Функции теории государства и права. Функции ТГП

Функции теории (науки) есть те направления ее действия, которые требу­ются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач. Понятие «функция» применительно к теории, как и применительно к любой системе, дает нам описание, характеристику именно требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию теории (науки), как и функцию любой системы, следует отличать от ее реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и дей­ствия теоретической системы.

Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присущатеоретико-познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освое­нии. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, чтовся та методология, о которой ведется речь применительно к теории нрава и государства, рассматривается через призму именно теоретико-по­знавательной функции, ориентирована на нее.

Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая выте­кает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юриди­ческих наук, являетсяметодологическая функция. Дело в том, что метод в на­уке - это знание, используемое каксредство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Знания, разрабатываемые общей теорией пра­ва и государства, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как общей теории права, так и общей теории государства, выяв­ляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатыва­ются общие понятия и конструкции.

Методологическое значение общей теории права и государства обусловле­но и тем обстоятельством, что в ее рамках разрабатываются проблемы методо­логии правоведения в целом, то есть проблемы использования самых различ­ных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции; строится определенная система такой методологии.

Важное значение имеетидеологическая функция теории права и государ­ства. Она объективно присуща ей как и любой общественной науке. А в рам­ках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. Об­щая теория права и государства как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, какправовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной на­уки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно важно значение этих моментов на современном этапе развития нашего общества, когда про­исходит становление новой социальной и правовой идеологии.

Близка к идеологическойвоспитательная функция теории права и госу­дарства. К ее содержанию относят, в частности,обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, Конституции.

В литературе называют ипрогностическую (или прогнозную) функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагае­мой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-право­вых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.

Прикладная функция теории права и государства связана снепосредст­венным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической тех­ники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по со­вершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

Правоведы называют и другие функции теории права и государства. На­пример,эвристическую (по существу, это иное название теоретико-познава­тельной функции),политическую (близка по своей характеристике к идеоло­гической),организаторскую (можно сказать, что в целом она охватывается прикладной функцией),научно-консультативную и другие.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы теории права и государства

На сайте сайт читайте: "проблемы теории права и государства"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопросы и ответы
МОСКВА Новый Юрист 1999 ББК 67.99 П78 Рецензент: Северухин Владимир Александрович - кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Российской Федер

Признаки и определение права
К признакам права можно отнести следующие: 1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общест­ва на определенной ступени его раз

Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
В юриспруденции слово «право» используется для обозначения двух взаи­мосвязанных, но разных явлений: одно из них именуется объективным пра­вом, другое - субъективным юридич

Право и закон
Проблема соотношения права и закона родилась практически одновре­менно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Со­крат, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и

Право в системе социальных норм
Норма (от лат. «norma») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Н

Право и справедливость
Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Спра­ведливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной

Право и мораль
Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые

Право и религия
Религия (от лат. «religio» - набожность, святыня, предмет культа) - миро­воззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфи­ческие действия (культ), основанные н

Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существова

Право и экономика
Слово «экономика» греческого происхождения и буквально означает ис­кусство ведения домашнего хозяйства. В данном же случае под экономикой следует понимать определенную социальную с

Право и политика
Термин «политика» впервые появился в Древней Греции и происходит от греческого слова «polis» - город-государство. «Именно в античных государст­вах, - пишет проф. А.В. Мицкевич, - зародилось и понят

Предмет и методы правового регулирования
Проблематика предмета и метода правового регулирования сформирова­лась в отечественном правоведении прежде всего на основе поиска критери­ев деления права на отрасли. В качестве такового предмет пр

Система права
Вопрос о системе права - это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно вообще устроено. Тема эта достаточно слож­на. Ей были посвящены две общесоюзные

Материальное и процессуальное право
Разделение правовых явлений на материальные и процессуальные выглядит ясным лишь в силу законодательной данности отраслей гражданского процес­суального и уголовно-процессуального права. В общетеоре

Частное и публичное право
Весьма актуальным для жизни современного российского общества явля­ется деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и

Система права и система законодательства в их соотношении
Эта проблема имеет непосредственное практическое значение. Теорети­ческие решения в данной области влияют на эффективность деятельности по изданию и систематизации нормативно-правовых актов, на сос

Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового ак­та являетсязаключительной стадией правотворческой процедуры. Часть 3 ст. 15 Конституции Российской

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы. Нормативно-правовые акты могутвступать в силу.

Прямое действие конституции российской федерации
Конституция современного демократического государства должна обла­дать одним важным свойством: она должна быть актомпрямого действия. Практическое значение прямодействия к

Строение нормы права
Вопрос о структуре юридической нормы - это вопрос о ее строении. «Структура» - это категория системного подхода и под ней понимаются це­лесообразные связи между элементами в систем


Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодат

Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
В каждой отрасли права есть специальные нормы, назначение которых -установить круг лиц, подпадающих под действие норм данной отрасли. Де­лается это путем перечисления признаков, указания на качеств

Объекты правоотношения
Назначение понятия «объект правоотношения» состоит в том, чтобы рас­крыть смысл существования правоотношения, показать, для чего субъекты всту­пают в правовое отношение и действуют в нем, реализуя

Правоотношение как система
Общественные отношения и поведение. У правоведов не вызывает сомне­нии тезис о том, что право регулирует общественные отношения. При этом результатом такого регулирования полагаетс

Пробелы в праве и способы их восполнения
В стадии формирования правовой основы в процессе правоприменения могут возникнуть помехи из-за наличия в законодательствепробела, который представляет собой отсутствие конкретного

Виды толкования нормативно-правовых актов
Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений: а) о видахрезультатов уяснения; б) о видахраз

Юридические презумпции и фикции
Презумпция (от лат. слова «presumptio») - предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагае­мыми фактами и фактами наличными и подтв

Законность и правопорядок. Конституционная законность
Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и испол­нения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом пра­вового регулирования и в этом смысле про

Правовая культура
Право как продукт общественного развития характеризует культуру обще­ства в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры во­обще. В переводе с лат. слово «cultura» означае

Право и принуждение
Санкционированность так или иначе присуща социальному регулирова­нию в целом, и свои средства обеспечения, в том числе и принудительные, имеют любые разновидности социальных норм.

Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
В самом общем плане можно сказать, чтооснованием юридической ответ­ственности является правонарушение. Здесь действует принцип:без правона­рушения нет юридической ответс

Юридическая процедура
Наличие процедурных механизмов характерно для социально-нормативно­го регулирования вообще. Реализация практически всех разновидностей соци­альных норм нуждается в процедурах и соответствующих проц

Понятие правового принципа
Важнейшим инструментом теоретического анализа отрасли права, ее предмета, метода, отраслевого механизма правового регулирования и право вой системы в целом является понятие принципа права

Права человека. Международная защита прав человека
Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемле­мые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он че­ловек, то есть в силу самой его человеческой природы. Ге

Верховенство права и закона
Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших характеристик правового государства (наряду с разделением властей и свя­занностью государства и граждан взаимными правами и обяза

Соотношение внутригосударственного и международного права
Международное право представляет собой систему юридических принци­пов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение. И

Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
Вопросам преемственности в праве была в свое время посвящена моно­графия болгарского правоведа Нено Неновски (Преемственность в праве. М., 1977). Процессы преемственности и обновлен

Основные черты естественно-правовой теории
Естественное право не является какой-либо особой системой юридичес­ких норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых притяза­ний общества, обращенных к государству и основанных на иде

Историческая школа права
Фридрих Карл фон Савиньи в своей работе «Система современного рим­ского права» (1840 г.) писал: «В юридической науке всякий успех зависит от взаимодействия различных видов духовной деятельности. С

Социологическая школа права
Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологи­ческие теории права складывались двумя

Психологическая теория права
Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифови­чем Петражицким (1867-1931 гг.). Наиболее полно она изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственно

Нормативистская теория права
Правовое учение нормативизма имеет свои корни в формально-догмати­ческой юриспруденции XIX в. и сложилось на основе методологии, вырабо­танной в юридическом позитивизме. Проф. В.А. Туманов полагает

Общая характеристика марксистско-ленинской теории права и государства
Марксистско-ленинское учение в том виде, в каком оно было официаль­ной идеологией советской тоталитарной системы, представляло собой марк­систскую доктрину, дополненную результатами теоретических и

Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
До Октябрьской революции 1917 г. Россия входила в романо-германскую правовую семью, и основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под определяющим влияниемпра

Власть и ее виды. Особенности государственной власти
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида,

Понятие государства
Исходными чертами государства является то, что оно есть: а) явлениеобщественное; б) явлениеполитическое; в) предс

Государство и бюрократия
Слово «бюрократия» (от франц. «bureau» - стол, канцелярия и греч. «kratos» - власть) буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы. К пониманию бюрократии существует

Государство и демократия
Слово«демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» - народ и «kratos» - власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Это связано с тем, что ис

Понятие формы государства
Государство как политическая организация, как властная система, прони­зывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наи­лучшим образом организовать, построить государство, люд

Формы государственного правления
Понятие«форма государственного правления» (или просто «форма прав­ления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществ­ляет в немвысшую

Формы государственного устройства
Форма государственного устройства - это способ (форма) территориаль­ной организации государственной власти, который выражается в националь­но-государственном и административно-терр

Тоталитарный политический режим
Термин«тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характерис­тики своего движения Бенито Муссолини в

Демократический политический режим
Историческая практика развития государственности дает разные примеры демократических режимов, однако суть любого демократического режимав народовластии. Для современного дем

Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
Термин«государственный аппарат» в отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. Вшироком смысле под «государственным аппаратом» понимаетс

Государство и национальное строение общества
Государство как форма организации общества не может не учитывать его национальный состав. Более того, национальный фактор относится к числу важнейших факторов, определяющих строение государства и е

Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
Несмотря на различия во взглядах на природу конфедерации она пред­ставляет для государствоведения явление известное и традиционно оценива­етсякак государственный союз государств

Глобальные проблемы и функции современного государства
Глобальный (от фр. global - всеобщий и лат. globus - шар) - относящий­ся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, все­мирный. Современное развитие цивилизации проходи

Геополитические факторы в развитии государства
Под словом «геополитика» можно понимать как определенную теорию, науку, так и политическую реальность -конкретную политику государства, обусловленную

Государство и церковь. Светские и теократические государства
В переводе с греческого слово«церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». Ив узком смысле под «церковью» понимают здание для от­правления обряд

Место и роль средств массовой информации в обществе. Правовая регламентация их деятельности
Понятие «информация» изначально было связано с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью людей. В русском языке, по мнению отече­ственного исследователя А.Д. Урсула, оно появляется в петро

Государство и политические партии
Политическая деятельность граждан осуществляется главным образом че­рез участие вполитических партияхиобщественно-политических движениях.

Правовое государство
Правовое государство является одним из существенных достижений чело­веческой цивилизации. Егоосновополагающими качествами являются: а) признание и защита

Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское обще­ство первично: оно является решающей социально-

Социальное государство
Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «обще­ственный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «соци­альным» в самом широком значении этого слова является любо

Происхождение государства
Наиболее полное представление о государстве, как и о любом явлении, можно составить лишь на основе подхода к нему с трех позиций, илипо трем направлениям: а) с точки зрени

Теория общественного договора
Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности (ранний буддизм, учение Мо-цзы), имели место в философии Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до

Теория солидаризма
Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX -начале XX вв. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. Поняти

Анархизм о праве и государстве
В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, ко­торых оно в равной степени ненавидит - анархию и деспотизм. Термин «анархизм» произошел от греческого слова, означающег

Предмет теории права и государства
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Без предмета, как заме­чал еще Гегель, не может быть и самой науки. Предмет определяет самостоя­тельность науки, ее право на существование. На

Методология теории права и государства
Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель гово­рил, чтометод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объ

Теория права и государства в системе наук
Наука имеет три основных объекта исследования: природу, общество и мышление. В соответствии с этим науки делятся наестественные, общест­венныеинауки о мышлении

Проблемы правовой метатеории
Предыдущие четыре вопроса являются особыми: если все остальные во­просы характеризуют содержание теории права и государства, то они харак­теризуют данную науку в целом - как особую систему, как спе

Системный подход как общенаучный метод
Системный подход - универсальный инструмент познавательной деятель­ности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в эт

Основные направления правовой реформы в современной России
Правовая система не может остаться неизменной, если в обществе про­изошли принципиальные изменения его экономического и политического строя (экономической и политической структуры общества). Это -

Любая наука наравне с методами, системой и понятием выполняет некоторые функции - основные направления деятельности, призванные решать поставленные задачи и добиваться определённых целей. В данной статье речь пойдёт про функции ТГП.

Онтология

Система в первую очередь включает не только основополагающие термины, но и важнейшие функции, первое место среди которых принадлежит онтологической.

Наука онтология представляет собой учение о бытии и сущем, что составляет материальную основу современного мира. Данная функция тесно связана с дисциплиной под названием философия. Онтологическая функция является первым и отправным пунктом в изучении фундаментальной юридической науки. Онтологией в современном понимании называется учение о бытии. Значение онтологической функции заключается в исследовании принципов и основ настоящей жизни, понимании мира, его структуры, а также всех жизненных закономерностей, ведь государство и право обладает именно вышеназванными истоками.

Гносеология: теория познания

Теперь рассмотрим значение гносеологии как функции ТГП. Оно состоит в изучении многочисленных понятий, связанных с природой государства и права, их воздействия на общество, отношения граждан к данным «новеллам» и так далее. Благодаря ее развитию, основные функции ТГП не просто существуют в теории, а находят своё применение в практике. Существование данной функции во многом объясняет возникновение всевозможных теоретических конструкций, приёмов, способствующих развитию как индивидуального, так и группового правового познания.

Нахождение истины

Важное значение имеет классификация функций государства. ТГП как фундаментальная как правило, разделяет все функции по направлениям деятельности. Таким образом, имеет право на существование ещё одно направление - эвристическое.

Эвристикой называют искусство нахождения истины и поиска новых открытий. Важно отметить, что данное направление призывает все остальные функции ТГП не просто заниматься познанием и объяснением деятельности, бытия, мира и конструкций, но и совершать новые открытия. Современные исследования наравне с неизведанными теориями должны способствовать созданию новейших правовых механизмов, в том числе полезных для российского государства с рыночной экономикой.

Методология как наука и функция

Функции ТГП неразрывно связаны с Данная дисциплина так или иначе затрагивается в любом виде научной деятельности. Методология - это наука о методах, а методами называются пути и способы достижения поставленных целей и закреплённых задач.

Особенность методологической функции заключается в том, что по отношению к другим наукам теория государства и права выступает в качестве фундаментальной и основополагающей. Её роль заключается в определении уровня отраслевых наук, непосредственно связанных с юриспруденцией. Более того, методология позволяет придать той или иной дисциплине логическую и теоретическую целостность.

Опорным пунктом развития главной юридической науки являются функции государства. ТГП, благодаря методологическому направлению деятельности, формирует те идеи и выводы, которые значимы для всех юридических наук в целом. Важно отметить, что данные мысли являются «основополагающим фундаментом», «несущей конструкцией» для общих и специальных отраслевых дисциплин.

Политическое направление

Политическая борьба и острые мировые дискуссии всегда будут присутствовать на международной арене. Термином «политика» обозначалось искусство управления государством, а вместе с тем обществом. Именно поэтому (ТГП) включают в свой состав политическое направление деятельности. С давних времён считается, что тот, кому принадлежит государственная власть, решает и несёт ответственность за все дела государственного образования. Реализация вышеназванной функции осуществляется благодаря гос. управлению.

Именно поэтому древнейший венец развития человечества - управление народом, должен изучаться с помощью политической функции государства. ТГП с её помощью формирует научные постулаты и основы управленческой деятельности. Здесь изучается как внутренняя, так и внешняя политика.

Идеологическое направление

Функции ТГП содержат в своём составе идеологический термин. Научная теория предоставляет следующее определение идеологии - это базовые, основополагающие идеи, представляющие собой единую систему понятий, идей, научных и практических взглядов. На основе вышеназванных элементов формируется жизненная позиция, а наравне с ним мировоззрение. Идеология "созревает" как у отдельной личности, так и у группы людей в целом, а впоследствии и у всего общества.

Важно отметить, что ни народ, ни государство не могут обойтись без определённых идеологических установок и мотивов, ориентирующих личность на дальнейшее существование и дальнейшую деятельность. Как показывает историческая практика, период государственного или общественного кризиса неразрывно связан с потерей идеологических взглядов, установок, ориентиров и бездуховностью. Что касается идеологической функции государства, ТГП приводит в единую систему все идеи и теории о возникновения права и государственности, а также создает теоретическую базу размышления над процессами, происходящими в реальной жизни.

Практическая и организаторская функции

Содержит в теоретической структуре основополагающая юридическая наука практическую и организаторскую функции права. ТГП как наука и учебная дисциплина представляет собой теоретическую основу для выработки рекомендаций и решений насущих проблем. Более того, теория, предлагаемая учёными в научных изданиях, так или иначе, неразрывно связана с практической деятельностью. Так, со временем создаются теории государственно-правового механизма функционирования, которые необходимы в кризисные периоды развития общества. Однако, анализируя практическо-организаторскую функцию, важно отметить её малую эффективность во многих вопросах деятельности.

Прогнозы и прогнозирование

Данное направление деятельности непосредственно связано с анализом, который обязателен во всех основных и прикладных юридических науках.

Как правило, благодаря учёные прошлого и современные деятели выдвигают гипотезы о развитии государственности, правоведения и поведении общества в условиях качественно новых преобразований. Истинность предлагаемых постулатов в конечном итоге проверяется на практике.

Значение научного прогнозирования теории права заключается в том, что современное общество способно заглянуть в будущее своего государства и, возможно, внести дополнительные улучшения в его судьбу. На сегодняшний день научно доказана уверенность в «завтрашнем дне» при наличии того или иного прогноза. Разумеется, невозможно на пустом месте создавать теории дальнейшего развития, любые выводы в обязательном порядке должны подкрепляться фактами, анализом и результатами исследования.

Изучая и анализируя функции государства и права, необходимо учитывать то, что их эффективность во многом обусловлена неразрывной взаимосвязью между собой. Так, гносеологическая или политическая функции важны лишь в составе целостной системы, именуемой государством. И в завершение невозможно не отметить тот факт, что структура и функции ТГП представляют собой прочную систему взаимосвязанных элементов, призванных достигать поставленные цели и задачи.

Теория государства и права: актуальные проблемы

Теории государства и права существовали еще в древней государственности. Так, римские юристы и греческие мыслители: Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и другие - задумывались над вопросом взаимодействия права, закона и государства. Данная проблема по сей день представляет собой центральный объект споров и размышлений.

Проблемы теории государства и права представляют следующие подходы к пониманию:

  1. Право - это все официальные источники, которые закрепляют действие нормы. Первая позиция говорит о неразрывной взаимосвязи между правом и государственной властью, которая является источником «рождения» той или иной нормы.
  2. Закон может содержать, а может и не содержать правовые нормы. Вторая точка зрения говорит о том, что закон, который принят надлежащим субъектом, в надлежащей форме с соблюдением всех необходимых процедур, также может быть признан законом, однако правом признать его никак нельзя. Такой акт носит название «неправовой закон».

На сегодняшний день нет определённой позиции, которая призывает придерживаться той или иной точки зрения. В защиту первого и второго мнения приводится достаточное количество доказательств, способных переманить даже самого ярого заступника. Что касается российских учёных-правоведов, то В. С. Нерсесянц отмечает, что правом считается лишь тот закон, который является источником позитивных норм, не нарушающих интересы и жизненные принципы общества.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого – «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?

Ответ: Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде, т.е. включает в себя наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития правового государства. Как и любая другая значимая отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

  • 1) Онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления и анализирует их;
  • 2) Прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права, прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
  • 3) Гносеологическая - призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. С ее помощью осуществляется получение нужных знаний, при этом они толкуются с научных позиций;
  • 4) Методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
  • 5) Прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;
  • 6) Политическая, или политико-управленческая, или организационно-управленческая. Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;
  • 7) Эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
  • 8) Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
  • 9) Идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
  • 10) Практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
  • 11) Теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
  • 12) Учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Все названные функции ТГП взаимосвязаны и могут дать позитивный результат только лишь если будут взяты в определенном комплексе.

Задание 2. Причины возникновения государства и права

Ответ: Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.

Основные причины:

  • 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
  • 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
  • 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
  • 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально--классовое расслоение общества.

Задание 3. Соотношение классового и общесоциального подходов к понятию государства

Ответ: Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория "государства всеобщего благоденствия", теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе "отвратительной доктриной" и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Л. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства - поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое главное, - общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, "ужасных" условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда - мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия - идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы - материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства.

Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Таким образом, современное государство по-прежнему выполняет классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов

государство право общесоциальный

Ответ: Орган государства - это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно_властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется на основе нормативно _ правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

  • 1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
  • 2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

  • 3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
  • 4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
  • 5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:
    • а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
    • б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
  • 6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
  • 7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Задание 5. Раскройте понятие «исторического типа» государства и права

Ответ: Исторический тип государства и права - совокупность не черт, а самих государств и правовых систем (самого государства и правовой системы, если исторический тип включает только одно государство и одну правовую систему). Это категория, отражающая единство не коренных черт, а самих государств и правовых систем. Лишь такое понимание типа государства и права соответствует реальному положению вещей. Оно идентично пониманию общественно-экономической формации, которая представляет собой не совокупность социально-экономических черт, а определенную структуру общества, известный социально-экономический строй, присущий определенной стадии общественного развития.

Исследуемая типологии как особый вид классификации характеризуется не только тем, что объектом классификации здесь выступают сами государства и правовые системы, но и особыми классификационными признаками. Она базируется на определенных признаках систематики. Поэтому во избежание путаницы для обозначения свойств и черт, образующих тип, целесообразно использовать специальный термин, которым обозначалась бы совокупность признаков, характерных для той или иной группы явлений и благодаря которым одна группа может быть отграничена от другой.

Тип государства и права -- совокупность государств и правовых систем, который отличается от совокупности черт государств и правовых систем, на основе которых образуется тип. «Типаж» -- распространенная гносеологическая категория, которая, неся большую познавательную нагрузку, выполняет значительную объяснительную функцию, способствует проведению четких граней между группами однородных явлений, отграничению результатов от признаков классификации. Рассматривая «типаж» как классификационные признаки в государственно-правовой типологии, необходимо в то же время выделять в нем ведущее начало, каковым выступает сущность входящих в тип конкретных государств и правовых систем.

Под историческим типом государства и права следует понимать определенную совокупность, точнее, систему государств и правовых систем, которая обусловлена единством и неизменностью классовой сущности и других коренных свойств. Исторический тип государства и права есть государственно-правовая структура общественно-экономической формации. Он представляет собой высшую систематическую единицу в государственно-правовой типологии, покоящейся на общественно-экономической формации. С другой стороны, наряду с приведенным термин «тип» и другие производные от него термины (например, типовое, типическое) могут употребляться и в других смыслах. Словом «тип», например, зачастую именуют образец, которому должен соответствовать ряд предметов, образцовое явление, выступающее в качестве нормы. Иногда «тип» выражает образ, содержащий обобщенные черты какой-либо группы явлений. Используют его и для обозначения экземпляра, обладающего специфическими свойствами. Но при всем том в любом случае данный термин обозначает определенное явление, предмет, процесс и т. д., которые обладают характерными признаками.

Следовательно, тип государства и права (и как типическое -- образцовое, и как единица в систематике) -- прежде всего сами государство и право, а не их черты. Типический образ, типическое явление, предмет, процесс, обладая особенностями, свойственными какой-нибудь их группе, служат примером, соответствующим определенным образцам и стандартам как обобщенно-конкретным проявлениям их свойств. Поэтому типизация государства и права означает не только распределение их по типам, но и выявление наиболее высокой степени активности признаков типа, т. е. типажа отдельных конкретных государства и права, что и делает последнее типом, типическим, разумеется, если такие признаки ему присущи. Это типическое может проявиться в разных формах. Вместе с тем типичны лишь те государства и правовые системы, в которых свойства и признаки типа, в особенности классовая сущность, отражаются наиболее ярко. Очень выпукло типическое выступает в повторяющихся, широко распространенных явлениях. Но типическое -- не всегда самое распространенное, повторяющееся, хотя этот факт и нельзя не учитывать. Типическое применительно к изучаемой области обнаруживается путем выявления в индивидуальном, конкретном государстве и праве существенных закономерных сторон, присущих государству и праву той или иной классовой общественно-экономической формации как таковому.

Задание 6. Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?

Ответ: Он имел в виду, что специфическим признаком правового государства в современном ею понимании является безусловное признание правовых форм и правовых пределов для всех проявлений государственной власти. Однако права граждан у него должны соразмеряться с «общественной необходимостью», а не быть самоцелью. Тарановский Ф.В. говорил, что право неразрывно связано с государством: государство составляет непосредственную среду для развития права, и государственная организация в свою очередь облекается в правовые формы.

Литература

  • 1. Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • 2. Зубанова С.Г. Теория государства и права
  • 3. Кушнир И.В. Теория государства и права
  • 4. Мелехин А.В. Теория государства и права
  • 5. Денисов А.И. Теория государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функции теории государства и права раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, её значение для общественной и юридической практики. В учебниках по теории государства и права нет единой позиции относительно того, какие функции выполняет наука теория государства и права. Чаще всего называются такие её функции, как гносеологическая (познавательная), практико-организационная, идеологическая, прогностическая и методологическая. Эти функции являются наиболее значимыми для характеристики науки теории государства и права и их можно назвать основными. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995

Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004

Теория государства и права. Учебник под ред. С.С. Алексеева. М. 1998

Гносеологическая функция выражается в том, что теория государства и права, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственные и правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет их с научных позиций.

Практико-организационная функция выражается в том, что теория государства и права, как всякая наука, должна обслуживать практику. Она должна вырабатывать, и вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики.

Идеологическая функция теории государства и права характеризуется тем, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений.

Суть прогностической функции состоит в том, что теория государства и права должна прогнозировать будущее государственно-правовых явлений. Выявляя закономерности их развития, теория государства и права вполне способна давать прогнозы, как на ближайшее будущее, так и на перспективу в виде научных гипотез (предположений).

Методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы в познании государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой, в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов.

Теория государства и права выводит из всего комплекса научного знания, добытого человечеством на определенном этапе развития, те закономерности, которые определяют тенденции государственно-правового развития.

На основании полученных таким образом знаний теория государства и права выдвигает гипотезы, делает прогнозы. Важно отметить, что все функции тесно взаимосвязаны между собой, каждая из них выполняется на основе или в сочетании с остальными (например, прогнозы можно делать только основываясь на практике).

Эта классификация, как и большинство, условна и не единственна. В учебной литературе существуют и иные классификации.

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - это учение о бытие, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д. Теория государства и права. Учебник под ред. С.С. Алексеева. М. 1998

Мировоззренческая - вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания.

Праксеологическая (прикладная) - формулировать практические предложения по совершенствованию системы государственного управления и правовой системы.

Прогностическая - выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.

Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государственном праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.



Просмотров