10 принципов декларации о правах ребенка. Смотреть что такое "декларация прав ребёнка" в других словарях

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА, принята Ген. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1959. Необходимость спец. защиты прав ребёнка впервые была провозглашена Женевской декларацией о правах детей (1924), затем Всеобщей декларацией прав человека 1948, международными договорами и уставами международных учреждений и opr-ций, занимающихся вопросами благополучия детей. Д. п. р. призывает родителей, общественные организации, местные власти и национальные пр-ва обеспечивать детям социальную защиту и условия, которые позволили бы им развиваться физически, умственно и нравственно. Д. п. р. провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, физич. и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политич. и др. убеждений, нац. принадлежности, социального происхождения, имуществ. положения и обстоятельств рождения. Согласно Декларации, ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения, в т. ч. ему и его матери должен быть обеспечен надлежащий дородовой и послеродовой уход; на обществе и органах власти должна лежать забота о детях, родители к-рых не имеют достаточных средств к существованию. Ребёнок имеет право на получение бесплатного и обязат. образования, по крайней мере на нач. ступенях; он должен быть защищён от всех форм жестокости и эксплуатации; воспитываться в духе мира и дружбы между народами. Гуманные принципы, провозглашённые в Д. п. р., в значит. мере приняты под влиянием законодательства, действующего в СССР и др. социалистич. странах, где дети пользуются всеми правами, предусмотренными в Д. п. р. Однако во многих заруб. странах положения Д. п. р. не реализуются. Отмечая 20-летие со дня принятия Д. п. р. и стремясь привлечь внимание мировой общественности к необходимости её претворения в жизнь, Ген. Ассамблея ООН объявила 1979 Международным годом ребёнка.

Г. И. Литвинова.


Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .

Смотреть что такое "ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА" в других словарях:

    Декларация прав ребёнка - международный правовой акт, принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. Д.п.р. зафиксировала положение о необходимости защиты прав и интересов детей во 2 й половине 20 в. Д.п.р. сохранила преемственность с Женевской декларацией прав… … Педагогический терминологический словарь

    Декларация прав ребёнка - принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. Необходимость специальной защиты прав ребёнка впервые была провозглашена Женевской декларацией о правах детей (1924). Д. п. р. провозглашает равные права детей в области воспитания,… … Большая советская энциклопедия

    Женевская декларация прав ребёнка - Декларация прав ребёнка, разработанная Эглантин Джебб, была принята 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. Она состояла из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми… … Википедия

    Декларация прав ребенка - Женевская декларация прав ребёнка Декларация прав ребёнка (1959) Декларация прав ребёнка (2000) … Википедия

    Декларация прав человека - Элеонора Рузвельт с декларацией прав человека Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный пакт о правах человека) от 10 декабря 1948 года. Декларация определяет… … Википедия

    Всемирный день ребёнка - … Википедия

    Конвенция о правах ребёнка - Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей в государствах участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно правовым документом обязательного характера, посвящённым… … Википедия - Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Современное общество становится боле гуманным, чем многие сотни лет назад. Принимаются законы, защищающие наиболее уязвимые слои наших граждан. Эти ценности закрепляются не только в рамках одного государства, но и на международном уровне. Базовые понятия этой области внесены также и в устав ООН.

Одним из важных правил по урегулированию отношения к детям в мире являются 10 принципов декларации прав ребенка. Они сформулированы благодаря усилиям и знаниям наиболее опытных юристов со всех стран.

Современное право в РФ опирается в большинстве своих нормативных актах на гуманитарный фундамент советской юриспруденции. Основные понятия и ценности, затрагивающие права ребенка в РФ сконцентрированы в Конституции и Семейном кодексе. Согласно последнему документу у несовершеннолетних детей есть как личные, так и имущественные права. Также нужно руководствоваться законом №124-ФЗ, регламентирующим права ребенка в России.

Наиболее востребованные из них являются следующие факторы:

  • получать воспитание и проживать с семьей;
  • малыш имеет право на общение как со своими родителями, так и с родственниками;
  • маленький гражданин должен быть защищен;
  • как и у всех остальных граждан у малыша должны бить имя, фамилия и отчество;
  • свое мнение или точку зрения он может иметь и отстаивать;
  • детям разрешено менять в оговоренном порядке имя, фамилию и отчество;
  • также у детей есть право на обладание имуществом, в том числе и получать наследство.

Более подробная расшифровка любого права несовершеннолетних в России каждого пункта есть в СК РФ. Если родители лишаются по закону родительских прав, то защищать несовершеннолетнего могут его опекуны.

Международное право

Декларация прав ребенка 1959 г. ратифицирована многими государствами планеты. Благодаря ей удалось сохранить не только здоровье (физическое, психическое и моральное), но и даже жизнь многих детей в мире. Основные принципы декларации прав ребенка должны быть предоставлены каждому малышу в любом уголке планеты.

Рассмотрим 10 важных пунктов из этого документа.

  1. Дети наделены равными правами, невзирая на то, в какой стране они были рождены, какой у них цвет кожи, сколько им лет, также не важно их социальное положение в обществе. Декларация о правах ребенка говорит о том, что права не могут быть каким-либо образом принижены, их нельзя ни ущемлять, ни отменять вовсе.
  2. Несовершеннолетний гражданин любого государства имеет право на собственное достоинство, ему должны быть предоставлены условия для нравственного, духовного и физического развития. Младшие по возрасту члены семьи могут принимать участие в обсуждение внутрисемейных вопросов. Это основано на частичной дееспособности, наступающей с десятилетнего возраста. При рассмотрении дел в судах такое мнение может не браться в расчет, если оно противоречит реальным интересам детей, например, родители манипулируют мнением малыша, желая продать единственное жилье.
  3. Естественным правом для каждого маленького гражданина страны является собственное имя, которое дается по «праву крови» или по «праву почвы».
  4. Гармоничное развитие детей и здоровый процесс роста не возможны без социального ухода и медицинской поддержки. Их декларация о защите прав ребенка гарантирует в четвертом пункте. В послеродовой период малыш нуждается в достойном уходе, обеспечиваемым государством. Также все дети должны иметь жилье и возможность получать здоровое питание.
  5. В отдельном пункте декларация по правам ребенка учитывает потребности и права детей с особенностями развития. Им государство должно предоставлять специальные образовательные и поддерживающие программы.
  6. Особо отмечается необходимость воспитания молодого поколения в семье. О защите малоимущих или несовершеннолетних, по разным причинам оставшихся без родительской опеки, государство должно заботиться в равной степени, как и окружающее общество. Для многодетных семей должна предусматриваться поддержка.
  7. Образование для детей должно быть бесплатным, как минимум на базовом минимальном уровне. Также оно должно быть доступным для всех слоев населения. Этот процесс не исключает вмешательство родителей, которые также должны обучать детей, давая им основы коммуникации в обществе, а также прививая любовь к получению новых знаний.
  8. Декларация провозглашает приоритетность детства по отношению к остальным категориям граждан. Это касается, например, получения помощи или других подобных случаев.
  9. Трудовая эксплуатация в раннем возрасте отвергается принципами данного документа. Запрещено привлечение к вредному, опасному и эмоционально тяжелому труду. Запрещено применять телесные наказания, травмировать тело, осуществлять любые формы насилия (психическое, сексуальное, физическое).
  10. Десятый пункт фиксирует право жить в мире, где взрослые учат взаимопониманию и заботе о ближнем. Необходимо соблюдать уважение к другим социальным группам.

Конвенцию, касающуюся детей, поддерживают 193 страны мира. Все страны обязаны согласовывать свое законодательство в данной области с международными документами.

Несоблюдение декларации

На практике случается, что в семьях или школах могут грубым образом нарушать права детей. По отношению к ним применяется уничижительные действия или отношение, не редки случаи физического воздействия. В последнее время случаются принуждения различного характера к эксплуатации в разной форме.

Свои действия педагоги или другие наставники не считают каким-либо нарушением прав детей. Однако, маленькие граждане не всегда имеют возможность защититься от взрослого произвола, поэтому в обязанности родителей и старших товарищей входит ознакомление детей с их правами.

За нарушение вышеописанных прав предусмотрены различные виды наказаний: от административных до уголовных. Нужно знать, что такие действия приводят к вреду здоровья детей.

Детские права должны находиться в разумном балансе с обязанностями. За этим, как правило, следят государственные органы, но иногда возникают нюансы, при которых решение должно приниматься, в том числе, и судебными органами. При этом прямыми представителями детей являются их родители. В их обязанности входит контроль за соблюдением соотношения прав/обязанностей.

Где найти защиту

При выявлении негативных фактов дети должны обращаться в органы опеки, которые, в свою очередь, обязаны реагировать на подобные сигналы. Одним из способов наказания родителей в такой ситуации является лишение родительских прав.

Несовершеннолетние могут обращаться в любую доступную им инстанцию как в письменной форме, так и при личном обращении. На это должны реагировать следующие организации:

  • сотрудники детского соцприюта;
  • работники центров экстренной дистанционной помощи (по телефону или интернету);
  • органы прокуратуры;
  • представитель центра помощи детям;
  • органы опеки и т. д.

Нельзя оставлять в беде детей, так как за бездействие также есть определенная ответственность.

1. Пользуясь текстом учебника на с. 16 - 17, подпиши, какие права ребёнка проиллюстрированы этими фотографиями.

2. В дополнительной литературе или Интернете познакомься с Десятью принципами Декларации прав ребёнка. Выпиши 2 - 3 принципа, которые ты считаешь наиболее важными. Можно выразить их смысл своими словами.

Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Обсудите в классе принципы Декларации прав ребёнка. Какие из них выбрали другие ребята? Обоснуйте свой выбор.

Некоторые родители считают, что малыши, не достигшие совершеннолетия, находясь на их обеспечении, должны во всем им подчиняться. Однако это не так. Каждый ребенок, как и взрослый, имеет свои права, которые защищены принципами Декларации прав ребенка. Начальный вариант документа был принят в 1924 году. Женевская Декларация состояла из 5 основных пунктов.

В 1959 году Организацией Объединенных Наций была принята новая Декларация. Обновленная версия документа раскрывает права детей, основываясь на десяти правилах. В ней также оговариваются обязанности взрослых по отношению к несовершеннолетним. Принципы Декларации закреплены в конституциях многих стран.

Самые важные права ребенка, закрепленные законом

С правами детей, которые являются гражданами РФ, можно познакомиться в Семейном кодексе России. Они делятся на личные и имущественные. Полный перечень и краткое их содержание выглядит так:

Краткое содержание 10 принципов Всемирной Декларации прав ребенка

Приняв в 1948 году Всеобщую Декларацию прав человека, ООН сочла необходимым принятие отдельного документа, провозглашающего права детей, особенно нуждающихся в правовой защите «как до, так и после рождения». Коротко рассмотрим самые важные правила Декларации. Их всего 10:

Правило 1. Ни страна, в которой малыш появился на свет, ни цвет его кожи, ни возраст, ни социальный статус не должны отражаться на его правах. Все несовершеннолетние равны между собой и должны иметь равные права, которые никто не должен занижать, ограничивать или отменять.

Правило 2. У каждого человека есть собственное достоинство. У детей оно тоже есть, поэтому каждый ребенок имеет право чувствовать себя значимым. Законодательство должно обеспечить все условия для нравственного, духовного и физического развития подрастающего поколения.

Правило 3. Появившись на свет, каждый ребенок планеты имеет право на собственное имя, которое ему должны дать мать с отцом. От государства он получает гражданство.

Правило 4. Все малыши, как до рождения (находясь в утробе матери), так и после него, имеют право на специальный уход и врачебную помощь, обеспечиваемые государством. Помимо этого у них есть право на жилье и полноценное питание.

Правило 5. В случае, если ребенок неполноценен, он все равно является членом общества и так же, как и другие дети, имеет все вышеуказанные права. Такие малыши требуют особого внимания и заботы. Согласно данному принципу Декларации государство должно предоставлять им специальные образовательные программы.

Правило 6. Ребенок вправе получать любовь отца и матери, их внимание и понимание, а также защиту государства, гражданином которого он является. Малыши имеют право воспитываться в семье, их нельзя без веских оснований разлучать с матерями. Если несовершеннолетний ребенок остался без родительского попечения, о нем должно позаботиться государство.

Правило 7. Каждый несовершеннолетний вправе учиться бесплатно. Данный тезис Декларации ООН утверждает, что начальный уровень образования должен быть доступным и бесплатным для каждого малыша. Детям необходимо предоставить возможность игр и развлечений, соответствующих образовательным целям. Родители, в свою очередь, должны учить своих детей быть ответственными и полезными для общества.

Правило 8. Малолетние граждане имеют право получать помощь вне очереди, если выбор стоит между ними и другими людьми, которые также нуждаются в защите государства. Детство должно быть всегда в приоритете.

Правило 9. Государство обязано защищать детей от жестокого обращения и трудовой эксплуатации. Принцип номер девять гласит о том, что никакой ребенок не должен выполнять вредную, опасную работу, заниматься трудом, несовместимым с его нормальным развитием.

Правило 10. Любая форма дискриминации не должна поощряться воспитывающими ребенка людьми. Десятый тезис особенно актуален сегодня. Чтобы ребенок, подрастая, органично вписался в общество, родители обязаны учить его заботиться о ближних и находить общий язык с окружающими людьми.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение декларации, охраняющей детство?

Казалось бы, семья и школа должны стоять на защите прав ребенка, но все чаще случается так, что именно они становятся главными их нарушителями. Сколько известно случаев, когда детей унижают словесно, бьют по лицу и другим частям тела, ставят в угол, наказывают при всех, заставляют выполнять тяжелую работу за малейшие провинности. Самое обидное – это то, что родители и учителя зачастую считают подобное «воспитание» правильным и не видят в этом ничего противоправного. В этом они сильно ошибаются. Маленький ребенок, как и взрослый человек, все понимает и чувствует, когда его унижают и обижают.

Взрослые должны твердо усвоить, что малейшее посягательство на права детей вредит их физическому, психологическому и нравственному здоровью, и поэтому административно и уголовно наказуемо. Вид ответственности зависит от тяжести причиненного малышу вреда. Если родители плохо исполняют свои родительский долг, их могут лишить прав на ребенка.

Где искать помощи несовершеннолетнему ребенку?

Каждый ребенок нуждается в защите, так как по сравнению со взрослыми он мал и слаб, многого не знает и не умеет. В случае применения к ребенку физической силы либо насилия сексуального характера он не сможет достойно сопротивляться взрослому человеку, поэтому его так просто обидеть и унизить. К сожалению, некультурные и невоспитанные люди часто этим пользуются.

Преступления против детей и подростков совершаются повсеместно. Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. Затем аналогичные суды начали свою деятельность в Каннаде и США. Однако требовался документ, юридическая основа, по которой можно выносить соответствующие решения и постановления.

Защита Детей

Так в Женеве в 1924 году появилась первая декларация прав ребенка. Краткое содержание ее сводится в описанию пяти главных принципов, которые берегли детей от рабства, проституции и торговли. Это был существенный прорыв в мировом законодательстве, но требовалась и иная защита для несовершеннолетних. Генеральная Ассамблея ООН доработала существующий женевский документ и приняла его новый вариант.

В новой Декларации 1959 года права ребенка были зафиксированы в более полном варианте. Ее разработчики определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого. 10 принципов декларации прав ребенка освещают обязанности взрослых перед детьми. Если говорить коротко, то все лучшее, что есть на Земле, принадлежит малышам и подросткам и не может быть у них отнято по чьей-то прихоти.

1-й принцип

Все дети, независимо от того, в какой стране они родились, какой у них возраст, цвет кожи, социальный статус, - имеют равные со своими сверстниками права. Они не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип

Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип

Все дети - субъекты стран, в которых проживают, поэтому государство обязано обеспечить их гражданством, а родители - именем.

4-й принцип

Чтобы правильно расти и развиваться, ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности еще до появления малыша на свет. Послеродовый период также должен быть обеспечен достойным уходом со стороны государства. Дети имеют право на жилье и питание.

Школьный возраст, по статистике, самый незащищенный для ударов со стороны нервной системы, его особенно подробно характеризует декларация прав ребенка. Краткое содержание 4-го принципа поясняет необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей. Цель наблюдения - предупредить срывы психики с формированием садистских и прочих патологических наклонностей.

5-й принцип

Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип

Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип

Все дети должны учиться бесплатно. Они имеют право играть и развиваться. Родители обязаны дать им эту возможность. Они же должны учить детей ответственности и полезности своему обществу. Один из 10 принципов декларации прав ребенка характеризует игру как способ познать окружающий мир. Родители обязаны обучать детей жизни в игровой форме. Должную помощь могут оказать добрые мультфильмы и книги. Ребенок с самого раннего возраста должен понимать, что нельзя обижать детей, истязать животных. Та информация, которая поступает в мозг в течение первых лет жизни, создает платформу для стабильности психического сознания в будущем.

8-й принцип

Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип

Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу. Воспитание должно проходить в пояснительно-убеждающей манере. Жестокое отношение подразумевает любые виды насилия: физического, сексуального, психического.

10-й принцип

Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в первую очередь родители, учат его заботе и взаимопониманию. Запрещается воспитывать в детях чувство расовой и социальной ненависти. Все люди равны.

Информационная служба ДЮФК "Атлетик"



Просмотров