Бачило иллария лаврентьевна. Умерла выдающийся ученый-правовед иллария бачило


Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Основные научные труды И. Л. Бачило.


Полный текст документа:

Бачило И. Л. Является автором монографий и коллективных трудов по проблемам государственного управления и исполнительной власти. Ею создано научное направление исследования функций органов исполнительной власти. ("Функции органов управления", "Исполнительная власть Российской Федерации. Проблемы развития", 1998. М.Юристъ. и др.).

С 1975 г. руководит направлением исследований по вопросам информации и информатизации. Под ее руководством изданы монографии "Правовые проблемы АСУ", "Организация систем управления", с участием специалистов Восточной Европы, в 2001г. ею опубликована научно-практическая работа "Информационное право. Проблемы практической информации", она является соавтором учебника "Информационное право" для вузов России (2001, С-ПБ); под ее руководством осуществлено исследование при поддержке РФФИ по программе "Человек в информационном обществе. Правовые аспекты". В этой связи за 1999 - 2002 гг. опубликованы статьи и сборники по проблемам информации, информационных технологий, Интернета. Наиболее глубоко исследована тема правового режима информационных ресурсов, вопросы правового регулирования права собственности, а также исключительных прав на этот ресурс.

Руководила разработкой проекта ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который принят и действует с 1995 г. Ею разработана концепция права на информацию (доклад на Международном Круглом столе, проведенном Государственной Думой Российской Федерации и Советом Европы в Москве в 1997 г.). Авторский проект закона опубликован в брошюре "О праве на информацию в Российской Федерации" (издание Министерства образования и МИФИ). Гуманитарный аспект информатизации под ее руководством и авторским участием освещен в коллективной работе "Информационные ресурсы развития России. Правовые проблемы" (М. Наука. 2003. 402 стр.). Под ее руководством Сектор осуществляет ряд проектов в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия", а также исследования административной реформы в России.

Доктор юридических наук

(ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН)

Действительно включить дисциплину "информационное право" в систему правовых дисциплин очень сложно и надо согласиться с тем, что здесь обязательно нужно учитывать дифференциацию на научную дисциплину, законодательство и отрасль права. Безусловно, однозначным подходом эти вопросы не решить. Дело заключается в том, что уже на первом этапе при обосновании научной дисциплины мы встретили сопротивление. Номенклатура научных специальностей касается, прежде всего, формирования научных дисциплин и их легитимности в общей системе образования и развития правовой системы.

Была сделана попытка - включить дисциплину информационное право в теорию и историю или в структуру конституционного права. Эти предложения не прошли, как и предложения о включении в структуру административного права. Ни один из этих вариантов относительно информационного права воспринят не был. Аргументация "против" заключалась в том, что нет специалистов, и, что это - не самостоятельная отрасль права. Она не имеет четко обозначенного предмета, а главное - своего метода. С этим согласиться нельзя. Предмет здесь достаточно ясно обозначен, но с методом дело обстоит сложнее. Известно, что не каждая отрасль имеет самостоятельный метод. Нужно рассматривать традиционные отрасли классического характера: административное, уголовное, гражданское право, имеющие свой оригинальный метод, и отрасли, которые формируются на этой базе и используют методы классический отраслей или их совокупность.

Когда мы обосновываем возможность включения информационного права в систему отраслей права, то должны реально представлять, что по методам - это комплексная отрасль. Кстати, этому есть аналоги (например, экологическое право). Мы не можем сказать, что оно имеет свои собственные методы. Здесь используются методы многих отраслей права: гражданского, административного, уголовного, конституционного. Таким образом, в процессе обоснования отрасли второго уровня надо иметь в виду комплексность методов в такой отрасли. Однако, на сегодняшний день мы исчерпали все возможности включить информационное право в систему специальности 12.00.00.

Сейчас структура юридических наук, которая сложилась на основе приказа Миннауки РФ от 21 января 2000г., включает следующие дисциплины: теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право, муниципальное право; гражданское право, предпринимательское, семейное, международное частное право; трудовое право, право социального обеспечения; природоресурсное право - аграрное, экологическое; уголовное право и криминология, уголовное и исполнительское право, уголовный процесс, криминалистика и судебные экспертизы, оперативно-розыскная деятельность (заметим, что это тоже не отрасль); международное право и европейское право (и европейское право тоже не отрасль в том понимании, в котором мы его хотели бы видеть); судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности (и эти дисциплины не являются отраслью; это сферы правовой деятельности). И, наконец, то, что было под рубрикой 12.00.02 - административное право, теперь имеет номер 12.00.14. Однако, из этой специальности сейчас изъято государственное управление. Сегодня во всем перечне правовых отраслей и дисциплин нет слов "государственное управление" и это, очевидно, отражает идеологическую установку на вытеснение государства из общественных механизмов организации. На мой взгляд, это очень плохо. Это влияет на ослабление связи права со всеми процессами в области государственного управления и социальной деятельности. Этот факт снижает возможность включить информационное право в специальность 12.00.14. Последняя рубрика в структуре правовых дисциплин охватывает гражданский процесс, арбитражный процесс. Кроме того, дисциплина 05.13.00 содержит следующую строчку - 05.13.19 (она и раньше была) под названием "Методы и системы защиты информации, информационная безопасность". Но это одно из направлений информационного права. Но и оно вынесено за скобки правовых дисциплин.

Итак, попытка включиться в эту систему пока не увенчалось успехом. Институт государства и права предлагал другой выход: назвать эту дисциплину "правовые основы информатизации", но и этот вариант отвергнут.

Получается, что юридическая специальность рассыпана по целому ряду технических направлений. Может ли в совокупности это покрыть все проблемы развития информационного права? Нет, ни в коем случае. И это, безусловно, наносит вред. Думаю, что мы не должны ослаблять своих усилий, по крайней мере, в теоретической работе, по доказыванию того, что эта комплексная отрасль, имеет свой конкретный, очень четко выраженный предмет правовых отношений.

Мы действительно находимся в самом начале пути и должны учитывать, что в современных условиях происходит передислокация предметов отношений, которые вызывают новые правоотношения. Я только перечислю, с чего мы начинали: было компьютерное право, затем во главу угла поставили информацию и информационные ресурсы, сегодня мы говорим об информационных и телекоммуникационных системах, и уже ставим вопрос об информационно-кибернетических системах, об информационно-управляющих системах. Весь этот конгломерат рано или поздно вызовет большие изменения в структуре предметов правового внимания и в перестройке предметных областей целого ряда отраслей права. Но это, может быть, произойдет не так скоро. Специалисты призваны наблюдать за этим процессом и пытаться находить для этого обоснования или противодействия.

Учебный курс "Информационное право" каждый из нас видит по-своему. Идет здоровая конкуренция, поиск истины и т.д. И любой вариант может быть одобрен.

Дискуссионным является вопрос о средствах массовой информации. Хочу присоединиться к тому, что было сказано. Здесь не надо информационным правом поглощать все, что относится к средствам массовой информации. То, что регулируется законом о СМИ, это совершенно другая сфера отношений. Информационного права касаются только предметы информационного характера, которые включаются в систему информационных ресурсов и находятся в системе СМИ, в том числе и в системе Интернет. Это специальный вопрос, к которому стоит вернуться.

В учебнике отражена концепция и позиция автора - одного из основоположников отрасли «Информационное право» - по правовым проблемам в области общественных отношений, порожденных информационной средой и уровнем развития информационных технологий в Российской Федерации. В издании нашел отражение опыт преподавания автором информационного права, в том числе и в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук. В учебнике раскрываются как общие вопросы информационного права (понятие, предмет, метод, принципы), так и проблемы развития правовых институтов в информационном праве. В частности, анализируется институт права собственности, рассматриваются вопросы исключительных прав субъектов в информационной сфере, документированной информации и электронного документооборота, информационных систем, правовых режимов информационных технологий и коммуникаций. Большое внимание уделено и научно-практическим проблемам развития информационных процессов. В том числе рассматриваются вопросы информационной глобализации и Интернета, факторы, влияющие на развитие информационного общества, анализируются роль информации в становлении гражданского общества, а также проблемы формирования массовой информации.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. > Бачило Иллария Лаврентьевна

    Родилась в Ленинграде, юридическое образование получила в Минском юридическом институте. Кандидатскую диссертацию по теории государства и права защитила в 1955 г., в 1981 г. стала доктором юридических наук по специальности административное право. Ряд лет посвятила редакционной работе в издательстве социально-экономической литературы в качестве ученого секретаря журнала "История СССР".

    С 1968 г. работает в Институте государства и права РАН. В настоящее время возглавляет сектор "Информационное право". За время работы в Институте ею создано научное направление исследования и правового регулирования функций органов исполнительной власти; изданы монографии "Функции органов управления", "Организация советского государственного управления", под ее руководством подготовлен и издан ряд коллективных монографий, в том числе "Ответственность в управлении". Ею разработана теория и методика классификации функций органов государственного управления, суть которой предвосхищает решение задачи по созданию модульного принципа организации информации, предусмотренного ФЦП "Электронная Россия".

    Является одним из руководителей проведения ежегодных Лазаревских чтений. Под ее руководством в 1998 г. издана коллективная монография "Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития", она является одним из ответственных редакторов Словаря административного права. С 1975 г. Бачило И.Л. руководит направлением исследований, связанных с развитием АСУ и информатизации. Под ее руководством изданы монографии "Правовые проблемы АСУ", монография "Организация систем управления" с участием специалистов Восточной Европы. По проблемам информации и информатизации ею опубликовано несколько десятков статей. Наиболее глубоко разработаны темы правового режима информационных ресурсов, применения институтов собственности и исключительных прав в сфере информационной деятельности; подход к классификации информационного законодательства и гармонизации законодательства в условиях информатизации в целом; разработана концепция закона права на информацию, опубликованная в материалах международного "круглого стола", проведенного Государственной Думой, и авторский проект ФЗ "Право на информацию", одобренный экспертной группой Комиссии по законодательству ЕС, и опубликованный в брошюре "О праве на информацию в Российской Федерации" (издание Минобразования и МИФИ) в 1997 г. Участие в законопроектной работе увенчано научным руководством рабочей группой по подготовке проекта ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который принят в 1995 г.

    Руководство проектом, осуществляемым при поддержке гранта РФФИ, "Человек в информационном обществе. Правовые проблемы" позволило коллективу ее сектора подготовить три специальных выпуска журнала "Проблемы информатизации", посвященные правовым вопросам информационного общества, включая правовые аспекты регулирования отношений в Интернет и отношений, связанных с созданием и использованием информационных технологий в экономике России. Бачило И.Л. опубликован ряд исследований по вопросам динамики государственных и правовых институтов в условиях информатизации. Она активно сотрудничает с журналом "Информационное общество", с другими периодическими изданиями по проблемам информации, информационной безопасности, Бачило И.Л. - член ряда экспертных и научных советов. Ею подготовлено немало кандидатов юридических наук.

    Доктор юридических наук

    (ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН)

    Действительно включить дисциплину "информационное право" в систему правовых дисциплин очень сложно и надо согласиться с тем, что здесь обязательно нужно учитывать дифференциацию на научную дисциплину, законодательство и отрасль права.

    Безусловно, однозначным подходом эти вопросы не решить. Дело заключается в том, что уже на первом этапе при обосновании научной дисциплины мы встретили сопротивление. Номенклатура научных специальностей касается, прежде всего, формирования научных дисциплин и их легитимности в общей системе образования и развития правовой системы.

    Была сделана попытка - включить дисциплину информационное право в теорию и историю или в структуру конституционного права. Эти предложения не прошли, как и предложения о включении в структуру административного права. Ни один из этих вариантов относительно информационного права воспринят не был. Аргументация "против" заключалась в том, что нет специалистов, и, что это - не самостоятельная отрасль права. Она не имеет четко обозначенного предмета, а главное - своего метода. С этим согласиться нельзя. Предмет здесь достаточно ясно обозначен, но с методом дело обстоит сложнее. Известно, что не каждая отрасль имеет самостоятельный метод. Нужно рассматривать традиционные отрасли классического характера: административное, уголовное, гражданское право, имеющие свой оригинальный метод, и отрасли, которые формируются на этой базе и используют методы классический отраслей или их совокупность.

    Когда мы обосновываем возможность включения информационного права в систему отраслей права, то должны реально представлять, что по методам - это комплексная отрасль. Кстати, этому есть аналоги (например, экологическое право). Мы не можем сказать, что оно имеет свои собственные методы. Здесь используются методы многих отраслей права: гражданского, административного, уголовного, конституционного. Таким образом, в процессе обоснования отрасли второго уровня надо иметь в виду комплексность методов в такой отрасли. Однако, на сегодняшний день мы исчерпали все возможности включить информационное право в систему специальности 12.00.00.

    Сейчас структура юридических наук, которая сложилась на основе приказа Миннауки РФ от 21 января 2000г., включает следующие дисциплины: теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право, муниципальное право; гражданское право, предпринимательское, семейное, международное частное право; трудовое право, право социального обеспечения; природоресурсное право - аграрное, экологическое; уголовное право и криминология, уголовное и исполнительское право, уголовный процесс, криминалистика и судебные экспертизы, оперативно-розыскная деятельность (заметим, что это тоже не отрасль); международное право и европейское право (и европейское право тоже не отрасль в том понимании, в котором мы его хотели бы видеть); судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности (и эти дисциплины не являются отраслью; это сферы правовой деятельности). И, наконец, то, что было под рубрикой 12.00.02 – административное право, теперь имеет номер 12.00.14.

    Однако, из этой специальности сейчас изъято государственное управление. Сегодня во всем перечне правовых отраслей и дисциплин нет слов «государственное управление» и это, очевидно, отражает идеологическую установку на вытеснение государства из общественных механизмов организации. На мой взгляд, это очень плохо. Это влияет на ослабление связи права со всеми процессами в области государственного управления и социальной деятельности. Этот факт снижает возможность включить информационное право в специальность 12.00.14. Последняя рубрика в структуре правовых дисциплин охватывает гражданский процесс, арбитражный процесс. Кроме того, дисциплина 05.13.00 содержит следующую строчку - 05.13.19 (она и раньше была) под названием «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность». Но это одно из направлений информационного права. Но и оно вынесено за скобки правовых дисциплин.

    Итак, попытка включиться в эту систему пока не увенчалось успехом. Институт государства и права предлагал другой выход: назвать эту дисциплину "правовые основы информатизации", но и этот вариант отвергнут.

    Получается, что юридическая специальность рассыпана по целому ряду технических направлений. Может ли в совокупности это покрыть все проблемы развития информационного права? Нет, ни в коем случае. И это, безусловно, наносит вред. Думаю, что мы не должны ослаблять своих усилий, по крайней мере, в теоретической работе, по доказыванию того, что эта комплексная отрасль, имеет свой конкретный, очень четко выраженный предмет правовых отношений.

    Мы действительно находимся в самом начале пути и должны учитывать, что в современных условиях происходит передислокация предметов отношений, которые вызывают новые правоотношения. Я только перечислю, с чего мы начинали: было компьютерное право, затем во главу угла поставили информацию и информационные ресурсы, сегодня мы говорим об информационных и телекоммуникационных системах, и уже ставим вопрос об информационно-кибернетических системах, об информационно-управляющих системах. Весь этот конгломерат рано или поздно вызовет большие изменения в структуре предметов правового внимания и в перестройке предметных областей целого ряда отраслей права. Но это, может быть, произойдет не так скоро. Специалисты призваны наблюдать за этим процессом и пытаться находить для этого обоснования или противодействия.

    Учебный курс "Информационное право" каждый из нас видит по-своему. Идет здоровая конкуренция, поиск истины и т.д. И любой вариант может быть одобрен.

    Дискуссионным является вопрос о средствах массовой информации. Хочу присоединиться к тому, что было сказано. Здесь не надо информационным правом поглощать все, что относится к средствам массовой информации. То, что регулируется законом о СМИ, это совершенно другая сфера отношений. Информационного права касаются только предметы информационного характера, которые включаются в систему информационных ресурсов и находятся в системе СМИ, в том числе и в системе Интернет. Это специальный вопрос, к которому стоит вернуться.



Просмотров