Образование моряков. Морское образование. А что с родным берегом


Информационно-аналитический журнал "СУДОХОДСТВО" №12, декабрь 1999 г.
http://www.sudohodstvo.com/12_99/page_046_12_99.html

Морское образование за рубежом

Каким должно быть морское образование в нашей стране? Как обеспечить достаточный уровень подготовки и соответствие STCW-78/95? Как сохранять и развивать учебную базу в условиях недостатка финансирования? Эти и другие вопросы приходится решать не только нашей стране, но и многим другим государствам и частным образовательным учреждениям. Рассмотрим основные особенности морского образования в Европейских странах и их политику в обеспечении его соответствия современным требованиям.

Корпус Различные подразделения должны быть подготовлены для широкого круга действий: от гуманитарных до боевых задач. Индивидуальные морские пехотинцы могут служить на действительной службе или в резерве, и могут быть военнослужащих, офицеров, офицеров, офицеров, офицеров, офицеров, офицеров, офицеров, офицеров, офицеров, офицеров, офицеров. Морские пехотинцы отличаются друг от друга по рангу, их работе в морской пехоте и многим другим факторам. Морские пехотинцы могут подвергаться опасности, особенно во время развертывания, а время от семьи может быть затруднено.

Англия

Великобритания следует за традиционным типом образования с разделением судоводителей и механиков, хотя одновременно предлагает возможность обучения поливалентных офицеров с возможностью использования как на палубе, так и в машине.
Традиционная система предусматривает, что кандидаты после окончания средней школы поступают на работу в судоходную компанию, где проходят обучение по одобренной программе в течение трех с половиной - четырех лет, одновременно проходя короткие курсы в колледже во время нахождение на берегу, или, отработав в судоходной компании до достижения морского стажа, поступают в колледж.
Морской стаж, требуемый в обоих случаях, - не менее трех с половиной лет, включая несение вахты в течение не менее 6 месяцев за последний год.
Непосредственное обучение в колледже занимает около пяти месяцев, после чего кандидаты сдают устный экзамен в Морском агентстве безопасности (MSA) и получают Свидетельство о компетентности 4 класса, дающее право на самостоятельное несение вахты.
Дальнейшее продвижение происходит чередованием обучения на берегу и работы в море с последовательным получением классов 3, 2 и 1 Свидетельства о компетентности. Минимальная длительность морского стажа, требуемого для перехода на следующую ступень, 18 месяцев.
Таким образом, достижение класса 1 Свидетельства о компетентности (капитан или старший механик) в лучшем случае занимает 10-12 лет.
Образование для высших классов компетентности проходит на университетском уровне.
Качество британского морского обучения считается очень высоким, и владельцы Свидетельств о компетентности MSA Великобритании признаются во всем мире высококвалифицированными специалистами. Германия Морское образование в Германии полностью объединено в общей системе образования и обучения, которая называется "Duale Ausbildung" (двойное образование). Эта система подразумевает, что стажер работал три дня в неделю в компании (обычно в течение 2 - 3 лет), оставляя два дня для посещения школы, где он получает профессиональную теоретическую подготовку. В первой стадии каждый стажер для любой должности должен получить квалификацию механика "Schiffsmechaniker".
В морском образовании применяется та же самая система, что и для каждой наземной профессии, за исключением того, что кандидат в течении года имеет три блока по 2 - 3 месяца в школе, работая остаток времени на борту судна. После короткого курса по безопасности, борьбе с пожаром и выживанию, кандидат начинает обучение на судне, что позволяет ему получать мореходный опыт на ранней стадии образования. Продолжительность этого образования - обычно три года, но может быть уменьшена до двух с половиной лет, если кандидат окончил среднюю школу заранее на уровне, который позволяет поступление в университет.
Как только это обучение закончено, стажер может претендовать на место в одной из десяти торговых морских академий в Германии.
Fachhochschule в Гамбурге предлагает только двойное образование (поливалентный офицер).
Hochschule Бремен - часть Университета Бремена, где требования для поступления выше, чем в других колледжах. Все другие школы предлагают раздельные палубные и машинные квалификации, хотя некоторые из них также предлагают двойные квалификации.
Федеральное Министерство транспорта определяет требования, которые изменяются согласно уровню дипломов, для которых они предназначены. Экзамены организованы школами под наблюдением министерства. Программы и правила экзаменов определяются правительством федеральной земли (Bundeslander). В зависимости от предыдущего уровня образования, кандидат имеет возможность достигнуть различных стадий в карьере офицера. В Германии система больше усложнена, чем в большинстве других государств - членов ЕС, из-за трех различных типов дипломов капитана или старшего механика. Диаграмма объясняет различие между тремя главными квалификациями, используя пример получения капитанского диплома. Аналогичная процедура в размере и длительности обучения применяется и для диплома старшего механика.
AK-диплом является самым низким дипломом капитана. Он позволяет занимать должность капитана на судах меньше чем 1600 регистровых тонн в "Mittlerer Fahrt". " Mittlere Fahrt" означает, что судно может плавать между всеми европейскими портами, неевропейскими портами Средиземного и Черного морей и портами Атлантического побережья Марокко.
АМ-диплом позволяет занимать должность капитана на судах меньше чем 8000 регистровых тонн без ограничения района плавания.
И наконец, AG-диплом позволяет занимать должность капитана на всех судах во всех районах мира за исключением некоторых специализированных судов, которые требуют дальнейшего образования. Различные пути получения вышеуказанных дипломов показаны на рисунке.

Военные базы предоставляют комфортабельные дома для морских пехотинцев и их семей, и военная карьера обеспечивает безопасность работы. Другие стимулы включают в себя гордость за обслуживание, развертывание или боевую выплату, стипендию на образование и пенсионные пособия после выполнения вашего соглашения об обслуживании.

Найти школы, которые предлагают эти популярные программы

Культурология Этнические и гендерные исследования География и картография Человеческие и потребительские науки Человеческие и социальные услуги Либеральные искусства, гуманитарные науки и общие исследования Военные исследования Парки, отдых и досуг Философия Политология Государственное управление Религиоведение Социальные науки и исследования Общественные науки и история Теологические, Религиозные и министерские исследования. Морской корпус, заявители должны иметь диплом средней школы, быть в процессе получения диплома или иметь сертификат общего образования.

Голландия

Подобно немецкой, голландская система морского образования относительно сложна, из-за того, что имеются три категории дипломов капитана или старшего механика. Первая категория не имеет ограничений, вторая позволяет занимать должность капитана на судах менее 6000 рег. тонн и старшего механика на судах с главным двигателем менее 6000 кВт и третья категория - для 3000 рег. тонн и 3000 кВт соответственно. Традиционное разделение на палубу и машинное отделение все еще в ходу на борту неавтоматизированных судов, и поэтому проводится раздельная подготовка наряду с подготовкой поливалентных офицеров.

Шаг 2: Выберите путь обслуживания

Обе группы должны быть физически пригодны и в состоянии пройти первоначальный тест на прочность. Должностные лица должны отвечать более строгим требованиям, чем рядовые члены службы, но первоначальная квалификация одинакова для активной и резервной службы. Человек может стать офицером после службы в рядах или путем непосредственного участия в программе подготовки офицеров. Обучение офицеров доступно в учебном корпусе офицеров военно-морских резервов, в Академии военно-морского флота У. или в морских учебных заведениях «Морские пехотинцы».

Как и в других Европейских странах, морское обучение организовано в виде чередования периодов обучения в школе и морской практики. Для получения диплома неограниченной категории кандидат, окончивший среднюю школу (12 лет), обучается в мореходной школе в течение двух лет, проходит морскую практику в течение одного года, снова обучается в школе один год, после чего получает диплом помощника капитана. После четырех лет морского стажа как помощник капитана и прохождения дополнительных курсов менеджмента в течение трех недель, кандидат получает право на получение неограниченного диплома капитана (старшего механика). На практике этот путь занимает более 10 лет. За несколько меньший срок возможно получить ограниченную категорию диплома, позволяющую работать на малотоннажных судах. Помимо описанной системы, имеются 35 мест в год в специальной программе для долгосрочных безработных (более девяти месяцев), которая финансируется компанией ESF. Эта программа ведет к ограниченному диплому морского офицера. Кандидаты должны пройти 8 месяцев очень интенсивного обучения и 12 месяцев морской практики. После других 2 месяцев в школе, 6 месяцев морской практики и последующих 2 месяцев обучения кандидаты сдают экзамен для получения вышеуказанного диплома. Кандидаты, участвующие в интенсивном обучении, отбираются специальным агентством занятости для мореплавателей, которое гарантирует, что кандидаты способны усвоить программу.
В связи с продуманной правительственной политикой, в отличие от других европейских стран, Голландский Регистр остается достаточно привлекательным для судовладельцев. В связи с этим из-за существующей нехватки квалифицированного персонала имеются планы разрешить владельцам ограниченных дипломов работать на борту судов более 6000 рег. тонн/6000 кВт. Эти планы рассматриваются со скептицизмом большинством экспертов, которые опасаются снижения традиционно высокого уровня морского образования и падения престижа морского офицера.
Обучение мореплавателей пребывает под юрисдикцией Министерств образования, транспорта и сельского хозяйства и рыбной ловли (для рыбаков). Преподаватели мореходных школ назначаются правительством и являются государственными служащими.

Морские пехотинцы в резерве служат на неполной основе в течение восьми лет, если они не призваны к действительной службе. Резерваторы, будь то рядовые или офицеры, должны пройти одно и то же обучение и работать по тем же специальностям, что и действующие должностные лица.

Шаг 3: Записаться или подать заявку на программу подготовки офицеров

Тест доступен для учащихся средних школ и других, которые еще не подписались на работу, и результаты остаются в силе в течение двух лет. Лица, которые квалифицированы и готовы к зачислению, должны поговорить с рекрутером. Рекрутер будет обеспечивать, чтобы они понимали варианты обслуживания и обсуждали контракт на привлечение, охватывающий обязанности по долговым обязательствам, оплату, детали обучения и другие особенности. Время работы обычно составляет четыре года, но может варьироваться в зависимости от выбранных вариантов.

Бельгия

Бельгия следует за традиционным типом образования с разделением палубных и машинных специальностей. В то время как образование палубных офицеров проходит на уровне университета, образование судовых механиков достигает только полууниверситетского уровня. Образование палубных офицеров ведет к получению ученой степени в навигационных науках: в конце первых двух лет - кандидат в навигационных науках и полная степень после четырех лет с защитой дипломной работы. После получения этой академической степени, кандидат должен решить, начать ли морскую или береговую карьеру. В случае выбора морской профессии к его диплому выдается подтверждение, позволяющее занимать должность практиканта третьего помощника офицера. После требуемых месяцев навигации, прохождения соответствующих экзаменов кандидат может получить диплом, выдаваемый Министерством транспорта согласно STCW 78/95 инструкциям. После общего количества шестидесяти месяцев навигации и после прохождения экзаменов кандидат получает диплом капитана внешней торговли.
Образование для инженеров разделено на теоретическую и практическую части. После трех лет расширенного обучения кандидату присваивается академическая степень в индустриальной науке и технике, которая позволяет ему работать в должности практиканта механика. После требуемых месяцев морской практики кандидат может получать различные лицензии, выпущенные Министерством транспорта. Диплом старшего механика может быть получен после 36 месяцев морского стажа и прохождения соответствующих экзаменов. Навигационная школа в Антверпене является единственным морским институтом в Бельгии.
До 1995 года морское образование в этой школе проходило по принципу чередования практического и теоретического обучения, как это имеет место в английской системе. В связи с этим, бельгийский опыт представляется чрезвычайно ценным для нашей страны, где давно идут дискуссии о реформе морского образования. Правительство Бельгии поддерживает близкие контакты с морской промышленностью и профсоюзами через Объединение мореплавателей. Контакт с академическим штатом поддерживается Правлением экспертизы навигационного института. Министерство социального обеспечения и Министерство труда представлено в объединении. В навигационной школе в Антверпене Правление экспертизы состоит из представителей судоходных компаний и Министерства коммуникаций. Правление объединения состоит из представителей от профсоюзов, судоходных компаний и Министерства коммуникаций, труда и социального обеспечения.
В то время как дипломы выдаются школами или правлениями экспертизы с участием представителей Министерства коммуникаций и судоходных компаний, подтверждения к дипломам выдаются только Министерством транспорта.
Кроме института в Антверпене, имеется колледж, который специализируется в обучении и образовании для рыбаков, и колледж, который обеспечивает подготовку мореплавателей для прибрежной навигации. Морское образование свободно для кандидатов и финансируется государством.

Дания

Наряду с подписанием контракта, обозреватель должен также пройти физический. Военно-морская академия должна будет соответствовать этим требованиям «особые требования». Обе программы очень избирательны и покрывают большую часть расходов на получение степени бакалавра.

Лица, находящиеся в колледже или имеющие степень бакалавра, могут подать заявку на обучение офицеров на одном из летних курсов морских пехотинцев, либо в классе лидера взвода, либо в курсе кандидата на должность кандидата. Принятие этих программ основано на скрининге, который рассматривает физическую, умственную и моральную пригодность для службы в качестве офицера.

Морское образование в Дании проходит по новым схемам, обеспечивая подготовку поливалентных офицеров на эксплуатационном уровне с дальнейшим разделением на палубных и машинных специалистов на управленческом уровне.
После окончания средней школы кандидаты прослушивают полугодичный курс лекций в колледже, проходят морскую практику в течение полугода, занимаются в учебных мастерских в течение полугода, учатся в колледже 1 год, проходят практику 1 год, снова учатся 1 год в колледже и после полуторагодичной практики получают квалификацию младшего офицера (несение вахты в машинном отделении или на мостике). Дальнейшее обучение происходит раздельно для палубы или машинного отделения и включает полуторагодичный курс лекций в колледже, после чего, сдав экзамены, кандидат получает квалификации офицера на уровне управления (старший помощник или второй механик).
Экзамены принимаются комиссией, включающей в себя специалистов как навигационного, так и инженерного профиля. Морские власти следят за соответствием экзаменов требованиям STCW 78/95. Существуют исключительно хорошие отношения между морскими властями и обучающими институтами. Часть персонала морских властей составляют прежние преподаватели.
В системе морского образования Дании имеются государственные и частные школы. Подготовка судовых механиков ведется в 8 частных колледжах. Подготовка палубных офицеров ведется в 3 государственных колледжах и 1 частном. Оборудование школ является современным, широко используются тренажеры и имитирующие устройства различного уровня. Несмотря на это, морское образование в Дании имеет низкий престиж, что только усиливается по мере увеличения найма иностранных моряков на суда Датского Регистра. Сокращение численности студентов и привлечение достаточного числа кандидатов, способных окончить обучение, является самой большой проблемой для образовательных институтов в настоящее время.

Зачисленные новобранцы проходят 12 недель строгого обучения, известного как лагерь загрузки. Обучение включает в себя как умственную, так и физическую дисциплину в целом, а также специальные навыки, такие как самооборона и ружья. Новобранцы должны изучать военную дисциплину, штык-штурм, боевые искусства, навыки верховой езды, безопасность оружия и стрельбу. В более поздние недели морские пехотинцы учатся работать в команде и тренируют тактические ситуации. На 11-й неделе обучение завершается 54-часовым испытанием на физическую и умственную выносливость.

Ирландия

Cork Regional Technical College является единственным колледжем, который предлагает морское обучение и образование в Ирландии. Образование построено по широко применяемому в европейской системе принципу чередования практического и теоретического обучения, представляя собой чередование обучения на берегу с морской практикой. При обучении палубных офицеров существует возможность совмещения работы матросом и последовательного повышения квалификации до помощника капитана. Подготовка поливалентных офицеров пока не нашла применения, и эксперты высказывают опасение, что понадобится удвоение сроков морского обучения для успешной подготовки таких моряков. Оценка полученной квалификации осуществляется на основе письменных и устных экзаменов, проводимых под контролем Отдела морских экзаменаторов. Диаграмма показывает пути получения офицерских дипломов в Ирланидии.

Оставшиеся в живых сапоги посещают церемонию эмблемы, которая отмечает их как морских пехотинцев. Все офицеры должны закончить этот учебный лагерь, чтобы заработать комиссию. Затем новые уполномоченные офицеры получают окончательные шесть месяцев общей подготовки в Базовой школе, также в Квантико. Классы базовой школы и полевые упражнения обеспечивают более подробный обзор самого Морского корпуса и практических навыков, таких как наставничество и обучение, привлеченные морские пехотинцы, принятие тактических решений и руководство патрулями и боевыми действиями.

Швеция

Швеция следует за традиционным типом образования с разделением судоводительских и судомеханических специальностей. Так называемым поливалентным офицерам разрешается работать на борту только очень малых судов. Для вступления в программу офицерской подготовки кандидаты должны сначала пройти так называемую "Energy programm", которая представляет собой трехгодичную программу, включающую 16-месячную морскую практику и завершающуюся получением сертификата квалифицированного матроса (А.В.) Отработав 8 месяцев в должности А.В., мореплаватели получают возможность вступления в программу подготовки офицеров, которая занимает еще три года, включая три месяца морской практики. Кроме вышеописанного, существует альтернативный путь к достижению офицерского сертификата, согласно которому кандидат должен сначала получить трехлетнее теоретическое образование без мореходного опыта. После получения Свидетельства квалифицированного матроса следуют дальнейшие четыре года образования и обучения, включая 16 месяцев морской практики, четыре недели курса безопасности и дальнейшие 8 месяцев морской практики.
В Швеции имеются пять морских школ для рядовых, два морских института и один институт последипломного образования. Уровень морского образования в Швеции является достаточно высоким, лекции на английском языке читаются для всех профессий, включая рядовых. Объем образования для рядовых является, очевидно, избыточным и сравним с образованием младших офицеров в других странах.

Шаг 5: Выберите военную специальность

В основных областях логистики, наземной и авиационной промышленности существуют сотни специальностей. К ним относятся пехота, техническое обслуживание воздушных судов и удаление взрывоопасных боеприпасов.

Шаг 6: При внесении в список, подумайте о том, чтобы стать уполномоченным сотрудником

Программа ввода в действие для избранных лиц предназначена для лиц, получивших степень бакалавра до или во время действительной службы. Если они принимаются, они посещают школу кандидата в президенты и получают комиссию офицера.

Шах Ю. А.,
штурман малого плавания (Продолжение в №1-2)
Copyright © 1999 Издательство "Судоходство". Все права защищены

Филлипины.

После окончания начальной (primary or elementary school) срок обучения 6 лет и средней (secondary) срок обучения 4 года (платная школа стоит около 25000 песо в год, 2010 г) школ вам представляется возможность поступить в морской колледж (Marine Engineers College) в котором нужно отучиться 3 или 4 года (от разных источников) до уровня бакалавра (bachelor. до 1990 года продолжительность обучения составляла 2 года).

Для тех, кто заинтересован в том, чтобы работать на степень бакалавра во время службы в морской пехоте, Корпус предоставляет щедрые образовательные преимущества, которые могут покрыть всю стоимость. В качестве альтернативы, есть программа по введению в эксплуатацию учебного курса морской пехоты.

Хосе Антонио Марина начинается, когда он отправляет «первое» письмо будущему министру или министру образования, чтобы рассказать ему, что он должен делать. Это начинается с постулирования того, что для улучшения школы требуется «учебный пакт за пределами школы», потому что «мы все воспитываем, желаем или нет». Но это смещает его первоначальное предложение, когда оно конкретизирует эту отправную точку с четкой неолиберальной позицией.

После окончания колледжа необходимо набрать 1 летний плавательный ценз (sea service) в должности кадета либо 2 и более в должности рядового матроса или моториста .
Затем следует сдать документы в Board of Marine Engineer Officers. Здесь выполняют проверку представленных документов (review) и затем назначают кандидату экзамен. После успешной сдачи претендент получает полноценную лицензию морского инженера.

Во-первых, он предлагает Устав учебных обязанностей граждан, как если бы граждане несли вес образования будущих поколений. Хотя верно, что любой человек влияет на другого, если он связан с ним, это ограниченное влияние, даже если оно важно. Возможно, Марине следует составить Устав учебных обязанностей средств массовой информации, которые действительно формируют и манипулируют мышлением и социальным поведением большинства населения. И это влияние обычно не способствует образованию ценностей справедливости, солидарности, экологии и свободы.

Можно продолжить обучение в Морском Колледже до степени доктора - для этого нужно проучиться еще 2 года.

"Maritime training for domestic waterway and oceangoing operations is currently available through many public and private entities, in addition to employer-provided training. This includes the U.S. Merchant Marine Academy (USMMA), six state maritime academies, 14 community colleges, five major union-affiliated schools, and about 230 private sector schools, according to the latest data collected by the GAO."

Нам нужно только ознакомиться с развлекательными программами, которые больше всего видны на телевизорах, бестселлерах видеоигр, блокбастерах или лирике самых прослушанных песен. Предложить, чтобы лица, ответственные за неформальное образование, были гражданами, чтобы помочь скрыть правду. Именно крупные многонациональные медиа-монополии принципиально формируют уникальное мышление, которое сегодня ткет коллективных менталитетов, и что граждане постепенно ассимилируются с большим или меньшим акцентом в каждом случае.

Но суть речи Марины заключается в том, что она предлагает во-вторых: она указывает министерству образования, что она должна далее приватизировать систему образования. Он утверждает, что система образования уже не может быть понята без учета крупных многонациональных корпораций информации и коммуникации. Что они «прилагают большие усилия для образования» и должны «привлекать их к образованию, поощрять их к предоставлению знаний и средств».

История мореплавания в нашей стране уходит своими истоками в глубь веков. Известны морские походы славян в VI-VII вв. н. э. Суда новгородцев бороздили воды Балтийского и Белого морей, Северной Атлантики. Поморы на своих кочах промышляли морского зверя от Шпицбергена до Енисея.

Без карт, иногда даже без компаса, наши предки совершали многомильные морские переходы, пользуясь только дедовскими наставлениями. Безграмотность, царившая в средневековой России, тормозила развитие мореплавания. Проходили столетия, а наука судовождения оставалась прежней. Сведений о каком-либо морском учебном заведении в допетровской России нет. Первая «Навигатская школа» была учреждена указом Петра I в 1701 г. в Москве. В ней готовили не только к морской службе, но и во все роды военных и гражданских служб: инженеров, артиллеристов, учителей, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников и т. п. «Навигатская школа» была знаменательной вехой в истории морского образования, она способствовала развитию морских наук в России, но кадров для торговых судов не готовила, и на них царила прежняя безграмотность.

Неолиберальная идеология теперь ослаблена приватизацией образования, открывая ее для бизнеса. Недостаточно того, чтобы мы финансировали центры государственными деньгами. Это означает, что бизнес-корпорации и религиозные группы, которые финансируют, предоставляют или регулируют образование, признаются наравне с государственным сектором, открывая двери для дальнейшего углубления процесса приватизации.

Корпоративные интересы акционеров и руководителей будут принимать решение о воспитании наших сыновей и дочерей. Неудивительно, что Марина в этом контексте восхваляет «гигантское воспитательное влияние» этих корпораций, которые, по его словам, «должны использовать» для продвижения предпринимательства, двойного профессионального обучения или бизнеса передачи знаний от университета до делового мира, который, как правило, превращает коллективные и публичные исследования в бизнес и выгоды для немногих.

Подготовка штурманов и шкиперов специально для торгового флота началась в конце XVIII в. Однако первые русские штурманы получали образование не в морском учебном заведении, а в школе геодезистов, основанной в Иркутске в 1753 г. Некоторые воспитанники этой школы плавали на торговых судах по Байкалу и Охотскому морю.

С 1768 г. на купеческие суда с дипломированными шки-перами-иностранцами стали направлять русских матросов, которые после получения «одобрительного свидетельства» от хозяина допускались к экзамену при адмиралтействе и получали аттестаты на звание шкипера, штурмана или боцмана.

Двигаясь вперед в этой линии приватизации образования, оставляя его в основном в руках компаний, направляет политические решения, принимаемые по образованию, в одну из своих целей, обучение занятости. Обучение как профессионал необходимо, но подчинено цели интегрального образования: формировать человека во всех его индивидуальных и социальных аспектах, чтобы продвигаться в построении более мудрого, справедливого и сплоченного общества.

Из досье «МВР»

Вопрос, который мы задаем, заключается в том, как он «пробудит страсть к обучению», поскольку он понимает будущее образования. Люди не просто рождаются для работы. Нам нужна музыка, литература, искусство, танцы, чтобы волноваться. И все науки и гуманитарные науки понимают наш сложный мир. Мы также должны учиться жить вместе с другими и экологически с окружающей средой и остальными существами. Мы, люди, живем, наслаждаемся красотой, разделяем, играем в спортивные состязания, мечты, сочиняем поэзию и музыку, дебаты, даже увлекаемся, мы не просто рабочие, созданные крупными корпорациями, чтобы получать больше прибыли для своих акционеров, г-н что практично и полезно для людей.

В 1786 г. в Петербурге по приказу Екатерины II было основано училище, названное «городской школой кораблестроения и водоплавания». Рассчитано оно было всего на 30 человек. Но опыт оказался неудачным: из-за плохой постановки учебной работы и финансовых трудностей в 1803 г. оно было закрыто. Желающих стать шкипером торгового флота прикомандировывали к Кронштадтскому и Николаевскому штурманским военно-морским училищам.

Это образование, которое мы должны защищать. Публичное уведомление о бразильском флоте было опубликовано в «Официальном вестнике» этого вторника, 24 января. Из числа возможностей 248 будут зарезервированы для чернокожих. Ответственность за это несет Совет по образованию ВМФ.

Первый этап состоит из военно-морской подготовки - Маринер-ученик, а второй - как Грумете, когда студент уже будет выполнять начальную специализацию в одной из трех выбранных областей, в порядке приоритетности, во время регистрации. Первым этапом является военно-морская подготовка, как «Ученик-Маринер», а вторая, как Грумете, студент будет выполнять начальную специализацию в одной из трех выбранных областей в порядке приоритетности на момент регистрации.

К началу XIX в. жизнь уже настоятельно требовала создания какой-либо определенной системы подготовки моряков торгового флота. Первым, довольно крупным и долговечным учебным заведением такого рода в России, стало Петербургское училище торгового мореплавания, открытое в 1829 г. Оно готовило шкиперов, штурманов, а также кораблестроителей. На учебу принимались дети купцов и мещан в возрасте 15-17 лет. В 1832 г. для училища построили первое в России учебное судно - бриг «Граф Конкрин» грузоподъемностью 140 т. Летом воспитанники направлялись на практику как на свое учебное судно, так и на купеческие суда.

В 1848 г. училище передали Морскому министерству, перевели в Кронштадт и переименовали в Роту торгового мореплавания.

Подобное учебное заведение было учреждено в 1834 г. и в Херсоне. Оба училища были закрытого типа. Воспитанники находились на государственном содержании (казен-но-коштные) или на собственном (пансионеры). За обучение последних вносилась плата родителями или тем учреждением, которое послало их учиться. Обучение продолжалось четыре года, из них два - в младшем классе (приготовительном) и два - в старшем (навигационном). В младшем классе проходили арифметику, алгебру, геометрию, плоскую тригонометрию, чистописание и такелажные работы. В старшем - алгебру, сферическую тригонометрию, навигацию, астрономию, лоцию, морскую практику, корабельную архитектуру, корабельное черчение. Кроме того, проходили географию, рисование, русский, немецкий и английский языки. В херсонском училище вместо немецкого и английского языков изучались французский, итальянский, греческий и турецкий. Начиная с 1857 г. в Кронштадтской Роте начали читать курс коммерческого права. Оба училища отличались серьезной постановкой обучения. Строгая дисциплина и обширные программы, особенно по предметам математического цикла, позволяли готовить в них квалифицированных судоводителей.



Кроме Кронштадтского и Херсонского училищ, были морские учебные заведения и другого типа. Так, в Риге существовало училище торгового мореплавания чисто гражданской структуры, куда принимались без различия сословий юноши не моложе 14 лет, проплававшие не менее пяти месяцев матросами (чего не требовалось для поступления в другие морские училища). Занятия проходили с ноября по март. Летом ученики самостоятельно поступали на суда.

Те, кто пропускал летнюю практику, к дальнейшему посещению училища не допускались. Полный курс обучения продолжался два года. Преподавание велось на немецком языке. От преподавателей требовалось, чтобы они в звании шкипера проплавали на купеческом судне не менее шести лет. Училище было рассчитано на сорок человек. Обучение платное - 12 руб. за зиму. После экзаменов выпускники доплавывали пятилетний матросский стаж, нужный для получения штурманского диплома.

Другим типом морских учебных заведений были шкиперские курсы в городах Кеми и Архангельске. Белое и Баренцево моря издавна являлись районом интенсивного морского промысла, однако поморы долгие годы были лишены возможности получать хотя бы элементарное морское образование.

Курсы утвердили в 1841 г. по представлению архангельского гражданского губернатора. Их открытие состоялось 8 феврале 1842 г. с испытательным сроком до 1846 г. По-видимому, у правительства существовали сомнения в их не-
обходимости, и судьба курсов все время была неопределенна.

К занятиям на курсах допускались все желающие, без различия звания и возраста. Учебная программа была довольно ограничена: теория и практика кораблевождения, практическое кораблестроение и норвежский язык. Основной контингент учащихся составляли дети бедных родителей. Зажиточная часть поморов относилась к курсам неодобрительно и детей своих туда не посылала. В 1846 г. для Архангельских курсов приобрели учебное судно-шхуну «Ломоносов».

По инициативе комитета развития торгового мореплавания в 1861 г. при Либавской прогимназии был учрежден навигационный класс, выпускавший ежегодно два-три человека. Просуществовал он недолго, до 1867 г., и особого значения в истории морского образования не имел. Каждый год все эти училища заканчивало около 40 человек.



В середине XIX в. в печати стали появляться статьи, осуждавшие систему подготовки моряков торгового флота и предлагавшие различные реформы морского образования.

В пользу такой реформы говорило многое. Во-первых, учебные заведения закрытого типа дорого обходились государству. Во-вторых, ввиду своей малочисленности, и ограниченного количества мест в каждом они не удовлетворяли потребностей торгового флота в квалифицированных кадрах. В результате на русских судах было много шки-перов-практиков без морского образования или же иностранцев.

Кроме того, училища были заполнены людьми, поступившими в них не по призванию, а только для получения дарового образования. Учеба же для детей «морского сословия» - рыбаков и моряков - фактически была недоступна. И в довершение всего неправильное барское воспитание в стенах училища закрытого типа было причиной того, что из них выходили белоручки, которые, столкнувшись с тяжелой работой на море, скоро ее бросали и устраивались на берегу.

В печати тех годов часто встречаются упоминания о недружелюбном, а подчас и прямо враждебном отношении шкиперов к выпускникам училищ. Объяснялось это не только тем, что"последние не имели достаточных практических навыков, но и боязнью шкиперов, большей частью людей малограмотных, за свои места.

В 1860 г. чиновнику по особым поручениям при Морском министерстве статскому советнику В. Доргобужинову было поручено заняться изучением положения мореплавания за границей и описанием состояния русского торгового флота. Эта работа продолжалась несколько лет. И, наконец, в 1867 г. был опубликован закон об учреждении взамен существовавших закрытых учебных заведений мореходных классов. Они могли быть открыты с разрешения Министерства финансов в любом городе или даже в селе. Община брала на себя расходы по их содержанию, а государство давало субсидии в размере до 500 руб. Для поступления отменялись все сословные и возрастные ограничения. Покупающий обязан был лишь иметь опыт плавания на судах и уметь читать и писать. Преподавание в классах велось, преимущественно в зимние месяцы. Делились они на 3 разряда: 1-й разряд - для подготовки штурманов каботажного плавания; 2-й - для подготовки шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания; 3-й - для подготовки шкиперов дальнего плавания.

Число учащихся в классах было самое разное. Наиболее крупными были Айнажские и Херсонские, где насчитывалось 108-110 учеников, а например класс в Газоу состоял только из 5 человек, в Поти и Палангене - из 8.

Основным положительным качеством мореходных классов была их доступность, кроме того, увеличилось число выпускаемых судоводителей. Однако недостаток средств не позволял обеспечить классы необходимыми пособиями и содержать достаточно квалифицированных преподавателей. Они долгое время никем не инспектировались и были полностью предоставлены сами себе. Вскоре выяснился еще один изъян. По замыслу авторов реформы, классы предназначались для людей, связанных с морем: рыбаков, матросов, недипломированных шкиперов. На деле получилось иначе. В них поступало много совершенно случайных людей, стремившихся получить дипломы, освобождавшие от воинской повинности. Кроме того, здесь имели возможность закончить свое образование лица, исключенные из других учебных заведений за неуспеваемость или скверное поведение. Все это, конечно, не могло пройти бесследно, и по уровню своих знаний окончившие классы стояли исключительно низко. Недаром один из публицистов того времени назвал мореходные классы «пигмейскими школами».

Вот несколько цитат того времени из газеты «Южанин»: «Мореходные классы вообще нельзя считать учебным заведением». «Общее впечатление, вынесенное из ближайшего ознакомления с Николаевскими мореходными классами, таково, что контингент воспитанников его в громадном большинстве представляет недисциплинированный сброд молодых людей, нисколько не интересующихся ни наукой, ни той специальностью, которую они сами избрали». «Нужны закрытые учебные заведения, со сроком обучения 5- 6 лет, а мореходные классы преобразовать в матросские классы».

В печати чаще появляются статьи, в которых авторы предлагают различные системы подготовки моряков торгового флота, все резче становится осуждение мореходных классов, а закрытые в 1867 г. Кронштадтское и Херсонское училища признаются теперь действительно нужными и полезными.

Воцарившаяся в мореходных классах анархия и бессистемность, неудачно составленные программы, малоквалифицированные преподаватели предрешили их судьбу.

Несколько лет обсуждался проект реформы мореходного образования, и только 6 мая 1902 г. состоялось утверждение Положения о мореходных учебных заведениях, которые теперь делились на мореходные училища дальнего и малого плавания, мореходные школы, готовящие судоводителей для парусных судов, курсы мореходных знаний, предназначенные для уже плавающих лиц и приготовительные мореходные школы, которые судоводительского образования не давали. Для учеников мореходных учебных заведений вводилась форменная одежда.

Училища дальнего плавания учреждались в Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Баку и Магнусгофе, а училища малого плавания - в Херсоне, Керчи и Астрахани. В Одессе мореходные классы были преобразованы в самостоятельное учебное заведение - Одесское училище торгового мореплавания с двумя отделениями: судоводительским и механическим.

Одновременно вводились новые судоводительские звания: капитан и штурман, причем каждое из них имело четыре разряда. Всего, таким образом, было 8 судоводительских званий, которые давали право занимать определенную должность.

Новая система морского образования, на создание и обсуждение которой понадобилось несколько лет, сразу же после своего обнародования была встречена острой критикой. Резкими нападками на нее пестрели страницы морских журналов и газет. Возражения вызывало ничем не оправданное и совершенно искусственное большое число разрядов судоводительских званий, а также разнотипность учебных заведений.

Приготовительные классы обвинялись в том, что не давали почти никакого общего образования и выпускали недоучек. Пробел в нем не восполняли ни мореходные школы, ни училища. Это снижало общий технический уровень выпускников и уровень их подготовки по специальным предметам.

Таким образом, мореходные училища выпускали малоквалифицированных специалистов, которым в дальнейшем трудно было устроиться на работу как на суда, так и на берегу, что стало одной из причин, резко снизивших приток молодежи в эти училища.

Особенно остро встал вопрос о новой перестройке системы мореходного образования после закона 1909 г., уничтожившего деление на судоводителей парусных и паровых судов.

В декабре 1912 г. состоялось совещание, в котором участвовали начальники портов и мореходных училищ, представители пароходных обществ и т. д. Обсуждался новый проект преобразования морских учебных заведений, учреждавших четырехклассные мореходные училища дальнего плавания (поступающие должны были иметь образование в объеме городского училища и шестимесячный плаватель-ский ценз), мореходные школы разных типов и курсы мореходных знаний для подготовки судоводителей парусных судов вместимостью от 20 до 100 per. т. Как видно из проекта, многотипность морских учебных заведений, которая являлась одним из недостатков прежней системы, сохранялась. Его реализации помешала первая мировая война, но если бы перестройка образования произошла, положение едва ли бы стало лучше, так как по-прежнему не учитывались действительные нужды мореплавания.

Таким образом, морское образование в дореволюционной России находилось в плачевном состоянии: все понимали, что существующие мореходные учебные заведения неудачны, но никто не видел выхода из создавшегося положения. Недаром один из корреспондентов журнала «Русское судоходство» писал: «...ни в одной, пожалуй, другой области Министерство торговли и промышленности не расходилось... столь резко с жизнью, как именно в отношении мореходного образования».



Просмотров