Что значит персона нон град. Что такое

Многие граждане слышали и не раз такое выражение,как "Персона нон грата ". Однако,что оно значит известно не всем.Это выражение используется в узких дипломатических кругах,однако в последнее время все чаще и чаще в простой разговорной речи проскальзывает понятие "Персона нон грата ".

Это понятие было заимствовано из латинского языка "persona non grata ", слово "persona " можно перевести, как "лицо", "человек", а слово "grata " переводится на русский, как "желание". Соответственно полный смысл этого фразеологизма означает "человек, которого не желают видеть ". Это выражение стало повсеместно применяться благодаря дипломатам,которые использовали эту фразу к тем людям,которых не хотели видеть главой определенного дипломатического круга в каком либо государстве.

История появления фразы "Персона нон грата"

Этот термин впервые был использован в 60 -х годах прошлого века на Венской конференции.Опираясь на постулаты этой конференции каждое государство вправе назвать "Персоной нон грата " любого человека занимающего определенную должность на территории своей страны.
Никто не обязан отчитываться,почему пребывание этого человека оказалось крайне нежелательно.По правилам,предупрежденный гражданин должен выехать из страны в строго установленный срок.Если же это лицо не внемлет предупреждению и не предпримет никаких шагов,то к ней применяются особые дипломатические санкции.Чаще всего "Персоной нон грата " называют граждан,которые были заподозрены в шпионаже.

Простые люди в повседневной жизни называют подобной фразой тех людей,которые вольно или невольно вызывают подозрения.Вокруг такого человека,как правило образуется вакуум общения,никто не желает видеть такую личность рядом с собой.

Простой пример,в любом большом коллективе присутствует один либо несколько человек,которые докладывают начальству о любых прегрешениях сотрудников. Простыми словами такого человека называют "стукач". Рано или поздно такая деятельность всегда выплывает наружу,то коллектив обсудив это между собой принимает решение не общаться и при возможности вообще избегать этого гражданина и ему тут же навешивают ярлык "Персона нон грата ". Как это ни печально,но доносчики встречаются довольно часто почти в любых коллективах.

Дипломатия - это тонкое искусство защиты интересов государства, содержащее множество различных приемов, методов, практических мероприятий, которые применяются в зависимости от конкретных обстоятельств. Нередко в новостях можно узнать, что какой-то известный человек стал внезапно «персона нон грата». Что это означает, какие последствия за собой влечет - об этом как раз и пойдет речь в нашей статье.

Персона нон грата: значение

Данный термин пришел к нам с латинского языка и означает (по дипломатическому праву) «нежелательное лицо». Персона нон грата - это (в практике международных отношений) человек, чаще всего дипломат, которого власти страны в силу определенных причин считают изгоем. Выражение не склоняется, если записано латиницей, но если используется кириллица - склоняется лишь первое слово.

Мотивы объявления

Для того чтобы гражданин другой страны не был объявлен властями как «персона нон грата», ему следует быть осторожным с публичной критикой государственных органов или правительства страны, в которой он пребывает, не вмешиваться во внутренние дела, уважать обычаи и законы, не злоупотреблять дипломатическим иммунитетом и привилегиями. Также следует придерживаться общепринятых для всех дипломатов норм поведения и т. п.

Правовые нормы

В 1961 году в Вене была принята конвенция о дипломатических сношениях. Согласно 9 ст. этого документа, любое государство пребывания имеет право в любой момент уведомить другую страну, что глава ее представительства либо кто-нибудь из дипломатического персонала объявлен «персона нон грата». Если такое происходит, аккредитующее государство обязано отозвать такое лицо либо лишить его представительских полномочий. Причем такое решение государство пребывания может вынести еще до прибытия указанного лица на свою территорию. В случае, когда страна попавшего в опалу дипломата не выполнит или откажется выполнять в установленные сроки свои обязательства, то, согласно конвенции, такая персона может получить отказ в признании сотрудником представительства. Если персона нон грата без весомых причин будет продолжать находиться на территории государства пребывания, то местные органы могут объявить такого дипломата частным лицом. В этом случае на данного человека будет распространяться юрисдикция принимающей страны в том же объеме, что и на прочих иностранных граждан.

Свежие примеры

В дипломатической практике России не так давно получили широкую известность несколько подобных случаев. Так, 14 мая 2013 года этот статус получил секретарь американского посольства Райан Фогл, который был уличен контрразведкой ФСБ в шпионаже. А в апреле 2013 из России выставили консула Эстонии Франека Персидски в ответ на несправедливые действия эстонских властей. Куда более известный Филипп Киркоров стал "персоной нон грата" в Азербайджане за то, что его отец по происхождению этнический армянин, а певица Монсеррат Кабалье - все в том же Азербайджане - в этом году попала в немилость за то, что без разрешения властей посетила нагорный Карабах.

(лат. persona non grata ) - термин дипломатического права, указывающий, что въезд или пребывание дипломатического представителя, нежелательно для правительства принимающего государства. Объявление дипломата персоной нон грата обычно является результатом недружественного отношения к государству пребывания, нарушения национального законодательства или международного права, неподобающего поведения или неосмотрительных поступков, хотя принимающее государство может и не объяснять мотивы данного решения.

Фундаментальный принцип, согласно которому ни одно суверенное государство не должно испытывать неудобства в сфере дипломатических отношений из-за лиц, чье поведение или взгляды для него неприемлемы, существовал с самого раннего периода истории дипломатической практики. Учитывая длительную, постоянную и последовательную реализацию данного принципа, нет сомнений, что он представляет собой норму . Этот принцип, остающийся безусловным и в настоящее время, закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года (статья 9) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года (статья 23), которые обе были основаны на положениях Гарвардского проекта конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Присвоение статуса персона нон грата позволяет принимающему государству защищать себя от многочисленных форм неприемлемой деятельности со стороны членов дипломатических миссий и является важным противовесом дипломатическим привилегиям и иммунитетам, закрепленным в других положениях конвенций.

История принципа.

Право принимающего государства требовать отзыва дипломатов за оскорбительные высказывания и неприемлемое поведение признавалось еще такими основоположниками международного права, как , и . Со временем становилось все яснее, что данное право является не только концептуальным построением ученых, но и подтверждается международно-правовой практикой. Направляющее дипломата государство, как правило, всегда удовлетворяло просьбу принимающего государства об отзыве своего представителя.

Уместным примером является требование немедленно покинуть Англию, врученное испанскому послу дону Бернардино де Мендосу после того, как было установлено его участие в заговоре, имевшем целью низложить королеву Елизавету I. Но, чтобы испанцы не думали, что в данном случае речь шла не о наказании преступлений Мендосы, а о нарушении привилегий их посла, в Испанию был послан секретарь Совета Уильям Ваад. Ваад, который должен был напрямую сообщить испанскому двору о неприемлемом поведении Мендосы и, для сохранения старинной дружбы между двумя королевствами, предложить Испании направить нового посла.

Хотя право государства объявлять лицо персоной нон грата никогда не вызывало сомнений, требования о необходимости указывать мотивы своего решения при объявлении дипломата нежелательной персоной не было столь бесспорным. Эта проблема был главной темой обсуждения в , во время ее работы по кодификации дипломатического и консульского права. Тем не менее Комиссия оставила этот вопрос открытым на усмотрение государств. Венская конференция, приняв во внимание мнение французской делегации, решила, что, поскольку государства не обязаны сообщать причины отказа в агремане, они также должны обладать правом объявления диппреставителя персоной нон грата, без необходимости оглашения своих мотивов.

Второй спорный вопрос как в Комиссии международного права, так и в впоследствии на Венской конференции касался обязанности направляющего государства исполнять запрос об отзыве. После долгих дискуссий было достигнуто соглашение о том, что отправляющее государство обязано отозвать соответствующее лицо или прекратить его функции в представительстве. В противном случае принимающее государство может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства.

Международная практика.

Учитывая, что принимающее государство не обязано тем или иным образом обосновывать причины, послужившие основанием объявления дипломатического или консульского представителя персоной нон грата, такое объявление является в определенной степени дискреционным. Принимающее государство может воспользоваться данным правом в собственных целях по совершенно любому поводу или вовсе без такового.

Обвинение в шпионаже.

В первые годы после вступления в силу Венской конвенции подозрение в шпионаже было наиболее распространенной причиной объявления дипломатического агента персоной нон грата или, выражаясь дипломатическим языком, «просьбы об его отзыве».

Самая масштабная акция произошла в сентябре 1971 года: британское правительство объявило персонами нон грата 105 советских сотрудников дипломатических и торговых учреждений СССР в Лондоне. Поводом для нее стало предательство офицера резидентуры советской разведки Олега Лялина, работавшего под прикрытием торговой миссии СССР в Лондоне, выдавшего английской разведке имена советских агентов. В ответ из России были высланы 18 граждан Великобритании.

Другие западные государства также неоднократно выдворяли советских дипломатов «за действия, несовместимые с их статусом»: Бельгия выдворила девять в 1971 году, Боливия – сто девятнадцать в 1972 году, Канада – тринадцать в 1978 году, Франция – сорок семь в 1983 году, и Великобритания еще тридцать одного в 1985 году.

22 августа 1986 года был арестован по обвинению в шпионаже советский сотрудник Организации Объединенных Наций Геннадий Захаров. Москва отреагировала, арестовав Николаса Данилоффа, корреспондента американского новостного журнала. Судьбой Данилоффа занялся сам президент Рональд Рейган, объявивший в ноябре 1986 года более семидесяти советских дипломатов персонами нон грата, назвав их выявленными офицерами КГБ и ГРУ. В ответ американскому посольству в Москве запретили нанимать советских граждан на работу в посольство и в резиденцию посла.

Вмешательство во внутренние дела.

Дипломатические и консульские представители должны весьма тщательно воздерживаться от вмешательства во внутренние дела государства, в котором они аккредитованы (статья 38 Конвенции о дипломатических сношениях1961 года и статья 23 Конвенции о консульских сношениях 1963 года). Тем не менее реальность такова, что дипломаты традиционно вмешивались и будут продолжать вмешиваться во внутренние политические дела принимающей страны. Только общность взглядов и целей между принимающим и направляющим государствами определяют вероятность применения санкций и быстроту реакции на них. Чем отношения дружественней и крепче, и прежде всего, исходя из наличия взаимных интересов, тем с меньшей охотой государства прибегают к таким серьезным мерам, как выдворение диппредставителей. И наоборот, чем отношения сложнее и напряженнее, а интересы противоречивей, тем чаще дипломаты и консулы объявляются персонами нон грата и высылаются на родину. Международная практика полностью подтверждает данный принцип.

В марте 1976 года посол США в Камеруне Герберт Спиро, также аккредитованный в Экваториальной Гвинее, был объявлен нежелательной персоной в Экваториальной Гвинеей. В конце одного из регулярных визитов в страну заместитель директора протокола Сантьяго Нчама вручил Спиро письмо, в котором обвинил правительство США в том, что оно занимался подрывной деятельностью, а несколько дней спустя МИД Экваториальной Гвинеи отправил телеграмму в Госдеп с сообщением том, что Спиро и сопровождавшему его консулу Уильяму Митхоферу-младшему, запрещен въезд в страну.

В 2008 году президент Боливии Эво Моралес объявил посла США Филиппа Голдберга персоной нон грата, заявив: «Посол США готовит заговор против демократии и хочет расколоть Боливию на части».

В 2010 году президент Венесуэлы Уго Чавес объявил вновь назначенного посла США в Венесуэле Ларри Палмера персоной нон грата и запретил ему выезд в страну. «Он дисквалифицировал себя, грубо нарушив все правила дипломатии. Он оскорбил всех нас, даже наши вооруженные силы. Он не может приехать сюда в качестве посла» – сказал Чавес, ссылаясь на письменные и публичные заявления, сделанные Палмером.

Нарушение законов принимающей страны.

Если лицо, пользующееся дипломатическим иммунитетом, обвиняется в серьезном преступлении, объявление его персоной нон грата обычно является единственным средством правовой защиты принимающей страны. Например, Филиппины в 2012 году выслали официального представителя посольства Панамы, обвиняемого в изнасиловании. То же преступление было совершено в 1980 году против двух американских женщин Мануэлем Айри, сыном третьего атташе делегации Ганы, но полиция освободила Мануэля из-за его дипломатического иммунитета, и единственным средством правовой защиты было объявить его нежелательной персоной и выдворить с территории США.

Следует отметить одно важное различие между Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года. Дипломатические агенты пользуются очень высоким уровнем неприкосновенности, однако, консульские должностные лица могут быть арестованы или задержаны «в случае совершения тяжкого преступления». Какие преступления следует считать «тяжкими» государства могут определять в соответствии с собственным законодательством.

Например, в Законе об иностранных миссиях и международных организациях Канады 1991 года говорится, что «… для целей пункта 1 статьи 41 Венской конвенции о консульских сношениях под тяжким преступление понимается любое правонарушение, за которое преступник может быть приговорен к тюремному заключению на пять лет или более».

Показательным примером является инцидент 2013 года, когда вице-консул Генерального консульства Индии в Нью-Йорке Девияни Хобрагаде по доносу своей гувернантки была обвинена в мошенничестве с визой и заработной платой своей служанки. Хобрагаде была демонстративно арестована федеральными правоохранительными органами США, подвергнута полному личному досмотру и помещена в камеру с «обычными преступниками и наркоманами». Через несколько часов после задержания ее выпустили под залог и подписку о невыезде. Между Индией и США разразился крупный дипломатический скандал. Однако власти США заявили, что у Хобрагаде не «дипломатический», а все лишь «консульский иммунитет» и в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года защита от юрисдикции принимающей страны предоставляется только в отношении действий, совершенных при выполнении консульских функций. Через несколько дней индийское правительство перевело Хобрагаде в свое постоянное представительство при ООН, что давало ей полную дипломатическую неприкосновенность и освобождало от судебного преследования. Власти США обратились к Индии с просьбой о снятии дипломатического иммунитета, но получили отказ, после чего потребовали, чтобы дипломат покинула страну.

Политические мотивы.

Дипломаты также могут быть объявлены персонами нон грата по политическим мотивам независимо от поведения самого агента. Хотя подобная практика в последние десятилетия получает все более широкое распространение, она не полностью соответствует духу положений Венских конвенций относительно статуса персона нон грата. Обычно, высылая дипломатов на родину, принимающее государство пытается оказать давление или «наказать» государство, которое они представляют. Так было в 2007 году, когда британское правительство выдворило четырех российских дипломатов в ответ на отказ Москвы экстрадировать Андрея Лугового, подозреваемого Лондоном в отравление бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.

В декабре 2016 года президент США Барак Обама объявил 35 сотрудников российского посольства в Вашингтоне и консульства в Сан-Франциско персонами нон грата, предоставив им 72 часа на то, чтобы покинуть страну. Официальной причиной назывались санкции против России, введенные в качестве «всеобъемлющего ответа на российскую операцию по хакерским атакам» с целью «вмешательства в политический процесс и оказания влияния на результат американских выборов». Тогда Москва не стала принимать зеркальные меры. Однако 28 июля 2017 года, после ужесточение санкций, Москва предложил Вашингтону до 1 сентября привести к паритету численность персонала посольств и консульств в двух странах. Таким образом, персонал, занятый в американских диппредставительствах в России, был сокращен до 455 человек (на 755 человек).

В 2017 году, после успешно проведенной Северной Кореей серии испытаний межконтинентальных баллистических ракет, создания водородной бомбы и получения возможности доставки ядерных боеголовок до территории США, отношения между двумя странами резко обострились. Президент США Дональд Трамп пообещал ответить КНДР «огнем и яростью», если действия Пхеньяна будут угрожать Америке. Постпред США при ООН Никки Хейли пригрозила, что «если КНДР продолжит вести себя безрассудно», она «будет уничтожена». Желая выразить поддержку позиции США, пять стран – Италия, Испания, Кувейт, Мексика и Перу объявили северокорейских послов персонами нон грата на своей территории, объясняя свои действия одной и той же причиной: власти Северной Кореи многократно нарушали режим нераспространения ядерного оружия.

Процедура и последствия объявления персоной нон грата.

Дипломатический или консульский представитель может быть объявлен персоной нон грата в любой момент, в том числе до своего въезда на территорию принимающего государства (статья 9 Конвенции 1961 года о дипломатических сношениях и статья 23 Конвенции о консульских сношениях 1963 года). В подобном случае ему может быть отказано в праве въезда, и он не будет наделен привилегиями или иммунитетами, связанными с его деятельностью.

На практике принимающее государство редко прибегает к такой мере как официальное объявление дипломатического или консульского агента персоной нон грата. Обычно оно обращается с просьбой об отзыве и, как правило, дипломат или консул переводится или отзывается до получения официального уведомления.

Принимающее государство не имеет права высылать агента после его объявления персоной нон грата. Объявление нежелательным лицом только обязывает направляющее государство отозвать соответствующего агента. Только в том случае, если направляющее государство не принимает надлежащих мер, принимающее государство может рассматривать указанного дипломата в качестве обычного иностранного гражданина, не пользующегося какими-либо иммунитетами или привилегиями. Это означает, что, в том случае, если данное лицо не покинет территорию государства добровольно, его могут выслать из страны с соблюдение международных норм, касающихся обращения с иностранцами. Таким образом, выдворение не является автоматическим следствием присвоения статуса персона нон грата. В любом случае заинтересованному диппредставителю должно быть предоставлено разумное время покинуть страну, в течении которого он по-прежнему имеет право на привилегии и иммунитеты, связанные с его функциями.

Дипломатические и консульские агенты, объявленные персонами нон грата, автоматически не увольняются из дипломатической или консульской службы представляемого государства. Этому государству предстоит самостоятельно принять решение о последующей карьере соответствующего агента. Вполне возможно, что он будет направлен на дипломатическую работу в другую страну. Однако на практике некоторые государства пытаются обеспечить, чтобы союзные государства отказывали во въезде всем лицам, включая дипломатический и консульский персонал, которым было предложено покинуть их национальную территорию по подозрению в причастности к международному терроризму.

09Май

Что такое Персона Нон Грата

Персона нон грата (Persona non grata) – это латинское выражение, которое используется в официальном дипломатическом или личном общении для определения лица, чье присутствие является нежелательным. Буквально термин означает: «нежелательная персона» или «нежелательное лицо».

Что такое ПЕРСОНА НОН ГРАТА – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Персона нон грата – это человек, которого по тем или иным причинам не желают видеть в определенном государстве, заведении или обществе.

ПЕРСОНА НОН ГРАТА в политике.

В большинстве случаев данный термин применяется в политической среде и дипломатическом общении. Так, к примеру, подобный термин может быть применен по отношению к зарубежному дипломату или сотруднику дипломатического персонала, который нарушает законодательство страны пребывания. Согласно международным договорам, подобный сотрудник обладает дипломатическим иммунитетом, и оказать на него влияние в границах данной страны практически нет возможности. Но, его можно объявить Персоной нон грата, и выдворить из страны запретив дальнейшее ее посещение. Помимо явного нарушения законодательства страны пребывания, дипломата могут объявить «персоной нон грата» и в том случаи, если его заподозрят в шпионаже. Как правило, в таких случаях его отправляют домой, а на его место ставят человека, чья личность и деятельность не вызывает сомнений.

Довольно часто бывает так, что персоной нон грата объявляют людей, которые на данный момент не находятся в этой стране, но по мнению руководства, их деятельность является опасной, подрывной или экстремистской. Так, к примеру, в страну могут не пускать различных явно выраженных враждебных , которые распространяют опасные для существования государства идеи и создают напряжение в обществе.

Важно понимать, что когда кого-то объявляют «персоной нон грата», то расшифровка «нежелательная персона» имеет весьма категоричный характер. Это значит, что человека, который уже находится в стране депортируют на родину. Человека, который не находится в стране, больше не пустят на свою территорию. Как правило, подобные ограничения действуют на постоянной основе, но иногда они бывают временными.

ПЕРСОНА НОН ГРАТА в повседневной жизни.

Если отстранится от политики, то выражение «персона нон грата», можно услышать и в обычной жизни и повседневном общении, хотя такое случается редко. Как правило, данную фразу употребляют в тех случаях, когда хотят культурно сообщить человеку, что его присутствие тут совсем не желательно. Это может выглядеть примерно так.

grata » данных выражений образовано от лат. gratia, gratiae - «привлекательность, приятность» ; и буквальный перевод этих выражений соответственно: «лицо неприятное» и «лицо приятное».

Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 года) в 9 статье указывает, что принимающее государство может «в любое время и без необходимости объяснения причины» объявить любого члена дипломатического корпуса «персона нон грата» (ни одно слово в этом термине не склоняется, так как это - единая лексическая единица, транслитерация латинской фразы «persona non grata»), даже до того, как этот человек прибыл в страну. Обычно лицо, объявленное «персона нон грата», должно покинуть страну, в противном случае государство «может отказаться признавать это лицо членом дипломатической миссии».

Дипломатический иммунитет защищает персонал дипмиссий от гражданского или уголовного преследования. Вне зависимости от ранга они обязаны уважать законы принимающего государства согласно статьям 41 и 42 Венской конвенции. Объявление лица «персона нон грата» может использоваться при подозрении его в шпионаже («деятельности, несовместимой со статусом») или как символ выражения недовольства.

Примеры списков

Недипломатическое применение

В недипломатическом применении, отсылка к кому-нибудь как «персона нон грата» означает подвергание его остракизму . Такая персона всячески, в любом деле и цели, подвергается культурному игнорированию, дабы сделаться в образном смысле не существующей. К примеру, «персона нон грата» может стать доносчик на коррумпированных сослуживцев, нарушитель негласных уставов (табу), индивидуалист идущий против местечковой культуры и пр.

См. также

Напишите отзыв о статье "Персона нон грата"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) (.pdf). . Проверено 17 января 2010. .

Отрывок, характеризующий Персона нон грата

Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m"avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l"accorde. Qu"on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l"apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]

Просмотров