Правила безопасного обращения с огнем для детей. Огненная жизнь: ярко и оригинально

Пожары приносят много несчастий людям по всему миру. В нашей стране с ними борется специальная служба - МЧС. Однако не всегда спасателям удается вовремя приехать на место возгорания, поэтому знать правила поведения при пожаре должен каждый человек.

Что такое пожар

Пожаром называется самопроизвольный процесс горения, который никем не контролируется. Он наносит материальный ущерб, причиняет вред здоровью, несет угрозу жизни людей.

Пожары сопровождаются высокой температурой. Особо опасным считается горение токсичных веществ, которые отравляют воздух и могут привести к гибели большого количества людей. Правила поведения при пожаре разъясняют, как уберечься от огня и дыма, а также спастись от возможного обрушения зданий и техногенных взрывов.

С пожарами человечество сталкивается не только на земле. Они случаются в воздухе, под водой и в космосе. Их появление сопровождается неисчислимыми бедами не только для людей, но и для всей нашей планеты.

Частые причины пожаров

Чтобы избежать катастрофы, нужно знать не только правила безопасного поведения при пожаре, но и основные причины его возникновения. К ним относятся:

  • Неаккуратное обращение с открытым огнем. Это может быть непотушенная сигарета или разведение костров вблизи горючих материалов.
  • Неправильная эксплуатация бытовых приборов и электрооборудования.
  • Оставление без присмотра печей или разведение в них огня при помощи легковоспламеняющихся жидкостей.
  • Неисправность газовых бытовых приборов.
  • Игры детей с огнем.
  • Нарушение правил пользования транспортными средствами.
  • Неправильное проведение электрогазосварочных работ.
  • Умышленный поджог.
  • Гроза.

Как предупредить пожар

Последствия пожара бывают очень трагичными. Чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать меры предосторожности, которые устанавливают правила поведения при пожаре.

Уходя из дома, следует тщательно осмотреть его на предмет возможных очагов возгорания. Убедитесь в отсутствии тлеющих свечей и сигарет. Выключите из розеток все электроприборы и нагреватели, перекройте подачу газа.

Проверьте балкон - на нем не должно быть горючих веществ и материалов. Все окна и дверь лоджии следует закрыть, чтобы исключить возможность попадания в квартиру непотушенной сигареты или искры от соседей.

Только после того, как вы удостоверитесь в том, что возгорание не произойдет, можно покидать квартиру.

Признаки возгорания

Помните о том, что своевременное обнаружение пожара может спасти вам жизнь. Успех ликвидации огня зависит от его стадии. Чтобы не допустить распространения огня и вовремя начать тушение, нужно уметь определять признаки начинающегося пожара:

  • запах дыма или перегревшегося вещества;
  • появление небольшого огня;
  • низкое напряжение электросети, которое может сопровождаться погасшим светом;
  • звук потрескивания электропроводки, запах горящей пластмассы или резины.

Это лишь основные признаки, по которым можно понять, что начинается пожар. Если вовремя заметить начинающееся возгорание и правильно среагировать, можно избежать тяжелых последствий.

Что делать в случае пожара

Если вы почувствовали запах дыма или увидели огонь, ни в коем случае не нужно паниковать. Сохраняя хладнокровие, постарайтесь оценить обстановку. Правила безопасного поведения при пожаре подразумевают, что пострадавший должен в первую очередь обезопасить себя и близких. По возможности нужно покинуть квартиру, прихватив документы и ценные вещи, и выйти на открытый воздух.

Оказавшись вне пределов досягаемости огня, следует немедленно позвонить в пожарную службу. С городского телефона нужно набрать «01», а с мобильного - единый номер спасения «112». Дождавшись ответа диспетчера, нужно сообщить ему полный адрес того места, где случился пожар, что именно горит в данный момент и вероятную причину, а также свою фамилию и номер телефона.

Дав всю необходимую информацию службе спасения, следует остаться в безопасном месте и дожидаться приезда бригады. Как только пожарная команда прибудет, необходимо встретить ее и указать кратчайший путь к очагу возгорания.

Правила поведения при пожаре дома

Если, находясь в квартире, вы почувствовали запах дыма, следует попытаться выяснить, откуда он исходит. Обойдите все комнаты и выключите электроприборы. В случае реальной угрозы пожара позвоните в службу спасения. После звонка можно попробовать ликвидировать возгорание самостоятельно, но только если это не угрожает вашему здоровью и жизни.

Часто бывает, что люди, сталкиваясь с пожаром у себя дома, пытаются сами его ликвидировать. Не всегда это заканчивается успешно, потому что многие не знают, как следует тушить разные очаги возгорания. Лучше всего, чтобы на видном месте в доме была памятка. Правила поведения при пожаре следующие:

  • Закройте все окна, чтобы не создавать сквозняк.
  • Электроприборы, находящиеся под напряжением, тушить водой ни в коем случае нельзя. Их надо выключить из розетки, иначе вас ударит током.
  • При первых признаках возгорания следует отключить подачу газа.
  • Горение легковоспламеняющихся жидкостей ликвидируется при помощи огнетушителя, плотной ткани или песка.
  • Если на стены попал горящий жир, его можно потушить стиральным порошком или землей. Водой жир тушить нельзя.

Если вам не удается самостоятельно ликвидировать очаг возгорания, немедленно покиньте квартиру и дожидайтесь приезда спасателей. Входную дверь следует плотно закрыть, не запирая на ключ. Если есть возможность, проложите в щели между дверью и проемом мокрые тряпки, чтобы пламя не распространялось за пределы квартиры.

Эвакуация при пожаре

Правила поведения населения при пожаре разъясняют, как правильно покидать опасное место. Прежде всего необходимо отыскать путь, который представляет наименьшую угрозу. Желательно двигаться к выходу по незадымленным коридорам и лестницам.

Если же дым уже охватил все пути для эвакуации, закройте нос и рот тряпкой, смоченной в воде. При движении старайтесь наклоняться как можно ниже. Дым распространяется поверху, поэтому ближе к полу воздух чище.

Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Он в любой момент может остановиться из-за выключения электричества. Спуск осуществляйте только по лестнице.

Главное - не паникуйте. Старайтесь двигаться спокойно. В случае большого количества людей паника может привести к давке и большому числу жертв.

Правила поведения детей при пожаре

Родители обязаны научить своих детей, как им действовать в случае чрезвычайной ситуации. Для этого нужно с раннего возраста повторять им правила поведения и объяснять, почему так важно избегать опасности. Ребенок должен знать следующее:

  • Играть со спичками и горючими веществами нельзя.
  • Если начался пожар, нужно немедленно сообщить об этом взрослым.
  • В том случае, когда рядом никого нет, следует немедленно позвонить в службу спасения по номеру «01» или «112». Диспетчеру нужно сказать адрес места, где началось возгорание, и свою фамилию.
  • Розетками и любыми электроприборами пользоваться строго запрещено.
  • Тушить пожар следует огнетушителем, песком, мокрым одеялом или водой. Ребенок должен знать, чем из этого можно пользоваться при различных видах возгораний.
  • Дым представляет большую опасность, чем огонь, поэтому нужно защитить органы дыхания мокрой тряпкой.
  • Правила поведения в случае пожара запрещают прятаться дома. Надо стараться выбраться на открытый воздух. Для этого следует лечь на пол и ползком пробираться к выходу.
  • В подъезде нужно передвигаться по лестнице. Пользоваться лифтом запрещено.
  • На улице надо дождаться пожарных и показать им, как добраться до очага пожара. Строго соблюдать все, что скажут спасатели.

Дети должны наизусть знать эти правила поведения при пожаре. ОБЖ - предмет, который ребята изучают в школе, дает подробный список действий в опасных ситуациях. Рекомендуется переписать его на лист бумаги и повесить на видном месте в вашем доме. Так ребенок сможет быстрее их запомнить.

Лесные пожары

Лесные пожары могут стать большой катастрофой. Маленький неконтролируемый костер может перерасти в настоящее бедствие. В результате такого горения наносится большой вред природной среде, уничтожаются деревья, животные и птицы.

Основных причин лесных пожаров несколько:

  • Грозовые разряды, бьющие в землю.
  • Самовозгорание торфа в особо жаркую погоду.
  • Деятельность человека.

Люди часто беспечно относятся к природе, не задумываясь о том, какой урон они могут нанести окружающей среде и себе. Походы, вылазки на рыбалку или охоту всегда сопровождаются разведением костров. Однако не все удосуживаются как следует погасить их. Ветер может раздуть искры, и пламя разгорится с новой силой, перекинувшись на ближайшие деревья. Помните об этом, покидая место своей стоянки, и убедитесь, что огонь полностью потушен.

Как избежать лесного пожара

Основные правила поведения при пожаре дают рекомендации по недопущению возгорания в лесу.

  1. Нельзя разбрасывать в лесу окурки, горящие спички или тлеющие предметы.
  2. Не допускается разводить огонь вблизи густых кустарников, деревьев, на хвойном покрытии. Костер следует обложить камнями, чтобы избежать его распространения по траве.
  3. Запрещается поджигать сухую траву или камыш. Они горят очень быстро, и пламя может охватить большие участки.
  4. Не следует разводить костер в ветреную погоду. Быстрые порывы воздуха могут перекинуть огонь на деревья или постройки.
  5. Нельзя оставлять в лесу самовоспламеняющиеся материалы.
  6. Покидая стоянку, нужно тщательно залить огонь и убедиться в том, что он не разгорится впоследствии.

Как тушить пожар в лесу

Если на природе вы заметили возгорание, постарайтесь потушить его. Правила поведения при лесном пожаре дают нам алгоритм действий, которые нужно осуществить.

  1. Попытайтесь сначала определить, что горит.
  2. Если вблизи есть водоем, берите в нем воду и заливайте костер.
  3. Для тушения огня можно использовать землю. Желательно брать с собой в походы небольшую лопатку.
  4. Старайтесь намочить плед или одеяло и бейте им по пламени.
  5. Небольшое возгорание можно затоптать ногами. Помните, ваша задача - не допустить, чтобы огонь перекинулся на деревья и кусты.
  6. Если вам удалось ликвидировать возгорание, не спешите уходить. Удостоверьтесь, что огонь не сможет разгореться вновь.
  7. Сообщите о происшествии спасателям и лесничеству.
  8. Если справиться с пожаром вы не можете, уходите в безопасное место. Двигайтесь против ветра.
  9. Торфяной пожар самостоятельно тушить нельзя. Это очень опасно. Возгорание происходит в земле, образуя пустоты. Учитывайте это и проверяйте дорогу палкой.

Что делать, если загорелась одежда

При возгорании одежды постарайтесь снять ее. Если не получается, ни в коем случае не бегайте, иначе ветер сильнее раздует пламя. Лучше всего упасть на землю и кататься по ней, сбивая огонь. При возможности можно накрыться плотной тканью, чтобы убрать приток кислорода.

Обязательно позвоните в "скорую" и окажите пострадавшему первую помощь. Ожоги нужно охладить водой или льдом и наложить стерильную повязку. Дайте человеку болеутоляющее лекарство.

В случае отравления дымом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух и освободить от тесной одежды. При необходимости приступить к искусственному дыханию.

Правила поведения при пожаре необходимо знать каждому человеку. Помните, что спасатели не всегда успевают прибыть на место вовремя. Вы должны знать, как самостоятельно спасти себя и своих близких.

– А можно ли сделать так, чтобы огонь был для нас всегда другом.

– Как же уберечь своё жилище и себя от пожара?

– сейчас я предлагаю вам поработать группами. У вас на столах лежат конверты с заданиями. Откройте их. Прочитайте задание. Посовещайтесь. Постарайтесь найти правильное решение.

Работа в малых группах:

1-я группа – на столе телефон. Вызвать пожарную охрану.

2-я группа – играет на компьютере. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия.

3-я группа – Пожар, сильное задымление. Что делать?

Блицопрос.

– Что ты можешь сделать, если видишь, что в школе пожар?

– К каким последствиям могут привести огонь и дым?

– Почему нельзя прятаться под кровать?

– Почему нельзя пользоваться лифтом, если в доме возгорание?

– Почему так говорят «Огонь – хороший друг, но плохой хозяин»?

– Что делать если пожар возник у соседей и подъезд наполнился дымом?

Физкультминутка «Зоркие пожарные»

– Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем, чтобы в городе не было пожара.

– Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же делать?

Давайте познакомимся и заучимправила поведения при пожаре:

1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить . Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем.)

2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. Можно ли при пожаре прятаться в укромных местах? Что в первую очередь надо спасать? (Документы.)

3. Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. Можно ли просто из шалости вызывать пожарных? (Нет.) Почему?

4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу.



5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

6. Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. Но если дом одноэтажный, то, наоборот, нужно разбить стекло и выпрыгнуть наружу.

7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. К чему может привести паника?

Чтобы с пожаром бороться умело,

Знать каждому нужно пожарное дело!

Пожарные навыки всем пригодятся,

Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01.

Какие опасности таит в себе вода? Правила поведения в опасной ситуации при пользовании водой.

– Ребята, а что сильнее огня? (вода.)

– Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности. Отгадайте загадку:

Чего в решете не унести? (вода.)

– Какие же опасности таит в себе домашний водопровод?

Работа по учебнику.

– Прочитаем текст «Вода в природе» в учебнике (с. 5).

– Рассмотрите рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Прорвало трубу; вентиль горячей и холодной воды; звони соседям, диспетчеру, родителям.)

– Как действовать при аварии водопровода?

– Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода? (Вентиль, диспетчер.)

– А вода – друг или враг?

– Когда вода человеку друг? (Учащиеся приводят примеры.)

– Несмотря на то, что человек без воды не может прожить, тем не менее она может оказаться для него враждебной силой.

– Какая беда может возникнуть из-за воды в доме?

– Представьте, что у вас в квартире произошла авария водопровода. Ваши действия.

– Откройте учебник на странице 5. Глядя на рисунок, повторите ещё раз, как нужно себя вести при аварии водопровода.

– У вас в книге встретилось слово «диспетчер». Кто может объяснить значение этого слова?

Диспетчер (из английского языка) – человек, осуществляющий приём сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях.

Повторим правила вашего поведения в опасной ситуации при пользовании водой в доме , их надо выполнять, чтобы не произошла авария:

1. не оставляйте открытый кран.

2. не бросайте мусор в унитаз.

3. не оставляйте без внимания просачивание воды в отопительной системе, обо всем расскажите взрослым.

4. не играй, не прыгай, не раскачивайся на радиаторах отопления.

Газ. Правила обращения с газом.

Четыре синих солнца Горели и потухли.

У бабушки на кухне, Поспели щи, шипят блины.

Четыре синих солнца До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита, конфорки.)

– Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт, – это очень опасно! Как вы думаете: почему? (Ответы учащихся.)

Во-первых, газом можно отравиться.

Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

Огнём и водой люди пользуются ежедневно. Но люди всё чаще стали использовать природный газ в повседневной жизни.

– Когда газ человеку друг?

– А когда газ может стать врагом?

– Что может стать причиной взрыва?

Работа по учебнику.

– Откройте учебник (с. 6). Попробуем при помощи рисунка составить план действия в ситуации «Если чувствуешь запах газа».

Ознакомьтесь с правилами безопасности при пользовании бытовым газом:

1. Чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную спичку, а затем плавно откройте газовый кран.

2. Не оставляйте включенные газовые горелки без присмотра.

3. Следите, чтобы жидкость не залила пламя горелки.

4. Если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы, так как может произойти взрыв.

5. вызвать мастера из газовой службы по телефону 04 или 01, но не по своему, а позвонить от соседей.

IV. Закрепление изученного материала.

Начинать обучать ребенка нужно с самых ранних лет, рассказывая ему о том, какие предметы могут быть опасными дома. Маленькие дети очень любознательны, они исследуют все вокруг экспериментальным путем. Особенно их привлекают яркие предметы или те, которые издают какой-то звук или имеют запах. Спички, техника и розетки как раз таки относятся к группе риска.

Первый этап обучения можно начинать в 2-3 года, рассказывая малышу о предназначении всего, что есть в доме. При знакомстве чада с пожароопасными приборами, дайте ему понять, что определенные места в доме должны быть доступными только взрослым.

В теории все намного проще, чем на практике. Интерес ребенка к огню вряд ли угаснет после теоретической лекции, ему захочется поближе рассмотреть или попробовать разжечь огонь самостоятельно.

Для того чтобы показать реальную опасность огня, можно воспользоваться суровым, но действенным методом: попросить малыша поднести руки к, например, зажигалке. Естественно, последняя должна находиться в ваших руках, дабы избежать травм.

Поднеся руки близко к фитилю, ребенок осознает, что такие игры небезопасны. Главное, не переусердствовать и не допустить реального возникновения ожога, ибо он способен развить фобии, связанные с огнем, от которых будет непросто избавиться.

В возрасте от 3 до 6 лет человек проходит активную стадию социализации. Дети в этом возрасте любят подражать взрослым, играть в родителей, примерять на себя всевозможные социальные роли. Здесь-то может подстерегать опасность - копируя маму или папу, ребенок может пытаться самостоятельно выполнять действия с техникой и огнем.

Здесь важно приучить ребенка к правилам, распределив территорию и обязанности правильно. Прятать нужно все - от легковоспламеняющихся субстанций до взрывчатых веществ и пиротехники. Мелкая бытовая техника также представляет опасность, поэтому, храните ее в недоступных для крохи местах.

Ребенок должен думать, что верхняя полка гардероба, это не место, куда от него что-то спрятали, а просто «домик» утюга или фена. Если он почует хоть намек на тайну, то обязательно попытается достать желаемое.

В семилетнем возрасте нормально позволять ребенку самому пользоваться электроприборами и газовой плитой. Тотально ограждать его от этого не нужно, да и не получится, так как именно этот возраст характеризуется фразой “я сам!”.

Задача родителей на данном этапе - научить детей пользоваться спичками и электроникой. Объяснить, что газ не должен быть открыт более чем на несколько секунд. Рассказать, что спичку нужно не только тушить, но и охлаждать (лучше вообще намочить). Главное правило при разъяснении – отвечайте на вопрос ” почему?”. Говорите правду, по возможности, приводите примеры.

НЕ запрещайте, а убеждайте.

Правила пожарной безопасности для детей

Свод правил пожарной безопасности должен быть доступен ребенку не только в учебном заведении, но и дома. Чтобы заинтересовать малыша, создайте плакат безопасности самостоятельно. Напишите правила и нарисуйте или распечатайте иллюстрации.

Подробно:

  1. Спички – не игрушка! Они могут вызвать возгорание. Маленькая искра может незаметно воспламенить бумагу или другие поверхности и нанести вред.
  2. Если пользуешься электроприборами, не оставляй их без присмотра. Жди, пока закипит чайник, а не иди смотреть мультики, ведь он может сгореть.
  3. Перед уходом из дома, проверь все розетки и плиту. Вся техника должна быть выключена, утюг – находится в вертикальном положении.
  4. Не суши волосы и одежду над открытым огнем – и то, и другое, может загореться.
  5. Если в доме пахнет газом, не зажигай свет, спички, или другие приборы. Уходи и зови на помощь взрослых.
  6. Не играй с пиротехникой. Запускать фейерверки можно только вместе с родителями и на открытой местности.


Меры предосторожности:

  1. Используй бытовые приборы строго по назначению.
  2. Скажи родителям, если увидишь поврежденный провод. Не касайся его ни руками, ни посторонними предметами.
  3. Не включай все приборы в розетку одновременно.
  4. Не пытайся чинить приборы самостоятельно. Попроси родителей о помощи.
  5. Не разводи в помещении огонь, и не зажигай свечи, если поблизости нет взрослых.
  6. Не загромождай игрушками и другими вещами пространство у окон и дверей – это помешает выбраться в случае пожара.

Что делать, если начался пожар

Если все меры предосторожности не сработали, и беда все же случилась, необходимо сразу же обратиться за помощью к взрослым.

При пожаре нужно действовать оперативно, чтобы максимально обезопасить свою жизнь и имущество:

  1. Если выйти из квартиры не получается, нужно как минимум отгородиться от огня, например, закрыв дверь. Но делать так можно только зная, что помощь уже близко.
  2. Нужно закрыть форточку, чтоб не создавать сквозняк, который раздует огонь.
  3. Необходимо найти путь к отступлению и ползком направится к выходу. Дым поднимается вверх, поэтому зона, максимально приближенная к полу – самая безопасная.
  4. Если пожар случился или распространился на подъезд, НЕЛЬЗЯ пользоваться лифтом.
  5. Чтобы уберечь себя от отравления, нужно найти любую ткань и смочить ее. Все это прикладывают к дыхательным путям как маску. Это поможет немного очистить воздух.


Что делать, если рядом нет взрослых:

  1. При незначительном возгорании, не связанным с электричеством, можно попробовать набросить на очаг покрывало или другую плотную ткань.
  2. Если эта мера сработала, убедись, что одеяло не тлеет. Для этого, потопай по нему (в обуви), а еще лучше, намочи.
  3. Небольшие возгорания можно тушить, залив водой или засыпать песком.
  4. Открой окна, дай помещению проветриться. Запомни! Дым при пожаре - гораздо хуже огня.
  5. Если потушить огонь с первого раза не удалось - беги туда, где есть взрослые, и попроси их позвонить в пожарную службу.
  6. Если горит розетка или другая техника - ни в коем случае не пытайся затушить огонь самостоятельно. Лить воду на такой огонь ЗАПРЕЩЕНО.

Формы проведения уроков

Учебные заведения так же, как и родители, обязаны проводить профилактическую работу, связанную с безопасностью, в том числе, пожарной:

  1. Чаще всего такие мероприятия имеют форму воспитательного часа, когда классный руководитель читает лекции учащимся. Метод старый, но эффективный ли? Как показывает практика, дети не выносят из этих «нравоучений» и 10% полезной информации. После урока они едва ли в состоянии пересказать суть монолога учителя.
  2. Современные методисты предлагают интерактивные мероприятия, в которых дети сами принимают участие. Это заставляет их включаться в работу и осознавать происходящее.
  3. Западные методики включают в себя приглашение в школы пожарных или жертв катастрофы, которые дают советы и делятся горьким опытом.
  4. В каждой школе проводятся тренинги гражданской обороны, которые включают в себя имитацию экстренной ситуации. Такие практические занятия помогают сформировать правильное понятие о последовательности действий при пожаре и других непредвиденных ситуациях.
  5. И конечно же, уведомление ребенка об ответственности, которую он понесет в случае умышленного поджога, может существенно снизить вероятность таких выходок.

Как помочь запомнить

Самый лучший способ донесение информации ребенку – использование игровых методик и личного примера. Вовлекайте свое чадо в составление плакатов, мотивируйте его рассказать о том, что он узнал, своим друзьям.

В сети можно найти огромное количество обучающих мультфильмов, которые помогут ребенку наглядно освоить правила и запреты. Метод воздействия мультфильмами и любым другим видеорядом очень эффективен, так как герои анимированных фильмов являются кумирами наших малышей.

  1. Подавайте ребенку личный пример, ведь малыши строят свою жизнь, опираясь на мировоззрение своих родителей.
  2. Приобретите огнетушитель и прочие средства борьбы с пожаром.
  3. Убедитесь, что в группе детского сада или в классе вашего ребенка соблюдены все меры безопасности.
  4. Сделайте так, чтобы номера пожарной службы, скорой помощи, и милиции, были на виду ребенка. Еще лучше, чтоб он знал их наизусть.
  5. Объясните малышу, что он не стесняясь должен, обращаться за помощью.
  6. Пользуйтесь защитными накладками для розеток.

Внеклассное занятие ШДП.

Тема: Правила обращения с огнём

Цели занятия:

Прививать навыки осторожного обращения с огнём,

Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;

Воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: презентация

Ход занятия:

Оргмомент.

Всем-всем добрый день, прочь с дороги нашей лень.

Не мешай трудиться, не мешай учиться

Сообщение темы

Сегодня мы поговорим об одной очень важной теме, а какая это тема догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Отгадайте загадку.

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь) Слайд

Так о чем мы сегодня будем говорить? (О правилах пожарной безопасности. Огне.)

Работа по теме

Давайте вспомним, как огонь попал к людям. Его подарил легендарный древнегреческий герой Прометей . Слайд

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

Ребята, скажите, а огонь стал для людей другом или врагом? Слайд

Выберите правильные картинки, когда огонь наш друг.

Огонь - давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Огонь – друг

На огне можно приготовить пищу

Огонь согревает

Огонь освещает, когда темно

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого врага.

А когда огонь становится врагом?

Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар. Что такое пожар?

Огонь – враг

Огонь – причина пожара

Пожар губит людей

Пожар разрушает жилища, уничтожает леса и их обитателей

Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар? Слайд
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

Как вести себя во время пожара?

Просмотр мультфильма. Слайд

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещения невозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

  • Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  • Дыши через мокрый

носовой платок, ткань, одежду.

  • Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

При пожаре в доме:

  • Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

Работа в парах.

Каждая пара получит картинку, соберите её. Подготовьте рассказ, как вы будете действовать в данной ситуации.(телевизор, утюг, компьютер, задымлённое помещение)

Игра «Назови огнеопасные предметы» Слайд

Игра «Набери номер пожарной службы» Слайд

Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  • называет адрес, где горит;
  • свой номер телефона;
  • свою фамилию;
  • на каком этаже горит;
  • как лучше подъехать к дому;
  • сколько подъездов в доме.

Поведение итога.

Чему вы научились на нашем занятии?

Что вам понравилось больше всего?

С каким настроением вы заканчиваете наше занятие? Слайд

Слайд (Пусть огонь в сердцах пылает, пожаров не бывает.)

Дополнительно

Я буду вам задавать вопрос, а вы по ходу отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья.» или «Нет не я, нет не я, это не мои друзья» или поднимаем руки.

1 .Кто задорный и веселый,верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

2. Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор?

3 . Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром завершается пожаром?

4 . Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушел?

Загадки. Слайды


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ

Каждый год на территории Магаданской области от лесных пожаров гибнут многие тысячи гектаров леса. В отдельные, наиболее засушливые годы, в окрестностях Магадана одновременно возникает до полутора десятков лесных пожаров. Обычно о начале пожароопасного сезона объявляется по местному радио и в печати. В период с 1 мая по 1 октября в сухую погоду костры в лесах разводить запрещается.

Почему загорается лес?

Самопроизвольно в природе лес может загореться по следующим причинам:

1). Удар молнии (так называемые “сухие грозы”). Такие пожары возникают каждый год на огромных пространствах Сибири и Северо-востока.

2). Извержение вулкана с выбрасыванием раскаленной лавы, пепла и газов. Лесные пожары по подобной причине нашей области, на первый взгляд, не грозят. Однако, по данным СВКНИИ, в районе бухты Сиглан (полуостров Кони), в начале века произошло землетрясение с образованием трещин и истечением раскаленных газов, вызвавших возгорание леса. Обгоревшие свидетели того пожара до сих пор встречаются в каменных россыпях.

3). Длительное трение в сухую ветреную погоду сухих веток одна о другую, - подобно тому, как трением двух кусочков дерева добывали огонь наши давние предки. Следует отметить, что хотя теоретически подобное в природе вполне возможно, реально доказать это явление трудно.

Однако в большинстве случаев в пожарах (до 97% !) виноват человек. Как это происходит?

1). Неправильный выбор места для костра , неправильное устройство кострищ, отсутствие надлежащего присмотра за костром, неправильная ликвидация костра.

2). Курение в лесу . Брошенный в засушливый период на сухую моховую подстилку окурок, даже если он хорошо (по мнению курильщика) затушен, сыграет роль фитиля, поднесенного к пороховой бочке.

3). Стрельба из охотничьих ружей и запуск ракет в сухую погоду. Дымящийся ружейный пыж (войлочный, бумажный) при попадании на подходящий горючий материал ведет себя подобно не загашенному окурку. В ветреную погоду запущенная сигнальная ракета порывом ветра часто отбрасывается вниз еще до своего полного сгорания. Особенно опасен запуск ракет в сухую погоду в гористой местности, т.к. даже при отсутствии ветра ракета может упасть на залесенный склон.

Помните: запускать ракеты нужно в сторону обширных водных пространств либо безлесных участков.

4). Брошенные в лесу стеклянные (или из прозрачной пластмассы) банки и бутылки Если в них попадет вода, то, поскольку банка имеет округлую форму, образуется своеобразная собирающая линза. Подобная линза может получиться и из достаточно большого выпуклого осколка банки либо бутылки. Поскольку каждый в детстве что-нибудь да поджигал через собирающую линзу (“лупу”), нетрудно представить результат соединения в природе засушливой погоды, яркого солнца и любезно брошенной человеком стеклянной банки. Следует оговориться, что некоторые специалисты по охране природы допускают, что наполненная водой банка может вызвать пожар только теоретически, - но стоит ли пренебрегать даже теоретической возможностью пожара?

5). Искры из выхлопных труб техники, имеющей двигатели внутреннего сгорания. Если двигатель автомобиля, трактора, бензопилы плохо отрегулирован, раскаленные искры могут стать причиной пожара. Это обстоятельство особо необходимо учитывать при проведении лесоразработок.

6). Сжигание травы на огородах. Огородники, сжигая сухую траву и ботву, или пуская пал на невозделанной пустоши, не всегда могут контролировать огонь, особенно в ветреную погоду.

Выжигание сухой травы вовсе не так безобидно, как кажется. Если огород вплотную подходит к лиственничному лесу, огонь уничтожает слой дёрна между деревьями, который как бы цементирует собой почву. Лиственницы же имеют одну особенность, помогающую им выжить в краю вечной мерзлоты, но, вместе с тем, делающую их легкой жертвой даже небольшого “низового” пожара: корни лиственниц не уходят в глубь почвы, а стелются по ее поверхности, наподобие спиц зонтика. Поэтому, стоит огню уничтожить слой дёрна, как ветер валит лишенные достаточной опоры деревья. Это печальное явление можно видеть на берегах бухты Гертнера, в зоне массового отдыха за “Горняком”.

7). Преднамеренные поджоги. К сожалению, в последнее время по этой причине возникает все больше пожаров в пригородных лесах. Дело в том, что леса вблизи населенных пунктов принадлежат к лесам I группы, сводить которые ради устройства огородов запрещено. Но если устроить лесной пожар, потом можно с “чистой совестью” (с тем, что от неё осталось) обратиться в соответствующие инстанции за разрешением на отвод земли под картошку - леса-то уже нет!

Такие люди, образно выражаясь, сами роют себе яму.

Дело в том, что Магадан, к примеру, давно и прочно вошел в число городов с наиболее запыленным воздухом. В “содружестве” с пониженными температурами воздуха пыль вызывает болезни органов дыхания - бронхиты (самая популярная болезнь у магаданцев), фарингиты, риниты, аллергические реакции, воспалительные заболевания глаз. Поставщиками значительной части этой опасной пыли и являются картофельные огороды (в наиболее опасные периоды - май-июнь и конец сентября-октябрь, - т.е. когда на них нет ни снега, ни растительности).

Где нельзя разводить костры в бесснежный период?

1). На полянах, покрытых сухой травой. Один порыв ветра - и вся поляна в огне!

2). На сухих торфяниках; на покрытых сухим мхом полянках.

3). На участках леса, обильно покрытых сухим хворостом.

4). Под склонами, покрытыми сухой травой. Дело в том, что теплый воздух всегда поднимается вверх и при этом как бы “прилипает” к склону. Даже при слабом ветерке искры от костра вызовут пожар, мгновенно распространяющийся снизу вверх. Именно по этой причине каждый май-июнь горит пригородный лес в районе популярного у магаданцев места отдыха - на Горняке (бухта Гертнера).

5). Среди зарослей молодых сосен и пихт. В жаркую погоду хвоя этих деревьев полна летучих эфирных масел, которые прекрасно горят. (Конечно, в области такие деревья не растут, но вдруг придется побывать на “материке”. . .).

6). Ближе 10 метров от живых деревьев. Пожара такой костер не вызовет, но деревьям может повредить.

7). На каменных россыпях, лежащих на моховой подстилке. Это очень коварные места. Даже если аккуратно выщипать мох между камнями (или завалить щели со мхом камнями поменьше), огонь может проникнуть внутрь, в подстилающий камни моховой слой. Опасность такого места в том, что даже если очень тщательно залить кострище водой, огонь, “путешествующий” под камнями, пройдет как по фитилю и выйдет пожаром в нескольких метрах в стороне, когда люди уже ушли. По этой причине неоднократно случались пожары на Снежной долине.

Где можно разводить костры?

1). На голых (каменистых, песчаных, глинистых) берегах водоемов, на речных косах.

2). На голых островках в пойме реки.

3). На обширных каменных россыпях (без подстилающего их мха!).

4). На голых склонах сопок выше уровня леса.

5). На обширных полянах с зеленой травой. (При этом помните, что след от костра не зарастает в течение 5 - 7 лет!

6). На специально оборудованных площадках.

В любом случае при разведении огня в лесной зоне необходимо это делать поблизости от воды!

Как быть, если трудно выбрать достаточно безопасное место для костра?

Для центральных районов области характерны обширные участки разреженных лиственничных лесов, где почва плотно покрыта низкорослой растительностью, ягелем, при этом обнажения у берегов ручьев (песок, галька и т.п.) практически отсутствуют.

В такой ситуации огонь надо разводить прямо в русле ручья - на маленьком островке, большом камне; можно и сделать небольшую насыпь, подняв со дна ручья достаточное количество камней. Разумеется, при этом кострище должно быть небольшим.

Как правильно устроить безопасное кострище?

1). Выбрать сухое, желательно возвышенное, место - исходя из вышеперечисленных условий.

2). При выборе учитывать направление ветра, т.к. искры от костра могут им разноситься довольно далеко.

3). Вырезать в верхнем слое почвы квадрат 1х1 метр и осторожно снять его (вместе с травой).

5). Оконтурить кострище камнями (плотно, без промежутков).

6). Если рядом есть немного сухой травы, выщипать её (в радиусе до 3 метров).

7). Из полученной ямы часть грунта рассыпать вокруг за камнями - на случай “выстреливания” из костра горящего уголька).

8). Поставить рядом с кострищем ведро с водой.

9). Пока горит костер, около него должен неотлучно находиться дежурный.

Как правильно загасить костер?

1). Залить костер водой до прекращения выделения огня - начинает идти дым.

2). Залить кострище водой до прекращения выделения дыма - начинает идти пар.

3). Залить кострище водой до прекращения выделения пара.

4). Разровнять угли на дне кострища.

5). Убрать камни туда, откуда вы их взяли.

6). Положить на место кострища квадрат дерна, слегка придавить его и полить водой.

Помните: костер необходимо заливать водой до прекращения выделения пара!
Если у вас нет необходимого количества воды, засыпьте кострище влажным грунтом и хорошо утопчите.

Как быть, если вы вызвали пожар или наткнулись на небольшой очаг лесного пожара?

1). Нельзя паниковать; нужно действовать решительно и попытаться погасить очаг пожара.

2). Если поблизости есть водоём, необходимо организовать “цепочку”, по которой передавать ёмкости с водой. Не стоит всем одновременно бегать за водой, так как это создает путаницу и зря теряется время.

3). Эффективным способом является “захлопывание” огня мокрой одеждой (куртки, штормовки и т.п.). Можно для этой цели использовать и большие зеленые ветки, хотя эффект будет поменьше. При “захлопывании” надо помнить, что после удара веткой или курткой, их надо немного “протянуть”, плотно прижимая к почве, как бы стирая огонь. Не применяйте для захлопывания капроновые ветровки!

4). Если есть лопаты, нужно делать минерализованную полосу, т.е. окружать очаг огня кольцом очищенной от растительности земли (вырыть кольцевую канавку). Этот способ особенно хорош при тушении пожара на торфяниках и мхах



Просмотров