Современная история зарубежных стран лекции. История государства и права зарубежных стран
Тема 4.6.Вычисление пределов
Предел функции не зависит от того, определена она в предельной точке или нет. Но в практике вычисления пределов элементарных функций это обстоятельство имеет существенное значение.
1. Если функция является элементарной и если предельное значение аргумента принадлежит ее области определения, то вычисление предела функции сводится к простой подстановке предельного значения аргумента, т.к. предел элементарной функции f (x) при х стремящемся к а , которое входит в область определения, равен частному значению функции при х=а , т.е. lim f(x)=f(a ) .
2. Если х стремится к бесконечности или аргумент стремится к числу, которое не принадлежит области определения функции, то в каждом таком случае нахождение предела функции требует специального исследования.
Ниже приведены простейшие пределы, основанные на свойствах пределов, которые можно использовать как формулы:
Более сложные случаи нахождения предела функции:
рассматриваются каждый в отдельности.
В этом разделе будут приведены основные способы раскрытия неопределенностей.
1. Случай, когда при х стремящемся к а функция f (x) представляет отношение двух бесконечно малых величин
а) Сначала нужно убедится, что предел функции нельзя найти непосредственной подстановкой и при указанном изменении аргумента она представляет отношение двух бесконечно малых величин. Делаются преобразования, чтобы сократить дробь на множитель, стремящийся к 0. Согласно определению предела функции аргумент х стремится к своему предельному значению, никогда с ним не совпадая.
Вообще если ищется предел функции при х стремящемся к а , то необходимо помнить, что х не принимает значения а , т.е. х не равен а.
б) Применяется теорема Безу. Если ищется предел дроби, числитель и знаменатель которой многочлены, обращающиеся в 0 в предельной точке х=а , то согласно вышеназванной теореме оба многочлена делятся без остатка на х-а .
в) Уничтожается иррациональность в числителе или в знаменателе путем умножения числителя или знаменателя на сопряженное к иррациональному выражение, затем после упрощения дробь сокращается.
г) Используется 1-й замечательный предел (4.1).
д) Используется теорема об эквивалентности бесконечно малых и следующие б.м.:
2. Случай, когда при х стремящемся к а функция f (x) представляет отношение двух бесконечно больших величин
а) Деление числителя и знаменателя дроби на наивысшую степень неизвестного.
б) В общем случае можно использовать правило
3. Случай, когда при х стремящемся к а функция f (x) представляет произведение бесконечно малой величины на бесконечно большую
Дробь преобразовывается к виду, числитель и знаменатель которой одновременно стремятся к 0 или к бесконечности, т.е. случай 3 сводится к случаю 1 или случаю 2.
4. Случай, когда при х стремящемся к а функция f (x) представляет разность двух положительных бесконечно больших величин
Этот случай сводится к виду 1 или 2 одним из следующих способов:
а) приведение дробей к общему знаменателю;
б) преобразование функции к виду дроби;
в) избавление от иррациональности.
5. Случай, когда при х стремящемся к а функция f (x) представляет степень, основание которой стремится к 1, а показатель к бесконечности.
Функция преобразовывается таким образом, чтобы использовать 2-й замечательный предел (4.2).
Пример. Найти .
Так как х стремится к 3 , то числитель дроби стремится к числу 3 2 +3 *3+4=22, а знаменатель- к числу 3+8=11. Следовательно,
Пример
Здесь числитель и знаменатель дроби при х стремящемся к 2 стремятся к 0 (неопределенность вида), разложим числитель и знаменатель на множители, получим lim(x-2)(x+2)/(x-2)(x-5)
Пример
Умножим числитель и знаменатель на выражение, сопряженное к числителю, имеем
Раскрываем скобки в числителе, получим
Пример
Уровень 2. Пример. Приведем пример применения понятия предела функции в экономических расчетах. Рассмотрим обыкновенную финансовую сделку: предоставление в долг суммы S 0 с условием, что через период времени T будет возвращена сумма S T . Определим величину r относительного роста формулой
r=(S T -S 0)/S 0 (1)
Относительный рост можно выразить в процентах, умножив полученное значение r на 100.
Из формулы (1) легко определить величину S T :
S T = S 0 (1 + r )
При расчете по долгосрочным кредитам, охватывающим несколько полных лет, используют схему сложных процентов. Она состоит в том, что если за 1-й год сумма S 0 возрастает в (1 + r ) раз, то за второй год в (1 + r ) раз возрастает сумма S 1 = S 0 (1 + r ), то есть S 2 = S 0 (1 + r ) 2 . Аналогично получается S 3 = S 0 (1 + r ) 3 . Из приведенных примеров можно вывести общую формулу для вычисления роста суммы за n лет при расчете по схеме сложных процентов:
S n = S 0 (1 + r ) n .
В финансовых расчетах применяются схемы, где начисление сложных процентов производится несколько раз в году. При этом оговариваются годовая ставка r и количество начислений за год k . Как правило, начисления производятся через равные промежутки времени, то есть длина каждого промежутка T k составляет часть года. Тогда для срока в T лет (здесь T не обязательно является целым числом) сумма S T рассчитывается по формуле
(2)
где - целая часть числа, которая совпадает с самим числом, если, например, T ? целое число.
Пусть годовая ставка равна r и производится n начислений в год через равные промежутки времени. Тогда за год сумма S 0 наращивается до величины, определяемой формулой
(3)
В теоретическом анализе и в практике финансовой деятельности часто встречается понятие “непрерывно начисляемый процент”. Чтобы перейти к непрерывно начисляемому проценту, нужно в формулах (2) и (3) неограниченно увеличивать соответственно, числа k и n (то есть устремить k и n к бесконечности) и вычислить, к какому пределу будут стремиться функции S T и S 1 . Применим эту процедуру к формуле(3):
Заметим, что предел в фигурных скобках совпадает со вторым замечательным пределом. Отсюда следует, что при годовой ставке r при непрерывно начисляемом проценте сумма S 0 за 1 год наращивается до величины S 1 * , которая определяется из формулы
S 1 * = S 0 e r (4)
Пусть теперь сумма S 0 предоставляется в долг с начислением процента n раз в год через равные промежутки времени. Обозначим r e годовую ставку, при которой в конце года сумма S 0 наращивается до величины S 1 * из формулы (4). В этом случае будем говорить, что r e - это годовая ставка при начислении процента n раз в год, эквивалентная годовому проценту r при непрерывном начислении. Из формулы (3) получаем
S* 1 =S 0 (1+r e /n) n
Приравнивая правые части последней формулы и формулы (4), полагая в последней T = 1, можно вывести соотношения между величинами r и r e :
Эти формулы широко используются в финансовых расчётах.
История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. Желудков А.В., Буланова А.Г.
М.: ПРИОР, 2003 . - 1 76 с. (Серия "В помощь студенту")
Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, .изучаемым в гуманитарных и юридических вузах.
Материал отредактирован специалистами отдела учебной литературы "Издательства ПРИОР" и приведен в соответствие с учебной программой курса "История государства и права зарубежных стран".
Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание па основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.
Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Формат: pdf / zip
Размер: 1,28 Мб
/ Download файл
Содержание
Вопрос 1. Предмет, методы,
периодизация истории государства и права зарубежных стран 3
Вопрос 2. История государства и права зарубежных страя в системе наук 5
Вопрос 3. Древний Египет 6
Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта 8
Вопрос 5. Право Древнего Египта 10
Вопрос б. Древние государства Месопотамии 12
Вопрос 7. Характеристика Древнего Шумера 12
Вопрос 8. Общественный строй Вавилонского государства 13
Вопрос 9. Государственное устройство Вавилонии 15
Вопрос 10. Законы Хаммурапи 16
Вопрос 11. Характеристика Древней Индии 20
Вопрос 12. Общественный строй Древней Индии 21
Вопрос 13. Государственное устройство Древней Индии 23
Вопрос 14. Законы Ману. 25
Вопрос 15. Древний Китай. Государство Шан (Инь) 28
Вопрос 16. Древний Китай. Государство Чжоу. 30
Вопрос 17. Древний Китай. Государство Цинь 32
Вопрос 18. Древний Китай. Государство Хань 34
Вопрос 19. Право Древнего Китая 36
Вопрос 20. Древняя Греция, 38
Вопрос 21. Общественный строй Афин 40
Вопрос 22. Государственное устройство Афин 41
Вопрос 23. Рабовладельческое государство в Спарте 43
Вопрос 24. Право Древней Греции 45
Вопрос 25. Царский период Древнего Рима 47
Вопрос 26. Римская республика 50
Вопрос 27. Римская империя 54
Вопрос 28. Римское право 56
Вопрос 29. Государство франков 60
Вопрос 30. Государственное устройство франков 63
Вопрос 31. Салическая правда франков 65
Вопрос 32. Общественный и государственный строй Франции в период феодальной
раздробленности (IX - XIII вв.) 67
Вопрос 33. Общественный строй Франции в период сословно-представительной
монархии (XIV - XV вв.) 69
Вопрос 34. Государственное устройство Франции в период сословно-представительной
монархии (XIV - XV вв.) 70
Вопрос 35. Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII
вв.) 72
Вопрос 36. Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI
- XVIII вв.) 73
Вопрос 37. Право средневековой Франции 76
Вопрос 38. Государственный строй Германии в раннефеодальный период 78
Вопрос 39. Германия в период феодальной раздробленности 79
Вопрос 40. Англия в период раннефеодальной монархии 82
Вопрос 41. Англия в XI - XIV вв 84
Вопрос 42. Англия в период абсолютной монархии 86
Вопрос 43. Право средневековой Англии
Вопрос 44. Средневековый Китай 91
Вопрос 45. Право средневекового Китая 94
Вопрос 46. Арабский Халифат. 97
Вопрос 47. Право Халифата 100
Вопрос 49. Утверждение конституционной монархии в Англии XVIII в 106
Вопрос 50. Право Англии в XVII - XIX вв 108
Вопрос 51. Образование США ПО
Вопрос 52. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г. 112
Вопрос 53. Государство США в XIX - начале XX вв 115
Вопрос 54. Французская революция 1789 - 1794 гг. 117
Вопрос 55. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г. 120
Вопрос 56. Жирондистская республика (Первая республика) 121
Вопрос 57. Якобинская республика 123
Вопрос 58. Франция в период Империи 125
Вопрос 59. Вторая республика во Франции 127
Вопрос 60. Третья республика во Франции 128
Вопрос 61. Гражданский кодекс Франции 1804 г. 130
Вопрос 62. Уголовный кодекс Франции 1810 г. 133
Вопрос 63. Германская империя 134
Вопрос 64. Германское Уголовное уложение 1871 г. Уголовно-процессуальный кодекс
1877 г 136
Вопрос 65. Германское гражданское уложение 1896 г. 137
Вопрос 66. Япония в XIX в 140
Вопрос 67. Китай в XIX - начале XX вв 143
Вопрос 68. "Новый курс" Франклина Рузвельта 146
Вопрос 69. Развитие Великобритании в XX в 149
Вопрос 70. Четвертая республика во Франции 151
Вопрос 71. Пятая республика во Франции (с 1958 г.) 153
Вопрос 72. Веймарская республика в Германии 156
Вопрос 73. Гитлеровская Германия 157
Вопрос 74. Япония после второй мировой войны: 160
Литература 163
Книга: История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак
История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак
1. Предмет и задача курса истории государства и права зарубежных стран.2. Значение истории государства и права как науки и ее место в системе юридических дисциплин.
3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.
4. Возникновения государства и права. Характерные черты рабовладельческого государства и права.
Предмет и задача курса истории государства и права за-рубежных стран
История государства и права, следуя принципу хронологии, изучает структуру, компетенцию, функции органов государ-ства, а также развитие главных отраслей права. Эта дисциплиной-на изучающая право как единое целое, государственно-правовые институты и правовое положение населения в конкретных условиях отдельных государств. В литературе есть и другие определения истории государства и права как науки и учебной дисциплины.
В этом курсе рассматриваются организация власти, государственный строй и положение в нем личности, а также пер-осные основы юриспруденции некоторых государств древности; прослеживается связь права с другими социальными нормами, их влияние на юридический быт древних цивилизаций. Знания поли-тических систем, законов прошлого преподносит правовую культуру, развивает правосознание, дает возможность лучше понять значение государственно-правовых институтов в жизни общества. Та-ким образом, задача курса истории государства и права зарубеж-ных стран являются:
Общая подготовка студентов в вопросах государства и пра-ва, выработки у них особого юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права;
Создание необходимых предпосылок для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, а также других юридических дисциплин, включая гражданское, крымина-ное право и процесс;
Содействие формированию научного подхода к процессам, которые происходят в другой стране и в мире;
Развитие умения верно и гуманно оценивать поведение людей, которые по своим волеизъявлением или случайно стали объектом или субъектом государственно-правовой деятельности.
Важность изучения истории государства и права прослідко-ся в трудах известного польского историка права акаде-мика Ю. Бардаха, который справедливо критиковал тех студентов, которые, вступив на юридические факультеты из причин легкости обучения" игнорируют историю государства и права, требуя вы-преподавания только специальных юридических предметов. Эти студенты не беспокоятся о своей культуре, их мало волнует то, что история государства и права не только не отделена от позитивного права, но является наилучшей предпосылкой его усвоения и розу-мение. Значение истории государства и права как науки и ее место в системе юридических дисциплин
История как наука возникает в начале цивилизации, чтобы ста-ти неизменным спутником человека, его учителем, воспитателем. Уже древние авторы пытались не только описать известные им факты истории, но и объяснить их. Вместе с тем история становилась средством борьбы классов и партий.
Историческое знание достигло больших успехов в течение XVIII и особенно XIX веков. Благодаря трудам ученых-историков мы узнали о древние цивилизации Востока, Греции и Рима, о величии Киевской Руси.
Место истории государства и права в системе юридических дисциплин в основном определяют реалии объекта исследования. Она определяет разнообразие первопричин возникновения и развития государства и права. При этом особое значение на-дается изменении организационно-производственной структуры общества. Состояние общества значительно усложняется в период разложения первобытнообщинного строя, когда возникает угроза его ослабь-ления, распада и даже гибели. В связи с этим возникает не-необходимость в особой, регулирующей силе, которая стоит над сус-пільством, обеспечивает его жизнеспособность и целостность. Этой силой стало государство. По мере углубления социального рас-слоения населения механизм государства все более контро-люється верхушкой общества, которая ставит его на службу в первую очередь собственным интересам. В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин найрізнома-нітнішого, прежде всего, общенационального характера. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно вы-користовувалась используется с вузькокласовою, др-когда клановой целью, государство, как и основная часть права, сохраняет и общественное назначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с уголовной преступностью, оборона государства и другие мероприятия, отвечающие интересам большинства.
Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Согласно “логический”, то есть общая закономерность развития, и "исторический" проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций в течение очень длительного исторического времени полностью не совпадают.
Фактически это и определяет взаимосвязь истории государства и права с теорией государства и права.
Таким образом, история государства и права исследует государств-но-правовой процесс во времени и пространстве и выявляет конкретно-исторические закономерности, то есть "исторический". Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее зага-приемная закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, то есть “логический”. Таким образом, научно об-грунтованый раскрытие сущности государственно-правового процесса пе-полагает тесное взаимодействие этих наук.
Это в полной мере относится и к взаимосвязи истории госу-дарства и права с историей политических и правовых учений, которая изучает возникновение и развитие, социальную эффективность госу-вних и правовых учений в их исторической конкретности и хроно-логической последовательности.
Следовательно, история государства и права вместе с теорией государства и права и историей политических и правовых учений образуют группу так называемых теоретико-исторических наук, являющихся теоретической ной основой отраслевых юридических наук. Периодизация истории государства и права зарубежных стран
История государства и права зарубежных стран хронологически изучает историю государственно-правовых институтов отдельных дер-жал в рамках четырех основных периодов: истории государства и права Древнего мира, истории государства и права в эпоху Средневековья, истории государства и права Нового времени, истории государства и права Новейшего времени. Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которого являются государство и право.
Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неод-нозначністю социально-экономических и государственно-правовых процессов. Так, во времена Древнего мира наряду с рабовлас-ницькими Грецией и Римом существовали страны с иным способом производства, что в науке называются “азиатским”. Это ряд стран Древнего Востока. Во многих регионах мира господину-вав первобытнообщинный строй. Только дальнейшее развитие истории показал, что "азиатский способ производства" оказался очень застойным относительно более динамичного строя стран Средиземно-мор"я. В итоге ведущей тенденцией развития Стародав-него мира (IV тыс. до н.э. - V в. н.э.) стало становление и развитие рабовладельческого общества, для Средних веков (V - XVII - XVIII вв.) - феодального общества, для нового времени (XVII - XVIII - конец XIX вв.) - буржуазного суспільс-тва. Новейшее время (XX в.) - это начальный этап современной эпо-хи с недостаточно четкой основной магистральной линией, но уже отмеченной социалистическими революциями, появлением соци-алістичної государственности, падением колониальных империй, структурной трансформацией “западного общества”.
В пределах каждого из этих периодов и в данном курсе рассматривавших-дается история государства и права отдельных стран.
Возникновения государства и права
Первоначальная история имеет три основные этапы развития общины как формы организации людей - праобщину (первобытное человеческое стадо), родовую и проселянську общины.
Уже в период существования первобытного стада, когда только формировалась целенаправленная деятельность с использованием соответствующих средств труда, завершался биологическое развитие человека, возникали первое примитивное жилье и орудия труда, люди объединялись в достаточно устойчивые коллективы. Незначительным по своей численности (20-30 человек и несколько десятков ди-тей и подростков) праобщинам была свойственна наличие основ социальной организованности, которая базировалась на власти вожака, имела непосредственный характер, существовала в виде визуального или звукового общения, отражала общность интересов первобытных людей.
Более или менее упорядоченная форма социальной органи-зации возникла за сутки родовой общины. В ее основе были колек-тивізм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение средств к жизни. В условиях, когда единственной формой осознания социальных связей было отражение в сознании людей общих интересов в виде родственных связей, ведущую роль в заботе о семье и ведении гос-педерастов играли женщины. При беспорядке полового союз-ния отношения родства договорно могли быть известны лишь за каждой женской линии, родовая община существовала как материнский род, связанный общим происхождением по ма-тір"ю. Объединение родов в племена осуществлялось на основе брачных связей вследствие запрета их внутри рода. Спи-льною собственностью рода была земля - главное средство для полю-ния, сбора урожая, изготовления примитивных орудий труда и т.п. Низкая эффективность производства обеспечивала лишь необходимые жизненные потребности на основе уравнительного рас-деления в интересах всех членов рода независимо от участия в совместной трудовой деятельности, но по индивидуальным потре-бами.
Эти обстоятельства обусловили и соответствующую организацию власти - первоначальное народовластия. Общественные дела решались воле-выявлением всех взрослых членов рода на их собраниях. Племена возглавлялись старейшинами - наиболее уважаемыми и опыт-ченими людьми. Все были равными, никто не имел привилегий. Старейшины, наряду с другими членами рода, принимали участие в совместной трудовой деятельности. Их власть основывалась на осв-бистому авторитете, интеллектуальных и эмоциональных качествах, добровольном исполнении их решений другими членами рода. Важным является то, что власть старейшин направлена на обес-печение интересов рода, была конкретным и повседневным воплощением его воли, и потому могла поддерживаться реальными действиями членов рода. Эта власть сочеталась с родовой общи-ной, не отделялась от нее, олицетворяла хозяйственную, военную и наблюдательный (по исполнению обычаев) функции. В случае нарушения обычаев, общественное принуждение применялся в виде брани, физического наказания, изгнание из рода. Мера по-порицание определялась старейшинами и выполнялась ими или сородичами.
С развитием родовых общин менялась и организация власти, преимущественно в направлении иерархизации органов власти. По-мость собраний всех членов рода все чаще проводились сборы только мужчин. Большое значение придавалось единству суждений, а не решением большинства. Вводится принцип представительства: председателя хозяйств входят в родовые общинные советы, а их головы - у совета фратрій и племен. Каждому уровню власти присуща своя сфера компетенции, круг вопросов, что им решается. Орган высшего уровня имел определенные полномочия относительно низшего. Происходит разделение власти на светскую, военную, религиозную.
Наряду со старейшинами, военными вождями, жрецами появляются другие лидеры - так называемые “большие люди”. Это под-ки, которые за счет своих личных качеств и богатства, что начало появляться вследствие возникновения избыточного про-дукты, приобретали авторитета среди сородичей, пользовались их поддержкой. Богатство, знания и умения передаются пря-мым потомкам, которые также, в основном, становятся богатыми.
Государство является формой организации общественной жизни, сис-темой социального управления, что обеспечивает целостность сус-пільства, его нормальное, стабильное функционирование. Поэтому ее возникновение обусловлено соответствующими потребностями в изменении его состояний, в первую очередь, усложнением собственно социального жит-тя, качественный скачок которого обнаружил несостоятельность “первичной демократии” в новых условиях эффективно выявлять, обеспечивать-ты и охранять общие интересы.
Выявление причин возникновения государства во многом зависит от того, какой социальный институт толкуют как государственность, его сущность и назначение. Необходимость появления государства, в основном связывается с возникновением в обществе неравенства среди его членов, дифференциацией на определенные социальные слои (классы, сословия), изменением формы и харак-теру связей между ними и обществом, качественными изменениями в общественном производстве, сознания людей. Почти каждая из перечисленных причин имеет подход к державогенезу - кла-совий, теологический, патриархальный, договорной, пси-ный, насильственный. Например, при классовом понимании сущности государства как орудия классового угнетения основную причину ее возникновения усматривают в разделении общества на антагонистические классы, потребности господствующего класса сохранить и за-крепить свое положение подавлением борьбы пригнобле-них классов за освобождение от эксплуатации. Вместе с этим, исто-рия человечества имеет факты возникновения государства в обществах, в которых еще не существовали классово-антагонистические противоречия (ста-родавньоіндійські, Киевская и Новгородская в ранний период их развития, первые государства-города Двуречья, китайские государства Шань-Инь и Западное Чжоу, государства майя, инков, ацтеков и т.д.).
В каждом отдельном обществе возникновение государства обусловлено своеобразным "набором" этих причин, в свою очередь, зависящих от особенностей существования предыдущего состояния общества (географических, климатических, этнических, вы-робничих и др.). Кроме того, возникновение и формирование держа-вы - это общественный процесс, который имеет собственную историю и соответст-вене стадии становления. С этой точки зрения целесообразно различать-ты типичный и нетипичный державогенез, рассматривать возникновение государства и социальное расслоение общества на слои (классы, сословия) как длительные, противоречивые и взаимообусловлены процессы.
Возникновение государства обусловлено потребностью общества сохранить свою целостность во время расслоение на неравные по своим социальным положением слои, в осуществлении эффектив-ного социального управления в условиях увеличения населения, замены непосредственных родоплеменных связей на опосередко-вани продуктами производства, что является проявлением осложнения общественной жизни. Все эти и другие изменения в развитии общества приводят к необходимости в разделении общественного труда на мате-ріальну и идеологическую, а также окончательного отделения из сферы материального производства прослойки населения, который по своим качествам и способностям мог бы адекватно осмисли-ти закономерности развития общества, сохранения его целостности и нормальных условий функционирования. Этап разделения общественного труда приводит к расслоению общества на две группировки, различных по источнику возникновения, функциями, закономерностями развития. Действительно, группировка членов сус-пільства, что были заняты непосредственно в материальном вы-робництві, возникали и объединялись на основе единства ма-теріально-производственных и социальных интересов, а те, что занима-лись управлением, - социальных и политико-управленческих.
Дальнейшее увеличение населения, развитие производительных сил, образования общности более высокого порядка, чем община, и обусловленное этими процессами роста конфликт-ных ситуаций приводят к тому, что охранная деятельность с непосредственно общественной трансформируется в профессиональную. Для выполнения охранных функций в общинах и племенах обра-вались соответствующие должности, что и было первичной формой государственной власти.
Завершение распада власти родового строя и образования собственного государства связано с установлением публичной власти, что является существенным признаком. Если армия и флот как первичная фор-ма публичной власти существовали в виде вооруженной силы царю-чего класса, непосредственно сливалась с ним, и поэтому против-стояла только большинства населения, то создание полиции является следующим этапом отчуждения государства от общества. Государство выступает уже как вооруженная власть, что отделяется и стоит не только над большинством населения, но и над каждым отдель-мым членом господствующего класса. Публичная власть не сливается полностью с государством - это особым образом организованная власть физического принуждения в виде армии, флота, полиции, вяз-ниц т.д.
Особенности места и роли публичной власти в государстве вы-определяют материальностью, что качественно отличает ее от ідеологіч-ной силы государства, которое в значительной степени формирует чиновничество. С возникновением письменности появляется возможность воплощения предписаний и решений чиновников в письменную форму, что делает возможным их доведение до всеобщего сведения всех членов сус-пільства.
Развитие государства как самостоятельной идеологической силы сус-пільства привело к отделению права в форме письменных законов от непосредственно материальной жизни, превращение обычного права в общеобязательное, осуществление которого по-безпечувалося методами физического и экономического принуждения.
Разнообразие государств, которые имели место в истории развития чел-ства и существуют ныне, требует их определенной упорядоченности, классификации по общим и особыми признаками. Основ-ной классификации государств является их разделение и объединение по типам, то есть совокупностью наиболее существенных признаков. За критерий исто-ричном типизации государств чаще всего берется понятие суспі-льно-экономической формации, которое включает совокупность всех сус-пільних отношений в их взаимосвязи с доминирующим способом общественного производства. Научная классификация исторических типов государств исходит из тех положений, что, во-первых, определенным историческим этапам развития человечества соответствуют прита-манные только им способ производства и характер производственных отношений; во-вторых, экономический строй обусловливает все другие сус-пільні отношения и вместе с ними образует исторический тип сус-пільства; в-третьих, каждому историческому типу общества присущ только свой тип государственной организации. Исторический тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, влас-нечестивых государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.
Согласно классификации общественно-экономических формаций все государства в историческом контексте делятся на государства рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного типов.
Рабовладельческий - это первый в истории человечества тип государства, который не имел общего распространения и был переход-ным. Это обусловливает наличие в рабовладельческом обществе остатков устройства власти первобытнообщинного строя, но в доме-нуючою в нем - тенденция к государственной организации общества. Рабовладельческий тип государства характеризуется тем, что его экономическую основу составляла частная собственность на и-кий средство производства, как раб. Членами государства признавалась меньшинство населения - прежде всего рабовладельцы и некоторые пред-представители других слоев (крестьяне-общинники, ремесленники, торговые люди).