Аморальные поступки: примеры из жизни. Что такое девиация? Примеры из истории

Тест 13. Обобщение темы «Человек и закон»

Вариант 1

А1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям уста­новленных норм, правил:

1) норма 2) порядок

3) право 4) санкция

А2. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:

1) привычка 2) натура

3)обряд 4) поведение

АЗ. Верны ли суждения о политических правах:

а) они ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека;

б) они обеспечивают возможность уча­стия граждан в политической жизни страны?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Правило, которое устанавливает государство:

1)закон 2) аксиома

3) порядок 4) мораль

А5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:

1) справедливость 2)закон

3) мораль 4) желание

А6. К внешним угрозам нашей стране относится:

1) создание незаконных вооруженных формирований

2) торговля наркотиками на улицах

3) военный конфликт в соседнем государстве

4) распространение оружия

А7. Верны ли суждения об обязанностях гражданина Росси и:

а) они обеспечиваются Конституцией Российской Федерации;

б) они определены в статьях Всеобщей де­кларации прав человека?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А8. Сознательная дисциплина, или самодисциплина:

1) общеобязательная 2)специальная

3) внешняя 4) внутренняя
А9. Верны ли суждения о законопослушном поведении:

а) оно всегда связано с несовершеннолетними;

б) оно дол­жно быть полезно обществу?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

3)адвокат 4) прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за ис­ключением одного, соответствуют понятию «участники судебного процесса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1)адвокат 2)нотариус 3)прокурор 4)судья 5)секретарь

В2. Что из перечисленного относится к правам человека?

    право получать медицинскую помощь

    право получать образование

    право приобретать недвижимость

    право посещать музеи

    право платить налоги

    право соблюдать законы

В3. Установите соответствие

1) этикет

А) основной закон страны

Б) способность гражданина своими

2) конститу-

действиями приобретать и осу-

ществлять гражданские права, со-

здавать для себя юридические обя-

3) правона-

занности и исполнять их

В) принятая в особых кругах общества

система правил поведения, установ-

4) дееспо-

ленный порядок поведения где-либо

собность

Г) любое деяние, нарушающее какие-

либо нормы права

С11. Что такое привычка? Приведите пример индивиду­альных и групповых привычек.

С12. Что ограничивает свободу и права человека?

С13. Как объясняют смысл свободы философы и юристы?

С14. Что такое закон? Приведите примеры сборников законов в истории России.

С15. Почему защита Отечества - это и долг, и обязанность всех граждан России?

С16. Какие виды обязанностей выполняют военнослу­жащие? Приведите по одному примеру обязанностей во­еннослужащих.

С17. На какие группы разделяют правонарушения? При­ведите по одному примеру для каждой группы.

С18. Приведите примеры поступков, выходящих за рам­ки общепринятого поведения. Всегда ли такое поведение противозаконно?

С19. Какие задачи стоят перед судом?

С20. Кто такой адвокат? Составьте два предложения, объ­ясняющих это понятие.

С21. Какими бывают права человека? Какой характер они имеют?

Вариант 2

А1. Совокупность норм и правил, отражающих представ­ления о должном поведении:

1) закон 2) привычка

3)этикет 4)диспут

А2. Особые действия, совершаемые специальными лица­ми в строгой последовательности:

1) привычка 2) ритуал

3) обряд 4)закон

АЗ. Верны ли суждения о гражданских правах:

а) они мо­гут быть названы исходными;

б) они обеспечивают право на духовное развитие личности?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. С какого возраста наступает уголовная ответствен­ность за все виды нарушений?

1) с 12 лет 3) с 16 лет

2) с 14 лет 4) с 18 лет

А5. Армия, имеющая правильную и постоянную органи­зацию:

1) регулярная 2) ополчение

3) наемная 4) войска специального назначения

А6. К внутренним угрозам нашей стране относится:

1) угроза ядерной войны 2) рост преступности

3) военные конфликты с соседними государствами

4) деятельность международных террористических организаций

А7. Верны ли суждения о свободе человека:

а) свобода человека ограничена правами других людей;

б) свобода человека состоит в возможности делать все, что не при­носит вреда другому человеку?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Кто является Верховным главнокомандующим Воору­женными силами Российской Федерации?

1) министр обороны 2) начальник Генштаба 3) Президент

4) Председатель Правительства

А9. Верны ли суждения о противозаконном поведении:

а) противозаконное поведение причиняет вред обществу;

б) противозаконное поведение направлено на создание новых законов?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

1) нотариус 2) частный детектив

3)адвокат 4) прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за ис­ключением одного, соответствуют понятию «участник преступления». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

    Подстрекатель 2) исполнитель 3)свидетель 4)соучастник 5) организатор

В2. Что из перечисленного является примером внутрен­них угроз безопасности страны?

    угроза ядерной войны

    деятельность террористических организаций

    вооруженные конфликты на Кавказе

    нелегальное распространение оружия на террито­рии страны

    создание незаконных вооруженных формирований

В3. Установите соответствие между

А) собрание нескольких законов, объ-

единенных в один закон

2) преступ-

Б) система запретов на совершение

определенных действии

В) общественно опасное деяние, запре-

щенное уголовным правом

Г) нормативно-правовой акт, обладаю-

щий высшей юридической силой

Ответ: 1 2 3 4

С11. Что такое привычка? Приведите пример индивиду­альных и групповых привычек.

С12. Что ограничивает свободу и права человека?

С13. Как объясняют смысл свободы философы и юристы?

С14. Что такое закон? Приведите примеры сборников законов в истории России.

С15. Почему защита Отечества - это и долг, и обязанность всех граждан России?

С16. Какие виды обязанностей выполняют военнослу­жащие? Приведите по одному примеру обязанностей во­еннослужащих.

С17. На какие группы разделяют правонарушения? При­ведите по одному примеру для каждой группы.

С18. Приведите примеры поступков, выходящих за рам­ки общепринятого поведения. Всегда ли такое поведение противозаконно?

С19. Какие задачи стоят перед судом?

С20. Кто такой адвокат? Составьте два предложения, объ­ясняющих это понятие.

С21. Какими бывают права человека? Какой характер они имеют?

Тест по теме: Виновен – отвечай.

Вариант 1.

А 1. Противозаконное поведение характеризуется:

  1. Нарушением норм морали
  2. Нанесением вреда людям, всему обществу
  3. Несоблюдением правил этикета
  4. Несоответствием эстетическим нормам

А 2. Что из перечисленного следует отнести к проступкам?

  1. Оскорбление и клевету 2. Вымогательство 3. Побои 4. Причинение вреда чужому имуществу

А 3. Верны ли суждения о законопослушании?

А. Законопослушные люди составляют большую часть общества

Б. законопослушные люди выполняют обязанности и забывают о своих правах.

А 4. Верны ли суждения об участниках преступлений?

А. Подстрекатель является участником преступления.

Б. Закон одинаково наказывает всех участников преступления.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию

«преступление». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. Клевета 2. Грабеж 3. Кража 4. Разбой 5. Вымогательство 6. Прогул

С 1. На какие группы разделяют правонарушения? Приведите по одному примеру для каждой группы.

Вариант 2.

А 1. Что из перечисленного означает запрет?

  1. Талион 2. Закон 3. Мораль 4. Табу

А 2. Тайное хищение чужого имущества:

  1. Вымогательство 2. Кража 3. Попрошайничество 4. Разбой

А 3. Верны ли суждения об участниках судебного процесса?

А. Интересы обвиняемого защищает присяжный заседатель.

Б. Потерпевший на суде выступает со стороны обвинения.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о наказании?

А. За некоторые нарушения закон устанавливает ответственность с 14-ти лет.

Б. Ответственность за малолетних правонарушителей несут их родители.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. . Установите соответствие между правонарушениями и наказаниями.. К каждой позиции, данной в

Первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

  1. Работник опоздал на работу А.дисциплинарное наказание
  2. Хулиган разбил окно в подъезде Б. возмещение ущерба
  3. Рецидивист совершил кражу В. уголовная ответственность

С 1. Приведите примеры поступков, выходящих за рамки общепринятого поведения. Всегда ли такое

Поведение противозаконно?

Ключи

Вариант 1. Вариант 2.

А 1. 2 А 1. 4

А 2. 4 А 2. 2

А 3. 1 А 3. 4

А 4. 1 А 4. 3

В 1. 6 В 1. 1А 2Б 3В

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение - это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман - это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Негативное девиантное поведение

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры - это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников - это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения "Преступление и наказание" Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе "Горе от ума" Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе "Анна Каренина" Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В "Педагогической поэме" Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения "Гобсек" Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения - это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, - это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно - детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых - вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в "плохие" компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Заключение

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество. Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация - это не всегда плохо. Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.

Каждый из нас является членом общества, в котором традиционно существует определённая модель поведения, считающегося нормальным. Оно закреплено в понятии общечеловеческих ценностей. И что самое главное, оно не нарушает и этики, не приносит вреда окружающим. Однако есть люди, которые ему не следуют. Даже напротив, они, пренебрегая нравственными принципами, совершают аморальные поступки, вредящие остальным членам общества. Таких людей называют девиантами, и их поведение недопустимо.

Обращаясь к духовности

Многие аморальные поступки являются безнравственными не только с человеческой точки зрения, но ещё и с религиозной. Взять, к примеру, алчность. Нездоровая тяга к материальным благам нередко толкает людей на совершение ужасных поступков, при помощи которых у них получается утолить своё корыстолюбие.

Гордыня, являющаяся одним из семи смертных грехов в католичестве, также относится к безнравственным качествам. Непомерная заносчивость и неуважение к другим людям никого не делают лучше. Точно так же, как и прелюбодеяние. Супружеская измена - это грех, аморальный поступок, предательство и унижение того, кому была дана клятва верности. Человек, её совершивший, не достоин доверия, уважения и доброго отношения.

Тщеславие воспринимается многими как социально-психологическое свойство личности, которое, впрочем, не красит людей. Зачастую они эгоистичны, высокомерны, постоянно жаждут убеждения в собственном превосходстве. Казалось бы, разве плохо ценить и любить самого себя? Нет, это нормально. Но только тщеславие подразумевает выставление всего перечисленного напоказ, что обычно осуществляется через унижение или пренебрежение другими людьми.

Известные примеры

Многие из нас уже давно перестали замечать аморальные поступки людей, которые встречаются чуть ли не на каждом шагу. Ярким примером можно считать употребление нецензурных выражений, наблюдаемое повсеместно. Сквернословие - это речь, пресыщенная неприличными выражениями. Их ещё называют непристойными. Почему? Потому что они являются бесстыдными, а значит, нарушающими общественную мораль.

Брань, давно ставшая привычной и потерявшая свойство шокировать членов современного общества, уже практически перестала попадать в категорию безнравственных поступков. В отличие от оскорблений, которые являются умышленным уничижением достоинства и чести личности. И такие аморальные поступки, как оскорбления, караются законом. Все положения, касающиеся этого, прописаны в статье 5.61 КоАП РФ.

Противоречащие формы поведения

Если человек совершает аморальный поступок, то он однозначно не укладывается в общепринятые нравственные рамки. Но он соответствует определённым формам поведения, противоречащим нормам. Их существует несколько. Это наркомания, токсикомания, проституция, преступность, алкоголизм и суицид.

Считается, что человек придерживается той или иной формы поведения по одной из трёх причин. К первой, наиболее распространённой в современном обществе, относится неравенство на социальной лестнице.

Тут всё просто. На поведение и воспитание человека влияет его доход. Чем он меньше, тем выше вероятность деградации личности. Многие люди пытаются справиться с разочарованием в своей жизни при помощи наркотиков или алкоголя. Их нельзя винить в отсутствии внутреннего «стержня». Нищета действительно является психологически тяжёлым испытанием.

Внешние факторы

Совершение аморального поступка человеком, который следует той или иной форме поведения, может также зависеть от его окружающей среды. Ни для кого не является секретом то, что мысли и действия личности нередко формируются под влиянием семьи, друзей, коллег, одноклассников. К сожалению, те люди, которые выросли в окружении индивидов с аморальным поведением и ничего, кроме девиантных поступков, не видели, начинают считать всё подобное нормой.

Окружающая среда и общество - одна из основополагающих причин, формирующих сознание человека. Нередко для искоренения безнравственных деяний требуется помощь социологов, которые работают не с одним провинившимся индивидом, а с целой группой людей.

Важен и уровень воспитания. Порой люди не знают о таких элементарных понятиях, как «нравственность» и «мораль», из-за своего неведения. Из поколения в поколение должны передаваться правила, нормы и традиции, а это задача родителей. Но некоторые люди просто забывают воспитывать своих детей и прививать им осознание того, как поступать можно, а как нельзя.

Отношение к животным

Нельзя не затронуть вниманием и аморальные поступки людей касательно братьев наших меньших. Жестокое отношение к животным является не только преступлением, но ещё и острым нравственным вопросом. Индивиды, позволяющие себе плохо обращаться с братьями нашими меньшими, не принимаются нормальным, современным обществом. Они осуждаются и порицаются остальными людьми.

Является самым настоящим аморальным поступком. Оно не несет угрозы общественной безопасности. Но тем не менее является неприемлемым и недопустимым с другой, моральной точки зрения.

Реальные случаи

В нашей жизни имеют место самые разные аморальные поступки. И стать их жертвами или свидетелями не пожелаешь даже врагу.

Сколько известно ситуаций, когда сыновья напивались до невменяемого состояния и бросались с кулаками на своих матерей. Или когда любимый кем-то питомец подвергался жестоким действиям со стороны малолетних девиантов ради развлечения. Нередко многие люди становились свидетелями самоубийства, что тоже относится к рассматриваемой категории поведения. И конечно, никто из нас не застрахован от предательства ради личной выгоды пользовавшегося доверием человека.

Когда осознаешь, насколько часто происходят эти и подобные случаи, становится предельно ясно, что мораль в современном обществе, к сожалению, находится отнюдь не на первом месте в системе ценностей.

Невоспитанность

Рассуждая про моральные и аморальные поступки, стоит упомянуть, что к последним относится и поведение, воспринимаемое многими как элементарная неотёсанность и невоспитанность.

И примеры такового сопровождают нас в повседневной жизни. В общественном транспорте нередко можно наблюдать картину, как невоспитанные индивиды толкают в спину впереди идущих, лишь бы побыстрее покинуть салон. На выходе из помещения многие не стесняются захлопнуть дверь прямо перед носом тех, кто следует за ними, причём даже не оглянувшись.

Но чаще всего, пожалуй, встречаются индивиды, открыто нарушающие правила общежития. Они выставляют мусор на лестничную площадку, курят в подъезде, не открыв окон, нарушают санитарию и гигиену другими способами. Это тоже аморальные поступки. Примеры окружают нас повсюду, но многие из них мы перестали замечать, поскольку они, как бы печально ни было, перешли в категорию обыденности.

Материал содержит тестовые задания по теме «Человек и закон»

Представленные контрольно-измерительные материалы для 7 класса написаны к учебнику «Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой (М.: Просвещение).

На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.

На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.

Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.

За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80% - оценка «4»

40-60%-оценка «3»

0-40% - оценка «2»

Вариант 1.

А 1. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и

Морали или требованиям какой-либо организации:

1. Закон 2. Обязанность 3. Дисциплина 4. Долг

А 2. Дисциплина, основанная на страхе:

1. Общеобязательная 2. Внешняя 3. Самодисциплина 4. Специальная

А 3. Верны ли суждения о внешней дисциплине?

А. Внешняя дисциплина – это дисциплина, основанная на законах, принятых государством.

Б. Внешняя дисциплина основана на внутреннем самоконтроле.

А 4. Верно ли, что:

А 1. Сознательную дисциплину надо в себе воспитывать.

Б. В самовоспитании человек сам устанавливает себе правила поведения?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между видами дисциплины и их примерами. К каждой позиции, данной в

1. Общеобязательная дисциплина А. соблюдение режима дня

2. Внутренняя дисциплина Б. своевременный выезд наряда милиции

3. Внешняя дисциплина В. переход улицы на зеленый свет

Тест 10. Что такое дисциплина

Вариант 2.

А 1. Дисциплина, основанная на осознанном решении самого человека:

1. Внешняя 2. Специальная 3. Технологическая 4. Внутренняя

А 2. Исполнение правил, установленных государством:

1. Общеобязательная дисциплина

2. Внешняя дисциплина

3. Самодисциплина

4. Специальная дисциплина

А 3. Верны ли следующие суждения о воле?

А. Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела.

Б. Воля помогает в случае неудачи не опускать руки.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верно ли, что:

А. Человек обязан знать все законы.

Б. Внешняя дисциплина более надежно оберегает от нарушения закона?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Что из перечисленного списка соответствует специальной дисциплине?

1. Переход улицы на зеленый свет

2. Выполнение солдатом приказа командира военной части

4. Соблюдение законов государства

5. Обязанность платить налоги

6. Соблюдение правил соревнований

Тест 11. Виновен – отвечай.

Вариант 1.

А 1. Противозаконное поведение характеризуется:

1. Нарушением норм морали

2. Нанесением вреда людям, всему обществу

3. Несоблюдением правил этикета

4. Несоответствием эстетическим нормам

А 2. Что из перечисленного следует отнести к проступкам7

1. Оскорбление и клевету 2. Вымогательство 3. Побои 4. Причинение вреда чужому имуществу

А 3. Верны ли суждения о законопослушании?

А. Законопослушные люди составляют большую часть общества

Б. законопослушные люди выполняют обязанности и забывают о своих правах.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения об участниках преступлений?

А. Подстрекатель является участником преступления.

Б. Закон одинаково наказывает всех участников преступления.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию

«преступление». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1. Клевета 2. Грабеж 3. Кража 4. Разбой 5. Вымогательство 6. Прогул

С 1. На какие группы разделяют правонарушения? Приведите по одному примеру для каждой группы.

Тест 11. Виновен – отвечай.

Вариант 2.

А 1. Что из перечисленного означает запрет?

1. Талион 2. Закон 3. Мораль 4. Табу

А 2. Тайное хищение чужого имущества:

1. Вымогательство 2. Кража 3. Попрошайничество 4. Разбой

А 3. Верны ли суждения об участниках судебного процесса?

А. Интересы обвиняемого защищает присяжный заседатель.

Б. Потерпевший на суде выступает со стороны обвинения.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верны ли суждения о наказании?

А. За некоторые нарушения закон устанавливает ответственность с 14-ти лет.

Б. Ответственность за малолетних правонарушителей несут их родители.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. . Установите соответствие между правонарушениями и наказаниями.. К каждой позиции, данной в

Первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

1. Работник опоздал на работу А.дисциплинарное наказание

2. Хулиган разбил окно в подъезде Б. возмещение ущерба

3. Рецидивист совершил кражу В. уголовная ответственность

С 1. Приведите примеры поступков, выходящих за рамки общепринятого поведения. Всегда ли такое

Поведение противозаконно?

Тест 10. Что такое дисциплина

Ключи

Вариант 1. Вариант 2.

А 1. 3 А 1. 4

А 2. 2 А 2. 1

А 3. 1 А 3. 3

А 4. 2 А 4. 4

В 1. 1Б 2А 3В В 1. 2 6

Тест 11. Виновен – отвечай.

Ключи

Вариант 1. Вариант 2.

А 1. 2 А 1. 4

А 2. 4 А 2. 2

А 3. 1 А 3. 4

А 4. 1 А 4. 3

В 1. 6 В 1. 1А 2Б 3В

Т. Д. Шипилова, МБОУ " Повалихинская СОШ", Первомайский район, Алтайский край



Просмотров