Десять принца пав декларации прав ребенка. Значение Декларации прав ребенка

Преступления против детей и подростков совершаются повсеместно. Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. Затем аналогичные суды начали свою деятельность в Каннаде и США. Однако требовался документ, юридическая основа, по которой можно выносить соответствующие решения и постановления.

Защита детей

Так в Женеве в 1924 году появилась первая декларация прав ребенка. Краткое содержание ее сводится в описанию пяти главных принципов, которые берегли детей от рабства, проституции и торговли. Это был существенный прорыв в мировом законодательстве, но требовалась и иная защита для несовершеннолетних. Генеральная Ассамблея ООН доработала существующий женевский документ и приняла его новый вариант.

В новой Декларации 1959 года права ребенка были зафиксированы в более полном варианте. Ее разработчики определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого.

10 принципов декларации прав ребенка освещают обязанности взрослых перед детьми. Если говорить коротко, то все лучшее, что есть на Земле, принадлежит малышам и подросткам и не может быть у них отнято по чьей-то прихоти.

1-й принцип

Все дети, независимо от того, в какой стране они родились, какой у них возраст, цвет кожи, социальный статус, - имеют равные со своими сверстниками права. Они не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип

Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип

Все дети - субъекты стран, в которых проживают, поэтому государство обязано обеспечить их гражданством, а родители - именем.

4-й принцип

Чтобы правильно расти и развиваться, ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности еще до появления малыша на свет. Послеродовый период также должен быть обеспечен достойным уходом со стороны государства. Дети имеют право на жилье и питание.

Школьный возраст, по статистике, самый незащищенный для ударов со стороны нервной системы, его особенно подробно характеризует Краткое содержание 4-го принципа поясняет необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей. Цель наблюдения - предупредить срывы психики с формированием садистских и прочих патологических наклонностей.

5-й принцип

Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип

Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип

Все дети должны учиться бесплатно. Они имеют право играть и развиваться. Родители обязаны дать им эту возможность. Они же должны учить детей ответственности и полезности своему обществу.

Один из 10 принципов декларации прав ребенка характеризует игру как способ познать окружающий мир. Родители обязаны обучать детей жизни в игровой форме. Должную помощь могут оказать добрые мультфильмы и книги. Ребенок с самого раннего возраста должен понимать, что нельзя обижать детей, истязать животных. Та информация, которая поступает в мозг в течение первых лет жизни, создает платформу для стабильности психического сознания в будущем.

8-й принцип

Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип

Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу. Воспитание должно проходить в пояснительно-убеждающей манере. Жестокое отношение подразумевает любые виды насилия: физического, сексуального, психического.

Россия регламентирует дополнительную ответственность в случаях, когда права ребенка нарушены. Однако статистика ежегодных случаев ужасает! Это связано с низким социальным уровнем населения. Взяв за основу 10 принципов декларации прав ребенка и Конвенцию, в российском законодательстве приняли статьи ГК, УК и СК.

10-й принцип

Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в первую очередь родители, учат его заботе и взаимопониманию. Запрещается воспитывать в детях чувство расовой и социальной ненависти. Все люди равны.

Конвенция о правах ребенка

Позже по принципу 10 деклараций прав ребенка была создана и доработана новыми положениями Конвенция, регулирующая отношения взрослых и детей, Она действует и сегодня. В ее составе 54 статьи.

Конвенцию приняли и поддерживают 193 страны, в их числе Россия. Она стала наследницей СССР при его распаде. Все участники договора с участием Конвенции обязаны полностью пересматривать свое законодательство с целью обеспечения выполнения всех пунктов: права ребенка должны быть защищены. Дети рассматриваются документом как личности, "маленькие взрослые", чья жизнь и здоровье находятся в руках родителей и государства.

Всеобщая декларация прав ребенка при всей ее полезности имеет существенный недостаток. Дети часто просто не знают о ее существовании и поэтому не могут заявить о том, что их интересы нарушены. Ни декларация, ни конвенция подробно в школах не разбирается, затрагивается лишь в старших классах, когда подростки становятся совершеннолетними.

Подводя итоги, можно сказать, что 10 принципов декларации прав ребенка дали надежную основу для более детальных документов, таких как Конвенция, Гражданский и Семейный кодекс. Нарушители детских прав преследуются законодательством страны, в которой совершено В России это часто Уголовная ответственность. Важно научить детей не бояться обращаться за помощью, когда их права нарушаются.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Права несовершеннолетнего в нашей стране определены не только отечественными законодательными органами, установлены официально на международном уровне в документах Декларация и Конвенция. Женевская Декларация прав ребенка утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года. Декларация представляет собой 10 основных принципов, цель которых обеспечение детям счастливого детства, защиту их прав.

Ребенок как субъект права

Согласно принципам декларации прав ребенка, он считается гражданином, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Государство должно оберегать его права в целях обеспечения условий свободы и достоинства. Статьей 54 Семейного кодекса РФ:

  1. Получать бесплатное образование, различную информацию.
  2. Исключить различные формы дискриминации, неравенства, национального, социального с другими гражданами.
  3. Получать медицинское обслуживание, иметь возможность хорошего досуга, социальное обеспечение.
  4. Иметь общение с родителями в семье, получать их воспитание.
  5. Право свободно выражать свои мысли, собственное мнение.
  6. Быть владельцем собственности, получать ее по наследству.
  7. Право на гражданство, собственное имя и фамилию.
  8. Положенную полноценную поддержку государства, его защиту, если он не получает от отца с матерью.
  9. Сбережение от насилия и жестокости в обращении с ним.

Женевская декларация прав ребенка

Изначальный вариант данного документа был утвержден в 1924г. Он включал 5 пунктов о защите детей от неволи и насилия. Первая декларация организации объединенных наций стала серьезным актом, направленным на защиту несовершеннолетних. В 1959г. документ был расширен. Обязательство за воспитание, обучение детей возложены на взрослых, определены их обязанности перед несовершеннолетними. В 1989г. утверждена последняя Декларация о правах ребенка.

В этой редакции определены десять принципов родительских обязательств. Главный постулат: все лучшее на планете должно принадлежать маленьким гражданам, никто не отнимет и не лишит их этого.

Гарантии компетенций российских детей соответственно с актами международной Конвенции устанавливаются нормативными документами – федеральным законом N 124 и Конституцией РФ.


Краткое содержание 10 принципов

Десять принципов Декларации:

  1. Первый принцип дает равноценные с одногодками права, независящие от цвета кожи, социального положения, места рождения и проживания.
  2. Всех детей должны обеспечивать должным воспитанием, а так же необходимым физическим развитием.
  3. За ними должны быть закреплены имя и фамилия, гражданство страны проживания.
  4. Предусмотрена возможность получения медицинской помощи и социального ухода еще до рождения (во внутриутробный и весь послеродовой период). У маленьких граждан должен быть всегда дом и еда. Большое внимание этот принцип уделяет школьникам, он указывает на обязанность следить за здоровьем, особенно в семьях с низким материальным достатком, предоставить им социальное обеспечение. Цель такой усиленной заботы – предупреждение патологических наклонностей подростков (суицид, садизм, бродяжничество, наркомания).
  5. Дети с психическими и физическими отклонениями в здоровье находятся под усиленным вниманием и опекой ответственных за них лиц.
  6. У всех малолетних есть право быть любимыми и получать опеку от родителей. В случае их отсутствия, семью обеспечит государство, в котором они проживают.
  7. Право бесплатного обучения на основании Федерального закона N 273 и Конституции. Родители обязаны предоставить такую возможность, чтобы вырастить гражданина, полезного обществу. Помимо обучения осуществляется познание окружающего мира в играх, книгах, мультфильмах.
  8. Важный принцип Декларации – уберечь от жестокого обращения и эксплуатации малолетних. Жестокое отношение в виде психического, физического, сексуального насилия применять нельзя! Допустимые методы воспитания – разъяснения, убеждения, уговоры. Случаи жесткости наказываются по закону, предусмотрены строгие наказания в случаях . Насильственными считаются: угрозы, грубость, телесными наказания, унижение достоинства, травмы тела и психики.
  9. Он имеет первостепенное право получать помощь от взрослых и государства, если нуждается в ней.
  10. Все люди имеют право на жизнь без агрессии и войн, мирное небо над головой.

С детства ребенок должен усвоить, что обижать других детей и взрослых, издеваться над немощными и слабыми нельзя. Это
будет основой его поведения в будущем.

Нарушение Декларации

На территории РФ действует целый порядок защиты прав несовершеннолетних с целью предотвращения нарушений закона. Существуют отделы полиции по делам несовершеннолетних, территориальные комиссии, социальная защита органов опеки. Учреждения взаимодействуют между собой, принимают меры профилактики в отношении малолетних.

Нарушителями прав чаще являются школа, семья. В них оскорбляют, унижают, избивают детей, заставляют выполнять тяжелую грязную работу. Основные виновники противоправных действий не считают себя таковыми.

Государством дано право ребенку защищать себя
от деспотизма и произвола взрослых.


Ответственность за нарушение

Существует уголовная и административная. Если обиженный пожалуется представителям органов опеки или отдела полиции, на тревожный сигнал обязаны отреагировать и обеспечить надлежащую правовую защиту несовершеннолетнего. Если обнаружатся на то основания, будет заведено уголовное дело.

За неисполнение родительского долга отца и мать лишают родительских прав. Если это произойдет, органы опеки обязаны защищать права несовершеннолетних. За трудоустройство малолетнего на тяжелое вредное производство до возрастного минимума административное наказание понесет работодатель по статье Кодекса «Об административных нарушениях».

Где найти защиту

Когда попираются права, имеет место насилие над подростками, оказать поддержку должны :

  • центры экстренной помощи (по телефону);
  • правоохранительные органы;
  • органов опеки и попечительства;
  • различные приюты для социально незащищенных слоев;
  • центр реабилитации по оказанию помощи в опасных обстоятельствах.

При аморальном поведении родителей, которые избивают детей, привлекают к попрошайничеству, их могут защитить правоохранительные и другие госорганы.


Декларация и Конвенция

На основе Женевской Декларации была утверждена, доработана и увеличена, с добавлением новых положений , принятая в 1974г., которая содержит 54 статьи. Ее поддержали более 190 стран. Среди них находится Россия. Всех участниц обязали пересмотреть законодательства своей страны, чтобы гарантировать защиту прав подростков. Их здоровье и жизнь зависят от государства и родителей. Действует Конвенция и сегодня.

Декларация и Конвенция прав ребенка определяют основополагающие принципы. Законодатели, руководствуясь ими, издают акты, имеющие силу на территории одного государства. Нарушителей прав преследуют по закону. Недостаток в том, что малолетние не знают об их существовании. Поэтому задача взрослых – научить их в трудную минуту прибегать к помощи при нарушении прав.

10 принципов декларации прав ребенка освещают обязанности взрослых перед детьми. Если говорить коротко, то все лучшее, что есть на Земле, принадлежит малышам и подросткам и не может быть у них отнято по чьей-то прихоти.

1-й принцип - Все дети, независимо от того, в какой стране они родились, какой у них возраст, цвет кожи, социальный статус, - имеют равные со своими сверстниками права. Они не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип - Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип - Все дети - субъекты стран, в которых проживают, поэтому государство обязано обеспечить их гражданством, а родители - именем.

4-й принцип - Чтобы правильно расти и развиваться, ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности еще до появления малыша на свет. Послеродовый период также должен быть обеспечен достойным уходом со стороны государства. Дети имеют право на жилье и питание.

5-й принцип - Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип - Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип - Все дети должны учиться бесплатно. Они имеют право играть и развиваться. Родители обязаны дать им эту возможность. Они же должны учить детей ответственности и полезности своему обществу. Один из 10 принципов декларации прав ребенка характеризует игру как способ познать окружающий мир. Родители обязаны обучать детей жизни в игровой форме. Должную помощь могут оказать добрые мультфильмы и книги. Ребенок с самого раннего возраста должен понимать, что нельзя обижать детей, истязать животных.

8-й принцип - Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип - Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу. Воспитание должно проходить в пояснительно-убеждающей манере. Жестокое отношение подразумевает любые виды насилия: физического, сексуального, психического. Россия регламентирует дополнительную ответственность в случаях, когда права ребенка нарушены.

10-й принцип - Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в первую очередь родители, учат его заботе и взаимопониманию. Запрещается воспитывать в детях чувство расовой и социальной ненависти. Все люди равны.

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости

Декларация прав ребенка провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. Она состоит из Преамбулы и 10 принципов.

В преамбуле отмечается, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без национальный, расовых, религиозных, политических и иных убеждений, социального и имущественного положения.

Ребенок в силу своей физической и умственной незрелости нуждается в специальной защите и заботе, в том числе и правовой, как до, так и после рождения.

Декларация содержит 10 принципов, согласно которым следует поступать.

Принцип 1. За ребенком должны признаваться все права без каких-либо различий или дискриминации.

Принцип 2. Ребенку должна быть обеспечена защита и предоставлены условия для физического, умственного, нравственного, духовного и социального развития здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения: право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Матери должен быть обеспечен надлежащий дородовый и послеродовый уход.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые в силу его особого состояния.

Принцип 6. Для гармоничного развития ребенок должен расти на попечении родителей и лишь в исключительных случаях может быть разлучен с матерью. Общество обязано заботиться о малоимущих. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. На первом месте должно быть обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.



Просмотров