Что значит равнозначная дорога. Проезд равнозначных нерегулируемых перекрестков

Как гласят правила дорожного движения, на сегодняшний день существует несколько способов регулирования перекрестков, это:

  1. Светофор;
  2. Знаки дорожного движения;
  3. Сотрудник ГАИ и ДПС, то есть регулировщик;

Помимо регулирования перекрестов с вмешательством третьих лиц или специального оборудования (знаки или светофор) существует дополнительные правила, которые при отсутствии всех составляющих, способны разрешить спор.

На сегодняшний день - это:

  1. Неравное покрытие дорог . Покрытие дороги определяет роль движения на перекрестке по ней. То есть, если перекресток представляет собой пересечение гравийной и асфальтной поверхности. Дорога с асфальтной поверхностью считается главной.
  2. Правилом правой руки . Если движение перекрестка ничем не регулируется и покрытие дороги равное, то руководствуемся «помехой справа». То есть, все те транспортные средства, которые находятся справа, имеют первостепенную роль, а, значит, водитель слева уступает дорогу.

Согласно правилам дорожного движения, перекресток, где очередность движения не регулируется светофором, сотрудников ГАИ, то есть регулировщиком, знаками, а также перекресток, где дороги имеют одинаковое покрытие, является нерегулируемым перекрестком равнозначных дорог.

Отсюда получаем, что равнозначная дорога – это участок дороги, который не регулируется, ни знаками, ни устройствами, где нет регулировщика. При этом покрытие дорог равное. А перекресток равнозначных дорог – это пересечение улиц, где направления являются равными по значению.

Тогда, как гласят ПДД, водитель должен ориентироваться на правило правой руки. То, есть пропускать всех, кто находится с правой стороны перекрестка. В свою очередь, водитель, который двигается по перекрестку с правой стороны, имеет главную дорогу и не должен пропускать транспортные средства, находящиеся от него слева.

Кто имеет преимущество при развороте на равнозначном перекрестке?

Для начала обозначим понятие перекрестка. Перекрёсток - это место пересечения более двух дорог.

Причем, как известно с правил ПДД, перекресток бывает нескольких видов:

  1. Т-образный;
  2. С круговым движением.

Прилегающая территория в виде, двора, переулка и прочего не является перекрестком.


Выше мы выяснили, что перекресток равнозначных дорог, это нерегулируемое пересечение, прилегание и разветвление дорог равных по значению, где в качестве определения главной дороги пользуются правилом помехи справа. То есть, те транспортные средства, которые двигаются справа, являются первоочередными по проезду.

Что делать в случае разворота? Ведь после выезда на перекрёсток и совершения маневра, все те транспортные средства, которые были, справа автоматически станут слева.

Если заглянуть в справочник правил дорожного движения, в пункте 13.11 прописано, что водитель транспортного средства на перекрестке равнозначных дорог, должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые приближаются справа.

Таким образом, водитель, который готовится к развороту на перекрестке, изначально пропускает все ТС, которые приближаются от него справа. Затем после разворота, пропускать все ТС, которые оказались справа, после того как траектория движения поменялась.

Получаем, что правило правой руки на перекрестке равнозначных дорог применяется дважды.

Теперь поговорим о том, как распознать перекресток равнозначных дорог. Прежде всего, следует отметить, что перед перекрестком должен стоять соответствующий знак, который предупреждает о том, что в пределах 50-100 метров находится перекресток.

Первое на что следует обратить внимание - это наличие светофора, если он есть, то ориентируемся на свет светофора.

Важный момент! Если, вы двигаетесь в темное время суток, и не можете определить дорожное покрытие, то следует посчитать, что Вы находитесь на второстепенной дороге.

Если покрытие на перекрестке одинаковое, то это означает, что Вы попали на перекресток равнозначных дорог. Теперь следующие манёвры, необходимо совершать только по правилу правой руки.

Неравнозначные дороги


Перекресток, где одна дорога является главной, причем на то есть подтверждение в виде дорожных знаков, а другая является второстепенной, именуется перекрестком неравнозначных дорог.

Главная дорога определяется в соответствии со знаками «Главная дорога» или «Уступи дорогу».

Таким образом, получаем, что существуют и перекрестки неравнозначных дорог. Здесь уже движение осуществляется по принципу главной и второстепенной дороги в соответствии со знаками.

Все транспортные средства, находящиеся на главной дороге в независимости от их направления после въезда на перекресток имеют преимущества.

Однако, если знак «Главная дорога» имеет направление, то отношение водителей двигающихся по главной и по второстепенной дороге сохраняются.

В случае если движение ТС и знака расходятся, ТС, которое при въезде на перекресток считалось главным изначально пропускает тех, кто двигается по движению знака, а затем продолжают движение.

В городской черте есть не только регулируемые пересечения дорог. Если на них нет светофора, или регулировщика, или, скажем, светофор не работает, тогда транспортная развязка переходит в разряд неуправляемых. В ПДД описаны подобные ситуации. При этом к нерегулируемым перекрёсткам, проезд по которым мы сейчас рассматриваем, относится также пересечение неравнозначных дорог, то есть когда есть главная, пересекающаяся второстепенной, и пересечение равнозначных дорог. Разумеется, в отсутствие активной регулировки порядок проезда по таким транспортным развязкам; знаки, не имеющие приоритета на других развязках, здесь выходят на первый план.

Основа основ

На самом деле, существует всего-навсего три основных правила проезда нерегулируемых перекрёстков. Преимущество при переезде будет у машины, едущей по главной, у трамвая, если есть пути на пересечении дорог, и при помехе движению справа. А теперь давайте рассмотрим каждую ситуацию поподробнее.

Если мы имеем дело с неуправляемым перекрёстком, на котором тем или иным образом обозначены приоритетная и второстепенные дороги, то задача сильно упрощается. Машина, движущаяся по приоритетной, должна продолжать манёвр, а те, кто едут по второстепенной, должны остановиться перед транспортной развязкой, убедиться, что не создадут помех для других транспортных средств, и только после этого выезжать. Главная обозначается , а на второстепенной перед выездом висит перевёрнутый треугольник «Уступи дорогу». Если же знаков нет, то обращайте внимание на покрытие: грунтовая по отношению к асфальтовой всегда будет второстепенной. Вообще, вдобавок к «Уступи дорогу» на неуправляемой развязке может быть установлен знак «Движение без остановки запрещено». В этом случае, даже если препятствий для выполнения манёвра нет, перед пересечением дороги нужно остановиться полностью и только после этого продолжать езду.

Если на нерегулируемом перекрёстке проезд предусмотрен для трамвая, то есть на нём есть рельсы, то приоритет будет у трамвая. Нюанс в том, что это правило будет работать, только если трамвай едет по основному направлению. Если же он подъезжает со стороны второстепенной, то должен будет уступать так же, как и остальные автомобили. При этом если трамвай с главной съезжает на второстепенную, то у него также будет приоритет в движении. Это, кстати, касается и безрельсовых транспортных средств. То есть если вы с основного направления съезжаете на второстепенное, то водители машин на этой второстепенной дороге обязаны уступить вам дорогу и только после этого начинать совершать свой манёвр.

Мы рассмотрели проезд по нерегулируемому перекрёстку, правила пересечения которого определены знаками. Теперь возьмём более сложный случай, когда знаков на транспортной развязке нет. Такое может быть, кстати говоря, если сломается светофор на пересечении городских улиц. В этом случае работает правило помехи справа. Если на равнозначном перекрёстке нет других действующих правил проезда, то вы обязаны уступить машинам, едущим вам, условно говоря, в правый бок. Это правило вы наверняка встречали в действии на больших парковках, потому что там как раз каждый перекрёсток нерегулируемый и дороги равнозначные. В этом случае, подъезжая к транспортной развязке, нужно притормозить, оценить обстановку и, если по дороге справа от вас движется машина, остановиться и пропустить её. Движение по таким транспортным развязкам требует от вас концентрации и сосредоточенности, так как цена ошибки слишком высока. Не забывайте, кстати, обращать внимание и . Неуправляемые транспортные развязки стараются не оставлять там, где есть пешеходные переходы, но в любом случае, если соответствующая разметка есть, приоритет всегда у пешехода.

Кто главнее

Когда подъезжаете к перекрёстку, будь он регулируемый или нет, обращайте внимание на знаки. Работоспособность светофора издалека можно оценить, только если он мигает жёлтым цветом, а вот выключенный полностью светофор вы можете заметить уже слишком поздно. Вы должны в любой момент по приближению к транспортной развязке знать, на какой дороге вы находитесь. Если , то вы должны действовать согласно его сигнализации. Обратите внимание, что при работающем светофоре другие правила распределения приоритета не действуют!

Но предположим, что светофора на пересечении нет, регулировщика тоже. Тогда обратите внимание на знаки и разметку. Если по ходу вашего движения есть ромб «Главная дорога», то можете продолжать двигаться дальше, естественно, уступив дорогу попутному или встречному трамваю, если им нужно повернуть. Этот знак создаёт для вас приоритет проезда, и водители, пересекающие вашу дорогу со второстепенной, остановятся и пропустят вас. В случае если по направлению вашего перемещения висит другой указатель, например, «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено», тогда уже вы должны остановиться и пропустить машины, едущие по приоритетной дороге. Проезд по нерегулируемому перекрёстку по правилам, что касаются второстепенной дороги, должен быть осуществлён только тогда, когда нет препятствий для манёвра. Возможно, вам придётся стоять достаточно долго, однако это продиктовано соображениями безопасности в первую очередь. Дело в том, что водители, едущие по основной дороге, не будут снижать скорость. То есть если случится столкновение, то оно будет достаточно сильным и может привести к непоправимым последствиям.


Если на перекрёстке работает светофор, то другие знаки приоритета не действуют

Знаки могут быть расположены как сбоку, так и сверху. Поэтому будьте очень внимательны, подъезжая к незнакомому участку дороги, что пересекается другой дорогой. В случае когда на вашей стороне символов и обозначений нет, посмотрите на встречную полосу. По форме висящего там знака вы можете сделать вывод, что именно он обозначает. То есть «Главная дорога» - ромб, а «Уступи дорогу» - перевёрнутый треугольник. Точно так же вы можете ориентироваться, если обозначения с вашей стороны дороги не продублированы, а есть только на противоположной.

Не забывайте и о том, по какой именно дороге вы едете. Если это грунтовая дорога, вливающаяся или пересекающая асфальтовую, то она по умолчанию считается второстепенной. Будьте особенно внимательны при проезде нерегулируемого перекрёстка на трассе, ведь там скорости машин и близко не такие, как в городской черте, и последствия могут быть плачевными. Если же обе дороги, например, грунтовые, то вспоминайте о правиле помехи справа.

Ваши действия на такой дорожной развязке должны быть предсказуемые и легко читаемые. Другие водители должны понимать, что именно вы будете сейчас делать, поэтому не забывайте про поворотники и другие сигналы. Заботьтесь о том, чтобы на дороге вас было видно, и габаритными огнями. Вообще, следует всегда помнить о том, что пересечение дороги - опасное место для манёвров. Поэтому старайтесь чётко и неукоснительно следовать правилам при проезде по нерегулируемому перекрёстку. В правилах говорится о том, что движение по транспортной развязке и манёвры на ней должны проводиться, говоря простым языком, без задержек и прозрачно.

Вывод

Итак, есть всего три правила проезда по нерегулируемому перекрёстку. Это преимущество главной дороги, преимущество трамвая и помеха справа. Неукоснительное следование им, а также концентрация и грамотная оценка дорожной обстановки позволят вам безопасно и комфортно пересекать такие развязки, не создавая угрозы ни для себя, ни для других водителей. Правила пересечения и выполнения манёвров в этом случае прописаны достаточно категорично. Если в других ситуациях у водителей есть некоторые рамки, например, они сами могут выбрать траекторию разворота, исходя из дорожной обстановки, то здесь жёсткость, как вы, без сомнения, сами понимаете, необходима.

Езда на автомобиле предполагает концентрацию, но городская черта уж точно предъявляет к водителю повышенные требования. Водитель должен быть внимательным и осторожным, быстро и правильно оценивать обстановку и предсказывать манёвры других участников движения хотя бы на шаг вперёд. Всё это приходит с опытом езды. Так что обращайте внимание на знаки и светофоры, они помогут приобрести необходимый навык. И почаще освежайте в памяти ПДД; не забывайте следить за их обновлениями.

Чем характерен перекрёсток неравнозначных дорог. Во-первых, это обязательно нерегулируемый перекрёсток. Здесь нет ни регулировщика, ни светофоров. Или светофоры есть, но они не работают или переведены в режим жёлтого мигающего сигнала. А, во-вторых, одна дорога – главная, а другие (сколько бы их не было) – второстепенные.

Понятно, что те, кто на главной, имеют преимущественное право проезда. Вот как об этом сказано в Правилах:

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения .

Обратите внимание – здесь сказано: «независимо от направления дальнейшего движения»!

То есть совершенно неважно, поедете ли вы по главной дороге через перекрёсток или свернёте с неё.

Во всех случаях те, кто на второстепенной, обязаны уступать вам дорогу!

Другое дело, если вы не один на главной дороге.

Сейчас у вас с автобусом – равное право на проезд! Вы оба на главной дороге.

А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».

То есть всё как обычно. Если поворачиваем налево или разворачиваемся, то на перекрёстке надо остановиться и пропустить встречного.

Обратите внимание на расстановку знаков приоритета! Все участники движения оповещены: мы и встречный автобус – на главной дороге, два легковых автомобиля – на второстепенной.

И в жизни так оно и будет – на всех подъездах к перекрёстку неравнозначных дорог обязательно должны быть установлены соответствующие знаки приоритета.

Но это в жизни. А в Билетах может быть изображён только один знак – с вашей стороны. Условия, приближённые к «боевым» – ведь и в жизни вы будете смотреть только на свой знак, и этого вполне достаточно.

Вот как это будет выглядеть на экзамене:


Как Вам следует поступить при движении прямо?

1. Уступить дорогу обоим транспортным средствам.

2. Уступить дорогу только грузовому автомобилю.

3. Проехать перекрёсток первым.

Комментарий к задаче

Светофор не работает, значит, «ожили» знаки приоритета.

Можете не сомневаться – на противоположной стороне перекрёстка тоже стоит знак «Главная дорога» (просто на рисунке его не показали).

То есть у вас с грузовиком равное право на проезд !

А раз так, тогда водитель грузовика, поворачивая налево, обязан уступить вам дорогу. А водитель легкового автомобиля пока подождёт, он на второстепенной дороге.

Одновременно напоминаю – проблесковый маячок жёлтого цвета не даёт преимущества в движении.

И в жизни, и на экзамене знаков может вообще не быть. Тогда статус дороги зависит от покрытия. Грунтовая дорога всегда второстепенная по отношению к дороге с любым твёрдым покрытием.


Как Вам следует поступить при движении в прямом направлении?

1. Уступить дорогу грузовому автомобилю, выезжающему с грунтовой дороги.

2. Проехать перекрёсток первым.

Комментарий к задаче

Сейчас грузовик для вас «помеха справа», и если бы это был перекрёсток равнозначных дорог, вы должны были бы уступить ему дорогу.

Но это перекрёсток неравнозначных дорог!

Знаков, правда, никаких нет. Но в первом ответе сказано, что грузовик выезжает с грунтовой дороги ! А в этом случае дорога с любым твёрдым покрытием всегда главная по отношению к грунтовой. Так что уступать дорогу должен водитель грузовика.

Однако вернёмся к предыдущей ситуации.

Те, кто были на главной дороге, уехали. Что дальше?

А, значит, ничего нового. Всё тот же принцип «помехи справа».

Я говорил вам, что перекрёстки, не самое сложное, что есть в Правилах. И постепенно подвожу вас к тому, что очерёдность проезда любого перекрёстка подчиняется одному простому универсальному правилу:

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств

разбираются между собой по принципу «помехи справа».

Единственное, чему надо научиться, это в любой ситуации безошибочно определять равное и неравное право на проезд.

А ситуации могут быть различные. Мало того, что сами перекрёстки отличаются большим разнообразием, так ещё и главная дорога может менять направление.

Но и в этом случае ровным счётом ничего не меняется. Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 13. Пункт 13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Ну, то есть опять «помеха справа» и ничего другого. А направление главной дороги вам покажут знаками:

На главной дороге мы и легковой автомобиль. Значит, у нас с ним равное право на проезд!

Вот с ним и разбираемся (руководствуясь принципом «помехи справа»).

Если уж главная дорога меняет направление, тогда об этом надо проинформировать всех водителей.

И если вы подъезжаете к перекрёстку по второстепенной дороге, тогда картинка будет такая:


Кому Вы обязаны уступить дорогу при повороте налево?

1. Автобусу и мотоциклу.

2. Легковому автомобилю и автобусу.

3. Всем транспортным средствам.

Комментарий к задаче

Мотоциклу и автобусу точно уступаем – они на главной. А с легковым автомобилем у нас равное право на проезд – он, как мы, на второстепенной дороге.

И ему тоже надо уступить дорогу (по принципу “помехи справа”).

Теперь надо же разобраться с трамваем.

В 13-том разделе Правил про разъезд с трамваем сказано много, и сказано до такой степени мудрёно и путано, что не каждый читатель в состоянии добраться до истины.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.9. На перекрестке неравнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге , независимо от направления его движения.

Как это понимать – равнозначная дорога на перекрёстке неравнозначных дорог?! Правила имеют в виду следующее: оба, вы и трамвай – на главной дороге. Или оба, вы и трамвай – на второстепенной дороге. При этом трамвай двигается либо во встречном направлении, либо в попутном.

Такое может быть только на перекрёстках, на которых главная дорога не меняет направление. Соответственно, и второстепенная дорога тоже не меняет направление.

Вот она, эта ситуация – оба на главной дороге.

Я это называю – у обоих равное право на проезд.

А Правила это называют иначе – у обоих равнозначные дороги.

Но суть от этого не меняется, надо уступать дорогу трамваю.

То же самое и здесь – оба на главной дороге, только теперь трамвай двигается в попутном с вами направлении.

И опять вы с трамваем на равнозначной дороге (оба на второстепенной).

И опять у вас с трамваем равное право на проезд.

И здесь то же самое, только теперь трамвай двигается в попутном с вами направлении.

Вот об этих четырёх ситуациях и сказано в показанном выше пункте 13.9. И во всех этих случаях водители обязаны уступать дорогу трамваю.

Правила. Раздел13. Пункт 13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог . Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Это что же получается, мы едем по перекрёстку неравнозначных дорог , а руководствоваться должны правилами проезда перекрестков равнозначных дорог (еслиглавная дорога меняет направление). Как прикажете это понимать? Посмотрим, что в Правилах сказано про перекрёстки равнозначных дорог:

Правила. Раздел13. Пункт 13.11. На перекрестке равнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

Ага, вот где истина зарыта. Неважно, меняет главная дорога направление или не меняет. Важно другое – трамвай всегда имеет преимущество, если у вас с трамваем равнозначные дороги. То есть уступать дорогу трамваю нужно, если вы на главной и трамвай на главной или вы на второстепенной и трамвай на второстепенной.

Но если трамвай на второстепенной, а вы на главной, тогда уступать дорогу трамваю не нужно.

Это же надо было так глубоко запрятать, прямо-таки замуровать простое и ясное требование:

При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Чтобы надежно подготовиться к экзамену, надо, конечно же, прорешать все 40 задач, посвящённых проезду перекрёстков неравнозначных дорог в билетах ГИБДД. И они все есть на нашем сайте в разделах «Решебник» и «Экзамен».

Но уверяю вас – ничего принципиально нового вы там не обнаружите. Ситуации будут различные, но вопрос всегда один и тот же:

Умеете ли вы применять принцип помехи справа и знаете ли вы, что при равном праве на проезд

трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.

А впереди у нас регулируемые перекрёстки.

Проезд перекрестков. (ПДД, глава 13) Равнозначные перекрестки. Круговое движение

Признаки равнозначного перекрестка

Движение через равнозначный перекресток

Некоторые подробности

Перекрестки с круговым движением

Признаки равнозначного перекрестка

Из того, о чем было сказано на двух прошлых занятиях, Вам должно быть ясно, что равнозначный перекресток является нерегулируемым, и что все участники движения, подъехавшие к нему с разных сторон, оказываются в равных условиях. Иначе говоря, это такой нерегулируемый перекресток, на котором нет главной и второстепенных дорог. Именно отсутствие признаков главной дороги и отличает его от неравнозначного перекрестка.

Надо иметь в виду, что ни ширина дороги, ни число полос, ни интенсивность движения не говорят о том, какая из двух пересекающихся дорог является главной, а какая – второстепенной. Следовательно, с помощью этих признаков нельзя определять тип перекрестка. Чтобы не ошибиться на этом этапе, нужно исходить из того, что равнозначный перекресток – это место пересечения дорог с одинаковым типом покрытия (твердым или грунтовым), перед которым не установлено никаких знаков приоритета. При этом если равнозначный перекресток хорошо просматривается издалека, то отсутствие этих знаков и будет его единственным признаком. Предупреждающий знак «Пересечение равнозначных дорог» с нанесенными на него черными линиями одинаковой толщины используется только в отдельных случаях, при ограниченной видимости перекрестка. Как и другие предупреждающие знаки, он устанавливается заблаговременно. Такой же знак может применяться в тех случаях, когда две дороги с разным типом покрытия нужно уравнять в правах вопреки общим правилам.

Движение через равнозначный перекресток

Мы уже знаем правило, по которому нужно въезжать на равнозначный перекресток. Согласно пункту 8.9 ПДД, очередность движения ТС, оказавшихся в равных условиях, определяется правилом помехи справа – тому, кто оказался справа от Вас, необходимо уступить дорогу. Пункт 13.11 Правил уточняет это требование применительно к равнозначному перекрестку. Въезд на него, так же как и на регулируемый перекресток, осуществляется в две очереди: сначала въезжают трамваи, а потом, после них, – безрельсовые ТС. При этом трамваи руководствуются правилом помехи справа между собой, а безрельсовые ТС – между собой (рис. 16-1).


Таким образом, если Ваша траектория пересекается с траекторией трамвая, то трамвай придется пропустить, независимо от направления его движения. Это объясняется тем, что Вы и трамвай по определению находитесь в заведомо неравных условиях, а значит, ни при каких обстоятельствах не можете оказаться помехой справа друг для друга.

Что касается выезда с равнозначного перекрестка, то он осуществляется так же, как и выезд с неравнозначного перекрестка, причем водители трамваев между собой, а безрельсовых ТС – между собой – должны руководствоваться пунктом 13.12 Правил, который мы уже изучили на прошлом занятии. Вспомним еще раз, что согласно требованиям этого пункта:

При движении прямо никого пропускать не надо. Беспрепятственный выезд происходит сразу же после въезда на перекресток;

При повороте направо нужно уступить дорогу только пешеходам и велосипедистам, которые продолжают двигаться в прямом направлении справа от Вашего транспортного средства;

При повороте налево нужно уступить дорогу встречным ТС, едущим прямо или направо, а также пешеходам и велосипедистам, движущимся вдоль левого тротуара.

А вот четвертое направление выезда – разворот – потребует от водителя большего внимания и сообразительности, чем при движении по главной или второстепенной дороге. Пункт 13.12 говорит о том, что перед разворотом водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу тем, кто движется ему навстречу по такой же дороге, как и у него самого. При этом на неравнозначном перекрестке подразумевалось, что ТС, движущиеся в поперечном направлении, находятся с Вами в неравных условиях – либо их дорога второстепенна, и тогда при развороте Вы не обязаны их пропускать, либо она является главной, и тогда Вы не имеете права начинать разворот, пока поперечная дорога не освободится. Следовательно, на неравнозначном перекрестке у водителя, который намерен развернуться, было только одно встречное направление (рис. 16-2, слева). Пропустив тех, кто двигался в этом направлении, водитель мог закончить свой разворот.

Если же транспортное средство оказалось на перекрестке, где все дороги равны по значению, то в процессе выполнения разворота для него образуется еще одно встречное направление (рис. 16-2, справа). Въезжающие на перекресток с левой стороны, имеют точно такое же преимущество перед автомобилем, выполняющим разворот, как и те, кто двигался по рисунку 16-2 сверху вниз. Поэтому Вы сможете закончить разворот на равнозначном перекрестке, только после того как уступите дорогу и тем, и другим.


Некоторые подробности

Мы уже говорили о том, что при проезде любого перекрестка вредны и излишняя поспешность, и излишняя медлительность. Находясь за рулем, необходимо помнить, что дорога построена для всех, а не только лично для Вас. И там, где ее пропускных возможностей не хватает, мы не можем позволить себе терять время понапрасну, задерживая себя и других. Перекрестки как раз относятся к таким местам.

Когда Правила обязывают водителя А уступить дорогу водителю Б, это означает, что в случае, если произойдет столкновение, водитель А будет признан виновником ДТП. Однако угроза столкновения существует далеко не всегда – довольно часто бывает, что пути движущихся через перекресток транспортных средств не пересекаются. Например, нет смысла пропускать помеху справа на равнозначном перекрестке, если Вы намерены совершить правый поворот, не доезжая до нее (рис. 16-3). Следовательно, нет и необходимости дожидаться, пока другое ТС выедет на перекресток – можно начинать маневр без промедления. Тем самым Вы не только сэкономите свое время, но и освободите перекресток для транспортных средств, движущихся позади Вас.


Другой ситуацией, в которой водители не мешают друг другу на перекрестке, является одновременный поворот налево с двух встречных направлений (рис. 16-4). В таких случаях Правила не запрещают разъехаться правыми бортами, то есть так, чтобы траектории встречных транспортных средств не пересекались. Тогда водителям не придется терять время, пропуская друг друга. Однако, выполняя поворот налево по траектории, показанной на рис. 16-4, Вы должны быть очень внимательны. Поворачивающий грузовик, автобус, а иногда и легковой автомобиль может закрывать Вам видимость другого автомобиля или мотоцикла, который, не снижая скорости, движется в прямом направлении и имеет преимущество перед Вами. Поэтому в подобной ситуации начинать поворот нужно на минимальной скорости. Вы можете прибавить ее только после того, как убедитесь, что за встречным ТС, которое поворачивает налево, не прячется другое транспортное средство.

Траектория поворота, показанная на рис. 16-4, допустима только в том случае, когда перекресток состоит из одного-единственного пересечения проезжих частей. Если хотя бы одна из пересекающихся дорог имеет разделительную полосу, то одновременный поворот налево не получится, поскольку на небольшом участке между пересечениями проезжих частей каждое ТС должно двигаться по правой стороне дороги – так, как показано на рисунке 16-5.



Одновременный въезд на перекресток всегда требует от водителей хорошего взаимопонимания и весьма четкого взаимодействия. Даже если водитель встречного ТС подал сигнал левого поворота, этого еще недостаточно, чтобы Вы могли приступить к маневру со своей стороны. Сначала нужно убедиться в том, что он реально намерен совершить поворот. Если водитель снизил скорость и начал поворачивать руль, поддерживая безопасный боковой интервал – это одно. Но когда встречное ТС движется, не снижая скорости и не меняя направления, нельзя ориентироваться только на включенные на нем указатели поворота – возможно, водитель просто забыл выключить их после того, как повернул на предыдущем перекрестке. В таком случае было бы весьма рискованно выезжать наперерез встречному ТС до тех пор, пока ситуация не прояснится. Во-первых, это вполне могло бы привести к столкновению на перекрестке, а вовторых, после столкновения далеко не всегда удается доказать, что второй участник ДТП ввел Вас в заблуждение, ошибочно включив указатели поворота или забыв их своевременно выключить. Поэтому Вас вполне могут признать виновником происшествия – за излишнюю доверчивость.

Перекрестки с круговым движением

Мы говорили, что правила проезда перекрестков являются универсальными – их можно применить к любому перекрестку, даже если он имеет неправильную форму или включает в себя несколько дорог, пересекающихся под разными углами. Распространяются эти правила и на перекрестки с круговым движением, обозначенные дорожным знаком 4.3 . Такой перекресток образуется дорогой, свернутой в кольцо вокруг памятника, большой клумбы или какого-то островка, имеющего круглую или иную форму, и дорогами, примыкающими с разных сторон к этому кольцу. При этом движение по кругу осуществляется строго против часовой стрелки, а въезд на круг и выезд с него – только в правую сторону. На таком перекрестке всегда существует несколько пересечений проезжих частей.

По данным некоторых исследований, количество тяжелых ДТП на перекрестке с круговым движением почти в два раза ниже, чем на обычном. Секрет прост – при столкновении двух ТС, удар приходится не прямо в бок одного из них, как на обычном перекрестке, а по касательной, то есть под углом. Такие столкновения, как правило, не опасны для жизни и здоровья водителей и пассажиров. Кроме того, необходимость поворачивать при въезде на круг и при выезде с него вынуждает водителей существенно снижать скорость. Наконец, на кольце никогда не бывает встречных ТС и связанных с ними лобовых столкновений – круговое движение по определению является односторонним.

Самые первые перекрестки с круговым движением были нерегулируемыми и равнозначными. Встречаются такие перекрестки и сейчас, однако постепенно от них переходят к неравнозначным, а иногда даже к регулируемым.

В большинстве европейских стран и у нас в том числе действует правило, согласно которому круг является главной дорогой, а все примыкающие дороги – второстепенные.

Правила дорожного движения:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.13, часть 1

Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении,

Статья 12.13, часть 2

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков,

Влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

Признаки главной дороги:

Наиболее распространенный способ, которым обозначают главные и второстепенные дороги, – это установка знаков приоритета. На главной дороге перед каждым перекрестком устанавливается знак «Главная
дорога» или знаки «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги». На
второстепенных дорогах при въезде на перекресток устанавливаются знаки «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Кроме того, любая автомагистраль заведомо является главной по отношению к остальным примыкающим к ней дорогам, а дорога с твердым покрытием считается главной по
отношению к грунтовой дороге, то есть стихийно образовавшейся колее.

16. Обгон, опережение, встречный разъезд | Описание курса | 18. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Приоритет маршрутных транспортных средств.

Имея навыки передвижения на транспортном средстве, водителю необходимо знать еще и правила, по которым допускается безопасное движение автомобилей и иного транспорта.

На пути движения водитель сталкивается с перекрестком. В большинстве случаев они являются регулируемыми или одна из дорог является главной. Однако встречаются и равнозначные дороги, которые имеют свои особенности при пересечении перекрестка.

Без знания ПДД проезд перекрестков с равнозначных дорог может обернуться негативными последствиями.

В этой статье:

Требования знака Пересечение равнозначных дорог

Перед перекрестком, имеющим разнозначное значение дорог, должен быть установлен дорожный знак пересечение равнозначных дорог 1.6. Как правило, дорожный знак 1.6 устанавливается на дорогах с одинаковым покрытием, например, асфальтным, грунтовым и иным.

Движение по одной из этих дорог не может быть определено как главная, и на помощь приходит регулирование движение по правилам пересечения равнозначных дорог.

Подъезжая к перекрестку, водитель должен убедиться, что с правой стороны не имеется помех для движения. Поэтому часто говорят, что проезд равнозначных дорог происходит по помехе справа.

Также водитель, выезжающий на перекресток и поворачивающий налево одновременно со встречным автомобилем, который в свою очередь поворачивает направо, у первого водителя также возникает помеха справа.

Таким образом, водитель всегда должен пропускать на перекрестке автомобиль, появившийся справа.

Правила установки знака 1.6

Установка знака 1.6 допускается перед перекрестком, на котором не определен приоритет его проезда, например, в соответствии со знаком Главная дорога 2.1.

В соответствии с требованиями ГОСТ, дорожный знак 1.6 должен устанавливаться на расстоянии видимости перекрестка. Это расстояние является различным для дорог в населенных пунктах и вне их действия.

В городе знак должен располагаться не ближе 50 метров и не дальше 100 метров. Вне города допускается устанавливать на расстоянии 150-300 метров. Также знак 1.6 может иметь и другое расстояние, при условии, что дублируется знаком 8.1.1, который указывает конкретное расстояние в метрах.

Знак устанавливают перед перекрестком, на котором отменяют очередность проезда, установленную знаками приоритета.

Ответственность за нарушение знака 1.6

Знак имеет предупреждающее значение о том, что приближаясь к перекрестку равнозначных дорог, водитель должен помнить о следующих предписаниях ПДД:

  1. Самым важным правилом будет недопущение создания помех для водителей, пользующихся приоритетом в проезде перекрестка, ответственность за данный проступок наступит по части 2 статьи 12.13 КоАП РФ в виде тысячного штрафа.
  2. Если на перекрестке образовался затор, водитель не может выезжать на перекресток, за это может наступить ответственность в виде штрафа 1000 рублей по части 1 статьи 12.13 Кодекса, так как водитель в этом случае создаст препятствие для движения автомобилей поперечного направления.
  3. На перекрестке не допускается совершать обгон другого автомобиля, за данное правонарушение может наступить ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса в виде пятитысячного штрафа или лишения прав от 4 до 6 месяцев.
  4. Водитель, не включивший поворотник для поворота направо, налево или для разворота, также может создать помеху для движения других водителей и участников дорожного движения, ответственность предусматривает предупреждение или штраф в 500 рублей по части 1 статьи 12.14 Кодекса.


Просмотров