Условия учебной работы и зрение. Гигиенические основы рационального освещения

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Основные задачи физиологии труда:

исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;

изучение физиологических закономерностей организма в процессе трудовой деятельности;

разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости человека, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени. Исходя из этих задач физиология труда обосновывает режимы

труда и отдыха в зависимости от интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности; выясняет оптимальные и предельные возможности человека по приему, переработке и выдаче информации (например, наилучшие способы подачи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления); определяет наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений. Физиология труда определяет, оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до, во время и после трудовой деятельности; разрабатывает способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает мероприятия по рационализации труда, ведущие к повышению работоспособности человека и сохранению его здоровья.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. Центральная нервная система (ЦНС) - головной и спинной мозг - формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Периферическая нервная система - это нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, существует вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

В зависимости от функции, которую выполняют нервы, их делят на две группы:

центростремительные, которые несут различную информацию (раздражение) от разных органов человеческого тела к головному и спинному мозгу;

центробежные, несущие возбуждение от ЦНС к мышцам, железам и другим органам.

Центростремительные нервы имеют особые воспринимающие аппараты - рецепторы - во всех органах и системах организма.

Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами - возбудимостью и проводимостью.

По инициативе Н.Е. Введенского в физиологию было введено понятие функциональной подвижности, или лабильности, характеризующейся максимальным числом импульсов, которые ткань способна воспроизвести за данный отрезок времени в ответ на раздражения. Был сделан вывод, что лабильность нервной ткани при неблагоприятных для нее условиях снижается, т.е. нерв уже не может провести максимальное число импульсов. Это состояние, получившее название парабиоза, имеет три фазы: 1)

уравнительная или трансформирующая: и сильные, и слабые раздражения вызывают одинаковые возбуждения в угнетенном нерве; 2)

парадоксальная: сильные раздражения вызывают слабую волну возбуждения, а слабые, наоборот, - сильную волну воз-

буждения и, соответственно, более сильное, чем обычно, сокращение мышцы;

3) тормозящая: ни слабые, ни сильные раздражения не вызывают волны возбуждения.

Вся деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого тела регулируется, управляется ЦНС, благодаря которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом.

Наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раздражение извне попадает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы делятся на безусловные и условные. Рефлексы низших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных, корковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общие особенности условно-рефлекторной деятельности человеческого организма в процессе труда: 1)

осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов; 2)

воздействие в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС не только физических и химических раздражителей, но и раздражителей социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время трудовой

деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Таким образом, нервная система, выполняет две основные функции: 1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей информации получает через зрительный анализатор. Восприятие визуальной информации ограничено пределами так называемого поля зрения - пространства, обозреваемого человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, той сферы, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естественной защитой: рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности роговицы и век пылинки, и благодаря наличию в ней лизоцима (обеззараживающего вещества) убивает микробы; защитную функцию выполняют и ресницы. Однако естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие отрицательно влияют на здоровье человека, некоторые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать измене-

ния по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат - позволяет осуществлять трудовую деятельность.

Двигательным называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) является источником мощных нервных импульсов.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом суставом (пример кинематических пар: плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом).

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства человеческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного многообразия двигательных задач.

Из всего арсенала движений организм избирает те, которые для решения конкретной задачи являются наиболее целесообразными, экономичными и точными. Но если использовать одновременно все эти возможности, то получится хаос движений. Благодаря ЦНС устанавливаются порядок и последовательность использования двигательного аппарата при выполнении задач, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Различают два вида мышц: гладкие (из которых состоит мускулатура стенок кровеносных сосудов и всех внутренних органов, кроме сердца) и поперечно-полосатые (из которых состоит вся сердечная и скелетная мускулатура).

Поперечно-полосатые мышцы называются также скелетными.

В мышцах различают три вида мышечных элементов: белые и красные мышечные волокна и мышечные веретена.

Специфическая функция мышечного волокна и мышцы в целом заключается в акте сокращения. Эта функция связана с преобразованием химической энергии в механическую и тепловую, которое происходит внутри мышечного волокна.

Различают два вида мышечной деятельности: динамическая работа и статическая работа.

Динамическая работа характеризуется изменением длины мышц при их напряжении и преимущественно в пространстве какого-либо звена двигательного аппарата человека. Динамическая работа внешне воспринимается как перемещение предметов труда, инструмента и т.д. Следует иметь в виду, что двигательные функции осуществляются не только двигательным аппаратом, но и всем организмом.

Под воздействием условных раздражителей от нервных окончаний, заложенных в зрительных, двигательных и других окончаниях периферических анализаторов, импульсы идут по нервным волокнам к коре больших полушарий, в которой находится двигательная зона, осуществляющая двигательные функции организма.

Статическая работа (напряжение, усилие) характеризуется тем, что напряжение мышц при ней развивается без изменения длины и без активного перемещения движущихся звеньев и всего тела. Статическая работа в процессе труда связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с созданием рабочей позы.

Статическую работу нельзя измерить обычными показателями механической работы, поскольку при ней не наблюдаются энергетические движения, однако она сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление.

Динамическая и статическая работа связаны между собой общей программой действия.

Динамическая работа создается и регулируется с помощью двигательных условных рефлексов, статическая - с помощью условных рефлексов положения конечностей и условных рефлексов позы (стоя, сидя).

Выбор правильной и удобной позы необходим для: 1) здоровья человека, так как длительное пребывание в неудобной позе приводит к патологическим изменениям; 2) обеспечения эффективной работоспособности человека.

Удобство позы зависит главным образом от: 1) положения центра тяжести и площади опоры; 2) величины напряжения тонических мышечных групп, препятствующего нарушению соответствующего расположения частей тела.

В процессе труда наиболее распространены позы «стоя» и «сидя».

Поза «стоя» требует больших энергетических затрат и менее устойчива, поэтому целесообразно заменять ее позой «сидя». Труд - основное условие существования человека. Различают следующие основные формы труда (рис. 2.4):

1) требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют повышения энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них - неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени;

2) механизированные. При этом энергетические затраты колеб- лются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал) в сутки.

Механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда;

3) частично автоматизированные. Данная форма труда исклюю- чает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп рабо- ты, нервная напряженность.

От работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок;

4) групповые - конвейерные: разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполне- ния, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует соответствующего темпа и ритма работы. Чем проще содержание операции, тем меньше времени на нее тратит работник и тем монотоннее работа.

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - преждевременная усталость и нервное истощение работника;

5) интеллектуальный труд. С точки зрения физиологии разли- чают две основные формы управления производственными про цессами: в одних случаях пульты управления требуют частых, в других - редких активных действий человека.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерно значительное снижение двигательной активности, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Умственный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Различаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению, выражающемуся во временном снижении работоспособности, и переутомлению, называемому иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Важными мерами профилактики утомления являются внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха - одна из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже в зависимости от характера и конкретных условий труда. Большое значение в профилактике утомления имеют активный отдых, в частности физические упражнения, санитарное состояние производственных помещений, их микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

Безопасная трудовая деятельность возможна при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении мер по повышению работоспособности организма и созданию комфортных условий для работы.

Согласно «аксиоме о потенциальной опасности» любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции организм человека постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям - низким температурам севера, высоким температурам

экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в окружении болот. Потенциальная опасность заключается в скрытом характере проявления опасностей.

Например, человек не ощущает до определенного момента увеличение концентрации С02 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% С02, однако в помещении, где постоянно находятся люди, концентрация С02 увеличивается. Нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности; изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления. Все это может привести к травматизму.

Потенциальная опасность - это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов.

Негативные факторы, воздействующие на людей, подразделяются на:

естественные, т.е. природные (например, пыль в воздухе появляется в результате извержений вулканов, ветровой эрозии почвы);

антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Например, громадное количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями;

физические - движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции; острые и падающие предметы; повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей; повышенная запыленность и загрязненность; повышенный уровень шума; акустических колебаний; вибрации; повышенный уровень электромагнитного излучения и т.д.;

химические - вредные вещества, используемые в технологических процессах; промышленные яды; используемые в сельском хозяйстве и быту ядохимикаты; боевые отравляющие вещества;

биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизнедеятельности. Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехнических предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистки стоков;

психифизиологические - факторы, обусловленные особенностями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования;

Травмирующее - повреждения в организме человека, вызванные действием факторов внешней среды. Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска - вероятности реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, т.е. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима: пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда:

    исследование физиологических параметров организма чело­века при различных видах работ;

    изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система (ЦНС), обеспечива­ющая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. ЦНС - головной и спинной мозг. Эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Перифери­ческая нервная система - нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, есть вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь орга­низма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

Вся разнообразная деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого организма регулируется, управляется ЦНС, благодаря деятельности которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на поступление раздражения рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом. Вот наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раз­дражение извне падает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где оно подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные. Рефлексы низ­ших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных. Кор­ковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общими особенностями условно-рефлекторной дея­тельности человеческого организма в процессе труда являются следующие:

    осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов;

    в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС воздействуют не только физические и химические раздражители, но и раздражители социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности орга­низма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, при­емы, операции, совершаемые человеком во время трудовой деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Таким образом, нервная система выполняет две основные функции: 1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей инфор­мации получает через зрительный анализатор. Восприятие визу­альной информации ограничено пределами так называемого поля зрения. Поле зрения - это пространство, обозреваемое челове­ком при неподвижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естест­венной защитой. Рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий. Слезная жидкость смывает с поверхности и век пылинки, а благодаря наличию в ней лизоцима (обеззаражива­ющее вещество) убивает микробы. Защитную функцию выпол­няют и ресницы. Однако, несмотря на совершенство, естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие звуки отрицательно влияют на здоровье человека. Неко­торые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Ухо человека состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо пере­даются к внутреннему уху, где колебания барабанной перепонки преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков окру­жающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат позволяет осуществлять трудовую дея­тельность человека.

Двигательным аппаратом человеческого организма называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) явля­ется исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, благодаря выработанным движениям и приемам воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) заложенный в нем биохимический механизм превращает химическую энергию в механическую и тепловую; 4) является источником мощных нервных импульсаций.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом посредством сустава, напоминающих собой шарнир. Примером таких кинематических пар могут служить плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом.

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства челове­ческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного много­образия двигательных задач.

Трудовая деятельность человека и окружающая среда посто­янно меняются в процессе ускорения научно-технического про­гресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека.

В настоящее время различают следующие основные формы труда (рис. 2.3).

1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют значительных энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный - это неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью пере­рывов на восстановление физических сил, составляющих до 50% рабочего времени.

2. Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в сутки в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал).

Механизация труда позволяет уменьшить характер мышечных нагрузок и усложнить программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой при этом информации приводят к монотонности труда.

3. Формы, связанные с автоматизированным производством. При данной форме труда человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этих форм труда - монотонность, высокие темп и ритм работы, нервная напряжен­ность.

При автоматизированных формах труда от работника требу­ются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения возникающих непо­ладок.

4. Групповые формы труда - конвейерные. Отличительные осо­бенности данной формы - разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с по­мощью ленты конвейера.

При конвейерной форме требуются соответствующие темп и ритм работы. Чем проще содержание операции, тем меньше работник тратит времени на нее и тем монотоннее работа.

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - монотония, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд). С точки зрения физиологии различают две основные формы управления производственными процессами: в одних случаях пульты управ­ления требуют частых активных действий человека, а в других -

Умственный (интеллектуальный) труд представлен профес­сиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), и профессиями вне материального производства (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют всего 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. зна­чительное снижение двигательной активности человека, при­водящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Умственный труд подразделяют на: операторский, управлен­ческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоциональ­ного напряжения.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выража­ющееся во временном снижении работоспособности. При длитель­ном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, называемое иногда хроническим, когда снизившуюся за день работоспособность ночной отдых полностью не восстанавливает.

Важными мерами профилактики утомления являются обосно­вание и внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха - это распорядок в трудовой деятельности, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха является одной из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже, в зависимости от характера и конкретных условий труда. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические уп­ражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Занятия физкультурой в организациях во время работы позволяют повысить производительность труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.

Необходимыми факторами для профилактики утомления, явля­ются надлежащие санитарное состояние производственных помеще­ний, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др. Безопасная трудовая деятельность человека возможна при обязательном учете физиологических основ умственного и физио­логического труда, проведении мер по повышению работоспособ­ности организма и созданию комфортных условий для работы.

Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утвер­ждения, известного как «аксиома о потенциальной опасности» и подразумевающего, что любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции человеческий организм постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям: низким температурам севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах. Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Например, человек не ощущает до определенного момента увеличения концентрации СО 2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО 2 , но в помещении, где находятся люди, концентрация СО 2 увеличива­ется. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявляется через усталость, вялость, снижение работоспособности. Организм человека, систематически пребыва­ющего в таких условиях, реагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления, чреватыми травматизмом.

Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов.

Негативные факторы, воздействующие на людей, подразделя­ются на:

естественные, т. е. природные. Например, пыль в воздухе появ­ляется в результате извержений вулканов, ветровой эрозии почвы;

антропогенные, т. е. вызванные деятельностью человека. На­пример, громадное количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями;

физические - это движущиеся машины и механизмы; подвиж­ные части оборудования, неустойчивые конструкции; острые и падающие предметы; повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей; повышенная запыленность и загрязненность; повышенный уровень шума, акустических колебаний; вибрации; повышенный уровень электромагнитного излучения и т. д.;

химические - это вредные вещества, используемые в техноло­гических процессах; промышленные яды; ядохимикаты, использу­емые в сельском хозяйстве и быту; боевые отравляющие вещества;

биологические - это патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизне­деятельности; растения и животные. Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехни­ческих предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистки стоков;

психифизиологические - это факторы, обусловленные особен­ностями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования;

травмирующие - это повреждения в организме человека, вы­званные действием факторов внешней среды.

Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска. Риск - вероятность реализации опасности. Состояние безопас­ности предполагает отсутствие риска, т. е. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недо­стижима. Пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

В настоящее время в связи с бурным развитием техники, тонких и точных производств неуклонно растет контингент работников, непосредственно связанных с исключительно точными операциями, которые проводятся на грани различительной способности глаза. Все более возрастают требования к зрительной работоспособности и функциям зрения работников. В связи с этим проблема сохранения и улучшения зрения лиц, занятых на предприятиях, где выполняются точные зрительные работы, приобретает особую актуальность.

С гигиенических позиций для зрительно-напряженной работы характерны : различение малых объектов размером 0,1 мм и менее; объектов сложной конфигурации размером 0,2 мм и менее; наличие прямой и отраженной блескости в поле зрения, световой переадаптации несколько раз в минуту; наблюдение с помощью оптических устройств и т. д. Выполнение точных работ в некоторых профессиях радиоэлектронной промышленности, точного приборостроения, электроники, в работе картографов, обдирщиков и огранщиков ювелирных алмазов и др. приводит к большому напряжению глаз работающих. У работника, глаза которого не могут справиться с этими условиями, быстро наступает зрительное и общее утомление. Появляются жалобы на чувство разбитости, быстрое утомление при чтении и работе на близком расстоянии, боли режущего и ломящего характера в области глаз, лба, темени, ухудшение зрения, появление периодического двоения предмета и т. д. Развивается комплекс зрительных функциональных расстройств, которые принято называть астенопией.

Астенопия является патологическим (затянувшимся) зрительным утомлением, которое приводит к снижению работоспособности и в связи с этим увеличению брака выпускаемой продукции. Она является одной из причин повышенной текучести кадров на предприятиях. В условиях повышенной зрительной нагрузки появлению астенопии способствует ряд факторов: дефекты оптической системы (аметропия) и мышечного равновесия (гетерофория) глаз, а также уменьшение резервов в системах, обслуживающих зрение (аккомодация, конвергенция, согласованные бинокулярные движения).

К истощению резерва компенсации функции зрительного анализатора могут приводить некоторые производственные и эмоционально-психические факторы, что способствует развитию астенопии. Астенопия - явление преходящее; проведение ряда профилактических мер может привести к ее устранению. Объективное исследование органа зрения при астенопии позволяет выявить снижение некоторых показателей функционального состояния зрительного анализатора (временного порога устойчивости ахроматического видения, скорости зрительного восприятия и т. д.), а также показателей аккомодации.

Значительное зрительное напряжение при особо точной работе на близком расстоянии от глаза влечет за собой нарушение аккомодационной функции глаз у лиц, выполняющих эту работу. В таких случаях может развиться функциональный спазм аккомодации. Он заключается в усиленном напряжении аккомодационной мышцы и беспрерывном стимулировании усилия аккомодации, вследствие чего дальнейшая точка ясного зрения приближается к punctum proximum. При спазме аккомодации появляются жалобы на боли в глазах и головные боли, обнаруживается гиперемия конъюнктив. Во время работы на близком расстоянии эти явления усиливаются, выполнение работы затрудняется. Стойкий спазм аккомодации может перейти в миопию или усилить имеющуюся миопию.

Выявление спазма аккомодации проводится с помощью различных методик. Наиболее достоверная из них - выявление спазма аккомодации и его силы путем определения рефракции субъективным и объективным методом до и после медикаментозного» паралича цилиарной мышцы. Разница в рефракции указывает на степень спазма аккомодации.

При клинико-физиологических исследованиях зрительного анализатора у рабочих ряда профессий, труд которых относится к зрительно-напряженному, были выявлены высокая частота астенопии среди лиц этих профессий, а также нарастание астенопии по мере увеличения стажа работы в условиях напряжения зрения. В неблагоприятных случаях может развиться стойкий спазм аккомодации с переходом в миопию. В то же время при проведении профилактических мероприятий астенопия в большинстве случаев исчезает.

На возникновение и развитие миопии оказывают влияние многие гигиенические факторы: характер рабочего процесса, освещенность и цвет рабочего места и др. Э. Загора приводит данные Harman, который обследовал 480 близоруких в возрасте от 20 до 60 лет. Автором показано, что при выполнении точных работ ухудшение зрения наступало значительно быстрее у тех лиц, у которых была выше степень миопии.

Утомление глаз быстрее наступает в тех случаях, когда они сильнее конвергируют, так как в этот момент происходит и более сильная аккомодация.

В связи с этим такие неблагоприятные условия труда, как, например, недостаточная освещенность, неправильно организованное рабочее место, продолжительная зрительная работа на близком расстоянии от глаза, плохой контраст между деталью и фоном, и т. д. могут способствовать более быстрому утомлению глаз, связанному с нарушением их аккомодационной функции, и явиться причиной развития миопии.

Аккомодация - способность глаза усиливать свою рефракцию. Рефракция - преломляющая способность глаза в состоянии покоя; она зависит от анатомического устройства глаза. В отличие от рефракции аккомодация - физиологическое состояние глаза, зависящее от мышечной работы аккомодационной мышцы и состояния хрусталика. При больших нагрузках, связанных с выполнением зрительной работы, наступает утомление аккомодационной мышцы (как и всякой другой), в результате чего продолжение работы делается затруднительным.

С целью профилактики развития астенопии и миопии необходим тщательный профессиональный отбор при приеме на работу, связанную с выполнением точных операций. Окулист, помимо выявления заболеваний органа зрения, должен исследовать рефракцию глаз, цветоощущение, состояние конвергенции, стереоскопическое зрение, мышечное равновесие. При выявлении аномалий рефракции рекомендуется правильный подбор корригирующих стекол. Коррекция аномалий рефракции - необходимое условие при борьбе с быстрой утомляемостью глаз при зрительной работе, так как наличие аномалии рефракции способствует более быстрому утомлению глаз. Корригирующие стекла должны быть подобраны с учетом расстояния от рабочей поверхности (детали) до глаз.

Во избежание развития миопии или ее прогрессирования у молодых людей необходимо проводить профилактические мероприятия. К ним относятся физические упражнения, гимнастика для глаз, рациональное питание с добавкой кальция, витамина D, закаливание организма. При нарушении конвергенции рекомендуются ортоптические упражнения, применение ортоскопических очков при точной работе на близком расстоянии.

Необходимым условием профилактики является проведение периодических медицинских осмотров, которые позволяют выявить ранние изменения органа зрения. При появлении первых признаков утомления глаз (астенопия) необходимо проводить профилактические мероприятия: назначение специальной гимнастики для глаз, временный перевод на работу, не связанную с трудовой деятельностью на близком расстоянии от глаз и с мелкими деталями. Важным и необходимым условием является выяснение причины недостаточности аккомодации и устранения ее.

Эффективным средством профилактики астенопии и миопии является автоматизация работ, связанных с постоянным зрительным напряжением во всех отраслях промышленности; оптимизация условий работы на операциях тонкого и точного труда: правильный гигиенический режим, чередование труда и отдыха, правильное оформление рабочего места и т. д.; улучшение светотехнических условий. Усовершенствование мер, направленных на улучшение условий труда, должно быть в центре внимания врачей-гигиенистов, окулистов, физиологов и других специалистов.

При развитии упорного спазма аккомодации показан месячный отдых для глаз путем медикаментозного выключения аккомодации. При резко выраженных нарушениях - временное прекращение трудовой деятельности, связанной с выполнением точной зрительной работы, или смена специальности.

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда:

Исследование физиологических параметров организма чело­века при различных видах работ;

Изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система (ЦНС), обеспечива­ющая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. ЦНС - головной и спинной мозг. Эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Перифери­ческая нервная система - нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, есть вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь орга­низма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

Вся разнообразная деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого организма регулируется, управляется ЦНС, благодаря деятельности которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на поступление раздражения рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом. Вот наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раз­дражение извне падает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где оно подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные. Рефлексы низ­ших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных. Кор­ковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общими особенностями условно-рефлекторной дея­тельности человеческого организма в процессе труда являются следующие:

1) осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов;

2) в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС воздействуют не только физические и химические раздражители, но и раздражители социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности орга­низма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, при­емы, операции, совершаемые человеком во время трудовой деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Таким образом, нервная система выполняет две основные функции: 1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей инфор­мации получает через зрительный анализатор. Восприятие визу­альной информации ограничено пределами так называемого поля зрения. Поле зрения - это пространство, обозреваемое челове­ком при неподвижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естест­венной защитой. Рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий. Слезная жидкость смывает с поверхности и век пылинки, а благодаря наличию в ней лизоцима (обеззаражива­ющее вещество) убивает микробы. Защитную функцию выпол­няют и ресницы. Однако, несмотря на совершенство, естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие звуки отрицательно влияют на здоровье человека. Неко­торые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Ухо человека состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо пере­даются к внутреннему уху, где колебания барабанной перепонки преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков окру­жающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат позволяет осуществлять трудовую дея­тельность человека.

Двигательным аппаратом человеческого организма называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) явля­ется исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, благодаря выработанным движениям и приемам воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) заложенный в нем биохимический механизм превращает химическую энергию в механическую и тепловую; 4) является источником мощных нервных импульсаций.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом посредством сустава, напоминающих собой шарнир. Примером таких кинематических пар могут служить плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом.

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства челове­ческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного много­образия двигательных задач.

Трудовая деятельность человека и окружающая среда посто­янно меняются в процессе ускорения научно-технического про­гресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека.

В настоящее время различают следующие основные формы труда (рис. 2.3).

1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют значительных энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный - это неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью пере­рывов на восстановление физических сил, составляющих до 50% рабочего времени.

2. Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в сутки в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал).

Механизация труда позволяет уменьшить характер мышечных нагрузок и усложнить программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой при этом информации приводят к монотонности труда.

3. Формы, связанные с автоматизированным производством. При данной форме труда человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этих форм труда - монотонность, высокие темп и ритм работы, нервная напряжен­ность.

При автоматизированных формах труда от работника требу­ются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения возникающих непо­ладок.

4. Групповые формы труда - конвейерные. Отличительные осо­бенности данной формы - разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с по­мощью ленты конвейера.

При конвейерной форме требуются соответствующие темп и ритм работы. Чем проще содержание операции, тем меньше работник тратит времени на нее и тем монотоннее работа.

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - монотония, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд). С точки зрения физиологии различают две основные формы управления производственными процессами: в одних случаях пульты управ­ления требуют частых активных действий человека, а в других -

Умственный (интеллектуальный) труд представлен профес­сиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), и профессиями вне материального производства (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют всего 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. зна­чительное снижение двигательной активности человека, при­водящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Умственный труд подразделяют на: операторский, управлен­ческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоциональ­ного напряжения.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выража­ющееся во временном снижении работоспособности. При длитель­ном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, называемое иногда хроническим, когда снизившуюся за день работоспособность ночной отдых полностью не восстанавливает.

Важными мерами профилактики утомления являются обосно­вание и внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха - это распорядок в трудовой деятельности, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха является одной из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже, в зависимости от характера и конкретных условий труда. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические уп­ражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Занятия физкультурой в организациях во время работы позволяют повысить производительность труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.

Необходимыми факторами для профилактики утомления, явля­ются надлежащие санитарное состояние производственных помеще­ний, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др. Безопасная трудовая деятельность человека возможна при обязательном учете физиологических основ умственного и физио­логического труда, проведении мер по повышению работоспособ­ности организма и созданию комфортных условий для работы.

Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утвер­ждения, известного как «аксиома о потенциальной опасности» и подразумевающего, что любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции человеческий организм постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям: низким температурам севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах. Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Например, человек не ощущает до определенного момента увеличения концентрации СО 2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО 2 , но в помещении, где находятся люди, концентрация СО 2 увеличива­ется. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявляется через усталость, вялость, снижение работоспособности. Организм человека, систематически пребыва­ющего в таких условиях, реагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления, чреватыми травматизмом.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Наши глазные нервы извечно перенапряжены, и это чревато серьезными недугами

В течение дня в зрачках отражаются тревоги и чужие мысли, читаемые на экранах бесчисленных электронных устройств: от привычных компьютеров до сотовых телефонов и планшетов. Погода или новости, очередной отчет или таблица… Каждый из нас давно уже живет в двух мирах, истинном и виртуальном, притом, что этот неосязаемый, искусственный компьютерный мир имеет способность напрямую вредить нашему зрению.

Поток информации, с которым вынуждены сталкиваться глаза человека живущего в цифровую эпоху, поистине безграничен. Время течет, и рано или поздно мы ловим себя на мысли, что только глядя в цифровое зеркало - компьютерный монитор, по-прежнему видим мир четким. Фотографии, пейзажи, улыбающиеся лица - на дисплее все это выглядит изумительно; но стоит отвести от него взгляд, как окружающая действительность предстает лишь в виде расплывчатых красок и образов.

За «стеклом»

По поводу влияния различных электронных устройств на зрение было сломано немало копий. Еще недавно компьютерные мониторы винили во всех смертных грехах - они были очень большими, формировали изображение с помощью электронно-лучевых трубок, и про вредное излучение от дисплея, как и от телевизора, не толковал лишь ленивый. Шло время и ЭЛТ-мониторы постепенно стали уходить на свалку истории, расчистив дорогу перспективным и компактным ЖК-мониторам. В данный момент не всякий даже самый «ретроградный» офис сможет похвастаться наличием трубчатого монитора.

Но ЭЛТ-мониторы ушли, а проблемы со зрением остались. Безусловно, современный плоский монитор напрочь лишен какого-либо вредного излучения, но точно также как, и его более древний собрат, он формирует изображение состоящее из множества мельчайших точек - пикселей. И светит не привычным для наших глаз отраженным, а прямым светом. К тому же изображение, ограниченное пределами экрана, имеет намного меньший контраст, часто еще более уменьшающийся ввиду освещения извне и падающих бликов.

Вроде бы ничего страшного, но это если не приходиться проводить долгие неотлучные часы перед этим «мелко-мозаичным» изображением. Наши глаза рано или поздно начинают уставать. Все усугубляется еще и тем, что зрительный аппарат человека устроен таким образом, что при взгляде вдаль - к примеру, на горы, закат или облака - аккомодационная (фокусирующая) мышца хрусталика расслабляется; а при чтении книг или просмотре изображения на мониторе, наоборот, сжимается. Она находится в таком напряженном состоянии все время, пока мы смотрим на ближайшие к нам предметы. Длительное напряжение хрусталика деформирует аккомодационную мышцу - она становится более расслабленной и перестает держать правильный фокус. Итог - прогрессирующая миопия. И это еще не все ожидающие напасти. Информационный век вывел на лидирующие позиции и такое специфическое заболевание, как CVS (от англ. computer vision syndrome) - компьютерный зрительный синдром, знакомый многим пользователям ПК. Сухие раздраженные глаза, будто в них насыпали песок; зуд, жжение, снижение резкости при взгляде на близкие предметы, наконец, светобоязнь - кто из нас не сталкивался с этими малоприятными ощущениями? И чем дольше мы работаем за компьютером, тем сильнее они прогрессируют.

Скрытая угроза

Однако следует прямо сказать - близорукость при работе за компьютером в подавляющем большинстве случаев прогрессирует лишь у тех людей, у которых к ней имеется врожденная склонность, хотя бы небольшая. А вот компьютерный зрительный синдром поражает всех, от мала до велика. CVS - это не болезнь в привычном ее понимании, а целый набор факторов, наслаивающихся друг на друга, и в конце концов, приводящий к проблемам со зрением.

Первый фактор - постоянная фиксация взгляда на мониторе, вследствие чего значительно уменьшается частота моргания. Здоровый человек в минуту делает в среднем 18 моргательных движений. Исследования показали, что у пользователей компьютеров их частота снижается до 4 в минуту. В итоге происходит пересыхание слезной пленки на роговице, что, в свою очередь, провоцирует покраснение глаз и сопутствующие неприятные симптомы. CVS, по сути, тот же синдром сухого глаза, но связанный не с заболеваниями слезного аппарата человека, а вызванный искусственно.

Второй фактор, играющий значительную роль, это сопутствующие заболевания. Такие недуги как артрит, карпальный тоннельный синдром, болезнь Паркинсона, менопауза, заболевания щитовидной железы (сопровождающиеся расширением глазной щели и нарушением правильного положения век), а также применение антихолинэргических, антигистаминных, диуретических препаратов - все это приводит к усиленному испарению слезной жидкости, усугубляя симптомы компьютерного зрительного синдрома.

И наконец, третья, и не менее важная причина CVS - неправильное положение пользователя по отношению к монитору, а также неправильное расположение самого монитора по отношению к внешним источникам освещения. Излишняя яркость, неверные настройки цвето- и светопередачи, да и просто кричащая, режущая взгляд тема оформления окон Windows - вот кирпичики из которых строится плохое самочувствие наших глаз.

В итоге у пользователя, который регулярно работает за экраном компьютера, возрастает чувствительность глаз и к другим видам работ, при которых необходим высокий уровень зрительного напряжения. Это езда на автомобиле, работа с цифрами и многое другое. Кстати о цифрах и наборе текста - отмечено, что набор и постоянное переключение внимания с клавиатуры на экран утомляет зрение на порядок больше, чем просто чтение экранного текста.

Опасные симптомы

Если вы все чаще начинаете чувствовать, что появляются головные боли и затуманивание зрения, взгляд становится тяжело перефокусировать на предметы, расположенные вдалеке, и обратно, а во время чтения вы ощущаете очень быструю усталость при том, что в такие минуты изображение и буквы на экране начинают расплываться - самое время подумать о визите к врачу-офтальмологу. Дополнительным стимулом обратиться к специалисту являются сопутствующие ощущения жжения в глазах, покраснения глазных яблок и боль во время их передвижения. Боль может распространяться от глазниц вплоть до области лба. Не зря такое состояние иногда еще называют ощущением «горящих глаз». Большинство людей отмечают такие проявления через 4 часа работы за экраном монитора, некоторые уже через 2. А проведя непрерывно 6 или более, подобные ощущения может получить любой человек.

Компьютерный зрительный синдром - это совокупность проблем. Часто он выступает как лакмусовая бумажка, обнажая заболевания глаз. Хотя симптомы CVS постепенно проходят при ограничении или полном отказе на время от работы с компьютером, не стоит тешить себя мыслью, что синдром является лишь искусственным и контролируемым недугом. CVS дает и осложнения, - в первую очередь, т. н. спазм аккомодации, или ложную близорукость. Такое состояние возникает после длительного зрительного напряжения (мышца хрусталика сжимается, о чем уже говорилось выше), и спустя некоторое время проходит само собой. Но вот постоянное нахождение в состоянии спазма аккомодации, день за днем, месяц за месяцем, грозит настоящей опасностью, так как влечет за собой уже реальную, а не временную близорукость.

Профилактика заболеваний

Самый простой, так сказать, «дедовский» способ обезопасить себя - делать как можно больше перерывов в работе. Но отдых не подразумевает, что вы должны переключить свое внимание на планшет или игру на сотовом телефоне. Настоящая разгрузка для глаз получится лишь тогда, когда вы переведете взор на предметы, которые не раздражают и не держат глазные мышцы в напряжении. Подойдите к окну, еще лучше откройте его и начните смотреть на самую дальнюю точку. Уделите ей пару минут, потом переведите взгляд на что-то более близкое. Главное, чтобы ваш взгляд был направлен на видимый дальний пейзаж. Если окно далеко или вы просто не имеете к нему доступа, примите за правило делать 20-ти секундные перерывы каждые 20 минут и рассматривать при этом какой-либо предмет на расстоянии не менее 6 метров.

Важно правильно организовать рабочее место и обеспечить рациональный режим труда за компьютером. К удобству работы следует подойти комплексно. Обеспечьте равномерное и достаточное освещение, дабы исключить опасные экранные блики. Стул или кресло должны регулироваться по высоте, иметь поддержку для поясницы, подлокотники не должны мешать боковым движениям рук, но при этом служить опорой локтям и предплечьям. Расстояние от экрана до лица должно составлять не менее тридцати сантиметров, в идеале оно должно быть в пределах 50-70 сантиметров. Центр монитора расположите ниже горизонтальной линии взора на 10-25 см. Положение туловища играет не меньшую роль - стопы твердо стоят на полу, коленные суставы должны быть согнуты под углом 90 градусов, а кисти рук находиться на клавиатуре в горизонтальном положении. Угол между сиденьем и спинкой стула должен быть чуть больше 90 градусов.

Пару слов о контактных линзах. Как уже было сказано, компьютерное изображение в любом случае в какой-то мере уменьшает частоту морганий, что приводит к снижению увлажненности глаз. Но слезная жидкость является главным поставщиком кислорода и питательных веществ к роговице из-за малого количества кровеносных сосудов в ней. Ношение линз, даже самых современных, снижает кислородную проницаемость, что часто приводит к появлению гипоксии роговицы. Это имеет опасные последствия - происходит патологическое разрастание сосудов роговицы, что ведет к резкому ухудшению зрения, так как разросшиеся сосуды меняют прозрачность роговицы глаза. Старайтесь вовсе не использовать линзы при работе за компьютером. На смену им вполне сойдут обычные очки.

Компьютерный монитор давно уже стал продолжением реальности, еще одним окном в окружающий мир. Глядя через него, порой и трава кажется зеленее, и солнце светит ярче, и цветы горят и переливаются более сочными красками. Вот только беда - один раз приковав к себе взор, он постепенно ухудшает его, туманя и ослабляя резкость. Но как бы то ни было, в наших силах всегда остается возможность вовремя почувствовать это, и не дать прогрессу захватить над зрением полную власть.

3 простых упражнения для глаз

1. Напрягаем глазные мышцы.
Закрываем глаза и напрягаем их мышцы. Не открывая глаз, медленно переводим взгляд влево, потом вправо, насколько это возможно. Повторяем эти манипуляции около 10 раз.

2. Расслабляем глаза и активизируем кровоток.
Зажмурьте глаза очень сильно и напрягите мышцы лица и шеи. Дальше задержите дыхание на 10 секунд и не расслабляйтесь. Когда закончится последняя секунда - быстро вдохните, при этом широко открыв глаза и рот.

3. Массажируем глазные яблоки.
Положите на веки кончики пальцев и сделайте десять раз быстрые, но легкие движения. Мышцы глаз под пальцами ощущаться не должны! После отдохните с закрытыми глазами пару минут и повторите массаж еще дважды.



Просмотров