Что входит в общедомовые услуги. Порядок начисления и оплаты за общедомовые нужды (ОДН)

Для обеспечения комфортных условий проживания людей в городах и остальных населенных пунктах существуют коммунальные услуги, предоставляемых местными органами власти, которые нужно оплачивать. Также в них входят такие виды услуг, как поддержание и восстановление надлежащего состояния зданий в соответствии техническим и санитарно-гигиеническим правилами. За все это также необходимо платить жителям того или иного жилого фонда.

К сожалению, в последнее время, когда речь заходит о коммунальных платежах, люди начинают возмущаться в связи с их постоянным подорожанием. Чтобы ориентироваться в изменениях законодательной жилищно-коммунальной базы и не стать жертвой обмана во время начисления платежей, нужно знать, как это делается, и уметь самому рассчитывать их размеры. Особенно сильно людей интересуют нюансы начислений общедомовые нужды, а именно формула расчета ОДН по электроэнергии.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Коммунальные платежи за электричество

Каждый месяц владельцы недвижимости в многоквартирных домах получают платежки по электроэнергии, которые включают в себя как оплату за использование киловатт в личных интересах, так и расходы, совершенные на обеспечение всего дома. Личные нужды потребления электроэнергии оцениваются, в основном, в зависимости от показателей счетчика, закрепленного за индивидуальным жильем. А вот размер платежей по общедомовому потреблению электроэнергии может насчитываться как по счетчику, установленному на весь дом, так и без него.

К общедомовому потреблению энергии относится освещение лестничных площадок в подъезде и при входе в него, а также затраты на работу лифта и домофона. Контролировать выплаты по установленному личному счетчику совсем несложно, а как же быть с общими расходами? Чем руководствуется Электронадзор, производя расчет ОДН и насчитывая ту или иную сумму каждому гражданину лично?

На данный момент размеры жилищно-коммунальных платежей по потреблению электроэнергии устанавливают органы государственной власти конкретного региона, а не, как было раньше, органы местного самоуправления. Соответственно, в каждом крае установлены свои нормативы, с размерами которых можно ознакомиться на сайте администрации.

Размеры нормативов за ОДН по электроэнергии

Для эффективности деятельности ЖКХ, внесения ясности и прозрачности коммунальных платежей, согласно Жилищному законодательству Российской Федерации, с 1 января 2017 года были введены в действие новые правила начисления коммунальных платежей. С начала этого года вводится такое понятие, как уплата задолженностей по предоставленным услугам, использованным не лично каждым жильцом, а потраченным на общедомовые нужды. Как уже говорилось выше, в каждом регионе администрация устанавливает свой норматив по оплате за электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.


При установке норматива, обращают внимание на такие особенности многоквартирного дома, как:

  • Количество этажей, а также наличие подвала и чердака;
  • Предусмотренное количество источников освещения;
  • Насосное оборудование;
  • Лифты и их грузоподъемность;
  • Противопожарные установки и сигнализация;
  • Наличие домофонов, камер видеонаблюдения и др.;
  • Общая платежеспособность людей данного региона и доступность энергоносителей на его территории.

Расчет за ОДН по электроэнергии для дома с общим счетчиком

Если многоквартирный дом оборудован специальным счетчиком, тогда начисления производятся главой жилищного комитета данного дома вместе с представителем Электронадзора. Вот какие действия они должны совершить:

Общепринятой формулой начисления ОДН за потребление электричества является:

«Показания ОДПУ – Потребление в обще-домовых помещениях – Потребление ИПУ – Потребление по нормативу) * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме»

Как расчитать ОДН для дома без счечика

Методика начисления оплаты за потребление электричества в многоквартирном доме, где отсутствует специальный прибор учета, заключается в использовании четко установленного государственными органами данного края норматива.

Иными словами, расчеты происходят по формуле:

«Норматив потребления * Площадь обще-домовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме»

Владелец квартиры получает общую квитанцию с указанием суммы к оплате за электроэнергию, использованную на личные нужды и на общественные, в соответствии с нормой данного региона.

Правовая справка! Федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» был принят летом 2015 года для оптимизации работы ЖКХ и более тщательного контроля использования их платежей. Согласно его содержанию и были введены изменения, касательно формулы расчета ОДН по электроэнергии.

Примеры нормативов в разных регионах РФ

  1. Московская область:
    • от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности;
    • от 1,19 до 1,58 кВт/ч, если в многоэтажке есть лифт (в зависимости от его грузоподъемности).
  2. Ростовская область:
    • 1,7 кВт/ч – дома с лифтами;
    • 0,6 кВт/ч – стоимость освещения на этаже;
    • 0,9 кВт/ч – плата за оборудование дома насосом, качающимся холодную воду.
  3. Саратовская область:
    • 1,82 кВт/ч – освещение;
    • 2,4 кВт/ч – наличие пассажирского лифта;
    • 2,10 кВт/ч – оборудование насосом;
    • 2,72 кВт/ч – силовые установки.
  4. Новосибирская область:
    • 6,128 до 7,014 кВт/ч – для жильцов многоэтажек с автономным электрическим отоплением (наличие 12 и 13 этажа).

На что стоит обратить внимание

Введение новшеств в какой-либо отрасли хозяйства с целью эффективности и улучшения его работы, не всегда сразу может охватить все возможные нюансы. Конечно же, народ должен сначала распробовать, ощутить преимущества и возможные недоработки нововведений. Только после этого вносятся коррективы положительного характера и закрепляются законодательно.

Так и с изменениями в жилищно-коммунальных вопросах. При начислении платежей по ОДН до сих пор остаются некоторые недоработанные вопросы:


Исходя из вышеперечисленных затруднений, возможно надо придумать новый способ обработки нужных данных. Например, сделать сбор показателей автоматизированным и проводить его через компьютерные программы.

Заключение

Если реальные суммы, идущие на погашение затраченной энергии на общедомовые нужды, превышают размеры теоретических расчетов потребления по установленным нормативам, то ответственность за их погашение ложиться на плечи исполнителей коммунальных услуг. Такими исполнителями могут выступать управляющие компании или товарищества собственников жилья, то есть организации, которым было доверено право по управлению многоквартирным домом.

Этот момент тоже является недавним нововведением в жилищном законодательстве, ведь раньше все дополнительные расходы покрывались за счет жильцов данного дома.

Когда основная масса людей живет от зарплаты до зарплаты, вопросы оплаты коммунальных платежей, размер нормативов на которые не стоит на месте, а постоянно растет, будут всегда стоять на первом месте. Поэтому очень важно уметь правильно посчитать расходы. Ведь от того, умеете ли вы самостоятельно рассчитывать и контролировать сумму к оплате за коммунальные услуги, зависит материальное благополучие и состояние нервной системы членов вашей семьи.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

С 1 января 2017 года жилищно-коммунальная отрасль страны начала жить по другим правилам - в силу вступила новая система расчетов общедомовых нужд (ОДН). В этой статье рассмотрим, как нововведение отразилось на деятельности управляющих компаний, и какие меры стоит принять, чтобы минимизировать финансовые риски УК, ТСЖ и собственников многоквартирных домов.

Норматив ОДН с 1 января 2017 года

Жилищно-коммунальную отрасль России принято называть «черной дырой», в которую улетают миллиардные вложения - деньги собственников и государства. Новые правила расчета ОДН приняты, чтобы посчитать коммунальные ресурсы и распределить затраты в соответствии с реальным потреблением. Однако даже самое благое законодательное начинание часто превращается в сложный и запутанный процесс, вызывающий вопросы со стороны как обычных граждан, так и работников управляющих компаний и ТСЖ.

Еще летом 2015 года Государственной думой РФ был принят федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Закон был направлен на создание условий, необходимых для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ. Самыми революционными в нем стали изменения, в результате которых плата за содержание общедомового имущества с 01.01.2017 года стала включать в себя плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества многоквартирного дома. Начисляться такая плата должна исходя из величины потребления, рассчитанной по нормативу, который устанавливается на уровне республик, краев и областей.

ОДН как жилищный платеж

Введение новых правил начисления с января 2017 года было продиктовано необходимостью приведения расчетов к реальной картине потребления. Разработчик законопроекта - министерство строительства и ЖКХ РФ - считает, что перевод коммунальной услуги в жилищную, где действуют строгие нормативы, позволит начислять плату лишь за ресурсы, которые на самом деле идут на нужды дома.

Сейчас ОДН – это воровство, небалансы коммунальных организаций. Человек получает квитанцию. Он четыре кубометра воды потратил на свои нужды, а шесть ему приписывают, у каждого его соседа такая же ситуация. Это жульничество доказать очень тяжело! Обычный человек не может собрать показания всех приборов учета в доме.

Цель чиновников ясна - мотивация к энергосбережению, учет и контроль. Это подчеркивается и в преамбуле документа:

Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить путем проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах информирование собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами, о мероприятиях по энергосбережению в случае, если объем потребленного на общедомовые нужды коммунального ресурса, определенный на основе показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, превышает соответствующие нормативы потребления.
Постановление Правительства РФ №603

Новые правила вводились поэтапно. Изначально срок перехода был намечен на 1 апреля 2016 года. Затем старт отодвинули на 1 июля, еще позже - на 1 января 2017 года. Этот люфт был необходим, чтобы управляющие организации и собственники смогли подготовиться к изменениям порядка оплаты.

До конца года управляющие компании должны проверить каждый дом: выявить и устранить все случаи нецелевого расходования коммунальных ресурсов, провести работы по повышению энергоэффективности. Срок введения нового алгоритма оплаты продлен, в том числе, чтобы УК исключили возможность нецелевого расходования ресурсов. Жильцы не должны платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

Как будет начисляться ОДН в 2017 году

В 2017 году расходы общедомовые нужды включены в плату за содержание общего имущества, отдельной строки «ОДН» в квитанции больше не будет. К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входит:

  • лифты и лифтовые шахты;
  • крыши и технические этажи дома;
  • межквартирные лестничные площадки и коридоры;
  • чердаки и подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
  • земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).

Платеж рассчитывается исходя из показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла, воды и электроэнергии. Сейчас они установлены в большинстве многоквартирных домов.

Иными словами, ОДН - это разница между показаниями общедомового прибора учета и личными счетчиками жильцов. Если же у собственников квартир отсутствуют индивидуальные приборы учета, объем потребляемых ресурсов распределяется пропорционально доле квартирной площади в составе суммы всех площадей общедомового имущества.

Напомню, что ОДН называют коммунальные услуги, которые идут на поддержание жизнедеятельности многоквартирного дома. Сюда включается работа лифта, освещение подъезда, придомовой территории, влажная уборка и промывка инженерных систем и т.д. Дискуссия по поводу ОДН возникла из-за того, что управляющие организации стали списывать туда свои долги перед поставщиками ресурсов и сторонние расходы. На эту проблему обратил внимание Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Александр Сидякин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ

Норматив оплаты ОДН с 1 января 2017 года

Как рассчитать ОДН за тепло в 2017 году

Рассмотрим, как производятся расчеты оплаты ОДН с 1 января 2017 года на примере тепловой энергии. Воспользуемся для расчета следующими формулами:

Расчет платы за потребление тепла в квартире:

Площадь квартиры * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию

Расчет платы за потребление тепла в общедомовых помещениях:

Доля площади в общедомовых территориях * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию

Расчет доли площади помещений, входящих в совокупный состав общедомового имущества:

Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме

Как рассчитать ОДН за воду в 2017 году

Как в остальных случаях, расчет ОДН по горячей и холодной воде, производится в зависимости от наличия общедомовых приборов учета (ОДПУ). Наличие таких приборов с автоматизированной передачей показаний облегчает задачу. В том числе, самой УК - для исключения трений с поставщиками ресурсов, которые могут списывать все технологические потери на собственников МКД. А также для оперативного подсчета расхода коммунальных ресурсов.

Есть общедомовой счетчик: формула ОДН за воду

При наличии ОДПУ общедомовые нужды составляют разницу между показанием общедомового прибора учета и суммой значений индивидуальных счетчиков. Сумма значений ИПУ включает в себя и расходы по нормативам в необорудованных счетчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально площади помещений между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающих в многокомнатной квартире людей, затраты на ОДН для нее будут больше, чем для однокомнатной.

Нет общедомового счетчика: формула ОДН за воду

При отсутствии ОДПУ расчет производится по нормативам. Формула расчета ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:

Как рассчитать ОДН за электроэнергию в 2017 году

Есть общедомовой прибор: формула ОДН за электроэнергию

Самый распространенный случай для МКД: помещения частично оснащены индивидуальными приборами учета и установлен ОДПУ. В этом случае формула расчета ОДН для каждого помещения будет выглядеть следующим образом:

(Показания ОДПУ - Потребление в общедомовых помещениях - Потребление ИПУ - Потребление по нормативу) * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме

Другими словами, объем ОДН за электричество, который приходится на конкретное помещение, определяется пропорционально ее площади к общей площади дома и к остатку «неоплаченного» потребления в многоквартирном доме.

Нет общедомового прибора: формула ОДН за электроэнергию

В случае, если общедомового прибора учета электроэнергии нет, расчет производится с использованием нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды.

Норматив потребления * Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме

После проведения расчета доли электроэнергии, потребленной на ОДН, она прибавляется к объему, определенному по ИПУ или нормативу, и включается в квитанцию собственника. В свою очередь, собственник помещения должен произвести оплату ОДН в составе общего платежа за электроэнергию.

Потери: скрыть или найти

Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер ОДН. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций. В этих условиях есть два пути, по которому могут пойти УК и ТСЖ.

Первый путь - мошеннический. Он состоит в том, чтобы «перекрывать» расходы на коммунальные ресурсы за счет других статей или включать в квитанции «скрытые платежи».

Но рано или поздно тайное становится явным. Так, УК «Жилинвест» (название изменено) из сибирского города-миллионника Красноярска на протяжении многих лет «перекрывала» платежи теплоснабжающим организациям из средств собственников МКД, собранных по статье «на капитальный ремонт». В итоге, УК обанкротилась. Конкурсный управляющий, проведя аудит деятельности УК, обнаружил, что за несколько лет компания потратила не по назначению 2 млрд рублей, собранных «на капитальный ремонт». Теперь с ситуацией разбираются уже не аудиторы, а прокуратура и следственный комитет.

Каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, должен четко понимать, за что он платит и почему именно ту сумму, которая указана в расчетке. Безусловно, лучший инструмент для этого – использование приборов учёта, и мы продолжим стимулировать их установку, как на отдельные квартиры, так и на дома в целом.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

Ответственность управляющих организаций за неправильные расчеты ежемесячной платы регламентирована федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015 г. Согласно законодательству, за некачественное предоставление коммунальных услуг или завышение оплаты при расчете УК обязана заплатить неустойку потребителям. Наиболее жесткая административная ответственность наступает за нарушение расчетов, которые привели к увеличению размера начислений для собственников. Штрафы управляющие организации обязаны платить в адрес потребителей. Избежать административного наказания можно только в том случае, если выявленное нарушение устранено до обращения в контролирующий орган или оплаты потребителем.


Не получится больше обходить норматив ОДН и за счет заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, управляющие компании будут платить неустойку в счет РСО за несвоевременную оплату потребленных ресурсов за ОДН.

Впрочем, управляющие организации могут выбрать второй, добросовестный путь минимизации рисков. Это путь повышения эффективности управления, который включает спектр мер:

  • установка общедомовых приборов учета (ОДПУ);
  • энергосберегающие мероприятия (утепление подвалов, лестничных маршей, установка современных окон и т.п.);
  • единовременное снятие показаний;
  • выявление неучтенного потребления.

Добиться этого можно с помощью . Последние годы государство активно мотивирует управляющие организации к установке именно таких систем.

Инновация, которая позволит побороть ОДН - это интеллектуальные системы учета, когда прибор в автоматическом режиме передает показания со всех квартир. И такие системы учета будут ставить сами управляющие компании. Мы мотивируем, чтобы сама управляющая компания вложилась в такую систему, чтобы снизить свой ОДН.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

Мнения экспертов о новых правилах расчета ОДН

Новая система начисления ОДН по нормативам активно обсуждается представителями управляющих организаций и активистами МКД.

По мнению председателя домового комитета из Ульяновска Оксаны Зиновьевой, ОДН можно свести к нулю:

Для начала мы устранили все протечки и выявили квартиры, которые не оборудованы счётчиками. Призвали к ответу собственников тех квартир, где проживает больше человек, чем прописано. Например, по нормативу они платили за одного, а воду тратили втроём. А разницу за них раскидывали на весь дом. Надавили общественным мнением, подключили управляющую компанию - в итоге счётчики установили все. Следующим шагом была установка антимагнитных лент на приборы учёта, чтобы с помощью магнитов не занижали показания. Так мы добились того, что у нас в платёжках появились отрицательные показания по ОДН. Но главное, я считаю, это совместное снятие показаний. В один день УК снимает показания с общедомовых приборов учёта, мы ходим по квартирам и снимаем индивидуальные, я составляю общий реестр и отношу в РИЦ для начисления платы.

Илья Костромской, спикер образовательного проекта «Школа управдома» в Ижевске, считает, что снизить расходы на общедомовые нужды помогают приборы учета на каждом отдельном стояке:

Когда, казалось бы, вышеописанные меры против «утечки» ресурсов приняты, а ОДН всё равно растёт, я советую установить приборы учёта на отдельные стояки. В одном из многоквартирных домов Ижевска таким способом выяснили, что у соседей просто несколько месяцев не работал счетчик. Когда хозяева его заменили, цифра ОДН сразу снизилась.

Итак, новая система расчетов ОДН - свершившийся факт. Закон вступил в силу, его уже не отменят и не передвинут сроки. По большому счету, это финальный отрезок долгого пути от «ничьей» коммуналки к ответственности каждой управляющей организации и каждого собственника МКД. Жить по-старому, прикидывая «на глазок» и прибрасывая «среднюю температуру по палате» уже не получится. Однако точные расчеты, оптимизация деятельности и привлечение новых технологий учета помогут УК и ТСЖ не просто «пережить» новую систему начисления ОДН, но и повысить качество обслуживания домов. А значит и качество жизни каждого собственника.

Как снизить ОДН и собирать показания счетчиков воды онлайн

В продолжение статьи.

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров. Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом - на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения. Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов. И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним . Справедливо? Да. Но не все так просто. Разъяснения - это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего - кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль. Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам. Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже - расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем - ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых - по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК - в зависимости от выбранной формы управления.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д. От этого вопросов меньше не становилось. Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно - не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы. В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу. Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане. В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше - могут. Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать - не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное - относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше - жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п. Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами. В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д. Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы. Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало - ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива - нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше - вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем - в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды - аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант - плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива. Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем. И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей - очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК - это решение также принимается собранием.

Есть основания полагать, что счетчики в многоквартирных домах, по которым взимается тариф за ОДН, установлены незаконно

Оплата за свет и одн - головная боль, как жителей Томской области, так и всей России.

Соблюдения законодательства «Горсетям» в установлении счетчиков не понадобилось.

Плата за «общедомовые нужды» - постоянная тема для горячих дискуссий. Как мы все помним, с 1 января 2013 года вступили в силу новые нормативы по электроснабжению. Нормативы в течение года в среднем выросли на 15 % . Изменения коснулись и схемы начисления за ОДН. Вот что заявлял год назад и. о. начальника областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Юрий Баев.

Ранее данное начисление производилось пропорционально потреблению в квартире, сегодня ОДН будет распределяться пропорционально занимаемой площади, - заявлял он. - Законом теперь установлено, что показания нужно сдавать с определенное время. Мы обязаны снимать показания с 23-го по 25-е число каждого месяца и передавать до 26-го числа в ресурсоснабжающую организацию.

Если потребитель своевременно не предоставит информацию, то плата за коммунальные услуги за 3 месяца будет рассчитываться по среднемесячной , которая зависит от показаний индивидуального прибора учета за год. После 3 месяцев - по нормативам потребления. Томичи могут снизить платежи за коммунальные услуги, если поставят в жилых помещениях счетчики. Именно под этим «соусом» в домах в свое время начали устанавливать общедомовые счетчики. Но сделали это, как всегда, «через одно место». И вот почему.

Без согласия и договоров

В пылу обсуждений и дискуссий по поводу введения оплаты за ОДН в Томске, чиновники забыли (или забыли в кавычках?) о немаловажной детали. Дело в том, что, согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, приборы учета электрической энергии, поступающей в многоквартирные жилые дома, должны были быть установлены только с согласия общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Однако в Томске все случилось с точностью до наоборот. Уже известная нашим читателям фирма ООО «Горсети», занимающая доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии на территории Томска, в рамках проводимой программы модернизации электроучетов установила приборы учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах без проведения всяких собраний собственников. В частности, такие факты были выявлены и доказаны в Томке по ул. Советской, 46 (ООО «Стройсоюз»), ул. Войкова, 84 (ООО «Жилсервис»), ул. Ванцетти, 25 и пр. Ленина, 108 (ООО «Ремстройбыт»). Предполагаем, что данные факты в Томске носят повсеместный и очень распространенный характер.

Установка приборов коммерческого учета электрической энергии, поступающей в данные жилые дома, была оформлена актами, подписанными представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями. Согласно ответу УФАС по Томской области от 12.04.2013 г. № НХ/1842, «установка приборов учета производилась за счет средств ООО «Горсети» и не оплачивалась ни управляющими компаниями, ни собственниками помещений в многоквартирных жилых домах. Предоставленные управляющими компаниями отчеты о затратах на содержание и текущий ремонт жилых домов за 2010-2012 гг. подтверждают, что собственники жилых домов не оплачивали установку ООО «Горсети». Согласно актам, подписанным представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями, приборы (коммерческого) учета электрической энергии, поступающей на многоквартирные жилые дома находятся на балансе ООО «Горсети». Хотя, например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, все электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения в границах многоквартирных жилых домов, должно находиться в собственности собственников жилых помещений данных многоквартирных домов.

Более того, несмотря на то, что приборы (коммерческого) учета находятся на балансе ООО «Горсети», согласно отчету ООО «УК Стройсоюз» умудрилось выставить жителям оплату за установку прибора коммерческого учета электроэнергии. Между прочим, данные неправомерные действия управляющей компании, попахивают мошенничеством и правоохранительным органам есть чем заняться.

Счета за ОДН незаконны?

К чему мы так подробно осветили данный вопрос с законностью установления счетчиков в многоквартирных домах? К тому, что если эта позиция верна и корректна, то выставлять счета за расход электроэнергии на ОДН по данным приборам коммерческого учета, установленным и находящимся на балансе у ООО «Горсети», организация ОАО «Томскэнергосбыт» не имеет никакого права. Во-первых, счетчики должны были быть установлены только с согласия общего собрания собственников жилых помещений и находиться в их собственности. Во-вторых, у ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Горсети» должен быть заключен договор использования коммерческих приборов учета электроэнергии, поступающей на многоквартирные жилые дома, для осуществления начислений за ОДН по электроэнергии. ООО «Горсети» обязано обратиться к собственникам жилых помещений многоквартирных жилых домов о проведении общих собраний собственников в многоквартирных домах, принять решение об установке счетчика, выбрать организацию, которая установит счетчик. Соответственно, взимать плату за услуги ОДН по электроэнергии в «Томскэнергосбыт» могли только в соответствии с законодательством. Без этого выставление счетов на оплату ОДН самовольно и незаконно. Чтобы по этому поводу ни говорили в «Томскэнергосбыте»

«Закон не запрещает»

Справедливости ради мы попросили прокомментировать ситуацию пресс-службу ОАО «Томскэнергосбыт». Мы спросили - на каком основании приборы коммерческого учета электрической энергии поступающей на многоквартирные жилые дома в Томске, установленные ООО «Горсети», принадлежащие другому юридическому лицу, используются вами для осуществления расчетов и начисления по ОДН за электроэнергию?

И вот что они ответили.

«Законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием.

В связи с вступлением в силу с 12.06.2012 г. Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» обязанность по установке приборов учета возложена на сетевую организацию (п. п. 43, 150).

Согласно пункту 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила № 442), под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. У ОАО «Томскэнергосбыт» нет оснований для отказа к приемке в расчеты надлежащим образом допущенных приборов учета электроэнергии». (Конец цитаты.)

Вот так, закон якобы «не запрещает» снимать показания с приборов учета, неизвестно как и кем установленных. Получается, независимо от того, кто установил прибор учета, ОАО «Томскэнергосбыт» может производить по нему расчеты и начисление. Про наличие договора на обслуживание счетчиков с ООО «Горсети» представители от ОАО «Томскэнергосбыт» даже не заикнулись. Хотя Жилищный кодекс обязывает провести данную процедуру жестко в соответствии с законом и только с согласия общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов.

Однако именно по закону в ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыте» действовать и не хотят. Зачем нам проводить собрания собственников, давать им право на установку и выбор организации по установке счетчиков, да еще отдавать им потом эти счетчики в собственность? Сделаем это сами, сами поставим счетчики, сами назначим цены на их установку и закупку, впоследствии выставим счета ОАО «Томскэнергосбыту», а там выставят жильцам уже свои счета, отбивая деньги для себя и ничего и никому не объясняя. Жильцы же у нас все оплатят, хотя все эта электроэнергия, затраченная на «общедомовые нужды» давно и не единожды включена в тариф.

Что же делать жителям?

Обращаться в суд. Ведь получается, что в настоящий момент томичи вовсе не обязаны платить по счетам, выставленным за потребление электроэнергии по общедомовым нуждам. Кем бы и как они бы не были рассчитаны. И даже могут все уплаченные деньги назад. Может быть,хватит уже все сваливать на «неплательщиков», выставлять липовые и ничем не обоснованные счета, выезжать за счет добросовестных потребителей?

Кроме того, мы рекомендуем подавать заявления в прокуратуру Томской области о незаконности выставления тарифов по потреблению электроэнергии за ОДН от ОАО «Томскэнергосбыт». Основание - установка приборов коммерческого учета электроэнергии (ОДН) в многоквартирных домах проведена с грубейшими нарушениями Жилищного кодекса РФ и без ведома самих собственников. Пусть ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» проводят процедуру по закону и заново.

Кто куда смотрит?

Между тем в городе достаточно контролирующих органов, чтобы понудить ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» работать в соответствии с законодательством. Почему же до сих пор они этого не сделали? Бездействие таких контролирующих и надзирающих органов, как департамент ЖКХ и Государственный жилищный надзор по Томской области, УФАС по Томской области просто поражает. Ведь, по сути, это с их молчаливого согласия происходит невероятное нарушение прав потребителей. Особенно контрастно это выглядит на фоне практически ежедневных сюжетов по телевидению и печатным средствам массовой информации с возмущением граждан. Так кто заинтересован в накаливании социальной ситуации? Кто провоцирует негативную оценку в отношении власти всех уровней? Спасибо, правда, прокуратуре Кировского района, вставшей на защиту граждан и внесшей представление об устранении нарушений закона ОАО«Томскэнергосбыту» и даже отстоявшей свою позицию в суде. Но одна она в поле не воин...

Ещё одна обязанность жильцов - выбрать один из трёх способов управления МКД:

Если жильцы выбирают управляющую организацию, то она предоставляет им полный спектр коммунальных услуг. Нельзя оказывать только часть КУ и не закупать электроэнергию.

Верховный Суд РФ согласился , собственники и наниматели жилых помещений по решению ОСС могут платить за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО. Но таким образом нельзя оплачивать КУ, потреблённые на содержание общего имущества в МКД .

Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения с РСО и только после этого предоставляет КУ жителям МКД (п. 13 ПП РФ N 354). УО заключает с РСО договор на поставку всех коммунальных ресурсов, которые необходимы для содержания МКД и обеспечения комфорта жителей.

Если домом управляет УО, жильцы платят за потреблённые коммунальные услуги ей, если не приняли другое решение на ОСС. Получается, что жильцы МКД в этом случае выступают в роли потребителей КУ, а УО - это одновременно исполнитель КУ и абонент по отношению к РСО.

Собираем все факты вместе и делаем вывод, что порядок платы за КУ напрямую зависит от выбранного способа управления МКД . А вот начислять и взимать плату может организация, которую определило общее собрание собственников.

На момент разбирательств действовала редакция ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ , которая не допускала прямой оплаты КУ на ОДН непосредственно РСО. Исключение было - напрямую РСО можно платить при непосредственном управлении МКД . Но в нашем случае домом управляла УО.

Исполнителем КУ была управляющая организация, и она имела полное право взимать плату за оказанные услуги. Платить нужно было управляющей организации.

Как не повторить ошибку

Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.

Договор с РСО обязателен для УО. Если не хотите заключать его добровольно, вас обяжут через суд. Договор заключается на объём, который нужен для закупки коммунального ресурса на обслуживание общего имущества МКД.

В спорной ситуации суд будет смотреть на то, какой способ управления выбран в МКД. Если домом управляет управляющая организация, оплату за коммунальные услуги на ОДН собирает она.

Что делать со сверхнормативом? Сверхнорматив на ОДН оплачивает управляющая организация, если собственники на ОСС не решают распределить эту сумму между собой.

Это нововведение 2017 года. Законодатели считают, что такая жёсткость научит управляющие организации эффективнее управлять МКД:

  • выявлять «резиновые» квартиры,
  • пресекать незаконные подключения,
  • ответственно относиться к поквартирному обходу.


Просмотров