Какие категории граждан считаются экономически неактивным населением? Что понимается под качеством жизни.

1. Какие факторы влияют на определение возрастных границ молодости? Почему возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства?

Возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства, продолжительность которого определена 18 годами и закреплена международными документами, такими как Декларация и Конвенция о правах ребенка. Паспорт же юноши и девушки в нашей стране получают в 14 лет, и это означает признание обществом их гражданской зрелости. Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека. В этот период появляется чувство своей неповторимости и индивидуальности. На основе осознания молодыми людьми своих возможностей и стремлений, осмысления предшествующего опыта формируется внутренняя позиция, идет поиск своего места в жизни. В молодости у человека происходит целый ряд важных событий, влияющих на изменение его статуса. Это не только получение паспорта, но и окончание школы, служба в армии. В молодые годы многие люди находятся в активном поиске значимой для них профессии, завершают образование, утверждаются как специалисты, определяют тем самым свое новое положение в обществе. Молодость называют порой становления. Бытует мнение, что до 40 лет человек работает на авторитет, на имя, а после 40 лет уже скорее авторитет и имя работают на человека.

2. В чем заключается противоречивость социализации молодых людей?

Формирование личности молодого человека осуществляется под влиянием семьи, школы, общественных организаций, неформальных объединений и групп, средств массовой информации, трудовых коллективов. В целом молодежь в наши дни значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинает самостоятельную взрослую жизнь. Это связано с усложнением трудовой деятельности, которое влечет за собой удлинение необходимых сроков обучения.

В плане социализации особое место занимает период ранней юности. К нему относят юношей и девушек, которым примерно 16–18 лет. Многие в этом возрасте вполне способны принимать ответственные решения, психологически готовы к этому (например, выбор друзей, учебного заведения и т.д.), хотя полная дееспособность наступает лишь в 18 лет. Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей, которые претерпевают в юношеском возрасте значительные изменения. Если роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам), то в молодости появляются новые: работник, студент, муж, жена, мать, отец и др. Дружба, любовь, трудовой опыт помогают молодым людям впервые почувствовать себя действительно взрослыми, в идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Однако сложности социализации молодых людей могут привести к психологическим срывам. Негативно сказывается прежде всего разрыв между желанием скорее всего достичь и неумением, нежеланием добиваться поставленных целей кропотливым трудом. Хорошо, если есть сила воли, трудолюбие, терпение, если человек не избалован.

3. Существует множество различных классификаций молодежных групп и объединений. Так, по характеру мотивации самодеятельности их делят следующим образом: агрессивная самодеятельность, которая базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанной на культе лиц; эпатажная самодеятельность, которая состоит в «вызове» агрессии на себя для того, чтобы тебя «заметили»; альтернативная самодеятельность, состоящая в выработке моделей поведения, противоречащих общепринятым нормам; конструктивная социальная самодеятельность, направленная на решение конкретных социальных проблем.

Какие мотивы вступления в молодежные группы и объединения можно считать позитивными? Какие из названных видов самодеятельности, на ваш взгляд, социально приемлемы? Приведите конкретные примеры молодежных групп с такими типами самодеятельности.

Стремление общаться со своими сверстниками приводит к выработке специфически «молодежного» самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, манер поведения, групповых норм и стереотипов. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, которые не всегда и не точно повторяют господствующие в обществе взрослых; ей присущ даже собственный язык.

Причинами формирования молодежной субкультуры являются стремление людей этого возраста обособиться, прежде всего, от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, поиск своего пути во «взрослом мире». Складываются как формальные, так и неформальные молодежные группы.

Формальные группы официально зарегистрированы, ими зачастую руководят взрослые. Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Это прежде всего желание обрести взаимопонимание и поддержку, почувствовать себя более сильными и защищенными; иногда это также стремление почувствовать власть над другими.

Существует множество разновидностей молодежных групп и объединений. Некоторые из них характеризуются агрессивной самодеятельностью, основанной на довольно сомнительных или даже асоциальных ценностных ориентациях. Примитивизм, кричащая наглядность самоутверждения тоже популярны среди части подростков и молодежи. Для отдельных молодых людей внешний эпатаж является часто наиболее доступной формой самоутверждения. Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки). В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.

4. В чем, на ваш взгляд, состоит роль молодежи в развитии современного общества?

В том, что собственно молодежь - это основная масса общества. Самая активная, работоспособная, перспективная его часть. Это будущие родители-воспитатели своих детей. Каковы взгляды, перспективы развития, образование, здоровье в конце концов, таково будет и общество в целом. Какова будет молодежь, в том направлении и получит развитие все общество в целом.

5. Создайте словесный «портрет» типичного молодого человека нашей страны. Укажите его жизненные планы, освоенные социальные роли и т.д. Подумайте, каких качеств не хватает лично вам?

В основном, это люди, стремящиеся к хорошей материальной жизни, стремящиеся получить его любым способом, пусть это будет через образование или через внешние характеристики не важно. важно, что каждый хочет стать как минимум просто богатым. освоенные социальные сферы, это в первую очередь образование, поиск приличной вакансий, самоутверждение, и все это в основном направленно для развлечений.

Прежде, чем говорить об институциях Гая, следует остановиться на самих источниках римского права. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву термин «источник права» употребляется в различных значениях, а именно: 1) как источник содержания правовых норм, 2) как способ (форма) образования норм права, 3)как источник познания права.

В институции Юстиниана упоминается два вида источников: 1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме, 2)нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи). По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jud non scriptum).

Более широкий смысл и иное содержание вкладывается в понятие источник права, когда речь идет об источниках познания римского права. В данном случае к источникам права относят прежде всего многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и другие данные о праве. К ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, философов, ораторов, поэтов и др. Сюда же относятся и институции Гая.

Итак, лицами, или субъектами прав, в Риме были как отдельные лица, так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения – юридические лица (хотя следует отметить, что юридические лица только зародились в Риме, и они не приобрели большого значения в ходе развития хозяйственной жизни Рима). Субъект права именовался в римском праве persona. Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere. Отдельный человек для обладания полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: 1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом (status libertatis), 2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев (status civitatis), 3) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas). Отпадание или изменение одного из этих состояний влекло за собой прекращение, либо изменения объема или содержания правоспособности. Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его. Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывались из двух элементов: 1)ius conubii – право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, 2)ius commercii – право быть субъектом всех имущественных отношений и участником соответствующих сделок.

Сразу хотелось бы отметить, что рабы не имели никаких прав и являлись объектами правоотношений. Вот, что по этому поводу говорит статья 52: «Под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину». Правда они могли быть отпущены на волю своим господином, но в таком случае они переходили к категории римских граждан (так называемые вольноотпущенники libertini). Существовал ряд условий, для освобождения раба: не менее 30 лет, был собственностью господина по квиритскому праву, но все же главное условие по институциям Гая – раб должен быть освобожден посредством vindicta (на основании юридического акта). Также основание для получения гражданства – усыновление римским гражданином чужеземца, и, конечно, самое главное основание - рождение от брака римских граждан. Свободнорожденные граждане в отличие от вольноотпущенных имели право участвовать и голосовать в народных собраниях – ius suffragii и право быть избираемыми в магистраты – ius honorum. Еще один важный момент – утрата римского гражданства. Оно могло быть, как по личному желанию гражданина, если он, например, захотел стать латином для получения новых земель, а также если римлянин попадал в плен. В этом случае действовала юридическая фикция ius postliminii, вот что об этом сказано в статье 129 институций Гая: « если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, но в силу jus postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы)

Правовое положение латинов в большей степени зависело от их статуса. Так, например, latini veteres (древние латины, древнейшие жители Лациума и их потомство) имели гораздо больше прав, нежели latini coloniarii (латины колоний).

В сфере публичного права все латины, не имея ни права служить в римских легионах, ни ius honorum, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраний. А в сфере частноправовой в отличие от всех остальных латинов latini veters имели ius conubii, ius commercii имели же все.

Так как перегринами являлись, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства, превратившиеся с течением времени в новую категорию населения, то они не имели никаких прав, кроме права ius commercii, позволявшее им торговать на территории Римской Империи.

Еще по теме 1. В чем, на Ваш взгляд, состоит разница между источниками правовых норм, распространяющимися на римских граждан, и источниками общенародного права? Изучите для этого «Институции» Гая.:

  1. Особенности истории права. Законы ХІІтаблиц. Институции Гая
  2. В чем разница между новой областью, компонентом и листом?
  3. В.А. Савельев DOMINIUM И PROPRIETAS В ДИГЕСТАХ ЮСТИНИАНА И ИНСТИТУЦИЯХ ГАЯ
  4. 1. Почему, на Ваш взгляд, именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтрия)? Какое значение это имело для эволюции права?

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Страница
4

Обеспечить наиболее равномерное распределение производственных сил страны;

Снизить социальную напряженность в обществе;

Повысить эффективность использования природных и трудовых ресурсов;

Обеспечить экономическую и военную безопасность страны.

Что понимается под качеством жизни?

Ответ: Под качеством жизни понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность жизни, доступность медицинской помощи, возможность для получения образования и развития способностей, удовлетворение духовных потребностей, экология (состояние природной среды), социальные отношения в обществе, в т.ч. свободе выражения мнений и влияние граждан на политические решения. Таким образом, качество жизни в общем случае определяется по всем формам и аспектам сущестбования человека: природа, семья, работа, общественная деятельность, учеба, свободное время и т.д.

Что понимается под качеством трудовой жизни?

Ответ: Условия, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, принято называть качеством.трудовой жизни или условиями труда. К ним относятся характеристика рабочего места, производственной среды (темепература, влажность, задымленность, загазованность и т.д.), организация и оплата труда, взаимоотношения в коллективе.

Что понимается под уровнем жизни?

Ответ: уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Таким образом, уровень качества жизни определяется как объективными характеристиками (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и т.д.), так и субъективным восприятием людьми условий существования. Причина различий, в конечном счете, определяются различным пониманием смысла жизни и целей в жизни.

В чем, на ваш взгляд состоит смысл жизни, и что говорили по этому поводу знаменитые мудрецы?

Ответ: Поиски смысла жизни - это основное отличие человека от других живых существ. На эту тему размышляют философы и писатели, об этом говорят священные книги: Ветхий Завет, Новый завет. Коран, тексты буддизма и других религий. Мудрецы учат: человек должен в своей жизни следовать следующим правилам поведения:

Умеренность в материальных благах;

Высшие наслаждения - духовные;

Основное дело накопление внутри себя сил добра, без которых остальные дела становятся бессмысленными, или вредными;

Стремится к высшему духовному совершенствованию.

К чему, на ваш взгляд/устремится в своей жизни человек?

Ответ: Человек в своей жизни стремится:

1. материальные блага;

2. власть и слава,

3. знания и творчество, духовное совершенство.

Какие категории граждан относятся к экономически активному населению?

Ответ: К экономически активному населению относятся: лица обоих полов в возрасте от

16 лет и старше (а также лиц моложе 16 лет)

Обеспечивающие предложения рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы включает в себя и занятых, и безработных. Это: Л те, кто выполнял работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную, приносящую доход работу;

Л временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовок или других подобных причин;

Л выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относят лиц в„ возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: Л не имели работы и заработка

Л зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, Л занимались самостоятельно поиском работы, Л были готовы приступить к работе.

Какие категории граждан считаются экономически неактивным населением?

Ответ: Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в

состав рабочей силы. К ней относятся:

Лучащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся» в дневных учебных заведениях;

Л лица, получающие пенсии по старости на льготных условиях и по инвалидности;

Л лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

Л лица, которые прекратили поиски работы вследствие тщетности своих условий, но могут и

готовы работать;

Л другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источников доходов.

Расскажите о фактах, влияющих на формирование трудовых ресурсов.

Ответ: В основе формирования трудовых ресурсов лежит воспроизводство населения - процесс постоянного возобновления населения через смену поколений в результате рождения и смерти. Демографическими параметрами, формирующими воспроизводство рабочей силы, являются возрастная и половая структура населения и миграция. Исходной базой для определения трудовых ресурсов страны, регионов, любого населенного пункта является фактическая численность населения, которая определяется на основе переписи населения, регистрации рождений, смертей, прибытие и выбытие граждан.

Расскажите о половозрастной структуре трудовых ресурсов.

Ответ: Существует определенная зависимость между ростом населения, его половозрастной структурой и увеличением трудовых ресурсов. Численность трудовых ресурсов постоянно изменяется: увеличивается за счет притока молодежи, достигшей трудоспособного возраста, и уменьшается за счет выбытия молодых людей, получающих право выхода на пенсию. Снижение рождаемости приводит к сокращению притока молодежи в состав трудовых ресурсов, к постарению трудоспособного возраста, и уменьшается за счет выбытия пожилых людей, получающих право выхода на пенсию. Снижение рождаемости приводит к сокращению притока молодежи в составе трудовых ресурсов, к постарению трудоспособного населения вследствие сокращения доли младших и повышении доли старших групп. Соотношение возрастных групп в составе трудовых ресурсов представляет собой их возрастную структуру. При изучении трудовых ресурсов принято выделять четыре основные возрастные группы: молодёжь 16-29 лет, лица среднего возраста 30-49 лет, лица пенсионного возраста, мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года, люди пенсионного возраста, которые продолжают трудиться.

Различные возрастные группы отличаются степенью трудовой активности. Так, в возрастной группе 16-29 лет большая часть молодежи до 24 лет занята обучением, получением профессиональной подготовки, военной службой. Наиболее высокая трудовая активность и занятость характерна для населения в возрасте 25-49 лет. У лиц, старше 50 лет трудовая активность постепенно снижается; определенная часть людей пенсионного возраста продолжает трудиться, но их трудовая активность остается относительно достаточной в течении 5-7 лет после получения пенсии. Структура трудовых ресурсов по полу различается по территории страны и сферам занятости. Это обусловлено в частности, миграцией населения: в местах выбытия доля мужчин сокращается, в районах интенсивного освоения-увеличивается. В настоящее время растет доля женщин в структуре трудовых ресурсов. Если в 1940 году только 28 из 100 работающих были женщины, то к 1992 году их доля увеличилась до 44 из 100.



Просмотров