На какое оборудование составляются оперативные карточки пожаротушения. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров

1.1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров (далее – Методические рекомендации) определяют общие требования к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

1.2. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее – действия по тушению пожаров) разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, а именно: планы тушения пожара (далее – ПТП) и карточки тушения пожара (далее – КТП).

1.3. ПТП и КТП предназначены для:

обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

планирования основных действий по тушению пожаров;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

1.4. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

2. Разработка и корректировка Перечня организаций (объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться ПТП и КТП

2.1. ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении № 1 к Методическим рекомендациям, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

2.2. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном гарнизоне пожарной охраны должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее – Перечень) (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям).

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

3. Составление и корректировка ПТП и КТП.

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

3.3. Требования к оформлению и содержанию ПТП и КТП приведены в разделах 7 и 8 Методических рекомендаций.

3.4. Составлению ПТП и КТП предшествуют следующие мероприятия:

изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).

3.5. ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр – в ЦППС (ЕДДС) местного гарнизона пожарной охраны, третий экземпляр – у руководства (собственника) объекта.

3.6. КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр – у руководства (собственника) объекта (администрации сельского населенного пункта).

3.7. Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение № 4 к Методическим рекомендациям).

3.8. Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:

обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;

обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.

3.9. ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения (обнаружения) изменений.

При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.

3.9. На строящиеся объекты ПТП и КТП составляются на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию нового объекта или отдельных его элементов (установок и сооружений).

3.10. ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой (собственником) объекта.

Для более рационального использования пожарной техники можно содержать в пожарном расчете основные и специальные автомобили с возможностью пересадки пожарных расчетов.

Для сбора свободных от дежурства работников пожарной охраны, а также членов ДПФ объекта заранее разрабатывают документы их оповещения. Лица, прибывающие по тревоге, заполняют пожарные расчеты резервных пожарных автомобилей и выезжают на тушение пожаров.

Расписание выезда на пожары вводится в действие приказом начальника УВД, ГПС, отряда или начальника гарнизона пожарной охраны. В приказе определяется порядок выезда на пожары начальствующего состава гарнизона, а также порядок выезда за пределы охраняемого города (населенного пункта).

В связи с широким развитием строительства крупных объектов народного хозяйства, добычи и хранения горючих жидкостей и газов, а также учитывая, какие крупные пожары могут произойти на данных объектах, требующих привлечение большого количества сил и средств, разрабатываются планы совместных действий нескольких соседних гарнизонов пожарной охраны.

Расписание выезда на пожары находится в распоряжении единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) гарнизона, а в каждой пожарной части имеется выписка из расписания. Ответственность за своевременную высылку на пожар всех сил в соответствии с расписанием выезда возлагается на диспетчера ЕДДС.

4.2. Планы и карточки тушения пожаров

В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров - планы тушения пожара (ПТП) и карточки тушения пожара (КТП).

Планы и карточки тушения пожаров являются важными оперативными документами, составляемыми заблаговременно. Они должны быть продуманными, конкретными, удобными в пользовании, полезными и способствующими организации тушения пожаров.

ПТП и КТП предназначены:

для определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

обеспечения РТП информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и органов их управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

4.2.1. Организация, порядок разработки и практической отработки ПТП и КТП

ПТП и КТП разрабатываются по согласованию с собственником имущества на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

ПТП и КТП разрабатываются на следующие типы объектов:

1. Организации (объекты организаций) нефтегазодобывающей

и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резерву-

арных парков 10 тыс. м3 и более; газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы;

сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе;

нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков

20 тыс. м 3 и более; станции хранения газа;

объекты добычи и подготовки нефти и газа.

2. Организации (объекты организаций) химической и нефтехимической промышленности, а именно предприятия:

по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных

веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий;

по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; по производству минеральных удобрений.

3. Организации (объекты организаций) электроэнергетической промышленности:

тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные ус-

тановки мощностью 10 МВт и выше; подстанции мощностью 500 КВт и выше;

районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;

резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).

4. Организации (объекты организаций) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.

5. Отдельно стоящие технологические установки и терминалы, где используется взрывопожароопасная технология производства.

6. Производственные корпуса промышленных предприятий и здания непроизводственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.

7. Предприятия по хранению, переработке древесины и произ-

водству целлюлозы мощностью:

по распиловке древесины 50 тыс. м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс. т в год и более.

8. Организации транспорта:

автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств), в тои числе многоярусные подземные автостоянки;

железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационнотехнические базы);

водного (морские и речные порты, терминалы).

9. Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебнопрофилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

10. Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского

назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки

с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест

и более; повышенной этажности (более девяти этажей);

культовые сооружения.

11. Учебные и детские заведения:

общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на

100 мест и более.

12. Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

13. Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

14. Организации (объекты) культурного наследия народов Российской Федерации;

15. Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

16. Сельскохозяйственные организации:

мелькомбинаты, комбикормовые заводы производительностью 300 т/сут и более;

мельницы производительностью 200 т/сут и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота 2000 голов и более; свиней 12 000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15 000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500 000 птиц и более.

17. Строящиеся крупные и уникальные объекты.

18. Жилые дома высотой более 70 м.

Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП, или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники), ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны

и органы их управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения Федеральной противопожарной службы.

Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

Разработка ПТП (КТП) также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию

и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, и т. д.).

Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового плана-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП). Он составляется подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Образец составления плана-графика разработки ПТП и КТП приведен в прил. 3.

ПТП и КТП, разработанные на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленному порядку по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия: изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о ее (его) противопожарной защите; изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту); прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов

последствий; изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам

в организации (объекте) и аналогичных организациях (объектах). ПТП и КТП разрабатываются на организации (объекты) в коли-

честве не менее двух экземпляров. Первый экземпляр хранится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр - в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

При разработке ПТП и КТП необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

ПТП и КТП подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарнотактической подготовке.

Оперативные карточки тушения пожаров

Оперативная карточка - это боевой документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющие РТП быстро и правильно организовать действия по тушению пожара. При пожарах на объектах с массовым пребыванием людей главное назначение оперативной карточки - помочь руководителю тушения пожара в организации их спасения. Оперативные карточки составляют на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы III...V степени огнестойкости; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, важные общественно-административные здания и здания повышенной этажности (на которые не предусмотрено составление оперативных планов), на населенные пункты в сельских районах, кабельные отсеки энергообъектов.

По решению органов пожарной охраны и руководителей пожар­ах частей указанные документы могут быть составлены и на другие объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении: отдельные складские и торговые объекты, участки населенных пунктов с неудовлетворительным водоснабжением, объекты агропромышленных комплексов и т. п. Карточки разрабатывают в одном экземпляре, утверждает их начальник пожарной части, отделения или инспекции госпожнадзора. Хранятся карточки на пункте связи части или ДПД и выдаются при выезде подразделений на пожар.

Оперативные карточки на сельские населенные пункты составляют в двух экземплярах: один находится при штабе УПО (ОПО), а другой - на ЦППС или ППЧ райцентра без дежурного диспетче­ра. Перед тем как составить карточки, надо тщательно изучить объ­ект, выяснить с администрацией вопросы, относящиеся к разработке документа, определить приемы проведения спасательных работ и ту­шения возможного пожара.

Оперативная карточка состоит из двух частей: текстовой и графической. Она оформляется черной тушью на плотной бумаге форматом 15 ´ 20 см или типографских бланках, разработанных и изго­товленных в гарнизонах. Надписи и графики допускается делать шариковыми ручками с черной пастой.

В текстовой части карточки дают оперативно-тактическую ха­рактеристику объекта, сведения о водоисточниках, не указанных а графической части, количестве людей в здании в различные периоды суток, о пожарных подразделениях, которые могут прибыть в слу­чае пожара, и другие данные, представляющие важность в организа­ции боевых действий. При необходимости на отдельном вкладыше описывают рекомендации руководителю тушения пожара. Тексты оформляют чертежным (печатным) шрифтом или на пишущей ма­шинке. На последней странице карточки дают форму для отметок о проведенных занятиях с караулами части по отработке документа и записей об изменениях.

В графическую часть карточки входят общая схема объекта ч поэтажные планы. Их выполняют обязательно в масштабе, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черче­ния и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб дол­жен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планы рекомендуется выполнять в масштабе раз­вернутого вкладыша размером 20 ´ 30 см. Графическая часть долж­на быть наглядной и незагроможденной второстепенными элемен­тами.

На схеме показывают: выделенные контуры объекта, прилегаю­щие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости, бли­жайшие улицы; все водоисточники, вошедшие в план-схемы с рас­стояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установ­ки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий на случай пожара.

На поэтажных планах должны быть четко представлены планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы, выходы, системы дымоудаления, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы. Линиями разно­цвета обозначают основные и резервные маршруты эвакуации людей. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием.названий на сноске.

На карточках детских яслей, садов и комбинатов спальные комнаты, где размещаются дети в ночное время, заштриховывают красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, ступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких оперативных карточек по диагонали наносят красную полосу шириной 10 - 15 мм. Для лучшей сохранности оперативные карточки хранят в плотных обложках. или полиэтиленовых конвертах.

Оперативные карточки на сельские населенные пункты состоят из текстовой и графической частей. Текстовая часть включает сведения о населенном пункте, его оперативно-тактических особенностях, силах и средствах, прибывающих на случай возможного пожара и т.д. гримерная форма карточки приведена ниже). Графическая часть представляет подробную схему застройки села на местности (желательно в масштабе). Оперативные карточки хранят в плотном переплете.

Аналогично составляют оперативные карточки на участки районов выезда пожарных частей с неудовлетворительным водоснабжением.

В оперативных карточках на складские и торговые объекты, кроме общих требовании, должны содержаться данные о матери­альных ценностях, способах их хранения, свойствах пожаро- и взры­воопасных веществ, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применя­емых огнетушащих средствах. На планах зданий соответствующими условными знаками (см. прил. 1) обозначают места хранения опас­ных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений человека электрическим током и т. п.

Оперативные карточки отрабатывают ежегодно со всеми дежур­ными караулами пожарных частей и боевыми расчетами ДПД в порядке проведения пожарно-тактических занятий на объектах. Следует, иметь в виду, что карточки на здания повышенной этажности обязательно отрабатывают с привлечением и установкой автолестниц, а также других средств, используемых для спасания людей.

Оперативная карточка тушения пожара в

(название населенного пункта)

Района

_____________________________________________________________________________________

Наименование сельского (поселкового района)

Номера телефонов: сельского (поселкового) Совета_________________

ДПК, ПСО, ДПД _______________________________________

Расстояние от райцентра км. Маршрут следования ППЧ райцентра

Число жилых домов __________________________________

Какая техника имеется для целей пожаротушения ______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика особо важных объектов

Продолжение

Силы и средства, прибывающие на пожар

7.3. Составление таблицы основных показателей и совмещенных графиков развития и тушения пожаров по результатам их исследования

Каждый пожар независимо от его размеров, числа работавших при тушении подразделений и величины нанесенного ущерба подлежит исследованию. По окончании исследования на крупные и характерные пожары составляют описания. Важной частью описания является таблица основных показателей и совмещенные графики развития, а также тушения пожара во времени. Примерная форма таблицы основных показателей сосредоточения сил и средств, развития тушения пожара дана в инструкции “По изучению пожаров”. Следует помнить, что показатели в таблице должны быть максимально точными, их необходимо приводить нарастающим итогом по мере сосредоточения и введения сил и средств тушения пожара.

Совмещенные графики развития и тушения пожаров рекомендуется выполнять с соблюдением определенных правил. По оси абсцисс (горизонтальная ось) откладывают время в минутах или часах в зависимости от продолжительности тушения пожара. По оси ординат (вертикальная ось) откладывают: слева - параметры пожара (площадь, периметр, фронт), а справа - требуемый и фактический расходы огнетушащего средства. Значения промежутков на осях должны быть одинаковыми. Если в данный момент сосредоточенные силы и средства обеспечивают тушение пожара на всей площади, то графики изменения площади тушения, периметра и фронта пожара, составляют, а вычерчивают только график изменения во времени площади пожара.

Для всестороннего анализа процессов развития и тушения пожара целесообразно делать не один, а несколько совмещенных графиков на которых можно было бы раздельно показать изменения параметров пожара и тушения (площади, периметра, фронта, расходов огнетушащих средств). При составлении таблицы основных показателей и совмещенных графиков требуемые расходы огнетушащих средств определяют по формулам (2.8) - (2.9), а фактические расходы берут из таблицы основных показателей и определяют по формулам (2.15) - (2.16).

График изменения площади пожара (площади, периметра и фронта тушения) нецелесообразно показывать раздельно от графика вменения требуемого расхода огнетушащего средства. Графики должны быть совмещенны­ми, так как в этих случаях изменению параметра пожа­ра в равной степени соот­ветствует изменение требу­емого расхода огнетушащего средства. Все графики выполняют сплошными ли­ниями, а график фактичес­кого расхода огнетушащего средства - ступенчатыми.

Пример. Составить совмещенные графики развития и тушения пожара в цехе деревообработки по данным табл. 7.3, составленной по результатам изучения по­жара.

Характеристика объекта. Здание цеха деревообработ­ки одноэтажное, стены кир­пичные, колонны, фермы и покрытие железобетонные. В цехе расположены два основных отделения: рас­кройное и сборочное.

Обстановка пожара. По­жар возник в отделении сборки готовой продукции. В начальный период огонь распространялся по круго­вой форме, а затем - по прямоугольной в двух на­правлениях (рис. 7.3). Го­рели деревянные изделия и готовая продукция.

Тушение пожара. Туше­ние осуществляли поэтапно водяными струями из ство­лов А, сосредоточенных по фронту распространения го­рения с двух направлений. На защиту покрытия пода­вали стволы Б.

Совмещенные графики, составленные по условиям данного примера и табл. 7,3, представлены на рис. 7.4 и 7.5. Показатели в табл. 7.3 даны нарастающим итогом.



Рис. 7.3. Схема развития и тушения по­жара в цехе деревообработки

Рис. 7.4. Совмещенный график изменения площади пожара, площади тушения, тре­буемого и фактического расходов воды на тушение во времени

Рис. 7.5. Совмещенный график изменения фронта развития пожара, требуемого и фактического расходов воды на тушение во времени


ТАБЛИЦА 7.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ЦЕХЕ ДЕРЕВООБРАБОТКИ

Показатели СВПЧ-3 СВПЧ-1 СВПЧ-7 СВПЧ-5 СВПЧ-9
Марка автомобиля АЦ-40 (130Е)137 АН-40(130Е)127 АЦ-40 (131)137 АЦ-40 (130)63А АЦ-40(130Е)126 АН-40(130)64А АСО-5(66)
Численность боевого расчета, чел
Время:
выезда подразде­лений 14,35 14,35 14,36 14,36 14,36
прибытия на пожар 14,40 14,40 14,47 14,50 14,50
введения стволов 14,45 14,52 15,00 - -
Скорость распространения горения, м/мин 1,2 0,5 - - -
Параметры пожара:
площадь пожара, м 2 - -
фронт пожара, м 2´32 2´32 2´32
площадь тушения, м 2
Интенсивность подачи воды, л/(м 2 ´с):
поверхностная 0,1 0,1 0,1 Обеспечивала связь на пожаре
линейная 0,5 0,5 0,5
Требуемый расход воды, л/с
Введено стволов, шт., к моменту развертывания подразделений:
А Б - -
Фактический расход воды, л/с:
на тушение 29,6 44,4 44,4 Машина в резерве, личный состав на боевых участках Обеспечи­вала связь на пожаре
на защиту - - 22,2
всего 29,6 44,4 66,6
Расход рукавов, шт., диаметром
51 мм - -
77 мм
Продолжительность работы стволов, мин 1´27 1´32 1´40 1´42 1´18 2´10 2´22 2´27
Численность рабочих и других сил, привлеченных к тушению на момент раз­вертывания подразделений

96. ПТП и КТП составляются на организации и сельские населенные пункты, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении N 8 к настоящему Положению.

97. ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

98. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

99. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы и карточки тушения пожаров (приложение N 9 к настоящему Положению) (далее - Перечень).

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки ПТП и КТП на организации, сельские населенные пункты, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение N 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от организации (сельского населенного пункта) и гарнизона.

План-график утверждается начальником местного гарнизона.

101. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

102. КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр - в администрации сельского населенного пункта.

103. ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

104. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.

ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.

105. После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

106. Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула или классно-групповым методом.

107. ПТП разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.

ПТП оформляются на листах формата A4, приложения к ПТП, в том числе схемы, - на листах формата A4 - A1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы.

Оперативная карточка - это боевой документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющие РТП быстро и правильно организовать действия по тушению пожара. При пожарах на объектах с массовым пребыванием людей главное назначение оперативной карточки - помочь руководителю тушения пожара в организации их спасения. Оперативные карточки составляют на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школыIII ...V степени огнестойкости; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, важные общественно-административные здания и здания повышенной этажности (на которые не предусмотрено составление оперативных планов), на населенные пункты в сельских районах, кабельные отсеки энергообъектов.

По решению органов пожарной охраны и руководителей пожар­ах частей указанные документы могут быть составлены и на другие объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении: отдельные складские и торговые объекты, участки населенных пунктов с неудовлетворительным водоснабжением, объекты агропромышленных комплексов и т. п. Карточки разрабатывают в одном экземпляре, утверждает их начальник пожарной части, отделения или инспекции госпожнадзора. Хранятся карточки на пункте связи части или ДПД и выдаются при выезде подразделений на пожар.

Оперативные карточки на сельские населенные пункты составляют в двух экземплярах: один находится при штабе УПО (ОПО), а другой - на ЦППС или ППЧ райцентра без дежурного диспетче­ра. Перед тем как составить карточки, надо тщательно изучить объ­ект, выяснить с администрацией вопросы, относящиеся к разработке документа, определить приемы проведения спасательных работ и ту­шения возможного пожара.

Оперативная карточка состоит из двух частей: текстовой и графической. Она оформляется черной тушью на плотной бумаге форматом 15´ 20 см или типографских бланках, разработанных и изго­товленных в гарнизонах. Надписи и графики допускается делать шариковыми ручками с черной пастой.

В текстовой части карточки дают оперативно-тактическую ха­рактеристику объекта, сведения о водоисточниках, не указанных а графической части, количестве людей в здании в различные периоды суток, о пожарных подразделениях, которые могут прибыть в слу­чае пожара, и другие данные, представляющие важность в организа­ции боевых действий. При необходимости на отдельном вкладыше описывают рекомендации руководителю тушения пожара. Тексты оформляют чертежным (печатным) шрифтом или на пишущей ма­шинке. На последней странице карточки дают форму для отметок о проведенных занятиях с караулами части по отработке документа и записей об изменениях.

В графическую часть карточки входят общая схема объекта ч поэтажные планы. Их выполняют обязательно в масштабе, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черче­ния и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб дол­жен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планы рекомендуется выполнять в масштабе раз­вернутого вкладыша размером 20´ 30 см. Графическая часть долж­на быть наглядной и незагроможденной второстепенными элемен­тами.

На схеме показывают: выделенные контуры объекта, прилегаю­щие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости, бли­жайшие улицы; все водоисточники, вошедшие в план-схемы с рас­стояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установ­ки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий на случай пожара.

На поэтажных планах должны быть четко представлены планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы, выходы, системы дымоудаления, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы. Линиями разно­цвета обозначают основные и резервные маршруты эвакуации людей. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием.названий на сноске.

На карточках детских яслей, садов и комбинатов спальные комнаты, где размещаются дети в ночное время, заштриховывают красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, ступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких оперативных карточек по диагонали наносят красную полосу шириной 10 - 15 мм. Для лучшей сохранности оперативные карточки хранят в плотных обложках. или полиэтиленовых конвертах.

Оперативные карточки на сельские населенные пункты состоят из текстовой и графической частей. Текстовая часть включает сведения о населенном пункте, его оперативно-тактических особенностях, силах и средствах, прибывающих на случай возможного пожара и т.д. гримерная форма карточки приведена ниже). Графическая часть представляет подробную схему застройки села на местности (желательно в масштабе). Оперативные карточки хранят в плотном переплете.

Аналогично составляют оперативные карточки на участки районов выезда пожарных частей с неудовлетворительным водоснабжением.

В оперативных карточках на складские и торговые объекты, кроме общих требовании, должны содержаться данные о матери­альных ценностях, способах их хранения, свойствах пожаро- и взры­воопасных веществ, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применя­емых огнетушащих средствах. На планах зданий соответствующими условными знаками (см. прил. 1) обозначают места хранения опас­ных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений человека электрическим током и т. п.

Оперативные карточки отрабатывают ежегодно со всеми дежур­ными караулами пожарных частей и боевыми расчетами ДПД в порядке проведения пожарно-тактических занятий на объектах. Следует, иметь в виду, что карточки на здания повышенной этажности обязательно отрабатывают с привлечением и установкой автолестниц, а также других средств, используемых для спасания людей.

Оперативная карточка тушения пожара в

(название населенного пункта)

Района

_____________________________________________________________________________________

Наименование сельского (поселкового района)

Номера телефонов: сельского (поселкового) Совета_________________

ДПК, ПСО, ДПД _______________________________________

Расстояние от райцентра км. Маршрут следования ППЧ райцентра

Число жилых домов __________________________________

Какая техника имеется для целей пожаротушения ______________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика особо важных объектов

п. п.

Наимено­вание

Номер телефона

Степень огнестой­кости

Этаж­ность

Площадь в плане

Вместимость



Просмотров