К чему относятся органы опеки и попечительства. Что входит в полномочия органов опеки: защита детей и недееспособных граждан, проверка опекунов, составление заявления в органы опеки и попечительства

Что кроется под названием Орган опеки и попечительства? Как работает эта организация, какими обладает правами и обязанностями? Попробуем разобраться.

Итак, орган опеки и попечительства относится к органам местного самоуправления. Он осуществляет свои функции на определенной территории. Перечислим исполняемые этим органом функции. Естественно, что это охрана и защита интересов и прав детей, не достигших 18 лет, детей, которые лишились родительского попечения, и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, признанных таковыми по суду. Помимо этого, орган выбирает, в какой форме будет устраиваться гражданин, которому необходима опека или попечение. Он контролирует действия попечителей и опекунов, охраняет права на имущество недееспособных и несовершеннолетних лиц и выдает разрешение на вступление в брак лицам, еще не достигшим 18 лет, но которым уже исполнилось 16 лет.

Что такое опека над гражданином? Это один из способов устроить в семью детей, не достигшихеще 14 лет, которые лишились родительского попечения, а также форма по защите интересов и прав недееспособных лиц. Если опекаемым является ребенок, то опекун обязан заниматься его воспитанием, образованием, заботиться об имуществе и здоровье своего подопечного.

Сразу оговоримся, что опека назначается над детьми до 14 лет, а с 14 по18 лет назначается попечительство. У ребенка остаются прежняя фамилия, имя и отчество. В этом случае кровные родители должны принимать участие в содержании несовершеннолетнего. А орган опеки и попечительства контролирует условия, в которых ребенок воспитывается и получает образование. Опека может использоваться в качестве промежуточной формы перед усыновлением.

Чтобы опекун не мог воспользоваться предоставленными ему полномочиями в своих корыстных целях, существуют законодательные ограничения. А именно: опекун не должен совершать любые сделки с имуществом, денежными средствами опекаемого без согласия на то органов опеки. Если устанавливается, что опекун выполняет свои обязательства ненадлежащем образом, то им теряется статус опекуна.

Когда ребенок достигает 14 лет, опека становится попечительством до 18 лет. Если опека установлена над душевнобольным, то прекратить ее может только

Чем отличается усыновление, опека и попечительство? Усыновление перед остальными формами устройства детей имеет ряд преимуществ. К примеру, если одного и того же ребенка желают воспитывать две семьи, то отдадут предпочтение той семье, которая уже настроена его усыновить. Усыновленный ребенок обладает всеми правами кровного.

Для усыновления нужно лично подать заявление в органы опеки и попечительства, предъявив паспорт или другой документ, подтверждающий вашу личность. Если вы захотели усыновить ребенка, который находится под опекой в другой семье, то вам будет необходимо письменное согласие этих опекунов. Законом о федеральном банке данных предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или устроенные в приемную семью, не рекомендуются к усыновлению.

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством - о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних , но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Функции органов опеки и попечительства

Являясь подразделением муниципалитета района, на органы опеки возложен ряд функций:

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за и имуществом своих подопечных и некоторые другие.

Функции органов опеки и попечительства направлены , прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

Полномочия органов опеки и попечительства

Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти . Например, они могут подавать о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства - защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей , проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, законом введен институт опеки и попечительства. 1 Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства называются органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. 1 Органы опеки и попечительства, как правило, наделены статусом юридического лица и являются некоммерческими организациями (учреждениями).

В Москве органами опеки и попечительства являются районные управы. 2 Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на администрацию района - в отношении несовершеннолетних детей, на окружные управления здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, на муниципальные управления социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних дееспособных граждан. Глава управы может возложить выполнение функций опеки и попечительства на учреждения и организации образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, администраций районов.

Функции органов опеки и попечительства

1) назначение, освобождение, отстранение от исполнения обязанностей опекунов и попечителей;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;

3) временное исполнение обязанностей опекуна или попечителя;

4) разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

5) заключение договоров о доверительном управлении имуществом подопечных с управляющими.

Установление опеки и попечительства производится на основании информации, полученной от милиции, суда, жилищных органов, органов социальной защиты, родственников и других лиц.

Порядок осуществления надзора органом опеки и попечительства за деятельностью опекунов и попечителей конкретизируется в актах субъектов РФ. Например, органы социальной защиты населения в городе Москве проводят обязательные контрольные обследования материально-бытовых условий лиц, находящихся под патронажем, если необходимость более тщательного контроля и индивидуальной работы не вытекает из конкретного случая. По результатам обследования составляется акт, который заверяется личными подписями подопечного и лиц, проводивших обследование.

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке , которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного

1. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

3. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Усыновление - форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства.

Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:

    Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.

    Прохождение медосмотров, обучение в школе приемных родителей, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.

    Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.

    Получение заключения о возможности быть усыновителем.

    Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.

    Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.

    Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.

    Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.

    Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.

    Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.

Патронаж - самостоятельная форма помощи совершеннолетнимдееспособным гражданам.

Ранее являлся разновидностью попечительства. В Российской Федерации - России правовая форма патронажа предусмотрена ст. 41Гражданского кодекса. Под патронажем следует понимать регулярное оказание помощи в осуществлении своих прав.

В данном случае попечительство устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности. При этом, просьба о патронаже исходит от самого гражданина.

Приняв заявление, орган опеки и попечительства обязан назначить гражданину попечителя (помощника). Сам заявитель может согласиться, либо отклонить данное назначение. Если назначение помощника будет одобрено, то между ним и заявителем заключается договор поручения или договор доверительного управления. Попечитель исполняет свои обязанности перед опекаемым гражданином на основании такого договора. Для совершения бытовых и иных сделок требуется согласие подопечного. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителей-помощников.

Патронаж прекращается также по инициативе заявителя. Он может прекратиться в связи со смертью патрона либо подопечного или же по просьбе попечителя.

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются понятия, применяемые в федеральном законодательстве, а также следующие основные понятия:

1) уполномоченные органы в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа) - органы исполнительной власти города Москвы, выполняющие в пределах своей компетенции полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), выполняющие отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы;

2) уполномоченные организации - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации (в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которые в соответствии с федеральным законодательством могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа или могут оказывать помощь детям, нуждающимся в помощи государства, их законным представителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание;

3) патронатное воспитание - форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок;

4) патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

5) постинтернатный патронат - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

6) план по защите прав ребенка - перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства;

7) дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;

8) социальный патронат - комплекс мероприятий, направленных на содействие нормальному воспитанию и развитию ребенка (детей), сохранению за ним (ними) родительского попечения;

9) сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, - профессиональная консультативная, юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, социальная помощь гражданам, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью.

Статья 2. Правовая основа организации и деятельности уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа

Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа руководствуются в своей организации и деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Основные задачи уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа

Основными задачами уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа являются:

1) реализация на территории города Москвы государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж на территории города Москвы;

2) обеспечение защиты имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, находящихся под опекой или попечительством (в том числе переданных на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание);

3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) обеспечение надзора за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных и постинтернатных воспитателей, а также организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) обеспечение сохранности имущества граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и управление данным имуществом;

6) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

7) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж.

Статья 4. Полномочия уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа

1. Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа в городе Москве осуществляют следующие полномочия в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет:

1) организуют своевременное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводят обследование условий их жизни, устанавливают факт отсутствия родительского попечения и ведут учет таких детей;

2) избирают формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) ведут учет лиц, желающих усыновить ребенка (детей), принять под опеку (попечительство), стать приемными родителями, патронатными воспитателями;

4) составляют и утверждают планы по защите прав ребенка;

5) исполняют обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) обеспечивают устройство ребенка при отсутствии родительского попечения;

7) обеспечивают временное устройство ребенка, являющегося иностранным гражданином, при отсутствии родительского попечения;

8) передают ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

9) направляют сведения о ребенке-сироте, ребенке, оставшемся без попечения родителей, в случае невозможности его устройства на воспитание в семью в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета;

10) осуществляют подбор и подготовку лиц, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет;

11) устанавливают предварительную опеку (попечительство);

12) готовят заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации;

13) дают согласие на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);

14) предъявляют в суд требования об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

15) дают предварительное разрешение на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;

16) определяют доверительного управляющего и при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным имуществом подопечного заключают с доверительным управляющим договор о доверительном управлении таким имуществом;

17) предъявляют в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста;

18) принимают участие в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста;

19) заявляют о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны;

20) заявляют о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;

21) дают указание относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями;

22) назначают и выплачивают ежемесячную компенсационную выплату лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, усыновившим на территории города Москвы ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

23) осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка по месту его жительства в течение первых трех лет после установления усыновления;

24) осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка по месту его жительства до достижения ребенком возраста 18 лет в случае назначения усыновителю ежемесячной компенсационной выплаты;

25) направляют в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного;

26) дают предварительное разрешение на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние;

27) дают предварительное разрешение на обмен жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности города Москвы, в которых зарегистрированы несовершеннолетние;

28) обеспечивают преимущественное право передачи ребенка на воспитание в семью родственникам;

29) получают согласие законного представителя ребенка на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание;

30) получают согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание;

31) выдают предварительное разрешение на усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации;

32) получают согласие законного представителя ребенка, компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, на усыновление (удочерение), передачу под опеку (попечительство) ребенка, являющегося иностранным гражданином, а также его согласие, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

33) выдают предварительное разрешение на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей);

34) устанавливают социальный патронат;

35) проводят плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных;

36) готовят заключение о возможности быть усыновителями;

37) готовят заключение о возможности быть опекуном (попечителем);

38) готовят заключение о возможности быть приемным родителем;

39) готовят заключение о возможности осуществления патронатного воспитания гражданину, выразившему желание стать патронатным воспитателем;

40) устанавливают опеку (попечительство) над несовершеннолетними;

41) осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей);

42) освобождают или отстраняют опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

43) заключают договоры об осуществлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договоры о приемной семье, о патронатном воспитании, принимают решения о досрочном расторжении указанных договоров в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

44) заключают договоры о постинтернатном патронате, о социальном патронате, принимают решения о досрочном расторжении указанных договоров в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

45) заключают договоры о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание;

46) заключают договоры доверительного управления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

47) защищают имущественные права несовершеннолетних, а также лиц, признанных безвестно отсутствующими;

48) оказывают содействие лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов;

49) передают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание;

50) устанавливают постинтернатный патронат;

51) осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

52) осуществляют сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание;

53) осуществляют мониторинг адаптации к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет после окончания ими учреждений профессионального образования;

54) осуществляют контроль за детьми, переданными на патронатное воспитание, и лицами, над которыми установлен постинтернатный патронат;

55) принимают меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дают предварительное разрешение на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

56) производят немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;

57) представляют законные интересы несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), в отношениях с любыми лицами, в том числе обращаются в суд с исками и принимают участие в рассмотрении судом дел по защите прав и интересов несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

58) представляют суду акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), желающего принять его на воспитание в семью, а также основанное на нем заключение при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей;

59) принимают решение о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя;

60) обеспечивают временное устройство детей, нуждающихся в помощи государства;

61) объявляют несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

62) дают согласие на установление отцовства в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

63) дают согласие на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;

64) дают разрешение на изменение имени и фамилии ребенка;

65) назначают и выплачивают денежные средства на содержание подопечных в порядке и размере, установленных правовыми актами города Москвы;

66) дают согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 15 лет, из образовательного учреждения;

67) дают согласие на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения;

68) дают разрешение на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;

69) назначают представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях, предусмотренных статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации;

70) осуществляют мониторинг соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), исполнения обязанностей законными представителями ребенка;

71) образуют и осуществляют деятельность комиссии по защите прав и законных интересов подопечных;

72) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа осуществляют следующие полномочия в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности:

1) ведут учет совершеннолетних граждан, которые находятся под опекой (попечительством) и над которыми установлен патронаж;

2) участвуют в рассмотрении судами споров, связанных с осуществлением опеки (попечительства), а также в принудительном исполнении принятых судебных решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

3) принимают решение о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) содействуют устройству лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, в соответствующие стационарные учреждения социального обслуживания;

6) принимают решение о назначении лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с согласия последнего и совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, помощника с согласия лица, над которым установлен патронаж;

7) принимают решение о прекращении патронажа по требованию лица, над которым он установлен;

8) оказывают необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, до установления над ними патронажа;

9) устанавливают в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, патронаж над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

10) принимают решение о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;

11) дают предварительное разрешение на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство);

12) осуществляют контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещают находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

13) направляют в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об установлении опеки (попечительства) над лицом, признанным судом недееспособным или ограниченно дееспособным, патронажа над совершеннолетним дееспособным лицом, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, и управлении имуществом лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом недееспособного лица;

14) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.

3. Полномочия по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки (попечительства), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством формах, могут осуществляться организациями, указанными в части 4 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

4. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, отдельные полномочия города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа могут быть переданы органам местного самоуправления.

Статья 5. Акты уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении лиц, находящихся под опекой (попечительством) и патронажем

Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа издают акты по вопросам, указанным в статье 4 настоящего Закона, и в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

Статья 6. Координация и методическое обеспечение деятельности по опеке, попечительству и патронажу

1. Координацию и методическое обеспечение деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере семейной и молодежной политики.

2. Координацию и методическое обеспечение деятельности по патронажу в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно реализовывать свои права и свои обязанности, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере социальной защиты населения.

3. Координацию и методическое обеспечение деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения.

4. Координацию и методическое обеспечение деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности которых находятся данные организации.

5. Координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, указанных в части 3 статьи 4 и статье 9 настоящего Закона, осуществляет орган исполнительной власти города Москвы в сфере семейной и молодежной политики.

Статья 7. Комиссии по защите прав и законных интересов подопечных

1. При уполномоченных органах в сфере опеки, попечительства и патронажа образуются комиссии по защите прав и законных интересов подопечных. Порядок формирования указанных комиссий определяется положением о комиссии по защите прав и законных интересов подопечных.

2. Комиссия по защите прав и законных интересов подопечных осуществляет:

1) подготовку проекта плана по защите прав ребенка;

2) рассмотрение результатов плановых и внеплановых проверок условий жизни, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

3) рассмотрение результатов проверок условий жизни граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) рассмотрение иных вопросов в сфере опеки и попечительства и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Решения, принимаемые комиссией по защите прав и законных интересов подопечных, носят рекомендательный характер.

4. Положение о комиссии по защите прав и законных интересов подопечных утверждается Правительством Москвы.

Статья 8. План по защите прав ребенка

1. План по защите прав ребенка утверждается актом уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа в течение 30 дней с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства.

2. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в плане по защите прав ребенка определяет формы, сроки и место устройства ребенка (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов).

3. План по защите прав ребенка определяет формы защиты прав ребенка, организацию правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга, мероприятия, направленные на возврат ребенка в кровную семью, иные мероприятия, предусмотренные федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, а также сроки их выполнения.

4. План по защите прав ребенка составляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.

5. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа осуществляет пересмотр плана по защите прав ребенка не реже одного раза в год.

6. Законный представитель ребенка и (или) уполномоченная организация, осуществляющая сопровождение семьи, принявшей ребенка на воспитание, вправе инициировать пересмотр плана по защите прав ребенка.

7. Контроль за реализацией плана по защите прав ребенка осуществляет уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства ребенка.

8. Положение о плане по защите прав ребенка утверждается Правительством Москвы.

Статья 9. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание

1. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, осуществляет уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, расположенный по месту жительства семьи, на основании договора о сопровождении семьи.

2. Договор о сопровождении семьи заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и законными представителями.

3. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, предполагает оказание уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

4. Перечень уполномоченных организаций формируется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа на основании заявок, подаваемых соответствующими уполномоченными организациями, желающими осуществлять сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. Порядок отбора уполномоченных организаций определяется в положении о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.

5. Семья, принявшая ребенка (детей) на воспитание, вправе самостоятельно выбирать уполномоченные организации, которые будут предоставлять ей сопровождение. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, расположенный по месту жительства семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, обязан предоставить ей информацию об уполномоченных организациях.

6. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, осуществляется на безвозмездной основе.

7. Положение о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, утверждается Правительством Москвы.

Глава 2. Осуществление деятельности уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа

Статья 10. Опека (попечительство)

Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними и реализация надзора за деятельностью опекунов (попечителей) осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 11. Приемная семья

1. Передача ребенка (детей) в приемную семью и контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

2. Примерная форма договора о приемной семье утверждается Правительством Москвы.

3. Ребенку (детям) и приемному родителю (приемным родителям) предоставляется сопровождение на период действия договора о приемной семье.

4. Договор о приемной семье заключается по месту жительства ребенка (детей) и приемного родителя (приемных родителей).

5. Приемный родитель (приемные родители) ведет (ведут) в письменной форме учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, и представляет (представляют) соответствующий отчет в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства в срок, указанный в договоре о приемной семье, в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 12. Патронатное воспитание

1. Патронатный воспитатель является законным представителем (совершеннолетнее дееспособное лицо), обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), в том числе правом распоряжаться имуществом подопечного от его имени (с согласия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа), и действует на основании договора о патронатном воспитании.

2. Патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья).

3. Передача на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся братьями и сестрами, разным патронатным воспитателям не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

4. Ребенок, достигший возраста 10 лет, передается на патронатное воспитание только с его согласия. Прекращение патронатного воспитания осуществляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.

5. На лиц, желающих взять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на патронатное воспитание, распространяются требования, установленные федеральным законодательством в отношении опекунов (попечителей).

6. На детей, переданных на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения и социальные гарантии, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство).

7. Патронатное воспитание осуществляется на основании договора о патронатном воспитании, заключаемого в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

8. Контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа.

9. При отказе родственников от усыновления (удочерения), при отсутствии родственников, а также при наличии иных установленных федеральным законодательством обстоятельств, препятствующих усыновлению (удочерению) родственниками ребенка, переданного на патронатное воспитание, преимущественное право усыновления (удочерения) предоставляется патронатному воспитателю, у которого воспитывается ребенок.

Статья 13. Договор о патронатном воспитании

1. Основанием для заключения договора о патронатном воспитании являются заключение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о возможности осуществления патронатного воспитания гражданином, выразившим желание стать патронатным воспитателем, документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать патронатным воспитателем, акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, принятый по месту жительства ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, патронатным воспитателем и организацией по патронатному воспитанию по месту жительства ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на срок не менее трех месяцев и не более одного года. В интересах ребенка, переданного на патронатное воспитание, допускается продление договора о патронатном воспитании.

3. Договор о патронатном воспитании должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, меры по защите его прав и законных интересов, права и обязанности сторон.

4. Положение об организации патронатного воспитания и примерная форма договора о патронатном воспитании утверждаются Правительством Москвы.

5. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства ребенка, переданного на патронатное воспитание, в трехдневный срок обязан информировать регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, об устройстве данного ребенка на воспитание в семью в целях прекращения учета сведений о нем в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством.

6. Патронатный воспитатель ведет учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание. Сведения об израсходованных денежных средствах представляются в письменной форме один раз в три месяца в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, если иное не установлено в договоре о патронатном воспитании.

7. Ребенку, переданному на патронатное воспитание, и патронатному воспитателю предоставляется сопровождение уполномоченными организациями.

Статья 14. Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством.

2. Первичный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту их фактического нахождения.

3. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих передаче на воспитание в семью, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Сведения, составляющие данные учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются конфиденциальными и могут быть использованы уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа только в целях осуществления защиты их прав и законных интересов.

Статья 15. Учет граждан, которые находятся под опекой (попечительством) и над которыми установлен патронаж

1. Учет граждан, которые находятся под опекой (попечительством) и над которыми установлен патронаж, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту их жительства.

2. Сведения, составляющие данные учета граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, являются конфиденциальными и могут быть использованы уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа только в целях осуществления защиты их прав и законных интересов.

Статья 16. Учет детей, нуждающихся в помощи государства

1. Учет детей, нуждающихся в помощи государства, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту их жительства. Порядок учета детей, нуждающихся в помощи государства, определяется в положении об организации социального патроната.

2. Сведения, составляющие данные учета детей, указанных в части 1 настоящей статьи, являются конфиденциальными и могут быть использованы уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа только в целях осуществления защиты их прав и законных интересов.

Статья 17. Постинтернатный патронат

1. Постинтернатный патронат устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, после окончания их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на основании договора о постинтернатном патронате, заключаемого в соответствии с настоящей статьей.

2. Постинтернатным воспитателем может быть совершеннолетнее дееспособное лицо. Постинтернатный воспитатель осуществляет сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на основе договора о постинтернатном патронате.

3. Постинтернатный патронат осуществляется на безвозмездной основе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) постинтернатным воспитателем.

4. Договор о постинтернатном патронате в отношении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускником данной организации и (или) постинтернатным воспитателем.

5. Договор о постинтернатном патронате в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или уполномоченной организацией и (или) постинтернатным воспитателем и указанным лицом. Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет может выступать инициатором заключения договора о постинтернатном патронате.

6. Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, в целях его воспитания и сопровождения.

7. За постинтернатным воспитателем, как правило, может быть закреплено не более трех воспитанников. Данное ограничение не применяется в случае установления постинтернатного патроната над детьми, являющимися братьями и сестрами.

8. Постинтернатный патронат не устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье.

9. Положение об организации постинтернатного патроната и примерная форма договора о постинтернатном патронате утверждаются Правительством Москвы.

10. Контроль за осуществлением постинтернатного патроната возлагается на уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Статья 18. Социальный патронат

1. Социальный патронат устанавливается над детьми, нуждающимися в помощи государства.

2. Социальный патронат осуществляется уполномоченной организацией на безвозмездной основе.

3. Договор о социальном патронате заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и законным представителем (законными представителями) ребенка (детей).

4. Положение об организации социального патроната и примерная форма договора о социальном патронате утверждаются Правительством Москвы.

5. Контроль за осуществлением социального патроната возлагается на уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Статья 19. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Установление патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, и реализация контроля за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 20. Виды государственной поддержки приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание

1. Государственная поддержка приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, в виде:

1) ежемесячной выплаты вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю в соответствии со статьей 21 настоящего Закона;

2) ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в соответствии с законодательством города Москвы;

3) ежегодного обеспечения детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, путевками для отдыха, приобретаемыми за счет средств бюджета города Москвы;

4) выделения один раз в два года путевок для отдыха детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в сопровождении приемного родителя или патронатного воспитателя.

2. На приемного родителя (приемных родителей), в семье которого (которых) воспитываются (приняты на воспитание) трое или более детей, на патронатного воспитателя, у которого воспитываются (приняты на воспитание) трое детей, распространяются следующие льготы:

1) бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси);

2) возмещение расходов по оплате телефона в жилом помещении, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание (за исключением услуг междугородней и международной связи);

3) возмещение расходов по оплате за жилое помещение, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание, и коммунальные услуги.

Статья 21. Размеры ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого приемным родителям, патронатным воспитателям

1. Ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое приемному родителю или патронатному воспитателю, на одного ребенка, переданного в приемную семью или на патронатное воспитание, устанавливается в размере 15155 рублей.

2. Вознаграждение приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Москвы.

3. Ежемесячное вознаграждение выплачивается одному приемному родителю за воспитание каждого ребенка в случае передачи на воспитание одного ребенка или двух детей. В случае передачи на воспитание трех и более детей ежемесячное вознаграждение выплачивается каждому приемному родителю за воспитание каждого ребенка в размере, указанном в части 1 настоящей статьи.

4. За воспитание ребенка-инвалида, принятого в приемную семью или на патронатное воспитание, размер ежемесячного вознаграждения, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, увеличивается на 70 процентов.

5. Право на ежемесячное вознаграждение у приемного родителя (приемных родителей), патронатного воспитателя возникает с момента заключения договора соответственно о приемной семье, патронатном воспитании.

6. Порядок выплаты ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю устанавливается Правительством Москвы.

Статья 22. Надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка

1. Надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей осуществляется по месту жительства ребенка, переданного на воспитание, в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством города Москвы.

2. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до достижения им возраста 18 лет по месту жительства в случае назначения ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим его в городе Москве.

3. Порядок учета граждан Российской Федерации, проживающих в городе Москве, отстраненных от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя и усыновителя, в отношении которых вынесено решение суда об отмене усыновления, устанавливается Правительством Москвы.

Глава 3. Заключительные положения

Статья 23. Финансирование затрат, связанных с реализацией настоящего Закона

Финансирование затрат, связанных с реализацией настоящего Закона, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 24. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

1. За неисполнение настоящего Закона должностные лица уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели за нарушение настоящего Закона несут административную ответственность в соответствии с законодательством города Москвы.

Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве";

2) Закон города Москвы от 27 июня 2001 года N 33 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве";

3) Закон города Москвы от 29 сентября 2004 года N 59 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве".

3. Правовые акты города Москвы в сфере организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Московская городская Дума

Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве"



Просмотров