Государство. Понятие и функции государства

О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.

Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.

Особенности древнейших государств

По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.

Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.

Самое первое государство

Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.

Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.

Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.

Как жили шумеры

Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.

Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.


Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.

Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.

Возникновение цивилизации

Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.

У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.


В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.

Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.

Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.

Вклад в дальнейшую историю

Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.


При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.


Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.

Упадок государства

По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.

Понятие государства - объект изучения и дискуссий политологов, философов, историков, социологов. Первые государства известные официальной науке появились в древние времена на территории современной Индии, Китая, Ирана, Египта. За все это время ученые так и не пришли к единому, четкому и общепризнанному определению «государства».

Единственный документ во всей истории международного права , где звучит определение понятия государства, это Конвенция Монтевидео 1933 года. До того момента государство становилось таковым, если его статус основывался на «праве давности», - как видите, очень нечеткое определение. Конвенция разработала четыре признака государства :

  • постоянное население;
  • конкретная территория;
  • наличие правительства;
  • намерение сотрудничать с другими государствами.

Интересно, что признание другими государствами не указано, то есть новое государство может само заявить о себе (самопровозглашение ).

По поводу признания государства нужно добавить еще кое-что. На официальном сайте ООН была опубликована статья на эту тему, согласно которой признать одно государство может только другое государство. ООН - не государственное образование, и не имеет полномочий признавать или не признавать кого-либо. ООН может только давать членство государству на основании его признания существующими государствами-членами ООН. Например, Республика Косово, признанная США и странами Евросоюза, не может стать членом ООН, так как ее не признает Россия и Китай. Существует много государств с более или менее ограниченным признанием (за примером далеко ходить не надо), но это не отрицает факт их существования. Более того, существуют государства, мало кем признанные, но при этом имеющие более развитую экономическую и социальную сферы , чем некоторые государства-члены ООН. Касательно частично признанных государств есть несколько интересных фактов:

  • Пакистан не признает Армению;
  • 29 различных арабских и мусульманских государств не признают Израиль;
  • Турция не признает Кипр;
  • 23 государства-члена ООН, признающие Тайвань, не признают Китай (КНР) (интересно, что они думают по поводу надписи Made in China на половине импортированной продукции?);
  • Южная Корея, Франция, Япония и Эстония не признают Северную Корею (при чем тут Эстония - непонятно);
  • Собственно, Северная Корея не признает Южную.

Вернемся к определению государства. Вот несколько популярных (порой - спорных) определений понятия:

  1. Государство - это особая политическая организация общества, которая осуществляет управление и охрану социальной и экономической структур.
  2. Государство - это сила поддержания порядка.
  3. Государство - это устойчивая политическая единица, осуществляющая власть и администрирование.
  4. Государство - это машина для угнетения одного класса другим.
  5. Государство - это воплощение права в обществе.
  6. Государство - это частная собственность бюрократии (Карл Маркс имел ввиду коррупции, откаты, взятки, сговор чиновников с олигархами).
  7. Государство - это не способ превратить жизнь в рай на земле, а способ не дать ей окончательно превратиться в ад.

Чтобы лучше понять определение государства, рассмотрим его признаки.

Признаки государства.

  1. Наличие организационных документов (цели и задачи государства), например, конституция, законодательство.
  2. Управление и планирование:
  3. Наличие подчиненных организаций (правоохранительные органы, армия, административные органы).
  4. Государственный язык (или языки), гражданство, символы государства (флаг, герб, гимн).

Формы государства.

Формы государственного правления :

  1. Монархия :
    • абсолютная (в настоящее время пример - халифат - Саудовская Аравия);
    • ограниченная - конституционная, дуалистическая (Монако), парламентская (Великобритания).
  1. Республика - парламентская (Германия), президентская (США) или смешанная (Российская Федерация).
  2. Смешанные формы:
    • республиканская монархия (Ангола и, по сути, Беларусь);
    • монархическая республика (Ватикан).

Существует также три формы государственного устройства :

  1. Унитарное государство , с единой правовой системой, которое может быть:
    • централизованное (Украина);
    • децентрализованное (Испания);
    • сложное (КНР с разноуровневыми автономиями);
    • простое (Польша);
    • национальное (Израиль).
  1. Федерация (РФ, США, Германия).
  2. Конфедерация - объединение нескольких суверенных государств (в истории - Речь Посполитая, Швейцария до 1848 года, США в период 1861-1865гг; сейчас конфедераций практически нет, разве что Босния и Герцеговина, а также неофициальной конфедерацией является Евросоюз и - не поверите - ДНР и ЛНР в виде Новороссии).

Функции государства.

Внутренние функции:

  • правовая (правопорядок);
  • политическая (стратегия развития);
  • организаторская (контроль);
  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • культурная ;
  • образовательная .

Внешние функции:

  • дипломатические отношения;
  • национальная безопасность;
  • обеспечение мирового порядка;
  • взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами .

Напоследок стоит привести неофициальную классификацию государств. Итак, в повседневной жизни, например, в средствах массовой информации , выделяют такие виды государств :

  • карликовое государство - Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Люксембург и т.д.;
  • государство-середнячок - Швеция, Дания, Ирландия, Венгрия и т.д.;
  • великие державы - постоянные члены Совета Безопасности ООН, обладающие серьезным превосходством над другими государствами (страны большой семерки и РФ);
  • ядерные державы - члены ядерного клуба (государства, разрабатывающие, производящие и испытывающие ядерное оружие - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Израиль, Пакистан, Северная Корея);
  • космические державы (Россия, США, Франция, Япония, Китай, Великобритания, Индия, Израиль, Украина, Иран, Северная и Южная Кореи).

Понятие государства очень часто упоминается как синоним понятия «страна». В общих чертах это верно, так как оба понятия описывают практически одно и то же явление, только «государство» - более правовой, политический и экономический термин, а «страна» - географический, общеисторический, культурный и более повседневный.

Государство – сложная структура, создаваемая для защиты интересов определенной группы граждан, а также для сохранения полноценных взаимоотношений между ними и поддержания правового порядка.

В историческом плане это понятие определяется как некая социальная организация, имеющая власть над людьми и преследующая цель обеспечить общее благо для всех, кто проживает на ее территории.

Термин «государство» произошел от древнерусского слова «государь» , которым в прошлом называли правителей на Руси. Этимологически оно связано с более ранним понятием «господарь» (производное – «господарьство»), чье происхождение достоверно не установлено.

В Средние века под государством понимали владения, принадлежавшие князьям-государям, а в современную эпоху термин стал использоваться для обозначения территорий, объединенных определенными признаками – конституцией, законодательством, территорией, населением, денежной системой и т. д.

Государство, в котором люди живут согласно нормам и принципам права, называется правовым. В такой организации общества закон имеет высшую юридическую силу, и никто из граждан, включая аппарат власти, не может действовать за пределами его рамок.


Все люди равны перед законом, независимо от их благосостояния, происхождения или общественного положения. В целях обеспечения верховенства права суды в правовом государстве отделены от других органов власти, а судебные решения принимаются в соответствии с разумным толкованием законов и нормативных актов.

Согласно наличию или отсутствию независимости в отдельных частях государства различают простую форму устройства (унитарную) и сложную (федерации либо конфедерации). Унитарная – это единое государство, где отдельные регионы не имеют самостоятельности и подчиняются одному центру. Такая организация общества отличается одноуровневой законодательной системой (конституцией), единым гражданством и иерархической системой управления.

В настоящее время на международном уровне государствами признаются организации общества, которые являются членами ООН. Таких в мире 194. Все они входят в Организацию Объединенных Наций, за исключением Ватикана, который хоть и считается суверенной территорией, но не является государством в полном понимании этого слова.

Кроме признанных, на нашей планете есть территории, которые получили право на самоопределение, но не смогли им воспользоваться (например, оккупированные Палестина и Сахарская Республика). Не считаются полноценными государствами и непризнанные страны – Приднестровье, Северный Кипр, Южная Осетия, Тайвань и ряд других.

Хотя для многих страна и государство – это синонимы, на самом деле между этими терминами существуют различия. Под государством понимают, в первую очередь, политическую систему власти на отдельной территории, в то время как понятие «страна» больше используется в географическом или культурном контексте.


Государство – это особая организация общества, объединенного социальными факторами, имеющего единую систему управления, тогда как страной можно назвать не только территорию, но и население, живущее на ней. Кроме этого, государство – более официальный термин, применяемый в правовых и политических аспектах.

Государство - сложное явление и охватить одним понятием все его аспекты невозможно, поэтому дать достаточно полное представление о нем может только ряд определений. В этой связи следует, в первую очередь, различать понятие государства в широком и узком смысле слова.

В широком смысле государство - это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внешнюю и внутреннюю безопасность (вплоть до применения, принуждения - силового воздействия). Иными словами, государство - это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова «страна», «отечество», «общество», «государство» являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле.

В узком смысле государство - это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), распространяющейся на все население страны и ее территорию, обладающей на этой территории монополией на применение принуждения, налогообложения, издания нормативно-правовых актов. Иначе говоря, государство - это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм управления обществом. Такая трактовка государства по существу отождествляется с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. Среди определений понятия государства есть и такие, которые акцентируют внимание на государстве как ведущем участнике международных отношений, субъекте международного права, который характеризуется наличием у него определенной территории, населения, власти (государственной), которая распространяется на все население данного государства и его территорию. Основным качественным признаком государства как субъекта международного права является суверенитет. Поэтому не случайно 16 июня 1990 г., в период распада СССР, стремясь к созданию независимого Украинского государства, Верховный Совет УССР как высший представительный орган государственной власти принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

§3. Основные признаки государства

Различные определения понятия государства всегда указывают на те или иные признаки государства. Полноценное освещение этих признаков невозможно без упоминания о государственной (публично-политической власти). Государственная власть - это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени общества в целом при решении вопросов, относящихся к ее компетенции. Политической же она является потому, что в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него. Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т.е. таким, где во многом отсутствует единство, совпадение интересов у различных слоев, групп и общностей людей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение власти заключается, прежде всего, в регулировании этих отношений, что и делает публичную власть политической, при чем успех в борьбе несовпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп и общностей в социально-неоднородном обществе всегда на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах, что и придает публичной власти политический характер. Именно поэтому она всегда выступает как власть публично-политическая.

Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство - это организация данной власти, т.е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: судебных, контрольно-надзорных, военных и т.д. Сама же по себе государственная власть - это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения. Из этого следует, что основой действенности государственной власти является авторитет силы, а не сила авторитета. Однако сказанное вовсе не означает, что государственная власть - это сила, которая не стремится к тому, чтобы быть авторитетной. Не случайно, например, в демократических государствах проводятся соответствующие социологические исследования, изучается общественное мнение по поводу состоявшихся или планируемых тех или иных государственных решений. К тому же эффективность решения многих внутригосударственных, международных проблем, как показывает история, не всегда находится в зависимости от так называемых «силовых решений» государства (государств).

Для всякого государства характерно наличие государственной власти, являющейся суверенной. Государственный суверенитет, который необходимо отличать от национального или народного суверенитета, предполагает верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от какой-либо иностранной власти. Суверенитет, рассматриваемый как сопоставительное свойство государственной власти (и государства как ее организации), указывает на ее положение среди тех властей, которые имеют место в обществе церковной, родительской, корпоративной и т.д. Государственная власть существует обособленно от указанных властей и имеет верховенство по отношению к ним в сфере государственных дел. Кроме того, любое государство должно признавать такой порядок вещей в системе отношении властей внутри государства и не вмешиваться в его внутренние дела, а также считаться с ним как с равноправным, самостоятельным, независимым субъектом межгосударственных отношений. Уважение суверенитета государства (независимо от величины его территории, количества населения и т.д.) - принцип международного права и международных отношений, который, в частности, закреплен в Уставе ООН. Таким образом, вышесказанное о суверенитете обращает внимание на то, что в целом суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Изучение государства показывает, что его можно рассматривать как организацию власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся на территории государства. Если суверенитет понимать как свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость - это свойство государственной власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое понимание «всеобъемлемости» как признака государства предполагает указание на то, что государство - это организация общества в единое целое через институт «гражданства» (подданства), т.е. государство - это всеобъемлющая организация общества.

Государство является организацией власти, которая властвует на строго определенной территории, т.е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства может мыслиться в качестве материальной основы его существования.

Существование государств неотделимо и от наличия соответствующего населения страны (народонаселения, государственного народа). Не случайно ведь широко распространено понимание государства как общества, организованного государством, т.е. особым способом организованного общества. Люди, народ, население страны - социальная основа государства. Народ, населяющий территорию государства, является субъектом и объектом государственной власти.

Государство объединяет людей (население страны) в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» (подданство). Гражданство (подданство) - это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях,

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение в его целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т.п.).

Государству свойственно наличие аппарата управления, особого разряда лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управляющие и управляемые. К органам управления относятся правительство, различные министерства, государственные комитеты и т.п. При описании государства свойственно обращать внимание на присущий ему так называемый аппарат принуждения, т.е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу «силовых» ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественно го порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.

Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т.д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют право вые (юридические нормы), в которых выражена общеобязательная государственная воля. Юридические нормы рассчитаны на добро вольное их соблюдение. При необходимости проведения их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые органы, прокуратуры, милиции и др. Финансовую основу деятельности государства образуют, в первую очередь, налоги. Налогообложение является монопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну государства) дают займы (внешние и внутренние), доходы от деятельности государственных предприятий, различные сборы (судебные, таможенные) и т.д.



Просмотров