Постановлением правительства российской федерации 614.

№ 614-ПП от 02.11.2012 Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов

2 ноября 2012 г. N 614-ПП Об утверждении Положения о взаимо- действии органов исполнительной власти города Москвы при организа- ции работы по освобождению земель- ных участков от незаконно разме- щенных на них объектов, не являю- щихся объектами капитального стро- ительства, в том числе осуществле- нию демонтажа и (или) перемещения таких объектов В соответствии со статьями 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Феде- рального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в дейс- твие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользова- нии в городе Москве", в целях защиты прав города Москвы при реали- зации правомочий собственника в отношении земельных участков, на- ходящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, на- ходящихся на территории города Москвы, государственная собствен- ность на которые не разграничена, и совершенствования порядка ос- вобождения земельных участков от незаконно расположенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, Пра- вительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (приложение 1). 1.2. Перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собс- - 2 - твенником которых является город Москва или государственная собс- твенность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению (приложение 2). 2. Установить, что: 2.1. Префектуры административных округов города Москвы в те- чение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановле- ния обеспечивают освобождение земельных участков от незаконно раз- мещенных объектов, указанных в пункте 1.2 настоящего постановле- ния, в том числе путем их демонтажа и (или) перемещения на специ- ально организованные площадки. 2.2. Организация работы по выявлению объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на зе- мельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежа- щих демонтажу и (или) перемещению, не включенных в перечень (при- ложение 2), осуществляется в порядке, установленном приложением 1 к настоящему постановлению. 2.3. Органы исполнительной власти города Москвы, уполномочен- ные на утверждение примерных (рекомендуемых) форм договоров на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строи- тельства, в том числе нестационарных торговых объектов, предусмат- ривают в указанных примерных (рекомендуемых) формах договоров: 2.3.1. Обязательство правообладателя объекта в 7-дневный срок с даты прекращения договора обеспечить демонтаж и вывоз объекта с места его размещения. 2.3.2. Согласие правообладателя на то, что уполномоченный ор- ган исполнительной власти города Москвы при прекращении действия договора и истечении 7-дневного срока, указанного в пункте 2.3.1 настоящего постановления, самостоятельно обеспечивает демонтаж и (или) перемещение объекта на специально организованную площадку для хранения незаконно размещенных объектов. 2.3.3. Положение о том, что орган исполнительной власти горо- да Москвы, уполномоченный на обеспечение демонтажа и (или) переме- щения объекта, в случае отказа правообладателя в добровольном по- рядке осуществить демонтаж и вывоз объекта с места его размещения в 7-дневный срок после прекращения договора, не несет ответствен- ности за состояние и сохранность товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в объекте, при его демонтаже и (или) пере- - 3 - мещении на специально организованную площадку для хранения неза- конно размещенных объектов. 3. Просить Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве оказывать содействие в реа- лизации мероприятий по освобождению земельных участков, занятых незаконно размещенными объектами, не являющимися объектами капи- тального строительства, в том числе по демонтажу и (или) перемеще- нию таких объектов. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам иму- щественно-земельных отношений Сергунину Н.А., заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В. и министра Правительства Москвы, руководителя Депар- тамента земельных ресурсов города Москвы Ефимова В.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия ор- ганов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разгра- ничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства. 2. Рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства (да- лее - Окружная комиссия). 3. В настоящем Положении используются следующие термины и оп- ределения: 3.1. Незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не яв- ляющиеся объектами капитального строительства, в том числе неста- ционарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, на- ходящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, го- сударственная собственность на которые не разграничена, без доку- ментов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок дейс- твия документов, являющихся основанием для размещения таких объек- тов. 3.2. Документы, являющиеся основанием для размещения объек- тов, не являющихся объектами капитального строительства: - действующее разрешение на размещение нестационарного торго- вого объекта для реализации печатной продукции в месте, установ- ленном схемой размещения нестационарных торговых объектов; - 2 - - действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении; - действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; - действующий договор аренды земельного участка для размеще- ния объекта, не являющегося объектом капитального строительства; - действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строи- тельства; - свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта. 3.3. Правообладатель объекта - физическое или юридическое ли- цо, индивидуальный предприниматель, в чьей собственности находится объект, и (или) фактически осуществляющий использование объекта. 3.4. Демонтаж объекта - разборка незаконно размещенного объ- екта, не являющегося объектом капитального строительства, на сос- тавляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан (далее - демонтаж). II. Порядок выявления незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и освобождения земельных участков от таких объектов 4. Управа района города Москвы: 4.1. На постоянной основе выявляет незаконно размещенные объ- екты, не являющиеся объектами капитального строительства. 4.2. Осуществляет проверку наличия документов, являющихся ос- нованием для размещения объектов, не являющихся объектами капи- тального строительства, в течение 2 дней с момента получения: - обращений граждан и юридических лиц о незаконном размещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе поданных с использованием портала "Наш город. Программа развития Москвы" (www.gorod.сайт); - информации органов исполнительной власти города Москвы о выявлении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства; - 3 - - информации префектуры административного округа города Моск- вы о прекращении действия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строи- тельства. 4.3. В случае выявления незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, или подтверждения поступившей информации о незаконном размещении объекта (п.4.2) составляет акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не яв- ляющегося объектом капитального строительства. Форма указанного акта утверждается Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. 4.4. В течение 1 рабочего дня с даты составления акта о выяв- лении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом ка- питального строительства, направляет указанный акт в префектуру административного округа города Москвы. Акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющего- ся объектом капитального строительства, может быть направлен в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи) уполномоченного должностного лица. 5. Департамент торговли и услуг города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы в случае выявления в рамках предоставленных полномочий незаконно размещенных объектов, не яв- ляющихся объектами капитального строительства, в 2-дневный срок направляют информацию о выявлении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в управу соот- ветствующего района города Москвы. 6. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проверок использования земельных участков при выявлении незаконно размещенных на земель- ных участках объектов, не являющихся объектами капитального строи- тельства, в течение 1 рабочего дня с даты составления акта обсле- дования земельного участка направляет указанный акт в префектуру соответствующего административного округа города Москвы. Акт обследования земельного участка может быть направлен в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи) уполномоченного должностного лица. - 4 - 7. Префектура административного округа города Москвы: 7.1. В 3-дневный срок с момента прекращения действия докумен- тов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, направляет соответствующую информацию в управу района города Москвы. 7.2. В течение 5 рабочих дней с момента поступления в префек- туру административного округа города Москвы акта о выявлении неза- конно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства (п.4.3), или акта обследования земельного участка (п.6) обеспечивает рассмотрение и принятие Ок- ружной комиссией решения: 7.2.1. О демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов. 7.2.2. О направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в слу- чае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообла- дателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества. 7.3. В течение 3 рабочих дней с даты принятия Окружной комис- сией решения, указанного в пункте 7.2.1 настоящего Положения, обеспечивает демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку. 7.4. В течение 5 рабочих дней с даты принятия Окружной комис- сией решения, указанного в пункте 7.2.2 настоящего Положения, нап- равляет в суд исковое заявление об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов. 7.5. Обеспечивает размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы в информационно-телекоммуни- кационной сети "Интернет", на досках объявлений префектуры адми- нистративного округа города Москвы и управы района города Москвы, а также непосредственно на объектах информации: 7.5.1. О проведении на территории административного округа проверок обоснованности размещения объектов, не являющихся объек- тами капитального строительства, и реализуемых мерах по демонтажу незаконно размещенных объектов. - 5 - 7.5.2. О самостоятельном осуществлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенного объекта на специально организованную для хранения площадку в случае отказа правообладателей объектов в доб- ровольном порядке освободить земельный участок от незаконно разме- щенного объекта. 7.5.3. О месте и сроке хранения демонтированных или переме- щенных объектов (их составных частей), перечне документов, необхо- димых для возврата правообладателям находящихся на хранении объек- тов. 8. Отсутствие правообладателя незаконно размещенного объекта при его демонтаже и (или) перемещении не является препятствием для осуществления действий по демонтажу и (или) перемещению незаконно установленного объекта на специально организованную для хранения площадку. 9. В случае отказа правообладателя объекта от вывоза товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно разме- щенном объекте, либо в случае отсутствия правообладателя незаконно размещенного объекта префектура административного округа города Москвы в присутствии официальных представителей управы района го- рода Москвы осуществляет вскрытие незаконно размещенного объекта, фотофиксацию указанного имущества, опечатывает объект, присваивает объекту уникальный номер, идентифицирующий объект на время его хранения, и обеспечивает перемещение объекта на специально органи- зованную для хранения площадку и передачу по акту уполномоченному лицу, осуществляющему хранение. В случае если демонтаж незаконно размещенного объекта невоз- можен без нанесения ущерба назначению указанного объекта префекту- ра административного округа города Москвы в присутствии официаль- ных представителей управы района города Москвы производит опись товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незакон- но размещенном объекте, фотофиксацию указанного имущества, его пе- ремещение на специально организованную для хранения площадку и пе- редачу по акту на хранение вместе с демонтированным объектом (его составляющими элементами). 10. Префектура административного округа города Москвы опреде- ляет перечень площадок для хранения подлежащих перемещению и (или) демонтажу объектов, не являющихся объектами капитального строи- тельства, и организацию, осуществляющую демонтаж и (или) перемеще- - 6 - ние незаконно размещенных объектов на указанные площадки, а также их хранение. III. Обеспечение хранения объектов, не являющихся объектами капитального строительства 11. Правообладатель объекта в целях возврата ему находящегося на хранении объекта, а в случае, указанном в абзаце втором пункта 9 настоящего Положения, объекта (его составляющих элементов) и имущества, находившегося в демонтированном объекте (далее - пред- мет хранения), обращается с заявлением в префектуру административ- ного округа города Москвы. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие принадлеж- ность объекта правообладателю (копия ранее действовавшего договора пользования земельным участком для размещения объекта либо дого- вора на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства, договора на размещение нестационарного торгового объекта, решение суда об установлении права собственности на объ- ект, не являющийся объектом капитального строительства, по желанию правообладателя - также иные документы). 12. Префектура административного округа города Москвы в тече- ние 30 дней с даты получения от правообладателя объекта заявления и комплекта документов, указанных в абзаце втором пункта 11 насто- ящего Положения, принимает решение о возврате предмета хранения либо об отказе в возврате предмета хранения. Основаниями для отказа в выдаче предмета хранения, являются непредставление правообладателем документов, подтверждающих при- надлежность объекта правообладателю, и (или) представление утра- тивших силу документов либо документов, содержащих недостоверные сведения. 13. В случае принятия префектурой административного округа города Москвы решения о возврате предмета хранения правообладатель объекта в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения обязан принять предмет хранения по акту приема-передачи. 14. В случае если в течение 6 месяцев с даты передачи объекта (либо его составляющих элементов и имущества, находившегося в де- монтированном объекте) на хранение префектурой административного округа города Москвы не принято решение о возврате правообладателю - 7 - предмета хранения либо если в срок, предусмотренный пунктом 13 настоящего Положения, правообладатель объекта не принял предмет хранения по акту приема-передачи, соответствующий предмет хранения подлежит утилизации. 15. Утилизацию предмета хранения в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Положения, обеспечивает префектура соответс- твующего административного округа города Москвы за счет средств бюджета города Москвы, выделяемых для указанных целей в установ- ленном порядке.

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Справка

Документ внесён Министерством регионального развития Российской Федерации согласно поручению пункта 3 Комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1650−р.

Постановление разработано по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (абзац 3 подпункта «б» пункта 2).

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 вступает в силу с 6 августа 2013 года.

Введение социальных норм потребления электрической энергии

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ о поэтапном введении социальной нормы потребления электроэнергии во всех субъектах федерации (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»).

Социальная норма – это норма месячного объема потребления электрической энергии домохозяйством, оплачиваемая по «льготному тарифу».

Ключевая идея нововведения заключается в сдерживании государством ежегодного роста коммунальных тарифов для населения только в пределах социальной нормы (определенного объема электроэнергии на человека). Тариф на электроэнергию, потребляемую свыше нормы, будет устанавливаться по рыночным принципам.

Формальная цель введения социальных норм энергопотребления – защита широких, но относительно необеспеченных слоев населения (отсюда величина в 70% от домохозяйств) от постоянного роста тарифов, который правительство РФ явно не в состоянии остановить в рамках пореформенной модели регулирования. Во-вторых, это очередная мера по стимулированию энергосбережения.

Долгосрочная цель совсем иная – переход к модели дифференциации платежей за электроэнергию (а впоследствии также за воду, газ и тепло), характерной для развитых стран, т.е. когда конечные цены для населения существенно (обычно в 1,5−2 раза) превышают цены для промышленности, что вполне объективно, поскольку последней не нужна капиталоемкая распределительная инфраструктура, а средние объемы потребления намного выше (эффект масштаба). Это вполне можно считать шагом навстречу промышленным потребителям, на которых сегодня ложится основная тяжесть роста тарифов (в том числе в рамках «последней мили»). При этом назвать текущее положение российской промышленности критичным тоже нельзя: тарифы на электроэнергию для промышленности хотя и достигли уровня США, но все-таки остаются более чем в два раза ниже, чем в ЕС.

Указанным правительственным решением вводится «социальная норма потребления электроэнергии», установление величины которой осуществляется " уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ на основании выборочных данных о годовом объеме потребления мощности в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных стационарными электроплитами для приготовления пищи, в количестве не менее 10 тыс. человек, а также о числе зарегистрированных в указанных помещениях лиц" (пункт 3 Положения).

Кроме того, утверждается методика расчета указанной социальной нормы по шести группам домохозяйств и шести типам жилых помещений, которая начнет применяться с 1 июля 2014 года по всей стране. В семи же субъектах РФ социальная норма потребления электроэнергии будет учитываться при расчете платы за электроснабжение уже с 1 сентября 2013 года. В число этих «пилотных регионов» попали Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская и Самарская области.

Минэнерго России склоняется к тому, что норма потребления должна быть в районе 70 кВт.час на 1 человека в месяц, причем в этот объем включена и норма расхода электричества на общедомовые нужды - лифт, освещение подъезда. Социальную норму потребления электроэнергии, согласно постановлению, установят сами регионы по методике федерального центра. Устанавливать свой порог каждый регион сможет самостоятельно, исходя из существующего среднестатистического потребления. Главный критерий такого порога в том, чтобы не менее 70% населения смогло уложиться в норму без существенного снижения качества жизни.

Иными словами, на определенный объем электроэнергии – социальную норму – установят относительно низкие расценки, а потребление сверх норматива будет оплачиваться по более высоким тарифам.

Уполномоченный орган государственной власти по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории субъектов Российской Федерации будет выбран в ближайшее время.

Установление величины социальной нормы будет осуществляться на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии населением и будет зависеть от типа населенного пункта (городские или сельские населенные пункты), типа жилых помещений(наличие или отсутствие оборудованных в установленном порядке стационарных электроплит для приготовления пищи, электроотопительных и электронагревательных установок для целей горячего водоснабжения) и от численного состава домохозяйств(выделяется пять групп домохозяйств, определяемых количеством совместно проживающих лиц).

Некоторые важные детали нового документа

— Базовая величина соцнормы будет рассчитана каждым регионом самостоятельно - по статистике потребления одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами. По нескольким регионам, эта величина может составить 75−80−90 киловатт.

— Для семей предусмотрены надбавки: на второго проживающего 50 кВт, третьего, четвертого и далее - по двадцать киловатт на каждого. Эти надбавки также определены расчетным путем на основании статистики по разным регионам, по итогам были выбраны максимальные из них.

— Если дом оборудован не газовыми, а электрическими плитами, то на человека будет добавлено до 90 кВт в месяц.

— Если нет централизованного тепло - и газоснабжения и проектом жилого дома предусмотрено обеспечение этих услуг с использованием электрокотла - в отопительный период надбавка будет до 3000 кВт в месяц на семью на отопление, и еще круглый год до 100 кВт в месяц на горячее водоснабжение в расчете на каждого проживающего.

— Величина социальной нормы для сельских домов до 100 кВт на одно домохозяйство.

— При определении величины социальной нормы для домохозяйств в аварийном либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90 % применяется повышающий коэффициент - 1,5; для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70 процентов повышающий коэффициент - 1,2.

— Пенсионеры и инвалиды в первый год введения соцнормы будут платить по льготному тарифу. Далее для этих категорий граждан соцнорма должна быть установлена в 1,5 раза больше, чем для прочих.

— Отдельно предусматривается возможность установления соцнормы для садоводов и прочих приравненных к гражданам категорий.

— Тариф в пределах социальной нормы в тех регионах, где ее раньше не было, будет немного снижен. Сверх социальной нормы - повышен не более чем на 30 % от текущего уровня. Далее ежегодно тариф сверх соцнормы будет повышаться более высокими темпами, пока не достигнет реального уровня (под реальный уровнем понимаем здесь величину, сопоставимую с тем, по которой платят мелкие коммерческие потребители).

— При отсутствии прибора учета при расчете платы за энергоснабжение к объему потребления электрической энергии, определенному исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, социальная норма применяется с понижающим коэффициентом. При этом понижающий коэффициент к величине социальной нормы принимается равным 0,9 в течение первых 6 месяцев с последующим его снижением на 0,1 каждые полгода, но не менее величины 0,7 вплоть до даты установки прибора учета.

Помимо собственно домохозяйств социальная норма в определенных пропорциях распространяется также на дачные кооперативы, религиозные организации, гаражи и объекты ФСИН. Верхней границей социальной нормы, указанной в тексте самого Постановления Правительства, является 150 кВт·ч/1 чел/мес. Фактически же она вряд ли будет превышать 90 кВт·ч/1 чел/мес. При этом выделяется 21 категория потребителей, для каждой из которых будет устанавливаться своя отдельная социальная норма. В частности, сохранится льготный режим для домохозяйств, оборудованных стационарными электроплитами. Отдельные нормы будут рассчитываться также для разного времени суток, если домохозяйство оборудовано дифференцированным по времени прибором учета.

Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.

Введение социальной нормы, конечно, не отменяет принципиальных задач по сокращению издержек регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, которое в результате должно привести к снижению тарифов. Однако в контексте нововведения это будет означать, что реальный уровень тарифов, который предъявляется гражданам сверх соцнормы, будет снижаться по мере реализации таких мероприятий. Кроме того, если малоимущие граждане по тем или иным причинам окажутся в той группе, в которой существует потребление сверх социальной нормы, им будет предоставлена компенсация через механизмы «социальной поддержки».

Таким образом, закон предусматривает различные повышающие норму коэффициенты для пенсионеров, для жителей сельской местности, для домов с электроплитами и электронагревателями, для ветхого и аварийного жилого фонда и т.д. К примеру, одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров в первый год действия социальных норм потребления электроэнергии смогут оплачивать по социальному тарифу весь потребленный объем электроэнергии. А со второго года действия норм для пенсионеров предусмотрен повышающий социальную норму коэффициент — 1,5.

Следует отметить, что средняя величина социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Российской Федерации на одного человека в месяц составит 75−100 кВт.ч. При этом экономия электрической энергии (мощности) в текущем месяце не может быть перенесена на следующий месяц.

Опыт введения таких социальных норм в России уже есть. Во Владимирской области была установлена норма 50 кВт.ч на 1 человека в месяц. Для одиноких пенсионеров лимит чуть выше - 100 кВт на человека. Для жильцов домов, где установлены электроплиты, норма повышается до 140 кВт, в этот норматив с трудом уложились 40% жителей. До 2010 года она составляла 54 кВт.ч. в месяц. Через пять лет ее решили поднять. В Законодательном собрании обсуждался вариант в 77 кВт.ч., однако региональный минфин заявил, что в этом случае бюджету придется компенсировать энергосбытовым компаниям слишком большую потерю в доходах. Пришлось искать золотую середину между интересами населения и энергетиков. В итоге сошлись на норме в 65 кВт.ч., которая действует до сих пор. Интересно, что тариф за перерасход электроэнергии при этом подняли до 3,38 рубля. Киловатт «экономкласса» стоит сейчас 2,04 рубля.

В Москве считают, что социальная норма должна быть не менее 150 кВт.час. В чем-то эта позиция перекликается с уровнем потребления, на который ссылается п.5 Постановления Правительства: «Величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт·ч/1 чел/мес.».

Введение социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) создаст условия для экономии энергоресурса при помощи дифференциации тарифа на предоставляемую коммунальную услугу по электроснабжению, а также для стимулирования потребителей к установке приборов учёта.

Реализация положений документа позволит осуществить управляемое доведение тарифа на электрическую энергию (мощность) до экономически обоснованного уровня, сократить перекрёстное субсидирование в электроэнергетике, обеспечить повышение эффективности системы социальной защиты населения путём соблюдения принципа равнодоступности услуг и социальных гарантий.

В связи с установлением социальной нормы потребления электроэнергии, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 в ряд актов Правительства РФ внесены коррективы. Поправки коснулись, в частности, стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также организациями в сфере управления многоквартирными домами; правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов:

— постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

— Основы ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, установленные в 1998 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444), утратили силу.

Общий смысл введения нормы в том, что для установленного объема потребления тарифы для населения поддерживаются на относительно низком уровне, свыше этой нормы придется платить существенно больше. Минэнерго склоняется к тому, что норма потребления должна быть в районе 70 кВт.час на 1 человека в месяц.

Правительство России приняло Постановление № 614 от 22.07.2013 « О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». В соответствии с этим документом определяется общий порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии для различных условий потребления электрической энергии.

Общий смысл введения нормы в том, что для установленного объема потребления тарифы для населения поддерживаются на относительно низком уровне, свыше этой нормы придется платить в 2-3 раза больше. Минэнерго склоняется к тому, что норма потребления должна быть в районе 70 кВт.час на 1 человека в месяц. Но устанавливать свой порог каждый регион может самостоятельно исходя из существующего среднестатистического потребления. Главный критерий такого порога в том, что бы не менее 70% населения смогло укладываться в норму без существенного снижения качества жизни.

Общий срок введения в действие социальной нормы потребления с 1 июля 2014 года. Определиться с уровнями соцнорм для различных условий потребления необходимо до 1 марта 2014 года.

Для регионов, в которых ранее началась реализация пилотных проектов по установлению соцнорм потребления, срок действия Постановления Правительства с 1 сентября 2013 г. Перечень регионов:

1. Забайкальский край

2. Красноярский край

3. Владимирская область

4. Нижегородская область

5. Орловская область

6. Ростовская область

7. Самарская область

Опыт введения таких норм уже есть. Во Владимирской области была установлена норма 50 кВт.час на 1 человека в месяц. Для одиноких пенсионеров лимит чуть выше — 100 киловатт на человека. Для жильцов домов, где установлены электроплиты, норма повышается до 140 киловаттВ этот норматив с трудом уложились 40% жителей. До 2010 года она составляла 54 киловатт-часа в месяц. Через пять лет ее решили поднять. В Законодательном собрании обсуждался вариант в 77 киловатт-часов. Однако региональный минфин заявил, что в этом случае бюджету придется компенсировать энергосбытовым компаниям слишком большую потерю в доходах.

Пришлось искать золотую середину между интересами населения и энергетиков. В итоге сошлись на норме в 65 киловатт-часов — она действует до сих пор. Интересно, что тариф за перерасход электроэнергии при этом подняли до 3,38 рубля. Киловатт «экономкласса» стоит сейчас 2,04 рубля.

В Москве считают, что соцнорма должна быть не менее 150 кВт.час. В чем то эта позиция перекликается с уровнем потребления, на который ссылается п.5 Постановления Правительства: « Величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт·ч/1 чел/мес.».

В Украине в течение ряда лет действует похожий порядок установления лимита потребления электроэнергии для населения: до 150 кВт.час на 1 человека в месяц жители платят 24 копейки, выше - 36 копеек. При этом для промышленности тариф в 4 раза выше. Ситуация с поддержанием тарифов для населения на низком уровне создает постоянный дефицит бюджета, причем, как правило, этот дефицит не закрывается другими источниками поступлений. По мнению украинских специалистов, мера по ограничению потребления через низкие базовые тарифы себя не оправдывает и не мотивирует население к снижению потребления. В то же время, сохраняющееся перекрестное субсидирование самым негативным образом сказывается на деловой активности и в конечном итоге на доходах самого населения.

К чему в России приведет административное регулирование тарифов в условиях рыночной экономики, предсказать сложно. Мнения разделились. Ясно одно - люди начнут задумываться о снижении платежей. А выбор способа снижения будут искать с присущей изобретательностью: от рационализации потребления до воровства.

Более подробно с Постановлением Правительства можно ознакомиться в приложении к данной заметке.



Просмотров