Управление муниципальной собственностью. Процедура передачи зависит от того, кто выступает с инициативой, какая цель при этом преследуется
региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17 дек. 2010 г. № 1042 (в ред. постановления Правительства РФ от 28 июля 2011 г. № 628) // СЗ РФ. 2010. № 52 (ч. 1). Ст. 7102.
6. Рылъко Д. Почему мы не Бразилия. Аграрное чудо за 20 лет: [сайт Института конъюнктуры аграрного рынка]. иКЬ: http://www.ikar.ru/articles/32.html
7. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: Федер. закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ О // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4700.
S.V. Buravkov Peculiarities of Municipal Property Management
The role of municipal property subjects in the municipality development maintaining is shown. Peculiarities of municipal property management are revealed regarding the specifics of its legal and economic nature.
Key words and word-combinations: property, subject, object, management, municipal.
Показана роль субъектов и объектов муниципальной собственности в обеспечении развития муниципалитета. Раскрываются особенности управления муниципальной собственностью, исходя из специфики ее правовой и экономической природы.
Ключевые слова и словосочетания: собственность, субъект, объект, управление, муниципальный.
УДК 338.24:351.711 ББК 65.050+67.401.11
С.В. Буравков ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
современном обществе удовлетворение многообразных потребностей человека осуществляется через определенные форМЫ1 реализации собственности - частную и публичную.
Публичная собственность объективно необходима в любом обществе. Она являет собой специфическую форму присвоения, когда исключительное и абсолютное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности принадлежит обществу как совокупности индивидуумов.
Особенности обобществления в каждой конкретной стране могут быть различными. Чаще всего они определяются сложившимися размерами и структурой потребностей в обществе, а также административно-территориальным делением государства. Однако природа публичной собственности, ее экономическое содержание, назначение и формы реализации на всех уровнях качественно не различаются.
Для современной России характерно вы-
2012 ВЕСТНИК ПАГС 19 7
деление трех уровней публичной собственности: государственного федерального, государственного субъектов Федерации и муниципального. Поскольку субъектами собственности выступают не конкретные физические лица, а определенная общность людей, то речь идет об ассоциированном делегировании этой общностью части функций собственника (без отчуждения права собственности) представительным и исполнительным органам власти соответствующего уровня.
В экономических исследованиях и дискуссиях традиционно большое внимание уделяется государственной собственности. Однако именно муниципальная собственность является важнейшим фактором развития локальных рынков и институциональной среды для формирования и жизнедеятельности домашних хозяйств.
Управление муниципальной собственностью представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который характеризуется особенностями субъектнообъектных отношений и преимущественной направленностью на процессы не производства, а потребления с целью реализации территориальных интересов населения. Эффективное управление муниципальной собственностью невозможно без осознания содержания, особенностей целевого развития, субъектно-объектного состава, специфики экономических отношений в рамках управляющих воздействий.
Особенностями формирования отношений муниципальной собственности объясняются различные подходы к определению ее содержания. Так, Е.Г. Ша-ломенцева определяет муниципальную собственность как «самостоятельную форму собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляющий собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества» . Н.С. Бондарь и С. А. Зинченко указывают, что «муниципальная собственность -это отношение населения соответствующей территории к объектам, закрепленным за данным образованием, как к своим» .
В части первой Гражданского кодекса РФ (ст. 215) муниципальная собственность трактуется как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям . Следовательно, основными признаками муниципальной собственности являются ее вещное содержание и принадлежность муниципальному образованию. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 50) содержит перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность .
Однако более важно классифицировать, а не просто перечислить объекты собственности. Например, все объекты муниципальной собственности могут быть разделены на распределенное и нераспределенное имущество. К распределенному имуществу относятся объекты, закрепленные за муниципальными пред-
1 98 2012 ВЕСТНИК ПАГС
приятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах; к нераспределенному, составляющему казну соответствующего муниципального образования, - средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Данная квалификация имеет смысл с точки зрения определения правового режима соответствующего имущества, порядка его использования в целях установления единых подходов к управлению в отношении каждой категории объектов.
Субъекты муниципальной собственности могут быть классифицированы, например, исходя из их участия в воспроизводстве муниципальной собственности и степени реализации себя как собственника.
В системе местного самоуправления устанавливается определенная иерархия полномочий между субъектами, управляющими муниципальной собственностью. На первом уровне собственник (население) муниципального образования реализует свои права на объекты! муниципальной собственности и управление ими как путем референдума или через иные формы непосредственной демократии, так и через избранный им представительный орган местного самоуправления. На втором уровне избранный населением представительный орган муниципального образования является основным субъектом управления муниципальной собственностью. Этот орган по существу выполняет объединительную функцию, организуя население данной территории, и осуществляет контроль за деятельностью исполнительно-распорядительных органов, в том числе в сфере собственности. На третьем уровне исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления детализируют отношения муниципальной собственности и управления ею в организационно-техническом, властно-управленческом аспектах. Наконец, на четвертом уровне развитие отношений муниципальной собственности связано с деятельностью муниципальных предприятий и учреждений в рамках реализации права хозяйственного ведения и оперативного управления.
Основной субъект муниципальной собственности - население конкретного муниципального образования, делегирующее функции собственника органам местного самоуправления. Юридически закреплено (ст. 125 ГК РФ, ч. I), что «от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» . Компетенция органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью складывается из полномочий (прав и обязанностей), необходимых для реализации вопросов местного значения в сфере жизнедеятельности населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. Органам местного самоуправления как выразителям конкретных интересов населения приходится учитывать их в своей деятельности.
Сопоставляя вопросы местного значения и состав муниципального имущества, перечисленные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно выделить три группы управленческих воздействий на объекты муниципальной собственности:
Организация и содержание (муниципальных учреждений образования и
2012 ВЕСТНИК ПАГС 199
здравоохранения; жилищного фонда; муниципальных электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения; автомобильных дорог общего пользования; земельного контроля; муниципальных архивов; библиотек; объектов культурного наследия; благоустройства и озеленения территории; ритуальных услуг;
Создание условий (для жилищного строительства, предоставления транспортных услуг; организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры; развития массовой физкультуры и спорта; обеспечения нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями; жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; для массового отдыха; противопожарной службы);
Участие в регулировании (охраны окружающей среды; последствий чрезвычайных ситуаций; использования водных объектов, лесного фонда).
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Органы местного самоуправления вправе решать и иные вопросы, но только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.
Основные направления управленческих воздействий органов местного самоуправления на объекты муниципальной собственности подтверждают специфику природы муниципалитета, состоящую в двойственности характера его развития, с одной стороны, как публично-правового образования, а с другой -как хозяйственного корпоративного субъекта муниципальной социально-экономической системы. Рассмотрение особенностей управления муниципальной собственностью невозможно без определения функции целевого развития субъектно-объектных отношений.
Принципиально то, что управление муниципальной собственностью ориентировано не на получение прибыли или ренты (хотя то и другое может целенаправленно или случайно создаваться), а на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий. Его функции определяются стоящими перед органами местного самоуправления приоритетами в достижении установленных целей и решении ключевых проблем. Миссия любого муниципального образования реализуется как выполнение фундаментальных задач управления муниципальной собственностью, в их числе следующие:
1) регулирование соотношения объемов и масштабов деятельности частной и публичных форм собственности на локальных рынках данной территории, осуществляемое в виде приватизации и муниципализации, предоставления концессии, регистрации и учета (прежде всего недвижимости), лицензирования, налогового регулирования и т.п.;
2) хозяйственное использование объектов права собственности - путем создания муниципальных организаций или участия в частных структурах, прямого заключения сделок по предоставлению муниципальных услуг;
3) грамотное задействование возможностей, предоставляемых рынком ценных бумаг и механизмом муниципальных займов;
4) управление местным бюджетом через создание эффективного механизма его исполнения за счет доходов от реализуемых благ и услуг, прибыли контролируемых предприятий и фирм, самообложения граждан. Данный механизм
2 00 2012 ВЕСТНИК ПАГС
должен предопределять вложение средств не в выполнение функций органов местного самоуправления и обеспечение деятельности подведомственных организаций, а в изменения, которые следует произвести для достижения необходимого роста качества жизни и большей доступности благ и услуг;
5) создание и поддержание муниципальной казны, стратегических резервов и осуществление финансового управления в интересах жителей, включая процедуры специализированных и специфичных инвестиций.
Спецификой экономических отношений в рамках управления муниципальной собственностью можно считать определение в интересах всех жителей направлений использования объектов собственности, контроль за распоряжением активами с точки зрения ущерба, который может быть нанесен поселению, природной среде, безопасности жизни, формирование муниципального сектора экономики, содействие домашним хозяйствам и, конечно, финансовое управление, нацеленное на сохранение и увеличение ценности объектов муниципальной собственности, а также создание стратегических резервов.
Управление муниципальной собственностью призвано обеспечивать не просто наполняемость бюджета, а качество решения вопросов местного значения, защищенность и развитие локальных рынков, формирование человеческого потенциала. Социальные и политические цели так или иначе должны быть ориентированы на создание доверия к органам местного самоуправления. При этом решения и действия должностных лиц должны стать предсказуемыми и результативными.
Вопросы собственности выступают как функционально обособленное направление работы органов местного самоуправления, но его результаты, по сути, отражают интегральный успех или неуспех их деятельности. Подчеркнем, что задачи, стоящие перед органами местного самоуправления, не могут быть решены только за счет налоговых доходов и бюджетных трансфертов. Грамотное распоряжение собственностью должно иметь не только экономическое, но и социальное измерение. К примеру, какую пользу получают жители от сдачи в аренду муниципального нежилого фонда - вот что должно определять объемы аренды, а не «голые цифры» перечислений в бюджет. Одновременно необходимо строго следить, чтобы расходы на содержание подотчетной недвижимости, безусловно, покрывались доходами от ее хозяйственного или финансового использования.
В связи с изложенным необходимо, на наш взгляд, изменить подходы к управлению муниципальной собственностью, используя системный анализ особенностей данной формы собственности и специфики ее реализации на современном этапе развития экономических отношений. Важно преодолеть сложившуюся практику управления имуществом муниципального образования, которая сводится к его перманентному содержанию и формированию расходных обязательств или к откровенной реализации частных интересов, и перейти к управлению, основанному на понимании особенностей муниципальной собственности, состоящих прежде всего в создании полезных общественных благ и повышении ценности публичных активов.
2012 ВЕСТНИК ПАГС 2 01
Понимание особенностей управления муниципальной собственностью позволит выявить недостатки в решении вопросов местного значения с учетом форм использования объектов собственности и имущественных правомочий. Следует оценить условия и эффективность реализации вопросов местного значения, основываясь на SWOT-анализе функционирования субъектов муниципальной экономики в разрезе параметров локального рынка и предоставления товаров и услуг в фокусе их доходности и ценности.
Требуется осуществить полную спецификацию субъектно-объектных отношений муниципальной собственности. Это предполагает, что каждый элемент пакета правомочий, делегированного в рамках управления муниципальной собственностью, имеет определенного субъекта. В качестве элементов же выступают такие компетенции, как управление по контракту, совершение определенных сделок, предпринимательство в режиме хозяйственного ведения (оперативного управления), использование активов на условиях аренды и т.п. Такая спецификация явится основой для составления и последующего анализа полного реестра объектов муниципальной собственности, субъектов и получаемого ими дохода, направлений и форм его последующего использования.
В рамках спецификации прав собственности выделяются следующие объекты управления: земля и земельные ресурсы; недвижимость (жилой и нежилой фонд); муниципальные предприятия и бюджетные учреждения; активы бюджетных организаций; активы, переданные юридическим и физическим лицам по тем или иным основаниям; ценные бумаги; муниципальная казна. Перечисленные области управления должны получить правовое и организационное оформление, закрепленное в соответствующих муниципальных правовых актах.
Выявление и анализ особенностей субъектно-объектных отношений муниципальной собственности позволит повысить эффективность инвестиционной политики муниципального образования, формировать стратегию управления бюджетными расходами и местной казной, определять и реализовывать системный подход к управлению муниципальной собственностью в интересах населения муниципального образования. В результате применения описанного подхода принятие решений органами местного самоуправления обеспечивается информацией о том, кто и в связи с чем несет расходы, кто и в связи с чем получает доходы, кто несет ответственность за снижение стоимости активов и что лежит в основе заключения контрактов, проведения сделок, разрешения конфликтов по использованию муниципальных ресурсов.
Управление муниципальной собственностью должно строиться на разделении системы стимулов в отношении предпринимательских, административных и политических компетенций, ограничении влияния бюрократии на принятие решений по вопросам хозяйствования, планирования, осуществления сделок, необходимости четкого разделения правомочий между населением, органами и должностными лицами местного самоуправления. При организации управления муниципальной собственностью важно заменить администрирование менеджментом - профессиональным контрактным управлением на базе безусловного исполнения обязательств и контроля над остаточным доходом. Необходи-
2 02 2012 ВЕСТНИК ПАГС
мо внедрять современные технологии управления, контроллинга, франчайзинга, аутсорсинга, реинжиниринга.
Учитывая особенности муниципальной собственности, управление ею должно быть централизовано в специальном органе местного самоуправления, а не в управляющей компании, преследующей частные интересы и имеющей привлеченный частный капитал. Такое «агентство» по управлению собственностью должно выступить в роли центра инвестиций, который определяет плановые «суммы покрытия» для центров ответственности, хозяйственных и других организаций, использующих объекты муниципального образования на основе соответствующих нормативных правовых актов.
Настало время, когда требуется переосмыслить и соответствующим образом реорганизовать систему управления муниципальной собственностью, в частности цели и решаемые задачи, объекты (нельзя ограничиваться вопросами аренды и унитарных предприятий) и исполнительные органы, ключевые принципы формирования и использования потенциала публичных активов.
Сегодня остро ощущается необходимость осознания особенностей управления муниципальной собственностью с целью ориентации на повышение устойчивости функционирования и эффективности использования объектов, совершенствования форм и методов обеспечения сохранности и результативного применения имущества, регулирования экономических отношений в рамках владения, пользования и распоряжения объектами собственности. Институциональная база управления собственностью любого муниципального образования должна формироваться применительно к его специфичным условиям в целях эффективного распоряжения публичными активами, увеличения их ценности и грамотного оперирования возможностями территории.
Библиографический список
1. Шаломенцева Е.Г. Совершенствование процесса управления муниципальной собственностью в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2004.
2. Бондарь Н. С., Зинченко С.А. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. 2003. № 3.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51 -ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
2012 ВЕСТНИК ПАГС 2 03
Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, классификация ее объектов. Управление муниципальной собственностью в Октябрьском муниципальном районе Пермского края: общая характеристика, проблемы и их решение.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Муниципальная собственность в российской федерации
- 1.1 Понятие и состав муниципальной собственности
- 1.2 Формирование муниципальной собственности
- 1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью
- Глава 2. Организация управления муниципальной собственностью
- 2.1 Объекты и методы управления муниципальным имуществом
- 2.1.1 Классификация объектов муниципальной собственности
- 2.1.2 Методы управления муниципальной собственностью
- 2.2 Управление муниципальной собственностью в Октябрьском муниципальном районе
- 2.2.1 Ресурсы Октябрьского муниципального района
- 2.2.2 Общая характеристика муниципальной собственности Октябрьского муниципального района
- 2.2.3 Муниципальная имущественная политика в Октябрьском муниципальном районе
- Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью октябрьского муниципального района
- 3.1 Экономическая эффективность управления муниципальной собственностью
- 3.2 Проблемы и некоторые решения в управлении муниципальной собственностью Октябрьского муниципального района
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Приложения
Источники | 2007 - 2009 гг. | |||||||
Доходы от: | ||||||||
Сдачи муниципального имущества в аренду | ||||||||
Сдачи земельных участков в аренду | ||||||||
Сдачи жилфонда в найм | ||||||||
Продажи муниципального имущества, в том числе земельных участков | ||||||||
Стоимость оценки рыночной стоимости муниципального имущества, планируемого для продажи, государственной регистрации права собственности |
Анализируя таблицу видно, что планируемый доход от сдачи земельных участков в аренду предполагается не менее 12040000 рублей в год, но эта сумма рассчитана от использования участков, собственность на которые разграничена и муниципальный район является собственником этих участков.
В настоящий момент в муниципальной собственности района находится 231340 тыс. кв. м. земельных участков, из них в аренде 99320 тыс. кв. м., но для того чтобы управление земельными участками было более эффективным необходимо провести следующие преобразования в Октябрьском муниципальном районе:
составить реестры земель, находящихся в муниципальной собственности;
выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения; установить (восстановить) в натуре границы перерегистрируемых земельных участков.
Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов).
Конечно земельная проблема, которая затронута в этой главе не единственная, которая требует решения в Октябрьском районе, но более подробно о них в следующей главе.
2.2.3 Муниципальная имущественная политика в Октябрьском муниципальном районе Тема дипломной работы предполагает изучение деятельности органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственн остью Октябрьского муниципального района, в связи с этим необходимо проанализировать муниципальную имущественную политику Октябрьского района.Собственником муниципального имущества в анализируемом муниципальном образовании является Октябрьский муниципальный район как юридическое лицо и субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования.Органы местного самоуправления, вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.Как всякий ответственный собственник муниципалитет обязан формировать свою имущественную политику, чтобы обеспечить:использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории;использование имущества по целевому назначению с извлечениеммаксимального социального и /или коммерческого эффекта;поддержание имущественного комплекса в работоспособном состоянии;эффективную реализацию муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социального и/или коммерческого эффекта;приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач с учетом принципа разумной достаточности.Имущественная политика реализуется через местные нормативно-правовые акты.Основу правового регулирования отношений муниципальной собственности в Октябрьском муниципальном районе составляет Устав Октябрьского муниципального района Пермской области Устав Октябрьского муниципального района Пермской области: Решение Земского Собрания Октябрьского района от 06.06.2005г. №225.// Справочная правовая система «Консультант плюс». .Также в Октябрьском районе разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты, касающиеся управления муниципальной собственностью:О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.09.2008г. №341 О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края № 341от 25.09.08г//Справочная правовая система «Консультант плюс» .О порядке возмездного приобретения в муниципальную собственность Октябрьского муниципального района Пермского края объектов недвижимости из других форм собственности: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.12.2008г. №357.Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Октябрьский муниципальный район: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.09.2008г. №343.Положение о формировании и ведении единого реестра муниципальной собственности Октябрьского района: Постановление главы администрации Октябрьского района Пермского края от 19.09.2005г №68.О порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений в Октябрьском муниципальном районе: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от31.05.2007г. №99.О порядке реализации и списания муниципального имущества Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.09.2008г. №342.О порядке предоставления имущества в аренду: Решение Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 26.03.2009г. №465.Об управлении имуществом муниципальной казны Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 17.07.2008г. №256, и другие нормативные акты.Как уже было сказано выше, Устав Октябрьского муниципального района имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления и по вопросам регулирования муниципальной собственности базируется на положениях Федерального закона от 6 октября 2003г №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это свидетельствует о том, что общие принципы регулирования отношений муниципальной собственности на территории Октябрьского муниципального района соответствуют нормам, прописанным в федеральном законодательстве. Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно! Подробней о нашей инструкции по заключению21.10.2010/дипломная работа
Элементы муниципального хозяйства, специфика и формы его организации. Понятие комплексного социально-экономического развития городского хозяйства. Анализ управления имуществом в муниципальном образовании и основные направления его совершенствования.
29.09.2009/контрольная работа
Жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений, порядок и проблемы его формирования и развития. Классификация жилищных фондов, их виды и состав. Реформирование и местное самоуправление по содержанию жилфонда. Управление муниципальным имуществом.
22.12.2008/дипломная работа
18.05.2010/курсовая работа
Понятие правовой основы местного самоуправления, международно-правовые документы, федеральные законодательные и нормативные акты. Выбор организационных форм самоуправления, его структуры, формирование органов, управление муниципальной собственностью.
20.02.2004/курсовая работа
Понятие функций местного самоуправления. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
Применение полицией специальных средств и физической силы. Комментарии к главам 4 и 5 ФЗ "О полиции" |
В соответствии со статьёй 8 Конституции Российской Федерации, в нашей стране «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Фактически в современной России существует большое разнообразие типов собственности, что допускается законодательством и, соответственно, получило своё развитие в последнее десятилетие прошлого века.
Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).
На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28). Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения. В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.
Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.
Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:
глава муниципального образования;
представительный орган муниципального образования;
структурные органы и подразделения местной администрации;
орган управления муниципальным хозяйством;
муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
другие организации с правом управления муниципальной собственностью.
Объекты.
Муниципальная собственность первоначально образовалась на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 27. 12. 91, которым единая государственная собственность была разграничена на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.
2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.
3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.
4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.
К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.
Рис.1.6. Структура муниципальной собственности
Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.
Вестник Челябинского государственного университета.
2016. № 2 (384). Экономические науки. Вып. 52. С. 214-221.
УДК 338.24.01
ББК У 44-14x16
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В. В. Хакимов
Челябинский государственный университет, Миасский филиал, Миасс, Россия
В современных условиях, когда органы местного самоуправления играют важную роль в становлении и развитии гражданского общества, встает вопрос о необходимости внедрения современных технологий муниципального управления как основного условия повышения его эффективности. В статье рассматривается понятие «управление муниципальной собственностью» с позиций разных исследователей. Также автор раскрывает сущность данной системы и обозначает условия ее эффективного функционирования. Помимо этого, сформулированы основные условия и критерии функционирования правового государства. Предлагается решение проблемы повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Ключевые слова: государственная собственность, муниципальная собственность, управление муниципальной собственностью, муниципальные органы власти.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития муниципальных образований остро стоит вопрос необходимости внедрения эффективных технологий управления муниципалитетами. Целью данного исследования является разработка системы управления муниципальной собственностью в органах местной власти. Статья включает теоретические выкладки по теме исследования.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 под муниципальной собственностью понимается имущество, находящееся в муниципальном образовании и составляющее экономическую основу местного самоуправления, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований .
Муниципальная собственность является экономической основой самостоятельности местного самоуправления как органа публичной власти, обеспечивает управляемость соответствующей территорией как единым целым. В основу данного определения закладывается и правовая база, которая разграничивает государственную власть и местное самоуправление. Так, ст. 12 Конституции РФ гласит, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» . Все законодательные акты также трактуют местное управление как самоуправление, которое отличается от государственного.
Органы местной власти являются представителем интересов населения, проживающего на со-
ответствующей территории муниципального образования. Муниципальные органы власти решают следующие задачи в этой области:
1) обеспечение наиболее полного учета интересов местного населения;
2) обеспечение приоритетности данных интересов по сравнению с интересами государства в целом;
3) ограничение вмешательства вышестоящих уровней государственной власти в процесс деятельности местного самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью.
Собственником муниципального имущества является муниципальное образование как юридическое лицо и субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования и другими нормативно-правовыми актами .
Главной особенностью системы управления муниципальной собственностью является то, что в условиях рыночной экономики органы местной власти играют двойственную роль: с одной стороны, они способствуют формированию эффективной рыночной среды с помощью издания различных нормативных актов, с другой - обеспечивают выполнение хозяйственных функций, являясь полноправным участником рыночных отношений. Выступая собственником имущественного комплекса муниципального образования, местные органы власти посредством комитетов
и департаментов осуществляют выполнение соответствующих функций по управлению данным имуществом, опираясь на требования, предъявляемые общественным характером этого имущества: во-первых, реализация с помощью конкурса объектов собственности; во-вторых, передача государственного и муниципального имущества во временное управление коммерческим организациям .
Рассмотрим и проанализируем подходы различных авторов к трактовке понятия «управление муниципальной собственностью».
Е. Г. Шаломенцева определяет этот термин таким образом: управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляется в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля за их исполнением .
A. В. Руднев управление муниципальной собственностью понимает как управленческую деятельность в интересах местного сообщества, связанную с установлением правил, условий использования муниципального имущества с учетом общественных ценностей и достижения целей управления .
И. А. Острина дает свою трактовку: управление муниципальной собственностью - совокупность эффективных действий собственника или управляющего, направленных на сохранение основных качеств объекта собственности или ее приращение .
Дж. М. Розенберг предлагает другой подход к пониманию данной категории, который включает управление эксплуатацией недвижимостью, управление сохранностью и воспроизводством муниципальной собственности, контроль и учет недвижимости, правовое обеспечение и регулирование прав собственности на объекты муниципальной собственности .
B. В. Данилкин трактует управление муниципальной собственностью как совокупность эффективных действий органов местного самоуправления, обеспечивающих условия реализации всех отношений собственности, сохранение и приращение ее объектов, управление экономическими, экологическими и социальными инте-
ресами населения муниципального образования посредством создания муниципальных общественных благ .
Автор настоящей статьи под управлением муниципальной собственностью понимает деятельность, направленную на формирование эффективных управленческих решений в отношении объектов муниципальной собственности и субъектов их пользования в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических интересов населения соответствующего муниципального образования.
В отличие от существующих определение, данное автором, позволяет выделять управление как основное условие эффективного функционирования муниципального имущественного комплекса; определяет управление муниципальной собственностью как целенаправленный процесс; обозначает главную цель управления собственностью муниципального образования как удовлетворение интересов населения в необходимых им экономических, социальных и прочих благах, что обусловливает поступательное развитие соответствующего муниципального образования и является залогом успешного развития регионов и Российской Федерации в целом.
Считаем целесообразным раскрыть сущность системы управления муниципальной собственностью, а также обозначить условия эффективного функционирования данной системы.
Существует два подхода к определению системы управления - в узком и широком смысле. В первом случае система управления отождествляется с управляющей системой. Применительно к муниципальным образованиям в зависимости от уровня иерархии, сферы деятельности, организационно-правовой формы это может быть местная администрация, совет директоров, совет учредителей или другой орган. Во втором случае система управления рассматривается как совокупность управляющей и управляемой систем с присущими им взаимосвязями .
Считаем, что системе управления муниципальной собственностью присущи все признаки сложных систем, в том числе перечисленные в составленной автором таблице (с. 216).
Признаки системы управления
Признак Расшифровка
1. Иерархичность Содержит несколько этапов и способов достижения целей соответствующих уровней, что порождает внутриуровневые и межуровне-вые конфликты
2. Физическая неоднородность и большое число элементов Включает хозяйственно-экономические и социальные элементы, а также правила и алгоритмы их взаимодействия в различных ситуациях
3. Связи между элементами системы сильнее связей между элементами системы и среды Связи между элементами и власть в системе могут быть формальными (основанными на законодательстве, договорных отношениях и пр.) и неформальными (основанными на личной власти, моральной ответственности и доверии)
4. Синергичность Свойства отдельных элементов нельзя свести к свойствам системы в целом
5. Многофункциональность Способность к реализаии множества функций на заданной структуре, что проявляется в свойствах гибкости и адаптации
6. Надежность Способность реализовывать заданные функции в течение определенного периода с заданными параметрами качества
7. Безопасность Способность не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании
8. Устойчивость Способность возвращаться в исходное состояние после некоторых возмущающих воздействий (острых внешних, экономических или социальных конфликтов)
9. Уязвимость Способность получать повреждения при воздействии внешних или внутренних поражающих факторов
того, это система с обратной связью, так как система местного самоуправления является выборной и любые решения, принимаемые местной властью, носят политический характер.
Ключевыми условиями и критериями функционирования правового государства являются следующие: осуществление прав населения на получение достоверной и объективной информации из всех возможных источников (телевидение, радио, газеты, Интернет и пр.); доступ граждан вне зависимости от их материального и социального положения к информации, имеющей важное общественное значение; информационная открытость и публичность деятельности властных структур .
Активное и деятельное участие населения в повседневной жизни муниципального образования обеспечивается реализацией прав граждан на получение информации. Важнейшим условием нормального функционирования современных отношений между гражданами и властными структурами является информационная открытость и публичность работы органов власти, за счет чего обеспечивается экономическая эффективность предпринимательской деятельности. Также информационная открытость органов власти способствует борьбе с коррупцией во властных структурах как одной из главных сдерживающих сил нормального и цивилизованного развития современного общества .
В целом же данная система, по мнению автора, представляет собой достаточно сложную структуру, поэтому проведение ее анализа не всегда представляется возможным. В этом случае прибегают к декомпозиции - разделению системы на части - и исследуют отдельно каждую часть. В частности, выделяют объект и субъект управления, концепцию управления, которая включает цели, задачи, принципы, подходы к управлению и методы управления.
Объектом системы управления муниципальной собственностью является муниципальная собственность, расположенная на территории муниципального образования или за его пределами, а именно: муниципальный жилищный фонд; находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество, в том числе переданное в аренду, пользование, залог и по иным основаниям; муниципальная собственность, закрепленная на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями, муниципальными учреждениями; объекты имущества, приобретенные муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями; иное имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета, а также переданное в дар; казенное недвижимое имущество.
Предметом системы управления муниципальной собственностью являются отношения по поводу использования муниципальной собственности.
Основным субъектом управления муниципальной собственностью является население муниципального образования, которое передает свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом органам местного самоуправления. Также субъектом управления (в рамках предоставленных им полномочий) являются органы местного самоуправления (администрация города в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и пр.).
Как отмечалось выше, должна быть обеспечена тесная взаимосвязь между органами местного самоуправления (информация о деятельности органов) и населением муниципального образования (мнения, интересы, критика и пр.).
В рамках концепции управления муниципальной собственностью необходимо выделить цели, задачи, принципы, инструменты, подходы к управлению и методы управления.
Концепция (от лат. сопсер^о - «понимание, единый замысел, ведущая мысль») - это система взглядов, отражающая определенное понимание сущности какого-либо предмета, явления или процесса и отношение к нему.
Известно, что функционирование системы управления муниципальной собственностью преследует достижение главной цели - повышение качества жизни населения муниципального образования.
Достижение цели управления обеспечивается выполнением ряда задач, основными из которых являются: а) обеспечение сохранности, эффективного использования и развития муниципальной собственности; б) обеспечение интересов местного сообщества в процессе разработки и реализации программ управления муниципальной собственностью и программ социально-экономического развития муниципального образования; в) повышение инвестиционной привлекательности территории муниципального образования за счет формирования цивилизованного рынка муниципальной собственности .
Формирование цивилизованного рынка муниципальной собственности может быть обеспечено за счет: а) гарантий имущественных прав собственности; б) льгот по платежам за собственность на период проектирования и строительства конкретных объектов; в) развития системы ипотечного кредитования; г) упрощения и уско-
рения процедуры оформления сделок с имуществом; д) содействия решению социальных проблем, в том числе жилищной, являющейся на сегодняшний момент одной из наиболее актуальных .
По нашему мнению, для эффективного функционирования системы управления собственностью муниципальных образований необходимо соблюдение ряда принципов:
1) комплексность - сбалансированность и взаимоувязывание отдельных элементов системы управления муниципальной собственностью;
2) эффективность - предполагает как эффективность управления объектами муниципальной собственности, так и эффективность построения и функционирования самой системы управления;
3) согласованность - взаимообусловленность, сочетание вопросов управления муниципальной собственностью и программ социально-экономического развития муниципального образования в целях обеспечения интересов населения, проживающего на территории данного муниципального образования;
4) пообъектный подход к управлению - может включать следующие практические меры:
а) пообъектное формирование недвижимого имущества и пообъектный учет такого имущества;
б) пообъектную регистрацию права собственности и сделок с ней; в) пообъектную оценку объектов собственности; г) пообъектное управление инвестиционными процессами в сфере имущества;
5) транспарентность (англ. transparent от лат.
trans--«насквозь, за пределами» + pareo -
«быть очевидным») - прозрачность, информационная открытость деятельности местных органов власти, развитие самоуправления граждан и общественного участия субъектов хозяйствования;
6) многообразие методов и форм управления - внедрение новых подходов к управлению.
Под инструментами управления государственной и муниципальной собственностью понимаются средства практической реализации управленческих решений, помогающих добиваться поставленных перед муниципалитетом целей.
Среди инструментов управления выделяют две подгруппы: общие (универсальные) и локальные.
Общие инструменты управления - это существующие, закрепленные в правовых актах нормы и правила управленческой деятельности; имеют форму законов, уставов, инструкций, ограничений и т. д.
Локальные инструменты управления носят частный характер, подкрепляя выполнение более значимого управленческого решения, и могут иметь форму постановлений, приказов, распоряжений, сделок, контрактов, совещаний и т. п.
Исследование единого методологического подхода по управлению муниципальной собственностью, который позволяет органам местного самоуправления принимать обоснованные решения, предполагает рассмотрение основных методов управления муниципальным имуществом.
Выделяют следующие методы управления муниципальной собственностью :
1. Продажа муниципального имущества.
2. Сдача в аренду муниципальной собственности.
3. Создание муниципальных унитарных предприятий.
4. Внесение доли в уставный капитал акционерных обществ.
5. Инвестирование в объекты муниципальной собственности.
Считаем, что каждое муниципальное образование должно индивидуально подходить к выбору метода управления муниципальной собственностью, исходя из соображений целесообразности его применения при данных конкретных условиях хозяйствования.
Независимо от способа управления муниципальной собственностью органы местного самоуправления должны стремиться максимально сохранить управляемость и контроль над муниципальной собственностью на своей территории, однако содержать на балансе нерентабельные объекты имущественного комплекса также не имеет смысла. К примеру, потребность муниципального образования в муниципальных унитарных предприятиях обоснована лишь в ситуациях, когда эффективное функционирование данных предприятий экономически нецелесообразно осуществлять силами организаций других различных форм собственности .
При осуществлении выбора наиболее эффективного способа управления имущественным комплексом муниципального образования необходимо принимать во внимание специфику отрасли, в которой функционирует та или иная организация. Например, в ходе процесса реорганизации муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать то, что применение рыночных механизмов в данной отрасли разрешено не во всех случаях .
Выбор метода управления муниципальной собственностью должен зависеть от возможности конкуренции на рынке конкретных услуг или же нецелесообразности, в том числе экономической, создания альтернативных предприятий.
Продажа имущества муниципального образования является способом сравнительно быстрого единовременного получения крупной суммы денежных средств и позволяет получать в дальнейшем доход в виде земельного налога. Но недостатками продажи являются потеря возможных доходов от использования недвижимости в будущем, а также трудности в поиске покупателей, обладающих достаточными возможностями для полного выкупа имущества .
При решении проблем управления должны учитываться интересы развития местного сообщества и территории, также необходимо, чтобы все мероприятия, связанные с управлением муниципальным имуществом, были увязаны как по срокам, так и по ресурсам (финансовым, материальным, трудовым). Для достижения поставленной цели необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальной собственностью .
Наряду с разработкой данного комплекса мер, по нашему мнению, следует ужесточить всесторонний контроль над использованием собственности муниципального образования, а также активизировать деятельность по сокращению сумм дебиторской задолженности, причитающихся к уплате в бюджет муниципального образования от арендаторов имущества муниципального образования.
В некоторых муниципальных образованиях существует ряд хозяйствующих субъектов, имеющих на балансе здания, но при этом юридически не оформляющих землю, находящуюся в собственности муниципального образования. Такое положение вещей свидетельствует не только о незаконном использовании земельных участков в коммерческих и иных целях, но и о снижении потенциально возможных доходов в местный бюджет от использования имущества в виде налоговых поступлений .
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что в случае реализации данных принципов эффективное управление муниципальной собственностью станет основой увеличения доходных статей бюджетов муниципальных образований в виде налоговых отчислений, а также выделит имущественный комплекс в качестве фунда-
мента полноценного социально-экономического развития муниципалитетов. Такое положение вещей станет возможно в случае, когда при определении способа управления муниципальным имуществом не просто будут приняты в расчет интересы сторон (органов местной власти, пред-
приятий различных форм собственности и населения, проживающего на территории данного муниципального образования), но также будут найдены источники финансирования для текущего функционирования и стратегического развития территории.
Список литературы
1. Агеев, В. Г. Муниципальная собственность как фактор инвестиционной привлекательности города / В. Г. Агеев // Экономика и упр. собственностью. - 2012. - № 2. - С. 113-118.
2. Аничкова, А. А. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью / А. А. Аничкова // Проблемы теории и практики упр. - 2014. - № 7. - С. 32-38.
3. Аноприенко, А. В. Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципальной собственностью: дис. ... канд. экон. наук / А. В. Аноприенко. - М., 2006. - 172 с.
4. Балдаева, М. К. Использование экономического интереса в управлении муниципальной собственностью / М. К. Балдаева // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 12. - С. 47-50.
5. Беляева, А. В. Вопросы управления муниципальной собственностью / А. В. Беляева // Экономика и упр. собственностью. - 2012. - № 3. - С. 41-46.
6. Данилкин, В. В. Муниципальная собственность и особенности ее управления в транзитивной экономике: дис. ... канд. экон. наук / В. В. Данилкин. - Челябинск, 2010. - 206 с.
7. Днепровская, JL А. Специфика управления муниципальной собственностью в современных экономических условиях России / JI. А. Днепровская // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2010. - № 3. - С. 122-124.
8. Ерошкин, А. К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации / А. К. Ерошкин // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 603-606.
9. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с поправками от 30 дек. 2008 г.).
10. Маркварт, Э. Реалии муниципальной реформы в России: проблемы и пути развития / Э. Марк-варт // Экономика и упр. собственностью. - 2012. - № 1. - С. 92-100.
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЭ (ред. от 30 дек. 2015 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_44571/.
12. Огиев, Д. В. Инновационные направления совершенствования управления муниципальной собственностью / Д. В. Огиев // Соврем, исследования социал. проблем. - 2014. - № 1. - С. 44-53.
13. Острина, И. А. Управление муниципальной собственностью / И. А. Острина // Сборник докладов по методологическим проблемам развития. - М.: Прима-Пресс-М, 2001.
14. Попов, А. С. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути их решения / А. С. Попов // Информ. экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2012. - № 4. - С. 30-32.
15. Розенберг, Дж. М. Инвестиции: терминолог. слов. / Дж. М. Розенберг. - М. : ИНФРА-М, 1997. - 400 с.
16. Руднев, А. В. Проблемы управления государственным и муниципальным имуществом / А. В. Руднев // Сборник докладов по методологическим проблемам развития. - М.: Прима-Пресс-М, 2001.
17. Филатова, Н. Г. Эффективное управление муниципальной собственностью как условие социально-экономического развития муниципального образования: дис. ... канд. экон. наук / Н. Г. Филатова. - Новосибирск, 2010. - 174 с.
18. Чудинов, С. А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути совершенствования / С. А. Чудинов // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. - 2013. - № 2. - С. 74-78.
19. Шаломенцева, Е. Г. Совершенствование процесса управления муниципальной собственностью в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. Г. Шаломенцева. - М., 2004. - 172 с.
20. Шапалова, В. А. Особенности управления муниципальной собственностью / В. А. Шапалова // Полит, упр. - 2013. - № 2. - С. 79-82.
Хакимов Всеволод Владиславович - аспирант кафедры экономико-правовых основ управления, преподаватель кафедры экономики Миасского филиала Челябинского государственного университета, Миасс, Россия, [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2016. No. 2 (384). Economic Sciences. Iss. 52. Pp. 214-221.
FEATURES OF MANAGEMENT SYSTEM MUNICIPAL PROPERTY
Chelyabinsk State University, Miass branch, Miass, Russia, [email protected]
The relevance of the chosen research topic due to the fact that in the present circumstances, when local governments play an important role in the development of civil society, the question arises about the introduction of modern technologies of municipal governance as a basic condition for increasing its effectiveness. The article discusses the concept of "management of municipal property" from the perspective of different authors. The aim of this work is to develop a system of municipal property management in local authorities. The author also reveals the essence of the system and identifies conditions for its effective functioning. In addition, it sets out the basic conditions and criteria for the operation of law. The paper proposes a solution to improve the efficiency of local governments.
Keywords: state ownership, municipal ownership, management of municipal property, the municipal authorities.
1. Ageyev, V.G. Munitsipal"naya sobstvennost" kak factor investitsionnoy privlekatel"nosti goroda . Ekonomika i upravleniye sobstvennost"yu , 2012, no. 2, pp. 113-118. (In Russ.).
2. Anichkova A.A. Puti povysheniya effektivnosti upravleniya munitsipal"noy sobstvennost"yu . Problemy teorii i praktiki upravleniya , 2014, no. 7, pp. 32-38. (In Russ.).
3. Anopriyenko A.V. Metody i mekhanizmy povysheniya effektivnosti upravleniya munitsipal"noy sobstvennost"yu . Moscow, 2006. 172 p. (In Russ.).
4. Baldayeva M.K. Ispol"zovaniye ekonomicheskogo interesa v upravlenii munitsipal"noy sobstvennost"uy . Nauka i biznes: puti razvitiya , 2012, no. 12, pp. 47-50. (In Russ.).
5. Belyayeva A.V. Voprosy upravleniya munitsipal"noy sobstvennost"yu . Ekonomika i upravleniye sobstvennost"yu , 2012, no. 3, pp. 41-46. (In Russ.).
6. Danilkin V.V. Munitsipal"naya sobstvennost" i osobennosti eyo upravleniya v tranzitivnoy ekonomike . Chelyabinsk, 2010. 206 p. (In Russ.).
7. Dneprovskaya L.A. Spetscifika upravleniya muntsipal"noy sobstvennost"yu v sovremennykh ekonomich-eskikh usloviyakh Rossii . Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii , 2010, no. 3, pp. 122-124. (In Russ.).
8. Eroshkin A.K. Problemy upravleniya munitsipal"noy sobstvennost"yu v Rossiiskoy Federatsii , Molodoy uchyonyy , 2015, no. 9, pp. 603-606. (In Russ.).
9. The Constitution of the Russian Federation: adopted by the popular vote December 12, 1993 (in the version of December 30, 2008). (In Russ.).
10. Markvart, E. Realii munitsipal"noy reformy v Rossii: problemy i puti razvitiya: . Ekonomika i upravleniye sobstvennost"yu , 2012, no. 1, pp. 92-100. (In Russ.).
11. On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation: the Federal Law of06.10.2003, no. 131-FL. Spravochnayapravovaya sistema "Konsul"tantPlyus" . Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_44571/ (In Russ.).
12. Ogiyev D.V. Innovatsionnye napravleniya sovershenstvovaniya upravleniya munitsipal"noy sobstvennost"yu . Sovremennye issledovaniya sotsial"nykh problem , 2014, no. 1, pp. 44-53. (In Russ.).
13. Ostrina I. A. Upravleniye munitsipal"noy sobstvennost"yu . Sbornik dokladov po metodologicheskim problemam razvitiya . Moscow, Prima-Press Publ., 2001. (In Russ.).
14. Popov, A.S. Upravleniye munitsipal"noy sobstvennost"yu: problemy i puti ikh resheniya: , Informatsionnaya ekonomika: informatsiya, anali-tika, prognozy , 2012, no. 4, pp. 30-32. (In Russ.).
15. Rozenberg, Dz.M. Investitsii: terminologicheckiy slovar" , Moscow, INFRA-M Publ., 1997. 400 p. (In Russ.).
16. Rudnev, A.V. Problemy upravleniya gosudarstvennym i munitsipal"nym imushchestvom . Sbornik dokladov po metodologicheskim problemam razvitiya . Moscow, Prima-Press Publ., 2001. (In Russ.).
17. Filatova, N.G. Effektivnoye upravleniye munitsipal"noy sobstvennost"yu kak usloviye sotsial"no-eko-nomicheskogo razvitiya munitsipal"nogo obrazovaniya . Novosibirsk, 2010. 174 p. (In Russ.).
18. Chudinov, S.A. Upravleniye munitsipal"noy sobstvennost"yu: problemy i puti sovershenstvovaniya . Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial"no-ekonomicheskogo universiteta , 2013, no. 2, pp. 74-78. (In Russ.).
19. Shalomentseva E.G. Sovershenstvovaniye protsessa upravleniya munitsipal"noy sobstvennost"yu v us-loviyakh reform mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii . Moscow, 2004. 172 p. (In Russ.).
20. Shapalova V.A. Osobennosti upravleniya munitsipal"noy sobstvennost"yu . Politicheskoye upravleniye , 2013, no. 2, pp. 79-82. (In Russ.).
Муниципальная собственность - имущество, которым владеют административные органы власти муниципальных образований (регионов, городов, сел и прочих местных формирований). Муниципальная собственность находится под контролем, а также в полном ведении административных и других структур муниципального самоуправления. В составе такого имущества - внебюджетные фонды, наличность местного бюджета, учреждения культуры и образования, компании, работающие в сфере обслуживания и промышленности, помещения жилого (нежилого) фонда и так далее.
Муниципальная собственность - мощный имущественный комплекс, который находится под управлением муниципальной власти. В группу такого имущества входят объекты, которые имеют ключевое значение для жизни города и удовлетворения потребностей населения. Как правило, к собственности города относятся городские парки, памятники, ландшафты, различные (в том числе инженерные) сооружения. В свою очередь, муниципальная собственность - это поликлиники, библиотеки, школы, детские сады, дома для престарелых людей и прочие объекты.
Сущность муниципальной собственности
Муниципальная собственность находится под полной защитой государства не меньше чем другие формы собственности. Такое имущество - одна из форм публичной собственности, которая стоит в одном ряду с имуществом страны в целом.
Муниципальная (местная) собственность имеет целевой характер , поэтому к данной категории можно отнести имущество, необходимое:
Для быстрого решения вопросов, возникающих на уровне региона (города, поселка);
- для выполнения местными (муниципальными) органами власти своих функций и задач, возложенных государством;
- для полного обеспечения функционирования органов власти на местах. Сюда, как правило, относят должностных лиц муниципальных администраций, работников сферы местного самоуправления, служащих муниципалитета, работников местных учреждений и компаний.
Если у муниципального формирования появляется право владения имуществом, не подходящим под описанные выше цели, то такие объекты можно перепрофилировать, то есть изменить целевое назначение или организовать отчуждение. Алгоритм (порядок и сроки) отчуждения тех или иных объектов устанавливаются законами РФ.
Муниципальная собственность по ГК РФ представляет собой имущество, которым владеют и управляют муниципальные формирования (местные исполнительные органы) и их должностные лица. Обычным гражданам право собственности на муниципальное имущество не дается.
Объекты, которые находятся в собственности муниципальных формирований, может быть закреплено за разными компаниями, организациям и учреждениями в двух вариантах:
По принципу хозяйственного ведения (то право, которые реализуют предприятия);
- по принципу оперативного управления (для муниципальных объектов).
Остальная часть собственности, которая не фиксируется ни за какими компаниям или предприятиями может передаваться в управление специальных органов - муниципальную казну. Сюда, как правило, включается имущество и бюджет, находящиеся в распоряжении органов муниципалитета - здание администрации города, муниципальные земельные участки и так далее.
Муниципальная казна формируется из нескольких элементов - незакрепленных местных (муниципальных) объектов, а также денег местного бюджета.
Задача муниципального образования - контроль и полная ответственность за капитал, находящийся в упомянутой выше казне. При этом оно не отвечает по долгам местных унитарных компаний. Аналогичным образом муниципальные компании также не несут ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований.
Что касается бюджета и его включения в муниципальную собственность, то в законах РФ есть определенные противоречия. Если верить гражданскому праву, то бюджет относится к муниципальной собственности, а с позиции Федерального Закона - нет.
Муниципальная собственность: структура, функции и управление
По структуре муниципальная собственность - одна из разновидностей публичного имущества. Часто ее сравнивают с государственной собственностью, что не всегда корректно. Собственность муниципалитета можно отличить по следующим критериям:
- по объектам . Так, роль государственной собственности может исполнять любое имущество, а муниципальной только то, которое разрешено по закону;
- по субъектам. Государственные объекты находятся во владении государственных органов власти, а муниципальные - местных образований;
- по особенностям покупки и ограничения прав собственности в отношении государственных объектов полномочий больше. К примеру, их всегда можно националиризировать. С муниципальной собственностью поступить так не получится;
- по составу правомочий владельца. По законам РФ государственные структуры имеют право ограничивать полномочия муниципальных структур как владельцев. К примеру, может быть введен запрет на приватизацию или же дан приказ на использование имущества в интересах государства.
Функции муниципальных земель. можно представить с трех позиций - обеспечения достаточности в отношении экономики, воспроизводственных нужд, а также удовлетворения последний. При этом все основные функции рассмотрены в таблице ниже:
По ГК РФ собственник объектов имущества
может совершать в его отношении различные действия, которые не имеют противоречий с законами РФ или другими государственными актами. Кроме этого, упомянутые выше действия не должны нарушать интересы и права других людей. Владелец по закону имеет право передавать собственность другим лицам с целью владения или распоряжения ею, самому пользоваться имуществом, отдавать его в залог или осуществлять обременение. Также законом не запрещен факт передачи тех или иных объектов 3-им лицам для доверительного управления.
В отношении муниципальной собственности действуют те же правила ГК РФ , которые упомянуты выше. При этом в сфере взаимоотношений такого имущества местные граждане - это первичные собственники, а органы исполнительной власти муниципалитета - публичные владельцы. Таким образом, муниципальная власть принимает все решения от имени первичных владельцев, выражая таким способом его интересы и волю.
Полученная в пользование муниципальная собственность находится в полном управлении органов власти на местах. От имени муниципалитета они могут распоряжаться имуществом с соблюдением Конституции, ФЗ и нормативных актов. Как правило, местным органам власти разрешается - передавать имущество муниципалитета предприятиям и частным лицам во временное, постоянное (при определенных условиях) пользование, отчуждать и реализовывать другие сделки с соблюдением действующих законов.
Органы самоуправления на местах формируют порядок распоряжения и управления местным имуществом, а местные исполнительные органы обязуются действовать с учетом утвержденной программы. Информация по объектам, находящимся во владении муниципалитета, а также в управлении местных госструктур, должны найти отражение в списке-реестре муниципальной собственности.
Местные органы самоуправления на этапе формирования предприятий могут определять будущие задачи и цели образования. Кроме этого, они принимают решения по назначению руководителей и их снятие с должностей, ликвидации и реорганизации структуры, тарифов ни цен на товары. К задачам местных органов относится контроль использования и сохранности имеющегося в распоряжении предприятий имущества, заслушивание отчетов руководителей и так далее.
Муниципальные компании не имеют права реализовывать имеющиеся в распоряжении (на праве хозяйственного владения) объекты, сдавать их в залог, отдавать в аренду или вносить в роли вклада в уставной капитал без согласия со стороны уполномоченных структур местной исполнительной власти. Что касается остального имущества, то им предприятие может распоряжаться по своему усмотрению, без согласования с местными органами власти.
Все учреждения, имеющие прямое отношение к местному бюджету, а также являющиеся частью муниципальной собственности, имеют право использовать закрепленное за ними имущество в тех границах, которые определены на законодательном уровне. Одновременно с этим решения важно принимать с учетом целей деятельности, назначения объектов муниципальной собственности, а также зданий органов местной власти.
Местные структуры самоуправления на правах владельца могут забирать имущество, зафиксированное за учреждениями, в той ситуации, когда оно применяется (или не применяется) по своему назначению или отнесено излишним. В дальнейшее местные органы принимают самостоятельные решения по поводу распоряжения имуществом.
Органам местной власти разрешено сдавать муниципальную собственность в аренду, а с целью повышения его привлекательностью предоставлять льготы потенциальным арендаторам. Основная задача при этом - повысить эффективность собственности муниципалитета и привлечь в бюджет дополнительные средства.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш