Лишение свободы является. Режим отбывания наказания

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.



Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определения совокупности всех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геомет­рическое пространство» и «социальное пространство». По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.



Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса.

Социальная стратификация позволяет представить общество не в виде беспорядочного нагромождения социальных статусов, а как сложную, но четкую структуру находящихся в определенных зависимостях статусных позиций.

Для отнесения статусов к тому или иному уровню иерархии должны быть определены соответствующие основания, или критерии.

Критерии социальной стратификации - показатели, позволяющие определить позицию индивидов и общественных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Вопрос об основаниях социальной стратификации в истории социологической мысли решался неоднозначно. Так, К. Маркс считал, что это должны быть экономические показатели, которые, по его мнению, определяют состояние всех других отношений в обществе. Факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов он рассматривал как основу социальной стратификации. Маркс пришел к выводу, что история всех обществ, за исключением первобытного и будущего коммунистического, - это история классов и классовой борьбы, в результате которой общество и поднимается на более высокую ступень развития. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и буржуазия непримиримы по своему общественному положению.

М. Вебер полагал, что Маркс упростил картину стратификации, а точную картину неравенства можно получить, используя многомерные критерии: наряду с экономическим положением необходимо рассматривать престиж профессии или рода деятельности, а также меру власти, которой обладает индивид или его социальная группа. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. На рынке люди занимают разные позиции, т. е. находятся в разной «классовой ситуации». Собственность и отсутствие собственности являются базовыми категориями всех классовых ситуаций. Совокупность людей, находящихся в одной классовой ситуации, и составляет, по Веберу, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг. Владельцы собственности могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют.

Этот подход был развит П. Сорокиным, который также считал, что положение индивида в социальном пространстве более точно может быть описано не единственным, а несколькими показателями: экономическими (доход), политическими (власть, престиж) и профессиональными (статус).

В XX в. было создано и множество других моделей стратификации. Так, американский социолог Б. Барбер предложил для стратификации общества целый комплекс признаков: престиж профессии; власть и могущество; доход и богатство; образование; религиозная или ритуальная чистота; положение родственников; этническая принадлежность.

Создатели теории постиндустриального общества французский социолог А. Турэн и американец Д. Белл считают, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают люди, которые владеют стратегической и новой информацией, а также средствами контроля над ней.

В современной социологической науке в качестве оснований социальной стратификации выступают такие показатели: доход, власть, образование, престиж. Три первых показателя имеют конкретные единицы измерения: доход измеряется деньгами, власть - количеством человек, на которых она распространяется, образование - количеством лет обучения и статусом учебного заведения. Престиж определяется на основе опроса общественного мнения и самооценок индивидов.

Эти показатели определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение индивида (социальной группы) в обществе. Рассмотрим подробнее основания стратификации.

Доход - это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления - зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса - не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот.

Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т. д.

Власть - это способность отдельных лиц или групп навязать свою волю другим, независимо от их желания. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется это влияние. Власть начальника отдела распространяется на несколько человек, главного инженера предприятия - на несколько сот человек, министра - на несколько тысяч, а Президента России - на всех ее граждан. Его статус имеет высший ранг в социальной стратификации. Власть в современном обществе закрепляется законом и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Власть позволяет контролировать ключевые ресурсы. Овладеть ими - значит получить господство над людьми. Люди, обладающие властью или пользующиеся признанием, авторитетом за свою экономическую, политическую, духовную деятельность, составляют элиту общества, его высший социальный слой.

Образование - основа общекультурной и профессиональной подготовки в современном обществе, одна из характеристик достигаемого статуса. По мере развития общества знание становится все более специализированным и глубоким, поэтому современный человек тратит на образование гораздо больше времени, чем еще несколько сот лет назад. В среднем на подготовку специалиста (например, инженера) в современном обществе уходит 20 лет, если учесть, что перед поступлением в вуз он должен получить среднее образование. Уровень образования определяется не только количеством лет обучения, но и рангом учебных заведений, подтвердивших в установленном законом порядке (дипломом или сертификатом) получение индивидом образования: средняя школа, колледж, университет.

Престиж - уважение, с которым общественное мнение относится к той или иной профессии, должности, роду занятий или отдельному индивиду за его личные качества. Формирование профессиональнодолжностной структуры общества - важная функция социальных институтов. Номенклатура профессий красноречиво свидетельствует о характере общества (аграрное, индустриальное, информационное) и стадии его развития. Она изменчива, как изменчив и престиж различных профессий.

Например, в средневековом обществе профессия священника была едва ли не самой престижной, чего не скажешь о современном обществе. В 30-х гг.

XX в. миллионы мальчишек мечтали стать летчиками. У всех на устах были имена В. П. Чкалова, М. В. Водопьянова, Н. П. Каманина. В послевоенные годы и особенно после развертывания НТР середины XX в. в обществе вырос престиж профессии инженера, а компьютеризация 90-х гг. актуализировала профессии специалистов по компьютерам, программистов.

Самыми престижными во все времена считались профессии, сопряженные с доступом к ценным для данного общества ресурсам - деньгам, дефицитным товарам, власти или знаниям, информации. Человек, как правило, стремится подчеркнуть собственный высокий престиж соответствующими статусными символами: одеждой, аксессуарами, дорогой маркой автомобиля, наградами.

В социологической науке существует такое понятие, как лестница профессионального престижа. Это схема, которая отражает степень общественного уважения, достающегося той или иной профессии. Основанием для ее построения является изучение общественного мнения. Особенно популярны такие опросы в США. Пример шкалы, построенной американскими исследователями на основе обобщения результатов опросов общественного мнения, проводившихся в 1949-1982 гг., приведен в табл. 6. (Высший балл, присуждавшийся профессии, - 100, низший - 1.)

Таблица 6

Шкала профессионального престижа

Вид занятий

Баллы

Вид занятий

Баллы

Машинистка

Профессор колледжа

Водопроводчик

Часовщик

Стюардесса

Булочник

Сапожник

Гражданский инженер

Бульдозерист

Социолог

Водитель грузовика

Политолог

Математик

Продавец

Школьный учитель

Бухгалтер

Домработница

Библиотекарь

Железнодорожник

Спец, по компьютерам

Марксистская традиция в классовом анализе

Понятие класс используется в разных научных дисциплинах для обозначения любого множества, состоящего из элементов, каждый из которых обладает, как минимум, одним общим для всœех свойством. Термин же социальная классификация (от лат. сlassis – разряд, класс, и facio – делаю) означает единую систему больших групп людей, расположенных в иерархическом ряду, образующих в совокупности общество в целом.

Понятие ʼʼсоциальный классʼʼ ввели в научную лексику в начале XIX века французские историки Тьери и Гизо, вкладывая в него, главным образом политический смысл, показывая противоположность интересов различных общественных групп и неизбежность их столкновения. Несколько позже ряд английских экономистов, в числе которых Риккардо и Смит, предприняли первые попытки раскрыть ʼʼанатомиюʼʼ классов, ᴛ.ᴇ. их внутренние строение.

Несмотря на то, что социальный класс является одним из централь­ных понятий в социологии, относительно содержания этого понятия у ученых до сих пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К. Маркса. Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всœего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал.

Мож­но сказать, что социальные классы у Маркса - это экономически де­терминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделœения на группы является наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе - это антагонистические классы, ко­торые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющем сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных повлиять на классовые конфликты. Изучая природу соци­альных классов, Маркс сделал следующие предположения:

1. Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают тогда, когда одна из групп населœения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляют­ся и не являются на настоящий момент необходимыми. Такие ресур­сы рассматриваются как частная собственность.

2. Классы определяются исходя из факта владения или невладения произведенной собственностью.

3. Классовые отношения предполагают эксплуатацию одного класса другим, ᴛ.ᴇ. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт , который является основой социальных изменений, происходящих в обществе.

4. Существуют объективные (к примеру, обладание ресурсами) и субъективные признаки класса (чувство классовой принадлежности).

Несмотря на пересмотр, с точки зрения современного общества, многих положений классовой теории К. Маркса, некоторые его идеи остаются актуальными в отношении существующих в настоящее время социальных структур.
Размещено на реф.рф
Это в первую очередь относится к си­туациям межклассовых конфликтов, столкновений и борьбы класса за изменение условий распределœения ресурсов. В связи с этим уче­ние Маркса оклассовой борьбе в настоящее время имеет большое количество последователœей среди социологов и политологов многих стран мира.

Наиболее влиятельную,альтернативную марксистской теорию со­циальных классов представляют работы Макса Вебера. Вебер в принципе признавал правильность разделœения населœения на классы по признаку наличия или отсутствия собственности на капитал и на средства производства. При этом он считал такое разделœение чересчур грубым и упрощенным. Вебер полагал, что у социальной стратификации существуют три различных показателя неравенства.

Первый – экономическое неравенство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Вебер назвал положением класса. Второй показатель – статус , или социальный престиж, и третий – власть .

Класс трактуется Вебером как группа людей, обладающих одинаковыми жизненными возможностями. Вебер рассматривает отношение к власти (политическим партиям) и престиж как один из важнейших признаков социального класса. Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци­альной градации. При этом по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но всœе же могут не совпадать.

Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни­верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна­ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не­высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи­тельной властью и в то же время получать небольшую заработ­ную плату и не иметь престижа.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Вебер впервые закладывает в основу классового раз­делœения систему стратификации, существующую в данном общест­ве.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределœенностью понятия ʼʼчастная собственностьʼʼ: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения базовых держателœей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определœенность. По этой причине понятие ʼʼклассʼʼ должно быть заменено понятием ʼʼстратаʼʼ или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие ʼʼклассʼʼ, удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всœестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение - ϶ᴛᴏ достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователœей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определœенном обществе, в определœен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделœения всœего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре базовых критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определœенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всœех современных обществ. При этом на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его ʼʼстартовые возможностиʼʼ. К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определœения совокупности всœех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе ʼʼСоциальная мобильностьʼʼ 1927 ᴦ. П. Сорокин, прежде всœего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как ʼʼгеомет­рическое пространствоʼʼ и ʼʼсоциальное пространствоʼʼ. По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, ᴛ.ᴇ. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.

Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осœей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

К примеру, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и в связи с этим будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере ʼʼновых русскихʼʼ, которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего ʼʼподтягиванияʼʼ своего экономического статуса.

Самый маленький срок — это два месяца, а самый большой — 20 лет. Если преступник совершил несколько преступлений, то при частичном или полном сложении такой срок не должен превышать 25 лет, по — до 30 лет.

Срок заключения измеряется в месяцах и годах , при этом время, которое провел заключённый под арестом до суда засчитывается в общий срок .

Длительность лишения свободы зависит от того, к какой группе по тяжести относится преступление:

  1. за деяния небольшой тяжести применяется срок до двух лет, например, по ст. 116 — побои или ст. 125 — оставление в опасности;
  2. преступления средней тяжести предусматривают срок до 5 лет. Это может быть наказание за кражу по ст. 158 или за нарушение авторских прав ст. 146 УК;
  3. тяжкими преступлениями считаются те, за которые предусмотрено не более 10 лет лишения свободы;
  4. особо тяжкие преступления караются максимальными сроками или пожизненным заключением, например, по ст. 105 — убийство или ст. 281 — диверсия.

Самым жёстким приговором считается — это бессрочное заключение под стражу.

Стоит знать, что осужденные пожизненно могут освободиться в том случае, если они отсидели 25 лет и суд решил, что наказание больше не имеет смысла.

Заключённый не должен нарушать в течение трёх лет перед прошением об освобождении.

Кому не назначается?

реальной жизни происходит так, что лишение свободы человека ведёт к тому, что он теряет социализацию , ему трудно устроиться в обычной жизни после того, как он покинет колонию, поэтому иногда реальный срок заменяется условным сроком лишения свободы.

Лишение свободы не назначается, если это происходит тогда, когда совершено небольшое преступление, впервые и без обстоятельств, которые отягчают приговор.

С 1 января 2013 г. также вводятся принудительные работы вместо лишения свободы за отдельные виды небольших преступлений.

Пожизненное же заключение не назначается следующим категориям:

  1. лицам женского пола;
  2. пожилым мужчинам, возраст которых больше 65 лет;
  3. несовершеннолетним, во время совершения преступления которым не было 18 лет.

Это вызвано тем, что женщины очень редко совершают преступления, которые относятся к особо тяжким, несовершеннолетние не осознают в полной мере содеянное, а пожилые люди не смогут воспользоваться досрочным освобождением после 25 лет лишения свободы.

Отбывание


Нахождение в местах заключения не влечёт за собой потерю прав, которые гарантированы Конституцией РФ.

Заключённые обладают такими правами:

  1. они могут получить информацию об условиях, которые им должны быть предоставлены;
  2. на медицинскую помощь при необходимости;
  3. не теряют право на получение пенсий и пособий;
  4. если осужденный согласен, то ему может быть оказана психологическая помощь;
  5. получить консультацию адвокатов и юристов, писать прошения, заявления и жалобы в любые органы власти;
  6. отбывающие срок могут исповедовать любую веру, не запрещённую законом.

В колониях есть много ограничений и запретов для лиц, которые там находятся. Осужденным запрещено переходить за пределы исправительных учреждений, совершать торговые сделки с продуктами, одеждой, лекарствами и другими вещами.

Запрещены также и азартные игры на деньги, разведение домашних животных, нанесение татуировок, самостоятельно изготавливать различные электрические приборы или другие предметы.

Это неполный список запрещённого. Все ограничения направлены на то, чтобы осужденные в полной мере почувствовали наказание и соблюдал режим и условия пребывания.­­

Для некоторых категорий может быть произведена отсрочка приговора, обычно это беременные женщины или те, которые имеют малолетних детей. Они в колонию направляются уже после того, как их детям исполнилось 14 лет.

При этом с момента преступления может пройти достаточно длительное время. Не применяется отсрочка в тех случаях, если совершено тяжкое преступление . Во время отсрочки осуществляется контроль за тем, чтобы на женщину не накладывались какие-либо административные взыскания и чтобы она занималась воспитанием ребёнка.

Места


В какие места отбывания отправляют осужденного?

Заключённого суд может отправить в различные учреждения, при этом учитываются пол, его возраст, вид преступления, количество совершённых преступных деяний, смягчающие или отягчающие моменты.

Колония-поселение — это самый демократичный вид. Туда направляются лица, которые впервые совершили неблаговидный поступок по неосторожности или преступление считается не слишком тяжким.

Также там отбывают остаток срока заключённые, переведённые из других колоний с очень хорошими характеристиками и поведением без замечаний. В колониях-поселениях нет охраны, осуществляется только надзор .

На территориях всей такой колонии созданы одинаковые условия. В поселении могут жить как женщины, так и мужчины, но в разных зданиях. Они свободно передвигаются в пределах колонии, свободно распоряжаться своим временем, имеют право на неограниченное количество свиданий. Они могут пользоваться ценными вещами, деньгами, там нет специальной одежды.

Семья заключённого может поселиться на территории колонии или рядом, при этом члены семьи обязаны 4 раза в месяц проходить перерегистрацию у начальника.

Их жильё могут посещать работники, осуществляющие надзор в любое время для разных проверок.

В колонии-поселении вместо паспорта используется специальный документ с подписью начальника колонии.


Исправительные колонии общего режима назначаются для мужчин, впервые совершивших тяжкое деяние и для женщин, совершивших любое количество преступлений.

В них есть разные условия для проживания: облегчённые, обычные и строгие. Сначала новички направляются в зону с обычными условиями , через полгода, по итогам поведения, они направляются в облегчённые или, если есть постоянные замечания и нарушения, в зону со строгими условиями.

Облегчённые условия отличаются от строгих тем, что отбывающие наказание проживают в общежитиях , вместо комнат, которые запирают. Нет ограничений в сумме расходования на личные вещи, при строгом режиме такие ограничения есть. Ещё есть различия в предоставляемых свиданиях и количестве посылок и бандеролей.

Лица, отбывающие срок в облегчённых условиях, освобождаются из-под стражи за полгода до того момента, когда закончится срок заключения.

В этом случае за ним будет только надзор, освобождённый может проживать за территорией колонии вместе со своей семьёй .

Колонии строгого режима — предназначены для лиц, опасных для окружающих и им нужны строгие ограничения для проживания.

Они совершили особо тяжкие преступления или есть рецидив таких деяний. Также есть три условия содержания: облегчённые, обычные и строгие.

Основным отличием является меньшее количество свиданий, есть ограничения по получению посылок и бандеролей. Перевод из обычных или строгих условий в облегчённые происходит через 9 месяцев поведения без нареканий.

Исправительные колонии особого режима . Лица в строгих условиях находятся в камерах, прогулка длится ежедневно всего полтора часа, полагается одна посылка. Действует ограничение на использование денежных средств — это 700 руб. в месяц.


Только после одного года поведения без замечаний заключённого могут перевести из обычных условий в облегчённые, там имеют право всего на 3 длительных и 3 краткосрочных свидания, 4 посылки или передачи, проживают в общежитиях.

Лица, с пожизненным сроком находятся в специальных колониях. Живут в камерах с усиленной охраной по двое. Могут находиться в камерах-одиночках при возникновении любой опасности.

С самого начала осужденные помещаются в строгие условия, после 10 лет поведения без нареканий могут перевести в обычные и ещё после 10 лет — на облегчённые условия.

Тюрьма предназначена для особо опасных преступников, передвижение по территории запрещено, исключением является прогулка или вызов на свидание или допрос.

Она не предназначена для исправления, там находятся рецидивисты, которых реабилитировать невозможно.

Трудовая деятельность отсутствует, поэтому тяжесть наказания при отбывании в тюрьмах сильнее.

Особенности отбывания с несовершеннолетними


Для преступников предусмотрено отдельное пребывание от взрослых. Это сделано для того, чтобы не было отрицательного влияния более опытных «сидельцев» на детей, тем самым повышая вероятность исправления.

В колонии для подростков не направляются лица, которым уже исполнилось 18 лет, даже если во время совершения преступного деяния он был несовершеннолетним.

В колонии для несовершеннолетних существует четыре типа условий : строгие, облегчённые, обычные и льготные. Срок для определения на лёгкие условия проживания может быть как коротким — 3 месяца, так и длительным — полгода. Подход к каждому несовершеннолетнему будет индивидуальным, учитывается его стремление к исправлению, осознание содеянного и хорошая учёба.

При подготовке к УДО подростков переводят на льготные условия, при которых он может проживать вне колонии, но продолжает действовать надзор.

Также в колониях применяют систему поощрений — это и посещение развлекательных мероприятий, прогулки по городу вместе с родителями и изменение условий проживания на мягкие.

В колониях для несовершеннолетних организован
учебный процесс, что позволяет получить образование.

Уклонение


Заключённый имеет право на выезд за пределы колонии на небольшой срок, например, на похороны или если кто-то в его семье тяжело заболел.

Если он не приезжает вовремя, нарушает все сроки прибытия и делает это осознанно, то по ст. 314 УК , в случае уклонения от отбывания лишения свободы в тюрьмах, предусматриваются следующие наказания:

  1. если осужденный оставил место отбывания лишения свободы не получив разрешения, то к его сроку могут прибавить до трёх лет;
  2. если, не появился до даты, которую установили для явки в колонию — до 2 лет;
  3. женщина, не явившаяся в места заключения после окончании отсрочки наказывается лишением свободы до 2 лет.

Режим

В каждой колонии есть свой режим содержания. Он выполняет карательную функцию: обеспечивает тяготы и лишения, это вызывает устрашение и стремление сохранить все блага, которые есть на свободе.

Воспитательная функция заключается в следующем: режим формирует некоторые навыки и привычки, которых не было у осужденного.

Обеспечивают режим надзорные органы с помощью убеждения (разные поощрения и воспитательные беседы) и принуждения (применение различных наказаний).

Виды


На суде озвучивают назначение срока лишения свободы и режим к которому приговорён осужденный. Существуют два вида режимов отбывания наказания :

  1. Общий — самый распространенный режим отбывания наказания, характеризуется наименьшим количеством ограничений.

    Назначается всем, без разделения по половому признаку, впервые совершившим преступление.

  2. Женщин могут направить только в колонии с общим режимом, другие более строгие учреждения для них не предназначены.

  3. Строгий режим отбывания наказания назначается за деяния, которые признаны особо тяжкими. В основном различие между режимами выражается в количестве допустимых посылок или свиданий;
  4. Особый режим отбывания наказания назначается только опасным рецидивистам или тем, кто сидит пожизненно.
В местах лишения свободы

Существует ряд требований , которые обеспечивают режим:


Такое наказание, как ограничение свободы служит предостережением для некоторых людей, которые могут совершить преступление; ещё карает преступника, отняв у него несколько лет нормальной жизни и ограничивая его свободу и помогает, иногда, исправиться, получить какую-нибудь профессию в местах заключения.

  • 6. Понятие состава преступления. Виды составов. Значение состава преступления. Соотношение состава преступления и преступления.
  • 7. Объект преступления. Понятие. Виды объектов. Соотношение объекта и предмета преступления.
  • 8. Понятие и значение объективной стороны. Обязательные признаки. Общественно-опасное деяние. Понятие, виды. Условия уголовной ответственности за бездействие.
  • 9. Понятие преступных последствий, их виды и значение.
  • 10. Причинная связь. Понятие, значение, условия установления. Теории причинно-следственной связи.
  • 11. Факультативные признаки объективной стороны.
  • 12. Понятие субъекта преступления и его признаки.
  • 13. Специальный субъект преступления. Понятие и виды.
  • 17. Понятие субъективной стороны. Её структура и значение. Понятие вины. Её формы и виды. Значение вины. Невиновное причинение вреда.
  • 19. Факультативные признаки субъективной стороны преступления. Их значение.
  • 20. Ошибка в уголовном праве. Понятие, виды, значение.
  • 22. Формы и виды соучастия.
  • 24. Ответственность соучастников. Эксцесс исполнителя. Понятие, виды. (Статьи 34 - 35 ук).
  • 25. Прикосновенность к преступлению. Понятие, формы. Отличие от соучастия.
  • 28. Добровольный отказ от преступления. Условия его правомерности. Особенности добровольного отказа соучастников. (Статьи 31, 34).
  • 29. Понятие и виды стадий совершения преступления.
  • 30. Понятие и признаки множественности. Формы множественности.
  • 31. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм. Способы преодоления конкуренции.
  • 35. Причинение вреда под воздействием психического и физического принуждения, при обоснованном риске, при исполнении приказа. (Статьи 40 - 42).
  • 36. Понятие уголовной ответственности. Стадии её реализации. Основание.
  • Глава 11. Содержит в себе основания освобождения от ответственности (раскаяние, примирение с потерпевшим).
  • Глава 12. Другие основания освобождения от ответственности (по болезни, удо).
  • 39. Понятие системы наказаний. Принципы построения. Классификация видов наказаний по различным основаниям.
  • 40. Конфискация имущества. Понятие. Характеристика конфискации имущества как вида уголовного наказания: история и современность.
  • 41. Лишение свободы. Понятие, виды. Порядок назначения судами исправительных учреждений лицам, осуждённым к лишению свободы. (Статьи 56 - 58).
  • 49. Значение санкции при назначении наказания. Исходная мера наказания и способы её определения.
  • 55. Назначение наказания по совокупности приговоров. Правила сложения разнородных наказаний. (Статьи 70, 72).
  • 57. Освобождение от уголовной ответственности. Понятие, виды. Значение. (Глава 11, статьи 75 - 78).
  • 61. Освобождение от наказания. Понятие, значение, виды. (Глава 12, статьи 79 - 83).
  • 66. Амнистия и помилование. Понятие, их правовое значение. (Статьи 84 -85).
  • 68. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Основания. Пределы назначения наказания. (Глава 14).
  • 70. Особенности освобождения от наказания, условно-досрочного освобождения, погашения судимости и давностных сроков для несовершеннолетних. (Статьи 92 - 95).
  • 71. Принудительные меры медицинского характера. Понятие, виды, основания применения. (Глава 15, статьи 97 - 104).
  • Часть 1 статьи 99 ук предусматривает четыре вида принудительных мер медицинского характера, которые могут быть назначены судом:
  • 41. Лишение свободы. Понятие, виды. Порядок назначения судами исправительных учреждений лицам, осуждённым к лишению свободы. (Статьи 56 - 58).

    41.1 Понятие. Лишение свободы как вид уголовного наказания состоит в принудительной изоляции осуждённого от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму на срок, определенный приговором суда.

    Этот вид наказания существовал в уголовном праве всегда (каторга, ссылка, крепость, исправительный дом, тюрьма). Данное наказание:

    Основное;

    Срочное (за исключением пожизненного лишения свободы);

    Общее (за исключением пожизненного лишения свободы);

    Воздействует на физическую свободу личности.

    41.2 Виды лишения свободы. Существует два вида лишения свободы: на определённый срок и пожизненное лишение свободы.

    1) Лишение свободы на определённый срок. Отсутствие реальной возможности применения судами некоторых видов наказаний, (ареста, ограничения свободы), приводит к тому, что лишение свободы остается одним из наиболее распространенных видов наказаний и назначается более чем в 30% случаев вынесения обвинительного приговора районными судами.

    Данный вид уголовного наказания имеет мощное карательное воздействие и может повлечь негативные последствия, которые наступают в результате необоснованного применения его в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, особенно впервые. Поэтому суд обязан тщательно анализировать каждый случай назначения наказания в виде лишения свободы и подойти к этому вопросу взвешенно, обоснованно. Признаки, характеризующие данный вид наказания, заключаются в следующем:

    Осуждённый в принудительном порядке изолируется от общества;

    Данное наказание отбывается в специальных пенитенциарных учреждениях;

    Срок наказания устанавливается приговором суда в соответствии с общими требованиями статьи 56 УК.

    Минимальный предел для назначения наказания в виде лишения свободы составляет 2 месяца, а максимальный - 20 лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров - более 30 лет.

    В отношении несовершеннолетних осуждённых, совершивших преступления в возрасте до 16 лет, наказание в виде лишения свободы назначается на срок не свыше 6 лет. Этой же возрастной категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осуждённым лишение свободы назначается на срок не свыше 10 лет. В срок лишения свободы включается время, которое осуждённый находился под стражей до судебного разбирательства, из расчета один день за один день.

    41.3 Порядок назначения судами исправительных учреждений. Осуждённым к лишению свободы суд в приговоре назначает вид исправительного учреждения в соответствии с правилами статьи 58 УК. Строго определенные уголовным законом категории осуждённых направляются в исправительные учреждения следующих видов:

    1) Колонии-поселения:

    Лица, осуждённые за преступления, совершенные по неосторожности (независимо от срока наказания и предыдущих судимостей);

    Лица, осуждённые к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы.

    С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным категориям осуждённых отбывание лишения свободы и в исправительных колониях общего режима, изложив мотивы данного решения в приговоре;

    2) Исправительные колонии общего режима:

    Мужчины, осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы;

    Женщины, осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива;

    3) Исправительные колонии строгого режима:

    Мужчины, осуждённые к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осуждённый ранее отбывал лишение свободы;

    4) Исправительные колонии особого режима:

    Мужчины, осуждённые к пожизненному лишению свободы;

    Мужчины, совершившие преступление при особо опасном рецидиве.

    5) Тюрьмы:

    Мужчины, осуждённые к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений, когда отбывание части срока наказания назначено в тюрьме в целях усиления карательного воздействия. В приговоре суд мотивирует данное решение и указывает продолжительность срока, который осуждённый должен отбывать в тюрьме. После отбытия указанного срока в тюрьме, оставшийся срок наказания осуждённый отбывает в колонии строгого режима, если совершено особо тяжкое преступление, или в колонии особого режима - при особо опасном рецидиве преступлений;

    6) Воспитательные колонии:

    Лица, не достигшие 18 лет к моменту вынесения судом приговора;

    7) Лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения:

    Осуждённые, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией.

    Исправительные учреждения, исполняющие лишение свободы, дифференцируются по признаку пола: существуют исправительные (и воспитательные) колонии для мужчин и женщин. Исключение составляют колонии-поселения, где осуждённые мужчины и женщины проживают в общежитиях на одной территории, в том числе с семьями, а также лечебные и лечебно-профилактические исправительные учреждения (осуждённые разного пола содержатся изолированно, но могут проживать в одном здании).

    Законодателем предусмотрен и возрастной критерий, учитываемый судом при определении вида исправительного учреждения для отбывания лишения свободы, согласно которому несовершеннолетние осуждённые к данному виду наказания направляются только в воспитательные колонии.

    При условном осуждении лица к лишению свободы вид исправительного учреждения не назначается. В случае совершения осуждённым в период испытательного срока нового умышленного или неосторожного преступления суд, приняв решение об отмене условного осуждения, назначает вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями статьи 58 УК.

    При необоснованном назначении судом первой инстанции вида исправительной колонии с более строгим режимом, чем предусмотрено законом, либо в случае неназначения вида исправительного учреждения вышестоящий суд, рассматривая дело в апелляционном или кассационном порядке либо в порядке надзора, должен назначить осуждённому исправительную колонию в соответствии с законом. В случае неправильного назначения осуждённому вида исправительной колонии с менее строгим режимом приговор отменяется в этой части и дело направляется на новое судебное рассмотрение для назначения вида исправительной колонии.

    Если же факт неназначения осуждённому к лишению свободы вида исправительного учреждения будет установлен после вступления приговора в законную силу, то данное назначение производится судом, вынесшим приговор, или судом по месту исполнения.

    2) Пожизненное лишение свободы.

    Назначается за 6 составов преступлений:

    Убийство при отягчающих обстоятельствах;

    Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;

    Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие;

    Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов;

    Геноцид;

    Террористический акт при отягчающих обстоятельствах.

    Пожизненное лишение свободы не может назначаться трём категориям лиц:

    Женщинам;

    Несовершеннолетним (на момент совершения преступления);

    Мужчинам старше 65 лет на момент вынесения приговора.

    Пожизненное лишение свободы, как и смертная казнь, не назначается за приготовление к преступлению и покушение на преступления, за которые уголовным законом предусмотрены эти виды наказания. Осуждённые к пожизненному лишению свободы, а также осуждённые, которым смертная казнь заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы, отбывают данное наказание в специальных исправительных колониях особого режима, предусматривающих их полную изоляцию от общества и повышенную степень надзора за их поведением. В соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства в течение первых 10 лет они находятся в строгих условиях отбывания наказания, размещаются в запираемых камерах, как правило, не более чем по 2 человека в каждой. Для усиления карательного воздействия суд может назначить отбывание части срока осуждённым указанной категории в тюрьме.



    Просмотров