Пункт 2 статьи 15 коап рф устанавливает. 19

Наш телефон +7-905-5555-200

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Комментарий к ст. 51 ЖК РФ

1. Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (см. комментарий к ст. 49). Основаниями для такого признания служат:

А) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма;

Б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

В) неудовлетворительное состояние жилища;

Г) состояние здоровья проживающих.

2. Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. По смыслу п. 1 ч. 1 нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору "коммерческого" найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

4. Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.

Так, п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Самостоятельное основание нуждаемости - проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).

Это положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. При этом у них должно отсутствовать иное жилье, занимаемое по договору социального найма или на праве собственности.

Данное положение Кодекса не ограничивается применением лишь к коммунальным квартирам. Возможны и иные варианты (например, проживание в квартире бывших супругов). Следует иметь в виду, что когда речь идет о коммунальных квартирах, законодатель прямо указывает на это (см. ст. 73, 76, 80 и др. ЖК РФ).

Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 <1>.

5. По основаниям, предусмотренным ст. 51, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Дело в том, что постановка на учет для получения жилья по договору социального найма производится по месту жительства (а иное возможно как исключение, см. комментарий к ст. 52).

Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация.

Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О <1>. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.

6. Часть 2 комментируемой статьи предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности. Законодатель не ограничивает учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте.

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Комментарий к Ст. 51 ЖК РФ

1. Как уже отмечалось (см. ст. 49 ЖК и комментарий к ней), на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие и иные указанные в законе граждане.

В комментируемой статье названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан (см. комментарий к ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (дополнительно к тому, что установлено в комментируемой статье).

2. Среди нуждающихся в жилище в первую очередь (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи) названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Это те, кто снимает квартиру (или угол), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.

3. Нуждающимися являются граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 50 ЖК). Естественно, что по указанному основанию могут быть приняты на учет только наниматели по договорам социального найма и собственники жилых помещений, а также члены семей этих субъектов. Все остальные лица принимаются на учет независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения приходится на одного человека (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи).

При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся у заявителей жилых помещений на основании договоров социального найма и (или) находящихся в их собственности (или собственности одного либо нескольких членов семьи) (ч. 2 комментируемой статьи). Например, семья из пяти человек проживает в квартире площадью 35 кв. м, предоставленной по договору социального найма. Один из членов семьи является собственником квартиры площадью 28,9 кв. м. При определении того, являются ли такие граждане нуждающимися в жилых помещениях, нужно учитывать площадь обеих квартир (35 + 28,9). Если, предположим, в данном муниципальном образовании учетная норма составляет 15 кв. м, то такие граждане признаются нуждающимися в жилье, поскольку на одного человека приходится менее чем по 15 кв. м.

4. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут подтверждаться заключениями санитарно-эпидемиологической службы, органов здравоохранения, противопожарной службы и т.д. (см. также п. п. 5 — 11 комментария к ст. 15 ЖК).

5. При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), надо иметь в виду следующее. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет речь о коммунальной (густонаселенной) квартире, в которой проживают несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимается во внимание и размер занимаемого жилого помещения, как и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями.

Важны лишь следующие обстоятельства:

а) в квартире проживают несколько семей;

б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;

г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 3781. В этом Перечне указываются такие болезни, как активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и некоторые другие заболевания.

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года (в редакции от 26.04.2017 года); извлечение:

2. Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Решением Московского гарнизонного военного суда от 28 августа 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г., удовлетворено заявление Б. в той части, в какой она просила признать незаконным утвержденное начальником решение жилищной комиссии федерального казенного учреждения "Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России" (далее - Центр заказчика-застройщика) от 21 июля 2014 г. об отказе в признании заявителя нуждающейся в жилом помещении в г. Москве, на жилищную комиссию возложена обязанность по повторному рассмотрению вопроса о признании заявителя нуждающейся в жилом помещении и в ее пользу с Центра заказчика-застройщика взысканы судебные расходы.

В удовлетворении заявления в части возложения на жилищную комиссию обязанности по принятию Б. на жилищный учет судом отказано.

В кассационной жалобе представитель начальника Центра заказчика-застройщика, указывая на отсутствие предусмотренных ч. 1 ст. 51 ЖК РФ оснований для признания заявителя нуждающейся в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем по установленным нормам, просит об отмене судебных постановлений и о принятии по делу нового решения.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла, что судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Б. в марте 1991 года вселилась в качестве члена семьи в трехкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения 55,8 кв. м, расположенную в г. Химки, мкр-н Сходня, Московской области. Квартира была предоставлена в октябре 1971 года отцу мужа заявителя исполнительным комитетом Химкинского Совета депутатов трудящихся Московской области и в настоящее время в ней проживают помимо Б. ее сын и брат умершего мужа.

В сентябре 1993 года заявитель призвана Химкинским военным комиссариатом на военную службу, которую с декабря 2008 года проходит в Центре заказчика-застройщика, дислоцированном в г. Москве.

В июне 2014 года Б. обратилась в жилищную комиссию Центра заказчика-застройщика с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в г. Москве, однако решением жилищной комиссии от 21 июля 2014 г., утвержденным в тот же день начальником Центра, получила отказ ввиду обеспеченности жильем по установленным нормам.

Признавая отказ незаконным, суды исходили из того, что заявитель по месту военной службы в г. Москве жилым помещением не обеспечена, а вопрос наличия жилья в Московской области подлежит выяснению при предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.

Такой вывод судов основан на неправильном толковании закона.

Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением главы муниципального образования "Химкинский район" Московской области от 29 июля 2005 г. N 118 учетная норма площади жилого помещения в г. Химки Московской области установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи.

Следовательно, заявитель проживает в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении.

По данному делу юридически значимым также является установление формы собственности жилищного фонда, в котором проживает заявитель.

По делу принято новое решение, которым признаны незаконными действия командира и председателя жилищной комиссии воинской части, связанные со снятием П. с жилищного учета, на указанных лиц возложена обязанность по рассмотрению вопроса о восстановлении заявителя на учете с составом семьи из 4 человек (она, муж, сын П.А. и невестка П.Е.).

Рассмотрев материалы дела по кассационной жалобе командира воинской части, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что П., проживающая по месту военной службы в г. Иркутске вместе с мужем и двумя сыновьями в квартире общей площадью жилого помещения 42 кв. м и жилой площадью 27,5 кв. м на основании решения жилищной комиссии с 1 апреля 1988 г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жильем ниже учетной нормы, установленной решением исполкома областного Совета народных депутатов Иркутской области от 1 апреля 1990 г. N 180 (менее 12 кв. м жилой площади на одного члена семьи). Впоследствии, в июне 2010 года, квартира была передана им в общую долевую собственность, с долей каждого в праве 1/4.

Решением Думы г. Иркутска от 5 июля 2005 г. учетная норма жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

В январе 2007 года один из сыновей П., П.А., приобрел в том же населенном пункте в собственность по договору купли-продажи квартиру общей площадью жилого помещения 61,2 кв. м, жилой площадью 44,7 кв. м.

В марте 2011 года П.А. распорядился приобретенной в собственность квартирой. В том же месяце в квартире, занимаемой заявителем, была зарегистрирована супруга ее второго сына, которая впоследствии, 6 марта 2012 г., на основании судебного решения была признана членом семьи собственника жилого помещения.

После поступления в воинскую часть информации о нахождении у сына заявителя в собственности в период с января 2007 года по март 2011 года жилого помещения решением жилищной комиссии от 20 августа 2014 г. П. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и умышленным ухудшением жилищных условий.

Признавая названное решение законным, суд первой инстанции исходил из того, что после приобретения сыном заявителя квартиры П. подлежала исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена ее семьи, исходя из суммарной площади двух квартир, приходилось более учетной нормы как жилой, так и общей площади жилого помещения.

Отменяя решение и принимая новое - о признании решения жилищной комиссии незаконным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие у сына заявителя в собственности жилого помещения не могло явиться основанием для снятия П. с жилищного учета, а могло повлиять лишь на количество членов семьи, состоящих на данном учете совместно с заявителем.

Такой вывод окружного военного суда основан на неправильном толковании закона.

В суде установлено, что сын заявителя П.А., являющийся членом семьи нанимателя жилого помещения и признанный вместе с ней нуждающимся в улучшении жилищных условий, в январе 2007 года приобрел в собственность жилое помещение, не поставив об этом в известность жилищный орган и сохранив тем самым за собой вместе с П. и другими членами семьи право состоять на жилищном учете. В марте 2011 года он распорядился приобретенной в собственность квартирой, также не поставив об этом в известность жилищный орган.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В связи с этим заявление П. в жилищную комиссию о неосведомленности приобретения своим сыном в собственность жилого помещения не могло явиться основанием для исключения этого жилого помещения при определении уровня обеспеченности ее общей площадью жилого помещения. К тому же суд первой инстанции проверил указанное заявление в судебном заседании и обоснованно отверг его с приведением мотивов.

Из изложенного следует, что приобретенная в собственность П.А. квартира подлежала учету.

Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П. с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.

Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Последующее распоряжение в марте 2011 года сыном заявителя находящейся у него в собственности квартирой с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения за счет МВД России правомерно было расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяет П. с членами ее семьи быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до марта 2016 года.

При таких данных решение жилищной комиссии, утвержденное командиром воинской части, о снятии П. с жилищного учета основано на законе.

Тот факт, что П. принята на учет до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи после приобретения ее сыном в собственность квартиры также стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия ее с жилищного учета.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о признании решения жилищной комиссии воинской части является законным, а утверждение суда апелляционной инстанции об обратном - ошибочным.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г., оставила в силе решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г.

Правоотношения, возникающие в жилищной сфере, регламентирует Жилищный кодекс , а также нормативные акты, принятые в соответствии с ним. Действующий в настоящее время ЖК пришел на смену Кодексу от 1983 г. Многие его статьи претерпели существенные изменения.

Одной из таких откорректированных норм является статья, устанавливающая основания для признания отдельных категорий лиц нуждающимися в жилом помещении. В ранее действовавшем Жилищном кодексе их предусматривала ст. 29. В современном Кодексе основания закреплены Рассмотрим ее особенности.

ЖК РФ: основания признания нуждающимся в жилом помещении

Лицами, нуждающимися в жилплощадях, предоставляемых по договорам соцнайма, считаются граждане, не являющиеся нанимателями помещений по договорам соцнайма, соглашений о найме объектов жилфонда социального использования, родственниками (близкими) субъекта, заключившего один из указанных договоров. Кроме того, ими признаются лица:

  • Являющиеся нанимателями по приведенным выше соглашениям или членами семьи лица, заключившего один из них, если на одного человека приходится площадь, меньше учетной нормы.
  • Живущие в помещении, не соответствующем установленным требованиям.
  • Являющиеся нанимателями (их родственниками) по указанным выше договорам, собственниками помещений, живущими в квартире, занятой двумя и более семьями, если в составе семьи присутствует человек, страдающий заболеванием в тяжелой, хронической форме, при котором проживание с ним на одной жилплощади невозможно, а иного объекта для проживания у лиц нет. Перечень соответствующих патологий устанавливается исполнительной структурой власти уполномоченной правительством.

Как устанавливается во 2-й части нормы, если гражданин располагает несколькими помещениями на праве собственности или в соответствии с договором соцнайма или найма объектов жилфонда социального назначения, оценка уровня обеспеченности осуществляется в соответствии с общей площадью всех этих помещений.

Ст. 51 ЖК РФ с комментариями

Положения рассматриваемой нормы применяются при оценке уровня обеспеченности как малоимущих, так и иных категорий граждан, указанных в федеральных законах.

Следует отметить, что в сравнении с ранее действовавшей нормой, определявшей основания для признания граждан нуждающимися в жилплощадях, перечень ст. 51 ЖК РФ несколько сокращен. В частности, в нем отсутствует случай проживания двух и более семей в смежных неизолированных комнатах при отсутствии между ними родственных отношений. Вместе с тем основания, закрепленные в действующей ст. 51 ЖК РФ , обладают универсальным характером. По мнению экспертов, они охватывают и случаи, предусмотренные в ранее действовавшем Кодексе.

Служебные помещения

Согласно 13-й статье Вводного закона, лица, занимающие служебное жилье, а также комнаты в общежитиях, предоставленные им до введения в действие современного Кодекса, состоят или вправе состоять, согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ , на учете как нуждающиеся в жилплощадях. Соответственно, их выселение без предоставления других помещений не допускается, если соответствующее правило было закреплено ранее действовавшим законом.

Учетная норма

О ней говорится в п. 2 ст. 51 ЖК РФ . Правила определения общей площади помещения раскрываются в 5-м пункте 15-й статьи Кодекса. Термин "учетная норма" определен в ст. 50. Под ней понимают минимальный размер площади, в соответствии с которым определяется общая площадь объекта, предоставляемого по договору соцнайма.

Норму предоставления устанавливает уполномоченный орган территориальной власти. Величина зависит от уровня обеспеченности жильем, достигнутого в соответствующем муниципалитете, а также иных существенных факторов.

Учетная норма - минимальный размер жилплощади, в соответствии с которым определяется степень обеспеченности для постановки на учет лиц в качестве нуждающихся.

Федеральные законы, президентские указы, нормативные акты регионального уровня, регламентирующие правила предоставления жилплощадей гражданам, могут предусматривать иные учетные нормы. Однако величина не может быть больше нормы предоставления.

Соответствие требованиям

Требования к жилплощадям присутствуют в разд. II положения, закрепляющего правила признания объекта непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и, следовательно, подлежащем сносу/реконструкции. Это положение утверждено правительственным постановлением № 47 от 2006 г.

Соответственно, в целях применения положений ст. 51 ЖК РФ , значение будет иметь факт несоответствия помещения установленным нормам. Факт нахождения объекта в собственности или в пользовании по договору соцнайма во внимание не принимается. Несоответствие помещения требованиям, установленным в положении, должно быть подтверждено документально.

Проживание с лицами, страдающими опасными патологиями

В целях реализации положения, закрепленного п. 4 ст. 51 ЖК РФ , был утвержден Перечень форм заболеваний, наличие которых у граждан делает совместное проживание с ними невозможным.

К ним относят:

  • туберкулез (активные формы с выделением микобактерий);
  • злокачественные образования, сопровождающиеся выделениями;
  • затяжные и хронические психические патологии с часто обостряющимися либо стойкими проявлениями;
  • эпилепсию с частыми припадками;
  • гангрену конечностей, гангрену/некроз/абсцесс легких;
  • гангренозную пиодермию;
  • кишечный/уретральный свищ;
  • множественные кожные поражения с обильным отделяемым.

Указанный перечень является закрытым. При тяжелых формах иных хронических заболеваний положения 4 пункта ст. 51 ЖК РФ применению не подлежат.

2 часть 51-й статьи

В ч. 2 устанавливается, что если лицу/членам семьи принадлежит несколько помещений на праве собственности или по договору соцнайма/найма объекта жилфонда социального назначения, при оценке степени обеспеченности их площади суммируются.

По мнению экспертов, идею, заложенную во второй части ст. 51, можно признать правильной. Однако ряд пробелов не позволяет дать однозначно положительную оценку положениям.

Дело в том, что в норме не раскрываются подробности, касающиеся членов семьи. В частности, не совсем ясно, кого из лиц можно считать таковыми. Относятся ли к членам семьи только родственники, проживающие совместно с гражданином, или любые лица, состоящие с ним в близком родстве.

Представляется, что оценку обеспеченности в каждом конкретном случае будут давать чиновники на местном уровне по собственному усмотрению с учетом нормативных предписаний. Юристы, однако, предлагают применять закон по аналогии, которая разрешена в силу ст. 7 ЖК, и руководствоваться ч.1 69 статьи ЖК.

Договор соцнайма

О нем говорится в 60-й статье ЖК. Согласно норме, по договору соцнайма один участник - собственник объекта, относящегося к государственному/муниципальному жилфонду или лицо, управомоченное им, принимает обязанность предоставить другому лицу - нанимателю (гражданину) во владение и пользование помещения для проживания на условиях, определенных ЖК.

Данное соглашение заключается без установления периода его действия.

Изменение условий и оснований, предоставляющих право получить жилплощадь по договору соцнайма, не считается основанием для его расторжения.

Обязанности и права наймодателя

Они закреплены в 65-й статье ЖК. Согласно норме, наймодатель вправе требовать от нанимателя своевременного внесения оплаты за коммунальные услуги и жилплощадь. При этом лицо обязано:

  • предоставить нанимателю помещение, свободное от других лиц;
  • участвовать в ремонте и надлежащем содержании в котором располагается переданное второй стороне помещение;
  • проводить капремонт;
  • обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг, необходимых для удовлетворения его бытовых нужд, надлежащего качества.

Этот перечень является открытым. Прочие обязанности устанавливаются иными нормами ЖК, а также договором соцнайма.

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Комментарий к статье 19.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных действующим законодательством, либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны месту совершения правонарушения - в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

2. Субъектом комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность.

Другой комментарий к статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации". Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй - должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.



Просмотров