В решении ктс должно быть указано. Трудовые споры: решение комиссии (образец)

Порядок принятия решения имеет большое правовое значение. В соответствии с ч. 1 ст. 388 ТК РФ решение КТС принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании, следовательно, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов комиссии. Решение считается не принятым, если за него проголосовала половина или менее половины присутствующих на заседании членов комиссии. При этом не имеет значения, представители какой стороны (работников или работодателя) оказались в большинстве.

Если за решение КТС проголосовало менее половины присутствующих на заседании членов комиссии, т.е. в случае, когда решение считается не принятым, работник вправе обратиться за разрешением трудового спора в суд. По просьбе работника ему может быть вручена выписка из протокола (или копия протокола), содержащая сведения о результатах голосования за принятие проекта решения.

Выписка из протокола заседания КТС должна быть подписана председателем (заместителем председателя) комиссии и заверена печатью КТС.

В целях достижения максимальной объективности и непредвзятости при вынесении решения законодатель установил форму тайного голосования. Тайное голосование предполагает наличие бюллетеней для голосования. Обязанность по подготовке и хранению бюллетеней может быть возложена на постоянного работника, назначенного руководителем организации соответствующим приказом (распоряжением) для ведения работы по организационно-техническому обслуживанию КТС. Для проведения тайного голосования необходимо избрать счетную комиссию, которая должна провести подсчет голосов. Результаты работы счетной комиссии должны найти свое отражение в протоколе заседания КТС.

Следует обратить особое внимание, что КТС может проголосовать за конкретно подготовленное решение. Однако трудовое законодательство не предусматривает подготовку проекта решения, обсуждение его мотивировочной и резолютивной части.

Поскольку решение комиссии является важным процессуальным документом, закон предъявляет к нему довольно жесткие требования. Решение готовится в письменной форме. В нем должны быть отражены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 388 ТК РФ.

Вводная часть решения должна содержать следующие сведения:

Наименование организации, а также структурного подразделения (если спор рассматривается КТС структурного подразделения организации);

Фамилию, имя, отчество, должность, профессию или специальность работника, обратившегося в КТС;

Дату обращения в комиссию и дату рассмотрения спора;

Фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании.

В описательной части решения указывается существо спора, четкие требования работника, его представителя, возражения представителя работодателя, объяснения других лиц, участвующих в рассмотрении заявления.

В мотивировочной части решения излагаются обстоятельства, установленные в ходе заседания комиссии; доказательства, на которых основаны выводы комиссии; нормативные правовые акты (локальные акты, коллективные договоры, соглашения), которыми руководствовалась комиссия при вынесении решения.

В резолютивной части решения должно быть изложено существо решения со ссылкой на конкретные нормы, содержащиеся в законах, иных нормативных правовых актах, которыми руководствовалась комиссия при вынесении решения, а также отражены результаты голосования.

На подготовку решения, за которое должны проголосовать члены комиссии, по всей видимости, уйдет достаточно много времени. Поэтому в целях упрощения работы комиссии целесообразно разработать примерную форму решения КТС, которую можно было бы взять за основу для подготовки проекта решения по конкретному делу.

Подготовленный проект решения следует обсудить всем членам КТС, рассматривающим трудовой спор. Проект решения подлежит доработке с учетом мнения присутствующих. При этом члены комиссии вправе делать свои замечания на основе анализа и оценки доказательств, полученных в ходе заседания КТС, имеющих существенное значение по делу. Члены комиссии вправе также подвергнуть сомнению доказанность и обоснованность требований, заявленных работником, или возражений представителя работодателя.

Решение КТС является обязательным для исполнения сторонами, поэтому оно должно содержать четкие, юридически правильные формулировки и не допускать двойного толкования. В противном случае исполнение решения может быть затруднительно. Окончательно доработанный вариант проекта решения ставится на голосование.

Принятое комиссией решение в отличие от его проекта должно содержать результаты голосования.

Например, после резолютивной части решения должно быть отмечено:

присутствующих на заседании КТС".

Либо резолютивная часть решения может выглядеть таким образом:

присутствующих на заседании) комиссия по трудовым спорам

отказать Иванову Владимиру Васильевичу в удовлетворении

требований о взыскании премиального вознаграждения

________________________________________________________________________

по итогам работы за III квартал 2005 г.

______________________________________________________________________".

(резолютивная часть решения)

В соответствии с ч. 3 ст. 388 ТК РФ копии решения КТС, заверенные надлежащим образом, в течение трех дней со дня его принятия вручаются работнику и работодателю. Закон не конкретизирует этот срок, не оговаривая, например, в течение трех рабочих или календарных дней должно быть выполнено установленное требование. Скорее всего, речь идет о календарных днях, поскольку иное не предусмотрено законом.

Решение комиссии является важным процессуальным документом, поэтому законодательством к нему предъявляются достаточно жесткие требования как по форме, так и по содержанию. Решение КТС должно иметь письменную форму*(56). В нем отражаются следующие сведения, указанные в ч. 2 ст. 388 ТК РФ:

  • 1) наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
  • 2) даты обращения в комиссию и рассмотрения трудового спора, его существо;
  • 3) фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
  • 4) существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • 5) результаты голосования.

Однако это далеко не все содержание решения КТС. Оно состоит из следующих четырех частей:

  • 1) вводной;
  • 2) описательной;
  • 3) мотивировочной;
  • 4) резолютивной.

Вводная часть решения содержит сведения о наименовании организации (структурного подразделения); фамилию, имя, отчество, должность, профессию или специальность работника, обратившегося в КТС; дату обращения и дату рассмотрения спора; фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании.

В описательной части излагаются существо спора, требования работника, его представителя, возражения представителя работодателя, объяснения других лиц, участвующих в рассмотрении заявления.

В мотивировочной части указываются обстоятельства, установленные в процессе заседания комиссии; доказательства, которые служат основанием для выводов комиссии; нормативные правовые акты (локальные нормативные акты, коллективные договоры, соглашения), на которые ссылается комиссия при вынесении своего решения.

Резолютивная часть состоит из сведений о существе решения со ссылкой на нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, которыми руководствовалась комиссия при вынесении решения, а также о результатах голосования.

Решение КТС должно иметь четкие, юридически правильные и грамотные формулировки. В него недопустимо включение формулировок, позволяющих различное их толкование. В решении по денежным требованиям указывается точная сумма, причитающаяся работнику.

Принятые решения комиссии в последующем утверждении не нуждаются и могут исполняться немедленно. КТС не вправе их пересматривать, т.е. возвращаться к разрешению спора по существу комиссия полномочий не имеет. Однако если при подсчете КТС денежной суммы допущена ошибка и в результате между работником и работодателем возникает спор уже не о праве работника на получение той или иной суммы, а о ее размере или индексации, комиссия вправе вернуться к разрешенному спору для уточнения суммы, подлежащей взысканию. В данном случае комиссией выносится дополнительное решение. Такие же юридические последствия наступают в том случае, если в основном решении комиссии не была точно определена сумма требования.

Решение КТС имеет обязательную силу. Обязательность решений комиссии заключается в необходимости исполнения их работодателем, а в случае отказа добровольно исполнить - в обеспечении принудительного исполнения.

Относительно юридической силы решения КТС ученые справедливо замечают, что обязанность выполнения решений КТС должна основываться не на ее властных полномочиях, а на обязанности сторон выполнять принятые на себя обязательства*(57). По своей сути решение КТС является соглашением сторон и не может иметь принудительного характера, придаваемого ему Трудовым кодексом РФ.

Копии решения КТС, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, в течение трех дней со дня принятия решения вручаются работнику и работодателю или их представителям.

Принятие решения завершает рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам.

  • Ответы к квалификационному экзамену для специалистов по таможенным операциям (по сотоянию на 2014 год)
  • 3. Принципы деятельности и система таможенных органов. (311-фз, ст. 10, 11)
  • 4. Функции таможенных органов, их задачи, права и обязанности. (311-фз: ст.12,19,16, тк тс ст.6)
  • 5. Принципы и порядок проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств. (тк тс, ст.94, ст.95, порядок проведения - ответ к вопросу 6)
  • 6. Формы таможенного контроля. Особенности применения форм таможенного контроля. (тк тс, глава 16)
  • 7. Система управления рисками (цели ее применения, профили, объекты анализа риска). (тк тс, глава 18)
  • 8. Виды и цели таможенных проверок таможенными органами. Порядок проведения, права и обязанности лиц, участвующих в проверках. (тк тс, глава 19)
  • 9. Порядок обжалования решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. (311-фз, ст.36-38)
  • 10. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа. (311-фз, ст. 49)
  • 11. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. (ст. 12,18,23,28,33,38 тк тс)
  • 13. Таможенный представитель (права, обязанности, ответственность). (ст.12,15-17 тк тс)
  • 14. Специалист по таможенным операциям (права, обязанности, ответственность). (ст.63-64 311-фз, информ. Из интернета)
  • 15. Правовое регулирование деятельности таможенных представителей и специалистов по таможенным операциям.
  • 20. Условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора. Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору. (ст.38-42 тк тс)
  • 21. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (тн вэд тс) (основное назначение и применение). (ст.105 311-фз, ст. 50,51 тк тс, решение ктс № 522 от 28..01.2011)
  • 22. Правила классификации товаров в соответствии с тн вэд тс. (ст.52 тк тс, опи, информ. Из интернета)
  • 23. Структура тн вэд тс: основная характеристика, принципы построения. (информ. Из интернета)
  • 24. Классификация товаров для таможенных целей. Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по тн вэд тс. (ст.52-57 тк)
  • 25. Процедура принятия решений по классификации товаров, применяемых государствами - членами Таможенного союза. (ст.106-108 311-фз)
  • 26. Внешнеэкономическая сделка. Виды, порядок и способы оформления внешнеэкономической сделки. (информ. Из интернета)
  • 29. Соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза. (ст. 22,23 173-фз)
  • 30. Порядок применения паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. (ст.20 173-фз, глава 6 138-и)
  • Глава 6. Порядок оформления паспорта сделки (сокращена!)
  • 31. Порядок применения паспорта бартерной сделки, при осуществлении товарообменных сделок. (Указ №1209)
  • 32. Таможенная стоимость товаров. Общая характеристика методов ее определения для ввозимых/вывозимых товаров. (ст.64 тк тс, личные записи)
  • 33. Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров при производстве таможенных операций и помещение товаров под таможенные процедуры. (ст.112 311-фз, информ. Из интернета)
  • 34. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров. Использование декларации таможенной стоимости (дтс). (решение ктс 376 - сокращено!)
  • 35. Корректировка таможенной стоимости в рамках проведения таможенного контроля: сущность, назначение, порядок осуществления, оформляемые документы. (ст.68 тк тс, решение ктс 376)
  • II. Процедура корректировки таможенной стоимости товаров
  • 36. Определение страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу. (ст.58 тк тс, ст.109,110 311-фз)
  • 37. Тарифные льготы. Порядок предоставления тарифных льгот. (Альта-форум)
  • 38. Порядок подтверждения страны происхождения товаров. Документы, подтверждающие страну происхождения товаров. (ст.59-62 тк тс, личные записи)
  • 39. Порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров. (ст. 111 311-фз)
  • 40. Общие условия и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. (ст.85,86 тк тс)
  • 41. Обеспечение уплаты таможенных платежей путем внесения денежных средств (денежный залог). (ст.145 тк тс)
  • 42. Исчисление и порядок уплаты таможенных пошлин. Виды ставок таможенных пошлин. (ст.76,84,71 тк тс)
  • 43. Порядок исчисления и уплаты акцизов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. (ст.194,204 нк рф)
  • 44. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. (ст.146, 166, ч.1 ст. 151, нк рф)
  • 45. Виды и порядок исчисления таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу. (ст.123-128 311-фз)
  • 46. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. (ст.147-149 311-фз)
  • 47. Взыскание таможенных платежей. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов. Пени, требование об уплате таможенных платежей. (ст. 150-152 311-фз)
  • 49. Плательщики таможенных пошлин и налогов. Условия возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. (ст.79-81 тк тс)
  • 53. Квотирование и лицензирование товаров как меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. (ст. 20-27 164-фз)
  • 54. Порядок ввоза лекарственных средств и фармацевтических субстанций. (Постановление от 29.09.2010 № 771)
  • 56. Производство таможенных операций при помещении под таможенные процедуры товаров в области экспортного контроля. (183-фз «Об экспортном контроле», инструкция 1545)
  • 58. Порядок ввоза/вывоза служебного и гражданского оружия. (Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита гражданского и служебного оружия)
  • 59. Особенности выпуска товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при ввозе на территорию Российской Федерации. (ст. 18-20, 29,30 184-фз «о техническом регулировании»)
  • 60. Порядок оформления и использования форм документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов. (ст. 20-27 184-фз)
  • 61. Порядок ввоза/вывоза товаров, подлежащих ветеринарному контролю. (решение № 317)
  • 62. Порядок ввоза/вывоза товаров, подлежащих фитосанитарному контролю. (решение № 318)
  • 63. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц. (глава 45 тк тс)
  • 64. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. (глава 44 тк тс)
  • 65. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. (глава 47 тк тс)
  • 66. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. (глава 46 тк тс)
  • 67. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов. (глава 50 тк тс)
  • 69. Особенности совершения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа. (глава 48 тк тс)
  • 71. Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза (места и время убытия, требования к товарам при убытии, таможенные операции, совершаемые с товарами при убытии). (ст. 162-164 тк тс)
  • 72. Временное хранение товаров (места и сроки временного хранения, таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение). (ст. 167-170 тк тс)
  • 74. Таможенное декларирование товаров. Виды таможенных деклараций. (ст.179-182, 350 тк тс, решение ктс № 287 от 18.06.10)
  • 1) Декларация на товары;
  • 2) Транзитная декларация;
  • 3) Пассажирская таможенная декларация;
  • 75. Формы декларирования, сроки и места подачи таможенных деклараций. (ст. 204,205 311-фз, ст. 185 тк тс)
  • 76. Декларант (его права, обязанности и ответственность). Полномочия лиц выступать в качестве декларанта при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита. (ст. 186-189 тк тс)
  • 77. Представление документов при декларировании товаров таможенным органам. Изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации. (ст. 183,184,191 тк тс)
  • 80. Предварительное таможенное декларирование товаров. (ст. 193 тк тс, ст. 211 311-фз)
  • 81. Неполная таможенная декларация. Периодическая таможенная декларация. (ст. 212,213 311-фз)
  • 82. Временное периодическое таможенное декларирование российских товаров. (ст. 214 311-фз)
  • 83. Основания (условия) выпуска товаров. Срок выпуска товаров. Порядок и основания продления срока выпуска товаров до 10 рабочих дней. Отказ в выпуске. (ст. 195,196,201 тк тс, ст. 220 311-фз)
  • 84. Условно выпущенные товары. (ст. 200 тк тс, ст. 222 311-фз)
  • 85. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации. (ст. 197 тк тс)
  • Глава 17. Взаимная административная помощь
  • 87. Совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру. (глава 26 тк тс)
  • 88. Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления и условия помещения товаров под данную таможенную процедуру. (глава 30 тк тс)
  • 89. Содержание таможенной процедуры экспорта и условия помещения под таможенную процедуру экспорта. (глава 31 тк тс)
  • 90. Содержание таможенной процедуры таможенного транзита и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. (215,216,227,228 тк тс)
  • 93. Содержание таможенной процедуры таможенного склада и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. (ст. 229,230,237,238 тк тс)
  • 94. Таможенные склады и их типы. Сроки и условия хранения товаров на таможенном складе. Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада. (ст. 231-234 тк тс)
  • 101. Содержание таможенной процедуры реимпорта и условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта. Возврат сумм вывозных таможенных пошлин при реимпорте товаров. (ст. 292-295 тк тс)
  • 104. Содержание таможенной процедуры уничтожения, условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения. Особенности применения таможенной процедуры уничтожения. (глава 42 тк тс)
  • 2. Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.

    Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

    ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.

    ДТС заполняется декларантом или таможенным представителем, если таможенное декларирование производится таможенным представителем (далее - лицо, заполняющее ДТС).

    В случае корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом ДТС заполняется уполномоченным лицом таможенного органа.

    4. ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена.

    Перечень документов, представляемых в подтверждение заявленной таможенной стоимости, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза (статья 183 Кодекса: Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом).

    5. В случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, ДТС может быть представлена в форме электронного документа.

    (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 785)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. ДТС составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для таможенного органа, другой - для лица, заполнившего ДТС.

    Оба экземпляра ДТС подписываются и удостоверяются в соответствии с пунктом 18 Порядка.

    7. ДТС заполняется на все товары, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), декларируемые с использованием декларации на товары, за исключением случаев, указанных в пункте 8 Порядка.

    При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в соответствии с методом 1 заполняется ДТС-1. Остальные методы – ДТС-2.

    Остальные мктоды_

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. Таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения ДТС в следующих случаях:

    Если товары помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов;

    Если исходя из заявляемой величины таможенной стоимости не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении требований Кодекса;

    Если общая таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, которая может быть установлена в государстве - члене Таможенного союза и не должна превышать сумму, эквивалентную 10000 (десяти тысячам) долларов США, за исключением многоразовых (два и более раза) поставок в рамках одного договора (контракта), а также повторяющихся (два и более раза) поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным договорам (контрактам);

    Если в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Кодекса при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, ранее определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, за исключением случаев, когда такая таможенная стоимость товаров была определена неверно, или случаев, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза;

    Если в соответствии с Кодексом, иными международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами (не облагаются таможенными пошлинами и налогами).

    Во всех случаях, когда не установлено обязательное заполнение ДТС, таможенный орган при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, также вправе письменно мотивированно в произвольной форме потребовать представления ДТС.

    9. ДТС-1 состоит из двух основных и необходимого числа дополнительных листов. Первый основной лист содержит сведения, заявляемые в декларации на товары, во втором листе указываются сведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемых товаров, и расчет величины таможенной стоимости.

    Все листы ДТС, начиная с третьего, являются дополнительными. Нумерация дополнительных листов начинается с третьего номера (1-й и 2-й листы - основные листы формы, 3-й и последующие листы - дополнительные).

    ДТС-2 состоит из двух основных листов: первого листа, содержащего сведения, распространяемые на все товары, декларируемые в декларации на товары, и второго листа, в котором указываются сведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемых товаров, и расчет величины таможенной стоимости. Если по одной декларации на товары декларируется более трех наименований товаров, то для декларирования таможенной стоимости товаров используются дополнительные листы. В этом случае в качестве дополнительных листов используется бланк второго основного листа ДТС-2.

    Все листы ДТС-2, начиная с третьего, являются дополнительными. Нумерация дополнительных листов начинается с третьего номера (1-й и 2-й листы - основные листы формы, 3-й и последующие листы - дополнительные).

Комментарий к статье 1. Если ни одна из сторон индивидуального трудового спора не обжаловала решение КТС в суд, наступает этап исполнения решения комиссии, который может быть как добровольным в течение 3 дней со дня окончания срока на обжалование, так и принудительным по истечении названного срока.
2. Удостоверение на принудительное исполнение решения выдает КТС организации. КТС структурных подразделений организации правом выдачи удостоверений, имеющих силу исполнительного листа, не наделены.
ТК не устанавливает требование к правомочности комиссии при выдаче удостоверения, как это сделано в ч. 5 ст. 387 ТК в отношении проведения заседания КТС при разрешении индивидуального трудового спора.
3. О выдаче удостоверения на принудительное исполнение решения комиссии работник обращается с письменным заявлением в КТС.
Срок, в течение которого работник может обратиться в комиссию о выдаче удостоверения, установлен и составляет один месяц со дня принятия КТС решения. Это определяет, что действительный (реальный) срок, который предоставляется работнику для получения удостоверения, значительно меньше, поскольку:
копия решения КТС вручается работнику в течение 3 дней со дня принятия решения КТС (ч. 3 ст. 388 ТК);
10 дней со дня вручения копии решения КТС предоставляется для его обжалования (ч. 2 ст. 390 ТК);
3 дня по истечении 10 дней, предоставленных на обжалование, дается работодателю для исполнения решения КТС.
Таким образом, названный законодателем месячный срок сокращается на периоды, которые названы выше.
Если работником пропущен указанный срок обращения, то при наличии уважительных причин КТС может его восстановить. При отказе в восстановлении этого срока работник может обратиться за рассмотрением спора в суд.
Выдавая удостоверение, комиссия не выясняет причины неисполнения ее решения и трудовой спор повторно не разрешает.
4. Удостоверение КТС должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. В соответствии со ст. 13 Закона об исполнительном производстве в нем должны быть указаны:
наименование и адрес органа, выдавшего исполнительный документ;
наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
дата принятия решения КТС;
дата вступления в законную силу решения КТС;
сведения о работодателе и работнике: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания; б) для организаций - наименование и юридический адрес; в) для Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
резолютивная часть решения КТС, содержащая существо решения (например, требование о возложении на работодателя обязанности по передаче работнику денежных средств, об отмене приказа работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания в виде выговора и т.д.);
дата выдачи исполнительного документа.
Удостоверение, выданное на основании решения комиссии, подписывается председателем комиссии и заверяется печатью КТС.
5. В случае утраты подлинника удостоверения основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке КТС (см. ст. 12 Закона об исполнительном производстве). В настоящее время ТК не регулирует вопроса о выдаче КТС дубликата удостоверения.
6. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа (удостоверения КТС) по заявлению работника. Заявление подписывается работником либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Заявление работника и исполнительный документ подаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Срок для добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется работнику, работодателю, а также в орган, выдавший исполнительный документ (см. ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
7. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ предъявлен без заявления работника либо заявление не подписано работником или его представителем; исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий; документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. Устранение названных обстоятельств не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю (см. ст. 31 Закона об исполнительном производстве).
8. В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения работник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в КТС с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Заявление о разъяснении положений удостоверения, способа и порядка его исполнения рассматривается КТС в 10-дневный срок со дня его поступления (см. ст. 32 Закона об исполнительном производстве).
9. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (см. ст. 36 Закона об исполнительном производстве).
10. Об участии в исполнительном производстве несовершеннолетних, о законных представителях граждан, участвующих в исполнительном производстве, о лицах, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства, см. коммент. к ст. 396 ТК.
11. Об ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве см. коммент. к ст. 396 ТК.
12. Если истек трехмесячный срок предъявления удостоверения судебному приставу-исполнителю, оно к производству не принимается, о чем выносится соответствующее постановление.
Положение ч. 4 ст. 389 ТК закрепляет право КТС восстановить срок, если он пропущен работником по уважительным причинам, которыми могут быть, например, длительная командировка, пребывание работника в стационаре в связи с болезнью.
Вместе с тем на основании ч. 2 ст. 23 Закона об исполнительном производстве пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительного листа и судебного приказа, восстановлению не подлежат. Полагаем, что возникшая коллизия может быть решена на приоритете специального законодательного положения по сравнению с общим, т.е. в данном случае следует руководствоваться правилом ч. 4 ст. 389 ТК.

В каком порядке принимается решение комиссией по трудовым спорам

Изложим тезисно основные особенности данной процедуры:

  • Срок — максимум 10 календарных дней с момента принятия заявления от сотрудника (абз. 2 ст. 387 Трудового кодекса РФ).
  • Рассмотрение спора проводится только в присутствии сотрудника или его представителя, обладающего соответствующими полномочиями, либо в его отсутствие — при наличии письменного заявления такого сотрудника.
  • Приглашение специалистов, свидетелей, иных сотрудников, чьи разъяснения необходимы для объективного и справедливого рассмотрения спора, разрешается.
  • Для квалификации заседания комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) как правомочного необходимо присутствие на нем не менее 50% от числа представителей каждой стороны, входящих в состав членов КТС.
  • Решение принимается на основе результатов тайного голосования. Для этого необходимо простое большинство голосов (абз. 1 ст. 388 ТК РФ). Надлежит учесть, что решение принимается, если за него отдали свои голоса более ½ присутствовавших участников заседания — членов комиссии. При этом не играет роли, представители какой стороны оказались в большинстве. Например, работодатель ссылался на то, что из 5 представителей с его стороны только 4 смогли участвовать в заседании (против 5 членов КТС со стороны работника), однако суд отклонил данный довод (решение Нижнеилимского райсуда Иркутской обл. от 13.05.2016 по делу № 2-498/2016).

Заполненный образец решения комиссии по трудовым спорам

Законом установлены определенные требования к содержанию решения КТС, которое должно включать следующие данные (ст. 388 ТК РФ):

  • наименование работодателя;
  • Ф. И. О., должность, профессию или специальность сотрудника, представившего заявление;
  • дату принятия заявления;
  • дату рассмотрения спора КТС;
  • содержание возникшего спора;
  • Ф. И. О. присутствовавших на заседании лиц из состава КТС, а также иных приглашенных лиц;
  • содержание принятого КТС решения, а также его правовое обоснование;
  • результаты голосования.

ВАЖНО! Включение перечисленной выше информации в решение обязательно. В противном случае, если решение будет обжаловано, судебный орган может признать его не соответствующим закону. Например, в решении были перечислены не все участвующие в заседании КТС и в обосновании принятого решения не было ссылки на соответствующую норму закона, поэтому суд признал решение не отвечающим требованиям закона (см. решение Железнодорожного райсуда г. Хабаровска от 24.10.2016 по делу № 2-5246/2016).

В решении проставляется подпись председателя КТС или его заместителя, а также оттиск печати КТС. В дальнейшем его копия выдается представителям со стороны работодателя и сотрудника. Срок выдачи — максимум 3 дня с даты принятия решения КТС.

Унифицированного/типового образца решения КТС в настоящий момент на законодательном уровне не утверждено, поэтому он может быть разработан, например, на основе предлагаемого нами шаблона. Образец заполнения можно скачать по ссылке: Образец решения комиссии по трудовым спорам .

ВАЖНО! Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде решение КТС об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление (п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2, далее — ППВС № 2).

В какой срок подлежит исполнению решение комиссии по трудовым спорам

После того как КТС приняла свое решение в отношении трудового спора, сторонам отводится 10 дней на его оспаривание. Если оно так и не было обжаловано, в течение 3 дней после истечения названного срока решение КТС подлежит исполнению (абз. 1 ст. 389 ТК РФ).

Если же решение не было исполнено в регламентированный срок и при этом никто из сторон не перенес рассмотрение спора в суд, работник правомочен обратиться в КТС за специальным удостоверением (абз. 2 вышеназванной нормы). Данный документ по своей правовой природе является исполнительным, и, основываясь на нем, судебный пристав правомочен осуществить исполнение решения КТС. Срок представления упомянутого удостоверения приставу — не более 3 месяцев с момента его получения.

Однако если сотрудником были пропущены сроки обращения за удостоверением (в течение 1 месяца со дня принятия решения КТС) и/или представления приставу для исполнения, КТС при наличии объективных оснований может восстановить названные сроки.

ВАЖНО! ТК РФ не содержит предписаний об обязательности досудебного урегулирования споров, потому сотрудник, чьи права были нарушены, может сразу обратиться за их защитой в суд, минуя КТС. Кроме того, в случае несогласия с этим решением сотрудник может в течение 10 дней с даты вручения ему копии решения обратиться в суд за его обжалованием (п. 2 ППВС № 2).

Итак, решение КТС принимается посредством тайного голосования членов комиссии простым большинством голосов. Хотя унифицированного/типового образца такого документа не утверждено, в законе имеются требования к составу включаемых в него сведений, при отсутствии которых решение может быть признано незаконным.



Просмотров