Невменяемость устанавливается. Вменяемость и невменяемость в уголовном праве: критерии и значение

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

Не каждое преступление оборачивается для виновного уголовным наказанием. В некоторых случаях уголовной ответственности попросту не будет. Например, если преступник невменяем.

О таком феномене мы и поговорим сегодня. Итак, давайте рассмотрим понятие, значение, критерии и признаки вменяемости и невменяемости в уголовном праве, а также , совершенных в таком состоянии.

Основная информация

Что такое невменяемость – действительная причина невиновности в преступлении или просто популярный способ «отвертеться»? Чтобы в этом разобраться и понять особенности невменяемости, потребуется 21-я статья УК РФ, а также соответствующие комментарии.

В чем особенности состояния невменяемости, вы узнаете далее.

Понятие и признаки

Мы не просто видим, слышим, что-либо чувствуем. В нашем мозгу ежесекундно происходит множество процессов оценки всего происходящего. После оценки наступает реакция.

По сути, весь комплекс реакций, все душевные переживания – это и есть наша психика. Она способна дать сбой, как и любой орган, система, процесс в нашем организме. Сбой может оказаться кратким либо длительным, неустранимым или поддающимся терапии.

В некоторых случаях врачи говорят о невменяемости. Это означает, что оценка ситуации мозгом не соответствует норме, как и последующие реакции. Юристы в таких случаях скажут о невозможности осознавать собственные действия, а также то, к чему они приведут.

Важно обратить внимание: невменяемость человека не означает, что он не может быть виновным в преступлении. Это означает лишь освобождение от уголовной ответственности.

О том, что говорит УК РФ в отношении невменяемости, расскажет следующее видео:

Критерии невменяемости в уголовном праве

Законы требуют довольно сложного, комплексного подхода при оценке вменяемости человека. Состояние виновного в злодеянии должно соответствовать признаку невменяемости, который складывается/характеризуется следующими критериями:

  • Медицинский критерий означает, что у преступника должно обнаружиться некое болезненное состояние психики, хроническое либо эпизодическое. Подробнее об этом в следующем разделе.
  • Юридический критерий сложнее. В этом плане оцениваются интеллектуальный и волевой признаки.
  • Первый признак даёт ответ на вопрос: человек осознавал свои действия и потенциальный результат?
  • Второй признак проверяет, мог виновный руководить своими действиями или нет.

Виды

Чтобы невменяемость человека была подтверждена, необходимо установление и медицинского, и юридического критериев. Со вторым всё относительно понятно, а вот первый требует небольшого разъяснения. С медицинской точки зрения у субъекта преступления должно быть обнаружено:

  1. Хроническое заболевание психики – паранойя, шизофрения, эпилепсия. Такие недуги редко поддаются излечению.
  2. Временные расстройства психики. Здесь можно назвать патологическое алкогольное опьянение.
  3. Слабоумие – особая категория недугов. Эта болезнь может быть врождённой, а может проявиться в любой момент жизни. Самый распространённый пример такой невменяемости – понятие «слабоумие возрастное», старческое, при котором даже человек с впечатляюще сильным интеллектом однажды может утратить основную часть мыслительных способностей.
  4. А что подразумевается под «иным болезненным состоянием»? Сюда относят различные психопатии и прочие расстройства, их перечень в медицине весьма велик.

Правовые последствия

Только суд может на основании всех данных признать преступника невменяемым. После принятия положительного решения о невменяемости виновного уголовное дело будет закрыто, все разбирательства – прекращены.

Как доказать?

По этому поводу имеются разъяснения, сделанные Верховным судом РФ в 2011 году. Они изложены в постановлении, которое утверждено 7 апреля.

Как правильно, безошибочно оценить вменяемость/невменяемость человека – постоянную или возникшую в момент злодеяния? Казалось бы, это дело медиков.

Действительно, современные методы диагностики при помощи аппаратуры могут выявить те же органические поражения мозга. А различные психолого-психиатрические тесты в полной мере выявляют душевное состояние человека.

И всё же одним медзаключением суд руководствоваться не должен. Судья обязан рассмотреть все аспекты, доказательства вины/невиновности, разобраться в характере предполагаемого преступника. Подобные разъяснения не случайны. Известны ситуации, когда опора лишь на результат медэкспертизы приводила к ошибкам в приговоре.

Например, в Санкт-Петербурге некоторое время действовал грабитель. Медики дали заключение: невменяем, преступник был направлен на лечение. Однако через некоторое время он попросту сбежал, причём через госграницу. Свою грабительскую деятельность злоумышленник продолжил в Норвегии, где и был повторно схвачен. И на этот раз признан совершенно здоровым и отправлен на родину. В сопровождении конвоя.

О том, какие есть основания для освобождения от юридической ответственности лица, совершившего преступление в состоянии невменяемости, расскажем далее.

О том, как преступник изображает невменяемость, рассказывает следующий видеосюжет:

Ответственность и наказание субъектов преступления

Человек совершил преступление, действительно будучи невменяемым? В этом случае не будет уголовное ответственности. Значит, и никакого наказания.

Однако это не всегда означает, что человека отпустят просто так. Его могут направить на лечение, причём порядок будет принудительным. И всё же это не наказание, а лишь необходимые меры, которые могут и не применяться.

В этой части закона многим людям видится огромная проблема. На неё указывают криминалисты, врачи, те, кто пострадал от невменяемых преступников, и многие другие люди.

Склонность к преступлениям порой как будто записана где-то в глубинах нарушенного сознания. Лечение не всегда способно искоренить нарушения психики. И можно элементарно не заметить, когда патологические склонности проявятся снова.

В России нет требования к помещению под постоянное наблюдение невменяемых преступников. Поэтому речь порой идёт о повторяющихся однотипных злодеяниях, виновные в которых никогда не будут по-настоящему . Изменятся ли в этом плане законы, сейчас неизвестно.

Невменяемость в уголовном праве является основанием для освобождения лица от наказания за совершенное им общественно опасное деяние. В статье будут рассмотрены критерии, по которым лицо может быть признано невменяемым, порядок их определения, последствия такого признания.

Понятия вменяемости и невменяемости в уголовном праве

Закон не содержит понятия вменяемости, поэтому вывести его можно только через прямо противоположную категорию — невменяемость. Так, под невменяемостью в уголовном праве понимается состояние, характеризующееся неспособностью лица осознавать то, что оно совершает, и руководить своими действиями по причине хронического или временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики (ст. 21 УК РФ).

Таким образом, невменяемым лицо может быть признано

  • при психическом расстройстве;
  • при состоянии, таковым не являющемся, но сопровождающемся нарушениями психики — это различные общесоматические заболевания, влияющие на сознание (обычно речь в таких случаях идет о последствиях травм головного мозга, эписиндромах и т. д.).

Из сказанного следует, что вменяемым является лицо, которое, напротив, осознает характер своих действий, руководит ими и адекватно оценивает возможные последствия. Вменяемость первична, то есть до тех пор, пока не будет доказано, что у совершившего преступление лица имеются признаки невменяемости, оно будет считаться вменяемым.

Однако не следует делать скоропалительных выводов о невменяемости только лишь на том основании, что эксперт диагностировал наличие у обвиняемого (подсудимого) какого-либо психического расстройства. Следует устанавливать степень влияния психического расстройства на его сознание и волю.

Психические расстройства, не исключающие вменяемость, и аффект

Близкими по содержанию к невменяемости в уголовном праве являются понятия

  • «психические расстройства, не исключающие вменяемость» и
  • «аффект».

Не всякие психические расстройства ведут к признанию лица полностью невменяемым. На этот случай законодателем предусмотрена такая категория, как «расстройство, не исключающее вменяемости» (ч. 1 ст. 22 УК РФ). Так называемая ограниченная вменяемость характеризуется тем, что лицо, признанное таковым, хотя и не в полной мере, но способно осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, соответственно, может и должно понести наказание за содеянное.

Такое состояние чаще всего не относится судом даже к смягчающим вину обстоятельствам. Так, например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, рассматривая кассационную жалобу осужденного Тарана Р. П. на приговор по ст. 228 УК РФ от 26.11.2015 по делу № 18-УД15-84, установив наличие у него эмоционально-волевых нарушений, не исключающих вменяемости, не нашла оснований для признания их смягчающим вину обстоятельством.

Аффект — это внезапно возникшее сильное душевное волнение. В отличие от невменяемости он является следствием не столь глубокого изменения психики, чтобы лицо не могло не осознавать, что совершает общественно опасное деяние.

Критерии невменяемости в уголовном праве

В этом понятии содержится два основных критерия — юридический и медицинский.

  1. Юридический критерий определяется признаками вины — интеллектуальным (лицо осознает свое поведение) либо волевым (лицо руководит своим поведением). Союз «либо» означает, что отсутствие одного из них достаточного для вывода о наличии юридического критерия невменяемости, в то время как для вменяемости необходимы и воля, и интеллект одновременно.
  2. Медицинский критерий основывается на наличии у фигуранта психического расстройства и степени его влияния на поведение в момент совершения деяния. Он устанавливается на основании судебно-психиатрической либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Только наличие и юридического, и медицинского критериев может привести к признанию лица невменяемым. Так, по делу в отношении гражданина К. судебно-психиатрической экспертизой у него было диагностировано психическое расстройство. Но при этом эксперты пришли к выводу, что он мог, пусть и не в полной мере, осознавать характер своих действий и руководить ими. На основании такого заключения суд сделал вывод о том, что имеющееся у К. психическое расстройство не исключает вменяемости, и назначил ему наказание по совокупности преступлений в виде 5 лет лишения свободы (определение Верховного суда РФ от 13.04.2005 № 18-Д05-17).

Признание лица невменяемым

Признание лица невменяемым находится в исключительной компетенции суда. Он дает оценку юридическому критерию с учетом всех обстоятельств дела и выводов судебно-психиатрической экспертизы, назначение которой является обязательным при наличии соответствующих сомнений во вменяемости обвиняемого (ст. 196 УПК РФ).

Основаниями для назначения экспертизы может стать наличие в «анамнезе» таких фактов, как оказание любого вида психиатрической помощи ранее, обучение в учебных заведениях для лиц с задержкой или отставанием в развитии, черепно-мозговые травмы, различные странные поступки или высказывания (постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» от 07.04.2011 № 6).

Расследование уголовного дела в отношении лица, у которого обнаружены признаки невменяемости, как правило, заканчивается направлением дела в суд для решения вопроса о назначении ему принудительных мер медицинского характера (ст. 97 УК РФ). В случае если суд придет к выводу, что больной не представляет опасности для себя и окружающих, он отказывает в применении принудительной меры медицинского характера и прекращает уголовное дело. Больного направляют на лечение в порядке законодательства о здравоохранении (ч. 4 ст. 97 УК РФ).

ВАЖНО! Лицо, направленное на принудительные лечение, н е реже одного раза в 6 месяцев подлежит медицинскому освидетельствованию на предмет его возможного выздоровления (ч. 2 ст. 102 УК РФ). В случае выздоровления оно может понести впоследствии уголовную ответственность, при условии что преступление совершено в условиях вменяемости, а состояние, вызвавшее неспособность осознавать свое поведение и руководить им, наступило позже.

Возрастная вменяемость в уголовном праве

Возраст является важным критерием возможности нести уголовную ответственность. В Российской Федерации, за небольшим исключением, к уголовной ответственности привлекают с 16 лет. Но несовершеннолетний может избежать наказания за содеянное, если, достигнув возраста уголовной ответственности, он не соответствует ему психически, имея отставание в развитии от сверстников (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Такое состояние психики не именуется расстройством. Для его установления назначают комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

Но, поскольку речь идет не о психическом расстройстве, для широты и всесторонности исследования личности помимо психолого-психиатрической целесообразно ходатайствовать о назначении социально-педагогической экспертизы.

Таким образом, признание лица невменяемым требует четкого уяснения сущности данного понятия, его назначения, правовых основ и последствий.

Согласно действующим законным нормам, не за каждое преступное деяние . Порой человек в силу особенностей своего психологического состояния не может отвечать перед законом, как все остальные граждане. Сразу следует отметить, что рассматриваемая в настоящей статье тема – одна из самых неоднозначных в уголовном праве. Ниже будут рассмотрены понятие и критерии невменяемости, все основные законные положения и пояснения законодателя, касающиеся уголовной ответственности для невменяемых людей, основные установленные критерии этого «отбора», а также расскажем, почему эти положения настолько противоречивы.

Лицо в случае установления факта невменяемости не подлежит уголовной ответственности.

Понятие

Понятие невменяемости раскрывается в статье 21 Уголовного кодекса РФ и выглядит оно следующим образом:

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного , слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Как видно, законодателем выделено 4 основных критерия определения состояния человека, при котором он не контролирует своих действий и освобождается от несения уголовной ответственности:

  • Хроническое психическое расстройство. Стоит отметить, что определение данного термина в некоторой степени различается в зависимости от сферы применения права. В юриспруденции определяется данное заболевание как устоявшиеся процессы расстройства психики, в том числе и в форме приступов, при которых субъект не контролирует и не отвечает за свои действия, вследствие чего и не может отвечать за них перед законом. Например, этими заболеваниями могут быть: эпилепсия, шизофрения, психоз.
  • Временное психическое расстройство. К временным не относятся вышеупомянутые расстройства, протекающие в форме приступа, в данном случае под ними подразумеваются временные заболевания, которые могут закончиться выздоровлением субъекта, возникающие на фоне и веществ или на фоне сильных душевных переживаний и/или потрясений. Сюда можно отнести такое заболевания, которое достаточно часто встречается у любителей алкогольной продукции, как «белая горячка» или «алкогольный делирий», а в народе более известное как «белочка».


Для данного заболевания характерны «зловещие» галлюцинации, которые могут привести к нанесению вреда не только лично себе, но и окружающим. К сожалению, в нашей стране, особенно в тех местностях, которые существенно удалены от городов, подобные заболевания и совершаемые на фоне их преступления – не редкость. Кто в этом виноват, сами люди, их образ жизни или государство – это уже вопрос для совсем другой истории.

  • Слабоумие. Данное заболевание более известно как «расстройство интеллекта» или «умственная отсталость». Выделяют два основных вида:
  1. врождённое;
  2. приобретённое.

Врождённые патологии головного мозга приводят к нарушениям в работе мыслительных процессов, проявлении эмоций, характера, речи. По сути, данные люди практически полностью социально дезадаптированны.

Приобретённое слабоумие – оно же имеет понятие «деменция», соответственно носит приобретённый характер, вследствие запущенности в обучении в младенчестве или в результате поражения мозга. Основной группой риска выступают люди пожилого возраста, у которых приобретённое слабоумия носит форму сенильной деменции.

  • Иное болезненное состояние психики. Данный термин введён для увеличения охвата имеющихся заболеваний, которые подходят под вышеописанные критерии и, по сути, это позволяет не ограничивать данный список.


В уголовном праве

Данные вышеописанные обстоятельства в основном относятся к медицинской сфере, для юриспруденции наиболее важно понимать, как они сказываются на контроле своего поведения и возможных оценочных суждениях, т. е. банального понимания того, что хорошо, а что плохо. В ч. 1 ст. 21 УК РФ следует обратить внимание не следующие слова:

то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими

– в этой выдержке из статьи видно, что признаки разделены словом «либо», что позволяет их назвать самостоятельными значениями.

Почему это так важно, следует разобрать на примерах.

Гражданка «А» страдает эпилептическими припадками, которые при всём желании она не может контролировать.

В то же время она полностью осознаёт, что во время подобных приступов она может нанести вред как себе, так и окружающим, но руководить ими или направить в нейтральное русло она не может, что, по сути, делает её социально-опасной для окружающих.

20-летний гражданин «Б» является носителем такой болезни, как «слабоумие», и в силу болезни уровень его умственного и социального развития приравнен к развитию пятилетнего ребёнка. Но физическое развитие соответствует 20-летнему возрасту. Соответственно, пятилетний ребёнок уже может контролировать большинство своих поступков, но какую-то часть из них он не осознаёт вообще или не осознаёт и не анализирует возможные их последствия. И в данном примере, гражданин «Б», увидев на столе кухонный нож, решил с ним поиграться и кинул этот нож в своего отца, что привело к его смерти. Подобную сцену гражданин «Б» видел в фильме, и она ему показалось забавной, так как смотрел он фильм вместе со своим отцом, который отреагировал на неё смехом. Согласно данному примеру, гражданин «Б» мог контролировать свои действия и не бросать нож или бросить нож с меньшей силой, но так как он не осознавал последствий своего броска, делать он этого не стал.

В судебной практике нередки случаи, когда подобными гражданами пользуются в своих корыстных целях.


Например. Гражданин Иванов являлся братом и опекуном 18-ти летнего гражданина «В», у которого было слабоумие. Они вместе со своей бабушкой проживали в её квартире. Из родственников у них больше никого не было. Иванов, стремясь получить по наследству эту самую квартиру, свою бабушку, но не собственноручно, а используя опекаемого. В один из вечеров, когда бабушка принимала ванну, Иванов уговорил гражданина «В» на «розыгрыш» бабушки, и пока она принимала ванну, «В» должен был выключить у неё свет и подкинуть в воду оголённый провод, подключенный к розетке. Иванов пояснил это как просто смешной розыгрыш, что в силу имеющегося заболевания не вызвало у гражданина «В» подозрений.

Возможно, приведённый пример достаточно неоднозначный, но является выдержкой из реального судебного разбирательства.

Ответственность

Следует понимать, что судом состояние невменяемости рассматривается непосредственно в рамках совершённого деяния. Так как невменяемое лицо может контролировать и/или осознавать какие-то свои действия и их последствия, например, последствия выстрела из пистолета или броска ножом, а другие нет, например, нарушение правил стабильной работы железнодорожного транспорта. В связи с этим для вынесения справедливого решения требуется назначение обязательной судебной медицинской экспертизы в соответствии с п. «3» ст. 196 УПК РФ:

Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.

На основе результатов данной экспертизы и собственных суждений, полученных в ходе судебного разбирательства, суд может освободить невменяемое лицо от уголовной ответственности и наказания, или, применяя положения ч. 2 ст. 21 УК РФ, ч. 2 ст. 300 УПК РФ, ст. 99 УК РФ и ст. 433 УПК РФ, назначить принудительные меры медицинского характера (сокращённо ПММХ), то есть принудительное лечение.

Отдельно следует сказать о применении данных норм к несовершеннолетним лицам. В ч. 3 ст. 20 УК РФ указано, что:

Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой (минимальный порог в 16 лет) или второй настоящей статьи (14 лет в порядке совершения тяжкого и особо тяжкого преступления) , но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

В данном случае речь идёт об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии, то есть когда уровень интеллекта не соответствует реальному возрасту.

  • Причин возникновения этого состояния может быть множество, и связаны они с нарушением и/ослаблением работы головного мозга, например:
  • инфекция;
  • соматические заболевания;
  • интоксикация;
  • травма головного мозга;
  • педагогическая и социальная запущенность.


Заключение

В заключение стоит пояснить, почему в начале настоящей статьи было сказано, что рассматриваемая тема – одна из самых противоречивых. Дело всё в том, что очень часто встречаются случаи симуляции невменяемости, которые вкупе с действиями коррумпированных государственных служащих порой позволяют реальным преступникам остаться безнаказанными. К сожалению, нередки инциденты с фальсификацией результатов судебно-психиатрической экспертизы, которая и отвечает по большей части за результаты конечных суждений суда.

И это только одна сторона «неидеальности» данных законных положений, например, в судебной практике можно встретить случаи, когда одно и то же лицо неоднократно направлялось в медицинское учреждение для прохождения ПММХ за разного рода преступления. А в итоге получается, что преступления есть, но виновник никак не наказан, и нет никакой гарантии, что после прохождения ПММХ преступление снова не повторится.



Просмотров