Налоговая тайна тестовые вопросы ст 102. Теория всего

Код ОКТМО – это специальное цифровое обозначение, которое присвоено каждому муниципальному образованию на территории России. Код ОКТМО в платежном поручении 2018 года проставляют в соответствии с приказом Минфина № 107н от 2013 года, который определяет основные правила заполнения платежных распоряжений. Согласно его предписаниям, все поля и строки платежки должны быть заполнены соответствующим образом. Если какой-либо обязательный реквизит в документе не проставлен, такое распоряжение банк к исполнению не примет. Поэтому код территории в виде ОКТМО в платежке указывать следует всегда.

Для чего нужен

Цифровое обозначение территории, на которой налогоплательщик ведет свою деятельность и получает доход, было введено для:

  • быстрой идентификации поступившего платежа;
  • отнесения его в бюджет соответствующего муниципального образования, субъекта РФ.

Где найти

Чтобы понять, какой код ОКТМО указывать в платежном поручении, надо знать, что все значения рассматриваемых кодов перечислены в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований – сокращенно ОКТМО, который утвержден 14 июня 2013 года приказом Росстандарта № 159-ст. Этот справочник был принят взамен ОКАТО – классификатора административно-территориального деления. Таким образом, сам по себе отпадает вопрос – что указывать – код ОКАТО или ОКТМО в платежном поручении.

Учтите, что уже с начала 2014 года в налоговых декларациях и в платежках в поле 105 проставляют значение в соответствии с классификатором ОКТМО. Оно представляет собой код муниципального образования, на территории которого ведет свою деятельность организация либо происходит уплата.

Если у организации есть обособленные подразделения, какое ОКТМО указывать в платежных поручениях при отчислении взносов и налогов? В платёжках и декларациях указывают код ОКТМО местности, где расположена «обособка».

Если налог перечисляют на основании декларации, то код ОКТМО в платежном поручении указывают в соответствии с такой декларацией.

Рассматриваемый код состоит из 8 или 11 цифр. В соответствии с Классификатором последние 3 цифры – с 9-й по 11-ю – обозначают конкретный мелкий населенный пункт.

Узнать свой или необходимый ОКТМО любой плательщик может, используя специальный сервис на сайте ФНС России www.nalog.ru. Он позволяет определить код при помощи справочника через название муниципального образования.

Есть особенность, чьё ОКТМО указывается в платежном поручении в отношении платежей на таможне. Необходимо брать код территории, которая аккумулирует соответствующий платёж.

Что делать, если указан неправильно

Если код ОКТМО в платежном поручении указан неверно, это не повлияет на поступление налога в бюджет. Когда обнаружена ошибка в этом реквизите, в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ организации следует обратиться в ИФНС с заявлением об уточнении реквизитов. Такое прошение пишут в свободной форме. При этом в документе обязательно следует указать:

  • дату платежа, перечисленную сумму, назначение платежа;
  • реквизит, который указан неправильно;
  • правильное значение данного реквизита.

Вместе с заявлением необходимо представить:

  1. Копию ошибочно заполненной платежки.
  2. Выписку о перечислении суммы.

Налоговая инспекция в случае ошибки в ОКТМО в платежном поручении может предложить организации сделать сверку расчетов. Решение ИФНС должна принять не позднее 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации с учётом оформления акта сверки по расчетам. О своем решении налоговая обязана уведомить плательщика.

В случае ошибочного проставления кода ОКТМО в платежке при уплате страховых взносов в 2018 году уточнения платежа не требуется, поскольку его значение Казначейство не принимает во внимание при распределении страховых взносов между бюджетами. Эта оплата не попадает в невыясненные, а будет учтена в специальной карточке расчетов с бюджетом, в которой указан код ОКТМО по месту деятельности организации.

Изредка ОКТМО в платежке в ПФР может иметь нулевое значение. Этот вопрос регулирует п. 4 Приложения № 4 приказа Минфина от 12.11.2013 № 107н.

Каждое муниципальное образование (независимо от его вида) учтено в специальном классификационном справочнике и имеет свое цифровое значение (код), используемое для идентификации платежей. Указанная классификация закреплена Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст (далее - Классификатор № 159-ст). Именно в соответствии с этим нормативным документом следует определять в 2017 году значение ОКТМО в платежном поручении. Рассмотрим порядок отражения указанного кода при заполнении платежного поручения более подробно.

ОКТМО в платежном поручении (далее также — «платежка»)

Форма «платежки» закреплена в Правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденных ЦБ 19.06.2012.

Приказом Минфина от 12.11.2013 N 107н утвержден ряд Правил (далее - Правила). Ориентируясь на их положения, необходимо вносить соответствующие сведения в платежное поручение при уплате обязательных платежей в бюджет.

На основании платежного поручения банк обязан перечислить денежные средства получателю, реквизиты которого отражены в таком поручении.

  • реквизиты кода указываются в поле «105» платежного поручения;
  • реквизиты кода должны состоять из восьми или одиннадцати знаков;
  • значение ОКТМО должно соответствовать Классификатору № 159-ст.

Если «платежкой» осуществляется перечисление налога, по которому предусмотрена обязанность декларирования, то для указания в платежном поручении значение ОКТМО (или ОКАТО - см. Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585) берется из соответствующей налоговой декларации. Значение ОКТМО должно соответствовать территории, на которой производится мобилизация данного платежа.

Если на основании «платежки» осуществляется перечисление таможенного платежа, значение ОКТМО также должно быть указано относительно соответствующей территории, на которой мобилизуется платеж.

В обоих случаях указанные значения не могут содержать только нули.

Если плательщиком уплачиваются страховые взносы (например в ПФР), то в отдельных случаях в качестве значения ОКТМО в платежке (см. п. 4 Приложения № 4 к Правилам) может быть указан ноль.

Ошибка в ОКТМО в платежном поручении

НК РФ в подпункте 4 пункта 4 статьи 45 указывает две составляющих основания для признания неисполненной обязанности по уплате налога:

  • неверное указание счета Казначейства и наименования банка получателя;
  • вышеуказанное должно повлечь факт отсутствия поступления налога в бюджетную систему Российской Федерации на требуемый счет Казначейства.

Ошибка в указании цифрового значения соответствующего муниципального образования не признается неверным указанием счета и наименования банка.

Следовательно, случай, когда плательщиком неверно указан ОКТМО в платежном поручении, не соответствует основанию, предусмотренному пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ . Однако это правило действует при условии, что иные необходимые реквизиты были указаны верно.

Эта позиция (в отношении применяемого раньше аналогичного кода ОКАТО) была подтверждена Постановлением ВАС от 23.07.2013, последующей судебной практикой и ссылкой Налоговой службы РФ в пункте 11 Обзора судебной практики, направленной для учета в работе налоговых органов 24 декабря 2013 года.

Т.к. по своей сути ОКТМО заменил применявшийся ранее ОКАТО, полагаем, что данную практику можно распространить и на ошибки в значениях ОКТМО.

Какие ошибки делают плательщики налогов и сборов при оформлении платежек на их уплату? Как избежать этих ошибок? К чему они могут привести? Каковы перспективы упрощения порядка заполнения платежек на уплату налогов и сборов? Ответы на эти вопросы вы найдете в предложенном материале.

Какие ошибки делают плательщики налогов и сборов при оформлении платежек?

Процесс уплаты налогов и сборов состоит из двух равноценных этапов: исчисление налогов и перечисление их в бюджет. На практике бухгалтеры в основное внимание уделяют первому этапу - исчислению налогов и сборов. При этом не всегда должное внимание уделяется непосредственно перечислению налогов и сборов в бюджет, а зря. Ошибки в платежных документах на уплату налогов и сборов ведут к тому, что налоги остаются неуплаченными со всеми вытекающими из этого последствиями, которые могут быть самыми серьезными, включая применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

Обратите внимание:

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации , утвержденными .

Какие ошибки наиболее часто делают налогоплательщики и налоговые агенты при перечислении налогов и сборов в бюджет? В 2013 году к ним относились :

  • ошибки при указании кодов бюджетной классификации (КБК). При заполнении этого поля платежного поручения разброс ошибок поражает воображение: вообще не указывают КБК, указывают неверный КБК, часто указывают отмененные КБК, особенно по НДФЛ и налогам, уплачиваемым по спецрежимам;
  • ошибки при перечислении страховых взносов, не администрируемых налоговыми органами, - страховые взносы перечисляют в налоговый орган с указанием КБК налогового органа;
  • ошибки при заполнении реквизитов получателя. Либо совсем не указывают ИНН и КПП получателя, либо указывают неверные реквизиты, а также встречаются случаи указания неверного расчетного счета УФК.
К сведению:

Сравнительная таблица изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н , с положениями Приказа Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» размещена на официальном сайте Межрегионального операционного УФК moufk.roskazna.ru в разделе «Информация для клиентов / Администрирование доходов бюджета» (Письмо Федерального казначейства от 13.12.2013 № 95-09-11/01-1408 «Об изменении правил заполнения платежных документов» ).

В январе 2014 года виды ошибок в платежных поручениях изменились. В основном они связаны с неверным указанием ОКТМО:

  • указан ОКТМО с тремя прочерками в конце;
  • указан ОКТМО, состоящий из различного количества знаков, - 5 или 9;
  • указан неверный код ОКТМО, в том числе другого региона;
  • поле с ОКТМО вообще не заполнено.
Проблема состоит еще и в том, что неверное указание КБК, ОКТМО

и других обязательных реквизитов - это не единичные случаи. Есть налогоплательщики, которые отправляют по неправильным реквизитам платежи в течение длительного срока, пока ошибка не будет выявлена. Например, пока не будет выставлено требование об уплате налога на расчетный счет.

Как избежать ошибок в платежках?

Проанализируем приведенные ошибки.

1. Большое количество платежных документов поступает от налогоплательщиков, которые при перечислении страховых взносов, администрируемых ПФР, указывают в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ в полях «ИНН/КПП получателя» реквизиты налоговых органов. Напомним, что с 1 января 2013 года полномочия главного администратора доходов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, ранее администрируемые налоговыми органами (за расчетные периоды до 1 января 2010 года), переданы ПФР. В связи с этим при заполнении распоряжений о переводе денежных средств на перечисление названных страховых взносов следует указывать код главы администратора доходов бюджета «392», а в реквизитах получателя - ИНН и КПП отделения ПФР по своему региону.

2. В распоряжениях о переводе денежных средств указывают недействующие с 01.01.2012 КБК по НДФЛ. В данном случае необходимо уточнить КБК по НДФЛ, действующий в настоящее время.

3. В распоряжениях о переводе денежных средств указывают неверные ИНН и КПП инспекции налоговой службы получателя. Верные значения необходимо уточнить в налоговом органе по месту регистрации.

4. Налогоплательщики делают ошибки при перечислениях за обособленные подразделения или объекты налогообложения, стоящие на учете в других налоговых инспекциях: вместо КПП инспекции получателя платежа неверно указывают КПП подразделения, за которые производится оплата.

Многие ошибки связаны с неверным указанием КБК. Отметим, что платежное поручение составляется только по одному коду (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания )).

Повышенное внимание к КБК обусловлено тем, что учет поступлений ведется органами Федерального казначейства по КБК, указанным в реквизите «104» расчетных документов с учетом соответствия кода главы главного администратора доходов бюджета или главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов КБК поступления в бюджет, администрируемому главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству РФ (законодательству субъекта РФ, правовым актам представительных органов местного самоуправления) (Приказ Минфина РФ от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» ).

Конечно, КБК меняются ежегодно, но обновляются далеко не все из них. Минфином были утверждены КБК на 2014 год. Приказами ФНС РФ от 27.12.2013 № ММВ-7-1/652@ , № ММВ-7-1/653@ и № ММВ-7-1/651@ внесены изменения в приказы ФНС РФ от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1005@ , № ММВ-7-1/1004@ и № ММВ-7-1/1013@ соответственно. В новой редакции, в частности, приведены приложения, в которых указаны коды бюджетной классификации источников доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Обратите внимание:

В случае неправильного указания КБК в расчетном документе платеж относится в разряд невыясненных и требует дальнейшего уточнения.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 16.12.2013 № 121н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» администрирование задолженности и перерасчетов по отмененным сборам и иным обязательным платежам осуществляется с применением кода подвида доходов бюджета «1000» - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному).

В связи с этим из приложения 11 к Указаниям по отмененным сборам и иным обязательным платежам исключены КБК с подвидами доходов «2000», «3000», «4000» и «5000».

Денежные средства, перечисляемые налогоплательщиками по исключенным КБК в уплату пеней или штрафов, то есть с указанием подвида дохода «2000» или «3000», относятся органами Федерального казначейства к разряду невыясненных поступлений.

В целях урегулирования состояния расчетов с бюджетом налогоплательщиков налоговым органам следует уточнять такие платежи на код подвида дохода «1000».

При этом в карточках «Расчеты с бюджетом» налогоплательщиков исполненные УФК расчетные документы отражаются в соответствии с типом платежа, а не с кодом подвида «доход» (Письмо ФНС РФ от 18.02.2014 № ЗН-4-1/2753 «О невыясненных поступлениях» ).

Процесс изменения КБК непрерывный. Например, на момент подготовки данного материала на регистрации в Минюсте находился Приказ Минфина РФ от 20.02.2014 № 11н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н».

Соответственно, обязательно нужно уточнять КБК на новый календарный год и в течение налогового периода.

С 1 января 2014 года в платежных документах на уплату налогов и налоговых декларациях вместо ОКАТО необходимо указывать ОКТМО.

В реквизите «105» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО). При этом указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) в реквизите «105» указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом).

Максимальное количество символов в поле 105 - 11. ОКТМО максимально может состоять из 11 знаков: 1 - 8-й знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населенные пункты, 9 - 11-й знаки - населенные пункты. Это означает, что для муниципальных образований коды ОКТМО состоят из 8 знаков, а для населенных пунктов - из 11 знаков.

Если ОКТМО состоит из 8 знаков, никаких добавочных нулей или прочерков ставить не нужно.

Минфин пытался предотвратить поток ошибок в платежных документах на уплату налогов при введении ОКТМО. Для этого было предложено составить таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО (письма Минфина РФ от 25.04.2013 № 02-04-05/14508, от 14.05.2013 № 21-03-05/16793 ). Данная задача была реализована - сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО Российской Федерации размещена на сайте Минфина по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.

Кроме того, на официальном сайте ФНС размещен электронный сервис «Узнай ОКТМО». Сервис позволяет определить код ОКТМО по коду ОКАТО, по наименованию муниципального образования, а также посредством справочника «Федеральная информационная адресная система (ФИАС)».

Поисковая система настроена следующим образом.

Если налогоплательщик знает код ОКАТО, который он использовал в 2013 году для заполнения налоговой отчетности, платежных и других документов, то этот код необходимо ввести в строке сервиса «ОКАТО» и нажать кнопку «Найти». В результате система поиска выдаст информацию о соответствующем коде ОКТМО.

Если налогоплательщик не знает код ОКАТО, то он может осуществить поиск по наименованию муниципального образования или населенного пункта. Для этого необходимо выбрать на сервисе нужный субъект в строке «Субъект Российской Федерации», ввести наименование муниципального образования или населенного пункта в строку «Муниципальное образование».

Если налогоплательщику не удалось найти информацию о коде ОКТМО с помощью поиска через код ОКАТО или наименование муниципального образования (населенного пункта), то он может воспользоваться справочником Федеральной информационной адресной системы (ФИАС) и определить код ОКТМО по адресу своего места жительства (местонахождения имущества, земельного участка). Для этого необходимо перейти в справочник по ссылке «Федеральная информационная адресная система», размещенной на сервисе, и в строке быстрого поиска ввести адрес в следующем порядке: улица, населенный пункт, город, регион.

Если и в этом случае информация не найдена, то следует воспользоваться расширенным поиском по справочнику ФИАС. Для этого нужно ввести информацию в предлагаемой последовательности (наименование региона, округа, района, города и т. д.).

Таким образом, необходимо уточнять ОКТМО для конкретного налогоплательщика и указывать его в платежных документах на уплату налогов и в налоговых декларациях.

К чему приводят ошибки в платежках на уплату налогов?

Ошибки в платежных документах на уплату налогов и сборов приводят к тому, что платеж не попадает туда, куда его направлял налогоплательщик.

Как неоднократно заявляли представители Минфина и ФНС, неверное указание, а порой и пропуск обязательных реквизитов получателя при заполнении платежных документов приводят к тому, что органы Федерального казначейства относят поступления по таким документам к разряду невыясненных. Правильное заполнение обеспечивает своевременное отражение поступлений в карточках расчетов с бюджетом по налогам, а также предотвращает необоснованное применение мер принудительного взыскания недоимки (как налога, так и пени). Налогоплательщики при перечислении налогов и сборов должны указывать актуальные, то есть действующие, платежные реквизиты КБК, ОКТМО и ИНН, КПП инспекций получателей платежей.

С 11 марта 2014 года действует Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации , утвержденный Приказом Минфина РФ от 18.12.2013 № 125н (далее - Порядок ). Данный документ применяется при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с 2014 года. В соответствии с Порядком орган Федерального казначейства учитывает следующие виды платежей, перечисленные на счет органа Федерального казначейства, как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет:

Подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством РФ зачислению на другие счета органа Федерального казначейства;

Ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на счет другого органа этого казначейства;

По которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем расчетных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений). При поступлении из банка недостающих расчетных документов к выписке по счету органа Федерального казначейства соответствующие поступления отражаются по уточненному КБК на основании справки данного органа.

Поступления по расчетным документам, в которых не указаны значения «ИНН» и (или) «КПП» получателя, и (или) КБК, и (или) код ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта) (по поступлениям, полностью или частично зачисляемым в местный бюджет), либо в которых данные значения не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ и (или) субъектов РФ, и (или) муниципальными правовыми актами, либо отсутствует законодательно установленный норматив отчислений поступившего платежа, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям в соответствии с положениями п. 15 Порядка .

Согласно п. 15 Порядка суммы невыясненных поступлений учитываются:

а) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет :

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя не указаны значения ИНН и КПП или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя - администратора поступлений в бюджет (абз. 2 пп. «а» );

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указаны ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, органа местной администрации, ЦБ РФ, казенного учреждения, осуществляющих администрирование доходов федерального бюджета, либо если в реквизите «104» расчетного документа указан администрируемый данными органами вид дохода, либо код главного администратора поступлений в федеральный бюджет (за исключением кодов главных администраторов поступлений в бюджет, являющихся органами управления государственными внебюджетными фондами) (абз. 3 пп. «а »);

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при отсутствии кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта), а также при наличии несуществующего кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта) (абз. 4 пп. «а» );

Если у администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, органа местной администрации, ЦБ РФ, казенного учреждения, осуществляющих администрирование доходов федерального бюджета, отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа либо не открыт соответствующий лицевой счет, предназначенный для отражения операций по администрированию доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (абз. 5 пп. «а» );

Если отсутствует законодательно установленный норматив отчислений поступившего платежа, в том числе по платежам, подлежащим отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет государственного внебюджетного фонда (бюджет субъекта РФ, местный бюджет) (абз. 6 пп. «а» );

б) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты государственных внебюджетных фондов :

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа управления государственным внебюджетным фондом, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 пп. «а» настоящего пункта;

Если у администратора поступлений в бюджет - органа управления государственным внебюджетным фондом, за исключением случаев, предусмотренных абз. 6 пп. «а»

в) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ :

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа) субъекта РФ или находящегося в его ведении казенного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 пп. «а» настоящего пункта;

Если у администратора поступлений в бюджет - органа государственной власти (государственного органа) субъекта РФ или находящегося в его ведении казенного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных абз. 5 и 6 пп. «а» настоящего пункта, отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа либо ему не открыт соответствующий лицевой счет администратора поступлений в бюджет;

г) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в местные бюджеты :

Если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет - органа местного самоуправления или находящегося в его ведении казенного учреждения (за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 и 4 пп. «а» настоящего пункта) и при наличии кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта);

Если у администратора поступлений в бюджет - органа местного самоуправления или находящегося в его ведении казенного учреждения (за исключением случаев, предусмотренных абз. 5 и 6 пп. «а» настоящего пункта) отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа, либо не открыт соответствующий лицевой счет администратора поступлений в бюджет.

В случае невозможности однозначного отнесения невыясненных поступлений к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет государственного внебюджетного фонда (бюджет субъекта РФ, местный бюджет), с учетом значения кода вида дохода, указанного в реквизите «104» расчетного документа, поступления учитываются по коду бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.

На сегодняшний день наблюдается рост числа невыясненных платежей, что становится огромной проблемой не только для налогоплательщиков, но и для Федерального казначейства. На данный момент окончательного решения по рассмотренной проблеме нет.

За неверным указанием обязательных реквизитов следует процедура уточнения платежа - потеря времени, заполнение уточняющих документов, создание возможности для начисления пеней и штрафов.

Каковы перспективы упрощения порядка заполнения платежек на уплату налогов и сборов?

Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р утвержденплан мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования».

В соответствии с п. 8 разд. I «Сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком» предполагается сокращение количества обязательных для заполнения реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов. Для этого планируется провести анализ и инвентаризацию обязательных реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов (в том числе вида платежа, типа, периода оплаты, очередности платежа, статуса плательщика) в целях сокращения и исключения избыточной информации и уменьшения количества ошибок при перечислении налоговых отчислений. Затем планируется внедрение предложений и рекомендаций, выработанных по итогам проведенного анализа. Исполнителем по этому пункту является Минфин с участием ЦБ РФ. Срок - сентябрь 2014 года.

Остается надеяться, что по результатам проведенной работы действительно уменьшится количество обязательных для заполнения реквизитов, а не наоборот.

При этом, решив проблемы с заменой ОКАТО на ОКТМО, бухгалтеры сталкиваются с новой проблемой - заполнение кода «УИН». Федеральная налоговая служба дала следующие разъяснения по вопросу применения уникального идентификатора начисления для целей уплаты налогов и сборов .

При заполнении платежного поручения на уплату налогов и сборов необходимо заполнить все реквизиты. Форма и реквизитный состав распоряжения соответствуют платежному поручению, приведенному в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» .

Для плательщиков налоговых платежей, администраторов доходов бюджетов, всех иных составителей распоряжений предусмотрено указание УИН в распоряжении. До 31.03.2014 он указывался в реквизите «Назначение платежа», с 31.03.2014 - в реквизите распоряжения «Код». При невозможности указать конкретное значение УИН в реквизите «Код» проставляется ноль.

В каких случаях указывается значение УИН «0»?

Согласно разъяснениям налоговиков, при перечислении налогов (сборов), исчисленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно на основании налоговых деклараций (расчетов), идентификатором начислений является КБК, который отражается в поле 104 платежного поручения. УИН при уплате налоговых платежей такими налогоплательщиками не формируется.

Соответственно, в платежном поручении указывается:

До 31.03.2014 в реквизите «Назначение платежа» (поле 24) - «УИН0///». После информации об УИН, который принимает нулевое значение (УИН0), ставится разделительный знак «///». После разделительного знака налогоплательщик может указать дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа;

С 31.03.2014 в реквизите «Код» (поле 22) - «0».

Подведем итоги. Основные ошибки при заполнении платежек на уплату налогов и сборов связаны с неверно указанным КБК, ИНН, КПП получателя и перечислением страховых взносов в налоговые органы вместо ПФР. В 2014 году к этим ошибкам прибавились ошибки в указании ОКТМО. Чтобы избежать ошибок в платежках на уплату налогов необходимо отслеживать изменения в КБК и уточнять ОКТМО для конкретного налогоплательщика.

Изменения и особенности отчетности по заработной плате в 2019 году. Новое в расчете и налогообложении заработной платы и пособий.

Ошибка в ОКТМО в платежном поручении в ИФНС является довольно серьезной. Данный код позволяет отнести платежи в бюджет того или иного муниципального образования. А неверное указание кода приведет к тому, что платеж будет отнесен в бюджет иного муниципалитета. В статье рассмотрим, что делать, если в платежном поручении допущена ошибка при указании ОКТМО.

Что такое код ОКТМО

ОКТМО представляет собой цифровое обозначение, которое присваивается каждому муниципальному образованию в РФ. В платежном поручении код ОКТМО проставляется в соответствии в правилами заполнения платежек (приказ Минфина №107н). Согласно данных правил, поля и строки платежного поручения заполняются определенным образом, а в том случае, если какой либо из обязательных реквизитов в документе не указан, то платежка не будет принята банком к исполнению.

Важно! Код ОКТМО является одним из обязательных реквизитов и его указание в платежном поручении необходимо.

Для чего ОКТМО нужен в платежном поручении

ОКТМО – это указание на ту территорию, на которой определенный налогоплательщик осуществляет свою деятельность, а также получает от доход. Данный код был введен для того, чтобы поступивший платеж возможно было довольно быстро идентифицировать, а также отнести его в бюджет конкретного муниципального образования.

Важно! Если учесть, что ОКТМО представляет собой указание на отнесение платежа в определенный бюджет, то в случае неправильного указания кода, денежные средства просто поступят в бюджет другого муниципалитета.

Как найти свой ОКТМО

При заполнении платежки могут возникать сложности с определением кода ОКТМО. Значения данных кодов указаны в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований (ОКТМО), утвержденный приказом Росстандарта №159-ст от 14.06.2013. Данный классификатор пришел на смену Классификатора административно территориального деления (ОКАТО), то есть если ранее в платежке указывали ОКАТО, то сейчас следует указывать код ОКТМО. В платежном поручении ОКТМО указывается в поле 105.

Важно! Платежное поручение компании оформляют по налогам и сборам, либо в адрес своего контрагента. Составлен такой документ должен быть правильно, без ошибок. В противном случае получатель денежных средств их просто не получит.

Ошибка в ОКТМО в платежном поручении в ИФНС

Если в платежке ОКТМО указан неверно, то на поступление денежных средств в бюджет это никак не повлияет. Если организация обнаружит в своей платежке ошибку, то ей потребуется обратиться в налоговый орган и подать заявление об уточнении реквизитов (ст. 45 НК РФ). Составить такое заявление можно в свободной форме, так как специальных бланков для него не предусмотрено. В документе следует указать следующую информацию:

  • дата платежа, сумма, указанная в платежке, а также назначение платежа;
  • неверно указанный реквизит;
  • верное значение реквизита;
  • ссылка на нормативный документ, на основании которого платеж можно уточнить;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Помимо заявления предоставить следует копию платежного поручения, в котором была допущена ошибка, а также выписку из банка, подтверждающую перечисление указанной суммы.

Если ошибку в ОКТМО в платежке обнаружит налоговая, то она может предложить провести сверку расчетов. Решение о сверке налоговая принимает в срок до 10 рабочих дней с момента получения соответствующего заявления от работодателя. О принятом решении налоговая обязана оповестить налогоплательщика.

Важно! Если ошибка в ОКТМО допущена в платежном поручение на уплату страховых взносов, то направлять уточнение не потребуется. Это связано с тем, что налоговая не учитывает при распределении взносов значение ОКТМО. Данная оплата не попадет в невыясненные платежи, она будет учитываться в специальной карточке расчетов с бюджетом, где будет указан ОКТМО в соответствии с местом деятельности организации.

Штраф за неверно указанный ОКТМО в платежном поручении

Организациями и предпринимателями довольно часто допускаются ошибки в реквизитах платежек в налоговою, поэтому ФНС требует разработать законопроект о введении штрафа за неверно указанный ОКТМО. На сегодняшний день платежи по налогу должны быть исполненными даже в случае неверно указанного ОКТМО, однако, если законопроект будет утвержден, то за ошибки придется платить.

В Государственную думу поступил законопроект, в соответствии с которым предлагается наказывать налогоплательщиков за ошибки в указании ОКТМО в платежных поручениях на уплату НДФЛ. В настоящее время ошибка в данном реквизите не приводит к наложению на налогоплательщика штрафа. Налоговые органы данную ситуацию улаживают самостоятельно путем перенаправления денежных средств в нужный бюджет. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что ситуации, когда налог фактически оплачивается не по месту ведения деятельности компании, довольно часто. В связи с этим, местные бюджеты несут постоянные потери, например, по налогу НДФЛ, который для многих регионом является бюджетообразующим. Поэтому, для снижения числа ошибок в платежных поручениях, в будущем возможно установление реальной ответственности налогоплательщика.

При принятии законопроекта, в Налоговом кодексе будет дополнительное основание для признания обязанности уплате налога неисполненной в случае допущении ошибки в ОКТМО. Штраф предлагается ввести в размере 20% от суммы неуплаченного налога.

Какие поля в платежном поручении исправлять не нужно

Важно! Если компания перечисляет налог на основании предоставленной декларации, то ОКТМО в платежке следует указать в соответствии с этой декларацией.

В платежном документе довольно много полей, в которые необходимо вносить определенные реквизиты. Среди них есть и такие, на которых налоговики не заостряют особо внимание. К ним относят поля, в которые вносят:

  • налоговый период;
  • статус налогоплательщика;
  • дата, номер документа;
  • основание платежа, тип платежа.

Указанные ошибки исправлять не обязательно. Несущественной является ошибка и в очередности платежа. За исключением ошибок, допущенных компаниями, которые в настоящее время имеют некоторые финансовые сложности. Например, на расчетном счете компании нет достаточных денежных средств, либо по счету установлено ограничение по расходным операциям. В этом случае данное поле будет проверяться в первую очередь.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Какой код ОКТМО указывать обособленной организации, свой или ОКТМО головного офиса?

Ответ: ОКТМО следует указать в соответствии с кодом местности, в которой находится обособленное подразделение.

Используется в целях идентификации налоговых платежей (взносов в фонды) и обозначает территорию получателя средств. Заполнение реквизита производится по Правилам, введенным в действие Приказом Минфина РФ № 107н от 12.11.13 г. Разберемся в порядке отражения данных в специальном поле 105 платежного документа.

ОКТМО в платежном поручении в 2017 году

Соответствующее поле 105 в платежном поручении заполняется только при уплате налогов или страховых взносов. В остальных случаях, к примеру, при расчетах с поставщиками, эта графа остается пустой. Классификация ОКТМО разработана Росстандартом в приказе № 159-ст от 14.06.13 г. Действующие цифровые коды МО (муниципальных образований) служат для территориального обозначения ведения деятельности налогоплательщика и используются в 2017 году вместо актуальных ранее ОКАТО.

Размер кода варьируется и может быть, как 8-значным – для межнаселенных территорий и МО, так и 11-значным – для населенных пунктов. К примеру, ОКТМО Ростовской области – 60701000, а ОКТМО станицы Кущевская Краснодарского края – 03628416101. В основном используются 8-значные коды – для обозначения МО. Если же необходимо идентифицировать конкретный населенный пункт – поселок, станицу и т.д., то добавляется дополнительная кодировка из 3 цифр. Как правильно заполнить поле 105 в платежном поручении?

Как узнать верный ОКТМО в платежке

Кодировка ОКТМО в платежном поручении в 2017 году выполняется в поле 105 согласно требованиям из п. 6 Правил. При этом указывается значение кода, соответствующее территории перечисления фискального платежа. Заполнение сведений осуществляется с учетом следующих норм:

  • Код ОКТМО должен соответствовать Общероссийской Классификации 159-ст.
  • Если перечисление суммы выполняется на основании декларации по налогу, кодировка должна соответствовать данным отчетности.
  • Запрещено проставлять все нули в коде ОКТМО. Исключение – уплата страховых взносов по п. 4 Приложения № 4 Правил.

Узнать нужный код ОКТМО можно по адресу или по ОКАТО на федеральном портале ФНС. Для этого достаточно зайти в «Электронные сервисы» и выбрать вкладку «Узнай ОКТМО». Далее вводятся исходные данные и получается результат. Ориентируясь на внесенные в поручение сведения, банковское учреждение исполняет платеж.

Если неверно указан ОКТМО в платежном поручении, какие последствия ожидают такую безналичную операцию?

Ошибка ОКТМО в платежном поручении

Заполнении некорректного кода ОКТМО в платежке не вызывает на законодательном уровне последствий неисполнения платежа по перечислению налога, страхового взноса или иного сбора. В подп. 4 п. 4 стат. 45 НК перечислены те обязательные реквизиты, путаница с которыми препятствует уплате средств. Это, в частности:

  • Указание неверного счета Федерального Казначейства.
  • Указание неверного наименования банка-получателя денег.

Все прочие основания, включая внесение неверного значения кода ОКТМО, не могут влиять на зачисление средств в пользу государства. Однако неправильное заполнение показателя нередко приводит к тому, что сумма не поступает на личный счет налогоплательщика. Для исправления ситуации необходимо написать в произвольном виде заявление на имя руководителя территориального подразделения ИФНС с уточнением реквизита и обозначить, чье ОКТМО указывается в платежном поручении. Дополнительно указывается дата и номер платежного документа, сумма, верное и неверное значение кода. В качестве подтверждения прилагаются копии платежки и выписки о движениях по расчетному счету (п. 7 стат. 45 НК).



Просмотров