Отличия безвозмездного пользования от права оперативного управления. Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

PAGE 6

Л. 5 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2. Классификация доходов НКО

3. Определение расходов НКО

1. НКО как плательщик налога на прибыль

Некоммерческая организация, являясь плательщиком налога на прибыль, может и не уплачивать его. НК РФ предоставляет некоммерческим организациям несколько возможностей для освобождения от уплаты и уменьшения налоговых платежей.

Во-первых, это могут быть доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Во-вторых, существуют льготы. В-третьих, есть возможность перехода отдельных НКО на специальные налоговые режимы.

Таким образом, у НКО возникает обязанность по уплате налога на прибыль в случае, если она:

Зарегистрирована в качестве юридического лица;

Не перешла на разрешенные для нее специальные налоговые режимы;

Имеет объект налогообложения.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль, является прибыль, полученная налогоплательщиком. Объект налогообложения налога на прибыль возникает в двух случаях:

1. при получении доходов от реализации, включая:

Реализацию товаров, работ, услуг в ходе предпринимательской деятельности;

Реализацию валюты, полученной в качестве целевых поступлений;

Реализацию на возмездной основе основных средств;

Разовую продажу товаров, работ, услуг и т.д.

2. при получении внереализационных доходов.

2. Классификация доходов НКО

При определении налогооблагаемой прибыли к доходам относятся:

1.доходы от реализации товаров

2. внереализационные доходы.

Доходами от реализации товаров признаются выручка от реализации товаров, как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав.

Внереализационными доходами, признаются доходы, которые не относятся к доходам от реализации, например: от долевого участия в других организациях, дохода прошлых лет, сумм восстановленных резервов и т.д.

Доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль делятся следующем образом:

  • Целевые поступления (за исключением подакцизных товаров);
  • Имущество, полученное в рамках целевого финансирования;
  • Безвозмездно полученное имущество;
  • Доходы от предпринимательской деятельности НКО.

Особое внимание следует обращать на ограничения, которые могут быть связаны с организационно-правовой формой НКО, отсутствием статуса благотворительной организации и другими факторами, в результате чего указанные доходы не будут выведены для них из налоговой базы.

Важное значение для деятельности НКО имеют статьи, разрешающие выводить из налоговой базы по налогу на прибыль денежные средства, полученные НКО как на формирование, так и от использования целевого капитала, это существенно расширяет доходные источники НКО, необходимые для эффективного выполнения целей уставной деятельности.

Доходы от предпринимательской деятельности разрешается не включать в налоговую базу весьма ограниченному кругу организаций. Из них наиболее многочисленную группу составляют религиозные организации, остальные вычеты из налоговой базы указывают на конкретных налогоплательщиков: банк развития – государственная корпорация, страхователь по обязательному пенсионному страхованию, НКО осуществляющие обслуживание жилищного фонда.

3. Определение расходов НКО

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе их можно отнести.

Расходы связанные с производством и реализацией , подразделяются на следующие элементы:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Суммы начисленной амортизации;

Прочие расходы.

К внереализационным относятся расходы :

Расходы на содержание переданного по договору аренды имущества;

Отрицательная курсовая разница, возникающая от переоценки имущества в виде валютных ценностей.

Отрицательная разница, при отклонение курса продажи иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ;

Судебные расходы и арбитражные сборы;

Иные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией.

Материальными расходами являются следующие затраты налогоплательщика:

На приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров;

На приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря используемые на технологические цели;

На приобретение работ и услуг производственного характера;

Связанные с содержанием и использованием основных средств.

К основным расходам на оплату труда относятся :

Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам;

Начисление стимулирующего и компенсирующего характера;

Надбавки, доплаты и выплат;

Суммы платежей работодателей по договорам обязательного страхования;

Другие виды расходов.

Суммы начисленных амортизаций. Амортизируемым имуществом в целях налогообложения налогом на прибыль, признается имущество, результаты интеллектуальной собственности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Срок полезного использования такого имущества более 12 месяцев с первоначальной стоимостью 20 000 рублей.

4. Исчисление и уплата налога на прибыль

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли подлежащей налогообложению. При определении налоговой базы прибыль, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в налоговом периоде налогоплательщиком получен убыток в данном отчетном периоде, налоговая база признается равной нулю.

НКО могут платить налог на прибыль, используя основную ставку – 20%- и ставки по особым налоговым базам.

Применительно к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, действуют следующие налоговые ставки:

  1. 0% - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, при условии, что данная организация владеет на праве собственности не менее чем 50%- ным вкладом от общей суммы выплаченных дивидендов и превышает 500 млн. рублей;
  2. 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанных выше.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, действуют следующие налоговые ставки:

1. 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условием выпуска которых, предусмотрено получение доходов в виде процентов;

2. 9% - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007года, а также по облигациям с ипотечным покрытием;

3. 0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно.

Для НКО осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль при соблюдении соответствующих условий. При не соблюдении таких условий, применяется ставка в 20%. Нулевую ставку можно будет применять до 1 января 2020 года. Те организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее, либо утратили право на ее применение, смогут на нее перейти только спустя 5 лет, с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20%.

Налог подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации предоставляются не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За государственным бюджетным учреждением на праве оперативного управления закреплено здание. Часть здания передана по договору безвозмездного пользования другому государственному бюджетному учреждению того же уровня собственности.
Правомерна ли данная ситуация, или часть здания может передаваться второму учреждению только на праве оперативного управления?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Часть здания, находящегося в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, с согласия собственника может быть передана в безвозмездное пользование другому учреждению.

Обоснование вывода:
Имущество, закрепляемое за государственными учреждениями на праве оперативного управления, находится в государственной собственности (ч. , ГК РФ). В соответствии с ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Недвижимым имуществом бюджетные учреждения могут распоряжаться с согласия собственника ( ГК РФ).
Под распоряжением принято понимать возможность посредством совершения каких-либо действий изменять принадлежность, состояние и назначение имущества. В частности, одним из способов распоряжения имуществом учреждения может быть передача такого имущества в аренду (временное владение и пользование) (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Российской Федерации"). Договор безвозмездного пользования (договор ссуды), отношения по которому регулируются нормами ГК РФ, по своей природе схож с договором аренды, к нему применяется часть норм о последнем ( ГК РФ). Передача в безвозмездное пользование также является одним из способов распоряжения имуществом (смотрите, например, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 N 13АП-8361/14, Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 N ). Соответственно, в приведенной ситуации учреждение вправе передать недвижимое имущество в безвозмездное пользование при наличии соответствующего разрешения собственника.
В соответствии с ч. , Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договора безвозмездного пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным учреждениям, по общему правилу осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Одно из исключений из этого правила предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 17.1 указанного закона. Этот пункт позволяет предоставлять государственное имущество государственным и муниципальным учреждениям (в том числе в безвозмездное пользование) без проведения конкурсов или аукционов. Таким образом, проведения торгов для заключения указанного в вопросе договора не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Основной особенностью, отличающей договор аренды от договора по предоставлению имущества во временное безвозмездное пользование, является его возмездный характер. Договор аренды является консенсуальным, возмездным и взаимным.

Стороны договора аренды именуются арендодателем (наймодателем) и арендатором (нанимателем). Арендодателем вправе выступать любое физическое или юридическое лицо (включая иностранное), имеющее титул как собственника имущества, так и лица, управомоченного законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются: - органы по управлению государственным и муниципальным имуществом; - унитарные предприятия - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; - казенные, бюджетные и автономные учреждения - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Статья 342

Эти обязанности колхоза основываются на членских колхозно-правовых отношениях, однако порождают гражданские права и обязанности между колхозом и колхозником по осуществлению пользования (ст.

4 ГК). В случаях, указанных в п. 28, и в случаях, когда предоставление имущества колхоза согласно п. 29 является бесплатным, возникают отношения, регулируемые гл.

29 ГК, при условии использования имущества самим колхозником, во владение которого оно передается.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!

По юридической природе договор безвозмездного пользования имуществом необычен. Он может быть как консенсуальным, так и реальным.

При заключении договора ссудодателем — юридическим лицом, выполняющим свои уставные задачи (библиотекой, магазином, домом отдыха и т.д.), договор ссуды является консенсуальным. Следовательно, требование ссудополучателя о передаче имущества становится юридически обязательным для ссудодателя (ст. 344 ГК)

Безвозмездная аренда нежилого помещения — заключаем договор

Бизнесмен, который получает помещение в пользование на безвозмездной основе, должен за свой счёт содержать это помещение в отличном состоянии.

Существенными условиями такого договора являются:

  1. предмет соглашения;
  2. безвозмездность пользования.
Ещё одним немаловажным условием является то, что имеется возможность изменения сторон.

Ситуация такова: мы государственная организация от Минкультуры.

В Питере мы имеем в субаренде Гостиный двор.

Арендаторы готовы нам отдать свою часть, а мы выплатим компенсацию.

Вопрос в следующем: Нам нужно оформить на Гостинный двор права либо хозяйственного ведения либо оперативного управления, НО: склоняют нас на оперативное управления, а ну и понятно возможностей у нас меньше будет.

А если оформить его в безвозмездное пользование(это же по сути та же аренда).

Вопрос: Что лучше оперативное управление либо безвоздмездное пользование. Расскажите отличия.

В отечественной деловой практике еще доминирует убеждение, что учреждения - это организации, так или иначе связанные с государством, финансируемые за счет бюджетных средств и имеющие в основном социальное значение для общества в целом. Однако в последнее время крупные коммерческие корпорации создают учреждения (здравоохранения, образования, культуры) с негласной, но очевидной целью оптимизировать свою деятельность. Как правило, такие учреждения наделяются специальным имуществом, статус которого определен как «на праве оперативного управления». Попытаемся систематизировать особенности учета операций, связанных с имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, осуществляющих как уставную, так и коммерческую деятельность.

Предыстория

И значально «оперативное управление» не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл.

Обратимся к истории вопроса. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее - Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года. В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость). Это разделение было, в частности, закреплено в статье 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и в статьях 47 и 48 Основ гражданского законодательства СССР.

В пореформенное время (с 1994 г.) в ГК РФ субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия (ст. 296 ГК РФ). Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ

«... Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения...».

Таким образом, оперативное управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения. Более того, разница в статусах имущества, находящегося в оперативном управлении и/или хозяйственном ведении, стала вообще неопределенной: и некоммерческие организации, и государственные предприятия могут осуществлять коммерческие (то есть приносящие доход) операции, подпадающие под действие налогового законодательства. Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве.

Деятельность учреждений

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность , являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности. Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения. Если следовать контексту Закона № 7-ФЗ, то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу НКО. Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

Остановимся подробнее на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно. Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

Операции по передаче имущества

Передавать имущество, изымать его обратно и получать доходы от учреждения собственник может несколькими способами.

Вариант 1

В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения.

В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

Вариант 2

В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждение передает имущество, полученное им в результате осуществления деятельности, приносящей доход, собственнику. Может показаться, что такая сделка имеет признаки дарения. Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения. Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

Круговорот имущества: порядок учета

Учреждение признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества, чаще всего ОС, при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

Передача имущества

Срок оперативного управления отсчитывается с даты фактической передачи имущества наделяемой организации. Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей - как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

В учете учредителя операция отражается проводками:

  • Дебет 01 Кредит 01;
  • Дебет 02 Кредит 01;
  • Дебет 76 (58) Кредит 01.

Учреждение отражает операцию проводкой:

  • Дебет 08 Кредит 76.

Эксплуатация ОС

Рассмотрим порядок учета отдельных операций, связанных с эксплуатацией имущества в оперативном управлении.

Амортизация или износ?

Утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н (ред. 27.11.2006 г.) ПБУ 6/01 «Учет основных средств» устанавливает, что по объектам ОС некоммерческих организаций вместо амортизации ежемесячно исключительно линейным способом начисляется износ. Эти операции учитываются на забалансовом счете 010.

Однако, по нашему мнению, не стоит буквально воспринимать эту норму ПБУ 6/01. Дело в том, что в ряде случаев учреждениям все-таки следует начислять амортизацию.

Итак, если некоммерческая организация ведет исключительно уставную деятельность, не приносящую доход, то начисление износа - это единственный способ определить остаточную стоимость имущества (в том числе для целей формирования базы по налогу на имущество). Но если учреждение оказывает и платные услуги, с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении, то ситуация становится неопределенной по нескольким причинам:

  • соответствующая норма ПБУ 6/01 не является бесспорной, так как аналогичная формула пункта 48 приказа Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 г.) признана недействующей решением ВС РФ от 23.08.2000 г. № ГКПИ 00-645. Поскольку редакция приказа № 34н приходится на более позднюю дату по сравнению с приказом № 26н, который в последний раз редактировался в ноябре 2006 года, при прочих равных условиях и наличии противоречий следует пользоваться нормами «позднего» приказа;
  • в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации для целей налогового учета «…имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности ».

Таким образом, буквальное толкование данной нормы ПБУ 6/01 требует одновременного соблюдения двух условий: целевое поступление и осуществление некоммерческой (не приносящей доход) деятельности .

В этой связи по каждому объекту следовало бы определять пропорцию, в которой он используется в уставной некоммерческой деятельности и в деятельности, направленной на получение дохода. Это процентное соотношение, по нашему мнению, нужно использовать при начислении амортизации и/или износа , поскольку по такому объекту правильнее было бы ежемесячно формировать и сумму износа (кредит счета 010), и сумму амортизации (кредит счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат).

Отдельно отметим, что согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Необходимо уточнить, что эта норма налогового законодательства не может быть применена к отношениям с имуществом, находящимся в оперативном управлении либо приобретенным учреждением в процессе осуществления деятельности.

Закон № 7-ФЗ обязывает некоммерческие организации вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью и с использованием средств целевого финансирования. Доходы и прибыль, полученные от осуществления коммерческой деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Покупка нового ОС

Теперь рассмотрим ситуацию, когда некоммерческая организация приобретает объект за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности. Казалось бы, такой объект должен учитываться по общеустановленным правилам: амортизироваться и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако не все так просто.

Следуя п. 2 ст. 299 ГК РФ, данные операции учреждение отражает в учете проводками:

  • Дебет 60 Кредит 51 - произведена оплата поставщику;
  • Дебет 08 Кредит 60 - получен актив;
  • Дебет 01 Кредит 08 - актив признан в составе объектов ОС;
  • Дебет 84 Кредит 83 - на отдельном субсчете к счету 84 учтено расходование прибыли на приобретение ОС.

Разъясним причину формирования последней записи. Она произведена именно на основании п. 2 ст. 299 ГК РФ. То есть при прекращении оперативного управления такое имущество должно быть передано учредителю.

Система начисления износа и амортизации в бухгалтерском учете в данном случае может быть произведена по уже рассмотренной выше схеме, а именно: износ начисляется по объектам, используемым в уставной некоммерческой деятельности, амортизации - при ведении учреждением деятельности, приносящей доход, с использованием такого имущества.

Возвращение имущества

Остановимся на особенностях учета выбытия ОС из оперативного управления.

Ситуация 1. Прекращение оперативного управления по распоряжению учредителя с требованием обратной передачи имущества.

Допустим, в период нахождения имущества в оперативном управлении начислялся износ на забалансовом счете 010 или в случаях, описанных выше, - амортизация, величина которой аккумулирована по кредиту счета 02. Рассмотрим схему проводок, которыми будут сопровождаться операции по передаче.

В учете организации-учредителя:

  • Дебет 01 Кредит 76 - на стоимость имущества;
  • Дебет 76 Кредит 02 - на сумму амортизации и сумму износа по счету 010;
  • Дебет 91.2 Кредит 76 - на сумму амортизации и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
  • Дебет 99 Кредит 91.9 - убыток учредителя, признаваемый для целей БУ;
  • Дебет 99 Кредит

Записи в учете учреждения:

  • Дебет 02 Кредит
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 76 Кредит 83 - на сумму амортизации;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Ситуация 2. Передача имущества, приобретенного за счет средств целевого финансирования , в учете учредителя отражается проводками:

  • Дебет 08 Кредит
  • Дебет 01 Кредит
  • Дебет 91.2 Кредит 02 - на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
  • Дебет 91.9 Кредит
  • Дебет 99 Кредит 68 - ПНО по расходам, не признанным для целей НУ.

В учете учреждения производятся следующие записи:

  • Дебет 02 Кредит 76 - на сумму начисленной амортизации;
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 83 Кредит
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Ситуация 3. Передача имущества, приобретенного за счет деятельности, приносящей доход.

В учете организации-учредителя производятся следующие проводки:

  • Дебет 08 Кредит 91.1 - на стоимость имущества;
  • Дебет 01 Кредит 08 - принят к учету объект ОС;
  • Дебет 91.2 Кредит 02 - на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (для целей НУ не принимается только начисленный износ);
  • Дебет 91.9 Кредит 99 - прибыль учредителя, признаваемая для целей БУ;
  • Дебет 99 Кредит 68 - ПНО по расходам, не признанным для целей НУ;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

В учете НКО:

  • Дебет 02 Кредит 76 - на сумму начисленной амортизации;
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 83 Кредит 76 - на разницу 01 и 02 счетов;
  • Дебет 83 Кредит 84 - на остаток счета 83;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Выводы

Из приведенных выше учетных схем следует, что прекращение оперативного управления и передача имущества (ОС) учредителю приводит к формированию финансового результата и возникновению налоговых обязательств у последнего, а именно:

  • при обратной передаче имущества (ОС) у учредителя формируется убыток, не признаваемый для целей налогового учета;
  • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет целевых поступлений, на стороне учредителя оперативного управления возникает прибыль, размер которой для целей налогового учета должен быть увеличен на сумму износа и амортизации;
  • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности, у учредителя также возникает прибыль, размер которой для целей налогообложения увеличивается на сумму начисленного износа.

Эти последствия необходимо учитывать коммерческим организациям - учредителям частных учреждений при их реорганизации и/или при перераспределении имущества между несколькими такими учреждениями.

Сноски

Свернуть Показать




Просмотров