Последовательное подчинение. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Урок: «Виды подчинения придаточных предложений»

Цели урока : научить определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Задачи урока :

Образовательные:

Расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;

Повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;

Повторить виды придаточных предложений;

Формировать навыки и умения грамотного письма;

Закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.

Развивающие:

Развивать умение систематизировать, анализировать;

Развивать внимание и речь, логическое мышление;

Развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе);

Воспитательные:

Воспитывать потребность в знаниях;

Воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия:

1.Организационный момент .

Ребята, мы продолжаем с вами работу по подготовке к экзамену. Сегодня у нас новая тема урока, связана она со сложноподчиненными предложениями. Мы познакомимся с вами с новыми видами синтаксических конструкций.

Посмотрите внимательно на задание 13 одного из вариантов ГИА. Оно звучит так:

13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________. (на доске)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Тема урока звучит так: «Виды подчинения придаточных предложений»

Каковы же наши цели и задачи?

Научиться определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Записываем в тетрадь по ГИА число и тему урока.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, займемся повторением.

2. Орфографическая разминка (Тест каждому с последующей проверкой)

У каждого из вас тест с заданиями – указать слова с чередующейся гласной в корне. Вам нужно найти слово в каждом задании, выделить корень и объяснить, от чего зависит написание данной гласной в корне. (Время – 3 минуты)

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. заросли ( -роС- – о, -раСТ-, -раЩ)

2. роса

3.мерка

4. запоздалый

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить; -роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу.

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. беззаветно

2. пробираться (-е-/-и-:)

3. приступить

4. проредить

Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.

Бер- – -бира-: уберу – убираю

Дер- – -дира-: удеру – удираю

Мер- – мира-: умереть – умирать

Пер- – -пира-: запереть – запирать

Тер- – -тира-: утереть – утирать

Блест- – -блиста-: блестеть – блистать

Стел- – -стила-: стелить – застилать

Жег- – -жига-: зажег – зажигать

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. обнаженный,

2. посвятить

3. поражать

4. равнина ( равн- – -ровн-)Корни, в которых написание гласной зависит от смысла.

-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение.

Ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое, прямое: Разровняй складочки.

3.Синтаксическая разминка.

1 задание (устно)

1.Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Согласование на управление.

книжный магазин (магазин книг), дощатый сарай (сарай из досок), в хрустальной вазе (в вазе из хрусталя), вечерняя прохлада (прохлада вечера), гусиная стая (стая гусей).

2. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Примыкание на управление.

отнестись юмористически (отнестись с юмором), тоскливо сжалось (сжалось с тоской), испуганно смотрят (смотрят с испугом), солидно правил (правил с солидностью)

3. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Управление на примыкание.

ел с жадностью (ел жадно), сел за обед (сел обедать), выбралась с ловкостью (выбралась ловко), говорит с радостью (радостно говорит)

4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Управление на согласование.

Басня Крылова (крыловская басня), выставка картин (картинная выставка), годы войны (военные годы), клубника на лугу (луговая клубника)

2 задание (на листах, предложение записано на доске, один работает у доски)

- Запишите сложноподчинения предложения, выделите грамматические основы, укажите границы, определите вид придаточного.

[ Вид у него был такой ], (как будто его кто – то обидел ).(определительное)

[ Х ], (какой…)

[ Была ночь ],(когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ),( потому что доверял их литературному вкусу)

(1придаточное – определительное, 2 – определительное, 3 - изъяснительное)

Какая? Какого? Почему ?

[ Х ], (когда…) , (где..), (потому что ….)

Чем отличаются эти предложения? (в 1-м одно придаточное, во 2-м три придаточных.

Вывод: Сложноподчиненное предложение может иметь одно или несколько придаточных предложений.

4.Изучение новой темы

Проведем исследование. Вспомним материал по физике «Виды соединения проводников»

Какие виды соединений проводников существуют? (Последовательное и параллельное)

Как соединяются проводники при последовательном соединении? (последовательно соединенные приемники электрического тока следуют друг за другом, пример – елочная гирлянда).

Как соединяются проводники при параллельном соединении?

(Все проводники соединяются в двух точках - узлах. При параллельном соединении начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а концы – к другой).

Мы отметили такие явления, как последовательное и параллельное подчинение. В русском языке тоже есть такие явления.

Мы отметили, что в сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных предложений. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется.

Возможны три вида подчинения придаточных предложений :

1) последовательное подчинение,

2) параллельное подчинение,

3) однородное подчинение.

1.Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Рассмотрим (Все предложения на доске)

[ Я боюсь ], (что Анна опоздает на экзамен), (который должен начаться рано утром).(1придаточное – изъяснительное, 2 – определительное)

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который…).

чего? Какой?

[ Х ], (что…) , (который…)

(Последов., если убирается часть цепи или предложения,нарушается электрическая цепь, смысловая и грамматическая целостность предложения)

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

2.Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.

(Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её).

(1 – времени, 2 – цели)

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

когда? С какой целью?

(когда…) , [ Х ], (чтобы…)

(Параллел. ,если убирается часть цепи или предложения,не нарушается электрическая цепь, и смысловая и грамматическая целостность предложения)

3.Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом , то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос .

[ Я неожиданно почувствовала ], (как напряжение спало ) и (как легко стало у меня на душе).(оба придаточные изъяснительные)

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Что ?

[ Х] ,(как..)и (как..)

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

5. Закрепление

Работа по рядам. Выполнить задание: расставить знаки препинания, определить вид подчинения придаточных предложений

1 ряд. Он кидался на оленей и натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.

До каких пор? В чем?

[ …натягивал], ( пока…не убедился ), ( что… )

Последовательное подчинение

2 ряд. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…

Когда?

[ …, (когда…), (когда…)…успокоился ]

Однородное подчинение

3 ряд. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.

Когда? Что?

(Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)

Параллельное подчинение

6.Оценка учебно – познавательной деятельности

ФИ

задания

итог

Задание 1.

1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу. 2) Когда в избушке стало совсем тепло, Тая вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки.

Задание 2 . Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята. 3) Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, как усиленно при этом хоркали важенки, делая сигнал следовать за ними.

Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Бульканье воды под копытами становилось все громче, и Арсин понял, что на остров переправляется довольно большое стадо, которое движется все быстрее и быстрее. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину)

Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину)

Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам.

7.Итог урока

Подведем итог урока:

Назовите способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении?

Для чего нужно знать группы СПП по способу подчинения?

(Чтобы расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, выполнять тестовые экзаменационные задания)

8.Домашнее задание:

1. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

2. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное.

Б) Параллельное (неоднородное).

В) Последовательное.

3. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

4. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

5. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.

В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от времени заставляло его содрогаться.

Многочленные сложноподчиненные предложения (с несколькими придаточными)

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

План

1. Многочленные СПП с придаточными, относящимися к одному главному:

а) однородное соподчинение придаточных;

б) неоднородное соподчинение придаточных.

2. Многочленные СПП с последовательным подчинением.

3. Знаки препинания в СПП.

4. Синтаксический разбор многочленных СПП.

Литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В.А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. – 295 с.

3. Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типа / Н.С. Поспелов // Вопросы языкознания. – 1959. ‑ №2. – С. 19-27

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов :

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению (однородного и неоднородного, т. е. параллельного подчинения);

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе – к первому придаточному и т. д. (последовательное подчинение).

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.



Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать что? ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места какие? ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской... (Л. Т.).

Союзы ли... или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или .

Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так , то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится .

Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

Тире в сложноподчиненном предложении

Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире , если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

Например: Куда уехала Нелидова – Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть – скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой – Нежданов так и не узнал... (Т.).

Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

Например: Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

Например: Что она натура честная – это мне ясно. (Т.)

Что он в ней нашел – это его дело.

Где он сейчас, чем занимается – вот вопросы, на которые я не мог ответить.

Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил ).

Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места – чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

Например: Только раз она оживилась – когда Мика рассказала ей , что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

Например: А что такое влияние – ты знаешь?; А вы уверены – нужно ли это?

Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

Например: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, – все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (Кр.)

Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой , не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, – муж мой , которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

И мысль , что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, – эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

Например: Самое лучшее, что он мог сделать, – вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, – это старый тенистый парк.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна ), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему …), (почему …).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо , отвечает на вопрос какое на котором ); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь , отвечают на вопрос что ?, присоединяются союзным словом почему)).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то , (что разъединяет его с людьми ), а то ), (что соединяет его с ними ) (Л. Толстой).

[…глаг.], (что …., (что …), а то ), (что …).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает , отвечает на вопрос что ?, присоединяется союзом что ), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то , отвечает на вопрос какое (то) ?, присоединяется союзным словом что ).

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...

2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

.1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ

Среди сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными по строению различают сложноподчинённые предложения

  • с последовательным подчинением,
  • с однородным подчинением
  • с параллельным подчинением.

Соподчинение - это когда два или несколько придаточных предложений подчиняются одному главному предложению.

  • При однородном подчинении придаточные части не только поясняют основную часть, но и являются придаточными одного вида.

При однородном подчинение придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения. Если однородные придаточные соединены повторяющиимися союзами, то между ними ставится запятая, и не ставится, если союзы неповторяющиеся.

  • Когда в сложноподчинённых предложениях разные придаточные принадлежат одному члену главной части или в которых одинаковые придаточные поясняют разные слова в главной части, представляют собой предложения с параллельным подчинением.

Пример: Человеку, когда он чрезмерно устал, кажется, что он проспит невесть сколько.

  • Последовательное подчинение - это последовательность придаточных частей, при которой каждая последующая придаточная связывается с предшествующей частью, а с главной частью связана лишь первая придаточная.

При последовательном подчинении придаточных рядом могут появляться союзы что и если, что и когда и др. Между союзами запятая ставится, если дальше нет второй части союза- то или так, например: Он предупредил, что, если огонь сейчас не потушить, пламя перекинется на крышу. Допустимо, чтобы перед вторым придаточным отсутствовал подчинительный союз.

Комбинированное подчинение - это различные комбинации подчинительной связи в одном сложноподчинённом предложении.

Виды придаточных частей в сложноподчинённом предложении

  • Определительная

Относится к существительному или к словосочетанию существительного с указательными словами тот, такой. Отвечает на вопрос какой?

  • Местоименно-определительная

Относится к местоимениям тот, каждый, всякий; всё, такой, таков. Отвечает на вопросы; кто? какой? каков?

  • Изъяснительная

Относится к глаголу мысли, речи, восприятия или к существительному в сочетании с указательным словом тот. Отвечает на падежные вопросы.

  • Присоеденительная

Относится ко всей главной части.

  • Уступительная

Отосится ко всей главной части

Правила простановки знаков препинания

Если в неполном придаточном предложении присутствует одно союзное слово, то от главного запятой не отделяется, например: Я хочу вам помочь, но не знаю как.

Если придаточное в конце сложноподчинённого предложения является косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится (если, конечно, главное не является вопросительным), например: Укажите, какие из определений обособляются.

Запятая не ставится, если однородные придаточные соединяются соединительными или разделительными союзами, например: Как приговорённый к казни и уверенный в невозможности помилования.



Просмотров