Незаконное прослушивание. Прослушивание работодателями телефонных переговоров работников: законно ли это? Все по закону

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23 часть 2 Конституции РФ).

Основания для судебного решения

В соответствии с данной конституционной нормой в Федеральном законе от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон № 144-ФЗ) прямо установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционное право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, в том числе и прослушивание телефонных переговоров (п. 10 части 1 ст. 6), допускается на основании судебного решения (часть 2 ст. 8). Это решение принимается в порядке ст. 9 Закона № 144-ФЗ по основаниям, установленным в ст. 7 данного закона, и при наличии информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно (п. 2 части 2 ст. 8 Закона № 144-ФЗ).

Право каждого на тайну телефонных переговоров по своему конституционно-правовому смыслу предполагает комплекс действий по защите информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления, степени полноты и содержания сведений, которые фиксируются на отдельных этапах ее осуществления.

С учетом изложенного информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории РФ законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получить судебное решение (Определение Конституционного суда РФ от 2.10.03 г. № 345-О).

Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (абзац 3 п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.95 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Если аудиозаписи телефонных переговоров граждан были получены органом, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 144-ФЗ (органы МВД России и ФСБ России), при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены в п. 10 ст. 6 Закона № 144-ФЗ, были полностью соблюдены требования ст. 8 данного Закона, то право граждан на тайну своих телефонных переговоров не считается нарушенным.

При соблюдении уголовно-процессуальной процедуры и обеспечении последующих судебной проверки и оценки доказательств подобные действия не могут быть расценены как недопустимое ограничение гарантированного Конституцией РФ права, поскольку их совершение предполагает достижение конституционно значимых целей (Определение Пермского краевого суда от 21.08.13 г. № 33-7838).

Таким образом, законодательно установленная возможность прослушивать телефонные переговоры граждан является необходимым конституционным ограничением их свобод, которое направлено на обеспечение защиты общественной безопасности и правопорядка, предотвращение преступлений и иных противоправных действий.

Порядок судебного разрешения на прослушивание телефонных переговоров

Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров при проведении оперативно-розыскных мероприятий предусмотрены в ст. 9 Закона № 144-ФЗ.

Материалы об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий рассматриваются судом, как правило, по месту осуществления таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой ст. 9 Закона № 144-ФЗ, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Это постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. В случае необходимости продлить срок действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

Если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает упомянутые конституционные права граждан, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность орган вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Руководители судебных органов (председатели судов и их заместители) создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Граждане вправе обжаловать вынесенные против них решения о прослушивании телефонных переговоров в суд. При этом выбор вида судопроизводства — уголовный или гражданский — зависит от того, в каком порядке прослушивались телефонные переговоры: в рамках производства по делу об административном правонарушении или расследования уголовного дела либо вне рамок таких процедур.

Решения и действия (бездействие) должностных лиц, в том числе относительно прослушивания телефонных переговоров, в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ только тогда, когда они были совершены в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

Если не имеется сведений о том, что оспариваемые действия сотрудников правоохранительных органов были произведены в рамках производства по уголовному или административному делу, либо явились поводом к возбуждению уголовного или административного дела или были совершены в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания, то оспаривание происходит в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (Определение Московского городского суда от 12.04.13 г. № 11-11947).

Разбирательства в суде

Конституционное ограничение права граждан на тайну телефонных переговоров также проявляется в возможности записывать их переговоры с сотрудниками государственных и муниципальных органов, осуществляющих публично значимые функции (МВД России и его территориальные органы, ФНС России, ее управления и территориальные инспекции, управы, департаменты, другие органы) с целью контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечения публичных интересов и соблюдения действующего законодательства РФ.

В большинстве случаев граждан информируют о том, что будет проводиться аудиозапись их разговора, но даже если этого не происходит, права граждан не считаются нарушенными, поскольку сами по себе обращения в государственные и муниципальные органы по вопросам, отнесенным законом и иными нормативными правовыми актами РФ к их компетенции, не предполагают какой-либо тайны.

Так, Пермский краевой суд (определение от 4.12.13 г. № 33-11932) отказал гражданину в выдаче аудиозаписи его разговоров с сотрудниками ОВД района, так как аудиозаписи программно-технических средств регистрации информации поступивших в дежурную часть территориального органа по телефону сообщений о происшествиях, в том числе полученных с помощью многофункционального цифрового регистратора сигналов, не выдаются, поскольку используются для служебного пользования. Непредставление гражданину аудиозаписи не нарушает каких-либо его прав и законных интересов, при этом действующим законодательством РФ обязанность сотрудников МВД России представлять аудиозаписи не предусмотрена.

В другом деле суд, отказывая прокурору в удовлетворении его требования о признании незаконными некоторых пунктов Положения о контакт-центре налоговых органов, в которых предусматривалась запись телефонных переговоров, исходил из следующего.

В оспариваемом положении было обусловлено ведение записи всех телефонных переговоров, срок хранения которых составлял 3 месяца с момента записи. Кроме того, отдел работы с налогоплательщиками и СМИ проводил выборочное прослушивание записей телефонных переговоров операторов контакт-центра в целях контроля за качеством их работы. Спорные пункты указанного положения, по мнению прокурора, противоречили базовым конституционным нормам и требованиям иного федерального законодательства.

Однако суд с предъявленным иском не согласился, не усмотрев нарушений прав граждан в оспариваемом положении. Из его текста следовало, что перед соединением с оператором налогоплательщик в обязательном порядке предупреждался о ведении записи телефонного разговора и имел право выбора, продолжать разговор или отказаться от него, т. е. фактически запись телефонных разговоров осуществлялась только с ведома и волеизъявления налогоплательщика (гражданина).

Все работники налоговой службы были уведомлены в установленном порядке о производстве записи таких телефонных разговоров и их выборочном прослушивании для оптимизации работы как сотрудников, так и деятельности самой службы, и это не являлось для них тайной.

В связи с этим целями принятого Положения о контакт-центре налоговых органов были запись и прослушивание телефонных переговоров для обеспечения контроля за служебной деятельностью сотрудников, качеством и компетентностью предоставляемых гражданам консультаций и оптимизация работы самой службы.

Суд также отклонил ссылку прокурора на ст. 23 Конституции РФ о тайне телефонных переговоров, указав, что она не имеет отношения к информации служебного характера, адресованной гражданином другому гражданину как должностному или иному официальному лицу, поскольку в этом случае действуют ведомственные правила (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 12.04.12 г. № 33-3656/2012).

Конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров не будет считаться нарушенным, если их согласие на запись разговоров было предварительно получено путем подписания анкет, заявлений, каких-либо иных документов, содержащих указание на согласие произвести аудиозапись разговора (апелляционное определение Московского городского суда от 8.04.14 г. № 33-10935/2014), либо граждане в начале самого разговора были предупреждены о возможности записи и продолжили такой разговор.

В последнем варианте своим поведением граждане фактически выражают свое согласие на запись телефонных переговоров с их участием, поскольку в противном случае, не желая ее осуществления, они могли просто прекратить разговор, повесив телефонную трубку. Поэтому, продолжив телефонный разговор после полученного уведомления о возможности его фиксации, гражданин в дальнейшем теряет право ссылаться на отсутствие своего согласия на такую фиксацию.

Сами граждане в своей повседневной жизни должны учитывать, что право на тайну телефонных переговоров есть не только у них самих, но также и у иных граждан, которые вправе рассчитывать на его уважение и надлежащее соблюдение этого права. Полученную без согласия других граждан аудиозапись их телефонных разговоров и в отсутствие судебного решения, которым установлено ограничение права на тайну телефонных переговоров, нельзя использовать в качестве доказательства в суде, поскольку полученные с нарушением закона доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда на основании части 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Полученные без санкции суда записи телефонных переговоров граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, исключаются из состава доказательств по соответствующему уголовному делу как полученные с нарушением закона (постановление Президиума Оренбургского областного суда от 21.03.11 г. № 44у-89).

Так, отказывая в удовлетворении исковых требований работника компании об отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул и компенсации морального вреда, суд исходил из того, что работодателем были представлены доказательства совершения работником дисциплинарного проступка, процедура увольнения также была соблюдена. Отклоняя ходатайство работника об исследовании в судебном заседании аудиозаписи его телефонного разговора с другим сотрудником компании, из которого, по мнению работника, следовало, что прогул он не совершал, суд сослался на то, что аудиозапись телефонного разговора не является допустимым доказательством.

Ни судебного решения, ограничивающего право второго абонента на тайну телефонных переговоров, ни его согласия на прослушивание разговора работник не представил, поэтому аудиозапись суд исследовать не стал (определение Красноярского краевого суда от 11.01.12 г. № 33-29).

Ограничение права гражданина на тайну телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения (ст. 13 УПК РФ). Для этого должны быть соблюдены следующие условия:


  • наличие достаточных оснований полагать, что телефонные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения о признаках противоправного деяния, лицах, имеющих к нему отношение, а также о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности РФ (см. ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности);


  • расследуется уголовное дело о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких (там же);

  • вынесено судебное решение на основании ходатайства о совершении следственного действия в порядке ст. 165 УПК РФ;

  • судебное решение для осуществления контроля и записи телефонных переговоров не требуется при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников, а также близких лиц и могут производиться по их письменному заявлению (ст. 186 УПК РФ).

  • Как оформляется процедура?

    Соблюдение предписаний всех нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок ограничения тайны телефонных переговоров, является основанием для признания судом допустимыми доказательств, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности. Решение суда принимается на основании ч. 1-4 ст. 165, ч. 1-3 ст. 186 УПК РФ и реализуется согласно ч. 5-7 ст. 186 УПК РФ. Следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров. Форма такого постановления предусмотрена Приложением 89 к ст. 476 УПК РФ. Ходатайство рассматривается судьей районного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия в течение суток с момента поступления. Результатом рассмотрения ходатайства является постановление судьи о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.


  • Постановление судьи направляется следователем для исполнения в соответствующие органы, к которым, согласно ст. 6 Закона «Об оператвино-розыскной деятельности», относятся органы ФСБ, ОВД и органы по контролю за оборотом наркотических средств. Прослушивание переговоров может продолжаться в течение 6 месяцев, а если такая необходимость отпадает, оно прекращается постановлением следователя. Органы, осуществляющие технический контроль по данному следственному действию, предоставляют следователю запись для прослушивания, которое должно происходить в присутствии понятых и фиксироваться протоколом (Приложение 91 к ст. 476 УПК РФ), где дословно воспроизводится та часть переговоров, которая имеет отношение к уголовному делу. При совершении следственного действия должны также учитываться положения Федеральных законов «О связи» и «О почтовой связи», Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891, Приказов Минсвязи РФ от 10 июня 2003 г. N 77 и от 16 января 2008 года N 6, Соглашения между Минсвязи РФ и ФСБ РФ от 20-22 января 1997 г.


  • Когда могут прослушивать без решения суда?

    Отступления от уголовно-процессуальных правил выполнения действий, ограничивающих право на тайну телефонных и иных переговоров, допускаются только в виде исключения и под жестким контролем судей и прокуроров. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности по заявлению лиц, подвергающихся угрозам или с их согласия в письменной форме допускается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления руководителя следственного органа. При этом в течение 48 часов обязательно направляется уведомление суду (ст. 8 Закона «Об ОРД»).


  • Кроме того, в случае необходимости совершить следственное действие безотлагательно, следователь или дознаватель вправе вынести постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров без решения суда, но в течение 24 часов обязаны уведомить судью и прокурора, приложив копии постановления и протокола прослушивания. В течение 48 часов следственный орган должен получить решение суда о законности следственного действия или прекратить его (ч.5 ст.165 УПК РФ, ст.8 Закона «Об ОРД»). В целях установления подлинности записи, отсутствия признаков ее монтажа, идентификации личности участников переговоров может быть проведена фоноскопическая экспертиза.


  • Что грозит за незаконную прослушку?

    Доказательства, полученные с нарушением установленной процедуры, считаются недопустимыми (ст. 75 УПК РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года №8). Также это может быть основанием для привлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности по ст. 137, 138, 285 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны телефонных переговоров и иных сообщений, превышение должностных полномочий). Для граждан, нарушающих неприкосновенность частной жизни, также предусмотрена уголовная ответственность по ст.ст. 137, 138 УК РФ, а также по ст. 138.1 УК РФ за незаконные приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.


  • Вызывает споры осуществление действий работодателем, направленных на ограничение прав работника на тайну переговоров. С одной стороны, считается, что во время отправления служебных обязанностей работник должен целесообразно использовать оплачиваемое работодателем время и не может использовать его по своему усмотрению. С другой стороны, сбор информации о работнике не может быть оправдан таким образом, так как, во-первых, для этого требуется его согласие, а во-вторых, судебная практика ЕСПЧ показывает, что даже в публичной сфере существуют аспекты, которые могут относиться к сфере частной жизни (см. постановление Европейского суда от 28.01.2003 г. по делу «Пек против Соединенного Королевства» (Peck v. United Kingdom); постановление Европейского суда по правам человека от 24.06.2004 г. «Дело «Фон Ганновер (Принцесса Ганноверская) (Von Hannover) против Германии»). Даже если работодатель разработал локальный нормативно-правовой, согласно которому производится ограничение прав работников, и ознакомил их с ним, его действия не будут считаться правомерными, поскольку ограничение права на тайну телефонных и иных переговоров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст. 63 Закона «О связи»).


Recent Posts from This Journal


  • Когда же они нажрутся? Путин даст своему другу Ротенбергу триллион

    60 км дороги за триллион рублей, или 1 километр за 282 миллиона долларов: такого еще в мире не было… Принадлежащая Аркадию Ротенбергу компания…


  • Единственная Истинная спасительная Православная вера

    На выходе из дальних пещер Киево-Печерской Лавры есть надпись,которая гласит: Преподобный Феодосий Печерский,высказавший эту мысль совершенно…


  • Кому молятся в храмах РПЦ МП при Кирилле Гундяеве.О.Гавриил Кондрашов

    Отец Гавриил доходчиво объясняет почему нельзя ходить в храмы РПЦ МП,где поминают лжепатриарха Кирилла Гундяева,приводит конкретные факты

  • Ярославское Чудо.

    Ярославское Чудо В июне 1917 г. стало известно всем жителям, что на следующий день будет избиение всей интеллигенции, причем цинизм этих…

В четверг Конституционный суд вынес решение по делу, которое принял к рассмотрению 16 февраля этого года. С заявлением обратились пять человек, требовавшие проверить законность ч. 3 ст. 138 Уголовного кодекса РФ (о незаконном производстве, сбыте или приобретении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации). Двое из заявителей были осуждены по этой статье, еще трое находятся под следствием. Все они считают, что в закон необходимо внести изменения, так как он не указывает, что можно считать спецсредством, а что нет.

КС решил, что статья УК соответствует закону, сославшись на то, что получение личной информации не в оперативных целях нарушает конституционные права личности.

«К таким специальным техническим средствам относятся, например, приборы для негласного получения акустической информации, визуального наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, — сообщила в четверг пресс-служба суда. — Свободный оборот таких специальных устройств запрещен федеральным законом, использовать их вправе только сотрудники правоохранительных органов и спецслужб в ходе оперативно-розыскной деятельности. Разработка, производство, реализация и приобретение специальных технических средств могут осуществляться исключительно на основании лицензии, выдаваемой ФСБ России». Заседание суда было закрытым.

Приняв решение, суд дал несколько пояснений, направленных на разъяснение толкования статьи УК. КС отмечает, что перечень спецсредств устанавливает правительство (перечень утвержден в 1996 году). Миниатюрные видеокамеры и «жучки» должны отличаться от обычных бытовых приборов «специально приданными спецсредствам нужными качествами», то есть быть замаскированы, а следствие, возбудившее дело о незаконном обороте спецсредств, должно доказать наличие у обвиняемого умысла на совершение незаконных действий.

Таким образом, дела заявителей, обратившихся в КС, все-таки могут пересмотреть.

Один из осужденных по ч. 3 ст. 138 — житель Архангельска Алексей Трубин. В 2008 году его приговорили к 1,5 годам лишения свободы условно за то, что изготовил миниатюрное аудиоустройство (четыре радиомикрофона, смонтированные в футляре от губной помады). Инструкцию к нему Трубин вычитал в журнале для радиолюбителей. За отсутствие на «аудиопомаду» лицензии ФСБ его и привлекли к суду.

Похожая история произошла с предпринимателем Игорем Коршуном из Зеленограда. Его фирма, производившая диктофоны и видеорекордеры, в числе прочего предлагала своим клиентам «устройство дистанционного акустического контроля», предназначенное для контроля срабатывания системы охраны (квартиры, офиса). Суд посчитал, что предприниматель незаконно разработал свое изделие для негласного получения информации. В результате предпринимателю пришлось заплатить штраф в размере 200 МРОТ. «Совершенно непонятно, почему, например, ручка или декоративный офисный диктофон в виде деревянной шкатулки, снабженные надписью «диктофон» и световым индикатором записи, причисляются к закамуфлированным изделиям и, следовательно, специальным средствам, а тот же диктофон в фотоаппарате, сотовом телефоне, наладоннике - нет», - возмущался Коршун, поясняя, что побудило его обратиться в суд.

Остальные заявители - Сергей Капорин из Петропавловска-Камчатского, Цезарь Соловьев из Коми и Сергей Миронов из Костромы - обвиняются в незаконном приобретении и продаже устройств видеонаблюдения, закамуфлированных под бытовые предметы (шариковые авторучки и пульты автосигнализаций со встроенными видеокамерами и микрофонами). При этом все они покупали «спецсредства» не на «черном рынке», а у обычных поставщиков. В данный момент все три дела находятся на этапе следствия. Заявители указывают на то, что обвиняемыми они стали в результате отнюдь не преступных действий, и считают, что закон создает ситуацию, когда гражданин не может предвидеть последствия своих законопослушных поступков, что явно вступает в противоречие с Конституцией.

1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан -


наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.


2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -


наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.


3. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ.




Комментарии к ст. 138 УК РФ


1. Это преступление может быть совершено путем незаконного прослушивания телефонных переговоров, ознакомления с перепиской, почтовыми, телеграфными или иными сообщениями, совершаемыми без согласия лица, заинтересованного в соблюдении личной тайны. Незаконными являются такие из перечисленных действий, которые совершаются лицами (в том числе должностными), не уполномоченными на эти действия законодательством Российской Федерации.

Незаконное проведение оперативно-розыскных и следственных мероприятий (действий), нарушающих право на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных или иных сообщений, органами и должностными лицами без согласия лица и мотивированного постановления судьи, разрешающего провести указанные действия, должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 138.

Нарушением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений является также разглашение или распространение сведений о частной жизни лица без его согласия лицом, которое получило эту информацию на законных основаниях. Указанные действия также охватываются комментируемой статьей.

В том случае, когда они совершены из корыстной или иной личной заинтересованности лицом, использующим свое служебное положение, содеянное образует совокупность преступлений (ч. 2 ст. 137 и ч. 2 ст. 138 УК).

2. Преступление является оконченным с момента незаконного ознакомления с содержанием телефонного разговора, письма, телеграфного, почтового или иного сообщения (при получении информации незаконным способом), а также с момента сообщения сведений, полученных законным путем, другим лицам (в нарушение УПК РФ и Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

3. Преступление может быть совершено только с умышленной формой вины.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Помимо использования служебного положения ч. 2 ст. 138 предусматривает в качестве квалифицирующего признака использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Под специальными техническими средствами понимаются средства, предназначенные, разработанные, приспособленные или запрограммированные для негласного получения информации. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством РФ.

6. Частью 3 ст. 138 предусмотрена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Производство (серийное изготовление), сбыт (продажа, передача в постоянное или временное использование), а также приобретение в целях сбыта являются незаконными, если они совершаются лицами, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности и не имеющими лицензии на производство, реализацию и приобретение в целях продажи специальных технических средств, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ (ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Данные от прослушивания телефонных переговоров использовались еще в Советском Союзе. Но со временем был принят закон, запрещающий вмешательство в частную жизнь человека. Что это значит, какое наказание за это будет в случае нарушения, читаем в статье.

Определение

Прослушивание телефонных переговоров — мероприятие, которое заключается в тайном контроле и фиксации телефонных разговоров людей. Проводится с использованием специальной техники и имеет цель обнаружить информацию о незаконной деятельности лица, связях с преступниками или иных компрометирующих действий.

Проблема в том, что подобные оперативно-розыскные мероприятия напрямую нарушают право каждого гражданина. Оно прописано в Конституции (о тайне телефонных разговоров). По этой причине для прослушивания телефонных переговоров необходимо судебное решение или основание на постановление руководства органа, который совершает оперативно-розыскные действия. Важно и то, что судебное решение должно быть принято в течение сорока восьми часов.

Объекты прослушивания

Если прослушивание телефонных переговоров необходимо в каких-либо организациях, учреждениях или предприятиях, то подключают на прослушку стационарную аппаратуру. Используются средства и оперативно-технические силы органов государственной безопасности, внутренних дел и тех, что контролируют оборот наркотических и психотропных веществ.

Телефон могут прослушивать только у подозреваемых или обвиняемых, а также тех, кто, по мнению органов, имеет сведения о каких-либо преступлениях.

Нет конкретных правил, что можно прослушивать. В зависимости от потребностей представители закона могут слушать двустороннюю, одностороннюю, многостороннюю связь. Объектом прослушки может оказаться как личное средство связи (смартфон, стационарный телефон), так и аппарат, установленный в общественном месте (телефон в кафе, автомат на улице).

Также надо отметить, что прослушиванием можно назвать только разговор нескольких людей. Если прослушивается только речь одного человека, то это называется наблюдением, во время которого используются специальные технические средства.

Обязанности операторов связи

Во время проведения оперативно-розыскных мероприятий сотовые операторы обязаны реализовать требования к средствам связи и сетям, которые будут использованы. Кроме того, они должны принять меры по сокрытию всех данных о подобных мероприятиях.

Также работники связи должны во время проведения оперативно-розыскной деятельности предоставить информацию о тех, кто пользуется этой связью и опциях, которые выбирает интересующий человек. Кроме этого, сотовые операторы обязаны предоставлять любую известную информацию.

Операторы сотовой связи могут приостановить либо возобновить оказание услуг как физическим лицам, так и юридическим. Но для этого необходимо мотивированное решение в письменной форме руководства органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность.

По окончании прослушивания все результаты мероприятия оперативный сотрудник должен отобразить в справке или рапорте. Сдается она с полученными фонограммами. Последние опечатываются и хранятся так, чтобы можно было исключить возможность их тиражирования и прослушивания третьими лицами.

Основания для установки прослушивающего оборудования

По закону выделяют частные и общие основания для установления прослушивающих устройств. К частным основаниям можно отнести:

  1. Потребность в немедленном осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с отсроченным получением разрешения суда.
  2. Установление прослушивания с заявления в письменной форме от прослушиваемого, или если есть письменное согласие. В этом случае для установления прослушивания не нужно судебное разрешение.

Общие основания включают в себя:

  1. Информация о том, что подготавливается преступление, либо оно уже было совершено. Кроме того, основанием является информация о возможной государственной, экологической, военной или экономической угрозе.
  2. Если противоправное деяние относится к средней тяжести преступления, а также тяжкому или особо тяжкому.
  3. Есть судебное постановление, которое разрешает установление прослушки.

Подготовка к прослушиванию

Первым делом определяются задачи, которые поможет решить прослушивание телефонных переговоров ОРМ. Способы проведения операции и место для подключения к телефонам или телефонным линиям также планируются.

Затем составляются списки средств, с помощью которых абонент связывается с людьми, а также номеров, которыми абонент пользуется.

Во избежание проблем уточняются сроки прослушивания телефонных переговоров, оснований и условий.

Определяется исполнитель. После того, как он выбран, оформляют необходимые документы. Это такие бумаги как:

  • постановление от руководства органа, который осуществляет оперативно-розыскное действие, оно должно содержать ходатайство на проведение этого мероприятия;
  • постановление судьи, разрешающее прослушивание;
  • задание для проведения оперативно-розыскного мероприятия;
  • справка, которая уточняет сведения, содержащиеся в задании;
  • звуковая запись, которая сохранена на машинном носителе данных, последний должен быть поставлен на учет.

Когда прослушивание возможно без разрешения

Но бывают случаи, когда нельзя медлить, потому что промедление может привести к совершению преступления тяжкой или особо тяжкой категории, а также несущие государственную, экономическую, военную или экологическую угрозу. Тогда допускается прослушивание телефонных разговоров. Основания могут быть любыми. Главное, чтобы в течение двух суток было получено судебное разрешение. За первые двадцать четыре часа инициатор этого мероприятия должен уведомить судебный орган.

Когда возникает угроза для здоровья, жизни, собственности человека, который сам написал заявление и согласие на прослушивание, можно вести прослушивание телефонных переговоров без судебного решения. Но такие действия все равно должны быть утверждены лицом, которые имеют право подписи. Кроме того, необходимо уведомить суд в течение двух суток после того, как постановление утверждено. Как донести информацию до судьи, каждый сотрудник выберет сам.

Согласно закону об ОРД прослушивание телефонных переговоров возможно без разрешения в случае, когда гражданин написал согласие в письменном виде и, если органы собирают информацию о вопросах, которые касаются безопасности личностей.

Ввиду разных ситуаций прослушивание разговоров может случиться следующее:

  • возможно изъятие голосовых записей;
  • прекращение услуг связи;
  • приостановление услуг связи.

Что делать с результатами прослушивания

После того как разрешение на прослушивание телефонных переговоров заканчивает свое действие, сотрудник органов должен решить, как использовать полученную информацию. Также нужно решить, есть ли необходимость продолжать прослушивание того же человека, или стоит переключиться на другого.

Сотрудник органов также решает переводить, менять ли статус прослушивания с розыскного мероприятия на следственное действие. Решение принимается при участии следователя. Обычно такие данные используются как доказательства вины прослушиваемого.

Также результаты прослушки можно использовать для проведения других розыскных мероприятий, возбуждения дела уголовного, следственного действия и так далее.

Если в отношении прослушиваемого возбуждается уголовное дело, то все полученные данные передаются следователю, чтобы приобщить их к возбужденному делу.

Нужно знать, что все данные, полученные в результате оперативных мероприятий, можно использовать только в том случае, когда на них было выдано разрешение, и сами мероприятия были проведены согласно всем нормам и правилам.

По этой причине сотрудник должен передавать не только данные от прослушивания, но и разрешение на них.

Уничтожение информации

Когда постановление суда о прослушивании телефонных переговоров вступило в силу, информация получена и передана следователю, который через какое-то время закрыл дело, встает вопрос о хранении данных. Вся информация отправляется на хранение, которое длится не больше полугода. Перед тем как уничтожить записи, а точнее, за три месяца, уведомляется соответствующий судья.

Если есть необходимость использовать собранные данные, то используют только оригиналы записей и передают их в орган дознания, следователю или суд.

Незаконное прослушивание

К незаконному прослушиванию телефонных переговоров относится любое прослушивание, которое организовано некомпетентными органами. То есть, независимо от того, ревнивый это супруг прослушивает телефон или недоверчивый работодатель, отвечать придется любому.

Так какова ответственность за незаконное прослушивание телефонных переговоров? Чего в этом случае ожидать?

В 137 статье УК РФ о незаконном прослушивании телефонных переговоров говорится о том, что незаконное собрание или использование карается штрафом на двести тысяч или зарплатой за полтора года. Также могут наказывать исправительными работами в течение года или принудительными работами на два года. Еще наказанием может послужить четырехмесячный арест, лишение свободы на два года.

Если же прослушкой занимается лицо с высоким положением без оснований на то и согласия человека, которого прослушивают, то он понесет следующую ответственность за незаконное прослушивание телефонных разговоров:

  • штраф от ста до трехсот тысяч рублей;
  • штраф в размере зарплаты за период от года до двух лет;
  • лишение права занимать некоторые должности от двух и до пяти лет;
  • принудительные работы до четырех лет с запретом к занятию должностей;
  • арест на полгода;
  • лишение свободы на четыре года и запрет на занятия деятельностью или должности на пять лет.

Согласно 138 статье наказание за нарушение тайны телефонных разговоров, переписки и иной личной информации следующие:

Если то же самое совершил человек, воспользовавшись своим положением, то его могут наказать:

  • штраф до трехсот тысяч;
  • штраф в размере зарплат за два года;
  • лишение права занимать должность или принимать участие в какой-то деятельности;
  • обязательные работы на четыреста восемьдесят часов;
  • принудительные работы на четыре года;
  • арест на четыре месяца;
  • лишение свободы на четыре года.

Как понять, прослушивается ли телефон?

После прочитанного текста многие люди задумаются, а не стоит ли их телефон на прослушке? Чтобы было проще понять, так это или нет, опишем несколько признаков, по которым можно понять, что с телефоном что-то не так. Важно помнить, что приведенная информация актуальна для сотовых телефонов, а не для стационарных. Итак, признаки прослушки телефона.

Первый признак — горячая батарея. Когда телефонный аккумулятор горячий, это говорит о том, что устройство быстро теряет заряд. Если такое происходит во время использования телефона или разговора по нему, то все нормально. Но если в состоянии покоя батарея греться не перестает, то стоит задуматься о том, что смартфон имеет скрытый режим работы.

Второй признак — заряд на телефоне быстро заканчивается. Что это значит? Это как бы продолжение первого признака, а именно того, что в телефоне скрыто какое-то работающее приложение. Не стоит пугаться в случае постепенного уменьшения времени работы батареи, но стоит обратить внимание, если оно резко уменьшилось. Кстати, такой резкий расход батареи может вызывать не только шпионская программа, но и вирус на самом телефоне.

Третий признак — телефон не выключается сразу. Стоит обратить внимание на телефон, если происходят проблемы с его выключением. Конечно, виной тому могут быть обычные технические неисправности, но лучше перестраховаться. Итак, стоит бить тревогу, когда телефон нельзя выключить быстро. Выключение не происходит, или загорается подсветка, или выключается, но очень долго.

Четвертый признак — телефон живет своей жизнью. Например, может сама включиться подсветка, могут открываться и закрываться какие-то программы, запускаться перезагрузка, или он может вовсе отключаться. Такое поведение устройства уже почти со стопроцентной уверенностью можно списать на шпионские устройства.

Пятый признак прослушки телефона — помехи во время разговора. Помехи бывают двух видов:

  • первые мы слышим, когда разговариваем;
  • вторые, когда телефон находится недалеко от динамиков.

Во время разговора на мысли о прослушке могут навести шипение, эхо, всевозможные щелчки и другой шум. Но в то же время такие помехи могут быть из-за технических неполадок.

Во втором случае стоит насторожиться, если телефон не находится в режиме разговора, но в динамиках появляются помехи. Это странно, потому что они возникают только тогда, когда телефон работает в режиме разговора, или запущено какое-то приложение. Соответственно, при неработающем телефоне такие помехи могут сказать о многом.

Конечно, любой из этих признаков нельзя назвать стопроцентно верным, но тем не менее они заставляют насторожиться. Хотя, даже если ничего подобного за устройством не наблюдается, это не значит, что его не прослушивают.

Шестой признак — самостоятельное подключение функций. Это уже очень тревожный звоночек. Особенно, если периодически телефон сам включает Интернет или функцию GPS. Что именно будет включаться, зависит от уровня шпионской программы и от самого телефона, но игнорировать такое поведение нельзя.

Как не оказаться подсудимым

Кроме того, что есть статьи, которые защищают право человека на личную жизнь, каждый должен знать и о предметах, за чью покупку можно поплатиться.

На сегодняшний день известно довольно много случаев, когда безобидная покупка оборачивалась большими проблемами. И никто не станет слушать объяснения из разряда "Над другом пошутить хотел". Итак, что из гаджетов может привести на скамью подсудимых?

В статье 138 в пункте первом дано определение таким устройствам. Технические устройства, предназначенные для использования в бытовых целях, но имеющие вид, который неочевиден для их функций, считаются шпионскими. Вроде бы все и понятно, но вместе с тем и не очень. То есть осудить могут и за камеру, которая сделана в виде шариковой ручки, и за смартфон. Но если с камерой все понятно и в судейской практике много таких дел, то как быть со смартфоном? Исход дела будет зависеть от судьи. Как она растолкует умысел, или как донесут эту информацию следственные органы, от того и зависит решение.

Как пример можно привести умный дом. В обычном рабочем состоянии датчики, которые в нем установлены, не могут передавать какую-либо информацию, кроме своей функциональной. Но если хозяин дома решит их модернизировать и добавит функцию слежения, то он нарушит закон.

Вернемся к ручкам и другим шпионским игрушкам. Не нужно забывать, что копеечная шариковая ручка "с секретом", купленная на китайском сайте, может очень дорого обойтись такому шутнику. Хоть в нашей стране прецедентов с неправильным наказанием и не было, стоит заметить, что меры пресечения достаточно суровы. Это значит, что, потратив несколько сотен рублей на ручку, впоследствии можно лишиться не только круглой суммы, но и свободы.



Просмотров