Госдума приняла во втором чтении закон о натуральных выплатах в осаго. Поправки к закону об осаго лишат автовладельцев гарантии

Как уже сообщало АСН, данный законопроект в июне 2016 г. внес в Госдуму депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов. 14 декабря он был в первом чтении, а 15 марта ‒ во втором чтении. В Совете Федерации законопроект могут рассмотреть уже 22 марта, после чего он поступит на подпись президенту России Владимиру Путину.

Глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что многие предложения депутатов Госдумы были учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, в том числе была принята норма об установлении новых запчастей при восстановительном ремонте автомобиля. Заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что «текст закона намного лучше, чем был в первом чтении», но несмотря на это фракция ЛДПР не поддерживает законопроект. Представитель фракции КПРФ Алексей Куринный назвал данный законопроект ярким примером лоббизма интересов страховых компаний при поддержке Банка России и призвал голосовать против принятия закона.

Основные положения законопроекта

Законопроект вводит обязательное возмещение вреда в натуре для легковых машин, принадлежащих гражданам и зарегистрированным в РФ. При этом денежная компенсация для таких машин сохраняется в случаях:

  • полной гибели автомобиля;
  • смерти потерпевшего;
  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате ДТП, если он выберет возмещение деньгами;
  • если потерпевший является инвалидом и выберет возмещение деньгами;
  • если стоимость ремонта машины превышает 400 тыс. р. (при оформлении ДТП по Европротоколу – 50 тыс. р.) при условии, что потерпевший не согласен доплатить СТО за ремонт;
  • если СТО, с которой у страховщика заключены договоры, не соответствуют правилам ОСАГО.

Срок проведения восстановительного ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Максимальное расстояние от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км. Для реализации закона страховщики должны будут разместить на своих сайтах реестр СТО, с которыми у них заключены договоры. ЦБ уполномочен определить в правилах ОСАГО требования к организации ремонта и порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО при выявлении недостатков ремонта. При восстановительном ремонте не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, если в соответствии с единой методикой определения расходов на ремонт требуется замена комплектующих. Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего. Новые автомобили, не старше двух лет, должны будут ремонтироваться на СТО официальных дилеров.

Минимальный гарантийный срок на работы по ремонту составляет шесть месяцев, а на кузовные работы и работы с использованием лакокрасочных материалов – год. Страховщика обяжут рассмотреть претензии на качество ремонта. При нарушении сроков ремонта страховщик должен будет выплачивать потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы возмещения за каждый день просрочки. При выявлении неоднократного (два и более раза) в течение года нарушения страховой компанией обязательств по восстановительному ремонту, Банк России вправе ограничить ее право на возмещение вреда в натуре. Потерпевшие, обратившиеся в данную компанию, вновь получают право выбора между денежным и натуральным возмещением.

Положение о приоритете «натурального» возмещения в отношении новых договоров ОСАГО вступит в силу спустя 30 дней после официального опубликования законопроекта. Он вступит в силу сразу на всей территории РФ и обратной силы иметь не будет.

12:59 — REGNUM Закон, предусматривающий приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО, прошел третье, окончательное чтение Госдумы, передает корреспондент ИА REGNUM 17 марта.

Документ был принят в первом чтении 14 декабря 2016 года, он был инициирован депутатом от «Справедливой России» Михаилом Емельяновым . Закон устанавливает приоритет ремонта поврежденного автомобиля над возмещением вреда в денежной форме для легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в РФ.

Кто получит деньги

Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для осуществления денежных выплат по ОСАГО. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей). Кроме того, денежное возмещение будет выплачиваться инвалидам 1 и 2 группы. В том случае, если страховщик не может организовать ремонт в автомастерских, соответствующих правилам обязательного страхования, собственник автомобиля также сможет потребовать возместить ему ремонт машины деньгами.

Реестр СТО

Согласно закону, станция техобслуживания (СТО) должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного ТС составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

Для реализации закона будет создан реестр станций техобслуживания (СТО), сотрудничающих со страховыми компаниями. При этом будет предусмотрена возможность использования автомастерской, не включенной в реестр, если страховая компания согласна с тем, чтобы для ремонта использовалось именно эта СТО. Перечень СТО страховщика необходимо размещать на сайте страховщика в интернете, страховщику вменяется в обязанность поддерживать этот перечень в актуальном состоянии и предоставлять его потерпевшему.

За просрочку ремонта заплатит страховщик

При наступлении страхового случая ремонт может осуществляться на станции из реестра страховщика, либо на выбранной гражданином станции после ее согласования со страховой компанией. При ремонте должны использоваться только новые детали, если страхователь не дал своего согласия на использование б/у деталей. Потерпевший может внести доплату за проведение восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, если стоимость ремонта превышает страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения по «европротоколу». Размер доплаты определяется страховщиком и указывается в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.

Максимальный срок ремонта составляет не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения. Также в поправках установлено право ЦБ при неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту запретить страховой компании осуществлять натуральное возмещение на срок до одного года. Приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО будет действовать только в отношении вновь заключенных договоров.

По мнению главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова («Справедливая Россия»), законопроект улучшает защиту автолюбителей по многим позициям и решает проблему недобросовестных автоюристов, которые зарабатывают на недобросовестных схемах и автоподставах.

«У автовладельцев должно быть право выбора»

Закон вызвал критику ряда депутатов Госдумы. Как подчеркнул глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР), закон не будет работать, а вот тарифы ОСАГО могут повыситься. Он предложил снять закон с рассмотрения в третьем чтении до проведения консультаций ЦБ с фракциями, однако не стал настаивать на голосовании нижней палаты парламента по этому вопросу.

«Если бы ЦБ реагировал на жалобы автолюбителей, то автолюбители бы чувствовали защиту, и сегодня бы тогда Госдума не принимала в третьем чтении вредный проект закона. ЛДПР не будет его поддерживать, этот закон работать не будет» — сказал он, признав, что он «намного лучше, чем в первом чтении», и выразив удивлением тем, что «депутаты от «Справедливой России» внесли такой странный закон». «Но очевидно, что те нормы, которые прописаны в третьем чтении — неработающие нормы либо требующие повышения тарифа. Это опять социальная напряженность. Либо страховые компании не будут выполнять свои обязательства, и тогда продолжатся судебные разбирательства не только со страховыми компаниями, но и с сервисными», — сказал Нилов.

«Мы считаем, что у автовладельцев должно сохраниться право выбора между ремонтом и получением денежной компенсации, кроме того, нельзя всех автоюристов окрестить словом «мошенник» — это только суд может определить, кто мошенник, а кто не мошенник», — отметил парламентарий. «Перед нами пример лоббизма страховых компаний при посредничестве государственного органа — Центробанка. Придя в Госдуму, каждый из нас обязался защищать интересы своих избирателей, а не страховых компаний. Законопроект ущемляет права граждан и свидетельствует о слабости государственной власти, КПРФ не будет голосовать за законопроект», — подчеркнул депутат от КПРФ Алексей Куринный .

МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении поправки в закон об ОСАГО, которые делают основной формой возмещения по "автогражданке" ремонт автомобиля вместо денежной выплаты.

Согласно проекту документа, выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины.

Деньги можно будет получить в исключительных случаях - это полная гибель автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. руб.), если потерпевший не согласен доплатить. Также выплата будет денежной в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на денежную выплату также могут инвалиды. Выплата может быть в деньгах и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком.

Кроме того, автовладелец сможет потребовать деньги, если страховая компания не может организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению "в натуре".

Требования к ремонту

Согласно законопроекту, ремонт по ОСАГО нужно будет делать только с помощью новых запчастей, если только сам автовладелец не согласится на бывшие в употреблении или восстановленные детали. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Автосервис должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего.

Предполагается, что станцию ремонта будет выбирать потерпевший, но из предложенного страховщиком списка его партнеров. Законопроект оставляет автовладельцу возможность отремонтировать машину на станции, с которой у страховщика нет договора, но только по письменному согласованию со страховой компанией.

Для машин в возрасте до двух лет, которые находятся на гарантии, страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. Если подходящей станции в списке партнеров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то выплата также будет в деньгах.

Гарантия на ремонт составит шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы - 12 месяцев. Ответственность за ремонт будет нести страховая компания. Если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим в деньгах.

По новым правилам, при натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей (замену старых деталей на новые). При денежном возмещении разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали (износ), так же, как и сейчас, будет вычитаться из выплаты.

Закон также предусматривает распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения (более двух машин). ПВУ означает, что потерпевший по ОСАГО обращается за выплатой к своему страховщику, а не к страховщику виновника, а затем страховые компании рассчитываются между собой.

Компромиссный вариант закона

Предполагается, что закон начнет действовать через 30 дней со дня официального опубликования. Новые правила будут работать для новых договоров ОСАГО, заключенных после вступления закона в силу.

Принятый депутатами во втором чтении проект документа существенно отличается от версии законопроекта, которая прошла первое чтение 14 декабря 2016 года. Детали реформы ОСАГО вызвали бурную дискуссию депутатов, представителей ЦБ, правительства, страхового рынка и экспертного сообщества.

Первоначальный законопроект, внесенный депутатом от "Справедливой России" Михаилом Емельяновым, подразумевал, что выбирать способ возмещения по ОСАГО (ремонт или деньги) будет страховщик, а не автовладелец, как сейчас. Ко второму чтению депутаты и эксперты пришли к конструкции, что ремонт будет делаться по умолчанию, за исключением ряда оговоренных случаев.

Кроме того, в доработанной версии реформы расширились требования к организации ремонта, в частности, появился пункт о новых деталях и было уточнено допустимое расстояние до автосервиса (по предыдущей версии оно могло доходить до 200 км).

Отдельную дискуссию вызвали сроки вступления закона в силу. Первоначально профильный комитет Госдумы на заседании 21 февраля одобрил поправки ко второму чтению, в соответствии с которыми предполагалось, что в некоторых регионах закон будет иметь обратную силу и распространится на все полисы ОСАГО, в том числе и на приобретенные до его принятия. Однако на заседании комитета 9 марта норма об обратной силе была отменена - закон будет действовать только для новых договоров.

Это очень важно для того, чтобы сами страховщики, станции техобслуживания, Центральный банк могли плавно перейти к новой форме возмещения ущерба, пояснял ранее журналистам председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он напомнил, что со стороны представителей правительства были просьбы об ускоренном рассмотрении закона, чтобы он вступил в действие с начала 2017 года. Однако, отметил Аксаков, депутаты выслушивали все заинтересованные стороны, взаимодействовали с экспертным сообществом, страховым сообществом, регулятором. В результате, по мнению главы комитета, получился сбалансированный законопроект.

Главная цель реформы ОСАГО - преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность "автогражданки" в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.

После принятия во втором и третьем чтениях поправок к закону об ОСАГО некоторые отечественные автомобилисты лишатся гарантии на свои машины.

Напомним, Госдума уже одобрила во втором и третьем чтениях важные поправки к законопроекту по ОСАГО, которые принципиально меняют всю систему страхования автогражданской ответственности в России. Поправки предполагают замену денежного возмещения потерпевшим ремонтом повреждённого транспортного средства. Приоритет натурального возмещения над материальным вводится на всей территории страны. Под действие поправок подпадают все новые полисы, приобретённые после вступления закона в силу (через 30 дней после публикации).

Таким образом, поправки к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предполагают передачу выбора метода возмещения ущерба от автомобилиста к страховой компании. Если сегодня потерпевший вправе сам решать, какой формой возмещения воспользоваться - получить денежную компенсацию или отремонтировать автомобиль в сервисе страховой компании, - то после вступления поправок в силу выбора уже не будет: только ремонт. Едва ли не единственное, что можно будет изменить - выбрать из списка сервисный центр, который, на ваш взгляд, удобнее или лучше других.

При заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности автомобилистам предложат выбрать из перечня станций технического обслуживания наиболее подходящую. Страховщик обязан будет информировать потерпевших и страхователей о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключён договор обязательного страхования, с указанием местоположения, марок и года выпуска обслуживаемых транспортных средств, примерным сроком ремонта и иной информации на своём официальном сайте. В случае ДТП транспортное средство потерпевшего будет направляться на ремонт с указанием станции технического обслуживания. Приоритет будет отдаваться станции, указанной в заявлении. При невозможности ремонта на указанной станции потерпевший сможет выбрать способ возмещения вреда в денежной форме либо согласиться на восстановительный ремонт на одной из другой станций из списка страховщика.

При этом автомобилистов не просто серьёзно ограничат в правах, но и в некоторых случаях лишат гарантии автопроизводителя. Дело в том, что поправки предполагают ограничение ремонта в официальных дилерских центрах за счёт страховщиков. Возрастной лимит - всего лишь два года с момента выпуска транспортного средства. В случае превышения этого возраста автомобиль потерпевшего будет ремонтироваться на независимых СТО, а это значит, что владелец повреждённого авто лишится гарантии. Напомним, многие автопроизводители предоставляют гарантию на свою продукцию на 3 и даже 5 лет. Естественно, при ремонте уже не будут применяться оригинальные и соответственно дорогие запчасти - детали заменят на более дешёвые аналоги. Таким образом, больнее всего новые правила ударят по самой незащищённой категории автовладельцев - обладателей бюджетной техники; гарантия на продукцию премиальных брендов традиционно меньше и не достигает указанного возраста.

Что касается СТО страховых компаний, требований к ним будет предъявляться немного: они должны находиться не дальше 10 км от границ города, если в нем живет более 500 тыс. человек, и не дальше 200 - если жителей меньше. Плюс сервис должен заниматься обслуживанием машин, марка, категория и возраст которых совпадают с характеристиками транспортного средства потерпевшего. Сроки восстановительного ремонта не должны превышать 30 рабочих дней с момента представления потерпевшим транспортного средства на станцию техобслуживания. А гарантия на восстановленный автомобиль не должна быть менее двух месяцев.

Минимальный срок гарантии на ремонт автомобиля составит 6 месяцев, а на кузовные работы гарантия увеличится вдвое - до 12. На ремонт СТО отводится 30 дней с момента поступления повреждённой машины. Для ремонта должны будут применяться новые детали, то есть износ транспортного средства учитываться не будет. За нарушение сроков ремонта со страховщика взыщут неустойку в размере 0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки.

Совет Федерации рассмотрит поправки о натуральных выплатах в ОСАГО на ближайшем заседании 22 марта. Таким образом, закон может вступить в силу в конце апреля - начале мая этого года.


В пятницу Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении множество поправок в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), которые, по задумке депутатов, должны облегчить жизнь автомобилистам. Правда наступит это "облегчение" не сразу - даже если законопроект оперативно одобрят Совет Федерации и президент, он вступит в силу лишь с 1 марта 2008 года.

Главная новость в том, что скоро вызывать сотрудников ГИБДД на место мелкой аварии, станет необязательно - автовладельцы смогут сами оформить все необходимые документы для получения компенсации. Кроме этого, будет увеличена сумма страхового возмещения, введена ответственность для страховых компаний за несвоевременную выплату денег пострадавшему в ДТП, а страховщики смогут вступить в международную систему автострахования "Зеленая карта".

Теперь без ГАИ

Возможность обходиться без ГАИ при оформлении мелкой аварии нам обещали давно. Но в силу она не вступит далеко не сразу - автолюбителям придется ждать до 1 декабря 2008 года. А до этого момента придется "по старинке" обращаться за помощью к инспекторам ДПС.

После 1 декабря 2008 года автовладельцам позволят самостоятельно оформлять ДТП только при условии, что в нем приняли участие не более двух автомобилей и нет пострадавших.

Еще одно новшество, предусмотренное законом - возможность получить компенсацию по ОСАГО в "своей" страховой компании, а не в компании виновников аварии, как это происходит сейчас. Такая схема выплат будет работать лишь после 1 июля 2008 года, при условии, что в ДТП нет пострадавших, и участвовали в нем не более двух машин.

И в случае самостоятельного оформления аварий, и при получении компенсации в своей "страховой" компании есть одно серьезное ограничение - сумма ущерба не должна превышать 25 тысяч рублей. Если потом, во время ремонта, выяснится, что восстановление машины стоит больших денег, потерпевшему придется смириться с этим и компенсировать превышение самостоятельно или взыскивать ее с виновника аварии в судебном порядке.

В случаях, когда участникам ДТП сразу понятно, что 25 тысяч компенсации им не хватит, придется, как это происходит сейчас, вызывать инспекторов ДПС и требовать возмещения ущерба у страховой компании виновника.

Без ограничений

Сейчас, если в аварии пострадали люди, то страховая компания обязана выплатить им компенсацию в размере 240 тысяч рублей "на всех". То есть, в случае, когда пострадавших, скажем, десять и более человек, то достанутся им совсем небольшие деньги. Максимальная компенсация за ущерб имуществу сейчас составляет (автомобилям и не только) - 160 тысяч рублей. И, опять же, если в аварии пострадало несколько автомобилей, то на ремонт каждого из них выплачиваются копейки.

С 1 марта, когда закон вступит в силу, каждый пострадавший, независимо от их числа, сможет получить от страховщика до 160 тысяч рублей за вред, причиненный его здоровью. Эта же сумма - 160 тысяч рублей - будет выплачиваться родственникам каждого погибшего в ДТП.

А владельцы всех автомобилей, поврежденных в аварии, смогут получить до 120 тысяч рублей за ремонт. Также вне зависимости от их числа.

За границей

Сейчас, выезжая на своем автомобиле за границу, российские автовладельцы вынуждены покупать полисы обязательного страхования ("Зеленые карты" или "Грин-карты") у иностранных страховщиков.

Согласно новому закону с начала 2009 года эти полисы смогут продавать и российские компании, которых допустят в международную систему страхования автогражданской ответственности.

Также закон сделал страхование машины при выезде за границу обязательным. Минимальный срок действия полиса в этом случае - 15 дней.

Остальное

  • Всем инвалидам, которым транспортное средство необходимо по медицинским показаниям, при покупке страхового полиса предоставят 50-процентную скидку. Сейчас на подобную льготу могут претендовать только люди, получившие автомобили через органы социальной защиты.
  • Страховым компаниям теперь отводится не 15, а 30 календарных дней на рассмотрение заявок о выплате ущерба по ОСАГО. Если за этот срок компания не оформит отказ или не выплатит деньги, она будет оштрафована. За каждый день просрочки страховщик вынужден будет заплатить 7,5 процентов от суммы ущерба. Точнее говоря, 3/4 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день, когда страховщик обязан выплатить всю сумму. Сейчас она составляет 10 процентов.
  • Минимальный срок действия полиса ОСАГО уменьшен до трех месяцев (сейчас - полгода).
  • Можно будет обойтись без независимой экспертизы, если у страховой компании и пострадавшего в ДТП нет никаких разногласий по поводу суммы ущерба.

    В итоге

    По мнению некоторых экспертов, вступление в силу "поправленной" "автогражданки" может привести к увеличению стоимости полисов. Также ожидается, что новое ОСАГО приведет в росту количества и сумм страховых выплат, что прежде всего скажется на страховых компаниях в регионах. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на агентство "Эксперт РА", в настоящее время некоторые страховщики уже работают в убыток, и новые нормы к 2009 году могут привести к кризису рынка страхования. И увеличение стоимости полисов аналитики считают единственной возможностью этот кризис предотвратить.



  • Просмотров