Надзорная жалоба на приговор суда. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Тайна комнаты

Нарушение тайны совещательной комнаты прямо упомянуто Верховным судом в числе нарушений "искажающих суть правосудия" (п. Пленума № 2). То есть, это "сильное" нарушение.

Безусловность

В кассации, в отличие от апелляции не указаны так строго "явные" и "безусловные" причины для отмены. В апелляционной норме ч.2 389.17 указан перечень явных оснований отмены, в кассационной норме (ч.2 и ч.3 401.15 УПК ) есть 2 чисто "технических" основания, но такого прямого перечня как для апелляции нет;

Те нарушения, что в апелляции работают, в кассации могут не срабатывать: потому что:

а) для апелляции: достаточно процессуальных нарушений "повлиявших или которые могли повлиять на исход дела", то есть подлежит оценке даже предположительное влияние на исход дела (ч.1 389.17 );

б) для кассации: нужны только "повлиявшие на исход дела (ч.1 401.15 );

Первостепенные аргументы

Это те нарушения, которые Вы оцениваете как самые "сильные", самые очевидные и наиболее близкие к "существенным ";

Мелкие нарушения не увеличивают "силу" кассационной жалобы, наоборот, они тратят ресурс внимания судьи, отвлекают его от реальных аргументов.

Ничего не теряется

Если жалоба сможет преодолеть "барьер " первичного изучения (это будет легче без висящего на ней груза мелких аргументов), то Вы не утрачиваете возможность ссылаться на иные нарушения;

Во-первых: можно дополнить жалобу новыми аргументами, отправив дополнения "вдогонку" за основной жалобой (см. подробнее );

Во-вторых: второстепенные аргументы можно привести непосредственно в судебном заседании кассационного суда (см. подробнее ).

Тайна комнаты

Нарушение тайны совещательной комнаты прямо упомянуто Верховным судом в числе нарушений "искажающих суть правосудия" (п. Пленума № 2). То есть, это "сильное" нарушение.

Безусловность

В кассации, в отличие от апелляции не указаны так строго "явные" и "безусловные" причины для отмены. В апелляционной норме ч.2 389.17 указан перечень явных оснований отмены, в кассационной норме (ч.2 и ч.3 401.15 УПК ) есть 2 чисто "технических" основания, но такого прямого перечня как для апелляции нет;

Те нарушения, что в апелляции работают, в кассации могут не срабатывать: потому что:

а) для апелляции: достаточно процессуальных нарушений "повлиявших или которые могли повлиять на исход дела", то есть подлежит оценке даже предположительное влияние на исход дела (ч.1 389.17 );

б) для кассации: нужны только "повлиявшие на исход дела (ч.1 401.15 );

Первостепенные аргументы

Это те нарушения, которые Вы оцениваете как самые "сильные", самые очевидные и наиболее близкие к "существенным ";

Мелкие нарушения не увеличивают "силу" кассационной жалобы, наоборот, они тратят ресурс внимания судьи, отвлекают его от реальных аргументов.

Ничего не теряется

Если жалоба сможет преодолеть "барьер " первичного изучения (это будет легче без висящего на ней груза мелких аргументов), то Вы не утрачиваете возможность ссылаться на иные нарушения;

Во-первых: можно дополнить жалобу новыми аргументами, отправив дополнения "вдогонку" за основной жалобой (см. подробнее );

Во-вторых: второстепенные аргументы можно привести непосредственно в судебном заседании кассационного суда (см. подробнее ).

Надзорное производство – стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.
Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов граждан участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу , в интересах защиты прав осужденных.

Пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном суде РФ, имеет важное значение для судей всех , поскольку в решении суда надзорной инстанции обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.

Решения, принятые судами, рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.

В надзорном производстве, так же как и в (апелляционном) производстве, проверяется законность и обоснованность судебного решения.
Кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после вынесения решения суда второй инстанции, а предметом надзорного производства является вступившее в законную силу судебное решение, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры.

В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено только один раз, в то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.
Надзорная жалоба или представление должны содержать:

  • наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление;
  • данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
  • указание на приговор или иное решение, которые обжалуются, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
  • доводы лица, подавшего жалобу или представление с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения;
  • перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;
  • подпись лица, подавшего жалобу или представление.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

Жалобы направляются «непосредственно в суд надзорной инстанции», правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ).

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.

В ст. 406 УПК РФ не содержится указания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.

В п. 4 ст. 406 УПК РФ сказано о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.

Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п.п. 1 — 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ. Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд с целью обжалования и предыдущих судебных решений, и отказа судьи в возбуждении надзорного производства.

Если дело истребовалось судом, то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к по месту его нахождения. В любом случае копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п. 2 ч. 2 ст. 404 УПК РФ).

Если в возбуждении надзорного производства было отказано судьей и председателем Верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФ жалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановление судьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняется инстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решением Президиума Верховного суда республики, краевого, областного суда может быть принесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

  • оставить надзорную жалобу (представление) без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному ;
  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • отменить определение суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
    При отмене или изменении судебного решения суд надзорной инстанции не вправе в прямой либо косвенной форме допускать ухудшение положения осужденного.

Производство в суде надзорной инстанции: Видео

Пересмотр решения суда в порядке надзора является последней инстанцией. А для несогласных с данным решением лиц – это последний шанс отменить его. Для того чтобы обжаловать судебное решение в указанную инстанцию, составляется надзорная жалоба. По форме составления данный документ мало чем отличается от других заявлений и обращений, однако составляющая информация и порядок направления уникальные.

Особенности надзорной жалобы

Порядок подачи надзорной жалобы имеет следующие особенности.
  1. Подаётся в Президиум суда субъекта РФ или в Верховный суд РФ, куда направляются заявления в основном посредством почты. Эти органы являются единственными уполномоченными на пересмотр постановлений и определений учреждением.
  2. Она подаётся лишь определенным кругом лиц.
  3. Такая жалоба должна подаваться лишь на решения суда, которые уже имеют законную силу.
  4. Данный документ подаётся до окончания трехмесячного срока.
  5. При направлении жалобы в Президиум необходимо уплатить государственную пошлину.

К тому же, если добиться своих требований на этой инстанции не удалось, то в последующем искать справедливости надо будет в международных судах.

Лица, правомочные подать жалобу

Надзорная жалоба по гражданскому делу направляется следующими лицами:

  • лицами, что участвовали в предыдущих судебных заседаниях по данному делу;
  • третьими лицами, чьи правомочия и интересы затронуты соответствующим решением;
  • прокурором, если на предыдущих заседаниях он участвовал, Генпрокурором или их заместителями;
  • госорганами в целях защиты положений законодательства.

Третьи лица при направлении заявления должны конкретно указать, какие правомочия затронуты соответствующим решением.

Сроки подачи жалобы

Подача надзорной жалобы в Президиум должна осуществляться до истечения 3 месяцев после приобретения решением законной силы. Момент, когда решение приобретает законную силу, указывается в самом документе. Если такого указания нет, то согласно общепризнанному правилу после истечения месяца со времени вынесения этого постановления.

Однако пропущенный срок подачи надзорной жалобы можно восстановить, если пропуск стал следствием уважительной причины, вроде болезни лица. Чтобы сделать это, вместе с жалобой нужно подать ходатайство. Иначе жалоба будет оставлена без рассмотрения.

Указанный срок заканчивается в соответствующий день самого последнего месяца. Срок не считается пропущенным, если подающий успел сдать письмо с жалобой в отделение почты до полуночи последнего дня срока.

Что такое надзорная жалоба? Надзорная жалоба по гражданскому делу – особенный документ, с особенным содержанием.

Жалоба в Президиум должна заключать в себе:
  1. Полное наименование органа, а именно Президиума суда.
  2. Личные данные всех участвующих соответствующего дела.
  3. Данные о судах предыдущих инстанций, описание их решений.
  4. Основания, которые являются поводом для пересмотра, предусмотренные статьёй 391.9 ГПК РФ.
  5. Четкую формулировку требований подающего жалобу лица.
  6. Список прилагаемой к заявлению документации.
  7. Дата и подпись подающего.

Составить, подать, а также подписать заявление может представитель уполномоченного на обжалование лица.

В положении нормы 391.9 ГПК РФ указаны конкретные основания обжалования обретших законную силу постановлений и определений, которые включают в себя:
  • нарушенные права конкретного лица, что прямо гарантированы основным законом России, признанными всем миром международными НПА, межгосударственными договорами России;
  • нарушенные права большого количества людей, четко не идентифицированной общности людей, интересов всего общества;
  • нарушение единого понимания законов России на территории всей страны.

Эти же нарушения служат поводом для полной отмены судебного акта или его частичного изменения.

Образец жалобы

Как написать надзорную жалобу?

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу выглядит следующим образом:

В Президиум … областного(краевого, республиканского и т. д.) суда РФ

(указывать иную информацию не нужно)

Заявитель: (указываются данные подающего заявление лица)

Участники дела: (указываются данные ответчика и третьих лиц)

(необходимо указать адреса с индексом и номера телефонов)

(надзорная, на решения по гражданскому делу)

Я 22.03.2017 года (указывается дата обращения в начальную инстанцию) обратился в суд Советского района (указываются данные суда и имя принявшего акт судьи) с исковым заявлением к ответчику (можно указать несколько лиц и их Ф.И.О.) о (описывается предмет рассмотрения). Своим актом (определением, решением) суд постановил (описывается соответствующий акт).

С указанными судебными актами не согласен, потому что (описывается обстоятельство, которое совпадает с одним из пунктов статьи 391.9 ГПК РФ).

Исходя из этого прошу (четко излагается требование об отмене акта и отправке гражданского дела на перерассмотрение).

Список приложенных документов в суд:
  • копия заявления;
  • копия акта суда начальной инстанции;
  • копии актов суда, вынесенной апелляции или кассации;
  • Квитанция об уплате пошлины.

Дата: подпись:

Приложение к жалобе

К написанной жалобе обязательно приложение некоторой документации.

К таковой относятся:
  • копия этого заявления, в количестве на каждого участника;
  • копии всех принятых ранее актов судов;
  • документ, подтверждающий оплату пошлины;
  • доверенность, если заявление подаётся через представителя.

Если у лица недостаточно средств для оплаты госпошлины, к жалобе в суд необходимо приложить ходатайство об отсрочке в её оплате.

Государственная пошлина

Уплата государственной пошлиныобязательное условие принятия заявления об отмене обретшего законную силу акта суда к производству. Без этого заявления не подаются. В таком случае суд правомочен отказать в приёме этого заявления до устранения данного недостатка.

Размер пошлины, оплачиваемой при направлении жалобы в надзорный орган, небольшой.

А именно:

Если не хватает средств для оплаты пошлины, а время подачи заявления истекает, нужно подать его с ходатайством о получении отсрочки в её оплате. Об удовлетворении ходатайства или обратном надзорный орган выносит специальный акт — определение.

Порядок рассмотрения

Судопроизводство в надзорном органе, согласно правилам ГПК, происходит следующим образом.

  1. При правильной подаче заявления орган выносит соответствующий акт о приёме его в своё производство.
  2. Копии, подаваемые вместе с заявлением, суд отправляет участвующим лицам одновременно с повесткой.
  3. Судья, принявший заявление и вынесший об этом соответствующий акт, не имеет права участвовать в непосредственном рассмотрении.
  4. На заседании состава суда в надзорном органе обстоятельства обжалования ему разъясняются судьёй, что принял жалобу и выступает в судопроизводстве докладчиком.
  5. Другие участники процесса также правомочны дать разъяснения по ситуации, но это не обязательно.
  6. Решение в органе надзора принимается путём голосования состава суда голосами абсолютного большинства.

Обычно решение не оглашается в процессе рассмотрения. О нём участникам сообщается дополнительно.

Сроки рассмотрения

Общий срок рассмотрения надзорной жалобы в Президиуме не должно превышать 2 месяцев. Однако когда из нижестоящих инстанций были изъяты все документы по делу данный срок судопроизводства продлевается ещё на один месяц.

При рассмотрении особо сложных случаев, требующих длительного изучения материалов дела, срок судопроизводства продлевается на 60 дней помимо указанных ранее 3 месяцев. Продление возможно лишь по согласию председателя данного органа, его заместителя, о чём выносится соответствующий акт.

Решение надзорной инстанции

По итогам рассмотрения заявления об отмене обретшего законную силу акта суда надзорный орган правомочен вынести одно из последующих решений:

  • об отказе в удовлетворении заявления;
  • об отмене обретшего законную силу судебного акта;
  • о частичном изменении судебного акта.

Акт о частичном изменении принимается лишь в тех ситуациях, когда устранение нарушений прав возможно без полной отмены акта.

Становится ясно, что эта процедура обращения в суд позволяет добиться отмены незаконных судебных решений и обращения их последствий. Однако среднестатистический пример из практики показывает, что в очень редких случаях надзорный орган принимает акт об отмене.

С другой стороны, большинство жалоб, направленных Генеральной прокуратурой или государственными учреждениями в суд, чаще удовлетворяются. Поэтому обычным гражданам рекомендуется действовать через них, для чего направляется специальное обращение. Если они отказывают в сотрудничестве, то, вероятнее всего, поводов для отмены акта нет.



Просмотров