Если исполнительный лист исполнен что. Исполнительный лист

Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы.

Цель экологического контроля – охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля:

- информационный (сбор и обобщение экологической информации);

- предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий);

- карательный (применение мер государственного принуждения к эконарушителям).

Объектами экологического контроля являются состояние окружающей природной среды, выполнение обязательных мер по охране и соблюдение экологического законодательства юридическими и физическими лицами.

Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полномочия. В частности, согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г., ст. 66), они имеют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экономического законодательства;

Привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодательства.

Помимо государственного, в нашей стране действуют еще производственный и общественный контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выполнение планов и мероприятий по выполнению требований природоохранного законодательства на самом предприятии. Все большое развитие получает общественный контроль , когда контроль за выполнением природоохранных требований осуществляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей природной среды включает в себя такую важную форму предупредительного контроля, как экспертиза.

Экологическая экспертиза – оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача – оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам.

Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), законодательные постановления, указы и другие природоохранные акты субъектов федерации (республики, края, области). Нормативной базой – весь комплекс существующих природоохранных и технических стандартов, ГОСТов, строительных норм и правил, санитарно-гигиенические и экологические нормативы.

В соответствии с законом РФ «Об экологической экспертизе» она должна осуществляться на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ-Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входит: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер.

Основным документом экологической экспертизы является заключение экологической экспертизы – документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду объекта и о возможности реализации, одобренной большинством списочного состава экспертной комиссии. В случае отрицательного заключения при условии переработки с учетом заключений, заказчик вправе предоставить материалы на повторную экспертизу.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы – за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1 % от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1 %). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущерба, в результате ошибочных решений. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программ начинается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экология

Федеральное государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. ижевская государственная сельскохозяйтвенная академия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 574 (075.8) ББК 28.080я73 Б 92 Учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего професси

Бусоргина Н.А., Ведерников К.Е
Б 92 Экология. Курс лекций: учеб. пособие / Н.А. Бусоргина, К.Е. Ведерников. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. - 162 с. В учебном пособии изложены лек

Экология, как наука
1. Содержание, предмет и задачи экологии 2. Краткий очерк истории экологии 3. Структура современной экологии 4. Методы экологических исследований

Структура современной экологии
В структуре экологии (рис. 1) выделяются следующие крупные подразделения: - общая экология (биоэкология) – теоретическая - изучает общие закономерности взаимоотношений живых организ

Методы экологических исследований
Методы исследований – это пути и способы изучения экологических явлений. Основные методы экологических исследований: полевые, экспериментальные (лабораторные) исследования с использованием экосисте

Закон эволюционной необратимости (Закон существования вида)
Любая экосистема находится в развитии. Живые организмы рождаются и умирают, продолжительность их существования на Земле ограничена. Чем более высокоорганизован вид, тем меньшую продолжительность су

Закон внутреннего динамического равновесия
Открытие этого закона принадлежит В.И. Вернадскому. Изучая изменения в природе, он установил, что любая биологическая система, эволюционно развиваясь, изменяется и это изменение тесно связано с изм

Закон снижения энергетической эффективности природопользования
С ходом исторического времени при получении из природных систем полезной продукции на ее единицу в среднем затрачивается все больше энергии. Например, расход топлива в России на единицу се

Понятие о среде обитания и экологических факторах
Природа нашей планеты прекрасна и очень разнообразна. Многочисленные озера, моря, реки, горы, равнины, болота, пустыни, леса, степи… И всюду протекает жизнь. Все огромное разнообразие природных усл

Основные закономерности действия экологических факторов
Число всевозможных экологических факторов потенциально является неограниченным. Несмотря на многообразное влияние экологических факторов на организмы можно выявить общий характер (закономерности) и

Основные представления об адаптациях организмов
Своеобразие условий каждой среды жизни обусловили своеобразие живых организмов. У всех организмов в процессе эволюции выработались специфические, морфологические, физиологические, поведенческие и д

Температура
Температура – важнейший из ограничивающих факторов, так как тепловой режим определяет все физиологические процессы живых организмов. Пределы, в которых можно существовать жизнь очень узки – около 3

Совместное действие температуры и влажности
Температура и влажность, действуя в непрерывном единстве определяют «качество» климата. Разнообразие климата создает большое разнообразие экологических условий и, как следствие, флора и фаун

Циркуляция воздушных масс
Причинами возникновения движения воздушных масс (ветра) являются в первую очередь неодинаковый нагрев земной поверхности, что вызывает перепады давления, а так же вращение Земли. Ветры, вз

Эдафические факторы
Эдафические (почвенные) факторы определяются минеральной составляющей (50-60%), органическим веществом (до 10%), почвенным воздухом (15-20%), влагой (до 25-35%), почвенными организмами. По

Экологические индикаторы
Организмы, по которым можно определить тип физической среды, где они росли и развивались, являются индикаторами среды. Например, галофиты. Адаптируясь к засолению, они приобретают определенные морф

Типы взаимодействия между организмами (общая характеристика биотических факторов)
Биотические факторы – это совокупностьвлияний жизнедеятельности одних организмов на другие и на окружающую среду.Среди них выделяют: - зоогенные факторы (влияние животных орг

Демэкология (экология популяций)
1. Понятие о популяции 2. Статистические показатели популяции 3. Динамические показатели популяции 4. Продолжительность жизни и выживаемость. Экологическа

Понятие о популяции
Термин «популяция» происходит от латинского слова populus – народ. Термин «популяция» был введен датским ученым–генетиком В. Йогансеном в 1903 г. Популяция – это группа особей одног

Статистические показатели популяции
Статистические показатели популяции характеризуют состояние попу­ляции на данный момент времени. К ним относятся численность, плотность и показатели половой, возрастной, генетической, пространствен

Динамические показатели популяции
Динамические показатели популяции отражают процессы, протекающие в популяции за определенный промежуток времени. Основные из них: рождаемость, смертность, скорость роста популяции. Рожд

Продолжительность жизни и выживаемость. Экологическая стратегия выживаемости
Продолжительность жизни – это длительность существования особи. Различают физиологическую, максимальную, среднюю продолжительность жизни. Физиологическая – это продолжительно

Регуляция численности (плотности) популяции
Каждому виду присуща определенная оптимальная плотность популяции, отклонения от которой в обе стороны отрицательно сказывается на темпах воспроизводства и жизнедеятельности особей. Поддер

Синэкология (экология сообществ)
1. Понятие «сообщество» 2. Структурная организация сообществ 3. Экологические системы 3.1 Структурная организация экосистемы 3.2 Энергия экосисте

Структурная организация сообществ
Различают видовую, пространственную и экологическую структуры биоценоза (сообщества). Видовая структура - разнообразие представленных в нем видов и соотношение их числ

Экологические системы
Экосистема является частью земной или водной поверхности, однородной по топографическим, микроклиматическим, почвенным, гидрологическим и биологическим условиям. Она является относительно устойчиво

Структурная организация экосистемы
Структурную организацию экосистемы можно рассмотреть с трофической и биологической точек рения. С точки зрения трофической структуры экосистему можно разделить на два яруса - автотрофный и

Энергия экосистемы
Все взаимодействия компонентов экосистемы основаны на обмене веществом и энергией между ними. Основным источником энергии в экосистемах Земли служит Солнце. На Земле энергия солнечного излучения вк

Экологические пирамиды
В экосистеме при передаче энергии с одного трофического уровня на другой большая часть энергии рассеивается в виде тепла (в соответствии со вторым законом термодинамики), и только около 10% от перв

Продуктивность экосистем
Биологическая продуктивность – общее количество органического вещества, производимое за единицу времени на единицу площади. Общая масса особей одного вида, группы видов или сообщест

Сукцессия и климакс экосистемы
Изменения в сообществах могут быть циклическими и поступательными. Циклические изменения – периодические изменения в биоценозе (суточные, сезонные, многолетние)

Различия водных и наземных биоценозов
Структура и функции сообществ рассматривались главным образом на примерах наземных биоценозов. Однако между наземными и водными биоценозами, несмотря на сходное проявление основных закономерностей,

Антропогенные экосистемы
К антропогенным экосистемам относят: урбосистемы и агроэкосистемы. Урбосистемы (урбанистические системы) - искусственные экосистемы, возникающие в результате ра

Агроэкосистемы (сельскохозяйственные экосистемы)
Распространение сельскохозяйственных культур оказало огромное влияние на наземные экосистемы. Вместо естественных биогеоценозов, экосистем, ландшафтов появились агросфера, аграрные ландшафты, агроэ

Понятие о лесной экосистеме
Лесом не могут быть одно или даже значительная группа деревьев. Для леса характерно наличие множества деревьев, расположенных на каких-либо участках земной поверхности и представляющих ландшафты ил

Ярусность лесной экосистемы
В лесной экосистеме ярко проявляется вертикальная структура, характеризующая плотность заселения всего пространства сообществами организмов. Чем благоприятнее условия местообитания, тем больше ярус

Устойчивость и поглотительная способность лесных экосистем
Лесная экосистема достигает относительной устойчивости (климакса), когда ее биологическое сообщество приходит в равновесие с окружающей средой в течение длительного промежутка времени. Лес

Средозащитная (экологическая) и социальная роль лесов
Лесной покров оказывает воздействие на все компоненты биосферы, являясь важной составной частью окружающей природной средой. Как экологическая система, лес выполняет различные функции. Влияние лесо

Биосфера, ее строение и границы
Организмы, населяющие нашу планету, обитают в оболочке Земли, называемой биосфера (от греч. bios-жизнь и sphaira-шар) Первые представления о биосфере как области жизни и наружной об

Типы вещества биосферы. Функции живого вещества
По представлениям В.И. Вернадского биосфера включает 7 разных, но геологических взаимосвязанных типов веществ. 1. Живое вещество – живые организмы, населяющие нашу планету.

Свойства живого вещества
Живое вещество обладает уникальными особенностями, обуславливающими его крайне высокую преобразующую деятельность. 1. Стремление заполнить собой все окружающее пространство - «давле

Биохимические циклы
Для биосферы характерно не только присутствие живого вещества. По Дж. Хатчинсону (1972) она обладает также следующими тремя особенностями: - во-первых, в ней содержится почти вся жидкая во

Эволюция биосферы
Эволюция - это необратимый постепенный закономерный процесс исторического развития природы (филогенез). В основе эволюции биосферы лежит зарождение и развитие жизни на нашей планете. Учены

Целостность биосферы как глобальной экосистемы
Закон целостности биосферы можно сформулировать так: биогенный ток атомов между компонентами биосферы связывает их в единую материальную систему, в которой изменение даже одного звена влечет за

Взаимоотношения природы и общества
1. Воздействие человека на природу 2. Экологический кризис, экологическая катастрофа, стихийные бедствия 3. Важнейшие экологические проблемы в современном мире:

Воздействие человека на природу
Взаимоотношения общества и природы – это воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Бедствия
Несбалансированные взаимоотношения общества и природы часто приводит к экологическому кризису или даже экологической катастрофе. Стадию взаимодействия общества и природы, при которой до пр

Загрязнение окружающей среды
Загрязнением называют поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах,

Парниковый эффект
Парниковый эффект (тепличный оранжерейный) эффект – разогрев нижних слоев атмосферы, вследствие способности атмосферы пропускать коротковолновую солнечную радиацию, но задерживать длинноволн

Разрушение озонового слоя
Слой атмосферы с наибольшей концентрацией озона на высоте 20-25 (22-24) км называется озоносферой. «Озоновая дыра» – значительное пространство в озоносфере планеты с заметно пониженным (до 5

Образование смога
Смог – ядовитая смесь дыма, тумана, пыли. Различают три типа смога: лондонский, лос-анджелесский и ледяной. Лондонский (зимний) смог образуется зимой в крупных промышленных ц

Кислотные дожди
Кислотный дождь – дождь или снег, подкисленный до рН<5,6 из-за растворения в атмосферной влаге антропогенных выбросов (диоксид серы, оксиды азота, хлороводорода и пр.) Отрицатель

Проблема отходов
Наиболее острой экологической проблемой является загрязнение окружающей природной среды отходами производства и потребления и в первую очередь опасными отходами. Отходы являются источником загрязне

Шумовое воздействие
Шумовое воздействие – одна из форм вредного физического воздействия на окружающую среду. Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого превышения естественного уровня звуковых

Деградация окружающей природной среды и здоровье человека
Экологической действие загрязняющих агентов может проявляться по-разному; оно может затрагивать либо отдельные организмы, проявляться на организменном уровне, либо популяции, биоценозы, экосистемы

Агроэкологические проблемы. Природоохранная деятельность в сельскохозяйственной отрасли
1. Экологические функции почвы. Значение почвы в сельскохозяйственном производстве 2. Деградация почвенного покрова 3. Проблема пестицидов 4. Проблема рационального испол

Значение почвы в сельскохозяйственном производстве
Почва является неотъемлемой частью любого наземного биогеоценоза и биосферы в целом. При этом она выполняет ряд экологических функций. Экологические функции почвы можно разделить на две большие гру

Деградация почвенного покрова
В результате хозяйственной деятельности почва часто теряет свое плодородие, деградирует или даже полностью разрушается. Деградация – постепенное ухудшение свойств почвы, которое соп

Проблема пестицидов
Особую опасность для экосистем и для здоровья людей представляют многочисленные пестициды - ядохимикаты, применяемые в полеводстве и лесном хозяйстве для борьбы с грибковыми и вирусными забо

Животных (ГОСТ 12.1.007-76)
Показатель Класс опасности 1 - чрезвычайно опасные 2 - высоко опасные 3 - умеренно опасные 4

Проблема рационального использования удобрений
Удобрениями называют вещества, содержащее питательные элементы в усвояемой растениями форме, внесение которых или в почву, или в форме подкормок приводит к повышению урожайности культурных растений

Азотные удобрения
Было обнаружено, что избыточное внесение минеральных азотных и органических (навоз, компост и др.) удобрений приводит к загрязнению почв и к получению экологически некачественной продукции, загрязн

Фосфорные удобрения
Специфической особенностью фосфорных удобрений является то, что применение их в больших дозах приводит к накоплению в почве многочисленных токсических элементов, особенно: стронция, кадмия, фтора,

Калийные удобрения
К наиболее распространенным калийным удобрениям относятся: хлорид калия, сульфат калия, природные калийные соли, главным образом сильвинит. Эти удобрения также могут отрицательно воздействовать на

Экологические проблемы орошения и осушения почв
Орошение – один из древнейших способов повышения продуктивности почв, а в настоящее время – одно из важнейших направлений интенсификации сельскохозяйственного производства в регионах с недос

Животноводство и окружающая природная среда
Значительное влияние на природную среду оказывает животноводство. В сельском хозяйстве разводят преимущественно растительноядных животных, поэтому для них создают растительную кормовую базу (луга,

Адаптивное растениеводство
В настоящее время техногенная интенсификация растениеводства поддерживается все возрастающим применением средств механизации, сортов и гибридов, высоких доз минеральных удобрений и пестицидов, расш

Альтернативные системы земледелия
Наряду с традиционными приемами ведения сельского хозяйства во многих странах развивается альтернативное (биологическое) земледелие, которому во многом способствовали отрицательные последствия инте

Лесоаграрные ландшафты
Лесоаграрными называются освоенные распаханные и освоенные целинные, а так же культурные агроландшафты, включающие в свою структуру средозащитные лесные насаждения (облесенные поля и пастбища, п

Защита биотических сообществ
1. Значение растительного и животного мира в биосфере. 2. Причины утраты биологического разнообразия 3. Красная книга 4. Особо охраняемые природные террит

Значение растительного и животного мира в биосфере
Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. В процессе фотосинтеза

Причины утраты биологического разнообразия
Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания растений и животных следующие: - нарушение среды обитания; - чрезмерное добывание, промысел

Красная книга
Особое место в системе мероприятий по охране растительного и животного мира отводится Красной книге. Красная книга – это официальный документ, который содержит список редких и наход

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Главной задачей охраны природы является охрана биологического разнообразия, а именно генофонда – совокупности генов, которые имеются у всех особей популяций. Наиболее эффективной мерой охраны биоло


Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окру

Государственные органы охраны окружающей среды
Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории: общей и специальной компетенции. К государственным органа

Нормирование качества окружающей среды
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой является природные условия, условия на рабочем месте и жилищные

Экологическая стандартизация и паспортизация
Общее положение экологического законодательства России конкретизируется в государственных стандартах (ГОСТ). Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий

Экологический паспорт предприятия
Комплексные экологические требования применительно к каждому отдельному предприятию конкретизируется в его экологическом паспорте. Экологический паспорт предприятия – это основной н

Экологический мониторинг
В природоохранительном законодательстве РФ государственная служба мониторинга определяется как часть общей системы экологического контроля, обеспечивая эту службу информацией о состоянии окружающей

Мониторинг лесов
Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесно

Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудител

Окружающей природной среды
(ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА) 1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 2. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязн

Загрязнителей
Система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды, государственный учет, денежная оценка природного ресурса определяются на основе кадастров природных ресурсов органами статистического

Лицензия, договор и лимиты на природопользование
Порядок пользования природной средой и природными ресурсами основывается на принципах охраны окружающей среды и неистощимости использования природных ресурсов. Эффективными средствами охраны окружа

Окружающей среды
Важнейшим элементом нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы является платность природных ресурсов. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной

Финансирование природоохранной деятельности
Финансирование природоохранных мероприятий – предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Финансирование затрат на восстановление и охрану окружающей природной среды осу

Международное сотрудничество
В настоящее время истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. Природа не знает государственных границ, она всеобщ


1. Агроэкология /В.А. Черников, А.В. Голубев и др.; Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса. – М.: Колос, 2000. – 536 с. 2. Агроэкология. Методология, технология, экономика /В.А. Черников,

Экология
Курс лекций Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Лесное хозяйство» очной и заочной форм обучения и ФНПО.

Экологический контроль – это одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется абсолютно на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду, можно сказать, тотально. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь экологический контроль в узком смысле как проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом осуществлять и надзор в сфере государственного экологического управления. В литературе подробно описывайся различные виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне- и надведомственный арактер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением деятельности, лишением права природопользования, наложением штрафов и других административных взысканий). В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности - предупредительного и текущего; по критерию субъекта контроля - общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией либо компетенцией особого рода, например, в области экспортного контроля за ввозом и вывозом возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, технологий, которые могут быть использованы для разработки оружия массового поражения, и т.п. Передача ими полномочий в области экологического контроля другим субъектам должна быть оформлена особо, отражена в нормативном правовом акте, соответствовать статусу и другим правомочиям этих субъектов. Специальный же контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Как правило, этому посвящены либо отдельные главы федеральных законов, либо статьи, либо подзаконные акты в целом, в частности ведомственные. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 1 осуществление экологического контроля (и надзора) возложено на федеральные службы в соответствующих сферах деятельности, а именно на: Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу безопасности. В отдельных случаях контроль могут осуществлять и другие органы.

Объекты государственного экологического контроля перечислены в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» 2 . К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т.п. Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются - независимо от форм собственности - такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го классов опасности в год; сбрасывается более 15 млн куб. метров сточных вод в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т.д.

Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Так, ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии, но осуществление государственного экологического контроля возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. На Министерство природных ресурсов и экологии РФ возложен ведомственный контроль за работой комитетов субъектов РФ, но государственный - в области использования лесов, недр, вод и т.п. всеми иными субъектами хозяйственной и управленческой деятельности - осуществляет находящаяся в его ведении Федеральная служба по надзору в области природопользования.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным энергетиком, начальником лаборатории и т.п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием прав и обязанностей. Виды контрольных структур предприятия и масштабы, способы их деятельности зависят от его организационно-правовой формы. Обычно производственный экологический контроль включает проверку: а) выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, снижение затрат энергоресурсов, уровня потребления природных ресурсов; б) соблюдения экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности; в) строительства природоохранных объектов; г) проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранения иных негативных последствий производственной деятельности.

Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие не только в РФ, но и в других странах. Его существование как важного правового института основывается на многих международных документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, связаны с экологическими рисками и угрозой наступления экологического вреда, а также регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации. Направления и формы экологического общественного контроля постоянно расширяются. Эти тенденции, а возможно - даже закономерности современной правовой и эколого-правовой реальности - находят свое отражение в законодательстве. Трудно отыскать закон или подзаконный акт, в котором не предусматривались бы - пусть в общей форме или с ограничениями - права общественных объединений в области контроля, судебного обжалования действий публичной власти и, главное, обязанности таковой реагировать на инициативы и требования общественности.

По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в природоохранительные, правоохранительные органы и суды. Косвенно общественный экологический контроль проявляется в актах протеста, митингах, демонстрациях, иных формах выражения общественного мнения по поводу государственной экологической политики или в связи с планированием и осуществлением отдельных мероприятий, затрагивающих экологические права и интересы граждан, а также в сообщениях и других публикациях средств массовой информации. Здесь достаточно напомнить о реакции общественности на планы ввоза радиоактивных отходов в страну.

Вопросы разделения контрольных полномочий являются не только предметом теоретических дискуссий или размышлений законодателя. Судебная практика реагирует на эту проблему, учитывая и экологическую и экономическую значимость обеспечения надлежащего контроля со стороны всех заинтересованных в соблюдении экологического законодательства субъектов. Так, в определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 26 мая 2003 г. указывается: «Наделение органов государственной власти полномочиями на осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности не лишает органы местного самоуправления права на осуществление на тех же объектах, находящихся на территории муниципального образования, муниципального экологического контроля» 1 .

Именно путем экологического контроля достигаются следующие задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных; поддержание законности и правопорядка; предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.

Экологический контроль проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора: авторским, санитарным, радиационным, строительным и др. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов, иногда помогает решить проблему за счет объединения сил и усиления «давления» на хозяйствующих субъектов.

Права и обязанности должностных лиц органов экологического контроля. Перечень этих прав и корреспондирующих им обязанностей в принципе не отличается от иных в сфере государственного управления и контроля. Указанные лица имеют права на: запрос и получение информации, необходимой для выполнения возложенных на них функций; проведение проверок как документации, так и фактического положения дел, в том числе путем взятия проб, проведения замеров, обследований и т.п.; вход на подконтрольные объекты (в необходимых случаях с соблюдением установленных режимных ограничений); получение устных и письменных объяснений от руководителей и других работников предприятий, организаций и учреждений, иных лиц; дачу заключений о соответствии деятельности, состояния объекта, изделий, материалов, сырья, продукции и отдельных параметров и показателей требованиям экологического законодательства; выдачу обязательных предписаний об устранении недостатков и нарушений в деятельности; приостановление и (или) прекращение экологически опасной деятельности; приостановление и аннулирование выданных лицензий (разрешений) в случае нарушения их условий; применение мер административного взыскания, и т.п. Некоторые категории имеют право на применение служебного оружия, спецсредств, обыск и досмотр. 1 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, производимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения, в том числе орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и т.п., должностные лица производят в присутствии понятых. В исключительных случаях, например, если при физическом лице находится оружие, эти действия могут производиться без понятых. Составление протокола обязательно; кроме того, в случае необходимости ведется фото- и киносъемка, видеозапись, применяются иные способы фиксации вещественных доказательств. Об этом делается запись в протоколе.

2.Эколого–правовые меры охраны окружающей природной среды курортных зон

Лечебно-оздоровительная местность - это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения 1 .

Наряду с понятием «лечебно-оздоровительная местность» существует понятие «курорт». Курортом называется освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти; курортным регионом (районом) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санаторной (горно-санаторной) охраны.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 2 природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ (региональная собственность) 3 .

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду. На территории третьей зоны действуют ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид деятельности.

К землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного населения народов РФ, в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений (ст. 99 ЗК РФ).

Земли историко-культурного назначения используются в особом порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ 1 .

Организации охраны особо охраняемых природных территорий посвящен разд. IX Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» 2 . Этим же Законом (ст. 36) установлена уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

За нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством РФ устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность (ст. 19 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

Физические и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный нарушением режима особо охраняемых природных территорий в соответствии с таксами и методиками, устанавливаемыми законодательством РФ.

Задача

16 мая 2009 года на русле реки Кубань Кравченко Ю.В. ловил рыбу для личных нужд используя запрещенные орудия ловли.

Его действия были пресечены работниками рыбинспекции. Допрошенный в судебном заседании Кравченко Ю.В. вину свою признал и показал, что он неоднократно: 22 июня, 15 августа 2008 года уже задерживался работниками рыбоохраны за ловлю рыбы запрещенными орудиями лова. За первые два случая он в административном порядке наказывался.

Будет ли виновное лицо привлечено к уголовной ответственности?

Какие санкции установлены за данное правонарушение?

Решение

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов предусмотрена ст. 256 УК РФ, согласно которой она установлено за добычу (вылов):

Рассматривая положения статьи 256 УК РФ и деяния Кравченко Ю.В. следует сделать вывод о том, что ввиду того, что лов велся только в целях личных нужд, но применялось запрещенные орудия ловли, то гражданин Кравченко Ю,В. может быть подвержен уголовному преследованию по п. б. ч. 1 ст. 256 УК РФ, что предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Следует заметить, что ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственностью за данное правонарушение. Согласно ч. 2 8.37 КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета. 25 декабря 1993 г.

    Земельный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 25 октября 2001 № 136 ФЗ (в ред. ФЗ № 32-ФЗ от 14 марта 2009) // СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.12.2009 № 330-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. (ч. 1). Ст. 1.

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ в ред. ФЗ от 29.03.2010 № 36-ФЗ // СЗ РФ.1997. № 2. Ст. 198

    Уголовный кодекс РФ 1996 г. в ред. ФЗ от 29.07.2009 № 216-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25.

    Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в ред. ФЗ 27.12.2009 № 379-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

    Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в ред. ФЗ от 17.12.2009 № 313-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

    Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в ред. ФЗ от 27.12.2009 № 379-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

    Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1668.

    Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению служебным и охотничьим оружием должностных лиц и работников территориальных органов и организаций специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометереологии и смежных с ней областях» от 23.09.2009 № 690 // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3791.

    Постановление правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охране лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (в ред. Постановления Правительства РФ 19.07.2006 № 449) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5798.

    Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1426 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 № 909) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5799.

2.2 Система экологического контроля в России

Экологический контроль (ЭК) - это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.

Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования.

В настоящее время сложились две формы ЭК - предупредительная и карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.

В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК), в отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.

Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Положения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.

Законом установлен круг полномочий должностных лиц органов ГЭК. Они имеют право:

Посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

Проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

Устанавливать нормативы и давать разрешения на сбросы и выбросы вредных веществ;

Назначать государственную экологическую экспертизу;

требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного ОПС и здоровью граждан;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне - это контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне - соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Что касается специализированного ЭК, законом установлен правовой статус специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОПС и предоставлены им соответствующие полномочия осуществлять экологический контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, а также создание и обеспечение работы государственной службы наблюдений за состоянием ОПС. В частности, по всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена на Министерство природных ресурсов России. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты, и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения.

Несмотря на имеющиеся различия, общим для всех государственных органов экологического контроля является над ведомственный характер, позволяющий контролировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это не государственный контроль, который опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного ЭК регулируется внутрислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.

К одной из разновидностей производственного ЭК, а точнее «самоконтроля», можно отнести экологическое аудирование.

Экологическое аудирование (аудит), является, одним из новых инструментов в области охраны ОПС, которое представляет собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим критериям.

Главное назначение экологического аудита (В.Л. Сидорук, 2001 г.):

Служить инструментом анализа и описания существующего состояния ОПС;

Определять и оценивать сильные и слабые моменты хозяйственной и иной деятельности на данной территории в области охраны ОПС;

Определять приоритетность и привлекательность инвестиций, а также обеспечивать широкое участие общественности;

Развить природоохранную стратегию.

В 1997 г. принята программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. В качестве основных нормативных документов используются экологические стандарты ISO 14000.

Действующие в настоящее время международные стандарты серии ИСО устанавливают процедуры экологического аудита, которые обеспечивают планирование и проведение аудита системы управления качеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование систем управления окружающей средой», ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» и др.

В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

Экологическое аудирование осуществляется, как правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.

Именно поэтому опытные руководители предприятий сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с Санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.

Все возрастающую роль в надзоре за выполнением экологических требований занимают органы прокуратуры Российской Федерации (так называемые «экологические прокуратуры»). На них в законодательном порядке возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля (в том числе государственного экологического контроля), их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Закон предписывает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность прокурорского реагирования довольно высока: так, за 1995 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 16513 фактов нарушения экологического законодательства. По представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 2867 лиц, к материальной ответственности - 1379 лиц, предъявлено 1577 исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, на общую сумму более 25,8 млрд рублей (в ценах того времени).

Законодательством предусматривается также общественный экологический контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами, за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, другими юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов и, кроме того, он в большей степени отражает экологические интересы населения.

Исполнительный лист

один из видов исполнительных документов, выдается судом общей юрисдикции на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей); мировых соглашений, утвержденных судом; решений третейских судов по спорам между гражданами, юридическими лицами; российских и международных коммерческих арбитражей, в частности международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при торгово-промышленной палате РФ; арбитражей (третейских судов), специально образуемых для рассмотрения дел; решений иностранных судов. В И.л. дословно приводится резолютивная часть решения, указывается наименование суда и дело, по которому он выдан, время, когда вынесено и когда оно вступило в законную силу, время выдачи И.л., наименование взыскателя, должника и их адреса (ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 342 ГПК).

(англ. writ of execution) - в РФ , выдаваемый судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (ФЗ «Об исполнительном производстве»**).

И.л. выдается судом общей юрисдикции взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда И.л. выдается немедленно по вынесении решения (ст. 340 ГПК*). И.л. выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. В случаях конфискации имущества, взыскания денежных сумм в государства, взыскания ущерба, причиненного преступлением гос-ному, кооперативному или др. общественному имуществу, взыскания алиментов, взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе, по своей инициативе направляет И.л. для исполнения, о чем извещает соответственно финансовый или взыскателя.

Согласно ст. 342 ГПК в И.л. должны быть указаны: наименование суда, выдавшего И.л.; дело, по которому он выдан; время вынесения решения; резолютивная часть решения (дословно); время вступления решения в законную силу; время выдачи И.л.; наименование взыскателя и должника и их адреса.

Принудительное исполнение судебного акта арбитражного суда производится на основании И.л., выдаваемого судом, принявшим этот (ст. 198 АПК РФ*). И.л. выдается взыскателю после вступления судебного акта в законную силу. И.л. на денежных средств в доход бюджета направляется налоговому органу по месту нахождения должника. И.л. на взыскание денежных средств направляется взыскателем банку или иному кредитному учреждению, а в остальных случаях - судебному приставу-исполнителю.

Требования к содержанию И.л., выдаваемого арбитражным судом, установлены ст. 200 АПК РФ. В И.л. должны быть указаны: наименование арбитражного суда, выдавшего И.л.; дело, по которому выдан И.л., и его номер; дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению; наименование взыскателя и должника, их адреса; резолютивная часть судебного акта; дата вступления судебного акта в законную силу; дата выдачи И.л. и срок его . Если до выдачи И.л. арбитражным судом предоставлена отсрочка или исполнения судебного акта, в нем указывается, с какого времени начинается действия И.л. И.л. подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ И.л. может быть предъявлен к исполнению не позднее 6 месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления И.л. к исполнению. Если исполнение судебного акта было приостановлено, то время, на которое оно приостанавливалось, не засчитывается в 6-месячный срок для предъявления И.л. к исполнению.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "исполнительный лист" в других словарях:

    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ - вид исполнительного документа. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕЛИСТЫ выдаются на основании решений, приговоров, постановлений и опреде лений судов, мировых соглашений, утвержденных судом, решений третейскихсудов по спорам между гражданами, решений Внешнеторговой… … Финансовый словарь

    Исполнительный лист - исполнительный документ, выдаваемый судом, разрешившим гражданское дело, в виду необходимости принудительного исполнения судебного решения, вступившего в законную силу. Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного… … Большой юридический словарь

    Исполнительный лист - в РФ исполнительный документ, выданный на основании: решений, приговоров, определений и постановлений судов, арбитражных судов; мировых соглашений, утвержденных судом; решений третейских судов; решений иностранных судов. В исполнительном листе:… … Бухгалтерская энциклопедия

    Исполнительный лист - Исполнительный лист вид исполнительного документа. Выдается на основании решений, приговоров и иных судебных актов, подлежащих исполнению. В исполнительном листе приводится резолютивная часть решения, указывается наименование и адрес суда,… … Википедия

    Исполнительный лист - (англ. writ of execution) в РФ исполнительный документ, выдаваемый судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных … Энциклопедия права

    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ - один из видов исполнительных документов, выдается судом общей юрисдикции на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей); мировых соглашений, утвержденных судом; решений третейских судов по спорам между гражданами,… … Юридический словарь

    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ - по российскому праву документ, выдаваемый взыскателю, как правило, после вступления в законную силу решений, приговоров и других судебных постановлений, а также решений некоторых других органов … Большой Энциклопедический словарь

    Исполнительный лист - вид исполнительного документа. И. л. выдаются на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов, мировых соглашений, утвержденных судом, решений третейских судов по спорам между гражданами, решений Внешнеторговой арбитражной… … Российская энциклопедия по охране труда

    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ - разновидность исполнительного документа. И.л. выдаются судами на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей), арбитражных судов, мировых соглашений, утвержденных судом, решений третейских судов, решений иностранных… … Юридическая энциклопедия

    исполнительный лист - по российскому праву исполнительный документ, выдаваемый судом на основании: принимаемого им судебного акта; решения Международного коммерческого арбитража и иного третейского суда; решения иностранного суда и арбитража; решения… … Энциклопедический словарь

    исполнительный лист - распоряжение суда об исполнении решения по гражданскому делу или определения об обеспечении иска. Исполнительный лист выдается взыскателю по его просьбе и заключает в себе изложение резолютивной части решения и указание того органа, на который… … Справочный коммерческий словарь

Книги

  • Правовые позиции ВАС РФ и ВС РФ по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов. Практическое пособие , Зайцев А.. В книге собраны постановления пленумов, информационные письма и обзоры судебной практики ВАС РФ и ВС РФ, а также определения и постановления Президиума ВерховногоСуда РФ, отражающие правовые… Купить за 939 руб
  • Правовые позиции высших судебных инстанций Российской Федерации по вопросам разрешения споров третейскими судами. Настольная книга юриста , . В книге собраны решения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, отражающие правовые позиции высших судебных инстанций повопросам юрисдикционной…

Многие считают, что если суд вынес решение в пользу определенного гражданина или юридического лица, то можно сложить руки и ждать, пока обязанное лицо произведет выплату. Однако на практике это зачастую оказывается не так. Должник, проигравший в суде, редко когда торопится распрощаться со своими деньгами. Поэтому после вступления в силу судебного решения выдается , на основании которого появляется право требования долга с конкретного должника.

Под данным документом понимается официальный стандартный бланк со специальными водяными знаками и печатями, содержащий в себе информацию о вынесенном решении суда, реквизиты судебного документа и наименование суда.

На основании этого листа взыскатель получает право требовать с должника исполнения возложенных судом обязательств. Исполнительный лист составляется в том же суде, где было принято решение. Он выдается только после вступления судебного решения в законную силу. Так как после принятия решения у сторон всегда есть возможность его оспорить. И если подается апелляция, то дело отправляется на повторное рассмотрение судом высшей инстанции. В этом случае уже после вынесения решения другим судом будет составляться новый исполнительный лист.

Однако бывают случаи, когда данный документ выдают сразу же. К таким делам обычно относятся судебные процессы по вынесению решений о начислении алиментов, восстановлении на рабочем месте и прочие дела, которые обычно не оспариваются.

Право на получение исполнительного листа принадлежит самому взыскателю, а также его доверенному лицу при наличии у него нотариальной доверенности.

Порядок предоставления

Для получения листа нужно подать соответствующее заявление в суд, который вынес решение по данному делу. Его может подать от своего имени истец либо представитель, имеющий на это доверенность. Порядок действий будет следующий:

  1. Необходимо подготовить само заявление.
  2. Подать его одним из возможных способов в канцелярию суда.
  3. Получить лист тем способом, который был указан в заявлении.

Соответственно, самое важное в данной процедуре – это правильно и юридически грамотно составленное заявление.

Заявление

Готовые бланки заявлений обычно всегда можно взять в канцелярии суда. Лучше всего это сделать сразу после вынесения судебного решения. Но также можно их скачать в интернете или заполнить самостоятельно. Самое главное, чтобы в заявлении была указана вся необходимая информация. Алгоритм его составления следующий:

  1. Указывается полное название суда, вынесшего решение. Это пишется в правом верхнем углу.
  2. Ниже указываются персональные данные заявителя, его регистрационный адрес. И также желательно указать номер телефона для быстрой связи в случае необходимости.
  3. Далее прописывается название документа.
  4. В теле заявления указываются все реквизиты вынесенного судебного решения, дата его принятия, персональные данные истца и ответчика.
  5. Ниже нужно указать, что должник отказывается или не может добровольно исполнить судебное решение, поэтому его исполнение возможно только в принудительном порядке.
  6. На основании этого нужно изложить просьбу предоставить исполнительный лист. Здесь важно указать, каким способом заявитель желает получить этот документ и нужное количество документов.
  7. Далее важно сослаться на законодательные статьи 428-429 ГПК РФ.
  8. Ниже указывается пункт «Прошу», где конкретно излагается необходимое количество листов и способ получения.
  9. Внизу ставится дата подачи заявления и подпись заявителя.

Следуя данному алгоритму, составить данный документ не составит труда. Важно знать, что можно потребовать несколько экземпляров исполнительных листов, но обязательно нужно обосновать, для чего необходимо столько документов.

Также важным моментом является способ получения этого листа. Можно потребовать направить его почтовым письмом самому заявителю по определенному адресу. А можно потребовать направить данный документ сразу судебным приставам для возбуждения исполнительного производства. В этом случае взыскателю не придется самостоятельно отправлять этот документ в ФССП.

Направить заявление в канцелярию суда также можно несколькими способами:

  • личным визитом;
  • по почте заказным письмом с уведомлением.

При личном посещении канцелярии суда нужно иметь 2 экземпляра составленного заявления. Это потребуется для того, чтобы на одном из них сотрудник, принявший документ, поставил отметку о дате принятия.

При отправке по почте достаточно будет одного экземпляра, но важно послать письмо с уведомлением. Вернувшееся подтверждение о получении заявления и будет подтверждением принятия документа.

Сроки получения

По законодательству данный документ должен быть выдан сразу после вступления решения суда в законную силу. Но на практике зачастую составление этой бумаги занимает от 2 до 4 недель. В большинстве случаев причиной этому является большая загруженность судебных работников либо отсутствие необходимого количества бланков.

Несмотря на то, что это является прямым нарушением законодательства, не стоит сразу писать жалобы, так как в этом случае данное разбирательство может затянуться на большее время. А исполнительное производство начнется не с того момента, когда им поступит исполнительный лист, а с того периода, когда решением вступило в силу.

Но если сроки действительно затянуты или нет времени ждать, то следует писать жалобу на имя председателя районного или городского суда. В жалобе нужно подробно изложить все обстоятельства задержки, а также приложить копию заявления с отметкой о дате принятия его в канцелярию.

При получении листа важно проверить всю информацию, отраженную в документе. Нередко случаются опечатки либо ошибки. В этом случае лист может быть признан недействительным и придется повторно писать заявление на его выдачу.

Повторное получение

Данный документ имеет большое значение при взыскивании долга. Без него не может быть открыто исполнительное производство. Поэтому в случае утери придется его восстанавливать.

Для восстановления потребуется повторно написать заявление в канцелярию аналогичным способом. Но в теле документа нужно будет указать причины утери. Они должны быть вескими, иначе суд может отказать в повторной выдаче.

После получения заявления о повторной выдаче будет созвано заседание, на котором сотрудники суда примут решение о выдаче или отказе исполнительного листа.

Открытие исполнительного производства

После получения листа на руки взыскатель должен направить его судебным приставам. Также это можно сделать сразу, указав об этом в заявлении на выдачу документа. После получения судебным приставом данного листа он попросит взыскателя написать заявление с просьбой открыть исполнительное производство.

Образец заявления всегда можно найти в самой службу судебных приставов. Обычно он заполняется там же во время личного визита, но может быть направлен по почте письмом с уведомлением.

В нем можно указать дополнительно все сведения, которые известны о должнике. С момента получения заявления и листа пристав должен в течение 3 дней открыть исполнительное производство, о чем выносится постановление.

После этого судебный пристав начинает свою работу. В первую очередь, он обязан известить самого должника об открытии данного производства. Существует несколько способов уведомления:

  • телефонные звонки;
  • отправка по почте письма с уведомлением по адресу проживания или регистрации гражданина;
  • телефонные сообщения;
  • визиты и звонки родственникам гражданина.

После получения документального подтверждения о том, что человек извещен или отказался от получения извещения, наступает пятидневный срок, который отводится для добровольного исполнения должником решения. А далее начинаются мероприятия по принудительному взысканию задолженности.



Просмотров