Порядок следования в колонию поселение. Болезни, освобождающие от тюрьмы? Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в местах

Российское законодательство предполагает варьируемые меры пресечения преступников, в зависимости от тяжести совершенных ими действий. Колония-поселение — это разновидность учреждений, в которых отбывают наказания лица, совершившие преступления средней или легкой степени тяжести, либо по неосторожности.

Общие сведения

Исполнительные органы РФ понимают, что нецелесообразно помещать злостных преступников вместе с теми, кто оступился по неосторожности, либо без злого умысла. Поэтому была реализована система отбывания наказания в зависимости от тяжести совершенных преступлений. Заключение в колонии поселении действует в тех случаях, когда невозможно применить к осужденному условное заключение, либо вовсе избавить от фактического лишения свободы.

Данная форма заключения имитирует искусственную среду реального общества, при этом она имеет ограниченный ареал и наполнена штатом надзирателей (сотрудников гос. служб, которые следят за соблюдением норм и правил поведения). Такая среда позволяет осужденным приспосабливаться к новым условиям обитания без чрезмерно жестких коррекционных мер (как в тюрьмах). Она подталкивает заключенных к мирному сосуществованию друг с другом и реабилитации в обществе. Все жители поселений обеспечены всем необходимым для удовлетворения собственных нужд.

Главная задача, которую государство ставит перед такой формой заключения – это подталкивание заключенных к высокой самодисциплине и соблюдению правил, которые должны привести к исправлению этих индивидов и реабилитации в обществе.

Расположены колонии-поселения преимущественно в лесистой местности восточных и северных регионов нашей страны (в основном в Сибири и на Дальнем Востоке). Территория обычно не имеет ограждений (за редким исключением), что создает впечатление простого населенного пункта. Пренебрежение охранительными действиями компенсируется за счет высокой удаленности от городов. Обычно поселения представляют собой деревообрабатывающие артели, расположенные в глубокой лесополосе.

Другая значимая роль колоний поселений для страны заключается в обеспечении дешевой рабочей силы добывающей промышленности. Не так много людей соглашаются уезжать в сибирские дебри ради работы в деревообрабатывающей сфере. Компенсация нехватки рабочих рук за счет осужденных положительно сказывается на экономике страны в целом. Отсутствие выбора у заключенных и их необходимость в заработке позволяет работодателю (в данном случае государству) диктовать свои условия.

Разновидности колоний-поселений

Четкой классификации данного вида учреждений нет, их разделяют относительно заключенных, для кого они предназначены:

  • Поселения щадящего режима. В них направляют тех, кто совершил преступления по неосторожности, либо в силу обстоятельств (аффект, давление со стороны третьих лиц и т.д.). Также они предназначены для совершивших преступления с умыслом, но тяжести не выше средней степени.
  • Поселения, предназначенные для заключенных, отбывающих наказание в колониях общего или строго режима, которые заслужили своим хорошим поведением смягчения меры пресечения. Обычно в подобных учреждениях повышенные меры охраны.

Описанное деление условно, и допустимы случаи, когда в одном и том же учреждении могут отбывать наказания индивиды, причисляемые к обоим типам.

Особенности исполнения наказания

В колониях-поселениях наказание как таковое отсутствует. Данные учреждения сильно напоминают обычную вахту в деревообрабатывающей промышленности. Здесь некий ареал состоящих из людей, занимающихся общим делом. Надзиратели практически отсутствуют, нет тотального контроля со стороны руководства. Единственные ограничения, характерные для данных учреждений, заключаются в проверке способности заключенных к ведению нормального образа жизни, то есть без антисоциального поведения и превышения рамок дозволенного.

Зачастую некоторые обитатели поселений, которые были переведены из исправительных колоний строго или общего режима не относятся серьезно к новому месту пребывания. В результате они самовольно его покидают. В этом им помогает отсутствие ограждений на территории и охранительных элементов.

Однако колонии-поселения всегда располагаются на серьезном удалении от населенных пунктов. Обычно это безлюдная лесистая местность, в которой практически отсутствует гражданский курсирующий транспорт. В таких условиях значительно облегчается процесс поиска пропавших нарушителей.

Четкой классификации режимов содержания в колониях-поселениях нет. Тем не менее, к нарушителям имеющихся правил могут быть применены дисциплинарные санкции, одной из которых является запрет на покидание пределов общежития в нерабочее время сроком до 30 дней.

Общежитие в колонии-поселения представляется обычной формой проживания без каких-либо суровых ограничений свобод. Однако семейные пары (не обязательно муж и жена, допустимо родитель с детьми) могут арендовать себе недвижимость в границе колонии или прилегающего населенного пункта. Для этого им нужно удовлетворять 2 требованиям:

  • Иметь положительную характеристику с места бывшего пребывания. Недопустимо нарушение режима.
  • Осуждены не по насильственным статьям (убийство, разбой, покушение и т.д.). Иными словами, вышестоящие инстанции должны убедиться, что эти индивиды не представляют опасности для общества, и не примут попытки к бегству.

Добившись разрешения на аренду жилья, осужденные подпадают под режим облегченного содержания, который предполагает лишь обязательную трудовую повинность. Все осужденные, живущие вне пределов колонии, обязаны раз в неделю являться на отметку (подобно той, что имеет место при условном наказании). При этом им нельзя допускать поведения, которое противоречит нормам общества и правилам исправительного учреждения. В случае нарушения режима они снова помещаются на проживание в колонию.

Условия отбывания

Согласно УК РФ, заключенные в колониях-поселениях отбывают наказание на следующих условиях:

  • Обитатели не находятся под пристальным контролем надзирателей (в отличие от исправительных колоний). Это связано с тем, что попросту отсутствует процедура конвоирования и постоянный надзор. Заключенные могут беспрепятственно перемещаться по территории учреждения и сопредельного населенного пункта (только в том случае, если данное поведение согласовано с руководством).
  • Отсутствуют какие-либо ограничения на получение посылок. Это позволяет обитателям вести полноценную жизнь. Разумеется, есть ограничения на посылки, которые могут повлечь за собой ведение антисоциального образа жизни. Иными словами, получения алкоголя и наркотиков недопустимо.
  • Форма одежды – гражданская, и не имеет каких-либо идентификационных отличий (группа крови, статья и т.д.). Таким образом, отбывающие наказание не выделяются среди окружающих, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии.
  • Разновидности поселений по гендерному признаку: мужские, женские и общие.

Администрация учреждения имеет право в любом момент без предупреждения провести обыск. Если будут обнаружены запрещенные предметы, то к их «хранителю» будут применены дисциплинарные санкции, вплоть до помещения в исправительную колонию.

Вне зависимости от материального положения осужденного, трудовая деятельность является обязательной. Её главное предназначение заключается в коррекции психологии личности. Трудовая повинность должна выработать в каждом обители колонии принципы самодисциплины и ответственности.

Несмотря на принудительный порядок такой деятельности, она подчиняется законам Трудового Кодекса РФ. Продолжительность рабочей смены не превышает 8 часов (за редким исключением). В свободное от работы время осужденные могут заниматься общественной деятельностью и даже обучаться новым специальностям (во многих колониях специально для этих целей имеются образовательные учреждения).

На видео о колониях-поселениях

Наличие колоний-поселений дарует государству (и социуму в целом) как минимум 2 положительных момента. Первый – это обеспечение проблемных отраслей (деревообработка одна из таких) дешевой рабочей силой. Второй – возможность для людей, однажды оступившихся, встать на путь исправления и реабилитироваться в обществе.

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ СУДОМ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ,ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СЛЕДОВАНИЕ ОСУЖДЕННОГО К МЕСТУ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

(в ред. Приказа Минюста РФ от 01.02.2012 N 9)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок направления осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование к месту отбывания наказания, в колонию-поселение.

II. Порядок направления

в колонию-поселение осужденных к лишению свободы

2. Осужденные к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование к месту отбывания наказания, направляются в колонии-поселения, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения колонии-поселения или невозможности размещения в имеющихся учреждениях по согласованию с центральным аппаратом ФСИН России осужденные направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, в которых имеются условия для их размещения.

Отправка осужденных в колонии-поселения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, производится только после получения информации о наличии условий для размещения в них осужденных.

3. Территориальный орган ФСИН России:

1) вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания (приложение к Инструкции) и обеспечивает его направление в колонию-поселение не позднее 10 суток со дня получения заверенной копии приговора суда, вступившего в законную силу;

2) выдает осужденному деньги на проезд, обеспечивает продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) формирует личное дело осужденного (производит дактилоскопирование, составляет анкету и фотографирует осужденного), составляет справку-ориентировку.

4. В предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Время на проезд определяется из расчета следования до указанного в предписании пункта кратчайшим путем с наименьшим количеством пересадок. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих выезд или прибытие осужденного в установленный срок, по мотивированному постановлению начальника территориального органа ФСИН России срок, установленный для прибытия осужденного к месту отбывания наказания, может быть продлен.

5. Осужденному разъясняется, что срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. При этом время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, для чего ему рекомендуется сохранить проездные документы для предъявления в исправительном учреждении.

6. Личное дело осужденного и копия предписания направляются в исправительное учреждение фельдъегерской связью в сроки, обеспечивающие поступление документов до прибытия осужденного к месту отбывания наказания.

7. Если в установленный в предписании срок осужденный не прибыл в исправительное учреждение, оно направляет соответствующее уведомление в территориальный орган ФСИН России, выдавший предписание.

III. Розыск осужденных, уклонившихся от получения

предписания для направления в колонию-поселение

или не прибывших к месту отбывания наказания

8. В случае уклонения осужденного от получения предписания для направления в колонию-поселение или неприбытия осужденного к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок начальник территориального органа ФСИН России либо лицо, его замещающее, выносит постановление о розыске осужденного.

9. Подразделением розыска территориального органа ФСИН России заводится розыскное дело и проводится необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий.

10. При установлении местонахождения и задержании осужденного территориальный орган ФСИН России, осуществивший задержание, в течение 48 часов доставляет его в суд для принятия решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Отдел (отделение) розыска, в производстве которого находится разыскное дело, направляет документы, необходимые для представления в суд.

11. В случае принятия судом решения о заключении под стражу и направлении в колонию-поселение под конвоем осужденный направляется к месту отбывания наказания в порядке, предусмотренном статьями 75 и 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

12. Если судом будет установлено, что причина неявки осужденного для получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок является уважительной, он направляется в колонию-поселение в порядке, предусмотренном разделом II настоящей Инструкции.

Дело 22-731

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ивановский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Герасимовой С.Е.,

При секретаре Леонтьевой К.С.,

С участием

Прокурора Мановой Е.Н.,

Адвоката Шугаева Б.Г.,

Осужденного Виноградова Д.А. с использованием систем видеоконференцсвязи,

Рассмотрев в открытом судебном заседании 8 апреля 2015 года апелляционную жалобу осужденного Виноградова Д.А. (наименование органа прокуратуры, фамилия, инициалы прокурора)на(приговор или иное обжалуемое судебное решение) постановление Кинешемского городского суда Ивановской области от 24 марта 2015 года, которым удовлетворено представление врио начальника филиала по Кинешемскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Ивановской области Г. о заключении под стражу и направлении в колонию-поселение под конвоем

Виноградова Д.А.,

Установил:

Постановлением Кинешемского городского суда Ивановской области от 24 марта 2015 года в отношении Виноградова Д.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ивановской области на срок 30 суток, то есть по 22 апреля 2015 года, осужденный направлен в колонию-поселение под конвоем для отбывания наказания в виде лишения свободы сроком 1 месяц 7 дней по приговору мирового судьи судебного участка № 1 города Кинешмы Ивановской области от 3 апреля 2014 года и постановлению мирового судьи судебного участка № 6 г. Кинешмы Ивановской области от 15 декабря 2014 года.

В апелляционной жалобе осужденный Виноградов Д.А., не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить, указывает на то, что:

К месту отбывания наказания он должен был следовать за счет государства, поскольку своих денежных средств не имел, вследствие чего в назначенное время за предписанием явиться не мог;

От уголовно-исполнительной инспекции он не скрывался, практически постоянно находился по прежнему месту проживания, посредством телефонной связи он был доступен. Узнав о том, что находится в розыске явился в органы полиции;

О дате и времени судебного заседания за 14 суток он извещен не был, что свидетельствует о нарушении ч.2 ст. .

В судебном заседании апелляционной инстанции осужденный и защитник жалобу поддержали, прокурор просил оставить жалобу без удовлетворения, а постановление – без изменения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд находит постановление суда законным и обоснованным.

Из материалов дела, исследованных судом первой инстанции, следует, что Виноградов Д.А. осужден 3 апреля 2014 года приговором мирового судьи судебного участка № 1 г.Кинешмы Ивановской области по ч.1 ст. 157 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 5% заработка в доход государства.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г.Кинешмы Ивановской области от 15 декабря 2014 года неотбытая часть наказания в виде исправительных работ сроком 3 месяца 21 день заменена лишением свободы сроком на 1 месяц 7 дней, из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ, с отбыванием наказания в колонии-поселении. Судебные решения вступили в законную силу и обращены к исполнению.

15 декабря 2014 года осужденному разъяснено, что он обязан явиться в УФСИН России по Ивановской области для получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, разъяснены последствия невыполнения указанной обязанности.

4 февраля 2015 года осужденному Виноградову Д.А. в филиале по Кинешемскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Ивановской области вручено предписание о направлении к месту отбывания наказания в ФКУ КП-5 УФСИН России по Смоленской области (л.д.2), куда Виноградов Д.А. был обязан прибыть не позднее 9 февраля 2015 года.

Виноградов Д.А. в ФКУ КП-5 УФСИН России по Смоленской области не явился, документов, подтверждающих неприбытие в установленный срок по уважительной причине, не предоставил, установить его местонахождение не представилось возможным, в связи с чем, 25 февраля 2015 года осужденный объявлен в розыск.

24 марта 2015 года Виноградов Д.А. был задержан. В тот же день врио начальника филиала по Кинешемскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Ивановской области Г. обратилась в Кинешемский городской суд Ивановской области с представлением об избрании в отношении Виноградова Д.А. меры пресечения в виде заключения под стражу и направлении в колонию-поселение под конвоем.

При решении вопроса по рассматриваемому представлению уголовно-исполнительной инспекции суд руководствовался требованиями ст. ч. 18. , ст.75.1 УИК РФ, регламентирующей порядок направления осужденных в колонию-поселение, учитывал сведения об отсутствии уважительных причин неявки в орган ФСИН, мнение самого осужденного, полагавшегося при рассмотрении вопроса о направлении в колонию-поселение на усмотрение суда и не оспаривавшего сведения, изложенные представителем ФКУ УИИ УФСИН России по Ивановской области.

Порядок и сроки следования в колонию-поселение для отбывания наказания в виде лишения свободы Виноградову разъяснялись, а потому довод жалобы о том, что к месту отбывания наказания он должен был следовать за счет государства, поскольку своих денежных средств не имел, вследствие чего в назначенное время за предписанием явиться не мог, не подтверждается исследованными судом материалами дела. В исследованном судом первой инстанции предписании имеется собственноручные записи осужденного о его получении и разъяснении последствий уклонения от его исполнения. Сам осужденный в судебном заседании пояснил, что в УФСИН России по Ивановской области не явился, поскольку не смог найти конкретный адрес, по которому находится данное учреждение. Указанный довод является явно надуманным с учетом наличия образования, конкретного возраста и жизненного опыта у осужденного, позволяющего разрешить указанные вопросы самостоятельно и в кратчайшие сроки.

Довод жалобы Виноградова о том, что о дате и времени судебного заседания за 14 суток он извещен не был, что свидетельствует о нарушении ч.2 ст. , обоснованным не является.

Вопрос о заключении осужденного под стражу и направлении в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренным ст.ст.75 и 76 УИК РФ, действительно отнесен законодателем к вопросам, подлежащим рассмотрению судом при исполнении приговора (ч. 18. 1 ст.). С учетом требований закона о первоначальном задержании осужденного на срок не более 48 часов до судебного решения(ст. 75.1 УИК РФ), сроки, указанные в части 3 статьи , применены быть не могут, так как законодатель предусмотрел в указанном случае сокращенные сроки для рассмотрения дел связанных с изменением меры пресечения на заключение под стражу исключительно для обеспечения исполнения приговора, вступившего в законную силу.

В судебном заседании осужденный присутствовал, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, указывая на готовность к рассмотрению дела, пользовался услугами профессионального защитника- адвоката, так же не заявившего о нарушении прав осужденного в связи с не подготовкой к процессу.

Каких-либо нарушений норм УПК РФ, регламентирующих порядок разрешения вопроса об избрании меры пресечения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. , Часть 3. Судебное производство > Раздел XIII. Производство в суде второй инстанции > Глава 45.1. Производство в суде апелляционной инстанции > Статья 389.33. Постановление апелляционного приговора, вынесение апелляционных определения, постановления и обращение их к исполнению" target="_blank">389.33 УПК РФ , суд

Постановил:

Постановление Кинешемского городского суда Ивановской области от 24 марта 2015 года о заключении под стражу и направлении в колонию-поселение под конвоем Виноградова Д.А. оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного – без удовлетворения.

Апелляционное постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ.

Председательствующий.

В настоящее время деятельность колоний-поселений не имеет пока четко регламентированной правовой основы. Изучение практического опыта работы в колонии-поселении позволяет констатировать в связи с этим наличие определенных проблем, связанных с исполнением наказания конкретно в этом виде исправительного учреждения.

Имеющаяся нормативно-правовая база свидетельствует о законодательном уклоне инструкций и правил по организации исполнения наказания в виде лишения свободы в сторону режима исправительных учреждений, предусматривающих полную изоляцию осужденного от общества. Специфика работы колоний-поселений как учреждений отрытого типа в них практически не учитывается.

Кроме того, анализ нормативно-правовой базы, включающей в себя предписания, регулирующие деятельность колоний-поселений, показывает, что на сегодняшний день в ведомственных приказах Министерства юстиции РК отсутствуют единообразие и системность. Положения, регламентирующие отдельные аспекты деятельности администрации колонии-поселения, разрозненны и в некоторых случаях противоречат друг другу, что в конечном итоге провоцирует нарушение прав осужденных.

Таким образом, с учетом специфики исполнения наказания и ярко выраженных отличий в организации работы колонии-поселения от деятельности исправительных учреждений общего, строгого и особого режимов отбывания наказания, тюрьмы и следственных изоляторов, существует необходимость разработки отдельной Инструкции по организации деятельности колонии-поселения , включающей в себя, в том числе организацию режима и надзора за осужденными, воспитательной работы, розыска осужденных и т.д.

Также следует пересмотреть критерии, предъявляемые к осужденным для перевода в колонию-поселение с более строгих видов режима содержания.

В частности, нецелесообразно наделять правом перевода в колонию-поселение следующие категории осужденных:

  • 1) имеющих большие сроки отбывания наказания, назначенные судом;
  • 2) имеющих большие непогашенные иски;

Предполагается, что данные категории осужденных имеют больше предпосылок и возможностей в условиях колонии-поселения для совершения уклонения от отбывания наказания.

  • 3) к которым по решению суда было применено принудительное лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании;
  • 4) осужденных за преступления, совершенные в состоянии алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения;

По мнению сотрудников колоний-поселений, основными причинами совершения уклонений и иных нарушений установленного порядка отбывания наказания является употребление осужденными спиртных напитков на территории учреждения и на рабочих объектах. Потому перевод осужденных, изначально имеющих вышеуказанные склонности, представляется нецелесообразным.

Условия колонии-поселения предполагают возможности совершения уклонений от отбывания наказания указанными категориями осужденных, т.к. их последующий розыск, по причине отсутствия определенного места жительства или гражданства Казахстана, представляется затруднительным.

Данное ограничение основано на очевидной нетрудоспособности и/или невозможности привлечения для работ и трудоустройства пенсионеров, инвалидов и лиц, не обладающих какими-либо специальными трудовыми навыками, а также в связи с затруднениями, связанными с контролем над поведением осужденных, страдающих психическими расстройствами в условиях колонии-поселения.

Данные ограничения на перевод будут способствовать упрочнению дисциплины в колонии-поселении (в том числе, трудовой), облегчению розыска осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания.

Вопросы трудоустройства осужденных, как одной из основных исправительных функций колоний-поселений, должны иметь первостепенное значение. На сегодняшний день ситуация позволяет констатировать отсутствие полной трудовой занятости осужденных.

Так, например, в учреждении ЕЦ-166/22 УКУИС по г. Астане по состоянию на 24 июня 2009 года содержится 313 осужденных, из которых по различным причинам не трудоустроено 98 человек, в том числе 9 инвалидов и 32 - по состоянию здоровья. В учреждении ЕЦ-166/5 трудоустроено лишь 159 осужденных, при этом не трудоустроено в связи с непредоставлением работы - 860 человек. По информации УКУИС по г. Астане. Исх. № 14/24-3-2448 от 24.06.2009 г.

В учреждениях ОВ-156/13 и ОВ-156/16 УКУИС по ВКО по состоянию на июнь 2009 г. из 626 трудоспособных осужденных не работают 46 человек. По информации УКУИС по ВКО. Исх. № 14/26-3-3498 от 24.06.2009 г.

За первое полугодие текущего года в учреждении ЕС-164/9 УКУИС по СКО трудоустроено 76 человек. По различным причинам, среди которых: водворение осужденных в ШИЗО, направление на лечение, помещение в безопасное место и нахождение в карантине - 12 человек. По информации УКУИС по СКО. Исх. № 14/34/3-2171 от 25.06.2009 г.

В Костанайской области (учреждение УК-161/11) по состоянию на май 2009 года - из 286 трудоспособных осужденных работают 245 человек. Неработающих по причине непредоставления работы - нет. При этом от общей численности осужденных (298 человек) - 12 являются нетрудоспособными. По информации УКУИС по Костанайской области. Исх. № 14/30-2-1495 от 25.06.2009 г.

Таким образом, существуют основания полагать, что неполная трудовая занятость, в том числе по причине нетрудоспособности, когда осужденный обладает большим объемом свободного времени, может в значительной степени способствовать возникновению нарушений как внутреннего распорядка колонии-поселения в частности, так и уголовно-исполнительного законодательства в общем.

Сокращение штатов сотрудников колонии-поселения, в частности контролерской службы , привело к тому, что на сегодняшний день большинство осужденных, выезжающих на работу за пределы учреждения, остаются без какого-либо контроля со стороны администрации. Работодатели, с которыми заключен трудовой договор, не имеют возможности и полномочий для осуществления полного контроля за работающими у них осужденными. Предусмотреть в трудовом договоре ответственность работодателя за отсутствие осужденного на рабочем месте не представляется возможным.

Анализ материалов служебных расследований, проведенных по фактам уклонения осужденных от отбывания наказания, показывает, что в основной массе эти преступления совершаются по причине «слабого контроля за осужденными» как в самом учреждении, так и на рабочих объектах со стороны администрации колонии-поселения, одной из первопричин которого является именно нехватка штатного контролерского состава.

Так, например, в материалах служебного расследования по факту несвоевременного прибытия с медицинского обследования осужденного Б., отбывающего наказание в учреждении АП-162/10 УКУИС по Павлодарской области, в качестве одной из причин, способствовавшей происшедшему, названо «недостаточное количество сил и средств для осуществления надзора и контроля за осужденными при направлении их в лечебные учреждения». По информации УКУИС по Павлодарской области. Исх. № 14/33-2-1941 от 24.06.2009 г.

Кроме того, причинами совершения осужденными уклонения могут служить такие неблагоприятные факторы, как возникшие за пределами места отбывания наказания семейные проблемы, так и необоснованные отказы в условно-досрочном освобождении либо получении иных благ.

По материалам вышеназванного служебного расследования, проведенного УКУИС по Павлодарской области, было установлено, что осужденный Б. представлялся заместителем начальника учреждения по ВР среди осужденных к условно-досрочному освобождению. Однако Екибастузским городом судом данное ходатайство удовлетворено не было. В связи с чем, осужденный Б. в период прохождения за пределами колонии-поселения медицинского обследования скрылся в неизвестном направлении. Как было установлено, он выехал в г. Астану с целью обращения в вышестоящие органы для подачи жалобы по поводу отказа ему в условно-досрочном освобождении. При этом сам Б. после задержания пояснил, что намерений уклониться от отбывания наказания у него не было. По информации УКУИС по Павлодарской области. Исх. № 14/33-2-1941 от 24.06.2009 г.

Как свидетельствует заключение служебного расследования по факту уклонения от отбывания наказания осужденного Т. (учреждение ЕЦ-166/24, г. Кокшетау), проведенного УКУИС по Акмолинской области, осужденный Т. самовольно покинул мест работы в связи с внезапно возникшим умыслом. Причиной этому послужило неожиданно поступившая от знакомых информация о смерти отца. После чего осужденный Т. «расстроился и долго думал о случившемся, ему захотелось съездить к отцу домой или на могилу», затем, испытывая сильное душевное волнение, Т. на попутном транспорте доехал до п. Босколь Костанайской области, где до смерти проживал его отец.

В данном случае основной причиной совершения уклонения осужденным Т. явился, как свидетельствуют материалы заключения проведенного расследования, «слабый контроль над поведением осужденного со стороны работодателя, а также несвоевременное сообщение об отсутствии осужденного на рабочем месте». По информации УКУИС по Акмолинской области. Исх. № 14/21-3-2541 от 24.06.2009 г.

Исходя из специфики режима отбывания наказания, отдельного рассмотрения требует список ограничений, а также предметов, запрещенных к хранению и пользованию на территории колонии-поселения.

Это касается, в частности, бытовых колюще-режущих предметов (ножей, вилок, ножниц), лекарственных препаратов, инструментов, используемых осужденным в творческой работе в период досуга, и т.д. Ко всем этим предметам и веществам осужденные имеют свободный доступ за пределами колонии-поселения, например, во время работы за пределами учреждения. При этом процесс пользования этими предметами и веществами практически не может быть проконтролирован. Кроме того, во внерабочее время осужденные имеют право на приготовление пищи в помещении общежития, в котором проживают, на организацию своего досуга, в том числе занятия рукоделием, кройкой, шитьем, вязанием, резьбой по дереву, плотницкими работами и т.п. То есть, изъятие и запрещение предметов, используемых в вышеуказанных целях, нецелесообразно.

При формировании перечня запрещенных к хранению и использованию предметов и веществ необходимо учитывать специфику режима отбывания наказания в колонии-поселении, контингент, отбывающий наказание, бытовые условия и условия труда осужденных. В частности, отсутствие строгой изоляции от общества, низкую общественную опасность совершенного преступления, поведение осужденного, характеризующее его исправление и явившееся поводом для перевода из учреждения с более строгим режимом содержания, доступ к социальным благам за пределами колонии-поселения, по месту работы и т.п.

В Приложении нами дается наиболее оптимальный перечень предметов, запрещенных к продаже и использованию осужденными в колонии-поселении. При его составлении также были учтены мнения практических работников, в частности, сотрудников воспитательного, оперативного, режимного аппаратов и начальника учреждения УК-161/11 УКУИС по Костанайской области.

1. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение. В указанном предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Порядок направления осужденных в колонию-поселение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. Осужденный следует в колонию-поселение за счет государства самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда производятся территориальным органом уголовно-исполнительной системы в порядке , устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. При этом время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, предусмотренным частью первой настоящей статьи, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

4. По решению суда осужденный может быть заключен под стражу и направлен в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном и настоящего Кодекса, в случаях уклонения его от следствия или суда, нарушения им меры пресечения или отсутствия у него постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

5. Осужденные, которые до вынесения приговора содержались под стражей, а также осужденные, которым в соответствии с пунктами "в" и "г" части второй статьи 78 настоящего Кодекса изменен вид исправительного учреждения, направляются в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном и настоящего Кодекса.

6. В случае уклонения осужденного от получения предписания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

7. После задержания осужденного суд в соответствии с частью четвертой.1 статьи 396 и пунктом 18.1 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу, а также о направлении осужденного в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном



Просмотров