Духовная Свобода и духовное манипулирование. Духовная свобода-волшебный ключик к благополучию человека

А.И. Осипов: «Понятие свободы очень неоднозначно. Существует, по крайней мере, три разных смысла этого понятия.

1. Метафизическое понимание свободы.
Это понимание связано со свободой воли человека как образа Божьего, со свободой, характеризующейся наличием в человеке способности выбора, внутреннего выбора, между добром и злом. Эта свобода является тем свойством личности, утрата которого приводит к полной деградации личности. По христианскому учению, над этой свободой никто не властен – ни люди, ни общество, ни демоны, ни Сам Бог. Вот эта возможность внутреннего самоопределения личности перед лицом добра и зла является одним из самых фундаментальных свойств человеческой личности.

Постоянно задаются вопросом: «А что такое свобода? Почему человек делает вот так, а не иначе?», — забывая о простой вещи: как только вы сказали «почему?», вы уже исключили свободу. Метафизическая свобода – это есть способность начинать ряд действий не по причине каких-то внешних, сторонних воздействий, а именно потому, что я так хочу! Поэтому в одной и той же ситуации разные люди могут принимать совершенно разные решения, хотя на них действуют одни и те же внешние факторы.

2. Свобода действий человека. Внешняя свобода.
Эта свобода связана с возможностью реализации личности в условиях её жизни в обществе, в социальных условиях, в окружающем мире. Она проявляется у человека в отношении к вещам, к природе, если хотите – к самому себе. Это широкое понятие, но в нём наиболее актуальным вопросом современности является вопрос о правах, или свободах, человека.

3. Духовная свобода.
Это ни что иное, как власть человека над своими страстями, или – господство ума над сердцем; над всеми страстями, как неукоризненными, так и укоризненными (тем более!). Христианство, говоря о господстве личности над страстями, прежде всего говорит о величайшей страсти, о корне всех страстей – о гордости. Духовная свобода приобретается правильной жизнью, которая приобщает человека к Богу, делает его созвучным Богу, подобным Богу. Апостол Павел говорит: «Где Дух Господень, там свобода». Человек, пребывающий в рабстве у страстей, является уже действительно рабом. Когда ум, хотя может и говорить сердцу, но, будучи уже рабом похоти, не властвует над чувством, становится исполнителем страстей. Свобода в духовном смысле есть независимость воли от принуждения чувственности.

В современном мире внешней свободе или правам человека придается исключительное значение. У внешних свобод есть две особенности.
1) любое право, которым обладает человек, двусторонне; оно может быть использовано как в благих целях, так и в злых.
2) Права в этом юридическом смысле сами по себе ещё ничего не говорят о самом главном для человека – о духовной свободе; для закона это безразлично, он устанавливает только нормы проявления человеком своей личности в социуме и больше ничего.
Из этого следует вывод: внешние свободы не могут рассматриваться как безусловная и самодостаточная ценность. Все условия социального существования человека, в т.ч. свободы, никогда не могут рассматриваться в качестве самоцели: они только средство, а не цель. Внешние свободы и права рассматриваются христианством лишь как условия, причём совсем не самые важные, совсем не самые главные, а только одни из условий, которые желательны, но не необходимы, для приобретения духовной свободы человека. Для христианства первична духовная свобода, для мира – внешние свободы. Для мира духовная свобода вообще, если хотите, лишнее понятие, для христианства оно является единственно ценным. Христианин-раб может быть духовно свободным; мир этого не понимает.

Указанные три категории свободы позволяют говорить о том, что является целью человека. Свобода воли есть прирождённое свойство. Свободы внешние, с христианской точки зрения, хотя и являются очень желаемыми, но, поскольку они всегда условны и относительны, они не могут быть целью сами по себе. Конечно, высшей целью для человека является свобода духовная, ибо только она действительно даёт человеку возможность правильного поведения, правильной жизни, и только она делает эту жизнь наименее скорбной, или бесскорбной».

«Бог есть любовь». Это значит, что единственным безусловным и абсолютным законом нашего бытия является любовь. Чем больше человек в своей жизни приближается к исполнению этого закона, осуществлению его, тем более он свободен и благ и нов. Чем более он отходит от этого закона, нарушает этот закон, тем менее он свободен, тем более он страдает, и тем большее зло испытывает на самом себе.
Из упомянутого закона можно сделать вывод, что только те права и только в тех границах достойны общественного признания и одобрения, которые способствуют воспитанию в человеке истинной любви. Способствуют ли те или иные права воспитанию в человеке любви к окружающим людям? Если – да, то эти права хороши, в этих границах они хороши. Если они, напротив, слишком легко поддаются искажению, если их слишком легко извратить, то, следовательно, они худы.
Наиболее активно разрушает дух любви в человеке развитие страстей. Их корень – славолюбие, сребролюбие, сластолюбие. Вот что порождает всю сумму зол и страданий, которые есть в нашем мире. Невозможна любовь там, где эти страсти культивируются. Где нет любви, там потенциальная смерть, которая неминуемо становится реальной, потому что страсти всегда разрушают человека, губят его.
Свобода тогда велика и является истинно положительным явлением, когда она осуществляется «в границах» любви. Там, где любовь, Там свобода становится именно свободой. Где нет этого, там мы видим насилие.

Итак, оказывается, поистине свободен только тот, кто приобрёл свободу внутри себя, кто свободен душой, даже если он и не свободен телом. Свобода тела (вся совокупность внешних свобод) – это явление вторичное и второстепенное. Первостепенная задача человека и то, что делает человека человеком, — это внутренняя его свобода, свобода от всех видов зла, от господства страстей.

Подмена идеи духовной свободы идеей свободы похотей убийственна, но мы видим, что эта подмена является поистине знаменем нашего времени. Более того, мы можем прямо сказать: причина всех тех нестроений, которые существуют сейчас в социальной действительности каждого государства, каждого общества и в мире в целом, состоит именно в этом величайшем обмане.

Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринуждённому избранию добра.
Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог.
После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом. Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом, возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстям, освобождение от которых требует немалого подвига при содействии Божественной благодати.

Святитель Феофан Затворник:
«Да определили ли вы, чего хотите, так желая себе свободы? Внутренней свободы нечего искать, ибо она есть уже, так как есть неотъемлемая принадлежность духа. Её никто отнять не может. Выходит, вам желательна внешняя свобода. Но извольте рассудить, в какой мере допустима и достижима такая свобода? Куда ни киньтесь, всюду вы будете окружены такими же свободами, как и ваша, равноправными вашей свободе. Что бы мы ни задумали делать, всегда должны соображать свои действия с действиями других людей и ими ограничивать себя и, следовательно, стеснять свою свободу. Что ни шаг, то пресечение свободы. И притом законное, против которого возражать нельзя, по собственному сознанию. Если это так, то порыв на свободу есть бегание за радугой и ещё хуже – желание схватить призрак».
Свобода человека не есть его полный произвол, полная власть поступать по любому своему желанию или капризу. Конечно, это не свобода. Это злоупотребление свободой, извращение её. Человек не имеет абсолютной, безусловной свободы, такой высшей творческой свободой обладает только Всемогущий Бог.
Человек, несомненно, находится под влиянием внешних мотивов и побуждений самого различного рода. Так, например, на него действуют окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование, культурное развитие и т.д. – всё это отражается в чертах его нравственного облика. Человек всегда свободен избрать любой их этих мотивов. Этот мотив может быть вовсе не сильнейшим, мало того, человек может даже предпочесть мотив, который другим людям покажется явно невыгодным (подвиг мучеников).
Христиане признают человека нравственно-свободным, управляющим своею собственною волею и поступками и, следовательно, ответственным за них пред Правдой Божией. И такая свобода есть величайший дар человеку от Бога, Который ищет от него не механического повиновения, а свободно-сыновнего послушания любви.

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Право человека на труд.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2.Принудительный труд запрещен.

3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Право человека на отдых.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Основные обязанности.

Различают конституционные обязанности и иные правовые обязанности. Конституционные - это основные, фундаментальные обязанности, зафиксированные Конституцией. Все остальные содержаться в отраслевом законодательстве. Среди конституционных обязанностей можно выделить:

· Универсальные - распространяющиеся на все правоотношения, например обязанность, соблюдать законы;

· Специальные - действующие только в определенной области, например, обязанность, защищать Отечество.

Обязанности могут делиться на обязанности гражданина и обязанности человека. Обязанности гражданина - это те, которые несут только граждане государства, а обязанности человека распространяются на всех, кто находится на территории государства. На примере обязанностей, включенных в Конституцию России, это выглядит так: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, гражданин России обязан защищать Отечество и др.

Помимо юридического термина «обязанность» Конституция использует морально-этическую категорию - «долг», что усиливает нравственное значение указанной нормы. Эта обязанность реализуется в случае агрессии против России, объявления войны и всеобщей мобилизации. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин, в том числе иностранных граждан, на военную службу по контракту. Если убеждениям или вероисповеданию гражданина Российской Федерации противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, то Конституцией предоставляется право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

1. несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

2. он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Конституцией также устанавливаются обязанности человека:

1. В сфере экологии:

Сохранение природы и окружающей среды,

Бережное отношение к природным богатствам;

2. В сфере образования:

Обеспечение родителями или лицами, их заменяющими, получения детьми основного общего обязательного образования;

3. В сфере культуры:

Забота о сохранении исторического и культурного наследия, о памятниках истории и культуры;

4. В социальной сфере:

Забота о детях, их воспитании;

Забота трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет определить конституционные обязанности как высшие правовые требования, предъявляемые к каждой личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению личных и общественных интересов в правовом демократическом государстве.


Похожая информация:

  1. A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность

Каждый человек мечтает о свободе. Почему? Да потому что, все желают себе благополучной жизни. Свобода — это необходимое условие для получения различных жизненных благ. Вопрос в том, что каждый из нас понимает под словом «Свобода». Давайте посмотрим, о какой свободе по статистике чаще всего говорят современные люди:

  • Свобода перемещений по миру
  • Свобода потребления
  • Свобода слова
  • Свобода политическая

А теперь давайте поближе рассмотрим все эти «свободы». Что они дают человеку? Приносят ли они нам Гармонию, Счастье и Любовь?

Свобода перемещений : перемещаясь по миру, находясь даже в самом райском уголке человек все также остается подвержен негативным эмоциям (обиды, злость, ненависть, уныние).

Свобода потребления : в различных гипермаркетах и торговых центрах наши желания разгораются и глаза разбегаются, удовольствие же от приобретения очередной «новой игрушки» быстро проходит. Интересно, что наука «Психология» говорит о том, что наличие выбора больше чем из 3-х вариантов приводит человека сначала к негативным эмоциям, а затем к сильному .

Свобода слова призрачна и не осязаема как воздух: ведь получая информацию мы не можем быть полностью уверены в том, что это не дезинформация. «Монтаж» — так называл это явление герой Андрея Миронова в фильме «Человек с Бульвара Капуцинов». Вот еще один пример такой «свободы»: к восемнадцати годам человек может увидеть по телевидению более 150 тысяч преступлений — убийств, насилия и т.п.

Свобода политическая : согласны ли вы с тем, что наемный сотрудник по-настоящему свободен в общении с начальником только в момент подписания заявления об увольнении? Точно также обстоит дело и в общении с государством.

Все эти «свободы» — внешние . Конечно, они очень важны и ценны для нас. Безусловно, лучше, когда они есть, чем когда их нет. Но давайте посмотрим правде в глаза: они еще никого не сделали счастливым. Успешным, богатым — да. Счастливым — нет. За примером далеко ходить не надо — это всем известный ныне покойный олигарх Березовский.

Кто виноват? Что делать? Как быть успешным и счастливым человеком одновременно? Такими вопросами задавались еще классики русской литературы, например А.С.Пушкин.

Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Она - основа дружбы и Любви. Жизнь без свободы для Пушкина окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Только Пушкин имел в виду не перечисленные нами выше «свободы», а «Духовную Свободу». Что это?

Духовная свобода — это власть человека над своим эгоизмом.

Духовная свобода – внутреннее состояние человека. Она первична для каждого из нас, поскольку дается при рождении в мир.

Духовная свобода — это как вольная птица . Когда человек теряет духовную свободу, то он становится птицей, сидящей в клетке. Известный писатель Паоло Коэльо очень образно описывает состояние духовной свободы в одной из своих книг.

«Жила-была птица. Птица с сильными крыльями, со сверкающим разноцветным оперением. Существо, созданное для вольного полета в поднебесье, рожденное, чтобы радовать глаз тех, кто следит за ней с земли.

Однажды женщина увидела ее и полюбила. Сердце ее колотилось, глаза блестели от волнения, когда с открытым в изумлении ртом, смотрела она, как летит эта птица. И та позвала ее лететь с нею вместе отправились они по синему небу в полном ладу друг с другом. Женщина восхищалась птицей, почитала и славила ее.

Но как-то раз пришло ей в голову-да ведь птица эта наверняка когда-нибудь захочет улететь в дальние дали, к неведомым горам. И женщина испугалась одиночества. И позавидовала врожденному дару полета. И подумала: «Расставлю-ка я силки. В следующий раз птица прилетит, а улететь не сможет.

А птица, тоже любившая эту женщину, на следующий день прилетела, попала в силки, а потом была посажена в клетку.

Целыми днями женщина любовалась птицей, показывала предмет своей страсти подругам, а те говорили: «Теперь у тебя есть все». Но странные дела стали твориться с женщиной: птицу она заполучила и мало-помалу интерес к ней стал угасать. Птица же, лишившись возможности летать — в этом и только в этом заключается смысл ее бытия, облиняла и утратила свой блеск, стала уродлива, и женщина вообще перестала обращать на нее внимание: только следила, чтобы корму было вдоволь да чтоб клетка чистилась.

И в один прекрасный день птица взяла да и умерла. Женщина очень опечалилась, только о ней и думала и вспоминала ее днем и ночью, но только не то, как та томилась в клетке, а как увидела в первый раз ее вольный полет под облаками. А загляни она себе в душу — поняла бы, что пленилась не красотой ее, а свободой и мощью ее расправленных крыльев.

Лишившись птицы, лишилась ее жизнь и смысла . И постучалась к ней в дверь смерть. «Ты зачем пришла?» — спросила ее женщина.

«Затем, чтобы ты снова смогла летать со своей птицей по небу, отвечала смерть. Если бы позволила ей покидать тебя и неизменно возвращаться, ты любила бы ее и восхищалась бы ею пуще прежнего. А вот теперь, чтобы тебе снова увидеть ее — без меня дело никак не обойдется».

К сожалению, современная цивилизация препятствует наличию Духовной свободы у человека, развивая и укрепляя эгоизм . «Эго» хладнокровно и рационально. Ему хочется управлять или даже уничтожить нашу «внутреннюю женщину», что означает потерю . А это для каждой женщины смерти подобно.

Реалии жизни таковы, что многие из нас живут в огромных городах, которые растут и расползаются во все стороны изо дня в день. Мы практически не бываем на природе. Из-за ярких городских огней мы почти не видим звезд в ночном небе. С утра до вечера нас сопровождает постоянный шум городского транспорта. Мы живем под искусственным освещением. Большую часть своего времени жизни мы отдает «покупкам-продажам». Нам постоянно хочется приобрести что-то «материальное». Именно на это мы и тратим годы своей жизни. Вообщем, наша жизнь стала искусственной .

Времени же на совершенствование своего Разума и очищение Души не остается. Давайте будем честны: большинство из нас просто избегают заглядывать глубоко внутрь себя . Ведь тогда придется признать очевидное: что живем мы в «королевстве кривых зеркал».

Почему так происходит? Когда человек теряет духовную свободу, даруемую каждому из нас при рождении?

Это происходит тогда, когда в нашем уме прочно прописывается мысль «Все в моей жизни зависит только от меня» . У некоторых возможно появление ментальной установки «В этой жизни ничего от меня не зависит». Обе эти программы — две стороны одной медали. Такое «программирование» происходит еще в раннем детстве когда, например, родители хотят создать мотивацию для развития ребенка. Или уберечь его от «ужасов современного мира».

Мотивация, безусловно, необходима. Да и спасти детей от различных мирских опасностей — одна из задач родителей. Вопрос только в том, каким словами и действиями это необходимо делать.

Предлагаю Вам прямо сейчас начать вновь приобретать вашу Духовную свободу. Для этого в процессе выполнения любого своего дела, четко определяйте границы своего влияния, других людей и Высших сил Вселенной .

Посмотрите полезное и интересное видео на эту тему:

Как резюме к этой статье хочется еще раз озвучить старую библейскую истину: чистота Разума и Души — вот истинные жизненные ценности человека . Именно они позволяют любому человеку быть по-настоящему Свободным. А значит и СЧАСТЛИВЫМ.

Хотите сделать «генеральную уборку» вашего Разума и Души?

Сделать перезагрузку и закачать «программы Духовной Свободы»?

Осуществить «революцию» вашей психики и преодолеть иллюзию свободы?

Тогда ясно и четко скажите себе следующее: «Я поняла, что должна измениться. Полностью, до самых корней моего существа; я не могу больше зависеть от иллюзорных мыслей, ибо они привели меня к дисгармонии в моей душе, к несчастью, к не успешности в личной жизни» .

Это чистосердечное признание даст вам необходимую энергию , чтобы открыть свой Разум и Душу навстречу истинной Свободе. Что дальше?

Представьте, что прошлой ночью шел сильный дождь, а сейчас раннее утро и небо начинает проясняться, наступает новый бодрящий день. Давайте встретим этот новый день так, как если бы в вашем распоряжении был всего лишь только этот день. Давайте начнем наше путешествие навстречу Гармонии, Счастью и Любви вместе . Наши помогут Вам в этом.

Интересно и полезно? Сделайте подарок своим друзьям и близким!Нажмите на кнопку своей соцсети и отправьте им этот материал

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 137, 191, 1); padding: 10px; width: 470px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; border-color: rgba(0, 137, 191, 1); border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Tahoma, Geneva, sans-serif;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 450px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: rgba(0, 137, 191, 1); border-style: solid; border-width: 3px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 14px; -moz-border-radius: 14px; -webkit-border-radius: 14px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: rgba(238, 238, 238, 1); font-size: 16px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 17px; -moz-border-radius: 17px; -webkit-border-radius: 17px; background-color: #bf0033; color: #eeeeee; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; -moz-box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; -webkit-box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; border-width: 1px; border-color: #ff6500; border-style: solid;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center; width: auto;}.sp-popup-outer { background: rgba(0, 0, 0, 0.5);}

  • Кому нужна духовная свобода?
  • Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного?
  • Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?

Вы уже знаете, что духовный мир личности отнесен к частной сфере потому, что за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства.

Право человека на духовную свободу . В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, а также в ст. 29 Конституции РФ одним из исходных является право на свободу убеждений. Почему?

Известно, что у человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя, свое место в мире и свое собственное отношение (оценки) ко всему происходящему.

Твердые взгляды называются убеждениями. Вы часто говорите: «Я убежден в этом». Значит, вы уверены в своей правоте. Откуда же берется такая уверенность? Видимо, она основана на знаниях, полученных на уроках, из книг, кинофильмов, бесед с родителями, товарищами и другими людьми, а также на вашем собственном жизненном опыте - наблюдениях, переживаниях, мыслях, поступках, жизненном опыте ваших родителей, родственников, друзей.

Вы, наверное, замечали, что если высказанное кем-то мнение затрагивает ваши чувства, соответствует вашим потаенным, пусть мало еще осознанным, мыслям, если вы это мнение сами серьезно и всесторонне обдумали, то нередко оно становится вашим убеждением. А убеждение побуждает к действию, определенным поступкам. Вспомните свое впечатление, например, от романа А. Дюма «Три мушкетера». Многие из вас восхищались отвагой, мужеством и бескорыстием мушкетеров. Книга, задев ваши чувства, лучшие струны вашей души, видимо, вызвала желание научиться хранить доверенные вам тайны, быть благородным, храбрым, честным, смелым и находчивым. Не так ли?

И напротив, если какая-либо информация не вызывает интереса, ответных чувств, то вряд ли она станет одним из источников личного убеждения, вызовет стремление действовать. Недаром говорят: «Умом понимаю, а чувства молчат» («Душа не принимает»).

Подчеркнем еще раз: убеждения складываются благодаря работе вашего ума, вашим чувствам и оценкам (что хорошо и что плохо; что справедливо, а что несправедливо и пр.). Они рождают уверенность в своей правоте и побуждают к действию, определенным поступкам.

Смысл права на свободу убеждений состоит в том, что государство, иное лицо не навязывают человеку какого-либо одного (единственно правильного) взгляда на мир, на место человека в мире и не принуждают действовать в соответствии с этим взглядом. Каждый гражданин должен иметь возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он сам, по собственной воле, формирует свои убеждения и избирает согласно этим убеждениям линию поведения, конечно, при условии соблюдения законов и нравственных норм.

Возможность гражданина выбирать соответствующий его убеждениям образ жизни и поведения предусмотрена и правом на свободу совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). Это право, имеющее широкий смысл, будет подробно рассмотрено в дальнейшем. А сейчас лишь отметим, что оно, конкретизируя и дополняя право на свободу убеждений, тесно связано с правом на свободу мысли и слова.

Вместе с тем любое право, как вы знаете, не безгранично. Оно предполагает меру (предел) и ответственность за последствия его реализации: юридическую, нравственную, социальную.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает два условия правомерного ограничения свободы мысли, слова, убеждений: 1) на основании закона; 2) в целях охраны общественной безопасности, порядка и морали как основных прав и свобод других лиц.

Подведем итог: рассмотренные права не только ограждают, но и дают возможность духовно самовыражаться (выявлять свое «Я») во всех сферах - воспитывая ли детей, занимаясь ли предпринимательством, создавая ли книги, фильмы, выступая ли на любые темы и пр. Это и есть не что иное, как право человека на духовную свободу, свободу мыслей и чувств.

Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? Однажды один из ваших сверстников, воспользовавшись правом на свободу убеждений, мысли, слова и совести, прислал письмо в газету, в котором писал: «В последнее время стали часто говорить о нравственности. А по-моему, такие понятия, как милосердие, сострадание, жалость,- пережиток прошлого. Это пошло от церкви. Я не верю в Бога и считаю, что главное - умственное развитие, а не нравственное. Жалость никому не нужна, так как разумный человек помогает людям разумом, а не жалостью».

На это письмо откликнулась читательница Наталья С. Приведем фрагмент ее размышлений: «Мне искренне жаль вот таких, как Игорь, рационалистов, хотя понимаю, что жалость для них - анахронизм, т. е. пережиток старины. Жаль потому, что они не умеют чувствовать и превращаются в машину - робота. Это вовсе не означает, что я против умственного развития, напротив, двумя руками «за». Но по собственному опыту знаю, что для них, как правило, важно «иметь», а не «быть». Что я понимаю под этим? Желание во что бы то ни стало обладать не важно чем: деньгами, вещами и пр. А вот быть, быть человеком: любить, страдать, сочувствовать - им, к сожалению, не дано. Разве бездушные люди могут быть духовно богатыми?»

Итак, высказаны два противоположных суждения о роли чувств и нравственности в духовном развитии личности.

Видимо, права Наталья С. Давайте поразмышляем.

В самом деле, внутренний мир личности не случайно назван духовным, а не просто умственным, рассудочным, что входит в понятие «интеллектуальный». Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и их согласованность с нравственностью.

Как же складывается духовное богатство личности? Оно зарождается тогда, когда человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, любовь, добро, справедливость и пр. Он спрашивает самого себя со всей строгостью: «Кто и какой я?», «Что во мне дурного?», «Кем и каким хочу быть?».

Да, задать себе такие вопросы трудно, ответить на них еще труднее, потому что в этом случае надо уже понимать, что хорошо и что плохо.

Но одного лишь понимания, конечно, мало: нужен поступок, доброе дело. В противном случае все может обернуться неискренностью, даже грубым цинизмом, т. е. отрицанием общепринятых правил нравственности. Есть немало людей, хорошо понимающих, что поступают плохо, дурно, низко, но, заглушая голос совести, продолжающих подличать. Такой тип людей много раз описан в литературе. Может быть, вы сами приведете примеры? Возможно, вы прочитаете или посмотрите пьесу русского драматурга А. Вампилова «Утиная охота». Один из героев драмы, некто Зилов, совершив подлость, тут же, не смущаясь, называет это подлостью; выкажет бессердечие - и бьет себя в грудь: «У меня нет сердца». Но совесть не досаждает ему. А ведь совесть - важнейшая нравственная опора человека. Глубина совести измеряется способностью к раскаянию. На раскаяние Зилов, к сожалению, не способен: получает от отца телеграмму с просьбой приехать проститься перед смертью и не едет, и умер отец - не едет, ибо над его могилой не миновать кой о чем спросить себя, а ему это неприятно.

Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, почитание родителей, жалость и другие нравственные чувства. Напротив, оно предполагает взращивание этих чувств в своем сердце, постановку ума под их «наблюдение».

Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении . В непосредственном межличностном общении люди хотят прежде всего быть понятыми и оцененными по достоинству. Это стремление, считают многие ученые, является глубочайшим свойством человека.

Что означает человеческое достоинство и как оно утверждается в межличностном общении?

Представление о достоинстве личности исходит из того, что каждый человек по своей человеческой природе - умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и пр.- способен быть нравственным - справедливым, добрым, милосердным и т. д. В этом, прежде всего нравственном, начале заложено человеческое предназначение. Поэтому каждый из нас является ценностью и имеет равное с другими людьми право на уважение.

Следовательно, человеческое достоинство есть уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах. Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Возникает ответственность перед самим собой. Вам, наверное, приходилось слышать: «Я не поступлю так. Это ниже моего достоинства».

Следовательно, чувство собственного достоинства характерно для людей духовно богатых. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, никогда не позволит себе грубости и хамства, т. е. самоутверждения ценой принижения другого человека (возвышения в ущерб людям). Напротив, он общается на равных, так как для него характерны терпимость и уважительное отношение к людям, честность, доброта и отзывчивость, отказ от дешевых эффектов, отвращение к фальши и жестокости. А самое главное - неподдельный интерес к человеку, способность разглядеть в нем лучшее и искренне признать его положительные стороны. Обратите внимание: речь идет не о высокомерии, подозрительности, недоверии к людям и поиске недостатков в них, а о стремлении увидеть лучшие стороны человека и в чем-то поучиться у него.

Искренняя похвала достоинств других людей как проявление чувства собственного достоинства создает особую теплоту и доверительность в общении, является его важнейшей заповедью. «Давайте говорить друг другу комплименты»,- призывает поэт Булат Окуджава.

Ну, а если я убежден, спросите вы, что мой друг не прав? Как сказать ему об этом, не вызывая ссоры? Прежде всего никогда не говорите людям, что они не правы, как советует знаменитый американский специалист в области человеческих взаимоотношений Дейл Карнеги, ибо тем самым вы даете почувствовать собеседнику свое превосходство над ним. Если человек делает заявление, которое вы находите неправильным, то лучше начать со слов: «Подумайте только, а я-то считал иначе, но, возможно, я ошибаюсь». Это вызовет у него желание признать, что и он может ошибаться.

Попытайтесь также понять точку зрения своего собеседника, посмотреть на вещи его глазами. Тогда, может быть, вы в чем-то и поймете его, согласитесь с ним, а он - с вами.

Обобщим сказанное: достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми - нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении, а подлинно человеческое общение утверждает и развивает чувство собственного достоинства.

    Основные понятия

  • Право на свободу мысли, слова, убеждений; человеческое достоинство.

    Термины

  • Убеждение.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем смысл и значимость права на свободу убеждений, мысли, слова и совести?
  2. Что значит быть духовно богатым человеком? Дайте обобщенную характеристику духовно богатого человека.
  3. Почему человеку необходимо право на духовную свободу? Аргументируйте свой ответ.
  4. Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
  5. Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?

Задания

  1. Один из ваших сверстников прислал в редакцию газеты письмо следующего содержания:

      «Я человек необыкновенный, как принято выражаться, супермен. Учусь в ПТУ. Я еще с детских лет поставил себе задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост 174 см, объем груди - 80 см, вес 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта - служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу, а теперь и ПТУ.

      У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту?»

      Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ. Как вы оцениваете поставленную им цель и пути ее достижения? Объясните почему. Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты? Аргументируйте свой ответ. Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.

  2. Н. В. Гоголь писал: «Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, чем полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть». Раскройте, как вы понимаете, смысл этого суждения.
  3. М. Монтень в своей книге «Об искусстве жить достойно» писал: «Мы обладаем душой, способной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть на что нападать и от чего защищаться; что получать и что дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности».

    Объясните, как вы понимаете, к чему призывает Монтень своих читателей. Считаете ли вы полезным для себя следовать советам мудреца? Если да, то почему?

  4. Составьте небольшой диалог, иллюстрирующий нарушения правил межличностного общения. Поясните, какие именно правила были нарушены.
  5. Древнегреческому баснописцу Эзопу принадлежит следующая басня:

    «Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее. Ветер сказал: «Я сильнее и докажу это. Видишь вон там старика в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе».

    Итак, солнце зашло за тучу, а ветер начал дуть. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Ветер стих и прекратился.

    Тогда солнце выглянуло и, добродушно улыбаясь старику, направило на него свои лучи. Вскоре старику стало жарко, и он снял плащ. Так солнце выиграло в споре с ветром».

    Раскройте мораль этой басни.

Духовный мир личности представляет собой неразрывную связь человека и общества. Духовное развитие выступает в виде своеобразного катализатора в развитие общественных отношений.

Духовная жизнь

Понятие духовной жизнь включает в себя такие элементы как потребности человека, знания, способности, веру, цели, стремления, убеждения и чувства.

Духовная жизнь общества состоит из различных уровней и форм общественного сознания, в которые входят политическое, религиозное, нравственное, эстетическое сознание, а также наука, искусство и религия. Духовные потребности человека формируются в процессе его социализации.

Потребности в духовном развитии, в отличие от потребностей материальных благ, образовываются с момента рождения, и постепенно возрастают.

Главной особенностью духовной жизни является то, что она имеет неограниченный характер: не существует границы объема, накопленных человеком духовных ценностей.

Право человека на духовную свободу

Право человека на духовную свободу подразумевает право на свободное выражение собственных мыслей и мнений, право беспрепятственно исповедовать любое религиозное течение, заниматься любым видом искусства, право на свободу мировоззрения.

В основе права человека на духовную свободу лежит требование признавать духовную свободу других людей, относится с уважением к их деятельности и мыслям.

Никто не может запрещать человеку иметь собственные взгляды на те, или иные ситуации или явления, отношение к ним и мысли. Право каждого человека на духовную свободу закреплено в Основных законах многих государств, а также во Всеобщей декларации прав и свобод человека.

Духовно богатый человек

Духовно богатым человеком считается человек, имеющий потребности в познание окружающего его мира и общественных явлений, которые он удовлетворяет посредством использования культуры, религии, знаний либо же искусства.

Духовно развитый человек истинно верит в свои убеждения, даже если не находит подтверждения их верности со стороны общественности. Главной отличительной особенностью духовно богатого человека выступает то, что его типы мировоззрения объединены между собой, и выражаются в деятельности.

Основными типами мировоззрения духовно развитого человека являются:

Религиозный тип, в основе которого лежат религиозные взгляды, убеждения и представления человека (включая атеизм);

Гуманистический тип, который содержит в себе представления о социальной справедливости;

Житейский или обыденный тип – личный житейский опыт человека;

Научный тип, который базируется на восприятии человеком достижений техники и науки и порождает научное познание.



Просмотров