Понятие рецепции римского частного права. Рецепция римского права, его Историческое значение

Шпаргалка по римскому праву Исайчева Елена Андреевна

4. Рецепция римского права

4. Рецепция римского права

Рецепция римского права - один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio - «принятие») - восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

Высоким уровнем римского права - наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

Недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.

Причины рецепции римского права:

Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

Короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

Повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права - сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

- глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

- постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Памятники рецепции римского права:

- во Франции - «Извлечения Петра» (XI в.) и «Брахилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);

- в Англии - работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);

- в Германии - Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);

- на Руси - Соборное уложение 1649 г.

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

1.2. Источники римского права Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:1) как источник содержания правовых норм;2) как способ (форма)

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

§ 45. Рецепция римского права Возрождение изучения римского права не было продуктом какой - либо прихоти ученых докторов; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Мы видели уже, какие причины не только не дали римскому праву исчезнуть, но, напротив, способствовали его

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

3. Периодизация римского права Периодизация римского права - выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.1. VIII–III в. до н. э. - период

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

5. Система римского права Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана.Древнейшее право fas носило религиозный характер - jus sacrum. Познание и толкование его

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права - к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия

Из книги Римское частное право автора Косарев Андрей Иванович

5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право

Из книги автора

Из книги автора

30. Развитие римского права Начало светской римской юриспруденции по традиции связано с именами Гнея Флавия, который похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул, и Тиберия Корункания, жившего во второй половине III в. до н. э. Классиками римской

Из книги автора

2. Влияние и рецепция чужого права Спокойная племенная (патриархальная) жизнь славян могла долго обходиться тем неизменным запасом юридических норм, которые выработаны обычаями с незапамятных времен. Но с X в. восточные славяне вовлечены были авантюристическими

Из книги автора

Из книги автора

Глава 8 Рецепция римского права Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долгое время будет привлекать внимание тех, кто

Рецепция римского права

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права - использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепция бывает двух видов:

  • Прямая (первичная) - нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности.
  • Производная - нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.

Формы рецепции:

  • Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм Римского права.
  • Непосредственное восприятие и применение норм Римского права.
  • Использование норм, идей и категорий римского права,римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах , прежде всего в Болонском . Исследователей римского права называли глоссаторами .

Интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаев в судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Наконец, католическая церковь также покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями языческих времен. Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право - lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Помимо этих общих причин, в Германии рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империя считалась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание "доброе" немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI - XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское право получило название "современное римское право" (usus modernus Pandectarum, heutiges römisches Recht).

Затем в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права путем переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. в Баварии был издан "Codex Maximilianeus Bavaricus", а в 1794 г. в Пруссии было издано Прусское земское уложение (Preussisches Landsrecht).

В XVIII - XIX веках германскими правоведами (пандектистами) была проведена всеохватывающая (пандектная) систематизации источников римского частного права, прежде всего Юстиниановых Дигест (пандектов). Благодаря работам пандектистов появились общие понятия: договор , сделка , обязательство , право собственности , вещное право , деликт , которых не было в римском праве.

Во Франции национальное и римское право были объединены при создании Кодекса Наполеона (1804 г.), который, в свою очередь, стал образцом для подражания при кодификации гражданского права в других государствах.

Таким образом, римское право оказало такое же объединяющее влияние на юриспруденцию и законодательство европейских народов, как латинский язык - на их науку.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Покровский И.А.История римского права § 45. Рецепция римского права
  • Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. // § 4. История гражданского законодательства на Западе
  • Полдников Д.Ю. Договорные теории глоссаторов. М.: Академия, 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рецепция римского права" в других словарях:

    Рецепция римского права Энциклопедия права

    Усвоение римского права (См. Римское право) странами Западной Европы в средние века. Ещё в раннефеодальных монархиях, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства … Большая советская энциклопедия

    Рецепция римского права - заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV XVI вв. Рецепция римского права привела к тому, что в одних странах римское право стало действующим, в других оказало значительное влияние на содержание… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV XVI вв. Р.р.п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других значительно повлияло на содержание… … Энциклопедия юриста

    РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА - – заимствование римского права (см.) рядом западноевропейских стран, начиная с 12 и особенно в 15–16 вв. Р. р. п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других оказало значительное воздействие на… … Советский юридический словарь

    Рецепция римского права - (англ reception of Roman Law) заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV XVI вв. В отличие от противоречивших друг другу феодальных правовых систем римское право как право общества товарного… … Большой юридический словарь

    - (лат. receptio принятие, от recipio беру, принимаю) заимствование рим. права нек рыми европ. странами, начиная с 12 в. и особенно в 15 16 вв. См. также ст. Право … Советская историческая энциклопедия

    См. Римское право … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Принятие, усвоение. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. рецепция (лат. receptio принятие, прием) 1) заимствование и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших … Словарь иностранных слов русского языка

    рецепция - и, ж. reception f., англ. reception, нем. Rezeption <лат. receptio принятие. 1. Усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде. Рецепция римского права в странах Западной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Тема 3. Рецепция римского права

Римское право в Новом мире. Понятие рецепции, формы, виды и типы и типы рецепции римского частного права. Влияние римского права на развитие российского законодательства

В теме раскрывается сущность и содержание рецепции римского права, её основных типах, видах и формах, раскрывается влияние римского права на совремиенное российское законодательство. Усвоение темы способствует формированию у студентов творческого профессионального юридического мышления и правовой культуры.

Римское право в Новом мире В кодификации Юстиниана римское право получило свое заключение. Работа античного мира была закончена и сведена в компактную форму.

Римское право пережило народ, епго создавший и явилось одним из существеннейших элементов в дальнейшем развитии европейского права. В этом смысле можно говорить о второй истории римского права .

После Юстиниана жизнь римского права как бы разделяется на две ветви – восточную и западную .

Восточная византийская ветвь , непосредственно примыкая к прежнему источнику праворазвития, на первых порах обнаруживает значительное оживление, но затем это оживление постепенно замирает, пока наконец эта ветвь не засыхает окончательно.

Совершенно иначе складывается судьба западной ветви : на первых порах она кажется заглохнувшей и обреченной на гибель, но проходит некоторое время, она оживает, развивается снова и покрывает своими ростками весь западный мир.

Проследим историю обеих ветвей обстоятельнее и прежде всего обратимся к ветви восточной.

Первое время после издания Юстиниановского Свода наблюдается значительное оживление в области правоведения. Этому способствовало:

во-первых, подъём , вызванный самими кодификационными работами;

во-вторых, реформирование юридического обучения , произведенное Юстинианом.

Юридическое обучение в период абсолютной монархии продолжало существовать, концентрируясь в различных юридических академиях, из которых наибольшей известностью и покровительством со стороны государства пользовались Константинопольская и Беритская академии .

В связи с новым законодательством и реформированным преподаванием оживляется и юридическая литература , хотя научной работе были поставлены границы.

Издав свой Свод, Юстиниан предписал впредь толковать его не прибегая к первоисточникам – к сочинениям классических юристов.

Вследствие этого юридическая литература этого времени занимается главным образом изложением и толкованием отдельных частей "Corpus".

Наиболее известными произведениями этого рода являются: из толкований на "Институции" – греческий парафраз Теофила (одного из авторов "Институций"); из толкований "Digest", самый полный принадлежит Стефану ; из толкований Кодекса – комментарий Фалалея .

Развитие церковных учреждений и церковной юрисдикции вызывает потребность в сборниках, в которых находились бы церковные правила (каноны) и наиболее нужные извлечения из светского права. Так возникают церковно-правовые сборники, так называемые номоканоны .

Юстиниановский Свод продолжал быть основой византийского права, но постепенное изменение условий государственной жизни по истечении нескольких столетий не могло не вызывать у правительства сознания необходимости его приспособления.

Первою попыткой такого приспособления является Эклога , изданная при императоре Льве Исаврийском в 740 году и составленная из всех частей Юстиниановского Свода в извлечениях, а также из вновь изданных уставов – Устава о землевладении, Устава воинского и Устава торгового

Но более полная переработка юстиниановской кодификации была произведена в конце IX и начале X века. Между 870-м и 879 г. императором Василием Македонянином был издан так называемый Прохирон , сокращенное руководство для судей, наподобие Эклоги.

Но в то же время им была начата и более обширная переработка при преемнике Василия – Льве Мудром (886-911). Этот наиболее полный памятник византийского законодательства называется Базиликами ; все части Юстиниановского Свода переработаны и слиты в один кодекс, состоящий из 60 книг уже на греческом языке.

Эти законодательные работы вызвали снова некоторое оживление юридической литературы. В течение X и XI веков юриспруденция работает в двух направлениях.

Во-первых , юристы толкуют и комментируют Базилики; такие толкования называются Схолиями .

Во-вторых , юристы пишут разнообразные сокращенные изложения и руководства эптафии, эклоги и т. д. (одно даже в стихах, составленное неким Пселлом для императора Михаила Дуки в 1072 г.).

Самым поздним памятником византийского права является так называемое Шестикнижие Арменопула , частная переработка права в 6 книгах, составленная в 1345 г. фессалоникийским судьей Константином Арменопулом. Заслуживает упоминания эта компиляция только потому, что она являлось д действующим правом в Бессарабии.

Подвергаясь всем этим переработкам, римское право на византийской почве все более и более утрачивало те черты, которые делали его правом универсальным.

Понятно, что византийское право могло оказать только слабое влияние за пределами своей страны (известное влияние, в частности, оно оказало на наше древнерусское право) и что эта ветвь была обречена на увядание.

Римское право в Западной Европе . После падения Западной Римской империи в 476 году на территории Италии образовалось королевство герулов , но в 493 году их вытеснили остготы.

В 555 году Италия снова подчиняется Юстиниану, причем и для нее вводится в действие "Corpus Juris Civilis ". После смерти Юстиниана, уже в 568 году вторгаются лангобарды и занимают Италию, отрывая ее окончательно от Византии. В остальных частях бывшей Западной Римской империи образуются государства бургундов, вестготов, франков, вандалов и т.д.

Для римского права наступает темная эпоха . Долгое время казалось, что с водворением германцев римское право совершенно исчезло, что вместе с тем прекратилось и всякое его изучение.

Когда затем в конце XI века возобновилось изучение его в Болонье, то это представлялось полным воскресением римского права из мертвых.

Ближайшее исследование этого вопроса из XIX века привело к иным выводам. Огромное значение в этом отношении имело капитальное исследование Ф. Савиньи "История римского права в Средние века» (1-e изд.. 1815-го и следующих годов, 2-e издl. 1835-1851 г.).

Водворение германских завоевателей не прекратило действия римского права по отношению к покоренному населению – прежним поданным римского государства и их потомкам: они продолжали жить по своему праву, как германские покорители по своему.

Некоторые из германских королей издали даже официальные сборники римского права – edictum Theodorici, "Breviarium Alaricianum" и lex romana Burgundiorum.

Вследствие этого для римского населения оставались в силе источники римского права – в одних местах доюстиниановские, в других – юстиниановский "Corpus Juris Civilis".

Большое значение в деле сохранения римского права имело также то обстоятельство, что церковь ко всем своим отношениям, то есть к спорам между церковными учреждениями (монастырями и т. д.) и отдельными ее служителями (clerici) применяла римское право. Вследствие этого, естественно, сфера действия римского права значительно расширялась.

В течение IX, X, XI веков спрос на римское право заметно усиливается; об этом свидетельствуют и различные рассказы современников, и дошедшие до нас документы – деловые сделки и судебные протоколы.

Таким образом, действие римского права не прекращалось. Очевидно, что не могло прекратиться и изучение его, хотя бы самое элементарное.

Существовало и специальное , более обстоятельное его изучение, поскольку это было необходимо для профессии нотариусов, для отправления судейских функций и т. д.

В некоторых местах возникли и специальные юридические школы . К этой эпохе относится школы в Равенне , Орлеане , Павии . Вероятны школы и в других местах, в особенности на юге Франции, в Провансе.

Вместе с тем начинает оживляться и юридическая литература . Элементарная литературная работа над источниками римского права, можно сказать, не прекращалась от самого Юстиниана.

Эта элементарная работа проявляется в толкованиях, глоссах , к тексту законодательного памятника, которые приписываются или между строк (glossa interlinearis), или на полях (glossa marginalis) рукописи. Весьма возможно, что эти глоссы находятся в связи с преподаванием права.

Особенно интересна с точки зрения исторической преемственности так называемая Туринская глосса к юстиниановским "Институциям": старейшая часть находящихся там глосс относится еще ко времени Юстиниана, но затем в X, XI и XII веках к этой части по крайней мере четырнадцатью различными почерками прибавлены новейшие толкования.

Это показывает, что "Институции" Юстиниана вместе со старыми глоссами были в течение всего периода постоянным учебником права. Но, кроме "Институций", глоссировались Кодекс и Новеллы.

В X и XI столетиях появляются уже и некоторые самостоятельные юридические произведения . Таковы: анонимные "Quaestiones ac monita" – произведение, трактующее о ряде вопросов лангобардского и римского права; "Compendium juris" , состоящее из вопросов и ответов на разные юридические темы; "Epitome exactis regibus" – сборник объяснений различных юридических терминов, и т. д.

В XVI в. ученый Иоганн Аппель нашел в Кенигсберге старую рукопись, которая оказалась старинным учебником римского права, которому было присвоено название "Brachylogus juris civilis" .

Ближайшее исследование этого произведения показало, что оно написано на основании юстиниановского законодательства в конце XI или начале XII в., по-видимому, в Орлеане, и вне всякого влияния Болонской школы.

Все эти данные неопровержимо свидетельствует о непрерывном росте как применения римского права, так и его преподавания и изучения . Но юриспруденция этого доболонского периода находилась в исключительных условиях .

В конце XI века в Болонье возникает университет , который приобретает скоро всемирную известность и делается центром возрождающейся юриспруденции. Первые зачатки этой школы, однако, и доныне не вполне выяснены.

Возникновение Болонской школы связывается с именем Ирнерия - уроженца Болоньи. Скоро возле него образовался круг учеников, которые продолжали дело преподавания после его смерти. Ими были: Булгарис , Мартинус и Хуго .

Постепенно школа приобретает корпоративный характер учреждения, университета .

Первым лозунгом всей Болонской школы был призыв обратиться к более тщательному изучению источников, причем особенное внимание было обращено на центральную часть Юстиниана – "Дигесты".

В противоположность прежней свободе обращения с позитивным правом и свободе судейского усмотрения, Болонская школа требовала, чтобы судья, отказавшись от своих субъективных представлений о справедливости, держался положительных норм закона, то есть "Corpus Juris Civilis".

Скоро по образцу Болоньи стали создаваться другие университеты в Италии (Падуя, Пиза, Перуджа и т. д.), Франции (Париж, Монпелье) и других странах; равным образом старые юридические школы (например, Орлеан) стали усваивать себе методы болонцев. Новое направление стало во всей юриспруденции Европы общим.

Юридическая деятельность Болонской школы выражается прежде всего в преподавании своим многочисленным и разноплеменным слушателям. Оно состояло в чтении и комментировании источников.

Комментирование выливается в толкования, которые диктуются профессорами слушателям и записываются последними. Толкования эти называются глоссами , вследствие чего и самая школа называется школой глоссаторов .

Кроме глосс, но также в связи с преподаванием, глоссаторы пишут так называемые summae , то есть общие предварительные обозрения какой-либо части "Corpus" в виде введения и комментированию, а также собранию разных юридических правил, так называемых brocarda . Но систематические изложения всего гражданского права школе глоссаторов были чужды.

Наивысшего пункта в своем развитии школа глоссаторов достигает при Аццоне Ацо (умер около 1230 г.): его глоссы и summae пользовались наибольшим авторитетом, его преподавание привлекало в Болонью огромное количество слушателей: рассказывают, что иногда у него собиралось до 10 тысяч, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади.

Но после Ацо школа начинает клониться к упадку. Один из последних видных представителей школы, Аккурзий , завершает эту работу изданием избранных глосс всей школы под именем "Glossa Ordinaria" (около 1250 г.). Произведение это получило большое значение в теории и практике: в судах оно применялось впоследствии почти как закон.

Во второй половине XIII столетия в юриспруденции замечается некоторый поворот, и на смену глоссаторам приходят так называемые комментаторы или постглоссаторы (postglossatores).

Родоначальниками этого направления являются француз Якобс де Раванис и испанец Раймунд Лулл или Луллий (1234-1315).

Эти философы перенесли в юриспруденцию современный им философский метод, то есть схоластический , которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов.

Работая над источниками римского права, постглоссаторы оперируют уже не столько над самими источниками, сколько над толкованиями глоссаторов; они "glossarum glossas scribunt" , комментируют глоссы, вследствие чего их и называют комментаторами .

Комментируя глоссы, они стараются при этом внести в разбираемые ими юридические явления известный логический порядок , стараются свести юридические нормы к известным общим понятиям , из которых затем логически, дедуктивно, могли бы быть выведены понятия частные.

Отсюда их – часто утомительные и бесплодные приемы, с которыми у нас соединяется представление о схоластике, о пустом формализме.

Но в то время этими схоластическими приемами удалось познать правовые явления в виде единого логического целого. В области юриспруденции схоластический метод был первым опытом философского понимания права .

Руководясь идеей jus naturale, комментаторы незаметно приспособляли римское право к потребностям и условиям современной им жизни и в этом отношении оказывали огромную практическую услугу своему времени.

Виднейшими из комментаторов являются Бартоло де Саксоферрато и Дельи Убальди Бальдо .

После них схоластическое направление заметно изживает само себя. К началу XVI столетия схоластические приемы комментаторов окончательно утрачивают общественные симпатии.

По свидетельству французского юриста XVI века Ф. Хотманa в его любопытном сочинении "Antitribonian", господство комментаторов привело правосудие к такому состоянию, что общество возненавидело юристов, как крючкотворов, софистов и обманщиков ("sophistes, chicaneurs, abuseurs et imposteurs de justice").

Кризис разрешился водворением гуманистического направления . Зарождение гуманизма обнаружилось одновременно в разных местах; первыми проповедниками его были француз Гийом Буде (1467-1540), итальянец Альциат (Андрео Альчато) (1492-1550) и немец Цазий (Ульрих Цази) (1461-1535).

Они подошли к "Corpus" Юстиниана как раз с тех сторон, которые были абсолютно чужды глоссаторам и комментаторам – со стороны филологической и исторической . Они впервые обратили внимание на очистку текста памятников от многочисленных средневековых искажений. Они первые начали давать кое-какие сообщения об истории римского права.

Наиболее талантливыми представителями гуманизма в юриспруденции были Куяций и Донелл – оба французы по происхождению.

Куяций (Jacque Cujas, 1522-1590) в особенности известен своими филологическими и историческими толкованиями; в них он часто предугадывает многое, что было установлено только впоследствии – в XIX веке: так, например, ему уже известны были многие интерполяции в "Digesta".

Донелл (Doneau, 1527-1591 после Варфоломеевской ночи, как гугенот, вынужден был бежать из Парижа в Германию, где и преподавал в Гейдельберге и Альтдорфе). Был превосходным систематиком.

Впервые Дуарен (1509-1559), а затем и Донелл стали заменять комментирование фрагмента за фрагментом систематическим изложением права по определенному плану. Постепенно новый способ преподавания, получивший название французского (mos gallicus ), стал вытеснять в университетском преподавании старый "итальянский" метод (mos italicus ).

Однако, филологическая и историческая разработка источников римского права не могла удовлетворить всем запросам, которые предъявлялись к юриспруденции жизнью.

Одновременно с теоретической разработкой римского права совершался процесс его усвоения, его рецепции практикой. Римское право все более и более делалось действующим правом и в качестве такового неизбежно должно было несколько модифицироваться, приспособляясь к новым условиям.

Непосредственные запросы практики, применяющей римское право, создали большое чисто практическое течение в юриспруденции, особенно сильное в Германии , где римское право было реципировано непосредственно.

Юристы этого направления ставят перед собою задачу уяснить и изложить то римское право, которое действует и которое должно применяться в судах. Какими-либо более широкими вопросами они не интересуются.

Излагая это практическое римское право, они в то же время продолжают работу его приспособления, создавая так называемый usus modernus Pandectarum .

Наиболее видными из представителей этого направления являются: в XVI-м веке – Йоахим Минсингер и Андреас Гайль , в XVII-мБенедикт Карпцов и Самуэль Штрик , в XVIII-мЮстус Бёмер , Августин фон Лейзер и др.

Но одною чисто практической стороной юриспруденция удовлетвориться не могла. Вдумчивое отношение к вопросам права должно было неизбежно приводить к общим вопросам о конечных критериях, о конечном источнике всякого права.

Возникает то направление, которое в истории социальной мысли по преимуществу называется естественно-правовым . Идея jus naturale получает теперь, в XVII и XVIII веках, новое углубленное обоснование и широкое содержание: философия права ставится в связь с философией общей.

Вдохновителем этого нового направления является известный голландский мыслитель Гуго Гроций (1583-1645). Но затем оно дало целый ряд блестящих имен; таковы: Гоббс и Локк в Англии, Томазий , Пуффендорф , Лейбниц в Германии, Руссо во Франции.

В области гражданского права естественно-правовая школа ознаменовала себя внесением критического духа проверки основных и общих принципов всей системы римских граждански-правовых отношений.

На фоне общего разочарования итогами Французской революции появилась тисторическая школа права .

Её основателем явился Фридрих фон Савиньи (1779-1861). По поводу возбужденного в 1814 г. Тибо вопроса о необходимости общего для всей Германии гражданского кодекса Савиньи опубликовал в том же 1814 г. свою брошюру, где он формулировал свои общие воззрения на развитие права.

Он считал, что право не есть продукт такого или иного произвольного творчества, хотя бы и одушевленного "абсолютными началами разума"; оно есть продукт народного духа, раскрывающегося в истории народа в связи с его культурой, религией и т.д. Право поэтому глубоко национально, и, чтобы постигнуть его, необходимо изучать его исторически .

В области римского права историческая школа снова стала призывать "назад, к источникам!" – и именно к изучению истории римского права.

Под влиянием этого призыва целый ряд молодых ученых направился в эту область, и, благодаря их трудам, была создана впервые научно построенная история этого права, разработка которой продолжается и до сего дня.

В этой разработке истории права заключается крупнейшая и незабываемая заслуга исторической школы.

Но общефилософские предпосылки Савиньи к концу столетия оказались в высокой степени поколебленными.

Прежде всего, не выдержала критики идея Савиньи о развитии права, как органическом и безболезненном процессе самораскрытия народного духа.

Иеринг , вначале верный ученик исторической школы, автор сочинения "Дух римского права" ("Geist des rцmischen Recht"), формулировал эту мысль в своей брошюре "Борьба за право" ("Kampf ums Rechts").

Он считал, если развитие права дается борьбой интересов и идей, то естественно возникает вопрос о том, во имя чего бороться и где верховный критерий для оценки борющихся интересов, где конечный критерий всякого права.

Таким образом, в конце XIX века в юриспруденции опять заговорили о возрождении естественного права .

Экономическое развитие шло вперед. Римское право, распространяемое учеными юристами – глоссаторами и комментаторами – с кафедр, проникало в жизнь, и это восприятие римского права Западной Европой получило название рецепции римского права .

Понятие, формы, виды и типы рецепция римского частного права (Схема 6). Традиции изучения римского права в университетах и его приспособленность к нуждам рыночных отношений позволили ему получить вторую жизнь в период зарождения капитолистических отношений в Европе в новое время. Произошла его рецепция - т.е. его сознательное заимствование и использование в судах, а также при разработке собственного законодательства стран Европы, как местного, так и национального .

Анализ этих процессов позволяет сделать выводы о том, что рецепция проходила в следующих формах:

1) изучение в учебных заведениях как юридической общеобразовательной дисциплины с целью формирования мировоззрения будущих правоведов;

2) изучение римского права как достояния культуры;

3) исследование, анализ и комменирование римских юридических источников;

4) непосредственное применение норм и положений римского частного права;

5) использование норм позитивного римского частного права (источников) как образца при создании нормативных актов (особенно при реализации кодификационных проектов);

6) использование римско-правовой методики создания нормативно-правовых актов или практики их реализации (применения);

7) восприятие и использование основополагающих начал, принципов, идей и категорий римского частного права.

Естественно, что предложенная квалификация исходит из необходимости “обособления” отдельных форм рецепции в учебно-методических целях. В реальной практике (истории права), рецепция, как правило, происходит не в одной какой-либо форме, а в их совокупности и взаимодействии.

Различают рецепцию прямую и опосредованную (производную). Случаи прямой рецепции встречаются нечасто. Обычно они имеют место тогда, когда новая локальная цивилизация развивается и достаточно созрела для возрождения в тот момент, когда более рання цивилизация угасает или уже угасла, но с той поры прошло не слишком много времени, чтобы были утеряны идеи, правовые памятники и т.п. Пример тому, рецепция римского права в Византии.

Чаще идеи римского права, отдельные его положения, правовые решения чаще рецептируются опосредовано , например, путем заимствования идей из правовой системы какой-то страны, уже рецептировавшей римское право (вторичная, опосредованная, производная рецепция). Примером может служить заимствование многими странами положений Кодекса Наполеона или Германского гражданского уложения.

Рецепция может быть также не только явной , но и латентной (скрытой). Это бывает, как правило, в тех случаях, когда заимствование определенных идей либо принципиальных решений римского права происходит в процессе правотворчества, но при этом декларируется принципиально иной подход, отказ от “устаревшего” права, и т. д.

Такой подход имел место в советском гражданском правотворчестве, других социалистических странах.

Римское право являлось материнским не только по отношению к западноевропейскому праву, оно было рецептировано и на востоке Европы, причем вначале даже более активно, чем это имело место на Западе. Ареал его рецепции охватывает всю европейскую региональную цивилизацию. Однако ее особенности были обусловлены географическими, национальными, историческими и политическими условиями.

Существует три, т.н. “чистых” оригинальных типа рецепции:

1) византийская;

2) западноевропейская континентальная;

3) английская.

Византийский тип рецепции : проведение систематизированных работ в отношении римского права на материалах первоисточников, но вмсете с тем, без глубоких сисследований принципов римского права как такового; ограничение философского основания рецепции христианским учением в его православной интерпретации; организация систематизаторских, исследовательских и т.п. работ, связанных с рецепцией, созданием собственного частного права по инициативе “сверху”; ограничение в пространстве процесса рецепции: на ранних этапах - не только рамками одной империи, но и, как правило, организация его лишь в 2-3 городах; создание единого кодификационного акта, неплохого с т.з. оценки содержания и законодательной техники (Базилик), явилось фактически началом сужения сферы если не действия, то изучения римского права; наличи “провала”, прорыва в процесе рецепции римского права, приостановление или прекращение естественного хода событий завоеванием Византии турками в XV веке; ограничение форм рецепции, используемых в Византии и странах этой цивилизации.

Западноевропейский континентальный тип рецепции : длительный срок общего процесса рецепции; основательные теоретические исследования буквы и духа римского права; наличием философского базиса; использование при этом всего философского наследия античности и других эпох; обусловленностью рецепции неотложными нуждами торгового оборота, т.е. проведение ее по инициативе “снизу”; разнообразием форм рецепции; доведение рецепции до логического завершения; фундаментальность кодификаций, проведенных на основе положений римского права.

Англосаксонский тип рецепции имела место в Англии и регионе, но в менее привычных формах. Его суть состоит в том, что оно восприняло дух римского права, подход к правотворчеству, концепции создания норм позитивного права. Результатом такого типа рецепции было то, что эволюция английского права в своих основных чертах отобразила развитие римского права.

Рецепция (от лат. receptio – усвоение) римского права – использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепцию подразделяют на два вида:

  • 1) прямая, или первичная, где нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности без каких-либо изменений;
  • 2) производная, когда нормы римского права исправлены одной правовой системой и модифицировались в таком виде другой правовой системой.

Существуют несколько форм рецепции:

  • – изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм римского права;
  • – непосредственное восприятие и применение норм римского права;
  • – использование норм, идей и категорий римского права, римской методики создания нормативных правовых актов в правотворческой деятельности.

Начиная с XII в. происходит один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма – рецепция римского права.

Его возрождение не было прихотью ученых; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Чем дальше происходило развитие новых народов, тем шире должно было распространяться влияние римского права.

В политической и социальной жизни Западной Европы совершались глубокие изменения. Старый феодальный порядок разрушался, и государства стремились к созданию сильной центральной власти в лице королей. Римское право Юстиниановского Свода было построено как раз на принципе абсолютной власти монарха и в этом отношении отвечало этому стремлению. Воспитанные на римском праве юристы, так называемые легисты, были деятельными помощниками королей в их борьбе с феодалами; опираясь на римское право, они оспаривали право последних на юрисдикцию и упорно проводили мысль о том, что единственным источником правосудия может быть только король. Этим они способствовали объединению суда.

Экономическая жизнь развивалась; торговый оборот, как внутренний, так и международный, усиливался; города расцветали во всей Европе, изменялась и деревня. Местное национальное право покоилось на недостаточно ясных обычаях и было до крайности раздроблено: не только каждая местность, по и каждая социальная группа жила по своему особому праву – Lehnrecht (ленное право), Hofrecht (вотчинное право), Landrecht (земское право), Stadtrecht (муниципальное право), Zunftrecht (цеховое право), Bauernrecht (крестьянское право) и т.д. Имущественные права, сложившиеся при феодальном строе, были обременены разнообразными ограничениями, да и люди были связаны различными видами зависимости – феодальной, общинной, родовой, семейной.

Следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право в основе своей прекратило существование вместе с падением Рима. И, несмотря на то что Германская империя присвоила себе гордое название "священной римской империи", что во многих государствах были учреждены сенаты и что Наполеон, до того как стать императором, измыслил должность первого "консула", все это являлось лишь заимствованием некогда знаменитых титулов, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.

Влияние римского права на формирование феодальных и буржуазных правовых систем основных стран Европы было неодинаковым. Менее всего это влияние сказывалось в России. Лишь начиная со Свода законов Сперанского, наблюдается определенное соединение самобытных русских юридических построений с римскими частноправовыми конструкциями. В гораздо большей степени это влияние прослеживается в проектах гражданских уложений 1903 и 1905 гг. Но поскольку ни тот ни другой юридической силы не приобрели, дальше чисто теоретических изысканий дело практически не пошло.

В Англии в период норманнских завоеваний распространяются идеи глоссаторов – первых средневековых комментаторов римских правовых источников. Эти идеи дают о себе знать и в относящихся уже к X–XI вв. юридических трактатах, например трудах Р. Гланвилля или Г. Брэктона. Само прецедентное право Англии внешне напоминает право римлян, построенное на системе индивидуализированных исков. И все же о масштабном влиянии римских источников на формирование английского права говорить нс приходится. Это влияние в значительной мере обошло Британские острова стороной и получило значительно большее распространение в других странах.

Так, во Франции уже в XIII в. северная часть страны, где действовали отечественные правовые обычаи, начинает именоваться страной обычного права, а южная, где правовую силу обрели римские источники, – страной писаного права. Такое раздвоение сохранялось вплоть до принятия французского Гражданского кодекса 1804 г. Однако и в самом Кодексе, в состав комиссии по разработке которого входили сторонники как обычного (Порталис), так и писаного (Тронше) права, этот дуализм сохранился. Более того, реципированные римские правовые установления занимали в нем гораздо большее место.

Наиболее значительного объема рецепция римского права достигла в Германии. Уже в Швабском зерцале 1275 г. насчитывалось 150 переделок и прямых заимствований из Уложения Юстиниана. В дальнейшем под формальным предлогом избрания германских королей римскими императорами, провозглашения Римской империи империей германской нации римское право объявляется действующим германским правом. Но так как в своем первоначальном виде оно зачастую не соответствовало новым историческим условиям, его нормы становятся предметом постепенной обработки и переработки в немецкой юриспруденции. Посвященные этому труды именовались пандектами, их авторы – пандектистами, а переработанное последними римское право – пандектным, или "современным" пан- дектным, правом (usus modernus pandectarum или heutiges römisches Recht).

VI. Значение и этапы рецепции римского права

Наименование параметра Значение
Тема статьи: VI. Значение и этапы рецепции римского права
Рубрика (тематическая категория) Право

Римское право явилось как результат саморазвивающейся государственности, обеспечивающей естественные интересы исторического народа, самостоятельно реализующего свою судьбу. Это право - единственное в своем роде - прошло самобытный путь развития от самых простых правил обычая, до самых тонких определœений сложнейших оттенков договорных отношений; от казуистического регулирования, присущего законам XII таблиц, до правовых норм, категорий и принципов Дигест Юстиниана. Такой путь развития права соответствовал столь же естественному, самостоятельному и вполне национальному развитию хозяйства, политической организации римского общества и развитию государственных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность первого, второго и третьего.

Длительность, естественность и национальная ориентированность обеспечили универсальную значимость римского права, которая, в свою очередь, поставила его на уровень одного из высших культурных достижений человечества. Этот вывод подтверждается историческим феноменом, который носит наименование рецепция римского права.

В беспокойный период переселœения германских и готских племен попытки формирования государств на территории бывшей Западной римской империи, эгоистическая борьба между папством и новыми князьями в период с VI по X век казалось прекратили культурное развитие Европы и похоронили всœе достижения античности, в т.ч. римское право.

При этом естественные хозяйственные потребности пробуждают крайне важно сть обмена товарами между производителями, установления торговых отношений между территориями, пробуждают мысль о желательности правильного регулирования этих отношений. Но примеры подобного регулирования известны: те или иные фрагменты римских правовых конструкций использовались в законодательстве германских завоевателœей, вероятно, не забылись и практикой.

Экономическое возрождение в городах, да и само каролингское возрождение, предполагают освобождение личности от тех сословных и семейных (родовых) ограничений, которые присущи новым посœелœенцам Европы: индивидуальная энергия требует гарантий свободы самодеятельности, свободы самоопределœения, ясности правового регулирования всœех отношений, связанных с личностью, будь то собственность, договор или наследование.

Да и государственная власть громадной империи стремится обнаружить нравственные и правовые основания для своего бытия.

"В Италии в конце XI в. вновь пробуждается интерес к античной культуре, тексты юстиниановской кодификаци привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, весьма располагал к восприятию римского права в качестве общей основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в тонком юридическом инструменте особенно ощущалась в южной части Франции (Прованс) и северной Италии - наиболее развитых в экономическом, торговом и культурном отношении Западного мира. В этом историческом контексте и состоялось новое открытие римского права. В Болонье сложилось объединœение лиц, усердно изучавших (studentes) правовое наследие Рима. Вскоре они оформили свой союз, дав ему латинское название автономной корпорации - universitas. Университетское образование распространилось по Европе, а вместе с ним - и юридическое знание". (23)

В Европе начинается мощный культурный процесс, который получил название рецепция римского права. Под этим разумеется восприятие, заимствование права одной эпохи и одного народа другими народами и в другую эпоху.

Процесс данный начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием (который был судьей, преподавателœем риторики и диалектики, преподавателœем права). Активность его учеников и последователœей (Bulgarus, Martinis, Jacobus, Hugo) привлекала в школу множество слушателœей со всœех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.

Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигест - центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву (ius positivum). Ведь на практике в данный период суды вольно обращались с правовыми нормами, решая споры скорее на основании субъективного представления, чем на строгом следовании духу и букве закона; господствовала свобода судейского усмотрения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, утверждалось важное правовое начало законности, подчеркивалась значимость позитивного права, законодательства для правильного разрешения юридических конфликтов в обществе.

Преподавание состояло в чтении и комментировании (толковании) древних источников. Толкования надписывались прямо в тексте источника, на полях и между строк; подобные толкования носили название глоссы. От него получили наименование и сами деятели первоначального периода рецепции римского права - глоссаторы.

Творческая работа глоссаторов занимала период до XIII в., когда последний видный представитель этого направления Accursius издает собрание глосс - Clossa Ordinaria (около 1250ᴦ.), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказало большое влияние как на правовую теорию, так и на практику: это сочинœение использовалось в судах наравне с законами.

Изложенное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были:

· углубленное изучение источников римского права;

· утверждение значимости позитивного права;

· установление важности принципа законности.

Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы (или постглоссаторы). Среди них называют француза Ravanis, испанца Lulus, которые были философами и богословами, что и отразилось в характере этого направления. Деятельность комментаторов отличалась применением при изучении права дедуктивного метода, то есть выведением из общих принципов права некоторых частных положений (правил, правовых норм).

В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками древнего римского права, сколько комментариями своих предшественников - глоссаторов. Но, комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям, а затем из этих общих понятий логически (дедуктивно) вывести новые частные понятия, применимые к конкретному жизненному отношению.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, деятельность постглоссаторов оказалась первым опытом философского познания права. Следовательно, их усилиями было положено основание европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом - очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками.

К тому же, убеждение комментаторов в существовании универсальных принципов права возрождало интерес к обнаружению всœеобщего критерия справедливости позитивного права, к естественному праву (ius naturale).

Несмотря на указанные характеристики, в деятельности комментаторов преобладали практические тенденции: они стремились привести римские юридические конструкции в связь с правовыми взглядами и потребностями современного им общества. Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы приспособляли римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своему времени. Эта работа перерабатывала общемировое право античности в общее право (lex generalis) нового европейского мира.

В Италии римское право приобретает значение главного источника уже в конце XII в.; во Франции с XIII в. оно распространяется на юг страны (pays du droit ecrit), но и на севере, где доминирует droit cutumier римское право применяется в качестве субсидиарного источника; в разрозненных германских государствах с XV в., (после падения суда шеффенов) именно римское право становится общим правом.

При этом повсюду юристы ставят перед собой задачу уяснить и изложить те римские правовые конструкции, которые действуют в настоящее время и в том виде, в каком они действуют; разрабатывают то право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно применяться в судах. Особенно интенсивно такая работа осуществляется в германских государствах, где постепенно, к XII в. вырабатывается так называемое современное римское право, получившее название usus modernus pandectarum.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главными достижениями деятельности направления постглоссаторов можно назвать:

· выработку основ европейской теории права;

· постановку задачи обнаружения критерия справедливости позитивного права;

· разработку основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.

К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права.

Последующее развитие европейской юриспруденции связывают с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и в целом к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает стремление оторваться от произвольных явлений - глосс и комментариев и обратиться к первоисточникам. Изучение первоисточников осуществлялось в сопоставлении с той живой действительностью, которая их создавала и была отражена в античной истории, литературе, искусстве. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, деятели гуманистического направления подошли к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам - с позиций истории и филологии. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Вместе с тем, изменилась и методика преподавания права: вместо чтения и комментирования Corpus (чем по преимуществу занимались глоссаторы и комментаторы) стало вводится систематическое изложение права по определœенному плану, близкому плану юстиниановых Институций.

Гуманистическое направление породило воззрение, что право есть живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, которою и для регулирования которой он вызван к действительности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, гуманизм пробудил те идеи, которые в XIX в. были разработаны исторической школой права.

В XVII - XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права.

Эти разумные начала под именем естественное право получают приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противопоставляются неразумному и несправедливому правопорядку Европы XVIII в. с ее устарелыми, как полагали, политическими институтами, неравенством сословий, бесправием простых людей. Сложилось убеждение, что стоит только предоставить человеческому разуму свободу, он устроит общественные отношения наилучшим образом.

Великая Французская революция явилось опытом такого переустройства общественных отношений на началах разума, как они высказывались в доктринœе естественного права. Крушение Французской революции оказалось одновременно и крушением идей естественного права. Оказалось, что позитивное право не так легко уходит из жизни, что замена исторически сложившегося правопорядка чрезвычайно болезненна; с другой стороны, недостаточно провозгласить абсолютные разумные начала, чтобы они утвердились в жизни в качестве норм поведения людей.

Реальность подорвала саму веру в абсолютные начала. Вновь возобладали идеи позитивного права. Зародилась историческая школа права, главная идея которой такова: право не есть продукт того или иного произвольного творчества, хотя бы и одухотворенного абсолютными началами разума; оно есть результат развития народного духа, раскрывающегося в истории народа в тесной связи с его религией и культурой. Право глубоко национально и, чтобы постигнуть его, крайне важно изучать его исторически.

Даже приведенное краткое изложение обнаруживает, что рецепция римского права - это длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходили теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.

К тому же, в XIX в. реализуются великие кодификации гражданского права: принятие гражданского кодекса Франции в 1804 ᴦ., Германского гражданского уложения в 1896 ᴦ., последующие кодификации гражданского права в романских и германских странах на основании этих образцов, дальнейшее распространение заложенных в них идей и категорий посредством кодификаций в странах Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего и Дальнего Востока.

Используемая литература

1. И.А. Покровский. История римского права. Спб., 1913 ᴦ., с. 1

2. Т. Моммзен. История Рима. Т.I., М., 1994 ᴦ., с. 23-24

3. Цит. соч., с. 36

4. Цит. соч., с. 38

5. Цит. слч., с. 36-37

6. Цит. соч., с. 41

7. Цит. соч., с. 55

8. Цит. соч., с. 61

9. Цит. соч., с. 68

10. Цит. соч., с. 69

11. Цит. соч., с. 80-81

12. Цит. соч., с. 87

13. Д.В. Дождев. Римское частное право. М., 1997 ᴦ., с. 16

14. Т. Моммзен. Цит. соч., с. 203

15. Цит. соч., с. 206

16. Цит. соч., с. 210

17. Цит. соч., с. 213-214

18. Цит. соч., с. 219

19. Цит. соч., с. 225

20. Цит. соч., с. 243

21. Цит. соч., с. 258-260

22. Д.В. Дождев. Цит. соч., с. 23-24

23. Цит. соч., с. 4

VI. Значение и этапы рецепции римского права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "VI. Значение и этапы рецепции римского права" 2017, 2018.



Просмотров