшие наделы, ставя целью поставить крестьян в экономическую зависимость от помещика - заставить их арендовать землю на невыгодных условиях или работать батраками.

К началу октября 1860 года редакционные комиссии завершили свою деятельность и проект поступил на обсуждение в Главный комитет по крестьянскому делу, где подвергся дополнениям и изменениям. 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. Подписание манифеста об освобождении крестьян было назначено на 19 февраля 1861 года - 6-й годовщине восшествия на престол Александра II, когда император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которые включали в себя 17 законодательных актов. В то же день был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича, заменивший собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и призванный осуществить высшее наблюдение за проведением в жизнь «Положений» 19 февраля.

По манифесту крестьяне получали личную свободу. Отныне бывший крепостной крестьянин получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, ему были предоставлены некоторые гражданские права: возможность переходить в другие сословия, заключать от своего имени имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные предприятия.

Если крепостное право было отменено сразу, то урегулирование экономических отношений между крестьянином и помещиком растянулось на несколько десятилетий. Конкретные экономические условия освобождения крестьян были зафиксированы в «Уставных грамотах», которые заключались между помещиком и крестьянином при участии мировых посредников. Однако по закону крестьяне еще в течение двух лет обязаны были отбывать фактически те же повинности, что и при крепостном праве. Это состояние крестьянина называлось временнообязанный. Фактически это положение растянулось на двадцать лет, и лишь законом 1881 года последние временнообязанные крестьяне были переведены на выкуп.

Важное место уделялось наделению крестьянина землей. Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика. Эту задачу государство взяло на себя. В основу выкупа была положена не рыночная стоимость земли, а размер повинностей. Казна сразу же выплачивала помещикам 80% выкупной суммы, а остальные 20% помещику должны были выплачивать крестьяне по обоюдной договоренности (сразу же или в рассрочку, деньгами или отработками). Выкупная сумма, уплачиваемая государством, рассматривалась как предоставленный крестьянам заем, который затем взыскивался с них ежегодно, в течение 49 лет в виде «выкупных платежей» в размере 6% от этой ссуды. Нетрудно определить, что таким образом крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше не только ее реальной рыночной стоимости, но и суммы повинностей, которые он нес в пользу помещика. Именно поэтому «временнообязанное состояние» просуществовало более 20 лет.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Вся территория Российской империи была разделена на три части: нечерноземную, черноземную и степную. В черноземной и нечерноземной частях устанавливались две нормы наделов: высшая и низшая, а в степной одна - «указная» норма. Закон предусматривал уменьшение крестьянского надела в пользу помещика, если его дореформенные размеры превышали «высшую» или «указную» норму, и прирезку, если надел не достигал «высшей» нормы. На практике это привело к тому, что отрезание земли стало правилом, а прирезки исключением. Тяжесть «отрезков» для крестьян состояла не только в их размерах. В эту категорию часто попадали лучшие земли, без которых нормальное ведение хозяйства становилось невозможным. Таким образом, «отрезки» превратились в эффективное средство экономического закабаления крестьян со стороны помещика.

Земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине. Такая форма землепользования исключала возможность продажи крестьянином своего надела, а сдача его в аренду ограничивалась пределами общины. Но, несмотря на все свои недостатки, отмена крепостного права была важным историческим событием. Она не только создала условия для дальнейшего экономического развития России, но и привела к изменению социальной структуры российского общества, вызвала необходимость дальнейшего реформирования политической системы государства, вынужденной приспосабливаться к новым экономическим условиям. После 1861 года был проведен ряд важных политических преобразований: земская, судебная, городская, военная реформы, которые коренным образом изменили российскую действительность. Не случайно отечественные историки считают это событие переломным моментом, гранью между Россией феодальной и Россией нового времени.

ПО «ДУШЕВОЙ РЕВИЗИИ» 1858 ГОДА

Помещичьи крепостные крестьяне - 20 173 000

Удельные крестьяне - 2 019 000

Государственные крестьяне -18 308 000

Рабочие заводов и шахт, приравненные к государственным крестьянам - 616 000

Государственные крестьяне, приписанные к частным заводам - 518 000

Крестьяне, освобожденные после военной службы - 1 093 000

ИСТОРИК С.М. СОЛОВЬЕВ

«Начались либеральные речи; но было бы странно, если бы первым же, главным содержанием этих речей не стало освобождение крестьян. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей, причем рабы одинакового происхождения с господами, а иногда и высшего: крестьяне славянского происхождения, а господа татарского, черемисского, мордовского, ни говоря уже о немцах? Какую либеральную речь можно было вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов».

А.И. ГЕРЦЕН

«Пройдет еще много лет, прежде чем Европа уяснит себе ход развития русского крепостного права. Его происхождение и развитие представляют собою явление столь исключительное и ни на что не похожее, что в него трудно поверить. Как, в самом деле, поверить, что половина народонаселения одной и той же национальности, одаренной редкими физи ческими и умственными способностями, обращена в рабство не войной, не завоеванием, не переворотом, а только рядом указов, безнравственных уступок, гнусных притязаний?»

К.С. АКСАКОВ

«Образовалось иго государства над землею, и русская земля стала как бы завоеванною… Русский монарх получил значение деспота, а народ - значение раба-невольника в своей земле»…

«ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ЭТО ПРОИЗОШЛО СВЫШЕ»

Когда император Александр II приехал на коронацию в Москву, то московский генерал-губернатор граф Закревский просил его успокоить местное дворянство, взволнованное слухами о предстоящем освобождении крестьян. Царь, принимая московского губернского предводителя дворянства князя Щербатова с уездными представителями, сказал им: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого; мы живём в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя, почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. (…)

Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властию и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля.

Предшественники мои чувствовали все зло крепостного права и постоянно стремились если не к прямому его уничтожению, то к постепенному ограничению произвола помещичьей власти. (…)

Вслед за рескриптом, данным генерал-губернатору Назимову, начали поступать просьбы от дворянства других губерний, которым были даны ответы рескриптами на имя генерал-губернаторов и губернаторов подобного же содержания с первым. В этих рескриптах заключались те же главные начала и основания и разрешалось приступать к делу на тех же указанных мною началах. Вследствие того были учреждены губернские комитеты, которым для облегчения их работ была дана особая программа. Когда после данного на то срока работы комитетов начали поступать сюда, я разрешил составить особые Редакционные комиссии, которые должны были рассмотреть проекты губернских комитетов и сделать общую работу в систематическом порядке. Председателем этих Комиссий был сначала генерал-адъютант Ростовцев, а по кончине его граф Панин. Редакционные комиссии трудились в продолжение года и семи месяцев, и, несмотря на нарекания, может быть отчасти и справедливые, которым Комиссии подвергались, они окончили свою работу добросовестно и представили ее в Главный комитет. Главный комитет под председательством моего брата трудился с неутомимою деятельностью и усердием. Я считаю обязанностью благодарить всех членов комитета, а брата моего в особенности, за их добросовестные труды в этом деле.

Взгляды на представленную работу могут быть различны. Потому все различные мнения я выслушиваю охотно; но я вправе требовать от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные сановники, облеченные моим доверием. Приступая к этому важному делу, я не скрывал от себя всех тех затруднений, которые нас ожидали, и не скрываю их и теперь, но, твердо уповая на милость Божию, я надеюсь, что Бог нас не оставит и благословит нас кончить его для будущего благоденствия любезного нам Отечества. Теперь с Божиею помощью приступим к самому делу.

МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ

МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ,

ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ

ВСЕРОССИЙСКИЙ

ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ

и прочая, и прочая, и прочая

Объявляем всем нашим верноподданным.

Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I - постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.

Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.



Просмотров