Название примет пусть оно от того. Каролина общегерманское уложение уголовносудебного характера

Вопросы

1. Как вы думаете, почему Реформация началась именно в Германии?

Реформация началась не когда были высказаны идеи Мартина Лютера, по-настоящему она началась, когда во имя этих идей ряд князей начал войну против папы римского и императора. И такое действительно могло произойти только в Германии. Только там феодалы остались достаточно сильными, чтобы противостоять центральной власти, но центральная власть ещё не потеряла надежду поставить их под свой контроль. Кроме того, именно в Германии был актуален длившейся уже много столетий конфликт между императором и папой римским. Именно по этому Рим так пристально следил за идеями, которые высказывались в Германии и столь болезненно отреагировал на Лютера. Именно по этому князья использовали Лютера как оружие против центральной власти.

Приблизительно в то же время крамольные с точки зрения католической церкви высказывал Ульрих Цвингли. Он считается основателем одной из ветвей протестантизма. Но он проповедовал в Швейцарии (в Цюрихе). Швейцария тогда уже только формально была частью Священной Римской империи германской нации, фактически швейцарцы давно доказали своё право на независимость. И император, и папа римский помнили опыт прошлых завоевателей этой страны. С другой стороны, Швейцария не претендовала на роль значительного игрока в европейской политики. Именно по этому на крамольные идеи в Цюрихе не стали обращать внимания: конфликта не получилось. В итоге протестантизм возник из конфликта, спровоцированного Лютером.

Это нельзя считать случайностью. Протестанты выступали против продажности церкви и против её роли посредницы между верующими и Богом. Индульгенция как раз была символом продажности, потому что обещала спасение за плату, а не за праведную христианскую жизнь. Также её продавцы утверждали, что католическая церковь распоряжается благодатью, накопленной святыми, и именно потому индульгенция сработает: то есть здесь посредническая роль церкви между человеком и Богом проявлялась больше всего, а накопленная святыми благодать стала ресурсом при этом посредничестве.

3. Почему в Реформации появились разные направления?

Протестантизм утверждал, что каждый должен сам читать Евангелие и руководствоваться только своей совестью. Не удивительно, что некоторые духовные учителя вычитали там идеи, немного отличные от лютеровских; а совесть требовала от них распространять эти идеи. Так и появились другие ветви протестантизма.

Также нужно помнить, что цвинглианство возникло потому, что Цвинли проповедовал одновременно с Лютером и разрабатывал свои идеи независимо от него.

4. Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?

Восставшие крестьяне, так же, как и Лютер, выступали против учения католической церкви. Кроме того, они так же выступали за то, чтобы лишить церковь её огромных богатств и светской власти, ввести выборность священников. Сходились крестьяне с Лютером и вопросе об уничтожении монастырей.

5. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

Их стали так называть потому, что они заявили протест против решения рейхстага 1529 года.

6. Каковы были итоги Реформации к середине XVI в.?

Протестантизм окончательно оформился как вероучение;

Оформились отдельные ветви протестантизма;

В середине XVI в. наконец закончились гражданские войны в Священной римской империи германской нации (а также выступления крестьян и рыцарей);

Протестантизм распространился за пределы империи;

Назревала основанная на идеях протестантизма революция в Нидерландах;

Назревали гражданские войны за пределами империи, например, во Франции;

Протестантизм стал официальной религией некоторых германских княжеств и некоторых государств за пределами империи;

В ответ на реформацию началась контрреформация.

Задания

1. Опираясь на текст параграфа, докажите, что Реформация назревала по всей Европе, а не только в Германии.

Реформация слишком легко была воспринята в других странах Европы (Франции, Нидерландах и др.). Это значит, что она там давно назревала.

2. Определите, как связаны с идеей Лютера об оправдании верой следующие положения его тезисов.

а) Требование секуляризации церковного имущества.

Церковь должна быть лишена своей власти, потому что она не может привести человека к спасению. Должна она быть лишена и богатств, как средства достижения этой власти.

б) Осуждение монашества.

Аскетизм не может привести к спасению, к нему могут привести только раскаяние и вера. Потому монахи обманывают и себя, и других.

в) Осуждение паломничества

Паломничество не укрепляет веру, но даёт человеку ложную надежду на спасение.

г) Сокращение числа церковных таинств.

Церковь не должна быть посредником между человеком и Богом. Она может лишь подсказать человеку правильное решение, когда у него есть вопросы. Потому таинства по сути не нужны, они как раз и укрепляют эту посредническую роль, потому что их может проводить только церковь. Вместо этого каждый должен просто сам читать Библию.

Источников веры может быть только Библия, слова Господа, а не слова людей, будь то папа римский или участники соборов.

3. Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат Лютеру, а какие - Мюнцеру. На основании текста параграфа и этих высказываний найдите различия во взглядах двух реформаторов:

а) «Когда, какой заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни...»

б) «Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции».

в) «Если мы на законном основании вешаем воров и обезглавливаем грабителей, то почему мы должны потакать римскому корыстолюбию - величайшему вору и разбойнику изо всех существовавших или могущих существовать на земле, - которое прикрывается священным именем Христа и святого Петра?»

г) «Бороться против власти папы, не признавать отпущения грехов, чистилища, панихид и других злоупотреблений значит проводить реформу только наполовину».

д) «Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель... Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть».

е) «Всякий, кто может, должен их (крестьян) бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьешь, то он убьет тебя и вместе с тобою целую страну».

а) Мюнцер

в) Мюнцер

г) Мюнцер

д) Мюнцер

Лютер выступал за духовное самосовершенствование человека и против власти лишь римской церкви, существующий социальный порядок он считал справедливым, а светские власти – своим союзником. В то же время Мюнцер призывал бороться как за реформу церкви, так и за реформу социальных порядков, в пользу пересмотра феодальных отношений.

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

1. Программа Томаса Мюнцера и его сторонников.

2. «Двенадцать статей»:

а) общий характер этой программы;

б) ее радикальные и умеренные требования.

3. Бюргерская программа:

а) план политических преобразований в империи;

б) требования горожан;

в) позиция бюргерства по отношению к рыцарству.

МЮНЦЕР О ФЕОДАЛАХ

Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя - наши господа и князья! Они захватывают себе, что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе, растения на земле - все должно принадлежать им. И после этого они [князья] распространяют среди бедняков заповеди божьи и говорят: бог повелел - не укради! Но для себя они этот запрет не считают обязательным. Поэтому они и притесняют всех людей, разоряют и грабят бедных земледельцев, ремесленников и целый свет. Если же у них кто-либо возьмет хотя бы самую малость, то его отправляют на виселицу, а доктор Люгнер тогда приговаривает: «Аминь!» Господа сами виноваты, что бедный человек становится их врагом. Они не хотят устранить причин возмущения, как же они могут надеяться на спокойное благополучие? Так говорю я! За подобные речи меня называют мятежником. И пусть!

МЮНЦЕР О ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И БОРЬБЕ С ФЕОДАЛАМИ

Кротчайший кум Лейзетретер [«Тихоход»] утверждает, что я хотел поднять восстание, вычитав это из моего послания горнорабочим. Он говорит об этом, но умалчивает о самом главном, о том, что я ясно высказал князьям. Я объявил им, что всей общине принадлежит сила меча, равно как и ключ к отпущению, и что на основании текста Даниила (7), Апокалипсиса (7) и послания к римлянам (13,1) князья являются отнюдь не господами, но слугами общины. Они должны поступать не так, как им нравится, но согласно со справедливостью...

Когда, какой заповедью бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни, сеять, выдергивать, чистить, мять, мыть, трепать, чесать и прясть лен, лущить горох, собирать морковь и спаржу... Проклятие их позорной власти и разбойничьим правам! Что сказать о тех тиранах и злодеях, которые присваивают себе все налоги, пошлины и сборы и бесстыдно проматывают их, тогда как они должны идти в общую казну и идти на пользу всей стране? Если кто-нибудь вздумает поморщиться по поводу этого, с ним тотчас же поступают, как с изменником: ведут на пытку, отрубают голову, четвертуют. Его жалеют меньше, чем бешеную собаку... Да, их власть не от бога, они сподвижники дьявола, их повелитель - сатана. Свергнуть этого Моаба и Бегемота - истинно богоугодное дело; писание называет их не слугами божьими, но змеями и волками...

Если до сих пор вы уплачивали подушные подати и были крепостными, то теперь вы станете "Настоящими рабами, лишенными всякого права над собой и своим добром. Вас будут, как в Турции, продавать, словно скот, лошадей и волов... Горе, беда вашим детям, которым вы оставите такое несчастное наследство!

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

Средневековая Германия

В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г. ) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности:

«Названье примет пусть оно

«Зерцало саксов» от того,

Что право в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало,

Как образ женщины зерцало ».

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в . обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаевЭйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.

Сборник состоит из 2ух крупных раз­делов :

1) Земского права (Ландрехта, 3 книги)

2) Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)).

ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении .

Свободные делились на:

- благород­ных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом,

И неблагородных .

Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия 3 раза в год принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает.

Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории:

1) шеффенские люди (участвовали в суде епископа),

2) чиншевики (заседа­ли в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства)

3) и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38):

Наёмные бойцы (судебный поединок),

Дети наёмных бойцов,

Все незаконнорожденные,

Осужденные за кражу / грабеж,

Откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.

Несво­бодные люди делились на:

- крепостных

И зависимых людей (холопов ), кото­рые:

несли денежные повинности,

платили чинш,

пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита.

Самый желаемый ста­тус - статус свободы .

Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен , однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого .

Кроме того, Земское право регулировало нормы:

Государственного,

Имущественного,

Семейного,

Наследственного,

Уголовного права,

Уголовного процесса,

которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия .

В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской влас­ти, трактующемся в духе концепции двух мечей : «Два меча предоста­вил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназ­начен духовный <меч>, императору - светский. Папе предназна­чено ездить верхом в положенное время на белом коне, и импера­тор должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это зна­чит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе . Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается ».


ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений :

Порядок получения, держания и утра­ты ленов,

Обсуждает виды ленов, в том числе городских,

И особен­ности ленного быта и нравов.

Ленное право было основой всех имуществен­ных отношений между лицами благородного происхождения. Правовое положение человека вообще оп­ределялось по его месту в феодально-служебной иерархии (ранее упоминались условных 7 «щитов», начиная с короля). Только принадлежность к одномуизтаких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных земель.

Не являлись субъектами ленного права:

Духовенство,

Женщины,

Кре­стьяне,

Незаконнорожденные дети,

Лица, лишенные своего статуса

Соответствен­но, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству.

Причисление к ленному праву было напрямую связано с рыцарским достоинством : никакие другие юридические основания не давали прав на лен.

Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор . Он заключался в определенной процедуре и с учетом взаимных обязательств сеньора и вассала . Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу,

Обязаться оказывать «уважение»,

Участвовать в суде сеньора

И нести службу,

Однако право жестко ограничи­вало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требова­ли согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель .

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Собственнические права имели свои ограничения .

1) Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. П.

2) Во-вторых,права даже полноценных собственников простирались только«на глубину сошника» . ЗП кн.1 ст.35: «Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивае т плуг, принадлежат королевской власти ».

Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени - серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. КОНЦЕССИИ ) того, кому принадлежали верховные сеньори­альные правана эти земли.

ВЛАДЕНИЕ. Наряду правом собственности признавалось вла­дение , в том числе, и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения - в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) - владелец становился соб­ственником.

Владение признавалось и за женщинами . Счита­лось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она са­ма («утренний дар» ). Однако наследование по женской линии огра­ничивалось , «так как женщины по своему полу все лишены наслед­ства вследствие греха их предков ».

Владению придавалось большое значение. Владельцем, в отличие от римского права, признавался простой держатель вещи, независимо от того, желал ли он господствовать над ней или нет. Владельцем вещи считался также и залогоприниматель .

СЗ также уделяет внимание разграничению понятий «добросовестного » и «недобросовестного » владения и защите прав добросовестного приобретателя (как и во французском праве), купившего вещь, находясь в заблуждении относительно того, что продавец был ее собственником (ЗП кн.2 ст.36).

Слово «кутюмы» буквально переводится как «обычаи». Запись обычного права (кутюмов) нача­лась во Франции в XIII столетии, когда в стране (помимо юга, где господствовало писаное право) насчитывалось 60 больших и 300 малых кутюмов. Предлагаемый источник-«Кутюмы Бовези» -представляет собой запись обычного пра­ва северо-восточной части Франции, сделанную в 1282 году одним из крупнейших французских юристов -Фи­липпом Бомануаром (1247-1295).

Бомануар жил в годы правления Людовика IX (1226-1276). Это было время больших реформ и значительных успехов в деле объединения французских земель. Дед Людовика IX-Филипп II наряду с присоединением к королевскому домену (собственным владениям короля) Нормандии, Мэна, Тюрени, части Пуату, Пикардии и Лангедока провел важнейшую админи­стративную реформу. По этой реформе все королевские владения были раз­делены на равные административные округа - бальяжи (на юге-сенешальства). Во главе округов были постав­лены королевские чиновники-бальи-с очень значитель­ными и разнообразными функциями в области суда, сбора налогов и созыва ополчения. Назначали их обычно на три года из людей, близких ко двору и никак не связанных с местной провинциальной знатью. Таких бальяжей при Филиппе II было 20. Людовик IX продолжал программу Филиппа II и, зна­чительно округлив свой домен, еще более укрепил коро­левскую власть.



Увеличение и укрепление королевского домена и цент­рализация королевской власти сопровождались серьезны­ми иэменениями в организации суда. Проведенная Людовиком IX судебная реформа объяв­ляла королевский суд высшим апелляционным органом для всего королевства, в который могли жаловаться на решения всех низших феодальных судов, не исключая и тех, которые находились на территории вассаль­ных владений. Ряд судебных дел-поджог, похищение женщин, изготовление фальшивой монеты и другие подле­жали исключительно юрисдикции королевского суда.

Успехи в деле централизации государства и консолида­ции всех сил внутри него требовали оформления норм обычного права и введения общегосударственных право­вых норм. Это мероприятие и было предпринято при Лю­довике IX, причем первую плодотворную попытку записи обычного права Франции сделал Филипп де Бомануар, дворянин, который много лет служил на должностях бальи и сенешала в различных районах страны.

Основным произведениям Бомануара, прославившим его и обеспечившим ему имя «Светоча своего времени» (так назвал его Монтескье), являются «Кутюмы Бовези». Дата их написания- 1283 год-чисто условна, так же, как и само название источника, далеко не исчерпывающее его содержание. Сам автор в предисловии признается, что часть книга основана на «правовых нормах, общих для кутюмов всей Франции», и можно смело считать, что «Кутюмы Бовези» являются не только записью и объяснением местных обычаев (что уже само по себе представляло бы не­сомненный интерес), но и первым в истории Франции серьезным опытом правотворчества, дающим нам пред­ставление о нравах и обычаях страны, а также о полити­ческих идеях, зародившихся в этот период.

Г л a в a I. О ДОЛЖНОСТИ БАЛЬИ

§ 12. По нашему мнению, человек, желающий быть справедливым и честным бальи, должен обладать десятью добродетелями, из которых одна является главной и госпожей над всеми другими, и без нее не могут существовать другие добродетели правителей. И эта добродетель назы­вается мудростью, что означает быть мудрыми. Поэтому скажем прямо, что тот, кто хочет стать бальи и вершить правосудие, должен быть мудрым, иначе он не справится с обязанностями бальи.

§ 13. Вторая добродетель, которую должен иметь бальи - это то, что он должен сильно любить бога - наше­го отца и спасителя, а также из любви к богу - святую цер­ковь. И речь идет не о любви, которую некоторые слуги питают к своим сеньорам, любви, основанной на страхе и боязни, а о подлинной любви, той, которой сын должен любить отца...

§ 14. Третья добродетель, которой должен обладать бальи,-это спокойствие и доброта; ему должны быть чужды свирепость и жестокость. Но он не должен быть добр ни к изменникам, ни к жестоким, ни к совершаю­щим преступления, потому что к такого рода людям он должен показать себя строгим и даже суровым, чтобы положить конец их злодеяниям. Ведь так же, как врач позволит болезни из жалости к ней свалить больного, которого он должен лечить, добрый к злоумышленникам бальи подвергает угрозе смерти людей, жаждущих жить в покое. И нет большего блага для бальи, как выкорчевать зло при помощи скорого суда. Итак, когда мы говорим, что бальи должен быть добр, это значит, что он должен быть добр к тем, кто желает блага, и к простому народу, а также в тех случаях, которые произошли больше по не­счастью, чем по злому умыслу...

§ 15. Четвертая добродетель, которой должен обладать бальи,-это терпение и умение внимательно выслу­шать, способность не выходить из себя ни в каком случае, ибо бальи, который спешит с выводами или терзает людей и гне­вается, не может уяснить себе всего, что предлагают ему в суде. А если он не может всего этого себе уяснить и не может ничего хорошо запомнить, он не может надлежаще осуществить свою должность. Итак, бальи должен быть терпелив и внимательно выслушивать таким образом, чтобы предоставить тем, которые находились перед ним в суде, (возможность) высказать в суде все, что покажет­ся необходимым одной стороне против другой, не преры­вая их слов. Только в этом случае бальи сможет наилучше и наиболее мудро судить... Так же, как мы говорили, что доброта бальи не должна простираться на злоумышленников, мы говорим, что на них не должно простираться его сострадание; но он должен очень внимательно их выслушать, так как часто таким путем он может узнать, что скрывают они.в своих сердцах... Мы также не считаем, что бальи должен быть чересчур сострадателен в делах об оскорблении его сеньора или причинении его сеньору или ему caмомy ущерба. Если вред или оскорбление нанесено его сеньору или ему, он должен быстро и мудро наказать за это сообразно тому, что требует содеянное, подавая самим наказанием другим пример того, как следует себя вести в отношении своих сеньоров или своих бальи, потому что бальи, находясь в своей должности, представляют своего сеньора, и потому преступление против бальи является преступлением против сеньора...

§ 16. Пятая добродетель, которой должен обладать бальи,- это смелость и энергичность без всякой лени. Ленивый бальи упускает множество обязанностей, которые следует осуществлять, предоставляя другим делать массу таких дел, которые должны быть сделаны им самим, и от­кладывает по своей лени решение таких вопросов, разре­шение которых незамедлительно. О смелости же мы гово­рим потому, что без этой добродетели бальи не может делать то, что относится к его должности, ибо, если он труслив, он не сможет обвинить богатого человека, кото­рый совершил что-либо против бедняка, не посмеет осу­дить того, кто заслужил смерти, из страха за свою семью, и он не посмеет арестовать преступников, ни схватить их из страха, что (злоумышленники) могут оказать сопротив­ление. И все, что он не сделает из трусости, надлежит сде­лать ему. Итак, он должен быть смелым и бесстрашным, ничего не бояться и не колебаться, иначе он не сможет совершить то, что надлежит ему по своему положению. Но всегда, когда ему надлежит действовать решительно (смело), он должен делать это разумно. Ведь есть два рода смелости: одна мудрая, другая сумаобродная. Мудрая сме­лость состоит в том, чтобы проявлять ее после зрелого раз­мышления и разумно. Сумасброд же, желая проявить свою смелость, поступает, никогда не подумав о результатах...

§ 17. Шестая добродетель, которая должна быть при­суща бальи,- щедрость...

§ 18. Седьмая добродетель, необходимая бальи, состоит в том, что он должен повиноваться приказам своего сеньора...

§ 19. Восьмая добродетель необходимая тому, кто взял на себя должность бальи,-быть настоящим знатоком (своего дела)...

§ 20. Девятая добродетель, которая должна быть у то­го, кто взял на себя (должность) бальи, состоит в том, чтобы он был способным, сообразительным и умел хорошо исполнять (свои обязанности), не причиняя вреда другим, а также хорошо считать. Хорошо исполнять (свои обязан­ности) означает, что доходы, земли сеньора не должны уменьшаться по небрежности бальи, но, напротив, должны всегда расти, благодаря его разумным действиям...

§ 21. Десятая добродетель, которая должна быть у то­го, кто взял на себя (должность) бальи,-лучшая из всех, без которой ни одна ничего не стоит, потому что она оза­ряет все остальные. Эта добродетель называется вер­ностью...

§ 22. Мы говорили о десяти добродетелях, которые должны быть у того, кто взял на себя (должность) бальи. И тот, который бы обладал ими, заслужил бы любовь Бога и своего сеньора. Но так как очень трудно обладать всеми добродетелями, то, по крайне мере, бальи должен следить за тем, чтобы у него не было недостатка в верно­сти. Если же он может быть мудрым и верным, он имеет все остальное...

§ 47. Ни один преступник, каковы бы ни были его пре­ступления, до тех пор, пока они не доказаны и недостаточ­но известны, не должен быть приговорен к смерти. Преж­де следует спросить бальи, хочет ли он дожидаться закон­ных доказательств, и если он этого не хочет, пусть держит его (преступника) в тюрьме, т.к. его плохая репутация свидетельствует против него.

§ 48. Бальи не должен ждать, пока его прево и сер­жанты ознакомят его с делами заключенных и с обстоя­тельствами, послужившими к их задержанию. Он должен переговорить с каждым заключенным о причинах его аре­ста, ибо нет такого положения, чтобы арестанты были одинаковы и чтобы преступления были равны. (Лица), задержанные за преступления, подсудные королевской юрисдикции , должны быть закованы в кандалы и содержаться в яме; другие же [лица], задер­жанные за преступления, не влекущие за собой потерю жизни или какого-либо члена, должны содержаться в бо­лее легких условиях.

Г л а в а 2. О ВЫЗОВЕ В СУД

§ 57. Когда кто-либо жалуется на нанесенный ему ущерб и хочет получить по справедливости возмещение, он должен вызвать в суд сеньора , ведению которого под­лежит дело, того, на кого он собирается жаловаться. Об этом мы и будем говорить в этой части - о вызове в суд дворян и людей незнатного происхожде­ния. И мы скажем, каким образом каждый должен быть вызван в суд, как он должен повиноваться вызову, кото­рый ему сделан, (по какому бы то ни было поводу) - будь то по поводу наследования имущества или ссоры, ка­сающейся его словом или действием. Мы расскажем также, на какой вызов, согласно обычаю, он может ответить, что явится в суд лишь через две неде­ли, и на какой он не может (так отве­тить), на какой он может ответить извинением и какое наказание он понесет, если не явится, как это должно, по вызову.

§ 58. Если сеньор хочет вызвать в суд дворянина, си­дящего на его фьефе , он должен взять двух людей, являю­щихся равными по положению тому, кого он хочет вызвать; а если таковых не имеется, он должен одолжить их у своего сеньора, а сеньор, от которого они держат фьеф, обязан ему их пре­доставить. И тогда он должен им сказать, чтобы они пошли и вызвали в суд этого человека и чтобы они сопровождали его в надлежащее место, а также должен им поручить, чтобы они ему сказали, по какой причине он вызван в суд. И тогда, когда следует вызывать в суд, вызов должен быть сделан по меньшей мере за 15 дней.

§ 59. Тот, кто вызывается в суд, должен рассмотреть, как и почему его вызывают. Если его просто вызывают в суд, вызывающий говорит: «Мы вам предлагаем, счи­тая с сегодняшнего дня, через 15 дней предстать в та­ком-то месте перед лицом нашего сеньора, от которого вы держите фьеф». Больше они ничего не говорят. Или они говорят: «Мы вас вызываем по поводу всего, о чем вас будут спрашивать». В этих двух случаях вызова человек может 3 раза отложить суд на полтора месяца (3 раза по 2 недели) и в четвертый раз не явиться в течение двух не­дель по извещению. И если сеньор захватит его фьеф за то, что он не мог оправдаться, т. к. заявил, что придет в суд лишь через 15 дней, он должен будет ему его (фьеф) вернуть целиком, по требованию, если тот сможет ответить по всем обвинениям, которые ему будут предъ­явлены.

Г л.а в а 3. ОБ ИЗВИНЕНИЯХ И ОТСРОЧКАХ

§ 98. После того как в предыдущей главе мы говорили о вызове в суд, в этой главе следует рассказать об изви­нениях по поводу невозможности явиться в суд и о двух­недельных оторочках, как их следует производить и в ка­ких тяжбах; о некоторых мы уже говорили в другом ме­сте-в главе, посвященной вызову в суд; здесь же мы будем говорить о тех случаях, о которых мы еще не гово­рили. И так как после вызова в суд следуют извинения и отсрочки, которые зависят от того, как был сделан вы­зов, мы должны поговорить об этом до того, как перей­дем к другим предметам.

§ 99. Существует множество поводов для того, чтобы просить у своего сеньора отложить дело-извиниться... при вызове в суд; к таковым относится телесная немощь: ведь существуют болезни, при которых совершенно ясно, что без серьезного вреда невозможно явиться в суд, и они являются вполне законным извинением (для от­срочки).

§ 101. Законно может принести извинение тот, кто должен явиться в суд в качестве свидетеля и даже как заинтересованная сторона, если у него наступает срок (участия в суде) в другом месте, так как в противном случае очень бы за­держивались дела, не могущие быть завершенными без принесения присяги.

§ 102. Когда кто-либо должен явиться в суд к опре­деленному сроку, законным извинением служит ему какая-либо помеха в дороге; если падет или взбесится лошадь, и он не сможет найти себе другую и не сможет также по состоянию своего здоровья идти пешком; если перед ним встанет обширное водное пространство, которое он не смо­жет пересечь без опасности для жизни, если наступит время больших дождей или больших снежных заносов и больших бурь.

§ 108. Существует большая разница между законным извинением за неявку в суд и отсрочкой. При всех тяжбах, при которых появляется необходимость в отсрочке, прежде чем явиться в суд, ее можно просить трижды (каждая по 15 дней); при этом не надо давать никаких клятв и не приводить причин, по которым требуется отсрочка. Извинение же может быть принесено только один раз между двумя заседаниями суда и без назначения какого-либо срока, так как никто не знает, принося извинение, когда он смо­жет явиться в суд. А если его извинение будет принято, он, придя в суд, должен принести присягу в том случае, если его спросят.

Глава 5. ОБ АДВОКАТАХ

§ 174. Так как большинство людей не знакомо с кутюмами и не знает, как ими надо пользоваться и на что следует опираться в каждой данной тяжбе, то те, которым предстоит судиться, должны искать совета у людей, могу­щих говорить за них. И тот, который говорит за других (в суде), называется адвокатом.

§ 175. Если кто-либо хочет стать адвокатом...-он должен присягнуть, что, исполняя свои обязанности адво­ката, он будет вести себя хорошо и честно, что он, на­сколько ему будет известно, будет вести только добрые и законные дела, что, если он начнет дело, которое в на­чале покажется ему правильным, а потом, узнав, что оно нечестно, он сразу, как только узнает об этом, бро­сит его. И если он принесет в суде эту присягу, он после этого никогда ее не должен (уже) повторять. Но до того, как он ее принес, он не может приступить к исполнению своих обязанностей и участвовать а споре (прениях).

§ 189. Бальи собственной властью может отвести с тем, чтобы он не выступал в данном суде, такого адвоката, ко­торый обычно говорит дерзости бальи, суду или против­ной стороне, т.к. было бы очень плохо, если бы подобного рода люди не могли бы быть отстранены от адвокатской должности.

§ 190. Женщина не должна выступать за плату в ка­честве адвоката за другого, но без вознаграждения она может говорить за себя или за своих детей или кого-нибудь из своих домашних, но (делать) это она может с раз­решения своего мужа, если она имеет мужа.

§ 195. Адвокат или советчик могут получать деньги и вознаграждение за свой совет или за защиту, но на это не имеют права судьи, т. к. могут действительно быть про­даны услуги и совет, но не могут и не должны (быть про­даны) решения.

Глава 30. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

§ 823. Самое главное для всех тех, кто вершит право­судие,- это умение различать проступки, каковы они - велики или малы, и знание того, какого наказания они заслуживают. Ибо так же, как неодинаковы проступки, неодинаковы и наказания. Есть такие преступления, которые должны караться смертью как подлежащие коро­левской юрисдикции , независимо от того, каким путем злоумышленник их совершил. Другие же преступления должны быть наказаны долголетним тюремным заключе­нием с конфискацией имущества, но не одинаково во всех случаях, а в той степени, в какой это требуется. Третьи же преступления должны быть наказаны конфискацией имущества без смертной казни, без увечья и без тюрем­ного заключения; (для наказания преступников, их совер­шивших) достаточно штрафа, так как они не равны тем, о которых мы говорили выше. Mepa наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб. А для того, чтобы простые люди знали, какое их ожидает наказание, если кто-либо из них совершит преступление, и чтобы каждый человек в отдель­ности знал это, также чтобы сеньор знал, какое наказание следует за каждое преступление, мы расскажем в этой главе о преступлениях, которые могут быть совершены, и о том наказании, которое должно последовать за каждым из них.

§ 825. Убийство состоит в том, что один (че­ловек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека во время между заходом и восхо­дом солнца, причем убийство это совершается наверняка.

§ 826. Предательство состоит в том, что кто-нибудь, не выказывая явно признаков ненависти, смертельно ненавидит кого-либо и из ненависти убивает его, или за­ставляет другого человека его убить, либо избивает его, или заставляет другого человека его избить до того, что тот, кoro он ненавидит или предает, становится калекой.

§ 827. Никакое убийство не может быть совершено без предательства, но предательство может быть совершено без убийства во многих случаях; ведь убийство не может быть без смерти человека, а предательство выражается и в избиении, и в нанесении увечий, вo время перемирия, в то время как (человек) чувствует себя в полной без­опасности... Предательство заключается и в лжесвидетель-ствовании, ведущем к чьей-либо смерти, или к лишению кого-либо наследства, или к ссылке, или к тому, что сеньор (данного человека) возненавидит его, или к другим подобного рода последствиям.

§ 828. Убийством называется и тот случай, когда кто-либо убивает другого (человека) в пылу спора: возникает ссора, во время ссоры произносятся безобразные слова, после безобразных слов возникает драка, кончаю­щаяся часто смертью одного из спорящих.

§ 829. Изнасилованием женщины называется акт, со­вершаемый плотской компанией, овладевающей женщиной против ее воли и невзирая на то, что она делает все воз­можное для своей защиты.

§ 830. Все четыре вышеуказанные преступления долж­ны быть наказаны и отомщены одинаково... Но имеют­ся другие дела, подлежащие королевской юрисдикции, которые должны быть наказаны по-иному. Послушай­те о каждом из них и о наказаниях, которые за них следуют.

§ 831. Тот, кто поджег дом, должен быть повешен, и его имущество должно быть конфисковано.

§ 832. Тот, кто крадет чужие вещи, должен быть по­вешен, и его имущество должно быть конфисковано.

§ 833. Тот, кто заблуждается в вере, не верит и не хочет вернуться на истинный путь, или тот, кто занимает­ся содомией, должен быть сожжен и лишен всего имуще­ства.

§ 834. Фальшивомонетчики должны быть посажены под замок и затем повешены; имущество их подлежит кон­фискации.

Глава 32. О ЗАХВАТЕ СЕЙЗИНЫ , О СИЛЕ И Т. Д.

§ 972. Один рыцарь вчинил иск к другому рыцарю по поводу того, что он принял... его по­селенца , который жил у него в силу держания гостизы 1 год и 1 день и ушел с нее, никому не передавши и не продавши своего надела, не очистивши его от обязательств и не оставивши заместителем поселенца со стороны, а про­сто бросивши (гостизу) совсем необрабатываемой и пу­стой. Вследствие этого требовал (рыцарь) принудить (другого рыцаря) отослать своего поселенца жить у него, как он жил и нести ему с гостизы повинности, как пола­гается. Но на это возразил (другой) рыцарь, что он не обязан того делать, ибо каждый свободный человек волен идти жить туда, где ему будет угодно, оставивши свою гостизу сеньору за (прекращение уплаты) оброка...

§ 973. Было постановлено по суду, чтобы он отослал его жить к истцу и впредь не принимал до тех пор, пока (поселенец) не даст удовлетворения своему сеньору за гостизу или очищением ее от обязательств, или продажей, или дарением, или же меной.

Но путей заграждать своим поселенцам сеньоры не мо­гут, ибо они - свободные люди, не крепостные. И были еще показания на этом суде (от некоторых лиц), ссылав­шихся на свидетельства своих отцов и дедов, о соглашении, заключенном между графом Раулем Клермонским и васса­лами его из области Клермона, по поводу того, что граф Рауль провозгласил в местечке Невилль свободные поселе­ния и малые оброки, предоставляя всем, кто туда прихо­дил, вольное жительство и пользование сухостоем в лесу... Ввиду таких вольностей и льгот поселенцы его вассалов стали стекаться туда, не выполняя по отношению к своим сеньорам того, что они должны были (выполнять) со сво­их наделов...

На это и жаловались вассалы графа Рауля своему сеньору, ввиду чего между ними и их сеньором было за­ключено соглашение (в том числе), что нельзя им прини­мать поселенцев друг друга, пока они не выполнят того, что следует с их гостиз сеньорам, как выше оказано.

Глава 39. О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ, ФАЛЬШИВЫХ СВИДЕТЕЛЯХ И Т. Д.

§ 1145. Имеется много видов доказательств, которые все или некоторые из них достаточны для подтверждения. В этой главе мы укажем некоторые виды доказательств, положительные моменты каждого из них, время их при­менения и то, как можно и должно оспаривать свидетелей.

§ 1146. По нашему мнению, согласно нашим обычаям, имеется восемь видов доказательств. И первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него тре­буют, соглашается исполнить требуемое либо без всякого отказа, либо после некоторого отрицания факта. Это дока­зательство наилучшее, наиболее простое и наименее доро­гостоящее из всех.

§ 1147. 2-й вид доказательства-письменное доказа­тельство. Если кто-либо дал письменное обязательство, а затем отрицает его, следует при доказательстве при­бегнуть к самому обязательству, так как отрицание не является достаточным основанием для обесценивания письменного доказательства.

§ 1148. 3-й вид доказательства-дуэль ; но это доказательство не должно приниматься в тех случаях, когда речь идет о поручительстве. Об этом виде доказательств и о случаях, когда оно должно быть принято во внимание, мы будем говорить в главе, посвя­щенной апелляциям. И пусть тот, кто прибегает к этому доказательству, будет осторожен, так как из всех доказа­тельств это самое опасное.

§ 1149. 4-й вид доказательства-доказательство при помощи свидетелей. К нему прибегают в тех случаях, когда отрицается какой-то факт, и проситель предлагает его подтвердить при помощи свидетелей. Для этого дока­зательства необходимы по меньшей мере два законных свидетеля, которые отвечали бы после принесения присяги на предложенные вопросы одинаково. А о том, как их следует допрашивать, мы расскажем в следующей главе.

§ 1154. 5-й вид доказательства: утверждения одной стороны не оспариваются другой стороной...

§ 1155. 7-й вид доказательства: обстоятельство, кото­рое хотят доказать, настолько ясно само по себе, что не требует иного доказательства...

§ 1175. Женщины, привлеченные в качестве свидете­лей, не должны быть допущены в том случае, если против них выступает тот, против кого они должны свидетельст­вовать, в каком бы состоянии они ни находились - вдовы, замужние или девушки. Исключение составляет только один случай: когда речь идет о засвидетельствовании факта рождения ребенка или его возраста. Ибо если жен­щина имеет двух мальчиков, и старший хочет доказать старшинство, нельзя будет установить, кто старше, без свидетельства женщины. И в этом случае ей следует верить.

Глава 45. ОБ ОТКАЗАХ, СЕРВИТУТАХ И Т. Д.

§ 1432. Тот, кто преследуется закрепощением, может избавиться от преследования следующими путями. Пер­вый путь таков: сам серв и его мать всю свою жизнь были свободными людьми и не несли никакой крепостной повин­ности по случаю своего крепостного состояния... И тогда сеньор, который преследует этого серва, должен доказать, что мать матери данного лица была крепостной этого сеньора... Но если сеньор не может этого доказать, [серв] остается свободным, если только сеньор не приведет новых доказательств происхождения своего утверждения, так как по закону никто не имеет права сказать бывшему всегда свободным человеку: «Вы мой серв»; это следует доказать. Если же он не говорит о происхождении (крепо­стной зависимости) и не может доказать, что данный человек когда-либо платил ему крепостную подать , то его не следует слушать и данное лицо остается свободным.

§ 1433. Другое основание, по которому тот или иной человек может защитить себя от того, чтобы попасть в крепостную зависимость,-это, если он знает, что его мать, бабка или прабабка, будучи крепостными, получили свободу от лица, имеющего право давать эту свободу. Для доказательства достаточно представить письменное удостоверение от сеньора или живых свидетелей. Этого достаточно для того, чтобы человек оставался свободным.

§ 1434. Известно, что крепостное состояние идет от матери, так как все дети, которых она выносила,- сервы, если она крепостная, даже, если отец - свободный человек. Если бы дворянин женился на крепостной, все дети, кото­рых она бы имела от него, были бы сервами. И им было бы отказано в иске о признании их дворянами, т.к. нет такого закона, чтобы сервы получили дворянство, хотя милость получения дворянства должна идти от отца. Та­ков обычай французского королевства: дворянство может получить всякий, чей отец был дворянином, при условии, что его мать была кем угодно, даже простолюдинкой, но только не крепостной, ибо в таком случае, как это было оказано выше, он тоже становится (крепостным). Если же мать-дворянка, а отец не имеет дворянства, ребенок не может быть дворянином; но все же он не теряет всех привилегий: в отношении личности он рассматривается как дворянин и может владеть фьефом, на что крестьяне не име­ют права. И ясно, что если мужчина серв женится на сво­бодной женщине, .все дети свободны...

§ 1435. Третья возможность освободиться от закрепо­щения неучтивая; но мы ее должны были много раз вы­двигать, защищая человека, которого хотят закрепо­стить,- это если серв говорит, что хочет доказать свое незаконнорожденное происхождение; если он может это.доказать, он - вне крепостной зависимости. Доказатель­ством незаконнорожденности является установление фак­та рождения человека до замужества матери или того факта, что его отец не был дома за 10 месяцев до его рож­дения и находился в чужих и дальних землях, не возвра­щаясь домой; это значит, что он не может быть сыном данного лица... Третьим доказательством незаконнорожденности является факт рождения ребенка через десять месяцев после смерти отца во время вдовства матери. И если человек докажет, что он незаконнорожденный, он остается свободным и живет по статуту незаконнорожден­ных. Но пусть люди не думают, что рожденные вне брака что-либо выигрывают, так как незаконнорожданный не наследует ни звания отца, ни звания матери или семьи, ни состояния и ничего другого. А так как он не наследует ни их имущества, ни их положения, то он не должен насле­довать и тяжких условий и тех податей, которые они обя­заны платить сеньору.

§ 1436. Четвертым основанием для освобождения от закрепощения может служить тот факт, что данный чело­век является духовным лицом и принадлежал к духовному сословию в течение десяти лет на глазах и с ведома сеньо­ра, который сейчас его преследует и который ранее этому не сопротивлялся, ибо достоин похвалы тот сеньор, кото­рый, видя, что его крепостной становится священником, не протестует против этого... Если епископ делает духовным лицом моего человека помимо моей воли, я имею право потребовать возмещения ущерба за потерю этого человека и его имущества, переходящего в юрисдикцию епископа; ибо нет никакого сомнения, что я не могу забрать и при­соединить к своему имущество священника.

§ 1451. Следует знать, что людям нашего века извест­ны три состояния. Первое - это знатное. Второе - состоя­ние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью; тех, которые могут и должны были бы по праву называться дворянами. Но не все свободные люди - дворяне, и между правами дворян и других сво­бодных людей существует большая разница, т. к. дворя­нами называют тех, которые по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов или рыцарей; и эта знат­ность идет по прямой отцовской, но никак не материнской. линии; ведь совершенно ясно, что никто, даже если его мать и дворянка, не может стать дворянином, (если только не будет на то особой королевской милости), если только его отец не дворянин. Но по иному обстоит дело со сво­бодным состоянием, т. к. это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью,- сво­боден...

§ 1452. Мы говорили о двух состояниях - о знатном и свободном; 3-е состояние людей-крепостное. И в этом состоянии не все люди находятся в одинаковом положе­нии: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо один из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно - за вину или без вины - и ни перед кем за них не несут ответственности, кроме как перед Богом. С другими обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их оброков, платежей и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние. И (лишь) когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество - движимое и недвижимое - переходит к сеньо­рам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если (крепостной) умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это дела­ли бы люди посторонние. Этот последний обычай, о кото­ром мы говорили, носит у крепостных Бовези название “мертвой руки” и “брачного выкупа (формарьяж)”. О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга рассказывает об обычаях в Бовези.

§ 1457. Наш обычай более мягок в отно­шении к крепостным, нежели во многих других странах, ибо во многих других странах сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих зем­лях. В Бовези же с ними обращаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньорам положенных обы­чаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи (шеважа), они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нигде они не должны от­казываться платить следуемый сеньору брачный выкуп, за исключением мест, пребывание в кото­рых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привиле­гии или обычая. Ибо, как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он может потребо­вать его возвращения, если заявит на него свои права в течение одного года и одного дня или в течение того срока, который действителен для этих мест, согласно их обычаям. Многие крепостные, таким образом тайно ушед­шие от своих сеньоров на жительство в другие места, получили свободу.

Глава 58. О ЮРИСДИКЦИИ

§ 1641. Мы говорили..., что каждый человек, владею­щий фьефом в Клермонском графстве, обладает высшей и низшей юрисдикцией в пределах своего фьефа; и тако­вую же имеют церкви, имеющие право свободного наследования и с давнего времени не платящие никому и никакой аренды.

Однако, так как имеется большое число областей, где одни (лица) обладают высшей юрисдикщией, а другие лица имеют низшую, и в самом Бовези могут иметь ме­сто такие случаи при продаже или при перемене с разре­шения сеньора, что одно (лицо) может иметь в данном месте высшую юрисдикцию, а другое-низшую, полез­но, чтобы мы объяснили вкратце, что такое высшая юрис­дикция и что такое низшая юрисдикция, чтобы каждый мог пользоваться той юрисдикцией (тем судом), которая ему полагается.

§ 1642. Следует знать, что всякий, совершивший пре­ступное деяние, каково бы оно ни было, исключая разбой, через которое можно и должно потерять жизнь, когда он будет пойман и предан суду, подлежит высшей юрисдик­ции; разбойник за раэбой лишается жизни, хотя разбой и не подлежит ведению высшей юрисдикции. Но все прочие плохие деяния, как убийство, измена, отцеубийство и на­силие над женщиной, поджог имущества или ночное ограб­ление и изготовление фальшивой монеты и помощь в ее производстве и скупке - все подобные деяния подсудны высшей юрисдикции. Следовательно, когда случается по­добное дело, производство расследования и разбор его должны осуществляться тем, кто обладает высшей юрис­дикцией. А расследование дел о разбое и прочих проступ­ках, за которые не следует казнь, должен производить тот, кто обладает правом низшей юрисдикции.

§ 1643. Мы указали, какие преступные деяния должны подлежать суду того, кто обладает правом высшей юрис­дикции, и никакой выгоды не должно быть ему от высшей юрисдикции, так как все имущество тех, кто захвачен в связи с деяниями, указанными выше, ему не принадлежит. Но следует принять во внимание, что это не относится к имуществу, находящемуся на собственной земле того, кто обладает правом высшей юрисдикции, по­тому что всякий, обладающий этим правом на своей зем­ле, должен получать то, что находится на его земле из имущества тех злодеев.

§ 1644. Найденные и никому не принадлежащие вещи, розыски хозяев которых были безуспешны, как и имуще­ство незаконнорожденных на том основании, что у них нет семьи, и то, что принадлежало чужестранцам, если кто из родных не заявит своих npaв,-все эти вещи должны перейти сеньору, обладающему правом высшей юрисдик­ции, а не тому, кто имеет юрисдикцию низшую, если толь­ко он не приобрел таковую посредством длительного дер­жания или же если она была передана ему как привиле­гия, или если, как это происходит в некоторых местностях, сеньор не передал все эти выгоды каким-либо церквям, оставляя за собой право высшей юрисдикции.

§ 1645. Тот, кто обладает высшей юрисдикцией, не может запретить тому, кто имеет низшую, чтобы он или сам или его сержант применял бы оружие для охраны того, что подведомственно низшей юрисдикции, а также тот, кто обладает низшей юрисдикцией - не мо­жет запрещать тому, кто обладает высшей юрисдикцией, чтобы он или его сержант те стерегли то, что ему принад­лежит, потому что каждому надлежит охранять свое право, не причиняя вреда другому.

Глава 66. О ПРАВЕ ОТВОДА СУДЕЙ

§ 1871. Пришло время поговорить о тех, которые хотят дать отвод судьям. Это следует делать до вынесения при­говора, т. к. после отвода можно этого добиться лишь при помощи апелляции . До вынесения же приговора отвода судей можно добиться по ряду причин. Укажем на неко­торые из них.

§ 1872. Причина, по которой можно дать отвод судье,- это если тот, кто собирается судить, значится в числе моих врагов или так поссорился со мной или с кем-либо из моих близких, что уже началась война или если мы находимся только в состоянии перемирия; так как было бы значительно хуже, если бы я был осужден из нена­висти...

§ 1873. Другая причина, по которой я могу дать отвод судье,- это если он угрожал мне или говорил кому-либо до разбора дела, что я проиграю тяжбу, либо если он был прокурором, адвокатом или советником противной стороны, либо если он заинтересован или может быть заинтере­сован в разбираемом деле, либо если он настроен против меня.., либо если он должник тех, против кого я высту­паю, либо если он находится у них на жаловании, либо если он обещал свою благосклонность противной стороне, либо если он приходится тем, против кого я веду тяжбу, отцом или сыном. Отвод судье можно дать и в том слу­чае, если разбирается дело об убийстве или членовреди­тельстве кого-либо из его семьи...

§ 1874. Дать отвод можно также такому судье, кото­рый не может исполнять свои обязанности ввиду того, что является священнослужителем или несовершеннолетним, которому его господин оказал такую милость, что признал его взрослым мужчиной; или идиотом, совершенно очевидно не имеющим достаточной памяти вследствие старости, или врожденной глупости, или какой-либо болезни, приведшей к потере памяти. Все эти лица могут быть отстранены от судейства, т. к. причины такого отстранения вполне разумны.

Г л а в а 67. КАК СЛЕДУЕТ СУДИТЬ

§ 1883. Согласно нашим кутюмам, никто не может быть судьей в своем суде и по своему делу по двум причинам: первая - та, что никакой человек не может быть судьей в собственном деле ; вторая-что, согласно кутю­мам Бовези, сеньор не судится в своем суде. Судятся в его су­де только его люди.

§ 1884. Если какой-либо “человек с весом” соби­рается судиться в суде своего сеньора, он должен просить последнего представить его людям, равным ему по положению, и тот должен это сделать...

§ 1910. Всякий раз, когда выносится приговор в отсут­ствие сторон, когда стороны не вызываются, чтобы выслу­шать решение, его следует повторить в присутствии сто­рон, с тем, чтобы они могли впоследствии апеллировать в совет.

§ 1914. Как мы уже сказали, решение суда ничего не стоит, если оно было вынесено в отсутствие сторон; оно также ничего не стоит в том случае, если оно было выне­сено против несовершеннолетнего, и если этот несовершен­нолетний не сможет апеллировать при достижении совер­шеннолетия.

§ 1920. Да знают все, что никто не имеет права отка­заться от обязанности судьи, которые он несет по оммажу ; но если у него на то есть какие-то законные основания, он может послать вместо себя (в суд) человека, могущего по своему положению его представлять.

(Перевод выдержек из “Кутюмов Бовези”, сделанный Э.И.Лисохи-ной, дан по изданию: “Хрестоматия памятников феодального государства и права”, М., 1961, с. 578 - 599).

“САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО”

“Саксонское Зерцало” - памятник гер­манского права XIII века. «Саксонское Зерцало» составлено было, по-видимому, между 1224 и 1230 гг. Автором его считается Эйке фон Репгау, судья одного из графств близ города Магде­бурга. Оно было написано по-латыни, а затем, как утвер­ждает автор, он по просьбе своего графа перевел «Зерца­ло» на немецкий язык (северонемецкий диалект). Самой ранней рукописью, дошедшей до нас (а всего насчитывается 188 рукописей), является Кведлинбургская. Она относится к XIII веку и написана на се­веронемецком диалекте.

«Саксонское Зерцало» - памятник феодального права. Его содержание определялось структурой гер­манского общества того периода, основой которого была феодальная, сословная собственность на землю. Основное классовое деление, которое проводит «Сак­сонское Зерцало»,- деление на свободных, с одной сторо­ны, и на зависимых, несвободных людей- с другой. Свободные делились на две резко отграниченные со­словные группы: на «свободных господ», знатных, «благо­родных» князей, графов, и на свободных, но не «благород­ных», которых называли «свободными шеффенского сосло­вия», в связи с тем, что из их среды выбирались шеффены (заседатели) для участия в графских и епископоких судах. Это деление определяло подсудность и военный ранг (щит). На другом конце общественной лестницы находились лично зависимые крестьяне (условно именуемые в переводе документа “крепостными”). Они считались собственностью господина; их можно было отыскивать судом, как любую собственность.

В соответствии с указанным делением свободных «Сак­сонское Зерцало» состоит из двух частей:

1. Landrecht (земское право), в котором изложено, главным образом, право свободных шеффенского сословия.

2. Lehnrecht (ленное право), право «свободных господ», «благородных», крупных феодальных земельных собствен­ников.

Земское право говорит о сословном делении и связанных с ним вопросах родства, происхождения, семейных отноше­ний, наследования и так далее, о преступлениях и наказа­ниях, о судоустройстве и процессе, о судебных доказатель­ствах.

Ленное право сообщает о ленных (феодальных поземельных) отношениях, порядке полу­чения, держания и утраты ленов (феодов), о видах ленов (в том чис­ле и о городских ленах), о ленном суде.

«ЗЕМСКОЕ ПРАВО» (LANDRECHT)

„Названье примет пусть оно

„Зерцало Саксов" от того,

Что право саксов в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало

Как образ женщины зерцало".

{Из стихотворного предисловия. Строки 178-182)

§ 1. Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору - светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противит­ся папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

§ 1. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия участвовать трижды в году в церковном суде в том епископстве, где он проживает . Свободные же люди бывают трех родов: шеффенские люди, которые дол­жны участвовать в епископском суде, чиншевики в суде пробста, и поселенцы в суде декана .

§ 2. Равным образом они должны участвовать в свет­ских судах. Шеффены - в суде графа через каждые 18 не­дель по королевскому (императорскому) приказу . Если же суд по поводу преступления назначается через 14 ночей после очередного созванного в установленный законом срок суда, то (шеффены) обязаны уча­ствовать в нем, чтобы осуществить суд над преступлением.

§ 3. Чиншевики обязаны... участвовать в суде шультгейса через каждые 6 недель. Из их среды должен быть избран судебный пристав, если (прежний) судебный пристав умрет.

§ 4. Поселенцы, не имеющие никакой земельной собст­венности в данном месте, обязаны участвовать в суде гауграфа через каждые 6 недель. В этом суде... должен сельский староста обвинять тех, кто не является на суд, хотя и обязан явиться, (равно как и по делам, в которых при преследовании преступника) криком призывали на помощь, (в случаях) нанесения людям кро­вавых ран, (затем) если кто-либо побьет другого или при­чинит другому вред обнаженным мечом, или (в делах) о всяком преступлении, за которое полагается (лишение) жизни или руки, если по этому поводу не была возбуждена перед судом жалоба (потерпевшим). По другому (поводу) он не обязан обвинять.

§ 2... установлено 7 военных щитов , из которых королю (императору) принадлежит первый; епископам, аббатам и аббатисам- второй; светским князьям - третий...; сеньорам - четвертый, шеффенским людям и вассалам-пятый, а их вассалам-шестой... О седьмом щите не известно, имеет ли он ленное право и военный щит... Как феодальная лестница кончается на седьмом щите, точно так же и род­ство заканчивается седьмой степенью.

§ 3. Далее заметим, где родство начинается и где оно кончается: в голове находятся муж и жена, которые соеди­нены законным браком. Место шеи занимают дети, если они полнородные, происходят от того же отца и той же ма­тери. Неполнородных (единокровных или единоутробных) отодвигают в следующую часть тела. Если, однако, два бра­та женятся на двух сестрах, а третий брат на сторонней жен­щине, то их дети все же равны при получении наследства, если.они равного рождения. Дети полнородных братьев находятся там, где плечи сходятся с руками; равным образом и дети сестер. Эта первая степень родства, ко­торую причисляют к родным,- дети братьев и дети сестер. В локтевом суставе находится вторая (степень родства). В запястьи третья. В первом суставе среднего пальца - четвертая. Bo втором суставе пятая. В третьем суставе среднего пальца шестая степень родства. На седьмом месте находится ноготь, а не сустав, поэтому здесь кончается род­ство, и его называют ногтевым родством. Те, которые на­ходятся между головой и ногтем и могут причислить себя к одинаковому месту родства, получают наследство в равной доле. Кто может причислить себя к более близкому родству, тот прежде получает наследство. Родство кончается на седьмой степени для наследования; хотя папа разре­шил брать жену в пятой степени родства. Но папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы наше земское или леиное право.

Статья 5.

§ 1, Если сын при жизни отца возьмет жену равного рождения и приживет с ней сыновей, а затем умрет раньше своего отца, не будучи еще выделен (из семьи отца), то его сыновья участ­вуют в наследстве своего деда наравне с братьями их отца вместо своего отца. Но все они получают только долю од­ного лица.

§ 1. Что бы человек ни оставил после себя из своего имущества, называется наследством.

§ 2. Кто принимает наследство, тот должен по закону платить долги в пределах стоимости движимого имущества. Долг, вытекающий из кражи, разбоя или по игре, он не обязан покрывать, равным образом и какой-либо иной долг, в котором он не получил встречной выгоды или не был поручителем...

Статья 14.

§ 1. Хотя по ленному праву господин (сень­ор) передает лен отца только одному сыну, но этого нет по земскому праву, чтобы он (сын) один получал наследство.

Статья 16.

§ 1. Никто не может обрести иного права, кроме того, которое ему свойственно по рождению. Если он, однако, отказывается перед судом от своего права и притязает на другое право, которое он не может обосновать, он теряет оба права. Исключение составляет крепостной, отпущен­ный на свободу; тот приобретает права свободного посе­ленца.

§ 2. Если ребенок рожден свободным и законным, то он сохраняет права отца. Если же отец или мать -зависимые люди какого-то господина, то ребенок приобретает права согласно рождению.

Статья 17.

§ 1. Если мужчина умирает бездетным, то его наследст­во получает его отец. Если у него нет отца, то наследство получает мать преимущественно перед его братом. Наслед­ство после отца или матери, сестры или брата получает сын, а не дочь, разве только что сына нет, тогда его полу­чает дочь. Если наследства переходит к более дальним, чем сестры и братья, наследникам, тогда все (находящиеся) в одинаково близком родстве, получают равные доли, будь то мужчина или женщина... Однако дитя сына или доче­ри получает наследство преимущественно перед отцом, и перед матерью, и перед братом, и перед сестрой и вот поче­му: наследство не уходит от потомков до тех пор, пока име­ются нисходящие потомки, равные по рождению. Кто не равен другому по рождению, тот не может получить его наследства.

Статья 23.

§ 1. Если сыновья (умершего отца) не достигли совершеннолетия, то военное снаряжение (покойного) берет старший способный носить меч родственник, равный по рождению, и становит­ся опекуном детей до их совершеннолетия. Тогда он дол­жен вернуть им все их имущество, разве только он сможет доказать, куда он израсходовал его в их интересах, или что он утратил это имущество вследствие грабежа или несчаст­ного случая и без его вины.

Статья 24.

§ 1. После выделения военного снаряжения (покойного мужа опекуну сыновей) пусть вдова возьмет ее утренний дар . К нему относятся все рабочие лошади, рогатый скот, козы и свиньи, которые гонятся на пастбище пастухом, далее-огороженный (уса­дебный участок) и дом.

§ 3. Затем она берет все, что относится к женской доле . Это овцы, и гуси, и шкатулка, вся пряжа, посте­ли, подушки, простыни, скатерти, полотенца, купальные простыни, умывальники, подсвечники, льняное белье и все женское платье, перстни, браслеты, головные украшения, псалтырь и все богослужебные книги, которые обычно чи­тают женщины, кресла, лари, ковры, пологи, стенные ков­ры и все головные повязки. Это все то, что принадлежит к женской доле. Еще принадлежат к ней различные мелочи, как щетки, ножницы, зеркало, но их я отдельно не пере­числяю. Материя, которая не скроена для женских платьев, и золото и серебро не в изделиях - не принадлежат жен­щинам. Все что имеется, кроме перечисленных вещей, все относится к наследству.

Статья 27.

§ 1. Каждая женщина оставляет двоякого рода наслед­ство: свою женскую долю - своей родственнице, которая является ближайшей по женской линии, и наслед­ство-ближайшему родственнику, будь то женщина или мужчина.

§ 2. Каждый мужчина рыцарского рода оставляет двоя­кого рода наследство: наследство ближайшему родственни­ку, равному ему по рождению, кто бы он ни был, и военное снаряжение ближайшему способному носить меч родствен­нику. Кто не принадлежит к рыцарству и военного щита не имеет, тот в случае смерти оставляет только наследство, но не военное снаряжение.

Статья 31.

§ 1. Муж и жена не имеют раздельного имущества при их жизни. Если же жена умирает при жизни мужа, то пос­ле нее не переходит по наследству к ближайшим (ее) род­ственникам никакое движимое имущество, кроме женской доли и земельной собственности, если она ее имеет. Жена не может без согласия мужа также отчуждать что-либо из ее имущества так, чтобы он этим потерпел ущерб в (своих) правах.

§ 2. Если муж берет жену, то он берет в свое владение все ее имущество на правах законной опеки. Поэтому жена не может давать мужу никакого дара ни из ее земельной собственности, ни из ее движимого имущест­ва, так как тем самым она отнимает это имущество у своих законных наследников после своей смерти; муж не может приобрести никакого другого права владения на имущество жены, кроме того, которое он приобрел с самого начала в силу его права на опеку.

Статья 34.

§ 1. Земельная собственность может быть с согласия наследников отчуждаема без разрешения судьи, если толь­ко (отчуждатель) держит половину гуфы и дворовой уча­сток, на котором может развернуться повозка; при этом он должен уплатить судье законно (причитающееся) ему.

§ 2. Если кто-нибудь отчуждает свое имение, а затем его обратно получает в виде лена, то господин (которому было продано или передано имение) от этого дара ничего не будет иметь, если он не сохранит имения в своем непосредственном владении год и день. После этого он может неоспоримо опять передать имение тому же (бывшему собственнику) в лен, причем ни тот, ни его наследники тогда не смогут претен­довать на право собственности на это имение.

§ 3. Если судья неправомерно препятствует кому-нибудь в отчуждении его земельной собственности, то тот может произвести отчуждение перед королем при посещении им саксонской земли так же, как он должен был это сделать перед судьей, если только можно будет доказать, что судья чинил препятствия незаконно.

Статья 35.

§ 1. Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивает плуг, принадлежат королевской власти.

Статья 38.

§ 1. Наемные бойцы (в судебном поединке) и их дети, актеры и все незаконнорожденные, осуж­денные за кражу и грабеж или возвращающие (награбленное), и изобличенные на суде, которые откупаются от смертной казни или телесных наказаний - все они лишенные прав.

Статья 46.

Девушки и женщины должны иметь опекуна при вся­ком судебном иске...

Статья 53.

§ 1. Кто не является на призыв о помощи, или кто жа­лобу подает не по закону, или кто вызывает на поединок имеющего законное право не участвовать с ним в поединке, или кто в назначенный день суда не явится в срок или вообще уклоняется, или на суде говорит и действует проти­возаконно, или кто не уплачивает присужденной судом суммы, тот по поводу каждого такого дела платит судье штраф. И по поводу каждой вины, за которую кто-либо (истец) получает возмещение, судья может требовать штраф. Однако часто уплачивается судье штраф за непристойности, совершаемые во время заседа­ния суда, когда ни жалобщик, ни тот, против кого направ­лена жалоба, не получает возмещения.

Статья 59.

§ 1. Судья может рассматривать, где бы он ни был, в пределах своего судебного (округа) любые иски и преступ­ления, разве только кто-либо предъявил иск о земельной собственности или если обвиняют свободного человека шеффенского звания в преступлении. Эти дела судья может рассматривать только в местах созыва очередных судебных заседаний при­казом короля (императора) . Приказом короля (императора) никто не может судить, если не получил приказа от императора... Кто судит приказом короля (императора), не получив его, должен отвечать своим языком.

§ 2. Судья, который судит приказом короля (императора), не должен вести очередного заседания без своего шультгейса ... Поэтому он должен прежде всего спросить шультгейса о его суждении, время ли быть судебному заседанию, и затем, должен ли он запретить преждевременный уход из суда и запрещать совершать непристойное в суде. Когда это выполнено, тогда каждый может подавать иск о том, что его задевает, через своего представителя (“говорителя”) , чтобы при его помощи не упустить (чего-либо).

§ 1. Без представителя (“говорителя”) может человек предъявлять иск и отвечать, если он хочет рисковать понести ущерб, который может произойти от того, что он оговорится и не сможет уже этого исправить, как это возможно при нали­чии говорителя, если он какое-либо слово своего говори­теля не подтвердил.

Статья 62.

§ 6. Свидетельские доказательства, на которые кто-либо ссылается, должны быть представлены в течение шести недель, или тотчас же, если он пожелает. Если же (свидетели) должны доказать (право на) земельную собственность, это должно быть представлено немедленно или к ближайшему заседанию суда.

§ 7. Судья должен спрашивать человека (сторону в судебном споре), подтверждает ли он слова представителя (“говорителя”), и должен спрашивать о решении (по данному вопросу) между речами двух сторон (у шеффена) .

§ 9. Оба, и жалобщик, и тот, против кого жалоба подана, могут по поводу каждой речи трижды совещаться (со своими представителями-говорителями) столь долго, пока судебный пристав их не пригласит вновь (на судебное заседание).

§ 10. Во всех городах имеется суд, где судьи судят на основании решения (суждения) шеффенов.

Статья 63.

§ 1. Кто хочет вызвать на судебный поединок лицо равного с ними сословия, тот должен просить судью, чтобы тот управомочил его на это в отношении нарушителя мира, ко­торого он здесь видит. Если ему будет указано по решению (шеффенов), что он вправе это сделать, то он должен спро­сить, как он может его схватить, чтобы это способствовало осуществлению его права. Тогда ему предоставляют право схватить (обидчика) у воротника. Когда он его схватит и затем с разрешения (суда) отпустит, он должен его осведомить, поче­му он схватил. Это он может сделать немедленно или посовещавшись (с говорителем) по этому поводу. Затем он должен его обвинить в том, что он нарушил его мир или на королевской дороге, или в деревне. В какой форме он мир нарушил, так он должен и указать в жалобе. Затем он должен далее его обвинять, что он его ранил и учинил над ним насилие, которое он может доказать. Затем он должен показать рану или рубец, если рана зажила. Затем он дол­жен жаловаться дальше, что он ограбил его имущество, что он взял так много, что это не бесценок и не недостойно поединка. В отношении этих трех преступлений он должен жаловаться одновременно. Если он умолчит об этом, то он проиграл поединок.

§ 2. Затем он говорит дальше: «... Если он согласен это признать, то это мне любо, а если он это отрицает, то я его буду изобличать по праву, которое мне предоставляет на­род или шеффены, если суд происходит приказом короля». Затем тот пусть потребует поруки, и она должна быть ему предоставлена... Когда порука представлена, тогда тот доказывает свою невиновность или присягой или судебным поединком, если жалобщик его законно вызвал (на поединок), и если он может иметь место; я имею в ви­ду, если он, несмотря на ранение, может сражаться.

§ 3. Каждый может отказаться от лоединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тог его вызвал. Отказаться далее от поединка можно, если вы­зов последовал после полудня, разве только вызов был начат раньше. Судья должен озаботиться о щите и мече для того, кого обвиняют, если он я том нуждается...

§ 4. ...Оба они должны вооруженными предстать перед судьею и присягнуть; один-что обвинение, которое он предъявил ответчику, правильное, и другой-что он невиновен, что бог ему поможет в их поединке. Когда они впервые сходятся, к солнцу они должны быть поставлены а равном положении. Если будет побежден тот, против кого жалуются, то его будут судить, если же он победит, го его освобождают от штрафа и возмещения.

§ 1. Если сеньоры клятвой объединяются и при этом игно­рируют империю, то они действуют тем самым против им­перии.

§ 1. Имеются четыре случая, которые признаются законным препятствием (явки в суд): арест и болезнь, служба Богу вне страны и имперская служба. Если кто-либо не может явиться в суд потому, что ему препятствует такая причина, и это будет законно доказано одним из его посланцев, кто бы он ни был, то неявка остается для него без вредных послед­ствий, и он получает срок до ближайшего судебного дня, когда он освободится от законного препятствия.

Статья 12.

§ 5. Кто оспорит решение , но этим ничего не добьется, тот должен за это уплатить судье штраф и судебные издержки, а тому, чье реше­ние он оспорил, уплатить возмещение.

§ 9. Когда кого-либо (из судебных заседателей) запрашивают о решении, и он его предлагает по своему разумению, как он считает это наи­более праведным, то если даже решение окажется непра­вильным, он из-за этого не несет никакого ущерба.

§ 13. Оспаривать решение нужно стоя. Предлагать ре­шение (в суде, проводимом) по приказу короля (императора), нужно си­дя, каждый (заседатель) в своем судейском кресле...

Статья 13.

§ 1. Теперь внемлите о преступлениях и какое за них наказание ожидает. Вора надлежит повесить. Если же в деревне днем произойдет кража (имущества) ценою меньше трех шил­лингов, то за это сельский староста в тот же день может подвергнуть виновного телесному наказанию (побоям и выстриганию волос) или (дать) откупиться тремя шиллингами. Затем тот считается обесчещенным и лишенным прав.

§ 3. Такое же наказание полагается за неверные меры и неверные весы, за обман в торговле, если это раскры­вается.

§ 4. Всех тайных убийц и тех, которые украдут плуг или огра­бят мельницу, или церковь, или кладбище, а так­же изменников и тайных (ночных) поджигателей, или тех, которые выполняют чужое поручение в своих корыстных. целях,- их всех следует колесовать.

§ 5. Кто убьет кого-нибудь, или (незаконно) возьмет под стражу, или ограбит, или подожжет, кроме тайных (ночных) поджогов, или изнасилует девушку или женщи­ну, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супружеской верности, тем следует отрубить голову.

§ 6. Кто укрывает краденое или награбленное или ока­зывает этому помощь, и если он будет изобличен в этом, его следует наказать, как тех (о которых говорит предыдущий параграф).

§ 7. Христианина-мужчину или женщину,-если он неверующий, и того, кто имеет дело с волшебством или с отравлениями, если он будет в том изобличен, следует подвергнуть сожжению на костре.

§ 8. Судья, который не наказывает за преступление, тот сам подлежит тому же наказанию, которому должен был подвергнуться преступник. Никто не обязан посещать судебное заседание этого судьи и участвовать с ним в суде, поскольку он сам пренебрег правосудием.

Статья 16.

§ 2. Кто искалечит или ранит другого и будет в этом изобличен, тому отрубают руку. За преступление, (в совер­шении которого) кого-либо изобличили поединком, его ли­шают жизни.

§ 3. Каждый (выигравший процесс) получает возмещение сообразно своему рождению , если он не был лишен этого права.

§ 5. За рот, нос и глаз, язык, уши и мужские половые органы, за руки и ноги, если кому-либо изувечат и нужно будет возместить ему за это, то должны оплатить ему поло­виною вергельда .

§ 6. Каждый палец (руки) и палец ноги имеет особое возмещение - десятая часть вергельда.

§ 8. Если кого-либо побьют без кровавых ран или обру­гают лжецом, тому должно дать возмещение сообразно его рождению.

Статья 18.

§ 1. В отношении кого бы то ни было нельзя выносить решения о том, как его наказать, пока он не будет настоль­ко изобличен, что его должно подвергнуть наказанию.

Статья 36.

§ 1. Если кто-нибудь на другой день найдет украденную у него вещь у кого-нибудь, который ее открыто купил и, не скрываясь, пользовался и о том имеет свидетелей, то его (покупателя) нельзя обвинить в том, что он пойман с поличным, даже если у него найдут украденную вещь, раз­ве только он раньше был лишен прав. Ибо с согласия судьи он (подлинный владелец) может законным образом истребовать свою вещь.

§ 2. Если же тот (покупатель краденого) откажется вернуть вещь без суда, то истец должен потребовать от него вернуть ему вещь на суде. Если тот от этого откажется, то он должен позвать (сосе­дей) на помощь и схватить его как вора, как если бы он был застигнут с поличным и выдал себя попыткой к бег­ству. Если же тот добровольно явится в суд, истец должен законным образом добиться вещи.

§ 4. Если он (покупатель) скажет, что он вещь купил на общем рынке, но что он не знает, у кого, то его нельзя обвинить в краже, если он только докажет место (покупки) и принесет в том присягу. Он теряет, однако, свои деньги, которые он за вещь заплатил, а тот (истец) получает свою вещь, которая была у него украдена или ограблена, если он требует ее прися­гой на священной реликвии с двумя соприсяжниками из полноправных лиц, которые знают, что он утратил вещь вследствие кра­жи или грабежа.

Статья 38.

§ 1. Должен быть возмещен вред, причиненный чьей-либо небрежностью, будь то от пожара или колодца, кото­рый не был обнесен оградой высотой (до) колена над зем­лей, или если кто-либо застрелит человека или животное тогда, когда он целился в птицу. За это ему не отказывают в жизни и здоровье (не подвергают его смертной казни или изувечивающим наказаниям), хотя бы человек умер, но он должен отплатить за убийство человека его вергельдом.

Статья 39.

§ 1. Кто зерно ворует ночью, тот отвечает виселицей. Если же он ворует днем, то отвечает шеей (ему отрубают голову).

Статья 58.

§ 2. Теперь внемлите когда что причитается . В день св. Варфоломея (24 августа) причитаются всякого рода чинши и повинности. В день св. Вальбурга (11 мая) причитает­ся десятина с ягнят. В праздник Успения (Богородицы - 15 августа) - десятина с гусей. В день св. Иоанна (Кре­стителя-24 июня) - всякого рода десятина с мяса там, где ежегодно десятины выкупаются деньгами. Там, где они не выкупаются, там срок взноса наступает тогда, когда живот­ное получает потомство. В день св. Маргариты (13 ию­ля)-все десятины с хлебов; со всего, что раньше заскир­довано, десятина причитается уже тогда. В день св. Урбана (25 мая) причитается десятина с виноградников и садов. С чьего-либо посева, который он произведет своим плугом, десятина причитается с того момента, как прошла борона, и с сада с того момента, как он засажен и расчищен. Чинш с мельниц, и с пошлин, и с монет, и с виноградников причи­тается тогда, когда наступает день, назначенный для его уплаты.



Просмотров