Правильные понятия блатных. Хроники нар: правила тюремной жизни

Преступников в условиях противодействия государству.

Происхождение воровского закона

Из-за усиления борьбы с преступным элементом и преступным сообществом в СССР в 1930-х годах, усиливавшейся в связи с коллективизацией и голодом начала 30-х , преступные сообщества начали сплачиваться в более организованные группы. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России .

В связи с этим воры в законе создали особый кодекс поведения, свои обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений .

Положения воровского закона

Воровской закон имеет несколько основных и следующих из них положений, обязательных к исполнению «правильными» людьми, входящими в данное сообщество. Всего имеется 7 основных положений :

  1. Соблюдение и поддержка «воровской идеи»;
  2. Быть честными по отношению друг к другу;
  3. Вовлечение в свою среду новых людей, предпочтительно молодежи;
  4. Недопустимость сотрудничества с правоохранительными органами;
  5. Запрет на занятия политической деятельностью;
  6. Установление власти воров в законе в ИТУ и СИЗО ;
  7. Обязательное умение играть в карты ;

Из вышеперечисленных законов следуют дополнительные законы (понятия):

Из всех этих положений вытекает тюремный закон, то есть применение положений воровского закона во время нахождения в местах лишения свободы :

В современной криминальной среде, после длительной напряженной и практически бесконтрольной криминальной ситуации в 90-х годах («лихие 90-е»), многочисленных случаев сращивания криминала с бизнесом и политикой, обращение многих ИТУ на «красную масть», в криминальной среде как и в ИТУ, остались действительно приемлемыми только некоторые из вышеперечисленных правил, а именно:

  1. Не воровать у своих (не «крысятничать»);
  2. Выделять долю в общак ;
  3. Непримиримое отношение к доносительству.

Наказания

За отступление, невыполнение или нарушение воровского закона и воровской веры полагаются наказания. Отступления от воровского закона караются очень жестоко и неотвратимо, что лежит в основе хорошей организованности и сплочённости преступного объединения. Вынесенное на сходе воров в законе решение о наказании не может быть отменено, и будут приложены все усилия для выполнения приговора, более того, каждый «правильный» арестант (то есть соблюдающий закон), знающий о принятом наказании, встретивший увиливающего от него, обязан реализовать его . Для воров в законе предусмотрены три вида санкций, которые могут быть вынесены только на основе решения воровской сходки в результате так называемой «правилки», на которой сход воров в законе определяет, были ли нарушены воровские законы и какое наказание положено, если нарушение было :

  1. За мелкие провинности и отступления от закона может быть присуждена публичная пощёчина, дать пощёчину может только равный, то есть тоже вор в законе;
  2. За сильные провинности (в основном связанные с нецелевым расходованием средств «общака », допущение беспредела на вверенной территории и т. д.) вор может быть «разворован», «раскоронован», то есть лишён статуса вора в законе и переведён в низший ранг «мужиков»;
  3. За особые провинности вор в законе может быть убит.

Если заключённый не принадлежит к высшей касте, то варианты наказания намного более разнообразны (в порядке усиления наказания): просто избиение; могут «дать по ушам», то есть человек лишается занимаемого статуса и переходит из категории блатных в категорию мужиков; заключённый может быть подвергнут остракизму - изгнан из группы и перестаёт пользоваться её поддержкой; ломание конечностей для заключённых, которые не могут отдать долг (включая карточный) или не по закону избивших кого-то; «парафин», - символический акт мужеложества в виде проведения по губам провинившегося половым членом; насильственный половой акт, который также переводит заключённого в самую презираемую группу т. н. «петухов», «обиженных» или «опущенных» ; смерть - применяется достаточно редко, за самые грубые нарушения воровского закона, и должна быть санкционирована местным «смотрящим» вором в законе или решением местных авторитетов.

«Понятия» организованных преступных группировок постсоветской России

Воровская этика представляла собой перенесение ценностей и правил тюремной жизни в жизнь на воле. Источником воровского авторитета были отбытые сроки заключения. «Понятия» же организованных преступных группировок постсоветской России сформировались на воле, поэтому они гораздо практичнее и рациональнее, без многочисленных запретов .

Социологи Светлана Стивенсон, Александр Салагаев, Александр Шашкин, Рустем Сафин в 2005 году опросили 32 членов различных организованных преступных группировок Казани в возрасте от 17-ти до 35 лет. Эти группировки «крышевали » игровые салоны, фирмы по «обналичке », таксистов и небольшие автотранспортные компании, а также перепродавали мобильные телефоны, контролировали проституцию, организовывали нелегальные уличные парковки, занимались продажей наркотиков. Группировкам принадлежали авторемонтные станции, кафе и магазины. Младшие члены группировок вымогали деньги у своих ровесников, занимались квартирными кражами.

Члены группировок называли их «школой жизни», сознавая себя «братвой», настоящим мужским братством, считали свои группировки сообществами, которые морально возвышающимся над современным городским обществом, в котором люди живут без правил («понятий»), думая только о собственных шкурных интересах.

В числе «понятий», по которым живут члены группировок («пацаны»), назывались такие предписания, как запрет для «пацана» работать кондуктором на транспорте, продавать собственные старые вещи, обязанность «пацана» быть физически сильным, не увлекаться алкоголем и не употреблять наркотики, драться, если его назовут торговцем («барыгой»). «Пацан» не имеет права убежать от тех, кто на него нападает, «пацаны» не могут драться с группой «непацанов», извиняться перед ними, даже если сами не правы, поскольку «пацан всегда прав». Он должен уметь «правильно говорить» и подкреплять свои высказывания ссылками на «понятия». «Пацан» должен отвечать за свои слова, «следить за базаром», все его намерения, утверждения, угрозы и обещания должны незамедлительно осуществляться. Так, достав оружие, «пацан» должен быть готов его применить. Если «пацану» задают вопрос, то он должен отвечать на него не задумываясь и не пытаясь увиливать. «Пацан» должен делиться своими доходами с нуждающимися товарищами, даже с теми, кто отошел от повседневной жизни группировки.

По праву сильного члены группировок взимают «дань» с «барыг» и «лохов» как с подвластного им населения. Это называется «загрузить по понятиям и развести на деньги». Теоретически «пацанами» осуждается «беспредел», однако моральные представления этого сообщества, по крайней мере, по отношению к «непацанам», весьма растяжимы. «Пацаны» могут обманывать, грабить и, если надо, убивать с весьма немногочисленными ограничениями.

Воровское сообщество советского периода определяло себя через непримиримое противостояние государству. В противоположность этому, члены преступных группировок постсоветской России ориентированы на поддержание широких связей с людьми, которые имеют формальную власть. Так, опрошенные социологами казанские члены группировок гордились своими родственными и соседскими связями с представителями полиции и местных властей (при том, что, конечно, доносить властям на членов группировки было категорически запрещено). Такие связи могли помочь им в бизнесе, уходе от уголовной ответственности, защитить в разных конфликтных ситуациях. Наличие родственника в полиции могло даже помочь «пацану» выйти из группировки без того, чтобы, как это принято, его ритуально избили бывшие товарищи, обращение за такой помощью не считалось противоречащим «понятиям».

Осуществляя лишь минимально ограниченное представлениями о «беспределе» насилие по отношению к слабым и неорганизованным жертвам, «пацаны» с уважением относятся ко всем, кто обладает силой или влиянием. Сталкиваясь с человеком, который является родственником или другом полицейского, прокурора, с любым другим человеком, обладающим властным ресурсом, член группировки, скорее всего, будет пытаться предотвратить конфликт с ним и не будут вымогать у него деньги.

Некоторые из опрошенных членов группировок пытались сделать политическую карьеру, восхищались деятельностью президента Владимира Путина , особенно поддерживая его непримиримую позицию по отношению к тем, кто бросает вызов российским интересам.

Американский социолог Рэндалл Коллинз предложил использовать для описания уличных преступных группировок понятие патримониальных альянсов. Примерами такого типа социальной организации были отряды

История возникновения и развития преступного мира от отмены крепостного права в 1861 г. до наших дней. Что такое «воровской закон» и нормы, им установленные. Смысл и функции «понятий» в общественном сознании сегодня. «Общество, за неимением иных ценностей, учится жить «по понятиям». Книга впервые публикуется под изначальным авторским названием без издательских сокращений. В книге представлены нигде ранее не публиковавшиеся фотоматериалы из личного дела легендарного вора в законе Васи Бриллианта.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По понятиям. Происхождение современной общественной морали (Лев Волохонский) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

IV. Воровская идея и воровской закон


ВОРОВСКАЯ ИДЕЯ заключается вовсе не в том, что надо красть всё, что плохо лежит, а в том, что ВОР ДОЛЖЕН ЖИТЬ В КОНФРОНТАЦИИ С ГОСУДАРСТВОМ, ВНЕ ОБЩЕСТВА И ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ИМ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.

ВОРОВСКОЙ ЗАКОН представляет собой совокупность норм, порядков и правил поведения, конкретизирующих воровскую идею и регулирующих её применение в тех или иных обстоятельствах.

ВОР НЕ ОБЯЗАН РЕГУЛЯРНО КРАСТЬ или совершать какие-либо иные преступления.

ВОР НЕ ПРИЗНАЕТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ. Добыча (за вычетом переданного на общак) немедленно пропивается, прогуливается, раздаётся и раздаривается.

ВОР ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА БАЗАР, то есть не говорить того, чего не может доказать. Особенно это относится к каким бы то ни было обвинениям товарищей.

ВОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТЕН предельно и скрупулёзно по отношению к другим ворам.

ВОР НЕ ИМЕЕТ НИКАКИХ МОРАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ФРАЕРАМ, которых можно дурить и обманывать как угодно.

ВОР НЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СЕМЬИ

ВОР ДОЛЖЕН ПРОЯВЛЯТЬ СОЛИДАРНОСТЬ по отношению к своим товарищам. Тут должна быть всесторонняя взаимоподдержка.

ВОР ДОЛЖЕН ЦЕНИТЬ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЗАКОНУ ВЫШЕ СВОЕЙ И, ТЕМ БОЛЕЕ, ЧУЖОЙ ЖИЗНИ. Жизнь фраера вообще не имеет никакой ценности, но при этом в делах следует избегать мокрухи.

ВОР НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ и, соответственно, служить в своей или чужой армии.

ВОР НИКАК НЕ СОТРУДНИЧАЕТ С ВЛАСТЬЮ. Донос, показания на не уличённого подельника, любая помощь лагерной или тюремной администрации караются смертью (ритуально каждый участник правилки наносит удар ножом, но могут и просто зарезать или убить иным способом).

«… основная идея воров весьма сходна с представлениями о справедливости у какого-нибудь былинного рыцаря и состоит в том, что они – лучшие люди, а всё остальное население – их данники, „мужики“. Они и не крадут вовсе, а берут „положенное“ – это буквальное их выражение. В отношениях между собой они редкостно честны, и кража у своего, как и вообще кража в лагере, – худшее из преступлений… Первая и основная их идея – непризнание государства, полная от него независимость…»

В. Буковский «И возвращается ветер», ИПФ «ОРИГИНАЛ», 1990

ВОРАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

– стучать;

– драться между собой. Два вора в конфликтной ситуации обращаются к сходняку (правило, правилка), где состоится суд присяжных без судьи. Вопрос решается консенсусом. Признанный виновным отдаёт свою финку истцу, после чего истец может его этой финкой ударить, может дать по морде, а может и удовлетвориться признанием своей правоты. Конечно, если по ходу разборки ответчик оказывается сукой, истец просто обязан его зарезать;

– ругаться матом , поскольку все слова воспринимаются буквально и, скажем, послать на хуй всё равно, что педерастом обозвать. Вообще вор обязан следить за метлой и фильтровать базар, т.е. отвечать за каждое сказанное им слово, особенно избегать недоказуемых обвинений;

– красть у своих, крысятничать. Особенно гнусной разновидностью крысятничества считалось не отдать пропуля. Карманники работали бригадами. Непосредственно в карман лез один, остальные создавали вокруг нужную обстановку, а кто-то работал на пропуле, т.е. его задачей было как можно быстрее взять украденное и тут же удрать как можно дальше от места кражи;

– брать из фраерских посылок, передач и т. п. больше трети;

– забирать у кого-либо пайку…

По рассказам Феликса Сереброва (известный диссидент, в 1947 г. был осужден на 10 лет по Указу за кражу соли. Жил около воров. Пацан).


Основные принципы воровского закона постоянно интерпретируются, конкретизируются и приспосабливаются к времени и месту на сходняках, толковищах и правилках, где решаются вопросы типа:

– сколько брать с фраеров на общак: 10 или 30%?

– можно ли выходить на работу (естественно, не принимая в ней участия)?

– можно ли контактировать с ментами наедине, без свидетеля?

И т. д. и т. п.

Не меняя сути, закон гибко реагировал на конкретные условия и перемены. В каждом бараке, в каждой камере воры жили обособленно, постоянно общались друг с другом и непрерывно вырабатывали единую оценку всего происходящего, с позиции воровского закона. В конфликтных ситуациях и в случае разночтений собирался более представительный сходняк (общелагерный, общегородской, общероссийский).

Решения принимались по принципам, близким к системе общего, или англо-саксонского права (Common Law) и суда присяжных, то есть не просто формальное применение закона, но установление мотивов поступков применительно к конкретной ситуации и интерпретация норм права на этой основе.

Именно этот механизм обеспечил жизнеспособность воровского закона и впоследствии дал возможность перехода от воровского закона к воровским и тюремным понятиям.

В итоге весь преступный мир имел единую систему взглядов и поведения, основанную на полном отрицании государства и общества (которого, впрочем, уже не было).

Люди преступного мира практически не имели социальных связей с советскими гражданами.

Буфером между ворами и социумом служили притоносодержатели, наводчики и барыги (скупщики краденого). Это были люди без каких-либо понятий, и их честность по отношению к ворам обеспечивалась лишь страхом. Воры никогда не торговались с барыгами и сдавали им добычу по сверхдешёвым ценам, но те знали, что расплатой за обман может быть жизнь и сильно не наглели.

С 30-х годов и до войны правовые нормы преступного мира, как и остального советского населения, были стабильны.

Страна стала полностью тоталитарной, коммунисты вели беспощадную войну с народом и практически искоренили какую бы то ни было общественную мораль и вообще какие бы то ни было неконтролируемые горизонтальные связи между людьми, включая семейные.

Браки заключались уже не «на небесах», а в государственных учреждениях, и если супруги были недовольны друг другом, они жаловались в партком, по указаниям которого дети отрекались от родителей, жёны от мужей, братья от сестёр и т. д. И все были обязаны стучать друг на друга.

В этих условиях ни одна группа людей не могла свободно общаться и просто не имела возможности выработать какой-то общий взгляд на то, что хорошо и что плохо. Естественно, кто-то сохранил личную мораль, честь, совесть и т.п., но именно сугубо личную. Мораль как общественный фактор была тотально уничтожена.

Между тем воры свободно общались и, можно сказать, только тем и занимались, что оценивали всё происходящее с позиции воровской идеи.

Покончив со всеми прочими, коммунисты уничтожили и свои собственные моральные нормы. Принципы типа: «Что на пользу революции и социализму, то и морально» и т. п. сменились одним, неукоснительно соблюдаемым правилом: «Чего хочется Вождю, то и хорошо».

Население было воспитано так, что Вождь мог в любой момент поменять оценку чего-либо на противоположную, и вся страна это легко принимала. Неоднократно переписывалась история, менялись партийные догмы, переоценивалось отношение к личностям и государствам, научные концепции и всё, что угодно.

Религиозная мораль всех без исключения конфессий была уничтожена вместе с конфессиями.

Национальные традиции всех без исключения национальностей стали «национальными по форме и социалистическими по содержанию» , то есть тоже, по сути, были уничтожены.

В стране осталось всего 2 системы общественных моральных ценностей: тоталитарная мораль социума и воровской закон преступного мира. Они стабильно сосуществовали с 30-х годов до войны.

РОБЕРТ КНАУП И СЫНОВЬЯ

20 апреля 1939 года в «Известиях» сообщалось о поимке воров – взломщиков Роберта Кнаупа и его трех сыновей – Владимира, Аркадия и Евгения. Эта шайка на протяжении ряда лет, разъезжая по городам СССР, занималась расхищением социалистической собственности. В Нижнем Тагиле воры разобрали стену мехового магазина и похитили мехов на 50 тысяч рублей. Затем они ограбили меховые магазины в Воронеже и Тамбове.

Вчера дело воровской шайки начал слушать Московский городской суд под председательством т. Фадеева, при народных заседателях т. т. Власовой и Васильеве. Обвиняет помощник прокурора т. Казинов. Защищают 6 адвокатов. На скамье подсудимых 11 человек – Кнауп, его сыновья и их соучастники.

16 сентября московский городской суд вынес приговор по делу Роберта Кнаупа, его сыновей и их подельников. Р. Кнауп приговорен к расстрелу, его сыновья Евгений, Аркадий и Владимир – к 10 годам заключения; остальные – к разным срокам лишения свободы.

ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО МАЛОЛЕТНИХ К ГРАБЕЖУ

Осенью прошлого года в Тимирязевском лесу, в поселке Сокол, Покровском-Стрешневе и других окраинных пунктах Москвы было совершено несколько ограблений. Застигнутых в уединенных местах прохожих преступники избивали и отбирали у них личные вещи.

Работники Московского уголовного розыска раскрыли эти преступления

Было арестовано в разное время 19 человек. Выяснилось, что грабежами занималась группа лиц без определенных занятий. Большинство из них имело уже судимости или приводы.

Главари шайки П. Волков, А. Федоров, Н. Зубачев, И. Пехов и Н. Григорьев втянули в свою компанию 8 несовершеннолетних: Д. Зайцева, Н. Тихонова, И. Мурашева и других, заставляя их совершать мелкие грабежи и кражи. Прибегая то к посулам, то к угрозам, грабители непрестанно толкали малолетних на преступления.

Дело этой грабительской шайки в течение шести дней рассматривал Московский городской суд под председательством тов. Н. А. Венедиктова. Государственное обвинение поддерживал прокурор тов. К. Л. Глинка. С защитой выступало 6 адвокатов.

На суде вожаки шайки увиливали от прямых ответов, всячески пытались запутать дело. Некоторые из них отрицали свою вину, другие признавали ее лишь частично. Однако показаниями свидетелей и потерпевших все они были уличены как в собственных преступлениях, так и в понуждении малолетних к грабежу и кражам.

11 марта суд вынес приговор. П. Волков приговорен к лишению свободы на 10 лет, И. Пехов – на 8 лет, Н. Зубачев, Н. Григорьев и А. Федоров – на 5 лет каждый, – все с поражением в правах после отбытия наказаний. Остальные подсудимые осуждены на меньшие сроки.

Проходя через ворота тюрьмы, нужно забыть на время обо всем, что теряешь, быть может, надолго -в жизни начинается новый этап . “Правильной жизни” в местах лишения свободы, как и всему остальному в этом мире, нужно учиться. Замкнутый мир камеры вынуждает к каждодневному самоконтролю, сдерживанию легко нарастающей агрессии. Приходится думать не только о себе, но и о том, чтобы не нарушать душевный покой ваших сокамерников. В местах лишения свободы человек попадает в экстремальную ситуацию. Очень трудно сохранять душевное спокойствие в условиях принудительной изоляции, когда ограничены все возможности и желания.
В результате вспыхивают беспричинные на первый взгляд конфликты и драки, которые дают выход негативным эмоциям. Вырвавшееся наружу нервное напряжение, вызывает разного рода конфликты, но и загнанный внутрь стресс приносит страшный вред. Не стоит удивляться, ведь не зря говорят, что “все болезни от нервов”. Поэтому важно помнить, что одна из главных задач для попавшего за решетку - сохранение психического здоровья.
Некоторых губит брезгливость, которую, конечно, нельзя утрачивать. Но ее демонстрация порой приводит к печальным последствиям. Затем общее такое невинное, а скорее наивное восприятие действительности. Происходит огромный внутренний конфликт: некоторые интеллигенты не могут понять, что здесь можно жить и чувствовать себя человеком, даже любимым делом заниматься, - у них такая психическая структура. И этим невольно, не желая того, они демонстрируют свое неравенство. Например, отказываются от чашки чая, которая идет по кругу, и ее из уважения тебе предлагают. Хочешь не хочешь - отхлебни, не обижай.
Надо бороться, надо найти те формы существования, которые позволят выжить. Вопрос выживания и вопрос преодоления страха - это главное. Решить это никогда до конца не удается, потому что нет за колючей проволокой такого состояния, когда человек в абсолютной безопасности и ничего не боишься.
Знание правил и традиций “тюремного общежития” не избавляет от необходимости искать и находить, думать самостоятельно.
Нельзя, например, просто пригрозить, а потом отказаться от этого. Если уж бросил, даже невзначай, какую-то угрозу конвоиру или козлу, то должен ее выполнить. Нужно отвечать за свои слова. В тюрьме не признается никакое изменение ситуации, не признается никакое “нечаянно”. Что значит “нечаянно”? Нечаянно - это значит ты сам что-то не предусмотрел. Поэтому с человеком случается нечаянность. Нечаянно - тоже какой-то признак ненадежности. Ценностью этого мира является человек, который вообще уверен, уверен в себе. В мире, где все очень ненадежно, ценностью становится надежность. Привлекает надежность человека.
Надо, чтобы в твоей уверенности были уверены и остальные, чтобы человек, который идет рядом с тобой, понимал, что ты сейчас ничего такого не напорешь, что сюда не бросятся овчарки. Поэтому авторитетом на зоне пользуются люди, в которых ощущается надежность. То есть человек стоит надежно, не размазывается, не говорит сегодня одно, завтра другое, не ищет мелкой выгоды, может быть, желает жить удобно. На самом деле всегда здесь выгода получается за счет другого.
Можно предупреждать о чем-то, но все равно что-нибудь забудешь, не предусмотришь. Тем более, что не все везде одинаковое. Если тебе повезет, то найдется хороший человек, который подскажет, что делать. Если нет - рассчитывай только на себя.

Советы бывалых- только капля в море, но они проверены жизнью.

Не нарушай тюремных законов. Помни в тюрьме своя жизнь, которой тебе предстоит жить.
Не укради у своих и не “стучи” - главные заповеди.
Помни: все, что может произойти с тобой, на девяносто процентов зависит от самого тебя, от того, как ты себя поведешь с самого начала.
Поменьше говори, побольше слушай и присматривайся. Чем меньше говоришь, тем меньше вероятность попасть в “непонятку” - в “косяк”.
Спроси у сокамерников: что можно и чего нельзя.
Не задавай лишних вопросов, но если в чем-то неуверен - лучше спросить.
Делай то же, что и все.
Будь сдержан в общении - “следи за своим базаром”.
Прежде чем что-то сказать, очень хорошо подумай. Лучше промолчать, чем сказать не то, что надо.
Прежде чем что-то сделать, подумай еще больше. Именно неспособность наметить необходимый план действий превращает жизнь в ад.
Избегай прямого противоречия мнениям других, а также самоуверенного отстаивания своей точки зрения.
Избегайте враждебности и конфликтов - им не место в “правильной хате”.
Не навязывайте своего мнения. Это не дает положительных результатов.
Не ищи легкой жизни - не сотрудничай с администрацией.
Не ищи мелкой выгоды. Не жадничай. В трудное время надо делиться.
Нельзя без оснований требовать что-либо у других заключенных.
Не верь, не бойся, не проси.
Каждый человек действует или говорит так, а не иначе, в силу определенных причин. Но это вовсе не значит, что ты должен стремиться всех понять. Не лезь ни к кому в душу - и будет лучше всего.
Не бойся сокамерников. Не бойся тюремщиков.
Помни: страх вызывает нервное напряжение, беспокойство, делает тебя возбужденным.
Не допускай унижения своего достоинства со стороны представителей администрации, особенно в присутствии “обиженных”.
Не притворяйся: не строй из себя знатока “тюремных законов” и “авторитета”, если таковым не являешься.
Не ругайся матом. В тюрьме и на зоне ответственность за слово гораздо больше, чем на свободе.
Никогда не говори “просто так”. Такого понятия в тюрьме и на зоне просто не существует.
Забудь слово “нечаянно”.
Нельзя сказать, а потом отказаться от своих слов. Если, что-то сказал, надо исполнять - “пацан сказал - пацан сделал”.
Не вмешивайся не в свое дело. Каждый отвечает сам за себя. Нельзя отвечать за другого человека.
Не подымай ничего, что упало рядом с “дальняком”.
Не поднимай ничего с пола - “заминировано”, не употребляй в пищу ничего из красных упаковок - “петушиный цвет”.
Не бери без спросу ничего чужого. Прежде чем взять что-то, спроси разрешения.
Отдавай долги.
Помни, что никто не имеет права забирать твой “положняк”.
Не выполняй чужой работы.
Заставить тебя убирать камеру вне очереди никто не имеет права.
Ничего не бери у “опущенного”, не соприкасайся с ним, не пей из одной посуды, не трогай его вещей. Это последнее дело. Ему можно только давать, а брать нельзя.
По возможности не общайся с представителями администрации, а при непосредственном контакте с ними не теряй своего достоинства.
При возникновении конфликтов с другими осужденными ни при каких обстоятельствах не обращайся за помощью к администрации.
По отношению к администрации веди себя осторожно и продуманно.
Следи за своим внешним видом, старайся всегда быть опрятным и аккуратным. Постарайся достать хорошие предметы туалета - мыло, зубную пасту, приспособления для бритья и др.
Не поднимай предметов, случайно найденных. Не подбирай “бычки” и объедки.
Не распространяй непроверенную информацию и слухи. Строго следи за своей речью и критическими высказываниями в отношении других осужденных.
Не вмешивайся в чужие разговоры, пока не попросят.
Прислушивайся к мнению “авторитетов”, но всегда имей свое мнение.
Надо “спать и видеть” - всегда быть осторожным в отношениях с окружающими.
Сохраняй выдержку и хладнокровие в сложных жизненных ситуациях.
Помните о своих близких, которые остались на воле: лучше, если человек сам переносит собственные неприятности, а не отягощает ими других.
Нехорошо, когда человек, имея близких, обременяет их при каждой необходимости требованиями о помощи и осложняет этим их жизнь.
Стремись взять себя в руки, не дай загнать себя в “косяк”. Помни, что от этого зависит твое будущее не только в местах лишения свободы, но и на воле. Кто оступился в местах лишения свободы, не сможет подняться на воле.
Подумай о том, что тюрьма и зона испытывают тебя на прочность. Стремись сохранить свою психику в порядке.
Не срабатывает психологическая защита у человека, который не чувствует поддержки со стороны близких.
Те, кто сохраняет душевное спокойствие в условиях заключения, невосприимчивы к нервным заболеваниям.
Никогда не используйте сегодняшний день для того, чтобы взять реванш за былые обиды.
Не забывайте о самоконтроле, как бы ни были раздражены. Доводы не должны быть разрушительными. Если вы злы так, что готовы закричать или пустить в ход руки, подождите пока уляжется ваша ярость, а потом беритесь за решение вопроса.
Не предпринимайте атак на физические или умственные недостатки сокамерника - это никогда не забывается и не прощается.
Соизмеряйте свои эмоции с реальностью и всегда прислушивайтесь к голосу здравого смысла.
Научитесь радоваться тому, что у вас есть, и не беспокойтесь о том, чего у вас нет.
Умейте видеть положительную сторону каждого события.
Не воспринимайте материальные блага как эквивалент счастья. Часто эти понятия несовместимы. На протяжении всей истории человечества были мудрые люди, которые это понимали.
Римский философ Сенека советовал: “Относитесь ко всякому дару судьбы подозрительно и с робостью.
Ведь и зверь, и рыба попадают в западню, влекомые обманчивою надеждою. За тем, что вы считаете дарами счастья, кроется засада. Кто хочет остаться невредимым, пусть избегает сколько можно этих даров, служащих приманкой.
Ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о теле, лишь настолько, насколько это необходимо для здоровья.
Пусть пища только умеряет голод, питье - жажду, одежда - холод и жилище служит защитой тела от непогоды. Но решительно безразлично, построено ли оно из дерна, или из цветного и чужеземного камня: знайте человек может одинаково укрыться, как под соломой, так и под золотом. Презирайте всякие украшения, добытые непосильным трудом.
Помните, что нет ничего достойного восхищения, кроме души, а для ее величия ничто не достаточно велико.
Вступая в разговор не начинайте его с тех вопросов, по которым у вас разные мнения.
Наоборот, с самого начала старательно акцентируйте внимание на тех вопросах, по которым у вас существует согласие.
Пусть вам с самого начала говорят: “да, да”. Удерживайте вашего партнера, насколько это будет возможно, от слова “нет”.
Психологическая схема происходящего предельно ясна. Когда человек говорит “нет” - и на самом деле так думает, - он делает гораздо больше, чем произнося слово “нет”.
Весь его организм - нервы, железы внутренней секреции, мускулы - настраиваются на отрицание.
Отрицательно настроенная личность может выбрать один из двух тактических приемов: бежать с поля боя (замкнуться в себе и копить злобу) или атаковать в свою очередь.
Посвятите свое время книгам. Книга - универсальный друг и помощник. Это молчаливый спутник, который всегда готов дать вам мудрый совет. Это друг, который может быть всегда с вами и никогда не предаст.
Книги - это мудрость человечества. Через книгу вы общаетесь с умнейшими людьми всех времен и народов. Книги помогут вам понять жизнь и свое место в ней.
“Скажи мне, что ты читаешь, - заметил Гете, - и я скажу,кто ты”.

Тюремный закон

Человек, угодивший за решетку, обязательно должен придерживаться тюремных понятий, потому что жизнь в местах лишения свободы особенная, нестандартная, и она подчиняется своим законам.

Что значит жить по понятиям? Как себя вести, чтобы другие заключенные поняли и приняли в свою касту?

Кто живет по понятиям?

В тюрьме есть два типа арестантов:

  1. Те, кто живет воровской жизнью. Такие люди как раз и живут по понятиям. Для них тюрьма – это родной дом (это так называемые блатные).
  2. Те, кто случайно попал за решетку, например, совершил преступление на бытовой, политической почве и т. п. В лагерях именно эта категория заключенных составляет основную касту мужиков, в отличие от блатных.

Нормальные мужики (они же блатные) ведут себя активно, а вторые пассивно, потому что они еще не знакомы с тюремной или лагерной жизнью.

Именно за счет воров в законе поддерживаются и сохраняются понятия . Основополагающие понятия:

  • Соблюдение строгого порядка в камерах. Это значит, не применять по отношению к «братве» физическую силу, не материться. Все споры и конфликты должны «разруливаться» на начальной стадии. Нарушитель закона рискует как минимум потерять здоровье, а в некоторых случаях даже честь.
  • Запрещено посылать друг друга. Даже случайно брошенная фраза: «Да пошел ты на…» дает право тому, кому она адресована ударить и даже убить неосторожного матерщинника (даже если эта фраза не была до конца произнесена).

Чтобы репутация не опустилась ниже плинтуса, а жизнь в тюрьме не висела на волоске, нужно запомнить базовые понятия. В правильных тюремных хатах действуют строгие правила.

Пресекается любое применение физической силы. Здесь запрещены вымогательства и любой эпизод подавления личности. Интересы каждого заключенного учитываются в той мере, в которой никто не будет ущемлен.

Новому сидельцу обитатели камеры (братва) должны все показать, рассказать, как нужно себя вести . Только после того как новенькому все расскажут и покажут, можно будет спрашивать с него. По теремных законам с новенького в тюрьме нет спроса, потому что пока он не знает тюремных законов.

На зоне порядок поддерживается с помощью правильных понятий – неформальных тюремных законов, а также тюремных правосудий, осуществляемых с помощью тюремных разборок.

На воле фраза «Жить по понятиям» означает жить вне закона. Правильные понятия – это сама атмосфера, в которой живут заключенные. Зеки сами создают эту атмосферу и поддерживают ее для того, чтобы выйти на волю нормальными людьми.

Очень многие нюансы в правильных понятиях обычному человеку могут показаться дикими, жестокими и бессмысленными.

Понятия – это неписаные законы арестантской жизни . Понятия не регулируются официальным законом. Акцент на понятиях в тюремной жизни ставится на личной свободе заключенного и общем благе.

Если в камере побьют человека, который повздорил с кем-то из «верхушки» камеры и об этом узнает администрация, то всем будет плохо: и смотрящим, и «торчкам», и другой «блатате».

Но если в камере поймают «крысу», укравшую у сокамерника сигареты, то никакой экзекуции не будет. Единственное, что могут сделать, так это посадить в разные камеры того кто бил и того, кто крал.

Тюремные понятия вырабатываются опытом. В отличие от истинных понятий существуют лжепонятия. Их поддерживают неопытные, неумные зеки. Таким образом они пытаются доказать себе и сокамерникам, что они чего-то стоят.

Истинные понятия – это суровые и жесткие законы, которые зачастую причиняют боль. Но их цель не в том, чтобы причинить кому-то страдания, а в том, чтобы выжить в тюрьме. Цель лжепонятий – вырасти в чьих-то глазах за счет кого-то другого.

В тюремной жизни понятия не просто нужны, они необходимы как воздух. Понятия признаются не только зеками, но и администрацией тюрьмы. Понятия – это своего рода кодекс чести заключенных.

Если говорить о понятиях в общем, то их можно разделить на 2 категории:

  1. Положительные (приемлемые) понятия. Это людские и воровские понятия.
  2. Отрицательные понятия. Бывают ментовскими и гадкими.

Такие термины используются нечасто. Поэтому когда кто-то говорит «Жить по понятиям», то имеется в виду жить по воровским понятиям.

Фундамент взаимоотношений – людские понятия . Человек, который их придерживается, называется порядочным арестантом. К людским понятиям также можно отнести те поступки заключенных, при которых те стали «петухами». Обиженные заключенные, морально опустившаяся братва тоже оцениваются по людским понятиям.

Есть и другая категория – гады – это те, кто сознательно пошел против людских понятий . Это курицы, крысы, беспредельщики. На зоне есть даже такая фраза: «Спросить, как с гада». В противоположность этой фразе есть другая: «Спросить по-братски».

Для спроса, как с гада заключенному нужно совершить какой-то мерзкий проступок: «настучать» на сокамерников, украсть еду или что-то другое у сокамерников, спровоцировать ментов на пресс всех «хаты», совершить беспредел в тюрьме, забрать что-то насильно, ударить или совершить такое преступление на воле, как изнасилование, насилие над детьми.

Зачастую спрос, как с гада, заканчивается «опусканием» человека, реальным переводом заключенного в нижайшую касту опущенных.

Грабить или воровать – это не совсем по-людски. Заключенные придумывают различные тюремные законы для того, чтобы оправдать себя, не стать совсем «конченым» человеком. Однако воровские и тюремные законы – это разные вещи.

Воровские понятия распространяются только на воров в законе. Тюремные законы – это свод правил, традиций, которых должны придерживаться все заключенные независимо от причины их заключения. Если речь идет о воровских законах, то их придерживаются только ранее осужденные по статьям за кражу.

В тюремном мире выделяют такие правила воровского закона:

Это основные понятия. Но есть и дополнительные:

  • не заводить семью;
  • предотвращать любые конфликты на зоне;
  • уважать родителей;
  • не ругаться матом;
  • не насиловать;
  • уметь играть в карты, при этом запрещено жульничать.

Как жить по понятиям в тюрьме?

Тюремные законы несколько отличатся от воровских, хотя есть у них и общие положения. Так, жить по понятиям в местах лишения свободы – это значит:

В воровском сленге слово «пацан» применимо к вору-подростку, вращающемуся в среде других воров и перенимающего их традиции.

Пацаны обычно сбиваются в группы, где устанавливают свои правила:

Пацанские понятия не нужно запоминать, их надо прочувствовать. Поэтому человеку, впервые попавшему в преступную среду, нужно очень внимательно прислушиваться, присматриваться и запоминать.

Эта аббревиатура на телах заключенных «АУЕ» встречается довольно часто. Кто такие АУЕ-шники? Это люди, которые придерживаются воровских понятий, хотя сами они никогда не находилися в местах лишения свободы.

АУЕшник обожает понтоваться перед другими людьми зековскими знаниями. Он постоянно демонстрирует в своей повседневной речи отборную «феню», старается всегда поступать по понятиям.

АУЕ расшифровывается так: Арестантский Уклад Един. Как правило, в группировку АУЕ входят молодые люди в возрасте 14-18 лет. Обычно это лица из неблагополучных семей, кто имеет связи с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.

Таким группировкам насаждается уголовное мировоззрение. С них вымогают деньги для формирования так называемого общака. К примеру, малолетние пацаны АУЕ со своими взрослыми товарищами вымогали деньги у школьника. Тот пришел на встречу со своим отцом. Обоих убили на месте, затем вытащили у них из карманов ключи и отправились к ним домой, где похитили ценные вещи.

Подростки, считающие себя АУЕ, ненавидят полицию, не боятся сесть в тюрьму (многие даже считают, что они готовы к тюрьме. Называют тюрьму вторым университетом). Таким лицам ничего не стоит без всяких оснований ударить человека.

Прежде всего, для тех, кто в теме, три буквы АУЕ являются своего рода опознавательным знаком. Если человек в курсе, что это такое АУЕ, значит он поддерживает блатные понятия.

АУЕ придумали воры в законе как некий свод правил на зоне . Несколько лет назад уголовники навязали свои понятия трудным подросткам из провинций.

Уголовники рассказывают подросткам, что, мол, в этой жизни справедливости нет, а если ты хочешь быть сильным и крутым, то мы тебя научим. Взамен на покровительство школьники должны скидываться на общак. То есть, они должны собирать деньги любыми способами. Связь с людьми за решеткой начинается через социальные сети.

Все, к чему призывают члены АУЕ в интернете, в реальной жизни доводит до тюремного заключения. Нападения, разбои, кражи, грабежи – именно по этим статьям подростки получают реальные сроки.

С таким движением, как АУЕ нужно бороться . Родители должны больше времени уделять детям, чаще с ними общаться. Подростки должны хотеть развиваться, заниматься спортом.

Если ответить на этот вопрос не думая, то потом можно за это сильно поплатиться. Бывалые тюремщики за неправильно сказанный ответ могут унизить, попустить.

Прежде чем отвечать на такой вопрос, нужно знать, что в тюремном лексиконе есть 4 масти: братва (она же шпана или босота), мужики, черти и петухи.

Если новичок относит себя к первой масти – братве, тогда ему нужно это доказать . Братва означает, что он живет воровской жизнью.

Если заключенный относит себя к мужикам, тогда он по умолчанию признает правила тюремной игры и соблюдает субординацию, ставит себя ниже братвы.

Если человек скажет, что он черт или петух, то всем сразу станет все ясно . Заключенные из такой касты выполняют всю грязную работу, их используют в личных целях другие заключенные.

На каверзный вопрос: «Кто ты по жизни?» нужно отвечать очень осторожно. Если речь идет о новеньком заключенном, то ему вообще лучше сказать, что он еще не обдумал этот вопрос.

Жить по понятиям с точки зрения заключенных – это свод правил, законы жизни в тюремном мире . Далеко не всегда жизнь по понятиям в тюрьме совпадает с жизнью за пределами решетки.

Однако все же некоторые правила понятны даже законопослушному гражданину, например, уважать родителей, не ругаться, соблюдать субординацию.

Жить по понятиям – значит соблюдать определенные правила, многие из которых в обычной жизни недопустимы, например, не работать, время от времени отсиживаться на зоне, поддерживать связь с заключенными и др.



Просмотров