Часть 2 статья 292 ук рф. Все консультации у юристов бесплатны

1. Товарищество собственников жилья вправе:
1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;
7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
2. В случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе:
1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;
2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;
3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;
4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков;
5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.
3. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
4. Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.

Статья 137. Права товарищества собственников жилья

Комментарий к статье 137

1. Правоспособность товарищества собственников жилья как юридического лица всегда является специальной. Специальная правоспособность предполагает обладание только теми правами и исполнение только тех обязанностей, которые соответствуют установленным ЖК РФ целям деятельности товарищества как юридического лица. С учетом ст. 173 ГК РФ совершенная товариществом собственников жилья как юридическим лицом сделка, выходящая за рамки установленной ЖК РФ специальной правоспособности, может быть признана судом недействительной по иску как самого товарищества, так и любого из его членов.
2. Части 1 и 2 комментируемой статьи содержат закрытый перечень прав, в рамках которых товарищество собственников жилья вправе осуществлять свою деятельность. Данный перечень допускаемых ЖК РФ действий товарищества означает невозможность совершения товариществом каких-либо иных действий, не предусмотренных комментируемой статьей и не соответствующих целям и задачам созданного товарищества.
3. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает перечень прав товарищества, которые хотя в целом затрагивают права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, но возможность их реализации согласно данной части в отличие от ч. 2 комментируемой статьи не обусловливается требованием обеспечения соблюдения указанных прав и законных интересов. Видимо, это связано с тем, что перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи права товарищества в основном направлены на решение текущих вопросов управления, обеспечения эксплуатации, содержания, ремонта многоквартирного дома, в котором создано товарищество, и предоставления услуг собственникам помещений в таком доме. Вместе с тем следует иметь в виду, что с учетом п. 6 ст. 138 ЖК РФ товарищество в любом случае обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при определении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
4. Часть 2 комментируемой статьи содержит отдельный перечень прав товарищества, дополнительно увязывая возможность их реализации с необходимостью соблюдения прав и законных интересов всех собственников помещений в многоквартирном доме. Представляется, что формулировка специального перечня прав товарищества, для реализации которых законодателем дополнительно предусматривается требование о соблюдении указанных прав и интересов, обусловлена исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений, затрагивающих вопросы реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительства хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, установления пределов использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введения ограничений пользования им, предоставления в пользование общего имущества в многоквартирном доме иным лицам, непосредственно относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Хотя в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ прямо не подчеркивается исключительность указанной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, такой вывод можно сделать с учетом комплексного анализа статей комментируемого Кодекса. В частности, в ч. 1 ст. 147 ЖК РФ непосредственно упоминается исключительная компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, исключительность такой компетенции подтверждается установленным ч. 1 ст. 46 ЖК РФ требованием о квалифицированном большинстве голосов, а именно о не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, при принятии решений по вопросам, предусмотренным п. п. 1 - 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Соответственно, решения по указанным вопросам должны приниматься с соблюдением порядка, установленного ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ.
Заключаемые от имени товарищества собственников жилья правлением товарищества и его председателем сделки и совершаемые иные действия также не должны нарушать права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений должны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, размер которых определяется исходя из доли каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая принадлежит конкретному собственнику помещения в таком доме, определяется пропорционально размеру общей площади указанного помещения (см. комментарий к ст. ст. 37 и 39 ЖК). Кроме того, согласно ч. 8 ст. 156 и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме несет бремя иных расходов, связанных с содержанием и ремонтом принадлежащего ему помещения.
Часть 3 комментируемой статьи предоставляет товариществу собственников жилья право на обращение в суд для принудительного возмещения собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором создано такое товарищество, обязательных платежей и взносов в случае неисполнения указанными собственниками своих обязанностей по участию в общих расходах как на содержание общего имущества в многоквартирном доме, так и на уплату обязательных для каждого собственника помещения в данном доме платежей и взносов, в том числе за предоставленные коммунальные услуги.
6. Если в результате ненадлежащего исполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по уплате обязательных платежей, взносов, несению иных общих расходов товариществу были причинены убытки, оно вправе обратиться в суд с требованием полного возмещения причиненных указанными действиями убытков. Такое право товарищества применительно к собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором создано это товарищество, установлено ч. 4 комментируемой статьи. Возмещение причиненных убытков является одним из способов защиты нарушенных прав (ст. 12 ГК). Безусловно, несвоевременная оплата предоставленных собственнику помещения в многоквартирном доме каких-либо услуг, возмещение затрат на восстановление имущества либо невозможность своевременной сдачи в аренду части общего имущества в таком доме по вине какого-либо собственника помещения или иного лица влекут дополнительные расходы такого товарищества либо приводят к невозможности запланированного сметой получения доходов.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые товарищество собственников жилья произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые такое товарищество получило бы при "нормальном" осуществлении хозяйственной деятельности, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Кроме того, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, товарищество собственников жилья в случае нарушения своих прав вправе требовать возмещения наряду с другими убытками от упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Ч. 1 ст. 135 коммент. закона) товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией и, следовательно, наделено специальной правоспособностью. Специальная правоспособность означает, что товарищество обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые соответствуют целям его создания и деятельности и получили закрепление в уставе товарищества. Ограничения подобного рода обусловлены по отношению к товариществам собственников жилья нормой, содержащейся в ч. 1 ст. 135 коммент. закона, согласно которой товарищество создается для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Сделка, совершенная товариществом собственников жилья без учета его специальной правоспособности, - так называемая внеуставная сделка - согласно ст. 173 ГК РФ может быть признана судом недействительной по иску самого товарищества, члена товарищества или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью товарищества, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

2. В частях 1 и 2 коммент. ст. законодатель формулирует две группы юридически обеспеченных возможностей товарищества собственников жилья (субъективных прав), содержанием которых выступают соответствующие целям его создания действия.

Первая группа прав товарищества характеризуется тем, что их реализация прямо не затрагивает прав и охраняемых законом интересов собственников помещений, не являющихся членами товарищества. Реализация прав, перечисленных в ч. 2 коммент. ст., затрагивает права и охраняемые законом интересы всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и тех, кто не является членом товарищества. Поэтому права товарищества собственников, закрепленные в ч. 2 коммент. ст., могут быть осуществлены только в случае совпадения волеизъявления товарищества и волеизъявления собственников помещений, не являющихся членами товарищества. При этом осуществление прав, закрепленных в подп. 1, 2, 4, должно иметь место лишь в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений (ст. ст. 44, 46 коммент. закона).

3. В части 3 коммент. ст. закреплена норма, наделяющая товарищество собственников жилья правом на обращение в суд с целью понуждения неисправных собственников помещений к участию в общих расходах на содержание общего имущества (см. коммент. к ч. 2 ст. 39). Обязанность собственника помещения участвовать в общих расходах следует понимать расширительно, в контексте требований, установленных как ст. 249 ГК РФ, так и ст. 39 коммент. закона.

4. Обязанность собственника помещения участвовать в общих расходах на содержание общего имущества пропорционально своей доле в праве общей собственности на общее имущество обусловлена необходимостью обеспечения возмещения издержек на обслуживание, текущий и профилактический ремонт, капитальный ремонт общего имущества, а также необходимостью поддержания общего имущества в безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии. Обязательные платежи и взносы выступают в качестве одной из форм участия в общих расходах.

Если в результате неисполнения собственником помещения своих обязанностей по участию в общих расходах товариществу собственников причинены убытки, последнее вправе требовать их возмещения в судебном порядке. Под убытками в данном случае следует понимать понесенные товариществом расходы, которые оно в результате неуплаты собственником помещения причитающихся с него денежных средств, произвело из собственных средств, например оплатило услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Норма, содержащаяся в ч. 4 коммент. ст., должна применяться во взаимосвязи с правилами, установленными


1. С объективной стороны служебный подлог характеризуется:
а) внесением должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений;
б) внесением теми же лицами в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
2. Официальным документом признается письменный акт, удостоверяющий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия.
Предметом служебного подлога является не только официальный документ, в который вносятся указанные сведения либо исправления, но и вновь изготовленный письменный официальный акт с ложными сведениями, удостоверяющими событие или факт (листок нетрудоспособности, диплом, трудовая книжка и т.д.).
Служебный подлог может быть совершен не только в официальных документах, исходящих от того или иного государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, а также соответствующего органа либо учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, но и в документах, поступивших в названные органы и учреждения (доверенности, расписки, договоры, акты ревизий и т.д.).
3. Конкретные действия по подлогу официальных документов заключаются в изменении их содержания путем приписки слов, сведений, названий органов и учреждений, изменения текста, номера, даты, внесения исправлений путем подчистки, удаления части текста с внесением вместо него нового текста и т.д.
4. Данное преступление считается оконченным с момента совершения указанных в комментируемой статье действий независимо от того, был ли использован по назначению подложный официальный документ или нет.
5. Использование указанным в комментируемой статье лицом изготовленного им подложного официального документа при совершении иного преступления (например, хищение чужого имущества путем мошенничества) следует квалифицировать по совокупности соответствующих преступлений.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 31.03.61 N 2 должностные лица, выдавшие частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственной пенсии, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных на основании этих документов денежных средств, должны нести ответственность по совокупности - за хищение и служебный подлог.
6. Субъектами служебного подлога могут быть должностные лица, а также государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. В случае подделки официального документа частным лицом ответственность наступает по ст. 327 УК.
7. Выдача заведомо подложных документов, дающих право на получение государственной пенсии с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности (что не исключает наличия у него иной личной заинтересованности), должна квалифицироваться как пособничество в хищении и как служебный подлог.
8. Служебный подлог совершается из корыстной или иной личной заинтересованности. Конкретные мотивы данного преступления аналогичны мотивам иных должностных преступлений.
9. Деяние, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только с прямым умыслом. При отсутствии у должностного лица умысла (например, подписание подложного документа либо внесение в официальный документ не соответствующих действительности сведений по небрежности) содеянное может быть квалифицировано, при наличии к тому оснований, как халатность.

Служебный подлог — состав преступления, которое отнесено к группе противоправных действий, направленных против государственной власти. О том, что такое служебный подлог и как не ошибиться с квалификацией действий граждан, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Под служебным подлогом законодатель подразумевает вписывание должностным лицом или государственным/муниципальным служащим в официальные документы заведомо неверной информации (равно подчистку в документах), которая искажает истинное содержание бумаг. Эти деяния должны свершаться из корыстной или иной персональной заинтересованности.

Ч. 2 ст. 292 указывает на более опасный состав преступления — служебный подлог, который влечет за собой нарушение прав граждан, общества или государства.

Подлог довольно часто совершается вкупе с другими преступлениями. Например, с целью скрыть растрату и т. д. Важно не только правильно отделить один состав от другого, но и обратить внимание на квалифицирующие признаки.

Комментарий к ст. 292 «Служебный подлог» (ч. 1)

Любое преступление имеет в своем составе субъекта, объект, объективную и субъективную стороны. Вне зависимости от статьи УК РФ, если в деяниях гражданина не будет хотя бы одной из этих составляющих, он останется безнаказанным, поскольку состава преступления не будет.

Объективная сторона подлога заключается в двух действиях, которые могут совершаться как одновременно, так и нет:

  • составление заведомо ложных официальных документов;
  • внесение в документы изменений, которые могут исказить их общий смысл.

Примером официальных документов могут быть нормативный акт, диплом, лист временной нетрудоспособности, трудовая книжка и т. д.

При этом предметом преступления является не только уже существующий документ, в который вписываются исправления или вносятся новые сведения, но и вновь созданный, который удостоверяет юридический факт и имеет правовые последствия (например, трудовая книжка, диплом).

Обратите внимание! Служебный подлог имеет место не только в бумагах, которые исходят от конкретного органа — места работы должностного лица, но и в других документах, поступающих на его рассмотрение (например, в актах ревизии).

Преступление оканчивается в момент совершения противоправных действий с документами. Для законодателя не имеет значения, будет данный документ применяться после внесения изменений или нет.

Привлечь к ответственности за подлог можно только должностных лиц и служащих государственных/муниципальных органов. Граждане и работники организаций ответственности по данному составу не несут.

Данное деяние всегда совершается только с прямым умыслом (субъективная сторона). В противном случае при наличии собранных доказательств следствие может квалифицировать преступные действия как халатность, так как гражданин проявил небрежность при исправлении документа, но никак не прямой умысел.

Комментарий к ст. 292 «Служебный подлог» (ч. 2)

В ч. 2 ст. 292 УК РФ законодатель определил общественную опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан (организаций) либо общества (государства).

Преступления, предусмотренные ч. 2, носят более серьезный характер, а соответственно, и наказание за них строже.

Преступление закончится, когда настанут последствия поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав.

При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона в данном случае должна быть охарактеризована только прямым или косвенным умыслом. Ни о какой неосторожности речи идти не может.

Санкция ст. 292 УК РФ

В ч. 1 ст. 292 УК РФ, которая описывает противоправные действия гражданина, направленные на совершение служебного подлога, законодатель предусмотрел альтернативную санкцию:

  • штраф до 80 000 руб. или в размере заработка осужденного за 6 месяцев (в качестве доходов могут быть приняты любые, в том числе неофициальные, наличие которых следствие сможет доказать);
  • обязательные работы до 480 часов (выполняются в свободное от основной деятельности время);
  • исправительные работы до 2 лет (могут применяться по основному месту работы или в любой организации в случае отсутствия такового);
  • принудительные работы до 2 лет (назначаются довольно редко);
  • арест до 6 месяцев (не может назначаться несовершеннолетним, беременным и женщинам, имеющим детей до 14 лет);
  • лишение свободы до 2 лет (как правило, данная мера пресечения избирается в случаях, когда подлог был совершен совместно с другим преступлением, например растратой).

В ч. 2 ст. 292 УК РФ предусмотрена ответственность за служебный подлог, повлекший за собой нарушение прав граждан или государства:

  • штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработка осужденного за 1-3 года;
  • принудительные работы до 4 лет или лишение свободы до 4 лет с запретом заниматься установленной деятельностью на 3 года (запрет выступает дополнением к основному наказанию, суд вполне может обойтись и без него).

Судебная практика по служебному подлогу

Пример 1

М., будучи старшим прорабом, по просьбе бухгалтера А. выдал ей 4 командировочных удостоверения, а еще в одном поставил отметку о том, что она была в командировке.

На основании выписанных бумаг А. отчиталась перед ревизией за недостачу. Однако кассационная инстанция отменила приговор районного суда по обвинению М. в служебном подлоге. Суд пришел к выводу, что М. не знал о намерениях главного бухгалтера и выдавал ей документы, считая, что она действительно была в командировках. Соответственно, М. не составлял заведомо ложный документ. Состав преступления отсутствует.

Пример 2

В. работала следователем. К ней в работу поступило дело о сбыте наркотических средств. Так как доказательств не было, расследование затянулось. Чтобы избежать наказания за волокиту по делу и улучшить свои показатели перед лицом начальства, В. оформила расследование как оконченное и внесла информацию об этом в статистические карточки МВД. Заверив официальные документы своей подписью, она направила их по адресу.

Суд вынес в отношении В. приговор, обвинив ее в служебном подлоге. Однако кассационная инстанция приговор отменила, отметив, что, несмотря на действия В. по созданию ложных документов, состав преступления в ее действиях отсутствует. Статистические карточки, в которые были внесены сведения, носят информативный характер и подлежат применению исключительно в рамках работы ведомства. Соответственно, никаких правовых последствий ни для кого внесение ложной информации не создает. Признать карточки официальным документом не представляется возможным.

Пример 3

З., работая в должности главного инженера совхоза, путем издания приказов присваивал себе имущество предприятия. Районный суд вынес в отношении него приговор и обвинил в служебном подлоге. Однако надзорная инстанция приговор отменила.

Согласно положениям законодательства колхоз не является государственным органом, соответственно, З. не может считаться должностным лицом. Именно поэтому его действия были переквалифицированы в мошенничество.

Что еще необходимо знать о служебном подлоге

Если должностное лицо совершило противоправные действия, связанные с изготовлением заведомо ложных документов, и тем самым превысило свои полномочия во избежание дальнейших вредных последствий, которые были бы более опасными, чем фактически причиненный вред, если нельзя было поступить иным образом, данные действия будут отнесены к крайней необходимости. Соответственно, прямого умысла нет, и лицо не будет привлечено к ответственности по ст. 292 УК РФ.



Просмотров