Что обозначает субъект. Личность в субъект-объектных отношениях

Субъект и объект деятельности - важные категории в познании. Неверное отражение специфики субъект-объектных отношений в конкретной практической области применения может привести к серьезным последствиям для ее участников. В статье разграничены эти понятия на конкретных примерах.

Из истории формирования термина

В истории познания разграничение активных и пассивных ролей для участников заложено в традицию еще с античности. Субъект деятельности - это основание, активное начало любого процесса. Если рассматривать термин в качестве производного от латинского "subjectus" — лежащий в основе, некий принцип, Можно истолковать это понятие в качестве постояного активного начала любой сознания, природы, общества. У Аристотеля понятие субъекта употребляется в смысле первичной субстанции, абсолютного начала любого движения и развития.

Только с семнадцатого века философ Рене Декарт ввел противопоставление двух начал в познании. Субъект - тот, кто познает, объект - то, на что направлена активность. В данном эпистемологическом поле значение термина употребляется и в настоящее время. Это, прежде всего, категории логики.

Логика - наука о непротиворечивости мышления. И стоит заметить, что безобидные, на первый взгляд, ошибки мышления иногда приводят к трагическим последствиям. Непонимание роли и значения субъекта в мировой эволюции, в формах жизнедеятельности общества - великое заблуждение людей.

Что такое субъект деятельности

Попробуем рассмотреть современное значение термина в разных областях его применения.

  • В философском смысле субъект деятельности - активно познающий окружающую действительность (объект) и преобразующий его в процессе познания.
  • В социологическом поле субъектом может выступать как человек, группа, общество, так и человечество в целом, то есть любой участник социального взаимодействия.
  • В юридическом значении субъектом является носитель правоотношений, наделенный правами и обязанностями перед другими членами общества. Это может быть конкретное физическое либо юридическое лицо.
  • В психологии субъектом выступает человек, носитель психологических характеристик и свойств.

Сущность же при таком многообразии предметной среды остается единой: субъект - активное начало деятельности, направленное на объект познания и практического освоения окружающей действительности.

Объект деятельности: какие у него характеристики?

Если субъект несет в себе активное начало, то объект является предметом его деятельности. В истории познания активная роль признавалась за человеком, пассивная - за окружающим миром. В силу свей способности к мышлению и созиданию именно человеку исконно приписывалось преобразующее начало в природе. С развитием естествознания и пониманием законов физики меняется роль объекта в процессе познания. Сила противодействия со стороны объекта также наделена активностью и влияет, в свою очередь, на субъект познания. Более того, субъект и объект деятельности в процессе взаимодействия могут меняться местами. Поэтому познание должно исходить из принципа взаимодействия не в понимании линейной направленности на объект со стороны человека, а в диалектическом единстве участников процесса познания.

Человек как субъект деятельности

Велико преобразующее влияние в процессе познания природы человеком. И в нем он выступает как субъект деятельности. Пример этому - вся история науки. Результатом активности человека является цивилизация.

С другой стороны, человек в качестве субъекта познания является центральной темой исследования всего цикла гуманитарного знания. И в этом случае он одновременно служит объектом познания. Метаморфозы превращения человека из субъекта в объект повсеместны. И это легко объясняется природой самого человека.

Он есть часть природы, способ существования высокоорганизованной материи. И в этом смысле, воздействуя на природу, человек сам для себя служит объектом исследования и активного преобразования. Диалектическое единство двух начал - активного, преобразующего и пассивного, непознанного служит великим двигателем прогресса.

Личность в субъект-объектных отношениях

Возрастной порог во взрослую жизнь - только социально принятая условность. Как в любом правиле, здесь существуют исключения, и даже ребенок может влиять на окружающий мир силой своего таланта или гениальности, просто личного обаяния. Бывает, что именно личность ребенка определяет выбор приоритетов в семье и влияет на В этом случае ребенок становится активным субъектом, определяющим устои, а иногда и бюджет семьи, и семья в этом случае становится для него не только средой воспитания, но и объектом влияния.

Образовательная среда

Педагогическая система советского общества ─ это яркий пример отношения к ученику как объекту воспитания.

Обучение в соответствии со стандартом, по единым требованием ─ соответствовать нормам воспитательной системы. В итоге общество стало обезличенным. Проблема нивелирования субъекта познания - личности - стала общей проблемой общества. Для воспитания достойного члена общества важно, чтобы сама система предоставляла свободу мышления, выбора человеком варианта поведения, стиля проявления своей индивидуальности, личностных основ. Субъект данной деятельности - именно сам учащийся. С возможностью активного участия в определении программ и форм обучения, управления детским коллективом. Только в такой среде может быть воспитан и будущий субъект как экономического, так и социального сообщества.

Асоциальное поведение и субъект

Понятие "субъект" употребляется иногда с негативным смыслом. И это естественно. Активность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В асоциальной сфере субъектом деятельности является преступник.

Либо член общества, который занимает активную позицию И в этом случае человек может активно проявлять энергию, направленную на разрушение общества. В силу убеждений (террористическая деятельность), статуса психологической зависимости (алкоголизм, наркомания и иные зависимости) и в других формах противоправного поведения. В этом случае также легко стираются грани между субъектом и объектом деятельности. Поскольку сам индивид является органической частью и представляет неразрывное единство с окружающим его миром, то и следствием активного разрушения является самоуничтожение субъекта.

Ответственность субъекта

Поскольку принципом проявления человека в качестве субъекта является его воздействие на окружающую среду и ее преобразование, то он несет ответственность за результаты этих действий.

Субъект деятельности ─ это человек, который отвечает за ее последствия. По принципу физического закона «Сила действия равна силе противодействия», субъект получает то, что отдает обществу и природе. Потому выбор варианта поведения - это еще и осознание своей успешности в обществе либо отказ от такой попытки.

Человек и природа

Особенную форму ответственности несет человек перед природой, когда проявляет себя как субъект деятельности. Это его отношение к состоянию окружающей среды, оценка последствий от активного преобразования природы в интересах общества.

Часто риск опасности для экологии и последствий от нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов уступает место прагматическому расчету и личной выгоде. Именно в таких случаях можно говорить о нерациональном поведении субъекта и несовпадении интересов субъекта и объекта в процессе взаимодействия.

Природа в таком случае сама превращается в форме катаклизм в субъект деятельности. Определение степени свободы и ответственности ─ два основных критерия оценки результатов активности человека в природе. Вот мы и рассмотрели понятия "субъект" и "объект".

Уголовный кодекс РФ не включает понятий субъекта, объекта уголовного права. Их определения можно вывести на основании некоторых норм данного документа. В целом же указанные термины корректно раскрыты в теории уголовного права. Наиболее точным представляется определение А.И. Чучаева, которое приводится в комментариях к кодифицированному акту. Следует учесть, что понятия объекта, субъекта являются базовыми для отрасли уголовного права, поскольку на данной теории строится все законодательное регулирование этих общественных отношений.

Что такое объект уголовного права?

В соответствии с определением А.И. Чучаева объектом уголовного права считаются определенные охраняемые уголовным законом общественные отношения. Категории указанных общественных отношений называются в особенной части Уголовного кодекса РФ, поскольку конкретные преступные деяния в ней сгруппированы именно по данному признаку. На указанные отношения осуществляется посягательство при совершении каких-либо действий, бездействия, подпадающих под действие уголовного законодательства. Объект уголовного права не следует путать с предметом посягательства, поскольку последняя категория является гораздо более конкретной. Кроме того, именно объект является одним из необходимых элементов состава любого преступного деяния, его отсутствие свидетельствует об отсутствии самого преступления.

Что такое субъект уголовного права?

Понятие субъекта уголовного права также является достаточно простым, поскольку подразумевает конкретное лицо, которое совершает деяние, наказуемое в уголовном порядке. При этом указанное лицо должно быть способным понести ответственность за совершенное преступление. Последнее условие означает, что совершивший преступление человек должен достигнуть возраста, с которого наступает ответственность за конкретное деяние, быть вменяемым. Отсутствие любого из двух обозначенных признаков делает невозможным признание конкретного гражданина субъектом уголовного права. Следует учесть, что субъект также является обязательным элементом состава преступного деяния, поэтому отсутствие данного элемента исключает уголовную ответственность. Именно в силу признаков субъекта данной отрасли, не считаются противоправные действия детей, других лиц, не понимающих значения собственных поступков.

Понятие «» активно используется во многих сферах общественной жизни. В различных науках оно трактуется по-разному. Но есть и основное значение, которое схоже во всех дисциплинах.

Инструкция

В логике субъект ом является предмет, о котором идет речь в суждении. Он либо утверждается, либо опровергается. Это одно из основополагающих понятий логики, без которого невозможно построить ни одно умозаключение.

В субъект наделен большей свободой. Под ним подразумевается тот, кто осуществляет . Это тот человек или та сущность, которая познает или мыслит. Учитывая, что разные философские направления по- относились к способности людей, и предметов мыслить или являться, то конкретного носителя качеств субъект а в рамках этой науки назвать нельзя.

Психологи к субъект у относят иначе. Они считают, что самосознающие начало, которое стремится противопоставить себя всему окружающему миру, и есть субъект . Помимо окружающей действительности, он познает и себя самого, свои собственные состояния, рассматривая их при этом как нечто чужое.

Понятие «субъект » используется не только в научной терминологии, но и в разговорной речи. Чаще всего в таком случае оно приобретает отрицательную эмоциональную окраску. Например, подозрительный субъект – это лицо, не вызывающее доверия.

Видео по теме

Объект - привычное слово, которое люди используют каждый день, как в повседневной жизни, так и в научных исследованиях. У этого понятия есть разные значения в зависимости от сферы употребления, но между ними есть общее.

Инструкция

Под объектом наиболее часто подразумевается предмет или явление, на который направлено чье-то внимание или деятельность. Пример: объект исследований или спора. Как правило, объект имеет материальную природу и создан . Такое же его и в грамматике, где он является семантической категорией. . Если на объект оказывается воздействие, то субъект - это тот, кто это воздействие осуществляет.

Объектом часто называют здание или другую недвижимость, учреждения и предприятия, места, где проводится -либо деятельность. Пример: строительный объект, хозяйственный, торговый. Объект инвестирования - здание, в которое вкладывают средства, заключая договор с застройщиком. В повседневной жизни, в обиходе объектом часто называют любую вещь, предмет.

Термины «Субъект» и «Объект» необходимо рассматривать в отдельности, применительно для каждого случая, или, если мы берем теоретические науки – для каждой науки. Так, например «субъект» в лингвистике будет отличаться от «субъекта» в философии. Энциклопедический словарь под редакцией А.А. Ивина определяет «субъект» пятью разными способами. Однако в обычной жизни под термином «субъект» мы понимаем некое лицо (существо) производящее некоторые действия. В свою очередь под «объектом» понимается нечто, на что направлена деятельность субъекта. Так, например, объектом гражданского права будут материальные и нематериальные права, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. Причем субъект может быть как индивидуальный (один человек, физическое лицо), так и коллектив (группа лиц, юридическое лицо – организация). Объект, в свою очередь, должен находится в области реальности и выражаться определенными категориями, обозначающими его признаки.

Деятельность – это процесс взаимодействия субъекта с объектом, во время которой происходит достижение какой-то цели или удовлетворение потребности. Таким образом, субъект стоит по одну сторону процесса, а объект – по другую сторону. Взаимодействие может быть реальным (физическим) и умозрительным (не физическим).

Признаки субъекта и объекта, их различающие

В случае если мы определяем субъект деятельности как что-то, что может совершать действия, а объект, как нечто, на что эти действия направлены, необходимо уточнить признаки их отличающие.

Так субъект деятельности наделяется способностью к действию, принятию самостоятельного решения. Объект же только подчиняется данным , изменяясь или оставаясь неизменным.

Вторым отличием является степень участия в процессе. Субъект действия активен, в то время как объект действия чаще всего пассивен.

Так как мы говорим о субъекте деятельности, то это чаще всего одушевленное лицо, наделенное волей и разумом. Причем это касается как живого существа (человека), так и порождения общества (организация). Объект же, как правило, является неодушевленным (материальные и нематериальные блага).

Субъект и объект предпринимательской деятельности.

Если же мы рассмотрим такую специфическую категорию как предпринимательская деятельность, то здесь необходимо отметить следующее:

Субъект предпринимательской деятельности - это такой субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Объект предпринимательской деятельности – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых осуществляется предпринимательская деятельность.

Правовые отношения возникают при взаимодействии между разными субъектами, однако во многих случаях фактическая природа лица является принципиальной. Это важно для гражданского, уголовного, трудового, административного, законодательства. Деление субъектов правоотношений на юридических и физических лиц имеет особенное значение для общества и государства. Такая градация позволяет дифференцированно относиться к определенным явлениям, а также учитывать интересы субъектов при принятии решений.

Определение юридического и физического лица

Юридическим лицом считается организация, которая создана и прошла регистрацию в установленном законом порядке. Она может быть как коммерческой, так и некоммерческой, обладать различным имуществом, участвовать в хозяйственно-экономической деятельности.

Юридическое лицо по своим обязательствам отвечает только собственностью, которая имеется у нее на балансе. Оно обладает определенной правовой формой (ОАО, ЗАО, ООО, УП, ОДО), что определяется ГК РФ.

Физическим лицом считается гражданин РФ, иностранного государства или лицо без гражданства, наделенное обязанностями и правами в силу самого факта своего существования. Иначе говоря, это человек, выступающий в качестве субъекта правоотношений.

В силу своего рождения он обладает правоспособностью, а в силу субъективных качеств и возраста – дееспособностью. И первое, и второе свойство может быть ограничено лишь законодательством и только по решению суда.

Сравнение юридических и физических лиц

Юридическое лицо можно привлечь только к гражданско-правовой и административной ответственности, а физическое – еще и к уголовной, а также дисциплинарной. Однако в каждом случае должен быть соблюден установленный государством порядок. Физическое лицо – порождение природы, оно всегда имеется в единственном числе. Юридическое же – творение человека, оно может включать в свой состав группу людей.

Субъекты правоотношений имеют возможность вступать между собой в контакт, заключать сделки. При этом физическое лицо отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а юридическое – только тем, которое имеется у него на балансе. Кроме того, организацию можно подвергнуть ликвидации или банкротству, но никак нельзя заключить .

В отношении физического лица возможно уголовное преследование, его можно ликвидировать, но лишь в буквальном смысле этого слова, что карается законом. Что же касается банкротства, это дискуссионный вопрос. Процедура экономической несостоятельности, в силу определенных оснований, может осуществляться и в отношении человека.

Юридическое и физическое лицо: отличия

Таким образом, можно определить, что отличие физического лица от юридического заключается в следующем:

Физическое лицо – это, по сути, создание природы. В свою очередь, организация создается с определенной целью группой лиц или человеком в установленном законом порядке.

В момент своей организации юридическое лицо приобретает установленные законом права и обязанности. Человек должен достичь определенного возраста и отдавать отчет своим действиям.

Юридическое лицо возможно привлечь к гражданской или административной ответственности, а физическое – еще и к дисциплинарной, а также к уголовной.

Физическое лицо прекращает свою деятельность в момент смерти (с утратой биения сердца и остановкой дыхания), а организация – только после ее ликвидации.

Теперь вы знаете, чем отличается физическое лицо от юридического.

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет - часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук являетсячеловек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии - на его происхождение,культурологии- накультуру, этнографии - на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ - это человек», «Ф.М.Достоевский - русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и означающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту как миру, который познается субъектом. Противопоставление объекта и субъекта характерно для западной философской мысли.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУБЪЕКТ

от лат. subjectus - лежащий внизу, на­ходящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание), носитель предметно-практич. дея­тельности и познания (индивид или социальная груп­па), источник активности, направленной на объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в раз­личных смыслах. Напр., Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. неч­то реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для нее лишь в интеллекте). Совр. трактовка понятия С. берет начало от Декарта, у к-рого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с т. зр. его достоверности; истол­кование С. как активного начала в познават. процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан Кантом, к-рый раскрыл нек-рые существенные законы внутр. органи­зации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как фор­мах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, т. е. вмещающего в се­бя весь историч. опыт познания). В идеалистич. форме тезис о социально-историч. природе С. был развит Гегелем, для к-рого познание есть надиндивидуальный процесс, развертывающийся на основе тождества С. (под к-рым понимается абс. дух) и объекта. Домарксист­ский материализм толковал С. в духе психологизма - как изолированного индивида, познават. способности к-рого имеют биологич. природу и к-рый лишь пассивно отображает внеш. действительность. Диалектич. материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь С. выступает как С. предметно-практич. деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историч. природу С.: с т. зр. марксизма индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определ. мере овладел созданным человечеством миром культу­ры - орудиями предметно-практич. деятельности, фор­мами языка, логич. категориями, нормами эстетич. и нравств. оценок и т. д. Активная деятельность С. явля ется условием, благодаря к-рому тот или иной фраг мент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Материалистич. раскрытие творч. природы С. позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно пре­образующая мир культуры и социальное бытие.

Большинство представителей классической философии отождествляли субъект с центром сознания, с Я. Эмпирики, отрицавшие Я как самостоятельное начало, отрицали и существование субъекта. Трансценденталисты, различавшие эмпирическое и трансцендентальное Я, соответственно различали эмпирического и трансцендентального субъекта. Проблематика, связанная с пониманием субъекта, была в классической философии по сути дела тождественна проблематике Я. Однако для Гегеля Абсолютным субъектом является не Я, а лежащий в основе всей действительности Абсолютный Дух. Индивидуальное Я (индивидуальный субъект) производно, с точки зрения Гегеля, от Абсолютного субъекта.

Для современной философии субъект - это прежде всего конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Непосредственно внутренне по отношению к индивиду субъект выступает как Я. По отношению к иным людям он выступает как «другой». По отношению к физическим вещам и предметам культуры субъект выступает как источник познания и преобразования. Субъект существует только в единстве Я, межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной и реальной активности.

Некоторые философы и представители специальных наук о человеке и обществе (психологи, социологи, науковеды и др.) выделяют наряду с индивидуальным также коллективного (группового) субъекта. Последний понимается как носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, «коллективных представлений», как система взаимоотношений входящих в него индивидов. Есть серьезные основания считать, что развитие культуры и познания (в частности, научного) может быть понято лишь при учете коллективных процессов. Коллективный субъект так же, как и индивидуальный, существует в пространстве и времени и предполагает отношения с другими коллективными субъектами. Вместе с тем он по ряду параметров отличается от индивидуального. Коллективный субъект не имеет структуры Я. Можно говорить о коллективном мышлении, о коллективном решении познавательных задач, о коллективной памяти. Но вряд ли можно приписывать переживания коллективному субъекту (хотя индивидуальные переживания всегда коллективно опосредованы). Коллективного субъекта не существует без входящих в него индивидуальных. Вместе с тем изменение состава индивидов, входящих в данный коллективный субъект, не обязательно означает изменение последнего.

Субъект является необходимым полюсом субъектно-объекгных отношений. См. ст. Я, Объект, и лит. к ним.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Просмотров