В каких случаях водительское удостоверение недействительно. Аннулирование водительских прав: причины и основания

В планах ГИБДД на ближайшее будущее стоит одна очень непопулярная мера. Возможно, что Госавтоинспекция будет аннулировать , обучавшихся в «серых» автошколах.

О возможных проблемах, которые ждут выпускников «серых» автошкол рассказал Общественной палате России старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Александр Лыткин.

Для начала уточним, что такое «серая» автошкола. Как видно из названия термина это полулегальная организация, у которой нет необходимых документов для обучения кандидатов в водители. Соответственно права, которые получат выпускники такой автошколы будут признаны недействительными и аннулированы. Такой вывод сделал Лыткин по отношению к тем водителям, которым не повезло пройти обучение в подобном заведении.

Смотрите также: Новые программы подготовки водителей одобрены, практически окончательно

Одним из критериев причисления к полулегальным «серым» автошколам стало отсутствие согласования с Госавтоинспекцией учебных программ и материально-учебной базы.

В рамках крупномасштабной реформы образования обучающихся в автошколах и вступления строгих требований к последним, важным критерием для допуска автомобильной школы к дальнейшей работе является заключение ГИБДД после проведения проверки.

В итоге по данным на 12 декабря этого года из 11.5 существующих школ на проведение проверки согласились 5.100 учебных заведений и всего 1.8 тыс. автошкол прошли проверку и могут продолжить обучение будущих водителей в рамках закона. Львиная доля, почти 10 тыс. автошкол на дальнейшую деятельность права не имеют.

Изменение правил обучения и сдачи экзаменов на права

Но таких школ, не прошедших или отказавшихся от проведения проверок подобные «мелочи», не волнуют, они продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять учеников на сдачу экзаменов в ГИБДД.

Власти понимают, что такое массовое нарушение автошколами носит повсеместный характер, но пресечь деятельность лже-автошкол оперативно не в состоянии, на выяснения того что те или иные юрлица вели незаконную деятельность уйдет много времени, и за этот период «серые» автошколы успеют выпустить сотни тысяч новых водителей, которые к сожалению, автоматически попадут под аннулирование ВУ. Как сказал Александр Лыткин, «Мы просто обязаны будем это сделать.»

Стоимость обучения в автошколах

Тем не менее ГИБДД совместно с Минобрнауки прилагает все усилия для того чтобы проблема прекратила свой рост. Госавтоинспекция призвала Минобрнауки оперативное закрывать незаконно работающие автошколы.

Основанием столь жестких мер, уточняют в Госавтоинспекции, является нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Пункт 35, водительские удостоверения признаются незаконными, если выданы на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного порядка.

Решение об аннулировании ВУ принимается в судебном порядке.

Данная статья рассматривает такой вопрос, как порядок аннулирования водительского удостоверения (ВУ), а также прекращение его действия. Ранее подобная процедура проводилась исключительно по решению суда. Рассмотрим подробно самые распространенные случаи, когда ВУ прекращает свое действие.

Водительские права: аннулирование или лишение?

Для начала следует сакцентировать внимание читателей на том, что прекращение (аннулирование) и лишение водительских прав – это совершенно разные понятия. Лишение прав производится на определенный срок (от 1 месяца до 3-х лет), а вот аннулирование – гораздо более широкое понятие, которое требует подробного разъяснения.

В качестве примера можно рассмотреть решение об аннулировании прав, произведенное по медицинским показаниям. Такое решение выносится в том случае, когда автоводитель, управляя транспортным средством (ТС), может представлять опасность, как для себя самого, так и для окружающих людей.

Восстановить права, которые были аннулированы по медицинским показаниям, возможно в том случае, если водитель пройдет повторно медицинскую комиссию, которая выдаст ему новую медсправку.

Касательно срока действия, аннулирование (прекращение) может иметь конкретный срок, но может быть вынесено и пожизненно. Но даже в этом случае не стоит говорить о том, что человек не сможет управлять ТС никогда. Он имеет возможность получить права снова, для чего нужно получить медсправку и прочие документы, а также сдать экзамены в ГИБДД (теоретическую часть и вождение). Если человек успешно выполнит весь порядок получения водительского удостоверения после аннулирования, то он получает новые права и может управлять транспортным средством.

Законы о приостановке водительских прав

Новые правила, регламентирующие выдачу ВУ (водительских удостоверений) содержат перечень тех ситуаций, при которых водительское удостоверение подлежит аннулированию.

Аннулирование национального водительского удостоверения

Так, российское национальное ВУ считается недействительным и подлежит аннуляции в таких случаях:

  • По истечении срока действия ВУ;
  • При изменении персональных данных, которые указаны в ВУ;
  • В случае если ВУ пришло в негодность по причине износа либо повреждения, вследствие чего информацию, которая в нем содержится нельзя визуально определить;
  • В случае если ВУ было выдано на основании документов, которые соответствующими органами были признаны поддельными (подложными), либо выдача которых производилась с нарушениями установленного порядка;
  • При регистрации заявления об утрате/хищении ВУ, которое подал владелец прав в органы внутренних дел;
  • При выдаче водителю нового ВУ;
  • При подтверждении наличия у водителя ТС ранее не выявленных ограничений либо противопоказаний к управлению ТС по состоянию здоровья.

Важно знать, что при наличии у водителя одного из приведенных выше условий, ВУ считается недействительным и права подлежат аннулированию. Штраф за отсутствие ВУ, который выпишет инспектор ГИБДД за такое нарушение, будет составлять от 5 до 15 тысяч рублей.

Аннулирование международных прав

При проведении аннулирования национального российского ВУ, выданное на его основании ВУ международного формата также считается недействительным и следовательно подлежит аннулированию.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда национальные права подлежат аннулированию и замене на новые по причине сильного износа (отчество водителя стало нечитаемо из-за сильных потертостей). В этом случае одновременной замене подлежит международное удостоверение. Это делать нужно обязательно (даже если они находятся в идеальном состоянии).

Проверки, которые должны проходить профессиональные автоводители

Для того, чтобы работать водителем по найму обязательным остается прохождение медкомиссии 1 раз в 2 года, а перед тем как устроиться на работу водитель обязан пройти предварительное медицинское освидетельствование.

Для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов, обязательным остается осмотр физического состояния перед каждым из рейсов. Для перевозчиков грузов, которые относятся к категории опасных, обязательным считается еще и послерейсовое медицинское освидетельствование. Исключением являются те водители, которые трудятся в выезжающих на вызов экстренных службах, поскольку довольно часто на прохождение медосмотров перед выездом просто нет времени.

В случае, когда у профессионального водителя в процессе периодического осмотра обнаружено заболевание либо состояние, при котором запрещается управлять ТС, этот водитель должен быть направлен на дополнительное обследование, а позднее на лечение. При этом действие медзаключения в этот период будет прекращено, и, как следствие, производится аннулирование ВУ по медицинским показаниям.

Если в ходе внеочередного обследования предполагаемый диагноз подтвердится, то медицинское заключение автоматически аннулируется, о чем медики в обязательном порядке уведомляют соответствующие службы ГИБДД. Кроме того, Постановлением Правительства планируется утвердить полный перечень заболеваний и состояний человека, наличие которых вызывает аннулирование водительского удостоверения по медицинским показаниям.

Особые отметки в водительском удостоверении

Водители, которые в соответствии с Законами РФ имеют медицинские показания к управлению ТС, должны иметь в графе «Особые отметки» (в национальных и международных правах) специальную запись об условиях, соблюдение которых позволяет этому лицу находиться за рулем. Только в этом случае национальные и международные права считаются действительными.

Если автоводитель имеет медицинские показания к управлению ТС, которые отражены в медсправке (к примеру, ношение очков), то в графу «Особые отметки» водительского удостоверения вносят соответствующую отметку. Если при управлении транспортным средством человек не соблюдает условия, указанные в правах (к примеру, водит автомобиль без очков), то его водительское удостоверение может быть признано недействительным, а на самого водителя наложен штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

Также хотим отметить, что уже появились первые водители, у которых за их долги также временно было приостановлено действие их водительских удостоверений.

В заключении хотелось бы отметить, что приостановка действия водительских прав может быть вызвана не только медицинскими показаниями, но и многими другими факторами.

Гаишники собираются инкриминировать ослушавшимся людям статью 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции...», по которой предусмотрено наказание от 500 рублей штрафа до 15 суток административного ареста. Другими словами, власть дает понять, что в борьбе с «серыми» автошколами пойдет до конца, и в этой войне крайними останутся не только автокурсы, но и воспользовавшиеся их услугами граждане. Напомним, что скандал с массовым лишением столичных водителей «прав» , в которой журналисты рассказали о том, как в самом центре Первопрестольной несколько лет функционировала автошкола, не имеющая лицензии на обучение кандидатов в водители на категорию «В». Итогом расследования стало аннулирование более 100 водительских удостоверений. Кстати сказать, но к нашему предупреждению, увы, никто не прислушался. Однако говорить о том, что справедливость восторжествовала еще очень рано.

Хотя бы потому, что, во-первых, не наказаны ответственные сотрудники столичной ГАИ, по халатности или корысти ради допустившие к экзаменам граждан, не прошедших обучение в установленном законе порядке и, более того, разместившие на ведомственном сайте информацию (сейчас она уже удалена с ресурса), что АНО ЦПТО входит в число лицензированных школ. Во-вторых, толком не понесло никакой ответственности (если не считать наложенных судом штрафов на общую сумму в 210 000 рублей) руководство , хотя ряд экспертов сходится на том, что его действия вполне попадают под действие ст. 159 УК «Мошенничество» (до 10 лет лишения свободы) или, как минимум, ст. 165 УК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» (до 5 лет тюрьмы). И, наконец, главное - что в этой ситуации делать пострадавшим гражданам?

Увы, им придется заново и проходить , и сдавать экзамены. Ведь ни на какие уступки власти явно не пойдут, поскольку выдача «прав» на неких «льготных» условиях станет сигналом для всех нелицензированных автошкол о том, что при благоприятных условиях их выпускники (причем чем их будет больше - тем лучше) по-любому получат заветные «корочки». Однако на новое обучение нужны немалые деньги, а где их взять? Правильно - получить у проштрафившегося АНО ЦПТО. Которое, впрочем, отдавать их не спешит и вместо этого делает своим бывшим курсантам новые сомнительные предложения.

Как рассказали порталу «АвтоВзгляд» некоторые из них, им предложили быстренько и за небольшую плату получить свидетельство об окончании от другого юрлица. Что значит «быстренько»? Скорее всего, без прохождения соответствующего профессионального обучения. как того требует ФЗ «О безопасности». То есть граждане, согласившиеся на предлагаемую «серую» схему автоматически становятся уже не пострадавшими, а соучастниками мошеннических действий в получении водительских удостоверений. Так как заведомо знают, что не будут полноценно обучаться, а выдаваемое свидетельство - пусть и на основе действующей лицензии - все- равно липовое. В любом случае, приняв такое предложение они вновь рискуют попасть на повторное аннулирование прав. На что (или на кого) надеется директор ЮАШ (материнская компания АНО ЦПТО) г-жа Никонова, которая и подписывала договора от имени ЦПТО с гражданами, у которых теперь аннулируют водительские удостоверения? И как все это возможно, ведь насколько нам известно, Ольга Александровна не только директор упомянутых учебных заведений, но и член координационного совета при Президенте РФ по программе действий в интересах детей, и член общественного совета Минтранса, и эксперт и других не менее солидных организаций.

В связи с чем очень рекомендуем пострадавшим не поддаваться на предлагаемую провокацию, потому что ничем хорошим это не закончится. А найти для обучения легитимную, добросовестную автошколу.
Не подписывать с ЦПТО никаких бумаг об отсутствии претензий а наоборот -
незамедлительно потребовать (в письменном виде) возврата потраченных на обучение денег в полном объеме, поскольку это самое обучение проводить автошкола права не имела.
Одновременно с этим подать 3 заявления - в

Возможность аннулирования водительского удостоверения четко отражено Правилами. Ранее подобное решение выносилось лишь по постановлению суда. Сегодня же положение немного изменилось.

Какова же разница между аннулированием и лишением?

Хотя оба понятия и схожи, но смысл их совершенно различный. Прав водителя могут лишить на конкретное время, не более чем на три года. Что же касается аннулирования, то оно предполагает несколько более широкое определение. У автомобилиста водительское удостоверение могут аннулировать по причине его несоответствия требуемым медицинским показателям, по которым он очень опасен как для себя так, так и для других участников ДД. Восстановление их в этом случае возможно лишь тогда, когда он пройдет медицинскую комиссия, и ему будет выдана справка о пригодности к управлению автомобилем. Так что, срок в данном случае не конкретизирован.

У аннулирования могут существовать некоторые временные ограничения, но оно может быть и пожизненным. Но даже в подобной ситуации, автомобилист имеет шанс получить права, если медкомиссии в его отношении примет соответствующее решение.

Аннулирование международных прав и внутреннего удостоверения

Новые правила отражают конкретные ситуации, при которых права будут аннулированы. Национальные ВП будет являться недействительными в том случае если:

Они просрочены;

Пришли в негодность;

Признаны поддельными;

Утеряны;

Заменены на новые;

По причине каких-либо медицинских противопоказаний.

Важно знать, что если у автомобилиста аннулируется внутреннее удостоверение, то автоматически и международные становятся недействительными. Если, предположим, национальным правам необходима замена, то и международные надо будет поменять, и совсем не важно, в каком они состоянии.


Норма для профессионалов

Наемный водитель, прежде чем приступить к работе должен обязательно пройти медосмотр. Затем же он будет обязан медосвидетельствование проходить единожды в два года.

Кроме этого, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками обязаны перед каждой поездкой проходить через медика. Если же водитель занимается транспортировкой опасного груза, то медосвидетельствование он должен проходить и после возвращения из рейса. Данный порядок необязателен для автомобилистов работающих в специальных службах, ибо из-за специфичности их работы там невозможно перед каждым выездом проходить медосмотр.

Особые отметки

Если водитель носит очки, то ездить на автомобиля он должен в них. Если он этого не будет соблюдать, то его ВУ может быть признано недействительным. Самого же автомобилиста ждет штраф, который может достичь и 15000.

Нелицензированные автошколы

Возможность восстановления аннулированного удостоверения водителя зависит и от способа их получения. Несколько лет назад у водителей-новичков появился риск аннулирования прав, так как они обучались в нелицензированных школах. Хотя в отношении некоторых автошкол и были возбуждены уголовные дела, однако с ними «за компанию» пострадали и ни в чем невиновные автолюбители.

После проведения всестороннего расследования выяснилось, что практически каждая из автошкол работала по мошенническим схемам. Они снимали помещения, технику и другое для показа ГИБДД. Но впоследствии арендные договора разрывались, а сама их рабочая схема оставалась прежней. К работе привлекались «черные» инструкторы, а использовались старые автомобили.

В подобных случаях, невзирая на аннулирование прав, автомобилист не лишается права управлять автотранспортом. Но для осуществления своего права водителю придется вновь пойти учиться в лицензированную автошколу, и опять сдать экзамен.

Случаи коррупции

Аналогичная участь ждет автолюбителей если выяснится, что экзамены они сдали с нарушениями. Случалось и такое, что органами раскрывались схемы, при которых сотрудники полиции брали взятки за успешную сдачу экзамена. В таком случае неприятностей не избежать не только инспекторам ДПС, но и самим водителям.

Период действия прав истек

Что же делать автомобилисту, если его права аннулированы по причине прошествия их срока действия. Здесь все будет зависеть от времени выявления данного факта. Если, предположим, водитель продолжительное время не ездит на машине, то ему не обязательно делать новые права. Ему надо только прийти в ГИБДД и заменить удостоверение. Однако совсем иное дело, если он будет остановлен на дороге. В этом случае его просроченное удостоверение будет приравнено к нарушению, то есть, их как бы у него нет. Его машину за это поставят на штраф стоянку, а самого оштрафуют.

Заключение

Так что, аннулирование ВУ чревато разными последствиями. Какой-то случай вынудит заново поступить на учебу в лицензированную автошколе и сдавать экзамены законно. Другой же - пройти медкомиссию. А третий, самый простой, прийти в ГИБДД и получить новые права.

Начинающие водители решением суда могут остаться без водительских удостоверений по причине того, что автошкола, в которой они обучались, была лишена лицензии. В стране началось возбуждение подобных уголовных дел в отношении автошкол. В результате прав могут лишиться порядка 1,5 тыс. человек.

При этом тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, в результате пробелов в законодательстве вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и не без судебных тяжб.

Прецедент имел место быть с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли автомобилями более полугода.

Стоит заметить, водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - непонятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления.

Казалось бы, оградить учеников автошкол от мошенников не стоит труда. Однако конкретный пример в Краснодаре доказывает обратное. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии. В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгают договоры и работают так, как и раньше работали: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил.

Между тем в Калининградской области число автошкол заметно сократилось. По данным на конец августа 2015 года, лишь 36 из 48 автошкол получили лицензию на подготовку водителей.

Как отмечают эксперты, новые требования на получение заключения для осуществления образовательной деятельности от ГИБДД упорядочили работу образовательных организаций и повысили качество оказываемых услуг.

К концу августа 36 автошкол получили заключения ГИБДД и осуществляют подготовку водителей, еще 7 подали заявки на рассмотрение. Для сравнения: год назад на рынке этих услуг работали 48 образовательных учреждений. Основной причиной неполучения лицензии стало отсутствие закрытой площадки для практических занятий.

Наряду с автошколами значительно понизилось количество молодых водителей. В первом полугодии 2015 года водительские удостоверения получили 4613 калининградцев против 7214 за аналогичный период 2014 года.

За первый год вождения молодыми водителями совершено два ДТП в этом году, что в три раза меньше, чем в 2014 году, допущено 707 нарушений ПДД против 1146 за прошлый период.

Отметим, полный список действующих на сегодняшний день автошкол опубликован на сайте Госавтоинспекции региона. Кроме того, проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора. Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев.

© По материалам



Просмотров