Автономная республика. Что такое автономия? Порядок и уровень автономии
I. Понятие автономии и ее формы. В государственно-правовом смысле автономия означает обеспечение нациям и народностям, компактно проживающим на территории РСФСР, правовой и фактической возможности реализовать национальный суверенитет путем создания определенной формы национальной государственности в составе РСФСР с предоставлением права на самоуправление или на самостоятельность в осуществлении государственной власти. При этом пределы властвования закрепляются государственными органами РСФСР на основе или с учетом волеизъявления народа данного автономного образования.
При автономии уровень самостоятельности в осуществлении государственной власти не идентичен суверенному статусу государства. Автономия обеспечивает выражение суверенности наций и народностей, однако не означает государственного суверенитета, независимости автономного образования. Вместе с тем с наличием автономии связан специфический правовой статус тех национально-государственных образований, которые ею обладают.
В РСФСР автономия осуществлялась в двух формах. Это политическая (государственная) и административно-политическая (административная) автономия. Политическую автономию в РСФСР представляли автономные государства - автономные республики; административно-политическую - автономная область (трудовая коммуна) и национальные (автономные) округа. Трудовые коммуны (немцев-колонистов, карельская) были преобразованы в автономные области.
II. Политическая форма автономии. К этой форме автономии относились автономные республики, являвшиеся автономными государствами. Правовой статус автономных республик первоначально определялся Положением о государственном устройстве каждой конкретной автономной республики. С принятием Конституции СССР 1936 г. он стал определяться и в Конституции СССР, и в Конституции РСФСР, и в Конституции, принимаемой каждой автономной республикой. В составе РСФСР было 16 автономных республик.
Как автономное государство, автономная республика характеризовалась следующими государственно-правовыми признаками:
1) каждая автономная республика имела свою территорию и право территориального верховенства, то есть территория АССР не могла быть изменена без ее согласия;
2) автономная республика имела свое гражданство. Каждый гражданин автономной республики являлся одновременно гражданином РСФСР и гражданином СССР. В то же время она не имела права приема в гражданство, что также подтверждает отсутствие у нее государственного суверенитета;
3) автономная республика, будучи государством, имела свою конституцию, что свидетельствовало о наличии у нее элементов учредительной власти. В Конституции СССР и Конституции РСФСР содержалось требование, чтобы конституция АССР соответствовала Конституциям СССР и РСФСР и учитывала особенности автономной республики;
4) как и у любого государства, у автономной республики имелись свои высшие органы государственной власти (Верховный Совет и Президиум Верховного Совета), свое правительство - Совет Министров, высший судебный орган - Верховный Суд, а также Прокурор республики. Специфика осуществления государственной власти АССР проявлялась в том, что она вправе была самостоятельно решать только те вопросы, которые не относились к ведению Союза ССР и РСФСР;
5) национальная государственность АССР обеспечивалась следующим образом:
а) высшие органы государственной власти АССР (преимущественно) местные органы государственной власти, суда и прокуратуры состояли из местных национальных кадров, знавших язык, быт, нравы и обычаи коренного населения;
6) высшие органы государственной власти работали на русском языке и на языках народов, компактно проживающих на территории АССР;
б) любое государство имеет свою государственную символику. АССР также имела свои государственные символы: Государственный герб, Государственный флаг, столицу. Государственный гимн был единым для всего Союза ССР.
Кроме указанных государственно-правовых признаков, характеризующих АССР как автономное государство, автономной республике обеспечивались и особые гарантии автономии в составе Союза ССР и РСФСР. К таким гарантиям следует отнести:
- особый порядок образования АССР: окончательное решение этого вопроса относилось к ведению Союза ССР;
- каждая автономная республика имела своих представителей в высших органах государственной власти СССР и РСФСР: 11 представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР; Председатель Президиума Верховного Совета АССР являлся по должности заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Автономной республике принадлежало право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР;
- автономные республики обладали особыми гарантиями юридической силы актов, издаваемых высшими органами государственной власти и государственного управления. Так, в случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР. Однако 232 акты Совета Министров могли быть отменены только Президиумом Верховного Совета РСФСР.
III. Административная форма автономии. К этой форме автономии относились автономные области (в составе РСФСР их было - 5) и автономные округа (в составе РСФСР их было - 10), которые представляли национально-государственные образования, то есть они не являлись государствами.
Автономная область образовывалась проживающими на определенной территории небольшими нациями, которые на своей территории могут и не составлять большинства по отношению к представителям других национальностей.
Для государственно-правовой природы автономной области характерны следующие особенности:
1) в соответствии со статьей 82 Конституции РСФСР 1978 г., правовой статус автономной области определялся Законом об автономной области, который принимался Верховным Советом РСФСР по представлению Совета народных депутатов автономной области, то есть автономная область самостоятельно определяла характерные особенности своего правового статуса, что отличало, в частности, ее от обычной административной области;
2) гарантией самого существования автономной области являлся порядок образования автономной области; для ее образования необходимо было четко выраженное волеизъявление народа на создание именно такого национально-государственного образования, санкционированное высшим органом государственной власти РСФСР, с последующим утверждением принятого решения Верховным Советом СССР;
3) основу правового статуса автономных областей составляло политическое самоуправление, которое осуществляли местные Советы во главе с областным Советом автономной области. Акты государственных органов автономной области издавались на языках, объединяемых ею национальностей;
4) Конституция СССР и Конституция РСФСР обеспечивали за автономными областями право непосредственного представительства в высших органах государственной власти Союза ССР (по пять представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР) и высших государственных органах РСФСР (на общих основаниях при выборах депутатов Верховного Совета РСФСР);
5) в статье 82 Конституции РСФСР было установлено, что автономная область находится в составе РСФСР и входит в край.
Автономный округ - это национально-государственное образование, которое находилось в составе края или области и отличалось особым национальным составом и бытом. В составе РСФСР было 10 автономных округов.
Основы правового положения автономных округов и их органов государственной власти и государственного управления закреплялись в ст.83 Конституции РСФСР, в которой подчеркивалось, что они находятся в составе края или области, а также Законом РСФСР об автономных округах от 20 ноября 1980 г.
Для правовой природы автономного округа характерен также институт национально-государственного представительства. В соответствии со статьей 110 Конституции СССР, от каждого автономного округа в Совет Национальностей Верховного Совета СССР избирался один представитель. Автономный округ также имел своих представителей в государственных органах края или области, в составе которых он находился; краевой, областной Совет народных депутатов имели право отменять решения Совета автономного округа в случае несоответствия их законодательству. Решения исполнительного комитета окружного Совета могли быть отменены самим окружным Советом, а также исполнительным комитетом краевого, областного Совета.
4.3.7 Национально-территориальная автономия в рсфср
Национальная политика большевиков привела к созданию на территории бывшей империи беспрецедентной в мировой истории по числу и сложности устройства системы национально-территориальных автономий.
СССР представлял собой федерацию (союз) советских социалистических республик, которые составляли первый уровень автономии.
Внутри советских социалистических республик выделялись национально-территориальные автономии второго порядка. Такими внутренними автономиями располагали не только РСФСР, но и Грузия, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан.
Национально-территориальные автономии внутри советских социалистических республик имели свою собственную иерархию. Одни приобрели более высокий статус АССР - автономных советских социалистических республик. Другие назывались автономными областями и входили в состав более крупных регионов. Третьи получили еще более низкий статус, назывались национальными (позднее - автономными) округами и также входили в состав более крупных регионов.
На самом низком территориальном уровне существовала система национальных районов и сельсоветов.
В РСФСР федеративные начала были подчеркнуты уже на этапе ее создания как первой "большой" советской республики - Российской. Как было записано в декларации и, далее, в Конституции 1918 г., "Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских
150 К 1934 г. п СССР было создано 240 национальных районов и более 500 национальных сельсоветов. Из всех национальных районов 176 находились на территории нынешней России. Среди национальных были и русские районы, специально создававшиеся на территориях автономий. Но еще при И. Сталине псе эти районы и сельсоветы были лишены своего особого статуса, который посчитали излишним.
национальных республик". Однако на том этапе представление о "субъектах федерации" было весьма расплывчатым. Скорее речь шла о федеративных отношениях, на основании которых те или иные территории могли присоединяться к России. Так, в соответствии с Конституцией "советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику". В роли субъектов федерации выступали "автономные областные союзы", но на практике ими стали автономные республики, которые были провозглашены в составе РСФСР. В 1918 г. как раз и начинается формирование системы АССР в границах РСФСР.
Более строгие и четкие формулировки российского "внутреннего федерализма" появляются уже после формирования Союза ССР, они характерны для Конституции РСФСР 1924 г.: "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик". При этом подчеркивается, что именно национальный принцип заложен в основу федеративных отношений на территории России: "признавая право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, Российская социалистическая федеративная советская республика, исходя из твердо выраженной воли трудящихся отдельных национальностей, населяющих Российскую социалистическую федеративную советскую республику, к оформлению своего государственного бытия в составе Российской социалистической федеративной советской республики, объединяется с этими национальностями путем образования в составе Российской социалистической федеративной советской республики национальных автономных советских социалистических республик и областей".
Итак, "матрешечный" тип национально-территориальной организации предполагал наличие в рамках СССР государственности "третьего уровня" в виде автономных советских социалистических республик (см., например: [Железнов, 1984]). АССР официально определялись как советские социалистические национальные государства (ст. 78 российской Конституции 1978 г. гласила: "автономная республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"). У них были свои конституции и органы власти с названиями, соответствующими уровню союзных республик (Верховный Совет, Совет министров, Верховный суд). Подразумевалось наличие ограниченного суверенитета и условного гражданства.
По этому формальному признаку РСФСР можно было бы считать конфедерацией, но это - еще одна ловушка советского федерализма. На самом деле государственный статус АССР был сильно ограниченным, уступая таковому в союзных республиках. Советская власть создала уникальную систему иерархически выстроен-
ных национально-государственных образований, в которой уровень суверенитета одних был больше, чему других. Советская формула ограниченного суверенитета предполагала, что государственные образования реализуют свой статус по вопросам, не входящим в компетенцию вышестоящих государственных образований.
Формирование АССР происходило формально снизу, когда местные съезды советов принимали решения о создании этих автономий. В действительности этот процесс так или иначе контролировался из центра, и юридически создание АССР оформлялось решениями В ЦИК и его исполнительного и распорядительного органа - Совнаркома во главе с В.И. Лениным. Важно обратить внимание на тот факт, что многие АССР появились сразу после освобождения соответствующих территорий большевиками в ходе гражданской войны. Таким путем большевикам удавалось привлечь на свою сторону местное население и закрепить территории в составе РСФСР, хотя и на началах национальной автономии. Такой процесс был возможен в соответствии с первой советской конституцией, той самой, где говорилось об автономных областных союзах.
Важно отметить, что феномен АССР нарушал симметрию национально-государственного строительства. РСФСР делилась на регионы двух типов, из числа которых только республики являлись федерированными образованиями. Иными словами, РСФСР представляла тип асимметричной федерации, где далеко не все регионы являются субъектами. Любопытно, что представительство АССР не было специальным образом обеспечено в парламенте РСФСР, как это обычно делается в федерациях (считалось, что АССР представлены на общих основаниях, т.е. в соответствии с численностью населения). Но при всем при том каждая автономная республика располагала должностью заместителя председателя Верховного Совета РСФСР. Еще интереснее тот факт, что АССР, представляя собой государственное образование, получила представительство в союзном парламенте, т.е. выходила на союзный уровень как бы через голову и вне своей связи с союзной республикой. Это соответствовало модели советского федерализма, которая была призвана обеспечить представительство каждого национально-территориального образования на общесоюзном уровне.
Наиболее четкое решение вопроса о довольно расплывчатом статусе АССР можно связать с конституционной реформой 1977-1978 гг. Статья 82 советской Конституции дала следующее определение: "Автономная республика находится в составе союзной республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особенности автономной республики".
В системе советского федерализма важную роль сыграл исламский фактор. Именно территории с мусульманским населением первыми стали получать авто-
номию в составе РСФСР. Очень интересен феномен первой национальной республики, возникшей на территории РСФСР. Это была Татаро-Башкирская Советская Республика, созданная в Казани в марте 1918 г. С. Галлиевым и М. Вахито-вым. С. Галлиев был сторонником широкой мусульманской автономии в рамках новой России. Ему принадлежала идея создать мусульманскую организацию РКП (б) и мусульманскую Красную Армию (а Татаро-Башкирская республика, кстати, своими очертаниями напоминала прежнее Казанское ханство). Однако центр не мог допустить консолидации мусульманских народов, пусть даже в рамках нового государства и с новой идеологией. Поэтому под его контролем возникли отдельные Башкирская, а потом Татарская АССР.
В 1918-1922 гг. в процессе установления советской власти и завершения гражданской войны в рамках РСФСР были созданы восемь АССР.
Туркестанская АССР провозглашена 30 апреля 1918 г. в Средней Азии. Она была расформирована в 1924 г. в процессе национально-территориального размежевания.
Башкирская АССР создана 23 марта 1919 г." 1 Ее первой столицей был город Стерлитамак, переданный из состава Уфимской губернии в 1920 г. В 1922 г. Башкирии были переданы все районы Уфимской губернии, и ее столицей стала Уфа.
Татарская АССР была создана 27 мая 1920 г. на территории бывшей Казанской губернии со столицей в Казани (и прежней Татаро-Башкирской Советской Республики).
Киргизская АССР была создана 26 августа 1920 г. с центром в Оренбурге. После национально-территориального размежевания в 1924-1925 гг. она была переименована в Казахскую АССР, получила новые земли от бывшей Туркестанской АССР и лишилась Оренбурга. В 1936 г. Казахстан стал союзной республикой и вышел из РСФСР.
Горская АССР была создана 20 января 1921 г. на Северном Кавказе (провозглашена 17 ноября 1920 г. на съезде народов Терской области). Это был пример первой сложносоставной республики, которая делилась на национальные округа. Горская АССР оказалась временной формой консолидации народов Северного Кавказа и довольно быстро разделилась на части. В 1921 г. из ее состава была выделена Кабарда, в 1922 г. - Чечня и Карачай. Лишившись основной территории, республика была упразднена декретом ВЦИК в июле 1924 г. На ее оставшейся территории были созданы Северо-Осетинская и Ингушская автономные области.
51 Основателем Башкирской Советской Республики был известный политик А.-З. Ва-лидов, тот самый, который участвовал в провозглашении башкирской автономии в ноябре 1917 г. (сотрудничавшей с белым движением), а в 1919 г. пытался договориться с большевиками. Однако вскоре пути Советского государства и А.-З. В&чидова вновь разошлись: последний и итоге оказался в эмиграции, а Башкирская АССР продолжила свое существование.
Сунженский округ с правом губернского исполкома, а также Владикавказ как самостоятельная единица, непосредственно подчиненная ВЦИК.
Крымская АССР создана 18 октября 1921 г. В июне 1945 г. ее статус был понижен до области (в годы войны отсюда были депортированы крымские татары и другие народы). В 1954 г. Крымская область была передана Украине.
Заметим, что АССР создавались не только в рамках России. Еше в июле 1920 г. была провозглашена Нахичеванская ССР, которая может считаться вариантом "неудавшейся" республики "первого порядка", наряду с Абхазией, Хорезмом и Бухарой. В феврале 1923 г. Нахичевань стала автономией в составе Азербайджана (от которого она географически отделена территорией Армении). 9 февраля 1924 г. здесь была создана АССР. В составе Грузии возникли сразу две АССР - Абхазская (4 марта 1921 г.) и Аджарская (16 июля 1921 г.). Статус АССР имели также Молдавия и Таджикистан с 1924 г., Каракалпакия с 1932 г. (позднее - в составе Узбекистана).
Менее высокий статус в системе национально-территориальных автономий имели автономные области. Они уже не именовались государствами. В отличие от АССР они не были ATE первого порядка в рамках РСФСР и обязательно входили в состав других ATE - краев или областей. Автономные области представляли собой форму внутрирегиональной национально-территориальной автономии. Официально их статус формулировался как "определенная автономия во внутренних делах".
В 1920-1922 гг. в границах России появились 12 автономных областей. Далее этот процесс продолжился, но в 1923-1936 гг. многие из АО повысили свой статус до уровня АССР.
Вотская АО создана 4 ноября 1920 г. В 1932 г. переименована в Удмуртскую АО. Статус АССР получила в 1934 г.
Калмыцкая АО также создана 4 ноября 1920 г. До 1927 г. ее столицей была Астрахань, потом центр перенесли в Элисту. Статус АССР получила в 1935 г.
Бурят-Монгольская АО (Дальнего Востока) создана 27 апреля 1921 г. в составе Дальневосточной республики. В 1923 г. стала частью Бурят-Монгольской АССР.
Кабардинская АО создана 1 сентября 1921 г. и выделена из состава Горской АССР. В 1922 г. к ней присоединен Балкарский округ Горской АССР, и область переименована в Кабардино-Балкарскую (сразу с двумя титульными народами). Статус АССР получила в 1936 г.
Бурят-Монгольская, или Монголо-Бурятская. АО (Восточной Сибири) создана 9 января 1922 г. Объединена с другой бурятской АО в Бурят-Монгольскую АССР в 1923 г.
Карачаево-Черкесская АО создана 12 января 1922 г. Ее территорию составили Карачаевский округ Горской АССР и земли Терской и Кубанской областей, населенные черкесами (а также некоторыми другими народами). Это был второй эксперимент 1922 г. по созданию автономии с двумя титульными народами, причем наименее удачный. Уже в 1926 г. автономия была разделена по национальному признаку на Карачаевскую АО (столица - Кисловодск), Черкесский национальный округ и казачий Баталпашинский район. 30 апреля 1928 г. Черкесский национальный округ был преобразован в Черкесскую АО. Статус этих АО до уровня АССР не повышался.
Ойратская АО создана 1 июня 1922 г. В 1932 г. переименована в Ойротскую, в 1948 г. - в Горно-Алтайскую. Ее статус не повышался.
Черкесская (Адыгейская) АО создана 27 июля 1922 г. Уже через месяц после создания переименована в Адыгейскую (Черкесскую) АО. С 1928 г. называлась просто Адыгейской АО (поскольку Черкесская АО была создана в другом месте, см. выше). Центром этой АО некоторое время был Краснодар. Город Майкоп был присоединен к АО и стал ее центром в 1936 г.
Чеченская АО создана 30 ноября 1922 г. из части территории Горской АССР. Объединена с Ингушской АО в 1934 г.
Северо-Осетинская АО создана 7 июля 1924 г. в результате окончательного распада Горской АССР. Владикавказ до 1934 г. оставался отдельным административно-территориальным образованием, играя роль столицы сразу двух АО - Северо-Осетинской и Ингушской. Статус повышен до уровня АССР в 1936 г.
Ингушская АО создана вместе с Северо-Осетинской АО при ликвидации Горской АССР 7 июля 1924 г. на основе Назрановского округа. В 1934 г. объединена с Чеченской АО.
Мордовская АО создана 10 января 1930 г. (с 1928 г. - Мордовский округ). Получила статус АССР в 1934 г.
Хакасская АО создана 20 октября 1930 г. Ранее, с 1924 г. это был национальный уезд Енисейской губернии, с 1925 г. - национальный округ. Статус не повышался.
Чечено-Ингушская АО создана 15 января 1934 г. за счет объединения Чеченской и Ингушской АО. Статус АССР получила в 1936 г.
Еврейская АО создана 7 мая 1934 г. после переселения части евреев на Дальний Восток. Статус не повышался.
Автономные области создавались и в других республиках СССР. В отличие от более сложной и иерархически выстроенной РСФСР, там они входили в состав республик напрямую, являясь особым регионом, но с меньшим уровнем самостоя-
тельности, чем АССР. Так, в составе Грузии, наряду с двумя АССР, существовала Юго-Осетинская АО, образованная 20 апреля 1922 г. В Азербайджане была создана населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская АО (образована 7 июля 1923 г.). В составе Таджикистана находилась Горно-Бадахшанская АО (образована 2 января 1925 г.).
Специфическим типом национально-территориальной автономии были трудовые коммуны, не получившие, впрочем, дальнейшего развития. Они, как правило, создавались в экономически более развитых национальных регионах. Их статус был близок к статусу автономной области.
Трудовая коммуна немцев Поволжья создана 19 октября 1918 г. Повысила свой статус до АССР 19 декабря 1924 г. Ликвидирована в 1941 г.
Карельская трудовая коммуна возникла 8 июня 1920 г. (напомним, что одновременно в северных районах Карелии в 1920-1922 гг. действовала своя антибольшевистская власть). Статус АССР получила 25 июля 1923 г. (с расширением административных границ автономии). Далее некоторое время даже была союзной республикой (1940-1956 гг.).
В 1923 г. начинается процесс повышения статуса автономных областей до уровня АССР. Статус АО воспринимается как слишком низкий, и многие народы и местные элиты при лояльном отношении центральных властей лоббируют его изменение. Для большинства случаев АО оказалась временной формой.
Первой повысила свой статус Бурят-Монголия. 30 мая 1923 г. две АО вместе с частью Прибайкальской губернии были объединены в Бурят-Монгольскую АССР. В 1937 г. эта АССР лишилась двух эксклавов, преобразованных в отдельные от нее национальные округа (см. ниже). В 1958 г. была переименована в Бурятскую АССР.
В результате принятия новой Конституции СССР 5 декабря 1936 г. на основе прежних АО были созданы Кабардино-Балкарская АССР, Коми АССР, Марийская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская АССР.
После 1936 г. в РСФСР остались лишь пять автономных областей, которые по своим размерам и потенциалу не могли претендовать на повышение статуса. К концу советской истории 12 внутрироссийских автономных республик из 16 начинали с уровня автономных областей. К ним относилась и Тува, принятая в СССР в 1944 г. в виде автономной области. За границами России остались со своим статусом автономных областей Южная Осетия, Нагорный Карабах и Горный Бадахшан.
Важно отметить, что сами АССР до 1936 г. тоже имели немного разный статус. Логика национально-территориальной иерархии предполагала, что АССР являются в рамках РСФСР ATE первого порядка и никуда больше не входят. В то же время в 1920-х гг. в стране проводится радикальное укрупнение регионов с созданием краев и укрупненных областей (см. ниже). Большинство АО, несмотря на повышение статуса до уровня АССР, остались в границах краев. Более того, созданный ранее и сразу же в форме АССР Дагестан в 1931 - 1936 гг. также находился в составе Северо-Кавказского края. Напротив, такие АССР, как Татария, Башкирия, Якутия, Карелия, Крым, никогда не входили в состав краев и всегда являлись ATE строго первого порядка.
Формирование иерархичной системы национально-территориальных автономий обусловило постоянную борьбу за повышение статуса, которая во многом определила развитие региональных процессов в СССР. Обычным был процесс, когда экономическое развитие территории или рост национального самосознания приводили к повышению политической активности, росту амбиций у местных элит. Центр в некоторых случаях шел на уступки, соглашаясь на повышение статуса того или иного национально-территориального образования. Как результат АССР получали статус союзных республик, автономные области становились автономными республиками. Интересен пример Киргизии, которая прошла все три стадии. Изначально она была создана в виде автономной области в составе АССР (1924- 1926 гг.). Вскорости Киргизия получила статус АССР в составе РСФСР. Наконец, через 10 лет, в 1936 г. она, как и бывшая "метрополия" - Казахстан, получила статус союзной республики.
Распространенным оказался процесс преобразования автономных республик в союзные. Важно отметить, что одновременно происходило уменьшение территории союзных республик, что воспринималось как мера по сглаживанию изначально гигантских различий между Россией и прочими субъектами и достижению большей гомогенности внутри союзных республик. Первые потери понес Узбекистан, от которого отделился Таджикистан. Затем Россия лишилась своих внутренних автономий - Казахстана и Киргизии, которые стали отдельными союзными республиками в 1936 г. В 1940 г. статус союзной республики временно получила Карелия 52 .
В советский период в отдельных случаях допускались нарушения регулярности в системе национально-территориальных автономий. Если отдельные АССР временно входили в состав краев, то некоторые АО могли иметь статус ATE первого порядка (как это было в Грузии, Азербайджане и Таджикистане). Например, Адыгейская (Черкесская) АО в 1922-1924 гг. была отдельным регионом. 13 октября 1944 г. территория СССР и РСФСР была расширена за счет вхождения Тувин-
12 Кроме того, прекратила существование Молдавская АССР, являвшаяся частью Украины. После присоединения от Румынии основной территории Молдавии была создана единая союзная республика.
ской народной республики". Причем Тува стала частью РСФСР на правах автономной области, не входя, однако, в состав какого-либо из краев. Впрочем, 10 октября 1961 г. ее статус был повышен до уровня АССР.
Наряду с повышением статуса автономий советская система не исключала и понижение статуса. Некоторые автономии стали жертвами сталинских репрессий, и их ликвидация была продиктована требованиями национальной безопасности в военный период. Первой пострадала Республика немцев Поволжья. В 1943-1944 гг. ликвидированы Калмыцкая и Чечено-Ингушская АССР, а также Карачаево-Черкесская АО. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую в связи с депортацией балкарцев. Карачаево-Черкесская АО превратилась в Черкесскую АО. На территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, где жертвой репрессий стали оба титульных этноса, создали Грозненскую область. Статус национальной автономии в результате депортации крымских татар потеряла и Крымская АССР, одна из первых автономных республик, возникших в составе России.
С наступлением хрущевской "оттепели" в 1957 г. эта система автономий восстановилась после возвращения народов на историческую родину. Чечено-Ингушская АССР была сразу воссоздана в прежнем статусе. Калмыкия сначала была восстановлена как АО, но в 1958 г. ей вернули статус АССР. Вновь возникли автономии с двумя титульными народами - Кабардино-Балкарская АССР и Карачаево-Черкесская АО. В то же время Республика немцев Поволжья возрождена не была, и вовсе исчезла как административно-территориальная единица. Бывшая Крымская АССР так и осталась Крымской областью (возвращение крымских татар было частичным и постепенным), а кроме того перешла в состав Украины.
Многоуровневая система национально-территориальных автономий в условиях борьбы за статус и зыбких статусных границ неизбежно привела к формированию асимметрии.
Вертикальная асимметрия связана с нарушениями статуса и субординации между автономиями разного уровня. Очень интересен пример Тувы, которая в 1944 г. из независимого государства превратилась в автономную область в составе РСФСР. Произошло удивительно резкое снижение статуса государственного образования (любопытно, что в соответствии с традиционным "мягким" сценарием глава государства С. Тока остался руководителем автономии и пребывал в этом качестве до 1973 г.). Экономический и демографический потенциал Тувы показался советскому руководству слишком незначительным, и Туве дали статус АССР позднее - в 1961 г.
51 Впервые Тупа под названием Урянхайского края оказалась под российским протекторатом в 1914 г. В 1921 г. возникло новое государство - Народная республика Танну-Тува (позднее - Тувинская народная республика). Это государство находилось под влиянием СССР, но в его состав не входило. К власти здесь пришла Тувинская народно-революционная партия. Лидером Тувы стал генеральный секретарь ТНРП Салчак Тока.
Признаком вертикальной асимметрии было и нахождение некоторых автономных областей на уровне административных единиц первого порядка, т.е. АССР. Та же Тува, будучи автономной областью, входила в РСФСР непосредственно, не являясь частью какого-либо края. Недолгое время в качестве таких же автономных областей фигурировали Адыгейская (Черкесская) АО в 1922-1924 гг., Каракалпакская АО в 1930-1932 гг. В других союзных республиках была распространена ситуация, когда автономные области были административными единицами первого порядка, наряду с АССР (примеры Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Горного Бадахшана).
В то же время возможной была и ситуация, когда АССР входили в состав более крупных административно-территориальных образований - краев. Вообще территория получала статус края, как правило, в том случае, когда в ее составе находилась внутренняя автономия в лице автономной области. Но в процессе формирования краев в 1920-е гг. некоторые АССР оказались заключены в пределы краев. Даже созданный ранее и сразу же в форме АССР Дагестан в 1931 - 1936 гг. находился в составе Северо-Кавказского края. Тем более в тот период, до принятия конституции 1936 г. оставались в составе краев бывшие автономные области, даже если они повышали свой статус до уровня АССР. Таким образом, как в отношении АССР, так и в отношении автономных областей допускалось нарушение "идеальной" ситуации, когда АССР в рамках союзной республики была ATE первого порядка, а автономная область - второго.
Зато некоторые особо крупные АССР даже имели внутреннее областное деление, хотя и в течение недолгого времени. Огромный Казахстан получил областное деление еще в то время, когда являлся АССР в составе России. На непродолжительный период областное деление вводилось в Татарии и Башкирии.
Национально-территориальные автономии более низкого уровня были представлены национальными округами. Они всегда являлись ATE второго порядка, представляя особые части более крупных регионов. Национальные округа создавались только в РСФСР.
Понятие "национальный округ" достаточно активно используется в советской практике, начиная с 1920-х гг. применительно к небольшим ATE с особой этнической спецификой. В рамках Горской АССР с 1921 г. имелись шесть национальных округов. Некоторое время существовали Мордовский, Хакасский национальные округа и др.
Постепенно национальный округ получает более ясное толкование. Под ним понимается малозаселенная и слаборазвитая северная территория, его титульными народами становятся малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Национальные округа создаются для самых небольших по числу жителей территорий, которые не могут претендовать ни на статус АССР, ни даже на статус АО. Следует обратить внимание на тот факт, что с 1924 г. советская власть начинает
активно заниматься вопросами развития Севера. 20 июня 1924 г. был создан Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера).
Первым специфически "северным" национальным округом стал Коми-Пермяцкий, образованный 26 февраля 1925 г. Вслед за ним появился Ненецкий национальный округ (15 июля 1929 г.).
Система северных национальных округов оформляется в 1930 г. Тогда вышло постановление президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера". Этим постановлением были созданы сразу восемь национальных округов - Остяко-Вогульский (с 1940 г. - Ханты-Мансийский), Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский 54 , Корякский, Чукотский, Охотский и Витимо-Олекмин-ский. Из них два последних были потом ликвидированы.
В сентябре 1937 г. список национальных округов был дополнен Агинским Бурятским и Усть-Ордынским Бурятским округами. Эти округа были созданы в процессе перекройки границ Бурят-Монгольской АССР. Два эксклава этой АССР превратили в отдельные национальные округа, включив их в состав Читинской и Иркутской областей.
В результате в составе РСФСР сложились 10 национальных округов (из первоначальных округов сохранили свой статус Ненецкий и Коми-Пермяцкий). По Конституции 1977 г. национальные округа стали называться автономными округа ми. На официальном уровне национальный (автономный) округ определялся как форма государственной организации малочисленных народностей Севера. Реально это определение имело расширительное толкование, поскольку коми-пермяки и буряты не относятся к числу малочисленных народностей Севера (и кроме того у бурят была своя АССР).
Автономия
(от греческого autonomía - независимость)
право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. А. означает определённую степень децентрализации, однако меньшую, чем в федеративном государстве (см. Федерация). По советскому государственному праву А. - самостоятельное осуществление государственной власти советским социалистическим национальным государством (автономной республикой (См. Автономная республика)) или национальным государственным образованием (автономной областью (См. Автономная область), национальным округом (См. Национальный округ)), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами государственной власти союзной республики при участии соответствующей автономной единицы. Советская А., созданная в результате Великой Октябрьской социалистической революции, является одной из государственно-правовых форм разрешения национального вопроса (См. Национальный вопрос). В. И. Ленин сформулировал следующие основные принципы советской А.: Советская А. основана на базе Советов, социалистической собственности на орудия и средства производства; она является новым типом А., неизвестным ранее истории. В советской А. государственную власть осуществляют трудящиеся, она обеспечивает выражение их государственной воли и служит их интересам. Советская А. представляет собой государственную организацию советской социалистической нации, в рамках которой осуществляются её самоопределение и суверенитет. Советская А.
построена по национальному признаку; она создаётся на территории, характеризующейся известной экономической целостностью и отличающейся особенностями национального состава и быта, и означает самый тесный союз между трудящимися этой А. и союзной республики, в состав которой она входит. В советской А. все органы государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры состоят преимущественно из лиц коренной национальности и действуют, как правило, на языке национальности, образующей А. Этот важнейший принцип советской А. создаёт необходимые условия для широкого развития национальной культуры, постановки образования на языке коренной национальности данной А. В некоторых А., где основную массу населения составляют несколько наций или народностей, государственные органы действуют на нескольких языках. Так, например, в Башкирской АССР законы, принятые Верховным Советом автономной республики, публикуются на башкирском, русском, татарском языках, а судопроизводство, кроме этих языков, ведётся также на марийском и чувашском языках в тех местностях, где данное население составляет большинство. Для лиц, не владеющих указанными языками, обеспечивается возможность полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке (Конституция Башкирской АССР, ст. ст. 24 и 78). Советская А. существует в двух формах - политической и административной. политическая А., воплощаемая в национальном автономном государстве (автономной республике), характеризуется более значительным объёмом прав, наличием в автономной республике собственной конституции, высших органов государственной власти, законодательства, правительства, высших судебных органов, установлением гражданства республики. Административная А. (автономная область и национальный округ) распространяется лишь на сферу управления; её правовой статус определяется в специальном акте. Для автономной области это «Положение об автономной области», разрабатываемое ею и утверждаемое Верховным Советом той союзной республики, в состав которой она входит; для национального округа - «Положение о национальных округах», принимаемое Верховным Советом РСФСР (в других союзных республиках национальных округов нет). В СССР в пяти союзных республиках (РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Таджикской ССР) в 1969 имелось 38 автономных единиц - 20 автономных республик, 8 АО, 10 национальных округов. Создание различных форм советских А. обусловлено определёнными, исторически сложившимися условиями и прежде всего степенью экономического, политического и культурного развития многочисленных наций и народностей Советского Союза. Строительство советских А. происходило в условиях, когда у ряда народов сохранился патриархально-родовой или полупатриархальный общественный строй (например, в Башкирии, у некоторых народов Северного Кавказа, в большей части Азербайджана, в Киргизии, в Казахстане). Ещё долгие годы после Октябрьской революции в стране сохранялись остатки феодально-родового уклада, наличие полуфеодальных элементов (см. «КПСС в резолюциях...», 7 изд., ч. 1, 1954, с. 559). В этих условиях советская А., как и советская федерация, выполнили важнейшую задачу ликвидации фактической отсталости ряда наций и народностей. Существенная особенность советской А. - гибкость её форм, что позволяет решать национальный вопрос применительно к различным ступеням экономического, политического и культурного развития данной нации или народности в зависимости от её волеизъявления, а также объединять в её рамках нескольких наций или народностей. Так, в Чувашской АССР основную массу населения составляют чуваши, а в Якутской АССР - якуты, и, следовательно, каждая из этих А. является формой объединения одной нации. В то же время существует ряд автономных республик, объединяющих несколько наций или народностей (например, Дагестанской АССР). Советская А. даёт возможность в её рамках создавать новые национальные государства - автономные республики, т. е. осуществлять переход от административной к более широкой, политической А., что характерно для всей истории развития советской А. Например, из 16 автономных республик, входящих в РСФСР, 11 были созданы в результате их преобразования из АО (Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская). Лит.:
Ленин В. И., Тезисы по национальному вопросу, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 314-322; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24, с. 113-150; его же, Проект закона о равноправии наций и о защите прав национальных меньшинств, там же, т. 25, с. 135-137; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25, с. 255-320; его же, Вариант статьи «Очередные задачи Советской власти», там же, т. 36, с. 151-152; его же, К вопросу о национальностях или об «автономизации», там же, т. 45, с. 356-362; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6 декабря 1913, там же, т. 48, с. 233-236; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 19 мая 1914, там же, т. 48, с. 288-291; Шаумян С. Г., Национальный вопрос и социал-демократия, Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 132-161; 3латопольский Д. Л., Государственное устройство СССР, М., 1960, гл. V, с. 190- 243; его же, СССР - федеративное государство, М., 1967; Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917-1922), М., 1966. Д. Л. Златопольский.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Синонимы :Антонимы :
Смотреть что такое "Автономия" в других словарях:
- (autonomy) Самоуправление. Термин употребляется по отношению к отдельному человеку, к группе людей и к организации. Автономная личность – это человек способный сам управлять своими поступками, что является, по Канту (Kant), необходимым условием… … Политология. Словарь.
- (от греч. autos сам, и nomos закон). 1) право подчиненной области, страны, провинции управляться собственными законами. 2) у римлян, привилегии некоторых городов удерживать свои законы, самим избирать городские власти и чеканить свою монету. 3) в … Словарь иностранных слов русского языка
Автономия - Автономия ♦ Autonomie Повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода. Употреблением в философском контексте термин «автономия» в основном обязан Канту. Автономия – это власть над собой (свобода), осуществляемая… … Философский словарь Спонвиля
- (гр. autonomia самоуправление, от autos сам и nomos закон) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридический словарь
АВТОНОМИЯ - (от греч. autos сам + nomos закон) (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как … Большая психологическая энциклопедия
АВТОНОМИЯ - (гр. autonomia от autos сам и nomos закон, т.е. самоуправление) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридическая энциклопедия
Самоуправление, независимость, суверенность, суверенитет, обособленность, разрозненность, изолированность, изоляция, оторванность, разобщенность, автокефалия, замкнутость, отделение, обособление, локализация, гомруль. Ant. колониализм, колония,… … Словарь синонимов
автономия - и, ж. autonomie f < , гр. 1596. Лексис.1. Право какой л. национально территориальной единицы самостоятельно решать дела внутреннего управления в соответствии с конституцией; самоуправление. БАС 2. Автономия с уплатой дани. Дело Востока… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
От греч. autonomia, англ. autonimy самоуправление,независимость, право самостоятельного управления, право решения вопросов управления частью территории государства, закрепленное в конституции страны. Автономия предполагает значительную… … Словарь бизнес-терминов
Законодательное регулирование федерации в России, формально провозглашенной в январе 1918 г. Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа и резолюцией "О федеральных учреждениях Российской Республики", отличалось недостаточной четкостью определения принципов федеративного устройства. Рабочим и крестьянам каждой нации предоставлялось принять на полномочном советском съезде самостоятельное решение о том, будут ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и других федеральных учреждениях. Но и в Конституции 1918 г. не были закреплены статус и компетенция субъектов федерации, понятие и даже перечень таких субъектов. В сущности, сохранялась унитарная основа государства (ст. 8 и пр.), в рамках которой лишь допускалось признание за некоторыми "национальными областными союзами" статуса автономий. Если в основном тексте Конституции использован такой термин, то в ст. 2, которая композиционно относится к Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в качестве членов федерации называются "советские национальные республики". Практика пошла по пути заключения особых договоров между такими республиками и центром.
Четкого определения компетенции органов государственной власти автономий Конституция не давала, хотя при ее разработке речь шла о предоставлении областным органам государственной власти права определять форму проведения декретов центральной власти, решать вопросы образования, судопроизводства, администрации. В тексте определены лишь предметы ведения и полномочия центральных органов государственной власти (ст. 49), причем состоящий из 17 пунктов перечень не был исчерпывающим. Съезд Советов и ВЦИК получили право рассматривать все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению (ст. 50), даже если они и не перечислены в ст. 49. Это вызвало справедливые нарекания со стороны эсеров, которые увидели здесь угрозу не только национальным автономиям, но в целом правам местных Советов.
Подобная конструкция Российской Федерации не случайна: унитарная форма государства рассматривалась марксизмом как единственно возможная для обеспечения жизнеспособности страны и эффективности управления ею. Однако ранее взятые на себя большевиками обязательства, в частности провозглашенное в декрете о мире право наций на самоопределение, обязывало отразить соответствующий принцип в Конституции страны. Федеративная форма использовалась как средство разрешения национального вопроса и борьбы с центробежными тенденциями. Установление в России федеративного строя декларировалось как освобождение "насильственно втиснутых в общероссийский политический организм" территорий и населяющих их народов от старого империалистического гнета. Поэтому субъектами этой формальной федерации могли быть только целостные экономические территории с определенным бытом и национальным составом населения. В начале 1918 г. в качестве такого рода субъектов называли Польшу, Украину, Крым, Закавказье, Сибирь, татаро-башкирскую территорию.
Для наблюдения за проведением в жизнь национальной политики в октябре 1917 г. был создан Наркомат по делам национальностей . Основной задачей наркомата было подготовить образование национальных республик и областей и объединение их в союз. Поэтому аппарат наркомата строился но национальному принципу. Помимо якутского, эстонского, марийского и т.д. отделов в составе наркомата были подразделение агитации и пропаганды советской власти, подготовки декретов общего характера и пр. С середины 1918 г. наркомат обзавелся местными органами – национальными отделами Советов. Отдельное место занимал вопрос о гражданстве в пределах громадной системы еще не объединившихся в Союз советских республик. Отсутствие такого закона вызывало немало вопросов на практике. Речь шла не только о так называемых договорных республиках, но и о некоторых автономиях. К примеру, мужское население Киргизской автономной республики отбывало воинскую повинность на общих основаниях, а в Башкирии в соответствии с декретом от 28 сентября 1922 г. для некоторых национальных меньшинств в силу их культурно-бытовых особенностей предусматривался привилегированный порядок воинской службы. Принимались особые акты, дающие право свободного передвижения русским гражданам на территории Закавказья и Туркестана. Различались и вопросы гражданства в РСФСР и в Украине.
В момент разработки Конституции 1918 г. вопрос о том, как именно сформулировать в тексте основы федеративного устройства, вызвал оживленные споры. Уже на первом заседании Конституционной комиссии ВЦИК 5 апреля 1918 г. возник спор о применимости национально-территориального принципа. Формула наркома по делам национальностей И. В. Сталина предусматривала, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, объединяются в автономные областные союзы, которые и входят на началах федерации в Российскую Социалистическую республику. Другие считали, что национальный вопрос сохраняется как пережиток феодализма, а национальный принцип в организации государства не более, чем идеологическое начало, которое играет второстепенную и временную роль даже в буржуазном обществе. Поэтому при советском строе нет речи о национальной государственности и федерация должна строиться по экономическому принципу. Были и сторонники национально- культурной автономии. Однако автономию "чисто националистическую", допускающую существование на одной территории разных национальных Советов и национальных полков вокруг них, большевики категорически отрицали. Опыт Украины и Закавказья уже показал к тому времени, что подобная организация власти на местах лишь обостряет межнациональную рознь. Поэтому автономия в России должна была предоставляться только областям с преобладанием одной или нескольких национальностей и опираться только на Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. То есть "межевание" людей в данной области должно было происходить не по национальному, а по классовому признаку.
Еще до принятия Конституции по инициативе Комиссариата по делам национальностей собирались совещания но подготовке учредительных съездов Советов некоторых областей. Процесс этот продолжался и в последующие годы. Так, 13 ноября 1920 г. на съезде народов Дагестана была провозглашена Декларация о советской автономии Дагестана, где, в частности, говорилось, что автономия должна управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям, включая шариат, но все это ни в коем случае не подразумевает независимости от России. К этому времени автономией уже пользовались Туркестан, Киргизская и Татарская республики. На всех подобных съездах избирались представители для поездки в Москву, где с их участием определялся характер и границы соответствующей автономии. Речь, прежде всего, шла о том, будет автономия носить чисто административный (как у карелов, немцев Поволжья и пр.) или политический характер (как республики Татария, Башкирия и пр.). В принципе, ленинская идея состояла в том, что конструкция федерации по национальному признаку предполагает как право вступить в федерацию, так и выйти из нее. Однако прямо в Конституции РСФСР 1918 г. об этом сказано не было, хотя п. "д" ст. 49 впоследствии толковался именно таким образом, поскольку в нем шла речь о праве Всероссийского съезда Советов и ВЦИК признавать выход из Российской Федерации отдельных ее частей. В период Гражданской войны оформление автономий продолжалось. Позднее было создано еще несколько автономных образований на Кавказе, Европейском Севере и в Сибири.
- СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 1.
Современный мир представляет собой множество государств, большая часть которых - многонациональные, поэтому возникает вопрос о такой совместной организации жизни людей, которая бы устраивала всех или хотя бы большинство. при устройстве властных полномочий и органов допускают определенную самостоятельность территорий, входящих в их состав. Вот что такое автономия в самом упрощенном понимании.
Возникновение понятия и его значение
Это слово греческого происхождения. Почему именно там оно появилось? Для этого достаточно вспомнить историю Древней Греции. В то время она не представляла собой одно государство, а была соткана из многочисленных городов-государств и союзов между ними. Чтобы эффективно функционировать, этим образованиям приходилось считаться с тенденциями центра, господствующими во многих полисах. Неоценимую помощь могла оказать такая система совместного существования, которая бы позволила сочетать интересы различных по размеру и влиянию городов-государств. И греки ввели понятие автономии. Слово состоит из двух компонентов: "autos" ("сам", "самостоятельно") и "nomos" ("закон"). Таким образом, даже самые незначительные полисы древней Греции стали обладать определенной долей самостоятельности в решении тех или иных вопросов, что позволяло в известной мере сохранять политическое равновесие. Вот что такое автономия в древнегреческом понимании.
Принцип автономности при формировании государства
В настоящее время этот способ также применяется очень широко, при этом все зависит от традиций, законодательной базы и способа организации государственной власти. Тем не менее в любой стране, применяющей автономию, такое устройство прежде всего означает некую самостоятельность частей единого государства. Степень этого суверенитета в каждом случае определяется индивидуально и опирается на конституцию страны.
Формирование и уровень автономных единиц чаще всего продиктованы национальным составом страны. Используя этот метод, государство гарантирует необходимый уровень национально-этнических потребностей народов. Кроме того, это способ соблюсти право наций на самоопределение без трагических последствий для единства страны. По этому принципу построена система власти и управления в Российской Федерации. Все субъекты РФ обладают автономными правами.
Типы автономий
В политической науке существует множество трактовок того, что такое автономия. Определение можно раскрыть следующим образом: это самоуправление и самостоятельность частей единого государства. Общепринятым является деление на территориальную и национально-культурную автономии. В нашей стране представлены оба этих вида. Первый означает создание самоуправляемых субъектов в рамках определенных границ, в пределах которых проживают представители каких-либо этнических групп (Татарстан, Якутия и т. д.). Все они обладают фактическими признаками государства, а значит, имеют свою территорию, флаг, герб, гимн, органы власти, официальный язык или языки, законодательство.
Национально-культурная автономия является экстерриториальным понятием. Это означает, что национальные группы рассеяны по многим субъектам страны, и для удовлетворения этнических потребностей они могут создаваться в любом уголке государства. В основе этого понятия лежит национальный союз и сохранение языка, традиций и прочих атрибутов народной культуры. Вот что такое культурно-национальная автономия в пределах РФ.
Метод межнационального сотрудничества
В современное время в Российской Федерации насчитывается порядка девяти федеральных, около ста региональных и более двухсот местных национально-культурных автономий. В США и некоторых европейских странах эта форма выражена в несколько ином плане: там создаются национальные муниципалитеты, которые призваны решать все необходимые вопросы, связанные с развитием этноса. Однако в США отсутствует территориальная автономия, все вопросы решаются местными национальными общинами, которым власть предоставляет определенные полномочия. Нью-Йорк делится на множество национальных кварталов, которым мэрия предоставила право самоуправления. Таким образом, автономия может существовать даже в рамках одного города. Тем не менее это позволяет в известной мере нивелировать националистические настроения среди населения.
Особенности отечественного в свете последних событий
Совсем недавно в состав России вошел Крым. Так что такое Уникальность ситуации заключается в том, что полуостров первоначально входил в состав РСФСР на правах самоуправляющейся единицы, в 1954 он был передан Украинской Советской Социалистической Республике, которая, в свою очередь, входила в Конституция последнего была построена на Хоть и формально, но законодательная база имелась. После распада Советского Союза Крым вошел в состав единой Украины, которая была построена по унитарному принципу, однако полуостров сохранил свою самостоятельность. Между Киевом и Севастополем назревали серьезные противоречия, которые достигли апогея в 1996 году.
Верховная рада Украины отменила конституцию Крыма, Верховный Совет был лишен всех полномочий, однако киевское правительство было вынуждено считаться с населением полуострова. Поэтому в 1998 году был принят новый Основной закон Крыма, значительно сужавший самостоятельность этого образования, но статус автономии был сохранен. В 2014 году путем референдума Крым был включен в состав РФ, он получил автономное управление в лице Верховного Совета и его председателя, кроме того, в самостоятельную единицу был выделен город Севастополь, получив статус Вот что такое автономия Крыма.
Юридическое проявление термина
Понятие «автономия» используется не только в политической и административной плоскости, оно распространено и в юриспруденции. Подробнее разберемся, что такое автономия воли сторон. Лица либо организации, заключающие договор, автоматически становятся В самом общем виде это значит, что стороны по взаимному согласованию вправе выбирать законодательство страны, при помощи которого они собираются регулировать возникающие между ними правоотношения. В основном этот принцип применяется в сфере международного предпринимательского права. Соглашение должно быть выражено непосредственно или же следовать из логики заключенного контракта. Если по каким-либо причинам оно отсутствует, то применяется правовая система той страны, к которой договор имеет наибольшее отношение.
Подводя итоги
Разнообразие применения этого принципа в реальной жизни позволяет значительно снизить напряженность как в межнациональных, так и в межгосударственных отношениях, а применение его в сфере международного права способствует оживлению экономических и, как следствие, политических связей между разнородными интересами всей массы социальных групп и государственных образований. Вот что такое автономия в полном противоречий современном мире.