Чего нужно уголовное наказание. Виды уголовных наказаний


При поступлении документов, прежде всего, проверяется правильность их доставки и целостность упаковки
После вскрытия конвертов проверяется правильность вложения и его целостность
При вскрытии упаковка уничтожается
На всех входящих документах должна быть проставлена
Предварительное рассмотрение документов службой документационного обеспечения управления (ДОУ)
Регистрация документов
Журнальная форма регистрации документов
Карточная форма регистрации документов
Автоматизированная (электронная) форма регистрации документов
Организация движения документов внутри организации
Контроль исполнения документов
Контроль по существу вопроса решения вопроса
Контроль за сроками исполнения документов
Снятие документа с контроля
...
Полное содержание Подобный материал:
  • План работ по совершенствованию делопроизводства , 136.55kb.
  • Лекция 1 (Этапы работы с документами. Первичная обработка. Работа с входящей и исходящей , 81.49kb.
  • Контрольная работа По дисциплине: Компьютерные и информационные технологии в доу , 174.98kb.
  • Работы актуальна потому, что документооборотом называется движение документов в учреждении , 27.76kb.
  • Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность , 691.51kb.
  • Текстовые редакторы это программы для создания и редактирования текстовых документов , 263.8kb.
  • Общественная организация Громадська організація , 56.65kb.
  • Порядок выдачи полиса обязательного медицинского страхования , 51.88kb.
  • «Корпоративная культура» , 1287.55kb.
  • Алгоритм получения налогового вычета за потраченные на образование средства , 69.41kb.
Документооборот

– это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

Следует отметить, что в этом определении упор делается на словах "движение документов" , то есть их пути из одного подразделения или от одного сотрудника к другому. При этом порядок движения документа (их путь) предопределен принятым управленческим процессом в данной организации. Например, если руководитель организации требует, чтобы все полученные документы сначала докладывались ему и только он будет назначать исполнителя, путь движения документа будет многоступенчатым сверху вниз. Если же в организации четко проведено разделение функций между структурными подразделениями и сотрудниками, большая часть документов пойдет сразу же в отдел к исполнителям, то есть путь будет другой, значительно короче. Точно также от принятого в учреждении порядка распределения обязанностей и делегирования полномочий сотрудникам зависит движение документа при согласовании и подписании. Таким образом, документооборот зависит от системы управления, он вторичен по отношению к ней, но в то же время именно документооборот, отражая систему управления, позволяет ее наглядно увидеть.

Несмотря на вторичность порядка движения документов по отношению к целям и задачам организации, документооборот рекомендуется нормировать и регулировать. Так, например, ссылка скрыта предлагается закреплять порядок прохождения документов внутри организации в специальных технологических схемах, разработкой которых занимаются ссылка скрыта . В таких схемах должны найти отражение все этапы и пункты прохождения документной информации, сроки обработки и исполнения документов.

Говоря о порядке движения документов, можно выделить несколько этапов документооборота:

  • ссылка скрыта (включающая ссылка скрыта , доведение документов до исполнителей, ссылка скрыта , а также прохождение согласования и подписания проектов документов);

Документопоток

Вследствие того, что ссылка скрыта отражает систему управления, позволяя ее наглядно увидеть, анализ документооборота крайне важен для совершенствования работы управленческого аппарата.

При этом, проводя анализ документооборота, в качестве объекта исследования можно рассматривать отдельный документ, документопоток, документационный технологический процесс. Однако основополагающим объектом исследования и совершенствования можно назвать документопоток.

Документопоток – это поток документов, циркулирующих между пунктами обработки и создания информации (руководителями организации и структурных подразделений, специалистами) и пунктами технической обработки документов: экспедицией, секретариатом, канцелярией, копировально-множительной службой и др.

В каждой организации можно выделить следующие потоки документов:

  • поток входящей документации , состоящий из поступающих в организацию документов;
  • потоки внутренний документации , состоящие из документов, созданных в организации и не предназначенных к выходу за ее пределы;
  • поток исходящей документации , состоящий из документов, предназначенных для отправки в другие организации.
Документопоток характеризуется следующими основными параметрами:
  • содержанием или функциональной принадлежностью;
  • структурой;
  • режимом или цикличностью;
  • направлением;
  • объемом.

Структура документопотока описывается признаками, в соответствии с которыми может быть осуществлена классификация документов и их индексация, сформирована система научно-справочного аппарата по документам организации. В значительной степени структура документопотоков соответствует функционально-целевому назначению составляющих его документов.

Режим или цикличность документопотока определяется изменением во времени его информационной нагрузки. Такие изменения обычно связаны с цикличностью планирования и подведения итогов работы, сезонным уменьшением деловой, политической и управленческой активности, внутренними ритмами работы организации.

Направление документопотока зависит от содержания конкретного технологического звена обработки документов: регистрируемые и нерегистрируемые документы, документы, по которым осуществляется и не осуществляется контроль исполнения службой ДОУ и т.д. На направление документопотока влияет также способ оценки и удостоверения составляющих этот поток документов: согласование, утверждение, ознакомление и другие.

Объем документопотока измеряется физическим количеством документов (подлинников и копий), который может быть конкретизирован или дополнен объемом содержащейся в документах информации, выраженной в листах, знаках, количестве поручений, исполнителей и т.д.

Количество документов всех потоков составляет объем документооборота организации.

Объем документооборота – это количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период.

Величина документооборота нужна для:

  • расчета необходимой численности делопроизводственного персонала;
  • расчета эффективности применения средств механизации и автоматизации делопроизводства;
  • определения загруженности делопроизводственного персонала, в том числе секретаря руководителя и секретаря структурного подразделения.

В целом объем документооборота показывает загруженность всего управленческого аппарата, т.к. всем его работникам приходится иметь дело с документами.

При подсчете документооборота рекомендуется отдельно учитывать документы и их копии, выражая это число дробью, где в числителе количество обрабатываемых в организации документов, а в знаменателе количество их копий. Например, 10814/15375.

Подсчет ведется обычно по регистрационным формам входящих, внутренних (обычно по видам) и исходящих документов. При этом следует учитывать, что в большинстве организаций, как правило, учитывается лишь число зарегистрированных входящих документов, а документы, не подлежащие регистрации, редко подсчитываются, хотя их количество значительно превышает количество зарегистрированных документов. Внутренние документы также далеко не всегда регистрируются. Например, докладные и объяснительные записки, справки и т.п. и поэтому их количество точно подсчитать трудно. Кроме того, в настоящее время снятие копии с документов значительно упрощено. Ксерокопировальные аппараты стоят во многих отделах и полученные копии, естественно, не учитываются. Поэтому с большой долей уверенности можно сказать, что повсеместно сведения об объеме документооборота в организации занижены, так как методика учета документов малосовершенна.

Простейшая форма справки об объеме документооборота приводится в приложении 19 ссылка скрыта .

Возвращаясь к анализу документопотоков, можно отметить, что основными целями исследования документопотоков организации являются:

  • повышение эффективности управленческой деятельности;
  • ускорение движения документов в организации;
  • уменьшение трудоемкости обработки документов.

Для анализа и фиксации движения документов достаточно простым и наглядным средством является составление графических оперограмм и маршрутно-технологических карт, в которых поэтапно отражаются операции, проводимые с документами, их исполнители, порядок выполнения операций. Маршрутно-технологические карты могут быть дополнены временными, а также финансовыми затратами на каждом этапе прохождения документов. Кроме оперограмм и маршрутно-технологических карт для наглядного представления, быстрого изучения порядка составления и обработки отдельных документов, а также обучения этому вновь принятого персонала с минимальными затратами могут быть использованы и другие методы наглядного представления движения документной информации: технологические цепочки, графики, схемы, документограммы и т.д. При необходимости также могут применяться и более сложные методы обработки собранных сведений, например, построение информационных моделей.

После получения результатов анализа структуры документооборота можно проводить оптимизацию документооборота, рационализируя его.

Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки 1 .

См.: ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 1998. С. 3.

Организация документооборота предполагает рациональное перемещение документов во время их движения в пределах организации (учреждения) и включает такие операции с документами, как их получение, рассмотрение, распределение и передача на исполнение, организация исполнения и отправка. В технологическую цепочку обработки документов входят также их регистрация, информационно-справочная работа, контроль за сроками исполнения. Организация документооборота предполагает разработку и соблюдение правил, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении.

Теоретические положения организации документооборота разработаны достаточно давно и до настоящего времени остаются актуальными. Главным правилом организации документооборота является оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда. Так, при установлении требований к организации документооборота в федеральном органе исполнительной власти следует исходить из следующих принципов:

  • централизация операций по приему и отправке документов;
  • распределение документов на документопотоки, имеющие одинаковый маршрут (маршрутизация документов);
  • организация предварительного рассмотрения поступающих документов;
  • исключение возвратных движений документа, не обусловленных деловой необходимостью;
  • однократность регистрации документов;
  • устранение необоснованных согласований проектов документов;
  • регламентация операций по обработке, рассмотрению и согласованию документов .

Реализация этих правил в пределах отдельно взятой организации осуществляется при разработке инструкций по делопроизводству. В этом локальном нормативном документе должны быть установлены схемы движения основных документопотоков, а также пути движения наиболее важных для деятельности организации видов документов. Инструкция по делопроизводству, как уже отмечалось, выполняет функцию регламентации движения документов и должна закрепить целесообразность всех перемещений и операций по обработке документов в конкретной организации. В разделе «Организация документооборота» инструкции по делопроизводству рекомендуется изложить положения, устанавливающие:

  • прием и первичную обработку поступающих документов;
  • предварительное рассмотрение документов;
  • порядок регистрации поступающих документов;
  • порядок рассмотрения документов руководством и доведения документов до исполнителей;
  • порядок регистрации отправляемых документов;
  • порядок отправки документов;
  • порядок обработки и учета иностранной корреспонденции;
  • порядок регистрации и прохождения внутренних документов;
  • учет и анализ объемов документооборота;
  • организацию работы с документами в структурных подразделениях .

Изначальную основу документооборота отражают такие организационные документы, как устав, положение об органе государственной власти или органе местного управления, приказы о распределении обязанностей, организационная структура учреждения. На документооборот организации оказывает непосредственное влияние построение аппарата управления. Если в организации не определены функции структурных подразделений, четко не установлена компетенция каждого руководителя, значит, движение документов будет проходить с большими сложностями, документы будут неоднократно передаваться от одного подразделения в другое и это неизбежно увеличит время на работу с документами каждого конкретного исполнителя. Документооборот не является чисто механическим процессом, который сводится только к движению документов. На многих стадиях при принятии управленческих решений осуществляется восприятие информации человеком, ее оценка. Поэтому при объективной возможности унификации организация документооборота в различных учреждениях и на предприятиях может иметь специфические черты, связанные именно с человеческим фактором, особенностями корпоративного управления 2 .

Документооборот, помимо качественной стороны, имеет и количественную - объемы управленческой документации постоянно увеличиваются во всем мире пропорционально изменению роста объемов производства продукции и производительности труда. Такие факторы, как развитие экономики, расширение и усложнение номенклатуры выпускаемой продукции, расширение ассортимента товаров и услуг, внедрение новых технологий, освоение новых районов, строительство городских и промышленных объектов и усложнение процессов управления, относят к объективными причинами увеличения объемов документов. Если растет количество документируемых действий и количество адресатов, которым эти действия направлены, значит увеличиваются объемы создаваемых документов. Следовательно, возрастание или сокращение объемов документов зависит в значительной мере от процессов управления и их документирования.

Наряду с этим, достаточно давно выявлены и причины роста объемов документов по субъективным причинам. К ним можно отнести:

  • увеличение количества проверяющих инстанций, разнообразных контролирующих органов;
  • ущемление и игнорирование законных прав граждан;
  • неквалифицированное документирование управленческой деятельности, в результате которого создаются неясные документы, требующие издания повторных (разъясняющих) документов по тому же самому вопросу;
  • издание документов, не обладающих юридической силой;
  • срыв договорных обязательств, сроков исполнения документов или своевременное, но некачественное выполнение заданий, поручений, что приводит к росту документов с просьбами переноса сроков, рекламациями, объяснениями, претензиями и т.д.;
  • отсутствие у подчиненных организаций, структурных подразделений четко определенных функций (а у отдельных должностных лиц - прав) в решении управленческих задач, что приводит к постоянному обращению к руководству за разъяснениями или разрешениями;
  • некомпетентность управленческого персонала в решении производственных, экономических, управленческих задач, что отражается на документировании его действий. Выбираются неверные варианты решений, затем исправляются допущенные ошибки и т.д. Результатом этого является появление все новых и новых документов, посвященных одному и тому же вопросу;
  • отсутствие в аппарате управления регламентации документирования, что приводит к использованию значительного количества разнообразных видов и форм документов, предназначенных для реализации одинаковых функций и содержащих идентичную информацию, которая, однако, различается формой представления или составом данных.

Таким образом, субъективные причины, влияющие на увеличение объемов документооборота, могут быть связаны как с бюрократизацией аппарата управления, так и с нарушениями нормативных требований по организации документационного обеспечения управления, а также с некомпетентностью специалистов управленческого аппарата и службы ДОУ.

Кроме того, новые технологии подготовки документов, сократив время на создание текста, его распечатку и копирование, увеличили видовое разнообразие документов и их потоки, но не решили проблему управления этими потоками. Внедрение новых информационных технологий при подготовке документов, с одной стороны, значительно повысило скорость и сократило трудоемкость этих операций, но, с другой стороны, привело к значительному увеличению количества документов, так как один и тот же документ часто создается и в бумажной, и в электронной форме.

Все это свидетельствует о том, что создание рационального документооборота является и организационной, и технологической проблемой. При этом только незначительная часть возникающих проблем может быть решена службой ДОУ. Остальные проблемы связаны с совершенствованием самого управленческого аппарата и документационных процессов, их решение возможно только при взаимодействии руководства организации и специалистов службы ДОУ.

  • См.: Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76. Не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 26.04.2010 № 01/6756-Д К).
  • См.: Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76. Не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 26.04.2010 № 01/6756-Д К). См.: Бобылева М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному. М.: Изд-во МЭИ, 2004. С. 23-24.

Принуждения, которая назначается приговором суда. Наказание применяется только к лицам, которые были признаны виновными в совершении правонарушения, и содержится в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или же ограничении прав и свобод этих лиц (ст. 43 УК). Почти все правоведы считают наказуемость одним из неотъемлемых признаков правонарушения. В самом деле, за каждое, предусмотренное Особенной частью УК РФ правонарушение, определено наказание. Не может быть правонарушения без санкции. В этом постулате находит отражение принцип неотвратимости ответственности за каждое совершённое преступление.

Мера ответственности устанавливается по приговору государственного института - суда согласно с нормами УК РФ, акта, принятого высшим законодательным органом страны. Практически никакой другой орган (кроме суда) не имеет возможности назначать уголовное наказание, точно также как практически никакой другой орган, помимо Федерального Собрания РФ, не имеет возможности устанавливать уголовное наказание за общественно опасное деяние. Кроме того, выполнение наказания поддерживается карательным аппаратом государства.

Причиной установления и использования наказания считается исключительно правонарушение.

Уголовное наказание, в общем, более репрессивно, более грозно, оно в большей степени, чем иные виды юридической ответственности, ущемляет права жителей. Исключительно в масштабах уголовной ответственности могут использоваться лишение свободы и смертная казнь. Те виды санкций, что используются в масштабах различных видов ответственности, в уголовном праве тяжелее по размерам и срокам.

Система наказаний намного обширнее и разнообразнее, чем в других секторах экономики права.

Только лишь уголовное наказание влечет такое правовое следствие, как судимость.

Уголовное наказание устанавливается законом и используется лишь судом.

Уголовному наказанию свойствен специальный порядок его вынесения, определяемый уголовно-процессуальным правом.

Признаки наказания

Наказание отличается от иных мер государственного принуждения следующими признаками:

  • наказание в качестве института уголовного права назначается исключительно за совершение правонарушения, т.е. такого общеопасного действия , которое предусмотрено уголовным законодательством;
  • в отличие от других мер государственного принуждения, наказание назначается исключительно по приговору суда;
  • применение наказания возможно лишь к лицу, виновному в совершении правонарушения. Оно всегда носит строго личный характер;
  • наказание носит общественный характер. Виновному лицу от имени государства выносят порицание его поведения. Как правило, это происходит в открытом судебном заседании;
  • наказание содержится в предусмотренном Уголовным кодексом лишении или же лимитировании прав и свобод лица, которое признано виновным в совершении правонарушения. К примеру, лицо лишается свободы, права заниматься некой работой либо занимать конкретные должности, ограничивается по армейской службе и др.;
  • наказание обладает таким специфическим показателем, как судимость. Это особенное правовое положение лица в период и после завершения выполнения наказания.

Цели наказания

Любое разумное действие человека непременно должно преследовать конкретную задачу, в противном случае его вполне возможно считать бессмысленным. Цели во многом характеризуют пути, средства и способы их достижения. Эти положения в полной мере относятся и к целям уголовного наказания, что оказывают мощное, зачастую определяющее воздействие на все уголовное право.

Замечание 1

Так, в случае если главная цель наказания - объявить кару, неотвратимое наказание за правонарушение, тогда, в соответствии с этим, самым распространённым наказанием обязана быть смертная казнь. Отомрут за ненадобностью такие понятия, как условное осуждение, освобождение от уголовной ответственности и санкции, давность привлечения к уголовной ответственности и др.

Определяющие цели наказания обозначены в российском уголовном праве. Такими целями считаются восстановление общественной справедливости, предупреждение совершения новых правонарушений осужденным (специальная превенция) и другими лицами (общая превенция), а также корректировка осужденного.

  1. Восстановление общественной справедливости. Оно может применяться как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности: страна частично возмещает причиненный вред с помощью штрафа, исправительных работ, конфискации имущества и др. Жители убеждаются в том, что органы власти готовы обеспечить наказание законопреступника и наказывают его согласно с законом, отталкиваясь от здравых и социопсихологических суждений, т. е. учитывая начала соразмерности, производительности, гуманизма. Применительно к потерпевшему общественная справедливость восстанавливается с помощью защиты его законных интересов и прав, нарушенных правонарушением. Реализуя данную задачу, наказание обязано обеспечить и возможность возмещения причиненного ущерба, и - в возможных пределах - учитывать соразмерность лишения или же лимитирования прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего.
  2. Специализированная превенция. Ее адресатом выступает лицо, осужденное за правонарушение. Сам прецедент совершения правонарушения говорит о наличии криминогенных параметров личности и нрава злоумышленника, а значит, велика возможность совершения им в дальнейшем новых правонарушений. Ясно, что государство не имеет возможности относиться к такой ситуации безразлично. Оно стремится к исправлению законопреступника, к замещению отрицательных установок личности законопреступника позитивными. Таким образом, целью наказания считается поправка осужденного, образование его как не преступника, т. е. лица, не совершающего правонарушения хотя бы из страха перед наказанием.
  3. Общественная превенция. Это предупреждение совершения правонарушений другими лицами. Дело в том, что из числа законопослушных людей непременно есть такая группа лиц, которая хотя и повелением в форме административных, дисциплинарных, просто аморальных проступков показывают возможность и способность осуществить кроме того и правонарушение. В случае гласности судебных процессов, доступности для общества судебных приговоров, свидетельствующих о неотвратимости наказания, такие лица, вполне возможно, не раз подумают, до того как взять в руки ножик либо отмычку.
  4. Неотвратимое наказание. Данная задача морально присуща любому наказанию. В самом деле, сущность всякого наказания содержится в лимитировании или же лишении прав, т. е. изменении обычных критериев существования в сторону ужесточения. Такой переход с необходимостью вызывает мучения, чувство наступившего возмездия. Таким образом, элемент кары непременно присущ уголовному наказанию. Теория российского уголовного права описывает, что расправа, однако, считается не самоцелью, а только средством достижения цели корректировки осужденных при помощи устрашения. К сожалению, далеко не всегда уголовное право методично держится этого принципа, о чем говорит присутствие в УК РФ такового вида наказания, как смертная казнь. Ясно, что в таком случае на первый план выходит задача возмездия за правонарушение, а об исправлении, конечно, речь уже не идет.

Добрый день.

Статья 132. Насильственные действия сексуального характера
1.Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с
применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему или к
другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего - наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.2. Те же
деяния: а) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ; б)
совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой; в) соединенные с угрозой убийством или
причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенные с особой
жестокостью по отношению к потерпевшему или к другим лицам; г) повлекшие
заражение потерпевшего венерическим заболеванием; д) совершенные в
отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.3.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если
они: а) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего; б) повлекли по
неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего,
заражение его (ее) ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия; в)
совершены в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего
возраста, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до
пятнадцати лет.

Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера Понуждение
лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных
действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением,
повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной
или иной зависимости потерпевшего - наказывается штрафом в размере до
ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными
работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного
года.

Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста Половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет.

Статья 135. Развратные действия Совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

134 статья УК РФ определяет ответственность за половое сношение,
совершенное с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста по
отношению к виновному, которому на момент преступления исполнилось
восемнадцать лет. Действующей статьей предусмотрена уголовная
ответственность за половое сношение, совершенное добровольно, с лицом,
не достигшим шестнадцати лет на момент сексуальных контактов.

Объект преступления – нормальное нравственное и физическое развитие
несовершеннолетнего, его половая неприкосновенность. Потерпевшим от
педофилии (статья УК РФ 134) могут быть несовершеннолетние лица мужского
и женского пола.

Данная статья предусматривает добровольное вступление несовершеннолетнего в половую связь. Отсутствие добровольности квалифицируется как изнасилование или как совершение насильственных действий сексуального характера. Такая же квалификация будет присвоена преступлению и в случаях, при которых растление малолетнего (статья УК РФ 134) происходило по отношению к лицу, не способному правильно оценивать совершаемые с ней (ним) деяния в силу своего малолетства.

Преступление считается оконченным с момента начала полового акта,
лесбиянства или мужеложства. Состав преступления формальный. 134 статьей
УК РФ определяется ответственность не только за совершенные
неоднократно виновным действия, но и за единичный повой акт.
Субъективной стороной данного преступления является прямой умысел. Это
означает, что виновный достоверно знал о том, что потерпевший не достиг
совершеннолетия. Исключает наличие преступления добросовестное
заблуждение обвиняемого, возникшее на основании того, что пострадавшее
лицо выглядит взрослее своего возраста в силу акселерации.

Кроме указанных в диспозиции статьи УК РФ 134 совокуплений на
добровольной основе, данное преступление квалифицируется как совращение
малолетних (статья УК РФ 135). Наказание, предусмотренное согласно
данной статье, может быть в виде лишения свободы сроком на 3-5 лет, с
лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать
определенные должности.

Какая статья за избиение человека содержится в Уголовном кодексе Российской Федерации?Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ряда факторов - тяжесть телесных повреждений, личность потерпевшего, намерения и мотивы виновного и т. д. Разобраться в квалификации преступлений, связанных с применением физического насилия, и, возможно, избежать незаслуженного сурового наказания поможет настоящая статья.

Уголовная ответственность за избиение человека: общие положения

Уголовный кодекс содержит множество норм, предусматривающих ответственность за избиение человека. Вопрос о том, какую из них применить, решается индивидуально, в зависимости от характера последствий и обстоятельств совершенного преступления.

Основной критерий квалификации действий виновного и, соответственно, определения размера наказания - степень тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате избиения, который определяется в ходе судебно-медицинской экспертизы. Вариантов несколько:

  1. Телесные повреждения, причиненные избиением, не причинили, согласно заключению судмедэкспертизы, вреда здоровью.
    В этом случае виновному грозит привлечение к ответственности по статье 116 УК РФ (побои), наказание по которой относительно небольшое и предусматривает лишение свободы только при наличии отягчающих обстоятельств (хулиганские побуждения, идеологические или расовые мотивы и пр.).
    Если избиения носили систематический характер, виновный понесет наказание по статье 117 УК РФ (истязание). Санкция здесь несколько выше - вплоть до 7 лет лишения свободы.
  2. Телесные повреждения квалифицированы экспертом как причинившие легкий вред здоровью.
    Статья 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), наказание - от штрафа до 2 лет лишения свободы.
  3. Вред здоровью потерпевшего отнесен к категории средней тяжести - статья 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью).
    Статья за избиение с такими последствиями предусматривает лишение свободы до 5 лет, но при отсутствии отягчающих обстоятельств возможны альтернативные меры - штраф, принудительные работы или арест.
  4. Самое строгое наказание влечет избиение с причинением тяжкого вреда здоровью - статья 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Отделаться штрафом не получится - законодатель установил санкцию исключительно в виде лишения свободы на срок до 15 лет (минимальный порог отсутствует). Правда, максимальное наказание грозит только в том случае, если от полученных травм потерпевший скончался.

Важно: в отличие от убийства, обязательным признаком которого является целенаправленное, то есть умышленное лишение жизни другого человека, ч. 4 ст. 111 УК РФ предусматривает именно причинение телесных повреждений, которые вопреки воле виновного (то есть по неосторожности) повлекли смерть потерпевшего.

Избиение несовершеннолетних: статья УК РФ, наказание

Отдельной статьи за избиение несовершеннолетних в Уголовном кодексе нет. Однако в ряде норм, предусматривающих ответственность за физическое насилие, малолетний возраст потерпевшего является квалифицирующим признаком (отягчающим обстоятельством), влияющим на размер наказания.

Важно: малолетними, в соответствии с российским законодательством, признаются лица, не достигшие 14 лет. Лица в возрасте от 14 до 18 лет считаются несовершеннолетними.

Так, в зависимости от причиненных последствий уголовная ответственность за избиение малолетних подпадает под следующие статьи:

  • п. «б» части 2 ст. 111 УК РФ (лишение свободы до 10 лет);
  • п. «в» части 2 ст. 112 УК РФ (лишение свободы до 5 лет);
  • п. «г» части 2 ст. 117 УК РФ (лишение свободы от 3 до 7 лет).

Кроме того, в соответствии со статьей 63 УК РФ, совершение любого преступления, в том числе и избиения, в отношении несовершеннолетнего со стороны родителей или иных лиц, призванных исполнять обязанности по воспитанию ребенка, однозначно признается обстоятельством, отягчающим наказание и, соответственно, существенно отражается на его размере в сторону увеличения.

Групповое избиение: статья УК РФ, наказание

Групповое преступление всегда карается строже, нежели совершенное в одиночку. Не является исключением и избиение. Почти все перечисленные выше статьи УК содержат в качестве квалифицирующего признака причинение телесных повреждений группой лиц:

  • п. «а» части 3 ст. 111 УК РФ (до 12 лет лишения свободы);
  • п. «г» части 2 ст. 112 УК РФ (до 5 лет лишения свободы);
  • п. «е» части 2 ст. 117 УК РФ (от 3 до 7 лет лишения свободы).

Важно: обязательным признаком для привлечения к ответственности по перечисленным пунктам и частям статей является наличие предварительного сговора между виновными. При отсутствии такового соответствующие пункты исключаются из объема обвинения.

Наказание при этом назначается с учетом отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «в» части 1 статьи 63 УК РФ, для применения которой достаточно самого факта совершения преступления двумя и более лицами. Это же положение применимо и к ответственности за виды избиения, статьи УК по которым не содержат признака группы.



Просмотров