Когда женщины получили право голосовать. Когда женщины России получили избирательные права? Соединенные Штаты Америки

Добиться права голоса женщинам США удалось лишь в 1920 году. Какой путь им довелось пройти? Решительность и сила духа этих людей внушает уважение, помогает поверить в себя, подсказывает верное решение и, в конце концов, мотивирует. Это случилось не так давно, но мы уже начинаем забывать важные вехи истории.

Сегодня уже никому не нужно объяснять значение слова «феминизм», которое появилось в 18 веке, но по-настоящему активизировалось только с конца 1960-х. В начале XVIII века появился и стал популярным термин «слабый пол», но уже к середине того же столетия созрел протест первых феминисток. Они принимали активное участие в жизни общества, поголовно становились экономически независимыми, некоторые даже пытались вмешаться в политические вопросы. Они требовали прав на образование, труд, на уважение в семье и обществе.

Судьбоносным событием феминизма первой волны стало подписание Декларации позиций и резолюций, касавшуюся положения женщин. Случилось это в 1848 году в США, и стало всемирно важным решением. Но отнюдь не Америка стала первой страной, где женщины обрели избирательное право. В Новой Зеландии это случилось в 1893 году, в Австралии - в 1902, в Дании - в 1908, в Германии - в 1918, а в США - в 1920.

Суфражистки

Первые десять поправок к Конституции, составляющие Билль о правах, были внесены в 1791 году. Они включали в себя множество пунктов: свобода вероисповедания, свобода слова и печати, право людей на мирные собрания… Но не было в них ни слова о рабстве, дискриминации этнических групп, и женских правах.

Шла вторая половина 18 века. Закончилась Война за Независимость. Больше половины населения Америки оставались лишенными своих политических прав. Бесправной частью общества были женщины, после - рабы, слуги и неимущие.

Первая волна феминизма охватила Европу и Британию. В это же время начал зарождаться суфражизм в Америке. Основоположницами движения за права женщин выступили Элизабет Кэйди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton) и Лукреция Мот (Lucretia Mott). Свою деятельность девушки начали на Первом всемирном конвенте против рабства, так как в ходе конференции неоднократно подверглись дискриминации по половому признаку.

Декларация Прав и Чувств

1848 год - принято считать, что именно тогда началась эта длительная борьба за избирательное право американских женщин. В этом году в Seneca Falls состоялся съезд, где 300 мужчин и женщин собрались, чтобы высказать свои жалобы и составить план действий. Тогда была подписана Декларация Прав и Чувств , составленная уже упомянутой Элизабет Стэнтон.

Документ был основан на Декларации Независимости США. Элизабет акцентировала внимание на том, что «все мужчины и женщины были созданы равными». Также, она не побоялась выдвинуть обвинения мужчинам. Их было 18 - ровно столько же, сколько американские колонисты в своё время выдвинули Георгу III .

Разумеется, за Конференцией последовало всеобщее осуждение суфражисток, как в обществе, так и в прессе. Однако сторонники у женского движения за равноправие тоже были.

Фредерик Дуглас - известный аболиционист (борец против рабства) и суфражист (борец за женское избирательное право), оратор и общественный деятель. Фредерик знал о том, за что сражался не понаслышке - ему довелось побывать рабом. Как минимум одной женщине довелось принять активное участие в судьбе Дугласа. В 1800 году он встретил белую женщину, которая в последствии занялась его образованием - именно она научила его писать и читать. В последствии Дуглас стал христианином и позже стал преподавать в воскресной школе, где он учил других рабов читать Новый Завет. Он стал лицензированным проповедником в 1839 году, и на этом поприще также помог многим душам. В свое время Дуглас писал:

«Дискуссия о правах животных вызвала бы более доброжелательные отклики тех, кто считаются мудрыми и благодетельствующими в нашей стране, нежели дискуссия о правах женщин».

Вернемся к Элизабет Стэнтон и ее Декларации Чувств. Однажды, одна из нью-йоркских газет решила опубликовать полный текст документа - разумеется, с насмешкой. Но суфражистка обрадовалась даже такому вниманию прессы:

«Это заставит женщин задуматься, и мужчин тоже; а когда мужчины и женщины думают о новом вопросе - это уже шаг к прогрессу».

Затем пришла Гражданская война, и вопросы о суфражистской деятельности пришлось отодвинуть на задний план. Но они в это время не почивали на лаврах, а объединялись и строили планы.

Национальная женская ассоциация суфражизма

Элизабет Стэнтон, Лукреция Мот, Люси Стоун (Lucy Stone) и Сьюзен Энтони (Susan B. Anthony) продолжили бороться за принятие конституционных поправок, которые наделили бы правами одновременно женщин и чернокожих. Так в 1866 году они основали Американскую ассоциацию равных прав (American Equal Rights Association).

Действия стали приносить результаты: были приняты 14 и 15 правки Конституции . Они расширяли права чернокожих мужчин, но никаких изменений касательно положения женщин не вносили. Стэнтон и Энтони приняли решение создать другое, свое сообщество. Национальная женская ассоциация суфражизма (National Woman Suffrage Association) принимала в свои ряды только женщин.

Американская ассоциация женского суфражизма (American Woman Suffrage Association), Женский христианский союз трезвости (Women"s Christian Temperance Union) - все больше и больше объединений стали подавать свой голос.

С 1900 по 1920 год ассоциации вели активную пропаганду суфражизма. Они организовывали пикеты, голодные забастовки и использовали другие экстремальные способы, чтобы добиться необходимой им правки Конституции.

Женский марш

3 марта 1913 состоялась одна из самых ярких демонстраций. Вашингтон был просто потрясен ее размахом! Представьте, 5000 женщин вышли на улицы, чтобы воссоединиться в общем кличе - обрести свое избирательное право. Они шли по главным улицам и громко заявляли о себе. С того самого дня волна протестов прокатилась по всей стране.

Во время первой Мировой войны женщинам впервые позволили играть большую социальную роль. Они работали на заводах, фабриках, помогали в тылу. Женский труд должен был быть вознагражден. И требование у суфражисток было одно - равные политические права.

Казалось бы, с таким трудом, но эта борьба теперь выиграна. Однако, Суфражистское движение не прекратило свое существование. Оно только набирало силу.

Понадобилось более 70 лет, чтобы добиться гендерного избирательного равноправия. А основательницы движения Элизабет Стэнтон, Лукреция Мотт и Сьюзен Энтони так и не увидели при жизни результатов своих трудов. Но они сделали это ради будущих поколений. И навсегда останутся важным звеном истории, кардинально изменившим ее ход.

В феврале 2018 мы будем отмечать 100-летнюю годовщину того важного для всех женщин Америки события.

Женщины имеют право I Американская история борьбы за возможность голосовать обновлено: Январь 12, 2018 автором: Лера Копцева

Если спросить у людей даже с высшим историческим образованием, когда женщины в России получили избирательные права, то вряд ли вам ответят правильно. Факт этот не отражен в учебниках истории ни школьного, ни университетского уровня. Самый распространенный ответ на этот вопрос тот, что все права женщинам дала советская власть. Но это не так.

Факт принятия Временным правительством закона о всеобщем избирательном праве, который сводил к минимуму ограничения для всеобщего участия граждан страны в выборах, «выпал» из советской историографии, как и тот факт, что женщины в России получили избирательные права в результате деятельности Временного правительства.

Буржуазная, либеральная демократия, либеральные движения и партии были ошельмованы в советской историографии. Взамен предложено описание демократии в виде Советов как более передовой и отвечающей истинным чаяниям народа. То, что советская демократия была тоталитарным выражением демократии, историки, разумеется, писать не могли. Это было опасно не для научной карьеры, но для жизни. В итоге традиция рассмотрения демократических процессов в рамках различных теоретических подходов (структурного функционализма, например), а не только в рамках марксизма-ленинизма не была сформирована в отечественной науке. До сегодняшнего дня особенности протекания демократических процессов в истории нашей страны еще не осмыслены в отечественной исторической науке.

Другая болевая точка российской истории – отношение к общественным (или социальным) движениям. В советское время под воздействием господствующей идеологии были исключены теоретические поиски и разработка темы общественных движений с неклассовых позиций. Поэтому в исторических, философских энциклопедиях и энциклопедических словарях советского времени понятие «общественное движение» вообще отсутствует. Страх перед социальным движением любой направленности явно читается в этом факте. Единственное исключение сделано для «национально-освободительного движения» в развивающихся странах, которое описано как единственный вид движения, без определения родового понятия «социальное движение». Это был еще один повод для советской исторической науки избегать темы женских избирательных прав, так как избирательное право было получено россиянками в результате деятельности феминистского движения. Именно феминистское движение поставило целью достижение избирательных прав для женщин, обосновало эти притязания женщин как значимые для общества и мобилизовало женщин разных социальных групп на поддержку этого требования.

Согласно марксизму, в капиталистическом обществе (а именно в нем по большей части развивалось женское и феминистское движения первой волны) существовало два основных антагонистских класса – буржуазия и пролетариат. Главным актором (субъектом) социальных изменений определялся пролетариат. Поэтому другие социальные группы и классы не рассматривались как акторы позитивных социальных действий.

Целью классовой борьбы рабочего класса объявлялась смена социального строя. Классовый конфликт разрешался через классовую борьбу. В рамках марксисткой теории классовой борьбы любой социальный конфликт, который не ставил своей целью уничтожение капитализма, рассматривался как ревизионизм, догматизм, оппортунизм. Понятно, что женскому движению, феминизму не было место в этой схеме. Поэтому исследователи женского движения (о феминистском речи не шло, считалось, что его в России не было) испытывали огромные сложности методологического характера по «вписанию» его в эту жесткую конструкцию. Марксистская методология уводила их на поиск конфликта, который не являлся принципиальным для данного движения и, соответственно, не выступал причиной его зарождения.

В единичных монографиях советского времени о женском движении, его рассматривали либо с позиций «женского вопроса» (Г. А. Тишкин, 1984)5, либо вписывали составляющей частью в освободительное движение (Э. А. Павлюченко, 1988)6. Факт получения женщинами избирательных прав в советской историографии был соотнесен с деятельностью советского правительства. Из истории было даже изъято упоминание, что главными участниками процесса введения всеобщего избирательного права для женщин было феминистское движение России и Временное правительство, которое уступило натиску движения, приняв соответствующие законы.

15 апреля 1917 года правительство приняло Постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», по которому избирательными правами наделялись лица обоего пола, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания. А в сентябре 1917 года россиянки получили право избирать и быть избранными в высший законодательный орган страны — Учредительное собрание. 20 июня 1917 года Временное правительство приняло Положение о выборах в Учредительное собрание, которое вступило в силу с 11 сентября 1917 года.

Советы рабочих и солдатских депутатов в условии двоевластия не поддержали требования женщин о предоставлении им избирательных прав, мотивируя это несвоевременностью и неактуальностью . Но советская власть получила в наследство прогрессивное избирательное право в отношении всех групп населения (включавшее в число полноправных граждан не только женщин, но и военнослужащих, и студентов) и присвоила его себе. Даже в солидных зарубежных исследованиях указана дата получения женщинами России избирательных прав как «СССР, 1917 год».

Код для вставки на сайт или в блог.

В средневековой Франции и некоторых других европейских странах на городских выборах и собраниях имели право голосовать главы семейств независимо от пола. Истоки современного движения за избирательное право для женщин можно обнаружить во Франции конца XVIII века в работах Антуана Кондорсе и Олимпии де Гуж, боровшихся за его введение в масштабах страны.

С 1718 по 1771 годы, во время Эры свободы, в Швеции было введено женское избирательное право. Оно распространялось только на женщин, состоящих в гильдиях и платящих налоги.

С 1755 года национальное собрание Корсиканской республики в соответствии с конституцией избиралось всеми жителями старше 25 лет, в том числе незамужними или вдовствующими женщинами. Женское избирательное право на Корсике было отменено, когда Франция аннексировала остров в 1769 году.

В 1756 году Лидия Тафт (урождённая Чапин) стала первой женщиной, получившей право голоса в Америке. Она пользовалась им, по крайней мере, трижды во время городских собраний в Уксбридже, Массачусетс, с согласия остальных избирателей. Эти события имели место в период с 1756 по 1768 годы во время Колониального периода.

В соответствии с конституцией 1776 года штат Нью-Джерси наделил женщин избирательным правом наравне с мужчинами (однако имущественный ценз не позволял голосовать замужним женщинам, не имевшим собственности), где избирателями объявлялись все «жители» без указания половой или расовой принадлежности. Женщины Нью-Джерси, вместе с «чужаками, цветными или неграми», утратили право голоса в 1807 году под предлогом борьбы с фальсификацией выборов, после чего голосовать могли только белые мужчины.

В 1838 году женское избирательное право было введено на Островах Питкэрн.

Во второй половине XIX века многие страны, колонии и штаты наделяли женщин ограниченным избирательным правом. Начало этому положила Южная Австралия в 1861 году. Территорией, на которой избирательное право действует с 1869 года, является штат Вайоминг (США). В 1871 году Парижская коммуна провозгласила право голоса для женщин, но после поражения революции оно было отменено и вновь возвращено только в июле 1944 года Шарлем де Голлем (большая часть Франции, включая столицу, в это время была оккупирована нацистской Германией; Париж был освобождён только месяц спустя).

В 1881 году о введении женского избирательное права объявил Остров Мэн.

Тихоокеанская колония Франсвиль (англ.) объявила о независимости в 1889 году, став первым независимым государством, в котором избирательным правом обладали все граждане независимо от пола и цвета кожи. Однако достаточно скоро территория вновь оказалась под управлением Франции и Великобритании.

В Новой Зеландии, британской колонии, пользовавшейся внутренним самоуправлением, женщины получили право избирать (но не избираться) в начале 1890-х. В результате кампании, организованной Кейт Шеппард, женское избирательное право в Новой Зеландии было введено всего за несколько недель до всеобщих выборов 1893 года. Благодаря этому Новая Зеландия стала первым из существующих в настоящее время государств, где женщины пользовались равными с мужчинами избирательными правами.

Колония Южная Австралия, также пользовавшаяся внутренним самоуправлением, наделила женщин правом избирать и быть избранными в колониальный парламент в 1895 году. Австралийский Союз распространил право на всё федеративное государство в 1902 году (за исключением коренных австралийских женщин).

В 1906 году женское избирательное право пришло в континентальную Европу. Первой страной, где были утверждены права женщин, стало Великое княжество Финляндское, на тот момент входившее в состав Российской империи. Административная реформа, последовавшая за восстанием 1905 года, наделила финских женщин правом голоса и правом быть избранными. Первые в мире женщины, избранные в парламент, также появились в Финляндии: 19 женщин получили места в сейме в результате выборов 1907 года.

В годы перед Первой мировой войной женское избирательное право ввели Норвегия (1913) и Дания, также оно было распространено на оставшиеся штаты Австралии. Незадолго до окончания войны женщины получили право голоса в Канаде, России, Германии и Польше. Британские женщины старше 30 лет были допущены к выборам в 1918 году, голландские -- в 1919. Американские женщины, в тех штатах, где ранее не имели права голосовать, получили его в 1920 году. Женщины Турции получили право голоса в 1926 году. В 1928 году на территории Британской империи женщины были уравнены в избирательном праве с мужчинами, получив возможность голосовать с 21 года. Одними из последних государств, в котором было введено женское избирательное право, стал Бутан в 2008 году и Саудовская Аравия в 2011.

«Принимая во внимание, что равное избирательное право для обоих полов существует в Колорадо в течение пяти лет, причем за это время женщины пользовались своим правом так же широко, как мужчины, и с таким успехом, что на общественные должности были избраны более соответствующие кандидаты, метод выборов улучшился, законодательство усовершенствовалось, всеобщее образование повысилось, политическое чувство ответственности вследствие женского влияния сильно развилось, - нижняя палата постановляет, что ввиду этих результатов политическое равноправие женщин рекомендуется каждому штату и каждой территории Североамериканского союза, как законодательная мера, способная привести к высшему и лучшему порядку».

В целом ряде штатов парламенты решали ввести женское избирательное право, но референдумы, однако, аннулировали эти решения. Так было в Канзасе, Орегоне, Небраске, Индиане и Оклахоме. В Канзасе и Оклахоме референдум по этому вопросу производился два раза, а в Орегоне - три раза, и большинство против женской эмансипации становилось все незначительнее. «Особенно пестры успехи женщины на общественном поприще: во всяком случае ее завоевания в этой области не очень значительны. Само собой понятно, что женщины имеют полные общественные права в тех четырех штатах, где им предоставлено политическое избирательное право. Из всех этих штатов исключение составляет единственный штат Канзас, где за женщиной признано не только активное, но и пассивное общинное избирательное право, включающее активное и пассивное право выбора в школьные управления и право референдума по вопросу об утверждении налогов. Активное общинное избирательное право женщины имеют в штате Мичиган с 1893 года. Но это не всеобщее избирательное право, так как оно связано со свидетельством об образовании. Штаты Луизиана, Монтана, Айова и Нью-Йорк предоставили женщинам право голосования по вопросу об утверждении общественных налогов. Большего влияния женщины добились в области школьного управления. Активное и пассивное избирательное право при избрании школьного управления женщинам предоставлено в штатах Коннектикут, Делавэр, Иллинойс, Массачусетс, Миннесота, Монтана, Небраска, Нью-Хемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Северная и Южная Дакота, Огайо, Орегон, Вермонт, Висконсин, Вашингтон и на территории Аризоны. Только активное школьное избирательное право они имеют в Кентукки и на территории Оклахомы, причем в штате Кентукки это право предоставлено только известным классам женщин и на известных условиях. В Калифорнии, Айове, Луизиане, Мэне, Пенсильвании и Род-Айленде женщинам предоставлено и пассивное избирательное право; но только на определенные должности в школьном управлении».

В Новой Зеландии женщины имеют политическое избирательное право уже с 1893 года, и они даже более активно, чем мужчины, принимали участие в парламентских выборах, хотя они обладают лишь активным избирательным правом; выбранными могут быть лишь мужчины. Из 139915 совершеннолетних женщин в избирательные списки в 1893 году были включены не менее 109 461, то есть 785 женщин на каждую тысячу. В выборах приняли участие 90 290–645 на каждую тысячу. В 1896 году число голосовавших составило 108 783 (68 процентов), в 1902 году - 138 565, в 1905 году - 175 046. В Тасмании женщины получили право участвовать в общинных выборах в 1884 году, а политическое избирательное право - в 1903 году. С 1895 года женщины обладают политическим избирательным правом в Южной Австралии, в Западной Австралии - с 1900 года, в Новом Южном Уэльсе - с 1902, в Квинслэнде - с 1905, в Виктории - с 1908 года. Союз этих колониальных штатов ввел для женщин еще в 1902 году избирательное право в союзный парламент. С признанием избирательного права для женщин связано право быть избранными, но до сих пор еще ни одна женщина не была избрана в парламент.

Совершеннолетним женщинам при выборах в парламент предоставлено активное и пассивное право на равных условиях с мужчинами. Менее демократично организовано общинное самоуправление. Право участия в общинном управлении связано с воинской повинностью. С 1889 года женщины, платящие налог, могут избираться в советы попечения о бедных городских и деревенских общин. Они могут быть также избираемы как представительницы советов домов для бедных, в школьные советы и управления.

В результате грандиозной всеобщей забастовки в октябре 1905 года и успехов русской революции была восстановлена конституция в Финляндии. Под давлением рабочего класса сословный финляндский сейм принял закон о всеобщем избирательном праве, включая и женщин. Избирательное право не предоставлялось только пользующимся общественной благотворительностью и не уплатившим государству подушного налога (для мужчины - две марки, для женщины - одна марка). В 1907 году в народное представительство было избрано 19, а в 1908- 25 женщин.

В Норвегии женщины с 1889 года принимают участие в школьном управлении. В городах они могут направляться общинным советом в школьные советы. Женщины, имеющие детей, могут принимать участие в выборах школьных инспекторов. В деревне все, кто платит школьные налоги, могут принимать участие - без различия пола - в общих школьных собраниях. Женщины могут занимать должность школьного инспектора. Им предоставляется влияние и на другие общественные дела. В 1901 году получили активное и пассивное общинное избирательное право все норвежские женщины, достигшие двадцатипятилетнего возраста, норвежские гражданки, проживающие в стране пять лет и платящие в последний налоговый год государственные или общинные налоги с годового дохода не меньше 337,50 марки (300 крон) в сельских округах или 450 марок (400 крон) в городских, а также состоящие в имущественной общности с мужьями, платящими налог с определенного дохода. 200 тысяч женщин получили избирательные права, из них в одной Христиании - 30 тысяч. На первых выборах, состоявшихся при участии женщин, было избрано в городские и сельские собрания 90 женщин (и 160 заместительниц), из них в Христиании - шесть гласных и одна заместительница. 1 июля 1907 года норвежские женщины получили также и политическое избирательное право, однако не на тех условиях, что мужчины: для политических выборов к женщинам предъявляются те же требования, что при коммунальных; около 250 тысяч совершеннолетних пролетарок остаются политически бесправными.

В Швеции уже с 1862 года незамужние женщины пользовались активным избирательным правом при общинных и провинциальных выборах на одинаковых условиях с мужчинами, то есть когда они достигали совершеннолетия, платили налоги с дохода не меньше 560,50 марки и оплачивали свои налоги.

Еще в 1887 году из 62 тысяч женщин голосовали 4 тысячи. Право быть избранными в коммунальные чиновники пока что остается для женщин совершенно недоступным, однако в 1889 году закон предоставил право избрания женщин в советы для бедных и школьные советы. В феврале 1909 года шведские женщины получили пассивное избирательное право во все общинные собрания и городские думы. В 1902 году политическое избирательное право для женщин было отклонено в верхней палате 114 голосами против 64, в 1905 году - 109 голосами против 88.

В Дании женщины после многолетней агитации получили в апреле 1908 года активное и пассивное общинное избирательное право. Право голоса получили женщины, достигшие двадцатипятилетнего возраста и уплачивающие налог с дохода не меньше 900 марок в городе (в деревне меньше) или же состоящие в имущественной общности с мужьями, платящими налог с доходного предприятия.

Кроме того, избирательные права получили женщины-прислуги, содержание и жилище которых засчитывается как заработок. При первых же выборах, которые состоялись в 1909 году, было избрано в Копенгагене в городскую думу семь женщин. В Исландии женщины имеют активное и пассивное общинное избирательное право с 1907 года.

Борьба за женское избирательное право имеет за собой в Англии целую историю. В средние века по древнему праву женщины - собственники земли имели избирательное право; как таковые, они обладали и судебною властью. С течением времени они потеряли эти права. В акте избирательной реформы 1832 года было употреблено слово «person», что по английским понятиям включает в себя лиц обоего пола, мужчин и женщин. Тем не менее закон по отношению к женщинам был истолкован в ограничительном смысле и попытки женщин принять участие в выборах терпели крушение. В избирательном билле 1867 года слово «person» было заменено словом «man». Джон Стюарт Милль предложил вместо man поставить снова person с определенным указанием, что тогда и женщины должны пользоваться избирательным правом на равных условиях с мужчинами. Предложение было отвергнуто 194 голосами против 73. Шестнадцать лет спустя (1883 год) в нижней палате была снова сделана попытка дать женщинам избирательное право. Предложение было отвергнуто большинством лишь 16 голосов. Дальнейшая попытка в 1884 году при значительно большом числе присутствующих членов парламента была отвергнута большинством 136 голосов. Но меньшинство не покорилось. В 1886 году ему удалось в двух чтениях провести предложение о даровании парламентского избирательного права женщинам. Роспуск парламента помешал окончательному решению: 29 ноября 1888 года лорд Солсбери произнес в Эдинбурге речь, в которой он между прочим сказал: «Я искренне надеюсь, что недалек тот день, когда женщины будут разделять с мужчинами избирательное право при парламентских выборах и участвовать в определении политического направления страны». Альфред Россель Уоллес, известный естествоиспытатель и сторонник Дарвина, высказался по этому вопросу таким образом: «Если мужчины и женщины будут иметь свободу следовать своим лучшим импульсам, если и те и другие будут получать наивозможно лучшее воспитание, если на человеческое существо не будет накладываться никаких фальшивых ограничений из-за случайности пола и если общественное мнение будет руководимо мудрейшими и лучшими, под систематическим влиянием которых будет находиться юношество, тогда мы увидим, что войдет в свои права система человеческого подбора, следствием которой должно быть преобразование человечества. Пока женщины принуждены смотреть на брак, как на средство избежать бедности и заброшенности, они остаются по сравнению с мужчинами в невыгодных условиях. Поэтому первым шагом к эмансипации женщин является устранение всех ограничений, которые препятствуют им конкурировать с мужчинами во всех областях промышленности и во всех профессиях. Но мы должны идти дальше и допустить женщин пользоваться своими политическими правами. Женщины не знали бы многих ограничений, от которых они до сих пор страдали, если б они имели прямое представительство в парламенте».

27 апреля 1892 года было снова отклонено во втором чтении предложение сэра А. Роллита 175 голосами против 152. 3 февраля 1897 года нижняя палата приняла предложение о предоставлении женщинам избирательных прав, но вследствие всевозможных маневров противников соответствующий проект провалился в третьем чтении. В 1904 году повторилась та же история.

Избранные в 1906 году члены нижней палаты объявляли себя перед выборами в огромном большинстве сторонниками женского избирательного права. 21 июня 1908 года в Гайд-парке состоялась грандиозная демонстрация. Уже 28 февраля предложение Стонджера, требовавшее для женщин избирательных прав в тех же границах, в каких они существуют в настоящее время для мужчин, было принято 271 голосом против 92.

В области местного управления избирательные права женщин более широки. В собраниях церковных общин женщины, платящие налог, имеют такой же доступ и голос, как и мужчины. С 1899 года женщины Англии на равных условиях с мужчинами пользуются активным и пассивным избирательным правом при выборах в совет общины, совет округа и совет графства. В сельских общинных и окружных советах, точно так же как и в опекунских советах, правом голоса обладают все собственники и съемщики квартир, включая женщин, живущих в общине или округе.

Пассивным избирательным правом обладают в названных общинах все совершеннолетние жители без различия пола. В школьных советах женщины обладают активным, а с 1870 года также и пассивным избирательным правом на равных условиях с мужчинами. Однако в 1903 году английский реакционный школьный закон отнял у женщин пассивное избирательное право при выборах школьного управления Лондонского графства. С 1869 года независимые и незамужние женщины получили право голоса при выборах в государственные советы. Два закона 1907 года установили в Англии и Шотландии избрание незамужних женщин в советы графств и общин. Однако если женщина избиралась председательницей такого совета, то связанный с ним мировой судья не подчинялся ему. Кроме того, женщина теперь могла быть избрана также в советы по церковным делам округа и советы попечения бедных. Первая женщина-бургомистр была избрана в ноябре 1908 года в Алдебурге. В 1908 году в английских советах для бедных заседали 1162 женщины, в школьных советах - 615. В Ирландии женщины, поскольку они являлись самостоятельными плательщиками налогов, располагали активным избирательным правом с 1887 года, а с 1896 года - активным и пассивным избирательным правом при учреждении опеки над бедными. В британской колониальной Северной Америке в большинстве отдельных провинций были введены избирательные права для женщин в области коммунального права, в общем на тех же условиях, какие существуют в Англии. В африканских колониях Англии избирательные права в области общинного представительства также были введены.

Во Франции первый незначительный шаг вперед принес закон от 27 февраля 1880 года. Этим законом создавались выборные начальницы учебных заведений, старшие инспектрисы и инспектрисы при приютах. Эти выборные занимались народными училищами. Следующий закон - от 23 января 1898 года - предоставил женщинам, занимающимся торговлей, право принимать участие в выборах торговых судов. Закон от 27 марта 1907 года, реформировавший промышленные суды, предоставил также и женщинам активное избирательное право в эти органы, а с 25 ноября 1908 года женщины получили и пассивное избирательное право. В Италии в противоположность Германии женщины с 1893 года получили активное и пассивное избирательное право при выборах в промышленные суды. Они могут быть избранными членами совета и правления больниц, сиротских домов, воспитательных учреждений и школьных комиссий.

В Австрии женщины, принадлежащие по своему имущественному положению к курии крупных землевладельцев, могут пользоваться активным избирательным правом при выборах в рейхсрат и ландтаг лично или через уполномоченного мужчину. Женщинам - членам общин, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста и платящим прямые налоги со своей Собственности, промысла или дохода, принадлежит избирательное право при выборах общинного представительства; замужние женщины пользовались своим избирательным правом при посредстве мужа, другие - при посредстве уполномоченного. Что касается избирательного права в ландтаги, то в классе крупных землевладельцев женщины везде его имеют, но нигде (кроме Нижней Австрии) не могут лично им пользоваться. Только в Нижней Австрии закон 1896 года устанавливает личное голосование крупных землевладельцев без различия пола. В промышленных судах женщины, как в Голландии, имеют только активное избирательное право.

В Германии женщины определенно лишены всяких активных и пассивных избирательных прав во все выборные учреждения. При выборе в советы общины в некоторых отдельных немецких землях и провинциях женщины имеют право голоса. Пассивного избирательного права женщины не имеют ни в одной городской или сельской общине. В городах женщины не имеют и активного избирательного права. Исключение из этого правила составляют лишь города великого герцогства Саксен-Веймар-Эйзенаха, княжества Шварцбург-Рудольфштадта и Шварцбург-Зондерсгаузена, праворейнской Баварии и любекского местечка Травемюнде.

В баварских городах всем домовладелицам, в саксенвеймарских и шварцбургских городах всем гражданкам предоставлено право голоса, но лишь в Травемюнде они могут персонально пользоваться им. Что же касается сельских общин, то, как правило, они имеют активное избирательное право там, где оно основывается на землевладении или на уплате определенных налогов. Однако свое избирательное право эти общины должны осуществлять через заместителя; быть избранными они не могут. Так дело обстоит в Пруссии, Брауншвейге, Шлезвиг-Голыптинии, Саксен-Веймаре, Гамбурге и Любеке. В Саксонии по общинному положению женщина пользуется избирательным правом, если она является земельным собственником и не замужем. Если она замужем, то право голоса переходит к мужу.

В тех государствах, в которых право голоса при общинных выборах основывается на общинном гражданском праве, женщина по большей части не имеет права голоса; это наблюдается в Вюртемберге, баварском Пфальце, Бадене, Гессене, Ольденбурге, Ангальте, Готе и Рейсе. В Саксен-Веймар-Эйзенахе, Кобурге, Шварцбург-Рудольфштадте и Шварцбург-Зондерсгаузене женщины не только приобрели те же гражданские права, что и мужчины, но им еще предоставлено равное право голоса независимо от обладания собственностью. Но и здесь женщине отказано в персональном осуществлении своего права.

В прусских провинциях, где для женщины существует ограниченное общинное избирательное право, женщины, имеющие избирательные права, принимают прямо или косвенно участие в выборах в сельские округа и окружные советы. На избирательные съезды крупных землевладельцев и представителей горнорудных и промышленных предприятий женщины избирают депутатов непосредственно, в сельские же общины - косвенно, так как там общинные собрания или общинные советы выбирают не самих представителей, а только выборщиков. Так как окружные советы выбирают депутатов в провинциальные ландтаги, то незначительное количество правоспособных женщин может оказать лишь крайне скромное влияние на управление провинцией.

В последние годы женщины все в большем числе и с лучшими успехами привлекаются к участию в заботах о бедных и сиротах (исключение составляет Бавария), а во многих городах и к участию в школьных комиссиях (Пруссия, Баден, Вюртемберг, Бавария, Саксония) и в комиссиях по обследованию жилищ (Мангейм). Единственной общественной областью, где женщина пользуется активным и пассивным избирательным правом, остается призрение больных. Права же избрания в промышленные и торговые суды остаются для них недоступными. Принцип, по которому женщине, как существу вечно несовершеннолетнему, не дается избирательного права, фактически нарушен. Но все еще противятся признать за ней полное право. Говорят, что предоставить женщине избирательное право опасно, так как она консервативна и легко доступна религиозным предрассудкам. Но то и другое объясняется тем, что она невежественна; следует воспитать ее и показать ей, в чем состоит ее истинный интерес. Впрочем, религиозное влияние при выборах преувеличено. Ультрамонтанская агитация в Германии была лишь потому так успешна, что она умела соединить социальные интересы с религиозными. Ультрамонтанские священники долгое время соперничали с социал-демократами, раскрывая социальное гниение. Отсюда их влияние на массы. С окончанием «культуркампфа» оно постепенно исчезает. Духовенство вынуждено прекратить свою оппозицию против государственной власти, вместе с тем растущие классовые противоречия принуждают его все более учитывать интересы католической буржуазии и католического дворянства, и, таким образом, в социальной области оно должно быть все более и более сдержанным. Вместе с тем оно теряет свое влияние у рабочих, особенно тогда, когда во имя интересов государственной власти и господствующих классов оно вынуждено терпеть или одобрять законы и меры, направленные против интересов рабочего класса. По тем же причинам падает в конце концов влияние духовенства и на женщину. На собраниях и из газет женщины слышат и на собственном опыте убеждаются, в чем состоят их истинные интересы, и, таким образом, они, подобно мужчинам, эмансипируются от духовенства.

В Бельгии, где ультрамонтанизм еще почти безгранично господствует над широкими народными массами, часть католического духовенства видит в предоставлении женщинам избирательного права действительное орудие против социал-демократии, почему и требует его. Точно так же и в Германии отдельные консервативные депутаты всякий раз, когда социал-демократия выставляла в рейхстаге требование женского избирательного права, высказывались за него на том основании, что видят в нем оружие против социал-демократии. Несомненно, что эти взгляды при современной политической несознательности женщин и том влиянии, которое оказывает на них особенно духовенство, имеют некоторое основание. Но это не может ни в коем случае являться причиной отказа женщинам в избирательном праве. В настоящее время имеются еще миллионы рабочих, которые, вопреки своим классовым интересам, избирают представителей буржуазных и церковных партий, чем доказывают свою политическую незрелость, но на этом основании у них не хотят отнять избирательное право. Не дают или отнимают избирательное право не потому, что боятся невежества масс, в том числе женщин, ибо таковыми их сделали господствующие классы, но потому, что боятся, как бы они постепенно не поумнели и не пошли своей собственной дорогой.

Отдельные немецкие государства пока еще так отстали, что не допускают женщин пользоваться даже политическим правом собраний и союзов. В Пруссии, Баварии, Брауншвейге и ряде других немецких государств женщины не могут образовывать никаких политических союзов; в Пруссии, как решил в 1901 году высший административный суд, они не могут принимать участие даже в празднествах политических обществ. Ректор Берлинского университета осенью 1901 года сделал, казалось бы, невозможную бестактность, запретив женщине прочесть реферат в социально-научном студенческом обществе. В том же году брауншвейгская полиция запретила женщинам участие в заседаниях евангелическо-социального конгресса. Прусский министр внутренних дел в 1902 году милостиво заявил, что он готов дать женщинам право присутствовать на собраниях политических обществ в том случае, если они так же, как и еврейские женщины в синагогах, будут находиться в особом отделении залы; это характеризует мелочность нашего общественного порядка. Еще в феврале 1904 года Посадовский мог торжественно провозгласить в рейхстаге: «Пусть женщины не прикасаются к политике!» Но существовавшее положение сделалось неудобным даже для буржуазных партий. Однако только пролетарское женское движение восторжествовало над всеми препятствиями, которые ставило законодательство о союзах. 19 апреля 1908 года появляется наконец новый закон о союзах: единственное улучшение, которое может быть отмечено как существенное, - это предоставление женщинам равноправия в союзах и на собраниях.

С активным избирательным правом связано, разумеется, и пассивное. «Женщина на трибуне рейхстага, это должно хорошо выглядеть!» - слышим мы восклицания. На деле в других государствах женщины уже стоят на парламентских трибунах, и мы также давно привыкли видеть их на трибуне во время их всевозможных конгрессов и собраний. В Северной Америке они появляются на церковной кафедре и на скамье присяжных; почему же им не появляться и на трибуне рейхстага? Первая женщина, которая войдет в рейхстаг, сумеет заставить себя уважать. Когда в него вошли первые рабочие, то считали тоже возможным острить по их адресу и утверждали, что рабочие скоро поймут, какую они сделали глупость, выбрав подобных людей. Но их представители быстро сумели внушить к себе уважение, и теперь уже боятся, как бы их не стало слишком много. Плоские шутники возражают: «Но представьте себе беременную женщину на трибуне рейхстага - как это «неэстетично»». Эти господа находят, однако, в порядке вещей, что труд беременных женщин применяется при самых неэстетичных занятиях, губящих женское достоинство, приличие, здоровье. Негодяй - тот мужчина, который позволяет себе смеяться над беременной женщиной. Простая мысль, что некогда его собственная мать так выглядела, пока он не появился на свет, должна бы его заставить покраснеть, и другая мысль, что он, грубый шутник, сам ожидает от подобного состояния своей жены исполнения своих желаний, должна бы его устыдить и заставить замолчать.

Женщина, которая рожает детей, несет в общих интересах, по меньшей мере, такую же службу, как мужчина, который, рискуя своей жизнью, защищает страну и домашний очаг от врага, стремящегося к завоеваниям; она рожает и воспитывает будущего мужчину, жизнь которого, к сожалению, так часто гибнет «на поле чести». Мало того, жизнь женщины при каждых родах подвергается риску; все наши матери при рождении нас смотрели смерти в лицо, и многие из них пали жертвами этого акта.

«Число женщин, умирающих от родов, - среди которых находятся и жертвы родильной горячки, - например в Пруссии, значительно превышает потери от тифа. В 1905 и 1906 годах число умерших от тифа составило на каждые 10 тысяч живущих женщин соответственно 0,73 и 0,62, а умерших от родов - 2,13 и 1,97. Как бы выглядело дело, справедливо замечает профессор Герф, если бы в таком же числе испытывали бы такие страдания мужчины? Разве не было бы приведено все в движение?

Число женщин, умирающих или хронически заболевающих вследствие родов, гораздо больше числа мужчин, убиваемых и получающих раны на поле битвы. С 1816 по 1876 год в Пруссии умерло только от родильной горячки 321 791 женщина - в среднем по 5363 в год. В Англии число женщин, умерших от родов, с 1847 по 1901 год составило 213 533 и, несмотря на все мероприятия гигиенического характера, умирают ежегодно таким образом 4 тысячи женщин. Это число значительно превышает число мужчин, за то же время убитых или умерших от ран в различных войнах. К этому огромному числу женщин, умерших от родильной горячки, присоединяется еще большее число тех, которые долго болеют вследствие родов или преждевременно умирают. Даже на основании этого женщина может требовать полного равноправия с мужчиной. Это следует сказать в особенности тем, которые обязанность мужчины защищать отечество выставляют как нечто дающее ему преимущество перед женщиной. К тому же большинство мужчин вследствие положения в наших военных учреждениях не выполняют этой обязанности: она состоит для большинства из них только на бумаге.

Все эти поверхностные возражения против общественной деятельности женщин были бы немыслимы, если бы отношение между обоими полами было естественным, а не состояло в искусственно воспитанном антагонизме. Ведь обоих разделяют уже с юности при воспитании и при общении в обществе. В этом антагонизме особенно виновато христианство, которое постоянно разделяет лиц разного пола и поддерживает незнание одних другими, что мешает более свободному, товарищескому общению, взаимному доверию и взаимному пониманию свойств характера каждого.

Первая и важнейшая задача разумно организованного общества должна состоять в том, чтобы уничтожить это вредное разъединение и дать природе вступить в свои права. Неестественность начинается уже в школе: во-первых, - разделение полов, во-вторых, - извращенное обучение или полное отсутствие его во всем том, что касается человека как полового существа. Правда, в каждой хорошей школе в настоящее время преподается естественная история; ребенок узнает, что птицы кладут яйца и высиживают их; он узнает также, что, когда начинается спаривание, для этого необходимы самец и самка; что оба берут на себя устройство гнезд, высиживание и заботу о птенцах. Он узнает, далее, что млекопитающие родят живых детенышей, он слышит также о времени сближения и борьбе самцов из-за самок; он узнает также обыкновенное число рождаемых детенышей и, вероятно, также время ношения плода. Но происхождение и развитие своего собственного рода остается для него неясным, скрытым таинственной завесой. И если ребенок пытается удовлетворить свою естественную любознательность, обращаясь с вопросами к родителям, в особенности к матери - к учителю обратиться он не смеет, - то ему навязываются самые невероятные сказки, которые не могут его удовлетворить и оказывают тем худшее действие, когда он в один прекрасный день все же узнает природу своего происхождения. Мало детей, которые не узнали бы этого к двенадцатому году. К этому присоединяется, что в каждом городке и в особенности в деревне дети уже с самых ранних лет на дворе, на улице, при выгоне скота и т. д. наблюдают в непосредственной близи спаривание домашней птицы, случку скота. Они слышат, как случка и акт родов обсуждаются родителями, прислугой и старшими братьями и сестрами с самой бесцеремонной основательностью. Все это возбуждает в ребенке сомнение в верности родительских рассказов о его собственном появлении на свет. В конце концов наступает день познания, но иным образом, чем он наступил бы при естественном и разумном воспитании. Тайна ребенка ведет к отчуждению между ним и родителями, особенно между ребенком и матерью. Достигают как раз противоположного тому, чего хотели достигнуть в своем неразумии и близорукости. Кто помнит о своем детстве и о товарищах своей юности, тот знает, каковы бывают часто последствия.

Одна американская женщина сообщает в одном своем сочинении, что она в ответ на многократные вопросы своего восьмилетнего сына о его происхождении рассказала ему его истинное происхождение, не желая навязывать ему сказок. Ребенок выслушал ее с величайшим вниманием и с того дня, как он узнал, сколько боли и забот он причинил своей матери, в его отношении к ней стали проявляться небывалые прежде нежность и уважение; он перенес их и на других женщин. Автор исходит из правильного воззрения, что только от естественного воспитания можно ожидать существенного улучшения, в особенности большего уважения и сдержанности со стороны мужского пола к женскому. Кто свободен от предрассудков, тот не может прийти к другому заключению.

С какого бы пункта мы ни начали критику общественных отношений, мы всегда в конце концов приходим к заключению, что необходимо коренное переустройство наших социальных условий и через это коренное изменение в положении полов. Чтобы скорее достигнуть цели, женщина должна искать союзников, и она их, естественно, находит в пролетарском движении. Сознательный пролетариат уже давно начал штурм крепости классового государства, которое поддерживает и господство одного пола над другим. Крепость надо окружить траншеями и принудить к сдаче орудиями всех калибров. Осаждающая армия находит своих офицеров и соответствующее оружие повсюду. Социальная наука и естествознание, исторические изыскания, педагогика, гигиена и статистика доставляют движению боевые припасы и оружие. Философия не отстает и в «Философии освобождения» возвещает осуществление «идеального государства».

Завоевание классового государства и его преобразование облегчаются расколом в рядах его защитников, которые при всей общности интересов борются друг с другом в борьбе за добычу. Интересы одних групп противостоят интересам других. Что нам еще служит на пользу, это - ежедневно возрастающее недовольство в рядах врагов, борцы которых - в значительной степени плоть от нашей плоти, кость от нашей кости; они до сих пор боролись против нас и самих себя по недоразумению и заблуждению, но они постепенно приходят к истинному пониманию положения вещей и примыкают к нам. Далее нам помогает дезертирство честных людей из рядов до сих пор враждебных мыслителей; знание, лучшее понимание вещей побуждает этих людей подняться над их низменными классовыми интересами, и, следуя своему идеальному стремлению к справедливости, они примыкают к массам, борющимся за освобождение.

Многие еще не осознали, что государство и общество находятся в стадии разложения, поэтому необходимо это разъяснить.

Отправляясь на избирательные участки в день голосования, многие современные женщины даже не задумываются над тем, как долог и труден был путь, проделанный миллионами их предшественниц. Ведь они иногда жертвовали всем, чтобы им дали эту возможность - право голоса. Женщинтрадиционно его лишали, и оно отнюдь не является само собой разумеющимся.

Как и другие свободы, это право прошло длительный процесс становления, пока не стало общепризнанным и закрепленным в конституциях многих развитых стран. И достиг этот процесс своего апогея сравнительно недавно: страшно подумать, но еще в 40-х годах ХХ века француженка не могла открыть банковский счет без согласия на то мужа, и только в 1946 году ее допустили на избирательный участок.

В эпоху поздней Римской империи женщина наследовала и владела имуществом, и об этом упоминает Однако интерпретация христианства в католицизме сделала «дочь Евы» виновной в первородном грехе. Стало распространяться мнение, что женщина по природе своей эмоциональна, легкомысленна, глупа и просто не может управлять сама собой, а нуждается в покровителе - сначала отце, а потом муже. Так из юридических кодексов западноевропейских стран исчезает владеть и полностью распоряжаться имуществом. О том, каково было право голосау средневековых женщин, свидетельствует следующий исторический факт. Когда графиня де Фуа высказала собственные аргументы на религиозном диспуте в Памье в начале XIII века, французский клирик бросил ей в лицо: «Госпожа, вернитесь к своей прялке!».

Такое бесправное положение «слабого» пола сохранялось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Ее лозунг «Свобода, равенство и братство» был с энтузиазмом воспринят женщинами, которые активно участвовали во всех политических процессах. Но с опубликованием главного документа революции «Декларации прав человека и гражданина», а также принятием конституции республики, они обнаружили, что эти прекраснодушные лозунги касаются не их, а только мужчин. Олимпия де Гуж, писательница, составила в 1791 году «Декларацию о правах гражданки» - первый манифест феминизма. Но правительство не пошло навстречу половине населения республики, наоборот, все женские союзы оказались под запретом, и «второму полу» даже не разрешали присутствовать на общественных мероприятиях, приравняв его к детям и умалишенным. Олимпия де Гуж закончила жизнь на гильотине. Но француженки были не одиноки в своей борьбе за право голоса.

Мэри Уоллстонкрафт в 1792 году публикует в Лондоне свой труд «В защиту прав женщин», где доказывает необходимость равноправия обоих полов. А суфражизм - движение за право голоса для женщин - зародился в США. Это произошло в 1848 году. В 1870-м женщины Великобритании собрали три миллиона подписей под петицией за право избирать и быть избранными. Они подали эту бумагу на рассмотрение в парламент.

Но первой страной, в которой женщины получили, наконец,право голоса,стала Новая Зеландия - в 1893 году. Позже победа в этом вопросе была достигнута в Австралии (1902), США (1920), Великобритании (1928). В России равноправие женщинам принесла только

В юридических документах многих стран мусульманского мира до сих пор закреплены положения, что женщина не является самостоятельным членом общества. В некоторых государствах она вообще не имеет паспорта, будучи вписана до замужества в документ отца, а после него - в паспорт мужа. Такое положение вещей во многом вызывает проблемы мигрантов, которые живут в западноевропейских странах и США замкнутыми общинами.



Просмотров