Федеральная служба центра занятости населения. Государственная политика занятости. Требования рыночной экономики

РЕФЕРАТ на тему "ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ФУHКЦИИ”

Введение

1. Проблемы занятости населения на современном этапе

2. Предпосылки создания службы занятости населения

3. Государственная служба занятости населения и ее функции

ВВЕДЕНИЕ

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным

Экономические сектора - распределение занятости по секторам экономики осуществлялось путем группирования экономической деятельности следующим образом. В сферу сельского хозяйства и лесного хозяйства входят сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство. Отраслевой сектор включает добычу, переработку, электричество, тепло и газ, водоснабжение, канализацию, управление отходами и восстановление и строительство. Сфера услуг включает в себя все другие виды экономической деятельности. . Занятие - определяется по типу работы, которую человек выполняет в течение наблюдаемого периода.

отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих

социально - экономических проблем. Одна из них - проблема занятости,

которая неразрывно связана с людьми, их производственной

деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых

взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы

Неполные лица и потенциальная рабочая сила. Они используют только пассивные методы поиска работы и готовы приступить к работе. Они обнаружили, что работа начинается через 3 месяца после окончания наблюдаемого периода. Они обнаружили, что работа начнется в течение 3 месяцев после окончания наблюдаемого периода, но не готова начать работу.

Они активно ищут работу за последние 4 недели, в том числе. наблюдаемый, но не готовый начать работу в течение 2 недель после окончания наблюдаемого периода. Уровень занятости женщин с по меньшей мере одним ребенком в возрасте до 7 лет - относительная доля занятых женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет, проживающих в домохозяйстве от общего числа женщин с детьми того же возраста, проживающих в семье. лица, проживающие в неработающих домохозяйствах, - это соотношение между лицами, проживающими в неработающих домохозяйствах и населением того же возраста. Процесс старения населения в Польше ускоряется, и хотя сегодня мы все еще относительно молодая страна, примерно через 30 лет половина населения будет в возрасте и больше.

эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают

новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев

населения - наша действительность.

Основная задача проводимой высшими органами власти России

социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни

Процесс, о котором мы говорим, затронет как размер занятости, так и национальный доход и уровень жизни. Цель конференции, организованной 9 марта. Делегация Европейской комиссии в Польше в сотрудничестве с нашим Институтом представляла текущее состояние знаний о влиянии старения населения на рынок труда и государственные финансы в нашей стране. Подробный анализ был включен в опубликованную публикацию -. Наиболее важные выводы из отдельных исследований были представлены на конференции: Агнешка Члон-Доминьчак, Петр Левандовски и Джоанна Тирович.

населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся

без работы. Для ее выполнения разработана Государственная

программа занятости населения, в которой предусмотрены

организационные и экономические меры по управлению трудовыми

ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год,

намечены совместные действия структур государственного управления

Контекст последнего анализа был подготовлен Комиссией в рамках Европейского семестра. После инаугурации Уоллиса Гоэлена из Директората-. Она подчеркнула, что у нас все еще есть значительные резервы роста занятости. Важно ввести хорошую систему для прогнозирования потребностей со стороны работодателей, которая также будет включать управление человеческим капиталом. Она подчеркнула, насколько важно обеспечить уход за маленькими детьми, чтобы женщины не выходили из рынка труда.

У меня есть семь детей - это привлекает мой собственный опыт. У Франции есть отличные решения - по уходу за детьми и на уровне «милостивых» налогов для многодетных семей. Голен также отметил отсутствие профессиональной мобильности среди фермеров. В сельскохозяйственном секторе в Польше, по ее словам, работает 12% работающего населения.

разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная

служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой

мы сейчас и рассмотрим.

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми

Через 20 лет большинство людей, имеющих право голоса, будут в возрасте 55 лет

Войцех Пачиньский подчеркнул необходимость повышения доверия граждан к пенсионной системе. Он отметил, что снижение пенсионного возраста само по себе может ухудшить баланс государственных финансов. Один за другим обсуждали проблемы, стоящие перед Польшей: привлечение людей из серой экономики с целью увеличения взносов, управления навыками, разработки стратегии миграции, поощрения увеличения частных пенсионных накоплений. Он отметил, что почти через 20 лет большинство людей, имеющих право голоса, будут в возрасте 55 лет.

ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от

потребностей, определяемых общей направленностью экономики на

преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задач

преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников

рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест.

Модели профессиональной деятельности и структуры занятости в Польше. они не хороши для будущего

В связи с тем, что пенсионные пособия будут ниже черты бедности, давление на повышение пенсий возрастет. Это, в свою очередь, повлияет на баланс государственных финансов. Текущее состояние знаний о влиянии старения в Польше на рынок труда и государственные финансы представлено в публикации, сопровождающей мероприятие. В ходе конференции наиболее важные выводы из отдельных исследований были представлены: Агнешка Члон-Доминьчак, Петр Левандовски, Джоанна Тирович.

Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и

чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц

пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР

длительное время существовало такое явление, как нерациональная

сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел

Петр Левандовски изложил, какова профессиональная активность пожилых людей в выбранном урожае в последние годы. Он также показал, как процесс старения повлияет на число экономически активных людей на горизонте года. Экономист напомнил, что с начала политической трансформации темпы роста ожидаемой жизни польских и поляков увеличились. Мы живем дольше, но мы более активны профессионально. Левандовски отметил, что средний возраст, в который мы покинули рынок труда, падал годами. Сегодня - в отношении уровня этих коэффициентов на протяжении многих лет - мы находимся в начальной точке, и благодаря исследованиям, проведенным Институтом структурных исследований, мы знаем, сколько работы мы должны рассчитывать годами.

место раздутый управленческий и вспомогательный персонал,

количество вакантных рабочих мест в производственной сфере

исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим

переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой

хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на

Для «исчезновения» рынка труда 5 миллионов человек будут реагировать не на ожидаемое снижение численности населения, а на изменение возрастной структуры населения и на современные модели занятости и структуры занятости. Прежде всего, имейте в виду, что стареющее население является проблемой для рынка труда. Это вызов, который Польша не может позволить себе не брать, - подчеркнул Петр Левандовски.

Старение является проблемой для рынка труда, которую Польша не может позволить себе не принимать

Левандовски отметил, что за последнее десятилетие уровень профессиональной активности среди людей в возрасте 50 лет и старше увеличился. Поэтому важно повысить пенсионный возраст. Если бы мы сделали то и другое, мы бы лишь смягчили примерно на 50% влияние сокращения числа людей, работающих с демографическими факторами. Петр Левандовский подчеркнул важность увеличения иммиграции.

качественные характеристики рынка рабочей силы.

Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых

министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических

связей, установленных в условиях командно - административной системы

без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое

ухудшение социально-экономического положения и обострение

Мир, в котором 70% людей ожидают минимальную пенсию

Джоанна Тирович обратила внимание на недооценку долгосрочных последствий снижения пенсионного возраста Министерством финансов и Институтом социального страхования. Исследователь уделил особое внимание в своей презентации, посвященной значительному увеличению бедности среди пенсионеров.

Для людей, родившихся на рубеже веков, и масштабы приема минимальной пенсии достигнут 70% - Джоанна Тирович. Шкала охвата для пенсионеров минимального возраста составит 70%. Более того, из-за снижения пенсионного возраста в нашей стране будет расти неравенство собственности. Углубление имущественного неравенства в Польше не будет нейтральным с экономической точки зрения.

усилению межреспубликанского /в пределах СНГ/ движения населения.

Это негативно сказывается на эффективности использования

накопленного производственного потенциала, сбалансированном

обеспечении трудоспособного населения рабочими местами,

способствует возникновению локальных очагов безработицы.

Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном

Система с установленными взносами сбалансирована, если в ней нет минимальной пенсии

Как мы будем платить за растущие издержки пенсионной системы? Как подчеркнула Джоанна Тирович, система с установленными взносами сбалансирована, если в ней нет минимальной пенсии. Стоимость пенсионных взносов в соответствии с новым установленным законом пенсионным возрастом не будет обеспечивать минимальную пенсию.

Трудно заподозрить, что мы разрешим такую ​​функционирующую экономику в будущем. Презентация Аньнешки Члонь-Доминьчака была дополнением к образу будущего нашей страны в контексте воздействия старения населения на рынок труда и государственные финансы. Исследователь представил анализ влияния старения населения на уровень потребления и доходов в жизненном цикле. Представленные результаты показывают, что в Польше люди в возрасте от 25 лет и старше 57 потребляют больше, чем зарабатывают. Важно то, что 57-летняя, где мы не финансируем собственное потребление, является самой низкой из проанализированных стран.

охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных

выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России

она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится

предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового

В результате коэффициент экономической нагрузки выше, чем в результате демографической структуры населения. В будущем из-за старения населения совокупный доход и совокупное потребление уменьшатся, а доходы быстрее, чем потребление, что приведет к углублению дефицита. Члонь-Доминанка, продлить продолжительность работы на протяжении жизни, ускорить выход молодежи на рынок труда и повысить производительность за счет развития человеческого капитала. Это позволило бы нам финансировать этот уровень потребления, который, хотя и снижен, но все же социально приемлем.

высвобождения людей из производства является развал

межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства

на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения.

Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных

обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением

Старение населения и проблемы рынка труда и государственных финансов. - экспертные дискуссии

Поддержка занятости пожилых людей

Важным вопросом, поднятым в ходе первого группового обсуждения, были стратегии удержания на рынке труда пожилых людей. В связи с тем, что безработным пожилым людям трудно вернуться на рынок труда, стимулы для работодателей по сокращению расходов на работу в виде освобождения от взносов в Фонд труда и Фонд гарантированных вознаграждений сотрудников финансируются за счет государственных средств.

Стройной, и особенно адресованным пожилым людям, является Национальный фонд обучения, который поддерживает добавление компетенций людьми, которые уже работают. Работа Европейского социального фонда в контексте содействия занятости пожилых людей обсуждалась Уоллисом Голеном. Это оказывает косвенное, но значительное влияние на занятость пожилых людей.

объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.

Перестройка системы управления и политического устройства

общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих

должностях в аппаратах государственного управления, в армии.

Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой

Проблема старения в здоровом состоянии также была подчеркнута Богданом Гжибовски из Всепольского профсоюзного соглашения. В этом контексте он отметил, что более ранний рост пенсионного возраста был произвольным. Гжибовский отметил, что профсоюзы очень важны для защиты занятости людей, приближающихся к пенсионному возрасту. Он также подчеркнул участие профсоюзов в продвижении стратегии управления возрастом, осуществлении Национальной системы квалификаций и процесса создания Национального фонда обучения.

Проблемы для профсоюзов и работодателей

Котовска из Варшавской школы экономики отметила, что профсоюзы имеют гораздо больше возможностей в контексте изменений на рынке труда, чем защита рабочих мест. С другой стороны, работодатели зависят от того, реализуются ли политические инструменты или нет.

квалификации, профессионально непригодных к использованию в

низовых хозяйственных звеньях производственной и

непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям

полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя

демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических

Желательный эффект синергии

Задача большая, поскольку она требует гибкого подхода, который учитывает возраст, семейные обязанности и жизненный путь. Котовска - роль профсоюзов не встречала. Речь идет не только о защите рабочих мест. Ирена Котовска больше всего обратила внимание на положение женщин. Вмешательства в отношении ухода за детьми и более старшего участия родителей, продолжительности этих перерывов и частоты влияют на разрыв в оплате труда между женщинами и мужчинами, размер будущего выхода на пенсию и возможность для женщин продвигаться вперед.

подходах к проблемам занятости. Главное их направление -

превращение работника из бессубъектного ресурса командно-

административной хозяйственной системы в субъекта экономической

жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве

бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов

своего существования. Наконец общество признало право работника на

самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при

советской власти, но и на деле. Всвязи с этим, нового осмысления

потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До

недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной,

тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача

заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на

рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто

занятость, а занятость эффективная. По мере углубления

экономической реформы формируется рынок труда, основанный на

исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к

труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения

рабочей силы. В отличие от командного распределения и

перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное

право граждан на труд и повышает его экономический статус в

обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму

занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права

принуждать человека к труду административными способами. Полная

занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается

тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но

это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за

изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и пререраспределения рабочей силы

зависит от множества факторов, главные из которых - изменение

форм собственности, ликвидация нерентабельных и

неконкурентоспособных предприятий прозводств, предстоящая

структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие

коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости,

обязательно должны регулироваться. Необходима активная

государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном

поддержании сбалансированности экономических приоритетов и

приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы

управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда.

Возникновение современной службы занятости произошло на базе

четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее

видами являлись:

Распределение выпускников средних специальных и высших учебных

заведений;

Организованный набор рабочих;

Сельскохозяйственное переселение семей;

Общественные призывы;

Самостоятельный прием предприятием работника;

Деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения

рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали

свои функции службе занятости населения.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться

во второй половине 60х годов. Экономическая потребность в создании

этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие

традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов

кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были

ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а

проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города

жителями я того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли

потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также

нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью

кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих

мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться

служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по

трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах

страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в

кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали

направления на предприятия для трудоустройства обратившимся к ним

гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный

характер. Направления граждан на предприятия не всегда

заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это

делать. Сами предприятия предоставляли в службу не полные сведения

о свободных местах - в основном это были места для работников

низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда.

Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного

трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых

ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности

службы трудоустройства, а ее подразделения получили название

"Государственное бюро по трудоустройству и информации населения"

/ГБТИН/. Однако служба не смогла так организовать свою работу,

чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее

услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не

принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства

было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по

трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно

было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные

региональные организации, работающие под руководством местных

Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с

предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения

трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях

и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях,

проведением работы по трудоустройству незанятого населения,

комплектованием необходимыми кадрами предприятий,

профориентационной работой и консультацией всех групп населения по

подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения

квалификации работников. При создании системы центров по

трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно

расширились функции и задачи существующей ранее службы

трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на

смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана

общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни,

начиная от союзного, республиканского краевого, областного и

заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система

трудоустройства явилась реальным предшественником современной

государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода

к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа

тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных

масштабов безработицы и ее социально-политических последствий

необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие

потребностям общества.

Принятые в январе 1991 года Основы законодательства СССР и

республик о занятости населения, а затем в апреле 1991 года

подобный документ Российской Федерации определяют основные понятия

в области занятости, механизмы ее обеспечения и проведения мер по

социальной поддержке граждан.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

И ЕЕ ФУНКЦИИ

Для реализации государственной политики в области занятости

населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в

Российской Федерации на базе действующих центров по

трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается

государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие

занятости. С одной стороны, признается законной добровольная

незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться

обществом или служить основанием для привлечения человека к

административной или уголовной ответственности. С другой стороны -

незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория

населения должна находиться в поле зрения государства, призванного

обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого

населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто

оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено

незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых

принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства

на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый

гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в

Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо,

ищущее работу. И с этого момента у государства наступает

обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему

подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о

подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и

начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных

государственных органов, призванных обеспечить координацию,

решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и

предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам

в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки,

оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются

службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую

силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка

2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по

вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное

внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она

позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке

информации, оставляет время для разбора различных вариантов

принимаемых решений. Основным средством автоматизации является

вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется

создание распределительных информационных систем, сети локальных

баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы

занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно

создание персонифицированных банков данных по гражданам,

обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и

работодателей о возможностях получения работы и обеспечения

рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и

работникам;

4. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а

работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается

работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая

возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную

доступность нового рабочего места. В соответствии с законом

граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого

обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и

повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости

или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и

определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого

населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий

общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78%

работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую.

При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется

организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по

краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и

через систему служб занятости, должно стать "непрерывное

образование". На базе действующих учебных заведений необходимо

создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и

повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого

населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке

кадров, исходя из потребностей административно - территориальных

делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую

направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор

учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать

потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать

соответствующее финансирование. Центры занятости городов,

ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с

высвобожденными работниками соглашения и направлять на

профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве

в связи с этим необходима разработка новой концепции развития

системы профориентации, охватывающей все категории населения,

определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы

развития сети центров профориентации и психологической поддержки.

Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся

молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

Это требует развитие сети профконсультационных подразделений,

входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы

профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости,

прогноза занятости, разработки программ и организации общественных

работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации

профобучения безработных, финансовому обучению занятости;

инспекционной

7. регистрация безработных и оказание им в пределах своей

компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено

незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло

выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако

не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус

безработного и может рассчитывать на социальную помощь или

поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста

и обладать способностью к систематической работе по какой-либо

профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение

службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и

обязанность пронять предложение о подходящей работе.

8. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки

граждан, трудоустройство которых требует получение новой

профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по

безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. подготовка предложений и заключений об использовании труда

иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе

межправительственных соглашений и лицензий;

11. разработка республиканских и региональных программ

занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по

социальной защищенности различных групп населения;

Таким образом, функции Государственной службы занятости

значительно расширились по сравнению с функциями ранее

действовавшей системы трудоустройства населения.

Список литеpатуpы:

1. "Экономика тpуда" под pедакцией Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова

M.: Экономика, 1991

2. И.Заславский “О пользе рынка труда”, “Вопросы экономики”

3. А.Карташева, Е.Кубишин “Ситуация на рынке труда: направления

развития”, “Экономист” N12-92г.

4. В.Колосов “Правовое регулирование занятости”, “Советские

профсоюзы” N2-92г

5. Г.Г. Руденко “Служба занятости и ее функции”, Москва,

6. Н.Матыцина “Обеспечение занятости населения”, “Экономист”,

7. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская "Социология тpуда"

M.: Высшая школа, 1989

Органы занятости, их права и обязанности

Работу органов занятости возглавляет и организует Минтруд России с его органами на местах (органы занятости).

Финансирование органов занятости идет за счет средств Фонда занятости в соответствии с Положением о нем. Фонд занятости образуется за счет: обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов из заработка работающих, ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений. Ныне федеральная государственная служба занятости населения как организационно-самостоятельная служба упразднена Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996г., а ее функции возложены на Минтруд России, в котором этими вопросами занимаются Департамент народонаселения и политики занятости и Департамент трудоустройства. Положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. предусматривает, что Минтруд России "возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров". Оно создает свои территориальные органы занятости и урегулирования коллективных трудовых споров.

Все центральные (т.е. два Департамента Минтруда России) и территориальные органы занятости в соответствии с их задачами выполняют следующие функции:

    а) анализ и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы, разработка целевых программ развития и содействия занятости населения;

    б) организация профессионального обучения и консультирование незанятого населения;

    в) организация социальной поддержки незанятого населения;

    г) финансирование мер по занятости;

    д) научные исследования и информация;

    е) межгосударственное и международное сотрудничество.

Права органов занятостиследующие:

    запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных;

    направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;

    разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите 1 .

    заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы;

    направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

    оказывать материальную помощь семьям безработных;

    взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.

Обязанности органов занятостиследующие:

    анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;

    вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых граждан;

    информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

    помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

    организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях;

    оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

    регистрировать безработных и оказывать им помощь;

    разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

    оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;

    выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату; устанавливать надбавки на иждивенцев к этим пособиям;

    подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.

Все услуги гражданам органы занятости оказывают бесплатно.

Обязанности и права работодателяпо отношению к органам занятости - это полное возмещение фонду занятости затрат органов занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовке в связи с трудоустройством работников, получивших инвалидность или профзаболевание на производстве работодателя.

В случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников вузов, средних специальных и профтехнических учебных заведений работодатель должен произвести целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере годового среднего заработка данной категории работников. При приеме на работу по направлению органа занятости работодатель обязан отметить в направлении день приема и вернуть его в орган занятости, а при отказе указать день явки и причину отказа.

Порядок регистрации безработных граждан,утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. в редакции от 12 ноября 1999 г. предусматривает последовательную регистрацию органом занятости безработных граждан, обратившихся в этот орган по месту жительства.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней, т.е. безработные, регистрируются в органе занятости в четыре этапа:

1) первый этап - первичная регистрация в целях учета общей численности безработных без предъявления ими каких-либо документов.

При этом в регистрационном документе указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося, его адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), причина обращения и краткое содержание оказанной ему услуги (информации).

Ему представляется информация о состоянии рынка труда в данной местности, о наличии вакантных мест, оплате и других условиях труда с целью выбора работы, о порядке регистрации в качестве безработного.

На территориях с напряженной ситуацией на рынке труда регистрация осуществляется упрощенно без прохождения первичной регистрации, а перерегистрацию на этих территориях безработные проходят не реже одного раза в месяц, а не двух раз, как обычно;

2) второй этап - регистрация с целью поиска подходящей работы. При этом безработные предъявляют в орган занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу, не имеющие специальности, предъявляют паспорт и документ об образовании. А инвалиды - еще и трудовую рекомендацию или программу их реабилитации. Эта регистрация осуществляется со дня их обращения при наличии всех необходимых документов. В течение 10 дней орган занятости должен по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая временную, а впервые ищущему, не имеющему специальности, - два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая временную. При отсутствии работы зарегистрированным безработным может быть предложено при их согласии участие в оплачиваемых общественных работах;

3) третий этап - регистрация граждан в качестве безработных, которая осуществляется на основании решения органа занятости, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, т.е. безработным признается нетрудоустроенный в течение 10 дней со дня его регистрации для поиска подходящей работы.

Датой регистрации в качестве безработного является день принятия органом занятости решения о признании его безработным;

4) четвертый этап - перерегистрация безработных, зарегистрированных в качестве безработных, в сроки, установленные органом занятости, но не реже двух раз в месяц. В случае явки безработного в состоянии опьянения, факт опьянения (одурманивания) подтверждается актом, составленным работником органа занятости.

Безработными не могут быть признаныи зарегистрированы в качестве безработных граждане: до 16 лет; пенсионеры по старости, за выслугу лет; лица, отказавшиеся от двух предложенных вариантов работы в течение 10 дней со дня их регистрации для поиска работы. Но гражданину не может быть дважды предложена одна и та же работа или профессиональная подготовка по одной и той же специальности (для впервые ищущего работу); не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации для поиска работы в орган занятости для предложения им подходящей работы, а также в установленный срок для регистрации в качестве безработных; осужденные к лишению свободы или к исправительным работам. Такой отказ не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через две недели для решения вопроса о регистрации его безработным.

В Тульской области органы занятости существуют в такой иерархии: Министерство труда и социальной защиты Департамент Труда и занятости населенияЦентр занятости населения



Просмотров