Создание различных форм национальной. Россия: имперская форма -национальное государство

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно-территориальная и территориально-политическая Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 , 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… … Юридическая энциклопедия

    Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права

    Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Проходили 20 22 октября 2012 года. Координационный совет был избран на один год, после чего будут проведены новые выборы. Регистрация кандидатов и избирателей велась на сайте cvk2012.org. Выборы в КС были организованы после многократных массовых… … Википедия

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3-5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной

11. Светский характер государства

Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой

12. Гражданин и государство

Нормативным выражением основ взаимоотношений гражданина и государства в том или ином обществе является правовой статус личности, под которым понимают законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности человека. Основы правового статуса человека и гражданина устанавливаются конституциями государств, а затем конкретизируются и гарантируются многочисленными законами и другими нормативно-правовыми актами.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы правового статуса личности. К ним относятся:

а) признание и гарантированность государством прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

в) неотчуждаемость основных прав и свобод человека;

г) непосредственное действие прав и свобод человека;

д) возможность ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защиту от пыток и насилия, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и вероисповедания, на свободное использование имущества, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве);

е) запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод;

ж) государственная (в том числе и судебная) защита прав и свобод человека.

Ряд ученых включает в правовой статус личности гражданство и общую правоспособность физических лиц, что вызывает возражения других специалистов, полагающих, что эти элементы следует считать лишь предпосылками правового статуса.

Гражданством называется устойчивая право-вая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. На территории государства могут проживать различные категории физических лиц:

а) граждане государства - лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства;

б) иностранные граждане - лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

в) лица без гражданства (апатриды) - лица, не являющиеся гражданами данного государства и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим наряду с Конституцией вопросы гражданства Российской Федерации, является принятый в 2002 г. Федеральный закон "О гражданстве РФ".

Общими принципами российского гражданства являются:

а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;

б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;

в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;

г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства;

д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;

е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;

ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;

з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.

Законом "О гражданстве РФ" устанавливаются следующие основания приобретения гражданства:

1. Приобретение гражданства по рождению:

а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;

в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;

Все прогнило, кроме нового начала жизни, которое мы называем русским.

Аполлон Григорьев,
(русский поэт и литератор)

Об имперско-национальной России Романовых

В истории России имперская форма государственности и ее державная мощь скрывали в себе, накладываясь и переплетаясь с национальным началом- великорусским национализмом. Последний впрочем, никогда не принимал черты узкоэтнического национализма, а являл собой государствообразующий интерес самого большого, творческого и жертвенного народа России- русского.

Во все времена империя как созидательный интегратор больших человеческих обществ была самой распространенной формой государственно-общественной организации, не только во всемирной, но и отечественной истории. Имперская форма российской государственности, с ее автократизмом верховной власти и иерархичным уровнем управления национальными окраинами исторически была оправдана и даже доказала свою эффективность и прогрессивность в освоении, защиты и оцивилизовании разнородного социокультурного российского пространства северной Евразии. Где на огромной и малообжитой территории, из-за сурового климата и неплодородия почв всегда был низкий по сравнению с Европой прибавочный продукт.

А если прибавить сюда и крайне неблагоприятный для судеб народов России геополитический фактор (борьба за выживание в условиях многочисленных внешних противников), то становится понятным, почему по-европейски не демократическая, а по имперски силовая организация российской государственности сопровождалась запредельным милитаризмом и командным стилем управления, больше характерным для военного времени.

Дореволюционная России была своеобразным государством- цивилизацией и одновременно уникальной евроазиатской империей, с ее делением на развитые (западные) и отсталые (восточные) окраины и провинции, в которой каждый малый народ (пусть и покоренный силой) смог беспрепятственно развивать свою культуру, язык, формировать свою национальную элиту, участвовать в общеимперском строительстве опираясь на огромные материальные и нематериальные вложения (во многом жертвенные) имперского русского Центра.

В тоже время Российская империя, под влиянием буржуазной модернизации постепенно национализировалась, а значит, все более утрачивала свою общеимперскую идентичность. В ней исподволь проходили процессы формирования современных наций, в первую очередь, польской, финской и российской. Однако демократическим процессам однородного национального сообщества (в первую очередь, для самих русских) мешала сама система имперской власти с ее сложноиерархической этноконфессиональной, сословной и религиозной структурой власти.

Как справедливо указывает американский исследователь Р. Суни, «история царизма- это история империи, которая время от времени вступала на путь нациостроительства, но эта государственная практика всегда вступала в конфликт со структурами и дискурсом империи». Скажем следующее: накануне своего распада в 1917 г. Россия напоминала гибрид сословно-династической многоэтничной империи с проявившимися контурами русско-российского национального государства. И надо сказать, что оно так и осмысливалось современниками.

Неожиданное крушение романовской России в феврале 1917 г. одновременно поставило крест не только на внешнеполитических имперских амбициях последнего царского правительства Николая II (предполагаемый захват черноморских проливов с Константинополем), но и открывало возможность для всех народов бывшей Российской империи создать собственное национальное государство.

Этим надеждам не удалось сбыться, в силу того, что захватившие власть в октябре 1917 г. российские большевики предложили народам России, а где-то и силой навязали, по форме космополитическую и национально-федеративную, но по содержанию жестко унитарную модель государственного устройства с правящей компартией во главе, с перспективой строительства самого «справедливого» коммунистического общества.

Российские коммунисты явились самыми беспощадными и решительными колонизаторами в России по внедрению идеи нового социального прогресса, в ходе которого должны быть коренным образом изменены все прежние национально-религиозные традиции и идентичности, в первую очередь русская, а их место занять политико-идеологические и социальные формы коммунистического общежития -без национальных и культурных различий.

Русское и российское с помощью насилия и пропаганды последовательно вычищалось и заменялось коммунистическим и советским. В этом и была суть новой тотальной перекодировки всех прежних идентичностей и нового цивилизационного переворота, с целью создания советского человека (Гомо Советикус). И, в результате, созданный, новый «советский человек», проживающий в новой советской общности («советском народе») по многим социокультурным и поведенческим параметрам, идейным ценностям и мотивам отличался от дореволюционного русского-россиянина. При этом цивилизаторская миссия Центра во времена СССР по развитию отсталых окраин повторилось, но уже в более высоком продуктивном качестве. Ведь, несмотря на всю подчеркнуто антиимперскую интернационально-коммунистическую идеологию и коммунистический режим Советский Союз был модернизированным продолжением Русской/Российской империи, но более высокого порядка, империи «положительного деятельности» (по утверждению американского историка Терри Мартина).

Действительно СССР добился впечатляющих результатов по модернизации жизни всех его народов, превратившись своего рода в своеобразный цивилизационный питомник по вызреванию и окончательному взрослению этносов до стадии самостоятельных наций-государств.

Российские большевики через создание национально-союзных республик (ССР) подготовили базу для образования целого ряда современных государств -Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Грузии, Украины, Белоруссии, Молдавии и т.д. Таким образом, Россия, будучи в социо-политической форме СССР, фактически подготовила к самостоятельной жизни, а затем и «выпустила в свободное плавание» 15 национальных государств.

Важно при этом отметить, что в советско-коммунистической империи роль господствующей метрополии выполнял не государствообразующий русский народ, как в колониальных модернизирующих европейских империй, а общеимперская (союзная) коммунистическо-партийная номенклатура, выступавшая в качестве господствующего «распорядителя» всей советской «общенародной» собственности. Лишь в предвоенные и послевоенные годы произошло усиление роли русского народа среди всех других народов СССР (статус «старшего брата»), что знаменовало собой ползучую русификацию в политической и культурной сферах.

Однако было бы неверным истолковывать сталинскую национальную политику, как политику бездумного потворствования русскому национализму. Несмотря на использование отдельных элементов русского национализма и культуры коммунистический режим все годы советской власти последовательно создавал советскую нацию- «советский народ» («национальный по форме, социалистический по содержанию»), что являлось своеобразным компромиссом и для русских и для титульных народов союзных республик.

При этом советская модель нациостроительства больше задержало процесс формирования национального самосознания среди русского народа, зато проводимая все годы СССР политика «коренизации» лишь укрепляла национальное самосознание и национализм у титульных народов союзных республик.

По мнению Е. Ясина, коммунизм стал своего рода оправданием создания имперской системы с вселенскими универсалистскими амбициями. СССР опирался на коммунистическую идеологию, которая ему заменяла совсем уж архаичную имперскую и использовал ее силу для проведения всечеловеческого эксперимента по построению справедливого и процветающего коммунистического общества, ценой колоссальных затрат и потерь.

Качественным отличием СССР от петербургской империи с ее, в целом полупериферийным капиталистическим хозяйством страны, было то, что подчеркнуто антимпериалистический и антикапиталистический Советский Союз, в отличие от империалистической на практике и во фразеологии романовской империи, в силу постулируемой им «сверхсправедливой» глобальной исторической миссии, имел намного большую притягательность для всех обездоленных слоев мира, включая и для всех российских народов.

Впрочем, уже с конца 30-х годов при великодержавнике Сталине советская внешняя политика все более становится неприкрыто имперской, но при этом первоначально к Советской России присоединялись территории ранее потерянные в годы Гражданской войны и революции (Прибалтика, Западная Украина и Белоруссия, Молдавия). Что говорило о сугубо «оборонительном» его характере, в противовес к враждебному капиталистическому миру.

Но затем геополитический императив «красной империи»- СССР после победоносной войны 1941-1945 гг., приводил к неуклонному расширению стран «народной демократии» и «социалистического содружества» (фактически вассальных от Москвы стран), по всему периметру границ СССР. Так сложилась мировая имперско-вассальная система во главе с СССР в центре.

Русский фактор в крушении СССР

Во многом успех антикапиталистической советской системы объясняется тем, что она восторжествовала в богатой на ресурсы России, с ее жертвенным русским населением, в то время как другие страны некапиталистического развития (так называемые страны мирового социализма) просто кормились от нее. Собственно русский народ, был главным донором и «государстводержателем» своеобразной «красной» советской империи, патронирующей еще и своеобразные полуколониального типа режимы далеко за пределами территориальных границ СССР. По мнению исследователя В. Соловья: «России и русским суждено было служить мотором социалистического строительства и источником ресурсов для ускоренного развития национальной периферии. Эту жертвенную роль с ними делили украинцы и белорусы».

Неся на своих плечах основную ношу имперского бремени среди всех народов советской нации русский народ лишь формально имел более высокий статус- «старшего брата», который ему не давал никаких материальных преимуществ. Наоборот, у него было больше ответственности и тяжести имперской ноши. Не случайно уровень жизни русских во времена СССР была заметно ниже, чем в ряде республик Прибалтики, Украины, Закавказья (к примеру, Грузии).

Подобная имперская ноша для самих русских воспринималась как тяжелый и во многом неоправданный груз, что в какой-то степени объясняет и легкость освобождения от имперской ноши в 1991 г. Все века романовской и советской империи исправно несший свое бремя русский атлант явно надорвался, он очень устал все время жертвовать собой и теперь просто хотел пожить для себя. Отсюда и общее нежелание для всех слоев русского населения защищать советскую империю, хотя бы демонстрациями и митингами поддержать ГКЧП в драматичные августовские дни 1991 года.

Антикоммунистическая по своей направленности буржуазно-демократическая революция (для коммунистов это естественно «контрреволюция») в августе 1991 г., усиленная этнонационалистическими движениями в союзных республиках, с последующей ломкой основ советского строя привела к реставрации капиталистических порядков, которых когда-то смела леворадикальная революция Октября 1917.

Квазиимперская модель российского самодержавно-бюрократического капитализма

Встав у руля государства отечественные либералы-западники «запертые в логике подражательного заимствования» (Козин Н.Г.), по большевистски сокрушили все жизнеспособные формы советской государственности, разрушив почти до основания и высокий уровень научно-технологической базы, а привнесли в страну примитивный рынок и зоологические формы взаимоотношений между людьми.

Сама реставрация капиталистической модели в России в 90-е гг. XX века произошла на невыгодных для России условиях: ее перехода в разряд стран мировой капиталистической полупериферии, а по некоторым сферам и отраслям и периферийного положения. Заняв место неуклонно «падающей державы» (в сфере развития науки и новых технологий) Россия стала служить в качестве поставщика дешевого сырья и дешевых, но высококлассных умов для стран капиталистического центра.

Уникальным российским своеобразием для капстраны полупериферийного типа, явилось то, что Россия при этом сохранила при этом статус великой военной державы и место постоянного члена Совета Безопасности при ООН. Впоследствии это и стало главным фактором для возрождения имперского комплекса России.

Очень трудно проходило привыкание резко уменьшившейся в объемах и силе полуимперской России к новому однополярному миру во главе с США- своеобразной мировой империи. Большим разочарованием и даже раздражением для российского руководства стало нежелание европейских и особенно американских политических кругов считаться с Россией как великой державой, как крупной капиталистической страной имеющей свои зоны влияния и интересы, особенно на пространстве СНГ. Несмотря на очень щедрые и неоднократные геополитические услуги и уступки со стороны России Западу (вывод российских войск из Восточной Европы, отказ от сотрудничества с недружественными для Запада странами), все попытки России войти в состав «Большого Запада» на правах «солиста» в западный «оркестр» провалились.

На Западе к России продолжали относиться, как к побежденной в «холодной войне» стране, обязанной быть во всем послушной американскому имперскому гегемону и «грандам», опять-же во многом имперского Европейского Союза. России вменялось в задачу расстаться со своими великодержавными имперскими комплексами, стать «нормальной» страной. Не говоря уже о том, что России в силу ее исторической «вины» за коммунистическое прошлое просто обязывалось забыть, о своих даже национальных геополитических интересах на постсоветском пространстве. Вот только к такой роли, в виде вечно «виновного слуги» Россия была не готова. Уже начиная с 2000-х годов на волне роста нефте-газовых доходов и укрепления основ самодержавной по сути президентской власти Владимира Путина, Россия стремительно возвращалась в империалистический клуб старых и новых великих держав, открыто включившись в геополитическую борьбу за постсоветское пространство.

При этом Москва не планировала соперничать здесь с Америкой и Европой, рассчитывая продолжить с ними сотрудничество по целому ряду международных вопросов: борьбе с международным терроризмом, решению региональных конфликтов и т.д., в обмен на то, что и Запад, в свою очередь, будет признавать приоритетные для России интересы на постсоветском пространстве и не станет угрожать ее базовым интересам безопасности (А. Пушков).

Но ожидания Москвы не оправдались. США и Запад в целом считали, что любое усиление России на постсоветском пространстве это неприкрытый вызов ИХ победе в холодной войне и сложившемуся миропорядку после ее окончания.

В интересы США, как единоличного лидера западного сообщества, никак не входило видеть Россию в качестве мощного геополитического конкурента на постсоветском пространстве. Вот почему США и крупные европейские державы ЕС сразу же стали торпедировать любые попытки Москвы консолидировать вокруг себя все более дробящееся на отдельные зоны по интересам постсоветское пространство.

Украинский кризис 2004 г. стал первым серьезным водоразделом, который рассорил Россию с Западом, развернув между ними острое соперничество в бывшем СССР. За ним последовали многочисленные попытки Запада нейтрализовать усилия России по запуску интеграционных процессов на постсоветском пространстве в формате ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, которые сразу же объявлялись «имперскими». Начался неприкрытый шантаж постсоветских элит и попытки их «перекупить» пустыми обещаниями членства в ЕС, НАТО. Наконец, началось создание пояса недружественных стран России (Украины, Грузии и др.).

Вся это откровенная политика Запада по «сдерживанию России», преследовала одну цель: любой ценой подрывать ее экономическое и военно-политическое влияние в республиках СНГ и навсегда оторвать эти страны от России, прочно закрепить их в качестве своих вассалов. Такие цели и действия Запада входили в прямое противоречие с интересами России, все более усиливающейся.

Еще большим кризисом во внешнеполитических взаимоотношениях России и Запада стала пятидневная война между Россией и Грузией в августе 2008 г. В этом конфликте Россия, несмотря на консолидированное давление Запада, продемонстрировала, что будет и впредь силой оружия защищать и отстаивать свои «подопечные территории» и их граждан. Это уже явилось серьезной заявкой на отстаивание своих жизненных национальных интересов, которых впрочем, на «демократическом» Западе окрестили как «империалистические».

Формирование Таможенного Союза с участием России, Белоруссии и Казахстана, а на его базе и более масштабного проекта Евразийского Союза можно отнести в актив явных успехов российской внешней политики последних десятилетий.

Здесь российский правящий класс, сращенный с крупным частным капиталом, действуя в соответствии с логикой расширения своего влияния и упрочения своих позиций в мировой капиталистической системе, действительно одержал крупную победу, рассчитывая надежнее через рынок освоить и закрепить за собой зону постсоветского пространства, которым раньше владело на правах монопольного империалиста. Это в свою очередь вызывает неприкрытое раздражение у западных империалистических кругов, особенно у США, искренне считающих, что постсоветское пространство, как и весь мир должен принадлежать только им.

Новые старые национальные противоречия

Во внутреннем плане территориально сокращенная Российская Федерация полностью унаследовала от СССР прежнюю во многом по имперски иерархическую национально-государственную форму своего существования.

А это неизбежно допускало, что в наиболее подходящий исторический момент, целый ряд российских народов имеющих свои национальные республики со своими узаконенными границами и национальными правительствами, дозреют до своего окончательного совершеннолетия, с целью образования независимых государств. Собственно это и произошло с Чечней во второй половине 90-х годов, что потребовало от Центра проведения двух широкомасштабных войн, чтобы удержать в своем составе мятежную республику.

Современная Россия, преодолев имперские формы Российской империи и СССР, так и не преодолела полностью свою имперскую сущность, сохранив целый ряд их признаков (национально-территориальное деление) в своем устройстве. Постулируемый властью российский национализм/патриотизм в виде концепта «российская нация» оказался на поверку непривлекательным, в силу того, что в нем явно прослеживается денациональное имперское начало разделяющие народы по- своим национальным «квартирам-республикам», по неким рангам, в зависимости от предоставленных Центром разных прав. Такая имперская форма интеграции не столько объединяет, сколько создает в будущем условия для выхода национальных республик из состава России.

И это при том, РФ по сравнению с Российской империей и СССР является более культурно однородным обществом, исходя из огромной доли в нем русского этноса -до 82%. Но имея намного более русскоязычную по своему составу РФ, власти ее так и не решились сформировать на ее культуроязычной основе общерусскую нацию, предложив непривлекательный для самих русских концепт «россиянства». Это явилось явной уступкой для нацменьшинств и других нерусских народов России, сформировавших в своих национальных республиках этнократические кланы.

Хотя само наличие устойчивого русского культуроцентричного ядра в центре и, особенно в регионах РФ стратегически равнозначно присутствию российской государственности (Ремизов М.). Более упрощенно это можно выразить так: где есть русские- там есть Россия, где их совсем немного, там России практически нет. Это видно по ряду республик Северного Кавказа, которые на практике далеко выходят за пределы российского правового пространства. Что не все россияне означают Россию, в то время как русские всегда.

Собственно современная Россия одновременно имеет черты и имперского государства и национального. Но в отличие от СССР и особенно Российской империи, доля имперского начала в ней на порядок меньше, зато РФ вплотную приблизилась к достраиванию нации-государства. Своеобразная имперско-национальная гибридность. Но доля национального в современной России намного превосходит долю имперского начала, по сравнению с царским и советским периодами.

Крымский поворот в общенациональной политике Кремля

Операция «Крым» в марте 2014 г., в которой и был присоединен полуостров к России, безусловно, прошла при помощи усилий самой Москвы, в виде так называемых «вежливых вооруженных людей», хотя и при прямой поддержке местного русскоязычного населения, с воодушевлением пожелавшим возвратиться в состав России. При этом следует особо отметить, что само присоединение Крыма к России во многом произошло для Москвы непреднамеренно, а ситуативно. К такому внешнеполитическому повороту Москву подтолкнули: националистическая майданная революция на Украине (развязанная при прямой поддержке Запада), стремление антироссийски настроенного правительства в Киеве любой ценой затащить Украину в НАТО. Для Москвы возникала вполне реальная угроза размещения в русском Севастополе натовских баз.

Такой сценарий, угрожающий базовым российским национальным интересам Москва допустить никак могла. И крымский Рубикон был решительно перейден, к большому изумлению со стороны США, которые искренне считали, что то, что позволено Юпитеру (Америке), не позволено быку.

Воссоединение с Крымом, при одновременно новом витке холодной войны с Западом, взбудоражил русское историческое самосознание и национальную идентичность став, по сути, фактором общенациональной сборки. Явилось мобилизующим фактором для настоящего объединения, ранее расколотого и сегментированного российского населения. А также стало фактором зарождения новой элиты, элиты почвенной, а не временщиков, лишенных чувства ответственности за свою страну.

Само по себе историческое воссоединение русского Крыма и Севастополя с Россией, вместе с потоком беженцев из Восточной Украины в РФ количественно и качественно расширяет и укрепляет «Русский мир», мощную цивилизационную основу для строительства единой в культурном и гражданском смыслах русско-российской нации в стране. Немалую роль в этом сыграл международный контекст.

Все нарастающее давление Запада на Россию в связи с украинским кризисом и присоединением Крыма, явилось ледяным и отрезвляющим душем для большей части российской элиты, давно мечтающих войти в мировую элиту, на правах пусть и младшего, но уважаемого партнера. Крым во многом перечеркнул такие надежды части российского истеблишмента, к тому же вороватого и далеко не отождествляющего свои интересы с интересами своей страны.

А вот для самой большой массы российского населения, стойко переживающего очередной экономический кризис, это стало новым возвращением к незабытым советским временам, когда империалистический Запад рассматривался в качестве тотального врага. Причем само возрождение антизападной риторики и образа врага в виде «коллективного Запада» российским населением было встречено положительно. Сама массовая акция «Бессмертный полк», со всей очевидностью показала, что у русско-российского народа далеко не растрачены патриотические мобилизационные ресурсы, направленные против внешнего давления на страну. Вот почему все попытки Запада свергнуть крайне неудобный для него режим Путина через классическую «цветную революцию», стали восприниматься российским населением (даже и без пропаганды), как неприкрытая антироссийская западная агрессия, которая не раз уже была в отечественной истории.

Давление на Россию и лично на президента Путина, причем даже в условиях экономического кризиса и ухудшения жизни простых граждан, не только не ослабили позиции политического руководства страны, но еще более консолидировали общество вокруг президента Путина, воспринимаемого как общенационального и харизматичного лидера страны, не сгибающегося под давлением враждебного внешнего окружения.

В лице предельно демонизируемого западными СМИ президента Путина тысячелетняя Россия стала главным фактором ломки уже всем изрядно надоевшего однополярного американоцентричного мира. А весь мир вновь стал свидетелем развернувшейся острой схватки обретший державный суверенитет России, с американской глобальной империей, сначала на Украине, а затем и на Ближнем Востоке, в Сирии. Российское сопротивление американскому мировому диктату на всех международных площадках, вкупе с усилением национал-консервативных тенденций во внутренней политике стало главной темой для обсуждения в международном сообществе.

По сути, историческая Россия, в своей новой ипостаси возглавила все альтернативное американской тоталитарно-глобальной империи мировое сообщество на пути построения более справедливого многополярного мира. Россия со своим уникальным культурно-конфессиональным ядром- «Русским миром» противопоставила себя как цивилизационная альтернатива «Западному миру», с его сетевой имперской структурой, заточенной чтобы хаотизировать регионы и создавать там удобные площадки для перекачки капиталов в западные страны.

Собственно говоря «Русский мир» синтетически объединяет в себе и духовную традицию русского православия, этос локальной русско-российской дореволюционной цивилизации и традицию советской социально-классовой справедливости, во всем противоположной вненациональному корпоративному капитализму, с его культом безудержного потребления и классовой стратификации. Вопрос лишь в том, сможет ли все более укрепляющая традиция «Русского мира» преодолеть все чужеродные формы и отношения российского бюрократическо-монополистического капитализма, с его неприкрытым цинизмом стяжательства и индивидуального эгоизма?

Пока же ясно одно: активация русской национальной идентичности в общероссийском культурном пространстве, укрепление общенациональных связей по горизонтали и вертикали внутри российского сообщества, при масштабном противостоянии Западу и усилении героической традиции в отечественной коллективной памяти, все это вместе взятое составляет плодотворный полюс напряжения внутри русско-российского сообщества. Этот полюс, а вместе с ним переживаемый момент в истории нашей страны является не новой ломкой в духе 1991 г., а возрождением всех прерванных самобытных исторических и национальных траекторий России в новых условиях.

И первоочередным и самым главным здесь встает вопрос о возрождении русскости. Пора уже, наконец, понять, без русской идентичности и русской культурной сущностной основы Россия долго не протянет.

Веками нигилируемая и извращаемая имперскими формами и советским коммунизмом русская идентичность является культурной основой не только формирования русско-российской нации в новых условиях, но и способом сохранения и преумножения всего многокультурного и многоэтнического богатства России. Причем в основе русской идентичности никогда не было и не должно быть и в будущем примитивного этнического национализма по принципу крови, но всегда лишь по принципу языка и культуры. Русская идентичность и русский национальный патриотизм вовсе не противостоит общероссийскому патриотизму и российской многонародной идентичности. Наоборот он (русский национал-патриотизм) его (общероссийский патриотизм) укрепляет и является его главным стержнем, своего рода клинком для меча.

Посткрымский консенсус создал самые благоприятные условия для завершения строительства русско-российской нации на базе русской идентичности, при плодотворном обогащении ее со стороны других народов и культур России. Для такой нации и национализм обязан быть исключительно гражданско-культурный, понимаемый как солидарность людей поверх их социально-классового деления и имущественной стратификации, ощущающих свою сопричастность к единому обществу- русско-российской нации.

Но это полдела. Для этой нации не нужны плохо работающие социальные и политические связи и институты, в том числе рудиментарные имперско-этнические формы и атрибуты. Нужна продуманная перестройка наспех заимствованных в 90-е годы политических и социальных институтов на предмет их соответствия базовым потребностям всего российского социума, а не какого-нибудь «креативного» класса.

При этом важно также, навсегда преодолеть хамскую традицию тотального и насильственного переделывания отечественной культуры и общества в духе 1917 и 1991 годов. Сегодня Россия нуждается в плавном историческом сотворчестве масс и новой патриотической элиты на основе веками проверенных русско-российских традиций коммунальности и социальной справедливости. Только гармоничное соединение жизнеспособной Традиции и Модерна может стать не только выходом из тупика вненациональной постсоветской России, но и стать мощным фактором глобального успеха России в XXI веке.

Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких‑либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3‑5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.



Просмотров