Изъятие неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения. Проблемы неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться не только по праву аренды , но и по праву постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Однако существуют причины, по которым эти права могут быть прекращены, а земли изъяты. В ЗК РФ указываются следующие основания для прекращения прав на землю:

  • изъятие участка для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиция;
  • конфискация;
  • использование с нарушением требований законодательства;
  • неиспользование по целевому назначению.

Признаки неиспользования земельных участков сельхозназначения:

  1. Не возделываются сельскохозяйственные культуры и не обрабатывается почва на пашне.
  2. Не осуществляется сенокошение на сенокосах.
  3. Сорных травы на культурных сенокосах занимают более 30% их общей территории.
  4. На пастбищах не выпасается скот.
  5. Не производится уход за многолетними насаждениями и не происходит сбор урожая на них.
  6. Более 15% площади пашни занята лесами и/или кустарниками, а для других видов сельскохозяйственных угодий — более 30%.
  7. Заболачивание и закочкаренность участка более 20% (Постановление Правительства РФ N 369).

Критерии существенного снижения плодородия почвы

То, что плодородие почвы существенно снижено, утверждается в случае изменения значений не менее 3-х из следующих критериев:

  1. Содержание органического вещества в пахотном горизонте уменьшилось на 15 и более процентов.
  2. Кислотность в кислых почвах упала на 10 и более процентов.
  3. Щелочность в щелочных почвах повысилась на 10 и более процентов.
  4. Количество подвижного фосфора понизилось на 25 и более процентов.
  5. Содержание обменного калия упало на 25 и более процентов (Постановление Правительства РФ N 612).

Определение размера вреда нанесенного окружающей среде

Вред, который нанесен окружающей среде вследствие несоответствующего использования сельскохозяйственных земель, должен быть возмещен. Сумма убытка, согласно ч.3 ст.77 ФЗ N 7-ФЗ, подсчитывается на основании такс и методик исчисления, которые утверждены законодательством. При их отсутствии, подсчет производится с учетом:

  • фактических затрат на восстановление окружающей среды;
  • понесенных убытков;
  • упущенной выгоды.

Изъятие при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ

Изъятие земель сельхозназначения, за исключением тех земельных участков, которые находятся в ипотеке , или к собственникам которых возбуждено судом дело о банкротстве, происходит по причине:

  • использования земли с нарушением законодательства РФ, которое повлекло существенное снижение уровня ее плодородия или причинило вред окружающей среде;
  • неиспользования земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение 3-х и более лет с момента, как государственным земельным надзором был установлен факт неиспользования земли по назначению или использования с нарушениями законов РФ. Если земли сельхозназначения не использовались по причинам, исключающим такую возможность (стихийное бедствие), то отсчет времени в такой период не осуществляется.

Земли изымаются по причинам, которые указаны в обоих пунктах выше, в случае неустранения нарушений собственником и только после назначения административного взыскания (ч.2-5 ст.6 N 101-ФЗ).

Административный штраф

Неиспользование земли сельскохозяйственного назначения для предусмотренной деятельности в установленный срок влечет штраф:

  • для граждан — 0.3-0.5% от кадастровой стоимости (далее КС), но не меньше 3 000 рублей;
  • для должностных лиц — 0.5-1.5% от КС, но не меньше 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — 2-10% от КС, но не меньше 200 000 рублей.

Для нового собственника, который приобрел изъятую землю на публичных торгах, не использование по назначению или использование с нарушениями законодательства в установленные сроки, применяется штраф:

  • для граждан и ИП — 0.1-0.3% от КС, но не меньше 2 000 рублей;
  • для ЮЛ — 1-6% от КС, но не меньше 100 000 рублей.

Порядок изъятия и публичные торги

Одновременно с назначением административного штрафа уполномоченные органы исполнительной власти по государственному земельному надзору выписывают предписание, в котором содержатся сроки устранения правонарушений. Если собственник не устранил нарушения, то упомянутые органы:

  1. Направляют в орган исполнительной власти субъекта РФ материалы, подтверждающие этот факт. Данный орган в течение 2-х месяцев с момента получения этой информации, обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии такого участка из земель сельскохозяйственного назначения и выставлении ее на продажу через публичные торги.
  2. Подает в орган исполнительной власти, который ответственен за регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, заявление о том, что по отношению к изымаемому участку сельхозназначения до завершения рассмотрения дела судом невозможно осуществлять какие-либо операции по государственной регистрации (ч.6,7 ст.6 N 101-ФЗ).

После принятия соответствующего решения судом, орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан провести публичные торги по продаже земли, а также, при необходимости — предварительно провести кадастровые работы (ч.8 ст.6 N 101-ФЗ).

В публичных торгах по продаже такого участка сельскохозяйственного назначения не могут участвовать:

  • юридические лица, в которых собственник земли является учредителем либо участником;
  • члены семьи собственника;
  • организации, оценивающие продаваемый участок, а также их сотрудники;
  • должностные лица органов власти, члены их семей, участие которых может оказать влияние на результаты торгов;

Если данные правила будут нарушены, то сделка признается недействительной (ч.9 ст.6 N 101-ФЗ). Начальной ценой с/х участка признается его рыночная либо кадастровая стоимость, действительная на момент проведения торгов. Ее величина может быть уменьшена, если будет установлено, что земля не пригодная для сельскохозяйственной деятельности и ее качество необходимо восстанавливать. Тогда цена может уменьшается на величину расходов, необходимых для проведения восстановительных работ, однако не больше, чем на 20% от установленной стоимости земли (ч.10,11ст.6 N 101-ФЗ).

Порядок проведения повторных торгов:

  1. Если торги были признаны несостоявшимися, то не позже 2-х месяцев с их проведения, торги повторяются. Цена земли снижается на 20% от начальной.
  2. При признании повторных торгов несостоявшимися земля продается с помощью публичного предложения. Начальная стоимость продажи равна начальной стоимости повторных торгов, но фактически не может быть продана меньше чем за 50% от ее величины.
  3. Если торги с помощью публичного предложения тоже были признаны несостоявшимися, то в течение 1 месяца землю можно приобрести в муниципальную собственность по ее территориальному расположению посредством торгов публичного предложения. В таком случае цена принимается минимальной.
  4. Если в установленный срок участок не был приобретен в муниципальную собственность, то орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 1 месяца обязан приобрести эту землю в государственную собственность. Это осуществляется в форме публичного предложения по минимальной цене (ч.13,14 ст.6 N 101-ФЗ).

Из средств, вырученных с продажи земли, вычитаются затраты на проведение ее обследования, оценки, а также на подготовку и осуществление торгов. Остаток денег передается бывшему владельцу с/х участка. Новый собственник, признанный по итогам публичных торгов обязан в течение года начать использовать землю по назначение. За исполнением этого требования осуществляет контроль орган государственного земельного надзора (ч.15,16 ст.6 N 101-ФЗ).

Порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования по причине неиспользования по назначению или использованию с нарушением законодательства

Прекращение права на участок сельхозназначения и последующее его изъятие по упомянутым причинам осуществляется на основании:

  • соответствующего судебного акта;
  • соответствующего решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

По какому варианту будут развиваться события зависит от того, кто владел данным участком. Если земля была в пользовании у государственного или муниципального учреждения, казенного предприятия (за исключением госучреждений и академий наук, которые входят в состав Российской академии наук) — достаточно будет решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

В остальных случаях изъятие осуществляется в судебном порядке по инициативе упомянутых органов. В обоих случаях проведение данной процедуры возможно при условии, что после назначения административного наказания собственник так и не устранил само правонарушение. О том, что виновник не предпринял никаких мер для исправления сложившейся ситуации органы исполнительной власти информирует орган государственного земельного надзора.

На основании полученной информации, а также учитывая то, у кого был участок в пользовании, используется один из вариантов:

  1. Принимается решение об изъятии.
  2. Направляется требование об изъятии в суд.

Если в ЕГРН есть записи о праве на участок, то компетентные органы обязаны обратиться в данную инстанцию с просьбой о том, чтобы было зарегистрировано прекращение такого права. Вся процедура должна быть осуществлена в 10-дневный срок с момента принятия решения или вступления в силу судебного акта. К обращению прилагаются копии соответствующих документов.

При условии, что в ЕГРН право на пользование землей не зарегистрировано, то компетентные органы должны проинформировать орган регистрации прав и налоговую о том, что данное право было прекращено. Сделать они это обязаны в 7-дневный срок с того момента, как было принято решение или вступил в силу соответствующий судебный акт. Решение органов государственной власти или местного самоуправления об изъятии участка сельхозназначения может быть оспорено в суде (ст.54 ЗК РФ).

Изъятие участков сельскохозяйственного назначения для муниципальных и государственных нужд

Такое изъятие возможно в случае, если это связано с выполнением государством международных договоров. Также причиной может послужить строительство или реконструкция объектов местного или государственного значения, если других вариантов осуществить его не существует. Не исключаются и другие причины для проведения данной процедуры, если они предусмотрены федеральным законодательством(ст.49 ЗК РФ).

Кем осуществляется изъятие

Процедура осуществляется согласно решениям уполномоченных:

  • федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд РФ и размещения федеральных объектов;
  • исполнительных органов государственной власти субъекта РФ — для региональных нужд и размещения региональных объектов;
  • органов местного самоуправления — для муниципальных нужд и для того, чтобы разместить объекты местного значения (ст.56.2 ЗК РФ).

Соответствующее решение может быть принято как по собственной инициативе вышеупомянутых органов, так и по ходатайству организаций. Изъятие по ходатайству возможно при условии, что данные организации полностью или частично покроют затраты на строительство и реконструкцию объектов (ч. 4, 7 ст. 56.3 ЗК РФ).

Условия, при которых изъятие возможно (ст.56.3 ЗК РФ):

  1. Запланированные строительство или реконструкция объекта, по причине которых изымается земля сельскохозяйственного назначения, должны быть предусмотрены в утвержденной документации территориального планирования и в проекте планировки территории (ч.1).
  2. Решение должно быть принято не позже, чем пройдет 3 года с того момента, как был утвержден соответствующий проект планировки территории (ч.3).
  3. Если земля изымается не по причине, указанной в п.1, то это решение должно быть обосновано: создается особо охраняемая природная территория, выполняется международный договор РФ, планируется проведение работ по пользованию недрами (ч.2).
  4. Изъятие с/х земель допустимо для размещения региональных объектов одного субъекта РФ на территории другого субъекта РФ. Обязательно, чтобы возможность размещения таких объектов подтверждали документы территориального планирования последнего (ч.6).

Прекращение права пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования не является помехой для проведения изъятия. Это утверждение действительно и для участков сельхозназначения, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и для которых прекращается договор аренды или право безвозмездного пользования. В обоих случаях изъятие может проводиться независимо от формы собственности на землю (ч. 5 ст.56.3 ЗК РФ).

Решение об изъятии

Данное решения может быть принято и быть действительным в отношении как одного, так и нескольких земельных участков, а также объектов недвижимости, которые на них расположены. По отношению к сооружениям, которые расположены на территории таких участков сельскохозяйственного назначения, и которые не противоречат будущим целям использования, решение по изъятию не принимается.

В данном документе указываются такие данные:

  • изымаемые земельные участки;
  • объекты, которые расположены на данных участках;
  • цель изъятия и реквизиты соответствующих документов;
  • при ходатайстве для проведения изъятия — его заявитель;
  • сооружения, которые не изымаются;
  • сервитуты, которые после изъятия будут сохранены.

Если изымаемые земельные участки еще не образованы и для них нет утвержденного проекта межевания территории, то в решение должно уведомлять о том, что схема расположения таких участков утверждена. Такая схема должна быть приложена к решению об изъятии.

Решение не может быть принято, если:

  • земельные участки — выморочное имущество, на котором отсутствуют частные объекты недвижимости или те, которые находятся в пользовании третьих лиц. Аналогичное утверждение справедливо и для земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности;
  • с/х участки являются государственной или муниципальной собственностью, на них расположены объекты недвижимости, которые являются бесхозяйным или выморочным имуществом, не обременены правами третьих лиц.

Не может быть препятствием в принятии решения об изъятии:

  • отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на участки и объекты недвижимости на них, о координатных точках границ участков;
  • пересечение границ двух участков, один из которых является изымаемым;
  • наличие споров о правах на участки и/или на недвижимость, которая расположена на этих участках.

Переход прав на изымаемые участки сельхозназначения и/или на недвижимость на них, а также при образовании из них новых земельных участков или объектов недвижимости не приводит к принятию нового решения или внесению изменений в существующее. После принятого решения об изъятии, компетентный орган обязан в 10-дневный срок опубликовать его на официальном сайте и обнародовать. Одна копия решения направляется правообладателям недвижимости, которая изымается, а вторая — в орган регистрации прав.

Организациям, которые подали ходатайство об изъятии, также направляется копия соответствующего решения. Попутно прилагаются сведения о правообладателях изымаемых с/х участков и недвижимости, копии документов, подтверждающие эти права, а также контактные данные этих лиц. Решение об изъятии действует в течение 3-х лет с момента его принятия, и может быть оспорено в судебном порядке (ст.56.6 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии

Подготовка соглашения предусматривает выполнение следующих действий, за проведение которых отвечают либо уполномоченные органы, решившие изъять землю по собственной инициативе, либо организация, направившая соответствующее ходатайство:

  1. Заказ на проведение необходимых кадастровых работ с изымаемыми участками, а также аналогичных работ, которые связаны с образованием новых земельных участков, предназначенных на замену изымаемым.
  2. Обращение с заявлением от имени правообладателя недвижимости, которая изымается (доверенность для этого не нужна) о проведении необходимого кадастрового учета для изымаемых участков. Также это действительно в случае, если нужно уточнить их границы, а также для участков, предназначенных на замену тем, которые изымаются.
  3. Заказ работ для оценки изымаемых с/х участков и недвижимости, которая на них расположена и/или предназначена на предоставление взамен. Также происходит оценка убытков, прекращаемых прав, которые влечет изъятие земли.
  4. Проведение переговоров с правообладателями изымаемой недвижимости.
  5. При изъятии вследствие ходатайства происходит совместная подготовка соглашения между уполномоченными органами и организацией.
  6. Направление проекта соглашения сторонам-участникам для его подписания.

Если имеют место споры о границах или образовании изымаемых участков, а также об отсутствии права собственности на них, участки сельхозназначения для муниципальных и государственных нужд могут быть изъяты принудительно на основании принятия соответствующих судебных актов.

При определении размера возмещения за изымаемый участок сельскохозяйственного назначения учитываются следующие факторы:

  • рыночная стоимость земли;
  • право частной собственности, подлежащее прекращению;
  • рыночная стоимость иных прав, которые подлежат прекращению;
  • убытки, которые причиняет изъятие;
  • упущенная выгода (ч. 2 ст.56.8 ЗК РФ).

Конфискация земельного участка

О конфискации земли говорится в ст.50 ЗК, ст.243 ГК и ст.104.1 УК РФ. Суть процесса одинакова — принудительное и безвозмездное изъятие имущества (в данном случае земли) в пользу государства у собственника. Причиной такой строгой меры к владельцу является совершенное им правонарушение или преступление.

Последствия от конфискации могут отличаться, и зависит это от того, в каком порядке она была произведена. Если изъятие произошло из-за административного правонарушения, то оно может быть оспорено в суде. При уголовной ответственности кроме земли изымаются также и результаты труда, нажитые вследствие деятельности, нарушающей закон.

Реквизиция земли

О данном процессе упоминается в ст.51 ЗК и ст.242 ГК РФ. Изъятие с/х участка, которое производится у правовладельца в целях защиты интересов общества, граждан и государства в условиях чрезвычайных обстоятельств, называется реквизицией. К причинам, повлекшим реквизицию относят:

  1. Стихийные бедствия.
  2. Аварии.
  3. Эпидемии.
  4. Эпизоотии — повальное заразное заболевание скота.
  5. Другие обстоятельства, создающие угрозу обществу и государству.

Права владельца участка

Собственнику выдается соответствующий подтверждающий документ, а также возмещаются все причиненные убытки. Важно отметить, что когда земля изымается в пользу государственных или муниципальных нужд, то это не является реквизицией. Этот факт объясняется различием причин, по которым земля сельскохозяйственного назначения переходит в собственность государства.

После прекращения чрезвычайных обстоятельств бывший владелец имеет право через суд потребовать возвращения реквизированного участка ему в собственность. Если окажется, что такое требование удовлетворить невозможно, то заявитель может получить следующие варианты компенсации:

  • оплату земли по рыночной стоимости (сумма может быть оспорена в суде);
  • аналогичный равноценный участок.

МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон об изъятии земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования.

Закон был подготовлен группой депутатов во главе с вице-спикером Госдумы и секретарем Генсовета "Единой России" Сергеем Неверовым, главой фракции единороссов в Госдуме Владимиром Васильевым и главой аграрного думского комитета Николаем Панковым.

Документ направлен на реализацию одного из положений декабрьского прошлогоднего послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию.

Изъятие

Согласно документу, срок, по истечении которого участок может быть изъят у собственника, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель либо причинению вреда окружающей среде, составит три года. Затем он может быть продан на торгах.

Материалы об использовании или неиспользовании земли сельхозназначения должны быть отправлены в органы исполнительной власти Россельхознадзором. Власти в течение двух месяцев после получения материалов должны обратиться в суд с требованием изъять участок и продать его с публичных торгов. Рыночная или кадастровая стоимость будет определяться судом.

Торги

Публичные торги будут проходить в три этапа. Они должны быть проведены в течение полугода с момента вступления в силу решения суда об изъятии земли. Если земельный участок непригоден для сельхозпроизводства и необходима мелиорация, то начальная цена участка может быть снижена не более чем на 20%.

Вторые торги проводятся через два месяца, цена земельного участка снижается на 20%. Если участок не продан и на третьих торгах, то дисконт на землю сельхозназначения не должен составлять менее 50%.

Запрещается участвовать в таких торгах юридическим лицам, участником которых является собственник изымаемого земельного участка, членам его семьи, организациям, на которые возложена оценка такого участка и их работникам, а также должностным лицам органов власти, чье участие в торгах может повлиять на условия и результаты торгов, членам семей таких лиц.

Следующий собственник земли, который приобрел ее на торгах, должен в течение одного года начать ее обрабатывать и использовать только для производства сельскохозяйственной продукции, то есть по назначению. За нарушение этой нормы предусмотрены штрафы.

Причины изъятия и вступление в силу

Закон не определяет признаки, по которым будет определяться, используется участок не по назначению или нет — их будет устанавливать правительство РФ.

Действие закона не распространяется на садовые, огородные, дачные земли, личные подсобные хозяйства, земли гаражного строительства, на которых расположена недвижимость, в ипотеке и земли банкротов.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, например, нормы о продаже земель с публичных торгов вступают в силу с 1 января 2017 года.

Что даст закон?

По мнению главы комитета ГД по аграрным вопросам Николая Панкова, принятие закона позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, а также создать новые рабочие места.

"Целью закона не является отнять землю у тех, кто ее не обрабатывает. Прежде всего, мы исходили из того, что необходимо создать условия для того, чтобы собственники этой земли начали ее обрабатывать", — сказал парламентарий в пятницу журналистам.

По данным Счетной палаты, в России не используется 56 миллионов гектар земель сельхозназначения (14,5%).

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения

«Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности». Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3018..

При этом в вышеназванный срок не включается время, в течение, которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка, который не может составлять более чем два года.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.

Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 18. - Ст. 2230..

В соответствии с указанным Перечнем неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Надзорные государственные органы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения выявляют нарушения земельного законодательства с учетом вышеперечисленных критериев на соответствующем виде угодий.

Изъятие земельного участка осуществляется уполномоченным государственным органом (органы Росреестра) только в судебном порядке. При этом обращению в суд предшествует обязательная проверка со стороны органов Росреестра по факту неиспользования земельных участков. В случае установления факта нарушения земельного законодательства и признания лица виновным выносится постановление о назначении административного штрафа (от 2 000 руб. до 5 000 руб. для физических лиц). Одновременно выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока устранения нарушения. Материалы проверки направляются должностными лицами Росреестра в уполномоченный орган субъекта РФ.

В том случае, если собственник земельного участка в срок, который устанавливается в выдаваемом предписании, не устранил нарушения земельного законодательства, выявленные проверяющим органом, уполномоченный орган субъекта РФ вправе обратиться в суд с заявлением об изъятии земельного участка у нарушителя и его продажи с публичных торгов.

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3018. муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей.

Подчеркнем, что главной проблемой при подготовке искового заявления является доказательство отсутствия у умерших собственников невостребованных земельных долей правопреемников (наследников).

Приведу пример из судебной практики.

«Так, администрация Брянской области обратилась в суд с иском к Администрации Климовского района Брянской области, в котором указывает, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и на основании Постановления администрации Климовского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, граждане А.А.Г., Б.М.Д. и другие всего 21 человек, ныне умершие, имели право на условные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения по «...» га («...» кв.м.) каждый, в границах ООО «С.», Климовского района, Брянской области. На день смерти указанных граждан с ними никто не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства, в наследственные права никто не вступал.

С момента приобретения прав на указанные условные земельные доли по настоящее время ни указанные граждане, ни их правопреемники не распоряжались земельными долями и не использовали их в соответствии с целевым назначением, в том числе более трех лет.

В связи с этим истец просит суд:

1) изъять из долевой собственности в счет 21 невостребованной земельной долей земельные участки: с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рублей; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рублей; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля.

2) прекратить право долевой собственности граждан на 21 земельные доли по «...» га (или «...» кв.м.) в границах ООО « С.» Климовского района Брянской области.

3) признать право государственной собственности Брянской области на следующие земельные участки: с кадастровым номером № расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рублей; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рублей; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля» Апелляционное определение Брянского областного суда от 09.08.2012 по делу № 33-2430 (12) [Электронный ресурс] // Доступ справочно-правовой системы Консультант Плюс. // Режим доступа // http: www.consultant.ru / .

Решением Климовского районного суда Брянской области от 31 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации Брянской области Дашунина Н.С. просит отменить решение суда, указывая, что доводы суда о том, что земельные доли, в счет которых истец имеет намерение изъять земельный участок, не признаны в установленном порядке невостребованными, является необоснованным, поскольку с момента приобретения прав на указанные условные земельные доли по настоящее время ни указанные граждане, ни их правопреемники не распоряжались ими и не использовали их в соответствии с целевым назначением, в том числе более трех лет.

На день смерти указанных граждан с ними никто не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства, в наследственные права никто не вступал, что подтверждается списком собственников невостребованных условных земельных долей, представленным сельским поселением.

Кроме того, в «Земельной газете» ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано объявление с предложением собственникам в течение 90 дней заявить о своем желании воспользоваться правами собственников невостребованных земельных долей. Заявлений от заинтересованных лиц в установленный законом срок не последовало. Считает, что указанные обстоятельства подлежат исследованию в судебном заседании.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае не использования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что земельные доли, в счет которых истец имеет намерение изъять земельный участок, не признаны в установленном порядке невостребованными.

«На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец не предоставил суду достаточных данных, свидетельствующих об отсутствии материального правопреемства после смерти лиц, за счет земельных долей которых истец хочет изъять земельный участок» Апелляционное определение Брянского областного суда от 09.08.2012 по делу № 33-2430 (12) [Электронный ресурс] // Доступ справочно-правовой системы Консультант Плюс. // Режим доступа // http: www.consultant.ru / (Приложение 2).

При отсутствии сведений о наличии или отсутствии наследников после смерти собственников невостребованных земельных долей исковые требования, обращенные к умершим, удовлетворению не подлежат, поскольку заявлены ненадлежащим ответчикам.

Исходя из сложившейся судебной практики, право муниципальной собственности на земельные участки можно признать на невостребованные земельные доли при отсутствии правопреемников. Из вышесказанного следует, что в настоящее время в судебном порядке весьма проблематично признать право муниципальной собственности на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей.

Наложение ареста на земельный участок

Нормы ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532., посвященные порядку обращения взыскания на имущество должника-гражданина, направлены, с одной стороны, на то, чтобы взыскатель в итоге смог получить причитающееся ему имущество в соответствии с судебным решением, а с другой - на защиту прав должников при исполнении судебных актов. Однако практика показывает, что формулировки соответствующей нормы зачастую используются как способ уклонения от исполнения.

Абзацы 1 и 3 п. 1 ст. 446 ГПК РФ закрепляют, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на земельные участки, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности и использование которых не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Целевое использование земли - не только принцип земельного законодательства (ст. 7 ЗК РФ Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.), но и прямая обязанность собственника (ст. 42 ЗК РФ). Неисполнение данной обязанности может повлечь за собой определенные негативные последствия для собственника. Ст. 44 ЗК РФ в совокупности со ст. 284 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

закрепляют, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для жилищного строительства и не используется для соответствующей цели более трех лет.

Кроме того, применение судом такой обеспечительной меры по иску, как арест земельного участка, служит дополнительным доказательством правомерности действий судебного пристава исполнителя: нелогично арестовывать в качестве обеспечительной меры то, на что после вступления в законную силу решения суда нельзя обратить взыскание.

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.


Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.


Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

  • Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
  • Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.


Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания органа госземнадзора или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.


Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения органами госземнадзора;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания органа земндзора, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

  1. Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  2. Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  3. По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  4. Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.


Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

  • Установите фактические границы участка, так как в случае занятии земли смежным землепользователем надзорным органам будет проще устранить нарушение.
  • Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.
  • Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  • Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 31.12.2017) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (первая часть) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 05.02.2018) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ .
  4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.07.2016) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/ .

Читайте также

Садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ): изменения 2018

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Если заняли участок: что делать при самовольном занятии вашего участка (2017)

Самовольное занятие чужого земельного участка может быть умышленным или неумышленным, может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Но при выявлении фактов самозахвата территории нужно принять меры по приведению ситуации в легальное правовое поле. Если вас каким-либо образом коснулась проблема захвата земли (захватили ваш участок или вы обнаружили, что нарушили чужие границы), рекомендуем ознакомиться с данным материалом.

Вентиляция в частном доме: схемы (2017)

Парадокс, но грамотной вентиляционной системы нет в большинстве частных домов. Причем, речь идет не только о домах, построенных 50-60 лет назад, а и о современных коттеджах. С ростом популярности окон ПВХ и металлических дверей проблема только усугубляется - из-за высокой герметичности оконных и дверных проемов нет притока свежего воздуха в комнаты. Сам дом часто напоминает «газовую камеру» с застоявшимся воздухом и специфическим запахом. Как решать проблему?

Садовые дорожки - часть ландшафтного дизайна. Они делают дачный участок ухоженным и привлекательным, облегчают перемещение по территории. В нашей статье мы собрали подробные инструкции, фотографии и видео, как сделать дорожки своими руками.

Дорожки на даче своими руками: эконом-варианты с фото и видео

Садовые дорожки - часть ландшафтного дизайна. Они делают дачный участок ухоженным и привлекательным, облегчают перемещение по территории.

В нашей статье мы собрали подробные инструкции, фотографии и видео, как сделать дорожки своими руками.

Эконом-варианты дорожек на даче своими руками

Для обустройства садовых дорожек используются разные материалы, но есть общие требования, которым они соответствуют:

Эстетика

Безопасность

Устойчивость к влаге

Ремонтопригодность

Всесезонность

Прочность

Простой уход

Садоводы и дачники делают дорожки из бетона, дерева, природного камня, тротуарной плитки и других материалов. Посмотрите, как они выглядят.

Дорожка из бетона с использованием готовых форм

Дорожка, вымощенная природным камнем

Садовая дорожка из дерева

Дорожка из бетона и тротуарной плитки

Дорожка из бетона, имитирующего природный камень

Дорожка из гравия

Комбинированная садовая дорожка из камня и щебня

Еще один вариант комбинирования щебня, камня и тротуарной плитки

Дорожка из тротуарной плитки

Дорожка из клинкерного кирпича

Дорожка из камня

В идеале садовые дорожки сочетаются с наружной отделкой дома и дополняют ландшафт. Материал для дорожек подбирают с учетом предполагаемой нагрузки.

Декоративные тропинки редко используются по назначению. Для них подходят сыпучие материалы: гравий, песок, щебень.

Передвигаться лучше по дорожкам из прочного бетона, кирпича или тротуарной плитки. Парковку для машин рекомендуется вымащивать бетоном, брусчаткой или камнем.

Бетонные дорожки на даче своими руками

Садовые дорожки из бетона практичны, долговечны, выдерживают большую нагрузку. Шероховатая поверхность бетонных покрытий не скользит.

Такие дорожки обустраивают двумя способами: с помощью опалубки или специальных форм.

Заливка с опалубкой

Сначала подготовьте основание: снимите верхний слой земли и утрамбуйте его. Дальше действуйте по схеме.

Серый бетон смотрится скучно, но есть способы его облагородить.

На небольших участках прокладывайте извилистые дорожки с плавными поворотами и изгибами. Это визуально расширит пространство.

Добавьте пигмент в бетонную смесь, чтобы окрасить дорожку в нужный цвет. Красящие пигменты вводите на стадии приготовления смеси для заливки.

Проявите фантазию, и серый бетон превратится в имитацию дикого камня, как на фотографии ниже. Для этого нужен острый нож и твердая рука, чтобы проложить бороздки в форме камня на поверхности, когда бетон уже схватился, но окончательно не затвердел.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=vTUxpgtgZoA

Заливка в специальные формы

Пластиковые формы для заливки бетона продаются в строительных и садовых магазинах.

Подготовьте основание для дорожки. Для этого углубитесь в грунт на 10 см. Далее утрамбуйте грунт и уложите подушку из песка и щебня. Если вы добавляете в бетонную смесь щебень, делайте песчаное основание.

Смочите подготовленное основание водой, а формы для заливки обработайте специальной смазкой с внутренней стороны.

Затем поместите формы в песчаную подушку, вдавите их так, чтобы верхняя часть выступала над грунтом на 0,5 — 1 см.

Приготовьте бетонную смесь, добавьте в нее пластификатор для придания дорожке прочности, введите цветной пигмент (не обязательно) и залейте в формы так, чтобы бетон равномерно распределился по всей площади. Выровняйте верхний слой шпателем или мастерком.

Через 30 — 40 минут, когда бетон схватится, аккуратно снимите формы, укройте дорожку пленкой на 1-2 суток. Ходить по дорожке можно через 5 дней.

Видео тематического мастер-класса в помощь.

https://www.youtube.com/watch?v=-BxEgbCAvII

Дорожки из плитки на даче своими руками

Для садовых дорожек используется тротуарная плитка разного дизайна, цвета и размера. Она укладывается на подготовленное основание с песчаной подложкой, как на схеме ниже.

Для укладки часто используются плитки 40×40 см. Большой размер сокращает время на обустройство садовых дорожек. Плитку укладывают так, чтобы расстояние между ее центрами было не больше шага.

Зазоры на местах стыковки заполняются песком, а края дорожки с обеих сторон ограничиваются бордюрами.

Преимущество тротуарной плитки в том, что она сочетается с загородными домами и дачами любого стиля, вписывается в простой и сложный ландшафты.

Деревянные дорожки на даче своими руками

Деревянные дорожки на даче выглядят естественно, стильно и долговечно. Садовые дорожки на даче изготавливают из обыкновенных досок толщиной не меньше 5 см. Возиться с ними придется меньше, чем с поштучной укладкой отдельных спилов. Преимущество таких деревянных троп - быстрый монтаж и аккуратный внешний вид. Изготовление начинается с подбора материалов и инструментов. Недорогие и распространенные пиломатериалы - доски из хвойных пород дерева. Лучше выбрать лиственницу, но себестоимость в этом случае будет выше.

Дерево обрабатывают по стандартной схеме: антисептиком, а затем покрывают лаком или краской - для дальнейшей защиты. Прозрачный лак подчеркивает текстуру древесины, а цветная краска расставляет акценты. Доски нарезают на отрезки одинаковой длины. Для дорожек сложной формы длина каждой дощечки подбирается индивидуально.

Основание тропинок из натурального дерева, как и для деревянной дорожки из спилов, делают из песчано-щебневой подушки. Подготовительные работы выполняют в следующей последовательности: разметка, котлован, геотекстиль, слой щебня, слой песка, утрамбовка.

Затем доски укладывают на основание или располагают их на возвышении - специально устроенном каркасе. Доски, уложенные в грунт, смотрятся естественно и непринужденно, но такая деревянная дорожка портится быстрее. Конструкция на каркасе будет прочнее и долговечнее, одним словом - капитальная. Такая задумка требует больше усилий.

https://www.youtube.com/watch?v=UENusTR1VOY

Устройство садовой дорожки из деревянных спилов напоминает брусчатку. Вместо камней укладывают плоские деревянные плашки одинаковой высоты. Для создания плотной дорожки чередуют большие спилы с пеньками маленького диаметра, свободное пространство заполняют большими ветками.

Из обыкновенных пеньков или срезов дерева получаются симпатичные извилистые тропинки. Правильно подберите материал, разберитесь в методиках укладки, и у вас получится сделать садовую дорожку из спилов дерева своими руками в саду или на даче.

Уделите внимание подготовке дерева. Необработанная древесина быстро придет в негодность, и дорожку из колец дерева придется переделывать. Для начала выберите породу древесины. Подойдут:

дуб

сосна

лиственница

береза

бук.

Разница между древесиной твердых пород (лиственница, бук, дуб) и остальными видами заключается в сроке службы. Лиственница прослужит 25 лет, сосна будет в эксплуатации 5 — 7 лет.

Используйте сухое дерево без следов вредителей. Поленья распустите на плашки одинаковой высоты. Оптимальный размер - 15 см. Для удобства используйте шаблон. Если делаете заготовку самостоятельно, следите, чтобы спил производился строго перпендикулярно бревну. Нарезанные «блинчики» отсортируйте по размеру, треснутые экземпляры удалите. Очистите колечки от коры.

Далее обработайте спилы дерева для дорожек, чтобы защитить их от гниения и разрушения. Элементарный метод - обработка олифой. Доведите олифу до кипения, затем окунайте каждую плашку в горячее масло. Кипящее вещество запечатывает поры дерева и препятствует попаданию внутрь влаги - первого врага деревянных изделий. Недостатки этого метода: долго и опасно. Горячей олифой можно обжечься.

Другой вариант - специальные составы. Вооружитесь кистью или пульверизатором и обработайте дерево противогрибковым средством. После профилактической обработки дайте дереву высохнуть.

Подготовка основания под мощение

После подготовки материала приступайте к устройству тропинки. Не торопитесь укладывать дорожку из спилов дерева. Сначала выполните подготовительные и земляные работы:

Разметьте дорожку в саду

Снимите верхний слой грунта

Выройте траншею

Устройте гидроизоляцию

Подготовьте основание.

Теперь можно браться за лопаты. Не делайте траншею глубокой. Прибавьте к высоте плашек 10 см - такая глубина будет оптимальной.

Уложите в траншее гидроизоляционный слой. Некоторые применяют пленку, рубероид, но лучше в таких случаях брать геотекстиль. Этот материал не допускает застаивания воды и прорастания сорной травы.

На гидроизоляцию насыпьте слой гравия в 10 см - это дренаж для отвода воды. Утрамбуйте и засыпьте на 5 — 10 см песком.

Намочите песок, чтобы лучше утрамбовать и выровнять основание под садовую тропинку из пеньков. В мокром виде песок трамбуют руками.

Древесину укладывают с соблюдением узора или в произвольном порядке. Бревнышки ставятся на песчаную подушку, затем их утрамбовывают и выставляют по уровню. В зазоры засыпают песок или щебень. Для швов сверху подходят мульча, древесные опилки, галька, мох.

Сухой ручей своими руками: оформляем дачный участок в японском стиле

Сухой ручей — это имитация русла высохшего ручья, которая часто используется в ландшафтном дизайне. Такой прием позволяет не только придать участку особое очарование, но и скрывает возможные дефекты рельефа. При правильном проектировании он визуально расширяет пространство, делая его более органичным.

Стаканчики для рассады своими руками: фото, видео

Каждый дачный сезон огородники начинают с выращивания рассады в собственной квартире. Подоконники загромождаются невероятным количеством банок-склянок и всевозможных пакетов разных размеров, форм и конструкций. Ассортимент покупных рассадных контейнеров и горшков достаточно велик.

Государственной Думой 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон от №354 – ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства России.

Срок освоения земель теперь сокращен до одного года, а надзорный орган получил право проводить проверку и без участия представителя юридического лица или предпринимателя. О том, что ситуацию, связанную с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения необходимо в корне менять, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал понять в своем послании к Федеральному собранию РФ.

В связи с чем было предложено активизировать работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев. Правительством РФ в соответствии с предложениями Россельхознадзора был подготовлен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты, которые были одобрены и введены в действие в 2015 году.

Тогда была значительно ужесточена мера административной ответственности, как за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, так и за использование их с нарушениями законодательства РФ.

Например, минимальный размер административного штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ, в том числе связанных с обязательным использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения, увеличился в отношении физических лиц с 1 000 до 20 000 рублей; в отношении юридического лица - с 40 000 до 400 000 рублей.

Кроме того, впервые мера административной ответственности за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения увязана с размером площади участка и его стоимостью. Отметим, что с апреля 2015 года кадастровая стоимость земли увеличилась более чем в 3 раза, и по Курганской области в настоящее время колеблется в среднем от 37 до 45 тысяч рублей за 1 гектар.

С учетом максимальной налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельный налог в среднем за 1 гектар сельскохозяйственных угодий может составить от 111 до 135 рублей.

Вместе с тем Управлением Россельхознадзора по Курганской практикуется еще одна мера административного воздействия на нерадивых землевладельцев – это увеличение земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости неиспользуемого участка в соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ. В этом случае налоговая ставка в среднем уже варьируется от 555 до 675 рублей за 1 гектар.

Так в 2015 году налоговой службой по результатам проверок Россельхознадзора было доначислено за 2014 год более 180 тысяч рублей - по четырем фактам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается административной ответственности за нарушение земельного законодательства, наряду с усилением ответственности, законодатель предоставил право должностному лицу, принимающему решение о привлечении виновного лица к ответственности, с учетом исключительных обстоятельств снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный Административным Кодексом, но не более чем на 50%.

Таким образом, минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение 3-х и более лет подряд, не может быть ни при каких обстоятельствах ниже 3000 рублей в отношении физического лица; 25 000 рублей - для должностного лица и не менее 100 000 рублей - для юридического лица.

В целях принятия дополнительных мер, направленных на принудительное изъятие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, Государственная Дума приняла Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 354 - ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ.

На основании внесенных изменений земельный участок может быть изъят у собственника в трех случаях:

1) Когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства, либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение 3-х лет. В этот период ранее не включался срок, необходимый для освоения земельного участка, продолжительность которого для земель сельскохозяйственного назначения до 04.07.2016 г. не могла быть более 2-х лет.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Но здесь необходимо учесть одно весьма существенное обстоятельство, которое относится только к земельным участкам в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Неиспользование земельного участка в течение 3-х лет должно быть непрерывным, т.е. подряд в течение всего установленного срока. Данное требование, подтверждающее наличие непрерывного неиспользования земельного участка в течение 3-х лет, как основание для принудительного изъятия, не распространяется на земельных участках, предназначенных для садоводства, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства.

2) Вторым основанием для принудительного изъятия является использование земельного участка не по целевому назначению в течение 3-х и более лет.

Для земельных участков сельскохозяйственного назначения данное обстоятельство может послужить основанием для принудительного изъятия только при непрерывном нецелевом использовании, в течение всего установленного срока, или неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения с момента выявления факта нецелевого использования данного участка.

3) Третьим основанием является использование земельного участка, приводящее к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, либо причинения вреда окружающей среде.

Критериями существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения считается снижение уровня плодородия по трем основным показателям: снижение содержания в почвах гумуса (азота) на 15% и более, а также снижение содержания подвижного фосфора и обменного калия на 25% и более.

Одним из обязательных условий, при несоблюдении которого неиспользуемый по целевому назначению или используемый с нарушениями требований Российского законодательства земельный участок может быть изъят в судебном порядке, является неисполнение предписания, выданного надзорным органом об устранении допущенного нарушения в течение года с момента обнаружения правонарушения.

Кроме того, в соответствии с внесенными в 2016 г. изменениями, Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность за неосвоение земельного участка сельскохозяйственного назначения по истечении года с момента регистрации права собственности по результатам публичных торгов на основании решения суда об изъятии земельного участка, или с момента выявления факта неиспользования в течение 3-х лет подряд на основании выданного надзорным органом предписания.

За данное правонарушение предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для физических лиц не менее 2 000 рублей, для юридических лиц - не менее 100 000 рублей.

И в заключение необходимо обратить внимание на два обстоятельства, которые претерпели изменения на основании вышеуказанного ФЗ № 354, вступившего в законную силу 04.07.2016 г. Если ранее, в соответствии с требованиями статьи 15 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», надзорный орган был не вправе проводить проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя.

В связи с чем эти лица могли попросту игнорировать проверку. За это им грозила незначительная административная ответственность в виде штрафа -10 000 рублей. По сравнению с санкциями, предусматривающими штраф за нарушения, которые могли быть выявлены в ходе проверки, например, для юридического лица от 400 000 до 700 000 рублей за невыполнение установленных требований по обязательному использованию земель сельскохозяйственного назначения.

Сейчас это требование об обязательном присутствии представителя юридического лица или предпринимателя при проведении проверки исключено, правда, только при проведении проверок по соблюдению земельного законодательства.

Таким образом, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности на основании результатов проверки, проведенной без его участия, но только при надлежащем уведомлении о дате, времени и месте проведения проверки.

И наконец, самое главное - для субъектов малого и среднего бизнеса, причем как для юридических лиц, так и для их работников, законодательно предусмотрена обязанность (необходимо подчеркнуть – не возможность на усмотрение должностного лица, рассматривающего административное дело, а именно обязанность) замены административного штрафа на предупреждение за совершенное впервые административное правонарушение, относящееся к компетенции надзорного органа, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, в том числе в сфере земельных отношений.

Но это обстоятельство учитывается только в случае, если совершенное правонарушение не повлекло причинение вреда или угрозы причинения вреда окружающей среде и не может быть отнесено к физическим лицам, не связанным трудовыми отношениями с субъектами малого и среднего бизнеса, при проверке которых выявлено правонарушение.

И еще один весьма существенный момент, на который следует обратить внимание. Впервые законодатель вводит с целью сохранения земель сельскохозяйственного назначения понятие тридцатикилометровой зоны от границ сельских населенных пунктов на территории, которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Исчерпывающий список, включающий 18 видов разрешенного использования земельных участков, связанных с ведением сельского хозяйства, установлен классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. № 540.

Это означает, что в этой зоне с настоящего времени нельзя менять вид разрешенного использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования на иной вид, например, для ведения дачного хозяйства или садоводства, огородничества или иного вида, не связанного с ведением сельского хозяйства.

Данная норма не имеет обратной юридической силы и не распространяется на те решения, которые были приняты уполномоченными органами до вступления в законную силу ФЗ № 354 от 03.07.2016 г.

Сергей Извеков, начальник отдела

государственного земельного надзора

Управления Россельхознадзора по Курганской области



Просмотров