Общий классный час "Государственные символы России". Один из символов России – государственный флаг

Общий классный час "Государственные символы России"

Одной из актуальных тем воспитательной работы с подростками являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения мероприятий на эту тему.
Государственные символы являются неотъемлемой частью развития любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого государства, который принято называть национальной идеей.
Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения граждан. Т.к символы нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к ним уважение, наша школа использует в начале торжественных школьных мероприятий вынос школьного знамени и пост около него, торжественное пение Гимна России, а также классные часы, посвященные государственной символике.
Цель подобных мероприятий – осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Методическая разработка предназначена для использования классными руководителями образовательных учреждений в воспитательной работе с учащимися школы.
Формы и методы работы с воспитанники по этой тематике могут быть различными: беседы, классные часы, игры, диспуты, викторины, конкурсы, использование ИКТ
Возрастные группы: 5-7, 8-11 классы

Ожидаемый результат:
популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;
расширение исторических знаний и представлений;
развитие творческих способностей и познавательного интереса.
Совершенствование навыков работы в программе
Содержание работы представлено двумя мероприятиями (классным часом для 5-7 кл. и торжественным мероприятием для 9-11 кл.) и играми и викторинами, проводимыми в классах как дополнение к этим мероприятиям. Соответственно переработанные материалы данных разработок можно использовать при проведении различных мероприятий, посвященных государственной символике в разных классах.
Дополнительные материалы: папка приложений
Предварительная работа:
работа с научной литературой, истор. справочниками и энциклопедиями, со словарями;
подготовка презентаций в Рower Point для конкурса;
в фойе и гостиной школы, библиотеке оформляются «уголки» cимволики, организуются книжные выставки и тематические полки;
в библиотеке школы и методических материалах групп имеются тематические папки: «Герб», «Флаг», «Гимн», «День независимости», «День согласия и примирения» и т.п., в которых собран методический материал по этим датам и сценарии мероприятий;
подготовка выставки рисунков и конкурса презентаций и мини-сочинений на тему: «Овеянные славой флаг наш и герб», поэтической страницы;
подготовка сообщений об истории символики РФ, совместно с учителями истории и библиотекарем школы;
повторение с учащимися гимна РФ;
изготавливаются и вывешиваются бумажные «щиты», повторяющие форму различных гербов, на которых пишутся следующие незаконченные предложения для окончания детям: «Я полагаю, что символы России – …», «Мне кажется, что гимн …», «По моему мнению, герб …», «Я думаю, что флаг…».
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Задачи:
Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России, к Конституции – основному закону страны.
Расширение представлений учащихся о современной государственной символике, о преемственности в ней.
Расширение исторических знаний о Государственном гербе, флаге и гимне России;
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие познавательных способностей.
Оформление: выставка рисунков и репродукций
Наглядные пособия: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ, слайд-шоу об истории символики (Приложение 4)
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран, DVD проигрыватель.
Материалы: монеты, ордена, медали СССР и современные, печатный раздаточный материал.
Особенностью оформления данного мероприятия является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты.
Для сопровождения рассказа целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.
На экране или классной доске – заставка темы. (Приложение 1)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент
Подведение итогов конкурсов и знакомство учащихся с количеством баллов, полученных ими за участие в предварительных мероприятиях. Рекомендации классного руководителя ученикам по улучшению результатов.
2. Торжественная часть
Вступление. Фанфары
Ведущий: Внимание! Мы начинаем!
Прошу всех встать! Равнение на знамя! (знаменная группа вносит знамя и торжественным маршем проходит к краю сцены.
Звучит гимн – все поют.
– Вольно! Прошу всех сесть.
Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике Российской государственности. Я – педагог и гражданин РФ, а вы ученики __ класса(ов) лицея №12 и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.
Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас образы. Эйфелева башня – символом Парижа; небоскребы и статуя Свободы – символы США. А какие символы России вы можете назвать?
Ответы учащихся. (Учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог обобщает: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Ведущий: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам всем тоже хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел, трансляцией гимна по радио начинается наше утро.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны, вам нужно вспомнить, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.
Сообщения учеников
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. (Приложение 2, текст 2)
Ведущий: Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Об истории зарождения и становления герба России расскажет ученик…
Инд. сообщение из истории гос. символики (Приложение 2)
Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце ХI века, то есть более 900 лет назад. Геральдика зародилась в Европе в ХII в. причинами ее возникновения были развитие европейского рыцарства, появление нового вооружения, начало крестовых походов, а затем и рыцарских турниров. Рыцарское вооружение, скрывавшее воина за доспехами, требовало опознавательных знаков, помещавшихся на шлеме и щите. Эмблемы указывали на принадлежность к сословию. Первые гербовые изображения были очень простыми.
Ведущий: Слово – группе «Знатоки» (Презентация 2).
Группа «Знатоки»:
Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…
Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий.
Что в переводе с польского означает слово «герб»? (Наследство) Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.
Дети мои, понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит вспомнить ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России:
В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы. (На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России.)
Задание: рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Учащиеся должны выделить орла.)
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Группа «Знатоки» задает вопросы уч-ся.
– Что находится в лапах у орла?
– Чем защищена грудь орла?
– Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
Ведущий: Из периода истории Российской империи мы перемещаемся в эпоху Советской России. В 1918 г. правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен.
Группа «Знатоки» предлагает учащимся в качестве наглядности монеты советского периода и современные российские монеты. Задача учащихся: рассмотреть и сравнить гербы, размещенные на монетах разных эпох истории Российского государства.
Ведется обсуждение, подводятся итоги.
Ведущий: С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.
Группа «Знатоки». В1993 г. указом президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой. (На экране появляется изображение герба Р.Ф.)
Учитель: Теперь подскажите мне, пожалуйста, в каких местах могут находиться изображения гербов?
Дети:
– на правительственных зданиях;
– гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц;
– на знаменах, печатях и монетах;
– а еще он есть в паспорте.
Ведущий: Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельство о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах). А теперь проведем маленькую викторину:
1. Где изображается Государственный герб РФ?
2. В каком веке появился первый герб нашего государства?
3. Двуглавый орел на гербе появился во время правления какого царя?
4. Что такое герб?
5. Откуда пришел к нам двуглавый орел?
Поэтическая страница
Ведущий: К нам в гости пришли юные поэты нашей школы, они сочинили стихи к нашему мероприятию, посвященному символике РФ. Давайте их внимательно послушаем.
Выступления юных поэтов. (Приложение 3)
Ведущий: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? (Ответы детей)
Ведущий: Наши предки пели песни, но песни имели очень глубокий смысл, они воспевали князей и их воинов которые защищали русскую землю от врагов, с появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (Ответы детей обобщить)
Ведущий: Вы помните, что в ходе предварительной подготовки к данному классному часу были сформированы группы – одна из которых «Эрудиты». Предоставляем им слово.
«Эрудиты» рассказывают о том, что гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.
Ученик 1: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
Ученик 2: Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут исполняться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Современный Гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г., т.е. новый гимн появился у России накануне Нового 2001 года и Нового века.
Просмотр презентации, отражающей славные страницы российской истории, на фоне звучания гимнов разных лет. (Презентация 1)
Ведущий: Ребята, а какие чувства Вы испытываете, когда слушаете слова и музыку Государственного Гимна нашей страны? (Ответы детей)
Выслушав ответы детей, подводится итог:
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Флаг
Ведущий зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный…
Учащиеся отвечают хором: флаг! На экране появляется изображение флага РФ.
Ученик:
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Ведущий: У каждой страны есть государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации – он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного. Что же означают цвета российского флага?
Для того, чтобы это вам предлагается выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прослушайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
(Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко-... (красным)

Педагог: Мы смогли расшифровать цвета нашего флага. Они никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь, так и в нашем флаге красный цвет – отвага, мужество и героизм; синий – небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
О появлении триколора в России вам расскажет….
Ученик– (индивидуальное сообщение) – (Приложение 2)
Ведущий: Остановлюсь на флажном этикете.
В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3.
Флаг города не может быть больше, чем флаг государства.
Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту. Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции, т. к. флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Ведущий: Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Ведущий: Дорогие друзья! Пришло время подвести итог нашего мероприятия Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Просмотр подборки «Виды России и исторических мест».
Ведущий (говорит на фоне слайдов): Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Символы современной России: Государственный герб - двуглавый орел, Государ¬ственный флаг - бело-сине-красное полотнище и Государственный гимн - «Россия - свя¬щенная наша держава», были приняты накануне двадцать первого века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества.
Двуглавый орел гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Он стал эмблемой нашей страны в период ее освобождения от монголо-татарского ига. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.
Бело-сине-красный национальный флаг России был поднят на первых кораблях Российского флота. Было это три столетия назад в эпоху рождения морской силы России на Балтике, Северном и Азовском морях.
Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Гимн стал величествен¬ной песней - предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.
Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от тебя.
Ведущий: Командиры классов получают конверт от «Знатоков» с вопросами викторины и творческими заданиями (Приложение 5) которые вы проведете в своих классах, а жюри из числа Знатоков подведет итоги.
Заключение
– Лицей встать! Смирно! Звучит гимн – Вольно!
К выносу знамени – равняйсь, смирно – вынос знамени,
Вольно! Прошу всех сесть!
И в завершение нашего мероприятия – работа, победившая в школьном конкурсе литературного творчества. На этом наше мероприятие закончено – всем спасибо!
Литература:
1. Государственная символика России. История и современность. И.В. Можейко (наглядное пособие, М. 2003г.)
2. Государственные символы России «Моя Родина – Россия» (пособие для 3-4-х классов начальной школы. М. 2002г.)
3. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Е.В.Пчелов (учебное пособие для 5-9 классов, М. 2002г.
4. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
5. Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
6. Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995.
7. Михайлов Г. Святыня российской державы. – Патриот Отечества, №1, 2002.
8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989.
9. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.
10. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России- М: РОСМЭН, 2004г.
11. Артамонов В.А. Герб и флаг России 10-20 века – М: Юридическая литература, 1997г.
12. Шергин В.С. Государственные символы России – М: РОСМЭН, 2004г.
13. Разгон Лев. Наши славные символы – М: Детская литература, 1987г.
14. Михайлов В.Д. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994г.
15. Журнал «Читаем, учимся, играем», №5, 2003 г, стр.21.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование ценностного представления у воспитанниц о государственной символике РФ.

Задачи:

Образовательные

  • актуализировать понятия “герб”, “гимн” и “флаг” как основы государственности в РФ;
  • способствовать усвоению ЗУН;

Воспитательные

  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну;

Развивающие

  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
  • способствовать развитию навыков аналитического мышления.

Педагогические технологии: технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе В. А. Сухомлинский; проблемное обучение Л. Выготский, Л. Занков; коммуникативные технологии в обучении и воспитании И.А. Зимняя, игровые технологии, приемы развития литературно-творческих способностей Дж. Родари.

Подготовительная работа:

  • поиск информации;
  • создание презентации;
  • заранее дать подготовить доклад воспитанницам;
  • оформление кабинета.

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия: презентация “Государственные символы РФ”.

Аппаратное и программное оснащение: ПК, MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие

II. Основная часть

Вступительное слово классного руководителя

Цитата на доске: “Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума”. (Э.Фром)

Воспитанница:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Классный руководитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символ- ключевое слово нашего классного часа.

Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Какие вы знаете символы, олицетворяющие вас, вашу семью, народ, Россию в целом?

Классный руководитель: Вы - воспитанницы ПВ МО РФ, учреждения, которое носит высокий статус и его атрибутика по праву может считаться отличительным символом Министерства Обороны.

Есть и другое понятие: Государственные символы.

  • Что к ним относится? (Ответы учеников)
  • Зачем они нужны?

Классный руководитель: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Классный руководитель: Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Классный руководитель: Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.

Символы РФ: герб

Классный руководитель: Прежде чем продолжить нашу тему я хочу вас спросить:

что обозначает слово “герб”? (ответы учеников)

Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Где можно увидеть его изображение? (ответы учеников)

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Доклад воспитанницы. (5 мин)

Гербы берут свое начало в те далекие времена, когда существовали различные племена. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей. змеи, у лесных племен. медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками “Бог того хочет!” рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Появились родовые гербы, они переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

Вот, например, как выглядел герб Парижа. В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствуют с нежными лилиями - символом французских королей. А чуть ниже - качающийся на волнах корабль гордой надписью: “Его качает, а он не тонет”.

Классный руководитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – “властная сила”; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Классный руководитель: Мы познакомились со значениями некоторых символов, теперь обратимся к истории создания герба России и попробуем расшифровать его значение. Какие символы изображены на гербе?

Доклад воспитанницы. История государственного герба России. Первый герб появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.А теперь давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы до события, которое нас с вами интересует (битва Куликовская 1380 года и битва при Угре 1480 года) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом.

Классный руководитель: Обратите внимание на наш герб. Можно выделить 2 основных момента: Георгий - победоносец и орел.

Доклад воспитанницы: Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Таким образом современный двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева. Первые изображения двуглавого орла. наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей. В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

Классный руководитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Классный руководитель: Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Символы РФ: флаг

Классный руководитель: Вторая часть нашего путешествия – это происхождение флага и переносимся в 17 век. Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Это полотнище а деревке или шурке.

Какой смысл заключает в себе слово “флаг”?

Флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.

Классный руководитель: Слово "Флаг” – голландского происхождения и означает "корабельное знамя”.

Классный руководитель: Издавна на Руси существовали хоругви, княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Воспитанница:

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Воспитанница: В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствование Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I.

4-й историк:

1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне. Цвета флага появились не вдруг и не сразу. Первое упоминание об этих цветах встречается в “Слове о полку Игореве”.

В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

Воспитанница: В начале XVIII в. российский стяг описывали так: “Флаг Его Царского Величества разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя полоса синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия”.

5-й историк: На рубеже XIX-го и XX-го веков императором Николаем 2-м в качестве государственного флага был утверждён бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.

С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.

Воспитанница:

Был побежден народный враг
Народною рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой –
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.
В нем - человечеству привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет, -
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы грозный свет, -
Сильнее флага в мире нет;
В нем - правда наших красных лет, -
Правдивей флага нет!

Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.

6-й историк. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг и Андреевский флаги. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Наш государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Воспитанница:

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

Викторина (через презентацию с вариантами ответов и картинками)

1. Что такое флаг?

  • полотнище на древке или шнуре
  • древка или шнур, определённой раскраски
  • полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски

2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?

3. Чей это герб?

  • Алексея Михайловича
  • Петра 1

4. В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

  • 1700 г
  • 1703 г
  • 1705 г
  • 1707 г

5. Кто или что получил этот флаг? (Андреевский)

6. Какой флаг был символом монархии?(показать картинки с разными флагами, прав. ответ – флаг с чёрными, жёлтыми и белыми цветами)

7. Что означают цвета Российского флага? (Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).\

Символы РФ: гимн

Классный руководитель: третья и последняя часть путешестивия – гимн.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.

На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания.

7-й историк. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном. (прослушивание)

8-й историк. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”.

В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк.(прослушивание)

7-й историк. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером.(прослушивание)

В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана.

После распада СССР в 1991 г. первый гимн современной России на музыку М. Глинки был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. (прослушивание)

8-й историк. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков. Перед вами 2 текста гимнов, прочтите и сравните их. Можно ли понять, чем жила страна, какие были цели у народа, во что он верил?

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Викторина.

1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.

Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.

2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.

М.И. Глинки;

на слова В.А. Жуковского; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана; П.Дегейтер; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова

3. Прослушайте отрывок и определите, какой это гимн (название).

III. Подведение итогов

Классный руководитель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

Воспитанница:

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Учащиеся исполняют песню “Россия вперед”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иконников А. Флаг России //Граждановедение. – 2006. - №24. – С.2.
  2. Государственная символика. Гимн. История. // История. – 2001. - № 13. – С. 12-14.

Электронные ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia;
  2. http://www.hymn.ru/ Музей русских гимнов;
  3. http://www.tagupr.ru/pages/0simvolika-rf.htm;
  4. http://flag.kremlin.ru/

КЛАССНЫЙ ЧАС «Государственная символика РОССИИ»

Кл.рук-ль 5 а класса: Викулова Н.А.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

Задачи:


  • формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;

  • развивать чувство гордости за родное Отечество;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
План урока:

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование урока:


  • карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;

  • изображения флагов России, США, Канады;

  • изображения с бело-синими флагами;

  • герб России, герб Московского государства XV в.;

  • оставной герб;

  • толковые словари;

  • текст гимна (по количеству учащихся).

  • карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1 ]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2 ].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску) .

Учитель обобщает:

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия )

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина )

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг )

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

С.Куприн

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3 ]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4 ] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5 ], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6 ].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Обозначим X век.

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7 ].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

IV. Гимн России

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [ Приложение 8 ]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [ Приложение 9(1) , Приложение 9(2) , Приложение 10 ]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И . и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

9. http://edu.rin.ru/html/2457.html (М.В. Аладышева )

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7»

Классный час по теме:

«Флаг России»

Ягфарова Юлия Раисовна

учитель класса со сложной

структурой дефекта

I квалификационной категории

2015 год

Классный час по теме: «Флаг России»

Цель: Воспитание чувства патриотизма через осознание значения государственных символов РФ.

Задачи:

Расширить представление о понятии «флаг».

Развитие интереса к истории России; знакомство учащихся с историей Государственного флага России.

Формирование чувства патриотизма, гражданственности.

Оборудование:

Государственный флаг России, презентация.

Ход мероприятия:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о стране, в которой живем о символе нашего государства – флаге.

Россия…

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…

Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом “Русь”!

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим емким словом «Родина». Это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Отношение народа к Родине выражено в пословицах, стихах, песнях.

Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

Жить - Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины - что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. У каждого государства есть свои государственные символы.

Символы России… что это такое? (Ответы учащихся).

Где и когда мы с ними сталкиваемся? (Ответы учащихся).

Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи.

Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают его характер. Есть они и у России. Это герб, гимн и флаг. И сегодня мы с вами поговорим об одном из них - о флаге.

Флаг в переводе с греческого языка означает «сжигать, озарять, гореть».

Сколько на земле государств, столько и существует флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, в полоску и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос. Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. Эти цвета были цветами русской православной церкви. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Государственный флаг – важный символ страны. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа. Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. День государственного флага Российской Феде рации торжественно отмечается 22 августа.

Как это не удивительно, но современный Государственный флаг Российской Федерации пришел к нам из глубины веков.

История появления флагов неразрывно связана с историей военного дела. В русских землях знамена (называвшиеся на Руси «стягами») были известны с глубокой древности. Как правило, на стягах изображались лики Спасителя либо святых покровителей княжества, города либо самого князя. Собственные стяги имели каждая дружина и каждый полк. Первое из дошедших до нас описаний русского стяга, относится к знамени Дмитрия Донского, бывшего с князем во время Куликовской битвы. Согласно источникам победа была одержана под красным знаменем с ликом Спасителя.

С тех пор стяги с изображением лика Христа-Спасителя в качестве великокняжеских знамен получили большое распрост ранение на Руси.

Но первое свое государственное знамя Россия обретает лишь в царствование Алексея Михайловича в 1668 году. Своим появлением оно было обязано началу строительства русского флота. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные.

В 1693 году по указу Петра 1 на российских кораблях стали поднимать бело-сине-красный флаг, с золотым двуглавым орлом посередине «Флаг царя Московского». Позднее, в 1705 году, царь издал указ, что этот флаг применять на торговых судах, а на военных судах – Андреевский флаг (голубой крест на белом поле). Несмотря на то, что Пётр I разработал за свою жизнь огромное количество флагов, государственный флаг Российской империи им так и не был установлен.

В 1858 году в царствование императора Александра II был утвержден новый государственный флаг – черно-желто-белый триколор. Цвета флага соответствовали цветам на гербе и означали: черный – землю, желтый – золото, белый – серебро. Таким образом, флаг гербовых цветов стал первым, официально утверждённым государственным флагом России.

На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры, какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. И император Александр III 28 апреля 1883 года "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг.

Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.

И этот флаг просуществовал он до революции 1917 года.

После Октябрьской революции роль государственного флага в первые месяцы советской власти выполняло прямоугольное красное полотнище, не имевшее никаких надписей или эмблем.

А 13 апреля 1918 года официальным флагом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики было провозглашено красное знамя с серпом и молотом и красной звездой над ними.

Красное полотнище означает героическое прошлое нашего народа, серп и молот – союз рабочих и крестьян, красная пятиконечная звезда – символ Советской армии. Такое красное знамя водрузили советские солдаты над Рейхстагом в Берлине в знак победы над фашистской Германией.

Флаг ССР просуществовал до 1991 года. Он был заменен уже хорошо известным бело-сине-красным триколором.

Все меняется, все возвращается на свои круги. Наш государственный флаг гордо реет над нашей страной. Государственный флаг России – наша гордость, символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина - оберегать честь нашего флага.


Литература

    Амусина Л.М.Славься, Отечество!-//газета «Последний звонок»,№4, 2006 г.

    Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

3. Картинки для презентации из ресурсов Интернет.

Классный час «Флаги России» 4 класс.

Цели занятия:

    воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов РФ;

    закрепление и обобщение знаний детей о видах флагов и их значении;

    развитие конструктивных умений и навыков работы с бумагой.

Наглядные пособия:

    изображения государственного и военно-морского флагов России, Знамени Победы, президентского штандарта и готовые флаги: Андреевский, красный, бело-сине-красный;

    материалы и оборудование, необходимые для детского конструирования из бумаги.

Ход занятия:

Беседа.

Сегодня поговорим о символах нашего государства. Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

    Как называется государство, в котором мы живём? (Россия)

    А что для нас Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)

    Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг).

    Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях? (Флаг).

    Как назывались первые флаги? (Знамя, стяг, вымпел, штандарт).

    Для чего нужен был флаг? (Флаг - это символ власти, выражающий идею единства и суверенитета государства).

    Из каких частей состоит флаг? (Флаг состоит из древка и полотнища).

    Флаг является отличительным знаком государства. Знамёна - это символ объединения. Мы знаем, что древние флаги - стяги служили для объединения войска. Государственный флаг означает единство страны. Есть у флага и другое назначение - служить знаком или символом власти. Почему же российский флаг трёхцветный?

    В давние времена и сейчас цвету придаётся особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - красный цвет, символизирующий мир людей. Белый, синий, красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы: на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

После Великой Октябрьской Социалистической революции в государственной символике России преобладающим становится красный цвет - цвет революции. В трагические дни августа 1991 года над зданием Верховного Совета в Москве взметнулось бело-сине-красное полотнище русского национального флага. В честь этого события установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа. Бело - сине - красный флаг снова стал государственным.

Сегодня каждый из вас сделает флаг России.

Физ. минутка.

Ход работы.

    Для флага используем альбомный лист, который складываем пополам и разрезаем вдоль (горизонтально). Одну половину плотно сворачиваем и проклеиваем, получается древко. Вторую половину складываем вдвое, чтобы сделать полотнище флажка. Затем, используя шаблон - картонный прямоугольник, вырезаем по одной (приблизительно 3,5 на 30см) или по две (3,5 на 15см) красные и синие полоски, наклеиваем их на полотнище. Складываем листок, наносим клей на внутреннюю сторону, вкладываем внутрь древко и склеиваем полотнище. Флажок готов.

Выставка работ.

Итог:

    Что означают цвета Российского флага?

    Почему русские крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и для украшения жилища?



Просмотров