В порядке упрощенного производства не рассматриваются дела. Как происходит рассмотрение дела в порядке упрощенного производства? Упрощенное производство в гражданском процессе


[Трудовой кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 143]

Тарифные системы оплаты труда — системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.


2 комментария к записи “Статья 143 ТК РФ. Тарифные системы оплаты труда”

    Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

    Комментарий к статье 143

    ТК допускает многообразие тарифных систем оплаты труда. В основе тарифной системы оплаты труда лежит дифференциация за-работной платы работников различных категорий. При этом тарифная система дифференциации заработной платы представляет собой совокупность норм, обеспечивающих различия размеров оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, интенсивности, условий, характера. Тарифная система в соответствии с ТК включает следующие основные элементы: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты, а также тарифно-квалификационные справочники.
    Тарифная ставка — элемент тарифной системы, определяющий фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц). Размер оплаты простейших работ определяется тарифной ставкой 1-го разряда (базовой ставкой заработной платы). Далее она увеличивается с возрастанием сложности работы.
    Оклад (должностной оклад) — это размер оплаты труда за месяц, устанавливаемый рабочим, труд которых не поддается нормирова-нию, либо руководителям, специалистам и служащим.
    Тарифная сетка устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и их квалификации. Она состоит из тарифных ставок и тарифных (квалификационных) разрядов. К 1-му разряду относятся самые простые работы, к последнему — наиболее сложные. Соотношение размеров тарифной ставки каждого разряда определяется тарифным коэффициентом. Чем сложнее работа, тем выше разряд и, соответственно, выше тарифная ставка, которая определяется путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
    Тарификация работ и присвоение разрядов работникам проводится с учетом тарифно-квалификационных справочников, содержащих квалификационную характеристику различных видов работ в зависимости от их сложности с указанием, какому разряду соответствует та или иная работа, а также требования, которые предъявляются к знаниям и навыкам работника. На основе этих справочников определяется разряд работ и присваивается разряд работникам.
    ЕТКС был утвержден в 1985 г. и может быть использован как рекомендательный при установлении тарифной системы оплаты труда.
    В настоящее время действует Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, ут-вержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (в ред. от 14.03.2011), имеющий рекомендательный характер. Справочник состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, в нем описаны должностные обязанности и перечислены требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации этих категорий работников. Наименования должностей в Справочнике установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г. Справочник может использоваться как бюджетными, так и коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм для решения вопросов, связанных с управлением персоналом, в частности при разграничении функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников. При-менение Справочника должно способствовать установлению единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.
    30 марта 2004 г. вступил в силу Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, спе-циалистов и служащих, утвержденный по поручению Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (в ред. от 20.12.2003)).
    ———————————
    СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399; 2003. N 52 (ч. 2). Ст. 5066.

    В частности, указанным Порядком предусмотрено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, спе-циалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Должности работников в Справочнике разделены на три категории: руководители (преимущественно выполняют организационно-административные работы), специалисты (преимущественно выполняют аналитико-конструктивные работы) и служащие (преимущественно выполняют информационно-технические работы).
    При этом Справочник не содержит квалификационных характеристик должностей заместителей руководителей, поскольку должно-стные обязанности таких работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в ха-рактеристиках соответствующих базовых должностей руководителей, указанных в Справочнике. Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя в организации осуществляется, как правило, на основании внутренних организационно-распорядительных документов.
    На основе квалификационных характеристик организации могут разрабатывать должностные инструкции для конкретных работников. Должностная инструкция в отличие от квалификационной характеристики, приведенной в Справочнике, должна содержать конкретный перечень должностных обязанностей работника, его прав и ответственности с учетом особенностей организации производства, труда и управления в данной организации.
    Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
    При применении коммерческими организациями тарифной системы оплаты труда тарификация работ и присвоение тарифных раз-рядов работникам, устанавливаемые с учетом сложности труда, квалификации работников, должны производиться с учетом Справочника.

    Статья 143. Тарифная система оплаты труда

    Комментарий к статье 143

    1. Комментируемая статья дает понятие тарифной системы и называет все ее элементы. Она в большей части носит характер нормы-дефиниции.
    2. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых производится дифференциация заработной платы различных категорий работников в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы. Она включает в себя следующие элементы: тарифные ставки, оклады (должностные оклады); тарифные коэффициенты; тарифную сетку.
    Традиционно к тарифной системе относили также тарифно-квалификационные справочники работ и профессий; тарифно-квалификационные характеристики; локальный акт тарификации работ на основе оценки рабочих мест; районные коэффициенты к заработной плате, доплаты и надбавки, носящие компенсационный характер.
    Часть 9 комментируемой статьи подчеркивает, что тарифные системы разрабатываются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, т.е. значение актов, содержащих квалификационные характеристики, сохраняется.
    При разработке тарифной системы должны учитываться государственные гарантии по оплате труда, т.е. обязанность работодателя регулярно производить индексацию заработной платы, в повышенном размере оплачивать работу с особыми условиями труда, недопустимость установления оплаты труда ниже установленного федеральным законом минимума и др.
    3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержат квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих предназначен для тарификации работ (определения разряда их сложности) и присвоения разрядов рабочим. Он представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. На основе тарифно-квалификационного справочника определяется разряд работ и присваиваются разряды рабочим.
    Порядок тарификации (отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда) определяется локальными нормативными актами.
    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих служит основой для дифференциации оплаты труда указанных категорий работников.
    Тарифно-квалификационные справочники в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399) разрабатываются Министерством труда и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, и утверждаются Минтрудом России. Минтруд России определяет и порядок их применения.
    В связи с возложением функций, ранее выполнявшихся Минтрудом России, на Минздравсоцразвития России именно это Министерство должно осуществлять эту деятельность.
    В настоящее время применяются Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г. и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России 21 августа 1998 г. N 37 (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 12).
    4. Следующим элементом тарифной системы являются тарифные ставки. Они определяют размер оплаты труда работников соответствующих разрядов в единицу времени (час, день, месяц).
    Тарифная ставка первого разряда — это размер вознаграждения за простой труд (труд низшего уровня квалификации), произведенный в единицу времени (день, час, месяц). Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера заработной платы, установленной законом.
    Тарифные ставки первого разряда на практике обычно дифференцируются по формам оплаты (сдельная и повременная) и по отдельным профессиональным группам (с обычной и повышенной интенсивностью труда).
    Тарифные ставки второго и последующих разрядов определяются умножением тарифной ставки первого разряда на тарифные коэффициенты соответствующих разрядов.
    Наряду с тарифными ставками тарифная система включает оклады, а также должностные оклады для руководителей, специалистов и служащих.
    Оклады могут устанавливаться и для рабочих. Должностные оклады (ежемесячный размер оплаты труда работника, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью и квалификацией) устанавливаются в штатном расписании.
    5. Важнейшим элементом тарифной системы является тарифная сетка. Она представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается непосредственная зависимость заработной платы рабочего от его квалификации.
    Тарифные сетки имеют следующие параметры: число разрядов, диапазон сетки (соотношение тарифных коэффициентов крайних ее разрядов); межразрядные соотношения (абсолютное и относительное нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду).
    6. Тарифный разряд отражает сложность труда и требуемый от работника квалификационный уровень. Квалификационный разряд отражает уровень профессиональный подготовки работника. Эти разряды могут не совпадать в тех случаях, когда профессиональная подготовка работника ниже или выше той, которая требуется для выполняемой работы.
    7. Часть 9 ст. 143 определяет порядок установления тарифных систем. Независимо от вида работодателя и формы собственности организации тарифные системы устанавливаются в едином порядкеколлективным договором, соглашением или локальным нормативным актом.
    О выборе и соотношении указанных актов см. коммент. к ст. 135.

Конституция гарантирует оплату любого труда.

Но величина вознаграждения зависит от квалификации, способностей специалиста, а также сложности возложенных на него . Начисление зарплат для сотрудников осуществляется по тарифной системе оплаты работы, описанной в ст. 143 Трудового кодекса РФ.

Системой оплаты труда законодатели называют все нормативы, которые законодатели утвердили с целью дифференциации зарплат для разных групп сотрудников. Такая дифференциация зависит от интенсивности и сложности рабочих обязанностей, уровня комфортности на трудовом месте, а также климата.

Статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации выделяет следующие элементы этой системы:

  • тарифные ставки;
  • тарифная сетка;
  • коэффициенты тарифов.

Все вышеперечисленные элементы обеспечивают хорошую систему по увеличению эффективности труда.

Тарифная сетка

Если говорить простым языком, тарифная сетка - это обычная таблица, в которую заносят значения, принятые для тарифных коэффициентов, используемых компанией для тарифных разрядов. Эти коэффициенты показывают соотношение тарифных ставок работ к наиболее простой по квалификации работе. Такое соотношение в трудовом законодательстве именуют диапазоном тарифной сетки. Подобный диапазон не является универсальным значением, а определяется в индивидуальном порядке каждым предприятием.

Коэффициент для первого разряда равняется единице. Он обозначает виды труда, которые требуют минимальных профессиональных навыков. Более сложным видам работ присваиваются более высокие значения разряда и тарифной ставки.

Различают несколько видов тарифных сеток:

  • равномерная - в этом случае межразрядная разница тарифных коэффициентов является одинаковой;
  • прогрессивная - межразрядная разница возрастает при переходе до более высокого значения разрядов;
  • регрессивная - межразрядная разница уменьшается при переходе до более высокого значения разрядов;
  • смешанная - в этом случае наблюдается возрастание, а в дальнейшем спад межразрядной разницы.

Для расчета каждой тарифной ставки необходимо определенный коэффициент умножить на ставку тарифа первого разряда. Шестой разряд считается самым распространенным. Существуют особые виды работ, для которых присваивается семи- и восьмиразрядные ставки.

Тарифная сетка устанавливает подтвержденное материальное основание для проведения повышения квалификации специалистов.

Именно поэтому, когда проводится разработка такой сетки, необходимо принимать во внимание оптимальный рост коэффициентов по тарифам в случае увеличения квалификационного разряда. Выделяют относительное повышение (процентное увеличение) и абсолютное (увеличение в долях единицы) возрастание коэффициентов.

Организация имеет право разрабатывать собственные тарифные сетки, в которых насчитывается до 18 разрядов:

  • с помощью первых 8 происходит выплата для рабочих;
  • 3–10 предназначаются для начисления ;
  • 4–14 применяются для вознаграждения специалистов;
  • 15–18 используются с целью начисления компенсации труда для руководителей.

Оплата лицам, имеющим первый разряд, не должна быть меньше принятого в стране минимального размера заработной платы.

Тарифный и квалификационный разряд

Статья 143 Трудового кодекса определяет понятие «тарифный разряд» в качестве величины, которая позволяет обозначить сложность рабочих обязанностей сотрудника. Количество таких разрядов зависит от уровня сложности, а также разнообразия труда, что выполняется в организации. Для каждого разряда, согласно ТК РФ, необходимо установить тарифную ставку, то есть .

А вот профессиональный уровень наемного специалиста определяется другой величиной - квалификационным разрядом.

Если труд выполняется бригадой, то ее разряд определяется одним из двух способов:

  • устанавливается средний разряд, который рассчитывается по сумме элементов для всех видов работ;
  • устанавливается дифференцированный элемент для каждого вида работ.

При присвоении разряда учитываются следующие факторы:

  • сложность работы, которую выполняет специалист;
  • уровень квалификации самого сотрудника.

Квалификационный элемент для начинающего специалиста, который недавно окончил образовательное учреждение, присваивается квалификационной комиссией этого учреждения. При присвоении разряда в этом случае учитываются теоретический и профессиональный уровни подготовки, а также результаты сданных профессиональных экзаменов.

Присвоением разрядов для специалистов, которые уже имеют опыт трудовой деятельности, занимаются цеховые или общезаводские квалификационные комиссии. Их состав утверждается руководством предприятия.

На экзамене, на котором устанавливается разряд, специалист обязан:

  • дать ответы на вопросы, изложенные в разделе «Должен знать»;

По результатам квалификационной комиссии сотруднику присваивается разряд. Установленный квалификационный разряд подтверждается документально. Сведения о нем указываются также в трудовой книжке.

Стоит отметить, что разряд, полученный сотрудником на предприятии, действует только на нем. Если специалист примет решение о смене места работы, то на другом предприятии может быть принято решение о повторном присвоении квалификационного разряда.

Тарификация работ

Тарификация работ позволяет определить разряд определенного вида работ на основании квалификационных характеристик, которые изложены в Едином тарифно-квалификационном справочнике (далее ЕТКС). Настоящий справочник применяется для тарификации рабочих, которые трудятся на производствах, в отраслях и на работах, упомянутых в его структуре.

Но нормы ЕТКС не распространяются на работы, которые регламентируются специальными положениями. К таким работам, например, относят службу в МЧС, труд в локомотивных бригадах.

Процедура тарификации предусматривает приравнивание определенной работы к описанным в справочнике работам-аналогам.

Некоторое время назад, нормы ЕТКС были обязательными к исполнению. Сейчас же они носят рекомендательный характер.

Установление систем оплаты труда

В обязанности руководства организации входит своевременная оплата подчиненным. С этой целью осуществляется разработка условий оплаты труда. Такая процедура требует выполнения таких шагов:

  • определения величин ставок тарифов;
  • определения размеров окладов должностей;
  • проведения дифференциации всех окладов и ставок по группам, разрядам и должностям.

Тарифной ставкой называют величину денежного вознаграждения. В трудовом законодательстве выделено такие ее разновидности:

  • почасовые ставки;
  • подневные ставки;
  • помесячные ставки.

Наиболее популярной является почасовое значение тарифной ставки. Расчет подневной ставки выполняется на основании значения часовой ставки и принятой продолжительности трудового дня. Когда делается расчет помесячного показателя ставки, применяется среднее значение нормативной длительности календарного месяца в часах.

Размер заработных плат определяется квалификационной подготовкой наемного работника, а также сложностью трудовых обязанностей.

Чтобы провести расчет заработной платы, требуется принимать во внимание исходную базу. Под этим понятием рассматривается ставка тарифа, принятая для первого разряда. Ее величина прописывается в организации.

Ставка тарифа для специалистов первого разряда - это заработная плата работника первого разряда, который работает с нормальным уровнем интенсивности в комфортной трудовой обстановке. Величина заработной платы должна быть равна или превышать минимальный размер заработной платы, установленной в государстве.

Понятие «должностного оклада» в отечественном законодательстве указывает на стабильный размер денежной выплаты за труд наемного специалиста за один календарный месяц. Размер выплачиваемого заработка зависит от должности, на которой работает сотрудник.

Когда речь заходит о лицах, занимающих руководительские посты, служащих или обычных специалистах, то для отражения тарифных условий оплаты для них могут составлять схему должностных окладов. В ней все месячные оклады группируются по должностям. Для налаживания системы вознаграждения за выполненный труд на межрайонном уровне применяются районные коэффициенты.

В целом тарифная система имеет определенные преимущества:

  • мотивация наемных работников повышать свою квалификацию;
  • предоставляется возможность эффективно управлять кадрами предприятия;
  • принимается во внимание ответственность и сложность выполняемой работы.

Тарифная система обладает и своими недостатками. Среди них стоит выделить некачественную оценку качества выполняемой работы, а также ориентацию на нормальные рабочие условия.

Вам это будет интересно



Просмотров