Чем занимался заседавший на агоре совет. Афинская Агора

Афины, совет пятисот, органы власти, история Греции

Государственное устройство Афин

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан , обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

  • Народное собрание;
  • Совет пятисот;
  • гелиэя;
  • коллегия стратегов;
  • коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия .

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ) . Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов .

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя , действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

689 руб


Германия. Путеводитель "Афиши"

Путеводители АФИШИ - первая серия отечественных непереводных путеводителей - издаются с 2000 года.
Авторы путеводителей АФИШИ либо постоянно живут в городах и странах, о которых пишут, либо часто бывают в них и поэтому хорошо ориентируются даже в стороне от проторенных туристических маршрутов.
Путеводители АФИШИ по странам и регионам рассказывают обо всем самом важном и интересном, что стоит включить в план познавательной поездки - от грандиозных памятников архитектуры и уникальных музеев до деревенских фестивалей и живописных пешеходных троп.

673 руб


Афины. Путеводитель

Путеводители всемирно известной компании "Берлиц" ценятся за качество, точность и простоту. Насыщенные информацией, снабженные цветовым кодом для быстрого поиска, они дают всестороннее описание истории, культуры и традиций разных стран, позволяют самостоятельно исследовать достопримечательности, совершать покупки и знакомиться с местной кухней. Непрерывная череда интересных мест и удивительных открытий сделает ваше путешествие с этим путеводителем по Афинам ярким и незабываемым.

Для широкого круга читателей.

288 руб


Ориентация - Прага! Вас ждут оранжевые прогулки по лучшим местам города, а также по следам Марины Цветаевой, Франца Кафки, Моцарта. Прага мистическая, Прага романтическая, Прага с детьми, Прага под любым соусом и с любым сортом пива! В этом путеводителе тысячи возможностей провести в Праге каждую минуту так, чтобы было о чем вспоминать, - не упустите их! Оранжевый гид по Праге - как всегда, нестандартно и с чувством.

454 руб


Чехия (+ DVD-ROM)

Путеводитель от главного путешественника России!
Преимущества книг этой серии:

  • Максимальный охват городов по каждой стране.
  • Мегакрасочно и ярко - около 1000 качественных фотоиллюстраций в каждой книге!

    Удобства:

  • Легкая навигация в материале с помощью содержания, схем и указателей.
  • О каком бы месте ни шла речь - всегда есть информация о том, как до него добраться самостоятельно.
    Даны подробные маршруты пешеходных прогулок по всем мало-мальски значимым городам. А ко всем маршрутам - есть карты.
  • 399 руб


    Бельгия. Путеводитель

    Предлагаем вашему вниманию путеводитель по Бельгии, в котором вы найдете много иллюстрации и необходимую информацию о стране, городах и основных объектах, а также способах добраться до них. В путеводителе есть нужная любому туристу информация о визах, транспортировке до Бельгии, ценах, связи, языках и прочем.

    614 руб


    Париж

    Эта книга - одна из серии лучших в мире путеводителей Lonely Planet. Данное издание посвящено Парижу с его элегантными магазинами, извилистыми улочками и самыми вкусными пирожными.
    В этом путеводителе вы найдете актуальную информацию, ценные советы и вдохновляющие фотографии, а так же планы экскурсий, сведения о лучших музеях, магазинах, кафе, прогулках и секретных местечках Парижа. Также в книге вставлена карта города Парижа, которую для удобства необходимо будет отрезать. На карте указаны главные достопримечательности, имеется полный указатель улиц, транспортные схемы. Масштаб: 0,2:400.
    Добро пожаловать в Париж с Lonely Planet.

    549 руб


    Финляндия. Хельсинки, Котка, Лаппеенранта, Тампере, Турку. Путеводитель

    Оранжевый гид раскроет вам сердце Финляндии и покажет ее лучшие города и окрестности! В книге вы найдете множество уникальных маршрутов, которые помогут вам совершить незабываемое путешествие по стране: маршрут "По историческому центру Хельсинки", "По крепости Суоменлинна", прогулки по Котке и островам архипелага, а также по живописным городам Тампере, Турку и другим.
    К увлекательным прогулкам прилагаются подробные карты городов, красочные иллюстрации, практическая информация и практические советы! Счастливого путешествия!

    479 руб


    Новинка - яркая наклейка на чемодан! Внутри вы найдете уникальную фирменную наклейку на чемодан... теперь ваш багаж не спутать ни с каким другим! Оранжевый гид по Болгарии - полностью обновленный путеводитель! Вместе с ним вы изучите древние улочки Софии, Несебра и других живописных городов, полюбуетесь на таинственные монастыри, насладитесь болгарскими винами, совершите головокружительные спуски на горнолыжных курортах и не пропустите самые лучшие пляжи! Путеводитель написан легким, живым языком, вам обеспечены увлекательные прогулки. Вместе с описанием маршрутов вы найдете актуальную практическую информацию, подробные карты, множество иллюстраций. Оранжевый гид станет вашим незаменимым помощником и другом в Болгарии! С оранжевым гидом вы успеете все и не пропустите ничего! Отправляйтесь в путешествие вместе с Оранжевым гидом, который сделает ваш чемодан уникальным, а отпуск незабываемым!

    539 руб


    Андалусия

    Новое издание путеводителя по Андалусии! Андалусия - регион для тех, кто хочет чего-то большего, чем просто Испания. Оранжевый гид - путеводитель для тех, кто хочет чего-то большего, чем просто путеводитель. С толком и расстановкой автор расскажет вам об этой самой южной и самой веселой области страны. Вы познакомитесь с необычайными праздниками и традициями, зажигательными круглогодичными фиериями и приветливым населением. В самых аутентичных "питательных" заведениях вы будете потягивать великолепное вино, отведаете лучшие местные кулинарные достижения. Насладитесь неповторимой природой, заботливо преображенной в национальные парки. Оранжевый гид авторитетно скажет вам, что Андалусия - земля с богатым прошлым и ее главные культурные памятники и архитектурные ансамбли прошлых времен сохранились и по сей день. Новинка 2018 года - яркая наклейка на чемодан!

    659 руб

    Афиняне гордились своим городом. «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, — говорили они, — то ты осёл!» Однако район гончарных мастерских Керамик вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг.

    1. Там, где дымили печи для обжига посуды. Узкие немощёные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Горожане выливали помои и вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили и трудились искусные гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы.

    Чёрнофигурный сосуд.

    Краснофигурный сосуд.

    Долгое время, ещё до побед над персами, вазы украшали чёрнофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком. Позже стали поступать наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а чёрным лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными. Лак блестел на солнце и не тускнел от времени.

    Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешёвую посуду: пифосы — громадные глиняные бочки для хранения зерна, амфоры — сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши.

    Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал однообразную и грубую работу: вымешивать глину, подносить топливо к печи, железным стержнем ворошить пылающие угли. Однако работу творческую, требующую выдумки и заинтересованности, например роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники. Свободные мастера, получавшие деньги за свои труд, работали намного лучше рабов.

    2. Агора — главная площадь Афин. По утрам в рыночные часы здесь было многолюдно и шумно. Торговцы, стоя под лёгкими навесами из камыша, зазывали покупателей криками: «Купите уксуса!», «Купите масла!», «Купите рыбу!», «Вы забыли зелень!».

    В одном месте рынка покупали сыр, в другом — овощи, в третьем — нанимали искусного повара для приготовления званого обеда. Особое место было отведено для торга рабами. Были и развлечения: петушиные бои, выступления фокусников.

    Храм Гефеста на Агоре. Рисунок нашего времени.

    Большинство афинских женщин на рынок не ходили. Ежедневные покупки делали их мужья. Толкотня и давка бывали столь велики, что богатый грек приходил в сопровождении рабов, расчищавших для господина путь.

    За порядком следили смотрители рынка. На эту должность граждан избирали по жребию. Им подчинялась рыночная стража, состоявшая из купленных Афинским государством рабов-скифов.

    Окончив дела и отослав слуг с покупками домой, афиняне проводили время с друзьями: обсуждали последние новости, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лучей портики 1 и лавки.

    В другой части Агоры на холме находился обнесённый колоннами храм бога-кузнеца Гефеста. Левее храма в прямоугольном здании почти ежедневно собирался Совет пятисот, который избирался по жребию из афинских граждан. Совет пятисот следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Для дежурных членов Совета пятисот предназначалось круглое здание. Когда над городом нависала военная угроза, дежурные не покидали свой пост даже ночью. В этом круглом здании они и спали, и ели.

    Задумавшаяся Афина. Древнегреческий рельеф.

    1 Портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

    Парфенон. Храм Афины. Вид в наши дни.

    Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры.

    3. На вершине Акрополя. Отовсюду в Афинах был виден Акрополь — холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. Моряки, подплывая к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце её позолоченные шлем и наконечник копья.

    Лишь одна дорога вела на Акрополь. В дни празднеств по ней поднималась нарядная толпа афинян. По пути они любовались стоявшим справа на уступе скалы небольшим храмом. Это был храм богини победы Ники.

    Статуя Афины в Парфеноне. Древняя копия.

    Шествие на Акрополь. Рисунок нашего времени.

    Обычно Нику изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.

    Через мраморные портики участники празднества вступали на вершину Акрополя. Перед ними открывался вид на храм богини Афины — Парфенон1. Это самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооружённый из мрамора, окружённый колоннами, вызывал всеобщее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На одном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом — рождение Афины из головы Зевса.

    Миф о рождении богини Афины

    Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Позвал он своего сына бога Гефеста, прося избавить его от невыносимой боли. Взмахнул Гефест острым топором, раскололась на миг голова Зевса, и из неё в полном вооружении появилась богиня мудрости и справедливой войны Афина. Такой и изобразил её скульптор Фидий (см. с. 178). В правой руке Афина держала крылатую богиню победы Нику, левой опиралась на щит, внутри которого извивался священный змей. Плечи и грудь Афины прикрывала эгида. Так называлась козья шкура с прикреплённой к ней головой сказочной Медузы. У этого страшилища вместо волос были змеи, от одного её взгляда всё живое превращалось в камень. Афина почиталась покровительницей гончаров, ткачих, вообще всего рабочего люда.

    1 От слова «парфёнос» (по-гречески «девушка»); греки изображали Афину девой-воительницей.

    Храм Эрехтейон. Вид на портик кариатид.

    Внутри Парфенона греки могли увидеть статую той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из сверкающего золота; лицо, шея и руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.

    На том месте Акрополя, где, согласно мифу, спорили между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон (он был назван по имени сказочного царя Афин Эрехтея). В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды — каменные фигуры юных девушек.

    Из жизни древних гречанок

    В зажиточных семьях женщины с детьми жили в особых комнатах, куда посторонним вход был запрещён. Как-то раз в один дом, когда хозяин был в отъезде, забрались воры. Соседи видели, как выносили вещи, слышали крики, но войти в женские комнаты так и не решились. У расточительных жён мужья отбирали ключи и сами выдавали припасы. Но жёны всё-таки ухитрялись открывать кладовые, брали сладости, нацеживали особыми трубками из запечатанных бочек вино. А потом угощали зашедших поболтать подруг.

    Мужья не посвящали жён в дела государства. Когда одна спросила мужа: «Что решило Народное собрание?», — он ответил: «Какое тебе дело? Замолчи!»

    Не все гречанки мирились с такой жизнью. Среди женщин были поэтессы, музыкантши, художницы.

    Посещение Агоры и Акрополя производило неизгладимое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.

    Объясните значение слов: Керамик, Агора, Акрополь. Парфенон, портик, фронтон, кариатида.

    Проверьте себя. 1. Как выглядели улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских? 2. Какие вазы называются чёрнофигурными, а какие — краснофигурными? 3. Кто в афинских семьях делал ежедневные покупки на рынке? Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы? 4. Чем занимался заседавший на Агоре Совет пятисот?

    Опишите рисунок «Шествие на Акрополь» (см. с. 179). 1. Как выглядит стоящий справа на уступе скалы небольшой храм? Кому он посвящён? 2. Что рассказывали моряки о бронзовой статуе Афины, украшавшей вершину Акрополя? 3. Как выглядел храм Афины Парфенон?

    Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней. Длинных стен, Керамика, Агоры, Акрополя.

    

    И гостям города было удобно на Агоре?

    Афинская Агора - городская площадь Афин , занимающая территорию приблизительно 10 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя . Греческое слово агора? происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американской школой античных исследований под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин .

    На исходе VI века до нашей эры оформилась южная граница агоры, на которой был установлен пограничный камень с многозначительной надписью: «Я - пограничный камень агоры».

    На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов. В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин , имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы. Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников.

    Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала . Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин , как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала . В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринужденных прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов. Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приемов, особенное оживление вносят три разного вида капителей - дорические, ионические и египетские.

    В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе хранились эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон горы. Здесь члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания. Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин - одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

    Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V-IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре так же расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана. Афины экспортировали вино, оливковое масло , мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими.

    Для культурных мероприятий был сооружён Концертный зал. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1 000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известный в древнем мире. Для любознательных граждан была устроена Библиотека Панеция. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора - приятного места для прогулок, чтения и размышления.

    То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя , недалеко от станции метро Фисион или Тезейон. В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного базара. Само место ассоциируется с магазинами. Сегодня Агора стала так же излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних

    Афиняне гордились своим городом. «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, - говорили они, - то ты осёл!» Однако район гончарных мастерских Керамик вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг.

    Там, где дымили печи для обжига посуды. Узкие не­мощёные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Горожане выли­вали помои и вышвыривали отбросы прямо на улицу. Ве­черами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя
    было ходить, не освещая дорогу смоля­ным факелом. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили и трудились искусные гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы.

    Долгое время, ещё до побед над персами, вазы украшали чёрнофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком. Позже стали по­ступать наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а чёрным лаком покрывали остальную по­верхность вазы. Поэтому такие вазы на­зывают краснофигурными. Лак блестел на солнце и не тускнел от времени.

    Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешёвую посуду: пифосы - громадные глиняные бочки для хранения зерна, амфоры - со­суды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши.

    Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал одно­образную и грубую работу: вымешивать глину, подносить топливо к печи, желез­ным стержнем ворошить пылающие угли. Однако работу творческую, требующую выдумки и заинтересованности, например роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники. Свободные мастера, получавшие деньги за свои труд, работали намного лучше рабов.

    2. Агора - главная площадь Афин. По утрам в рыноч­ные часы здесь было многолюдно и шумно. Торговцы, стоя под лёгкими навесами из камыша, зазывали покупателей криками: «Купите уксуса!», «Купите масла!», «Купите рыбу!», «Вы забыли зелень!».


    Храм Гефеста на Агоре. Рисунок нашего времени.

    Окончив дела и отослав слуг с покуп­ками домой, афиняне проводили время с друзьями: обсуждали последние новости, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лу­чей портики1 и лавки.

    В другой части Агоры на холме находил­ся обнесённый колоннами храм бога-кузне- ца Гефеста. Левее храма в прямоугольном здании почти ежедневно собирался Совет

    1 Портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

    пятисот, который избирался по жребию из афинских граждан. Совет пятисот сле­дил за пополнением казны, ведал строи­тельством боевых кораблей, городских во­допроводов, храмов. Для дежурных членов Совета пятисот предназначалось круглое здание. Когда над городом нависала воен­ная угроза, дежурные не покидали свой пост даже ночью. В этом круглом здании они и спали, и ели.

    Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры.

    3. На вершине Акрополя. Отовсюду в Афинах был виден Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скуль­птор Фидий. Моряки, подплывая к Пи- рею, могли заметить, как блестят на солн­це её позолоченные шлем и наконечник копья.

    Шествие на Акро­поль. Рисунок на­шего времени.

    Обычно Нику изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оста­вить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воз­двигли храм в честь Ники Бескрылой.

    Через мраморные портики участники празднества всту­пали на вершину Акрополя. Перед ними открывался вид на храм богини Афины - Парфенон1. Это самое прекрас­ное творение греческих строителей! Парфенон, сооружён­ный из мрамора, окружённый колоннами, вызывал всеоб­щее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли ста-

    Миф о рождении богини Афины

    Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Позвал он своего сына бога Гефеста, прося избавить его от невыносимой боли. Взмахнул Гефест острым топором, раскололась на миг голова Зевса, и из неё в полном во­оружении появилась богиня мудрости и справедливой войны Афина. Та­кой и изобразил её скульптор Фидий (см. с. 178). В правой руке Афина держала крылатую богиню победы Нику, левой опиралась на щит, внутри которого извивался священный змей. Плечи и грудь Афины прикрывала эгида. Так называлась козья шкура с прикреплённой к ней головой ска­зочной Медузы. У этого страшилища вместо волос были змеи, от одного её взгляда всё живое превращалось в камень. Афина почиталась покро­вительницей гончаров, ткачих, вообще всего рабочего люда.

    "От слова «парфёнос» (по-гречески «девушка»); греки изображали Лфину де­вой-воительницей.

    Храм Эрехтейон. Вид на портик ка риатид.

    туи. На одном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом - рождение Афины из головы Зевса.

    Внутри Парфенона греки могли увидеть статую той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из сверкающего золота; лицо, шея и руки покрыты тонкими пластинками из сло­новой кости цвета человеческого тела.

    На том месте Акрополя, где, согласно мифу, спори­ли между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон (он был назван по имени сказочного царя Афин Эрехтея). В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды - каменные фигуры юных де­вушек.

    Из жизни древних гречанок

    В зажиточных семьях женщины с детьми жили в особых комнатах, куда посторонним вход был запрещён. Как-то раз в один дом, ког­да хозяин был в отъезде, забрались воры. Соседи видели, как выноси­ли вещи, слышали крики, но войти в женские комнаты так и не реши­лись. У расточительных жён мужья отбирали ключи и сами выдавали припасы. Но жёны всё-таки ухитрялись открывать кладовые, брали сла­дости, нацеживали особыми трубками из запечатанных бочек вино. А потом угощали зашедших поболтать подруг.

    Мужья не посвящали жён в дела государства. Когда одна спросила мужа: «Что решило Народное собрание?», - он ответил: «Какое тебе дело? Замолчи!»


    Не все гречанки мирились с такой жизнью. Среди женщин были по­этессы, музыкантши, художницы.

    Посещение Агоры и Акрополя производило неизглади­мое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.

    Объясните значение слов: Керамик, Агора, Акрополь. Парфенон, пор­тик, фронтон, кариатида.

    Проверьте себя. 1. Как выглядели улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских? 2. Какие вазы называются чёрнофигурными, а какие - краснофигурными? 3. Кто в афинских семьях делал ежеднев­ные покупки на рынке? Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы? 4. Чем занимался заседавший на Агоре Совет пятисот?

    Опишите рисунок «Шествие на Акрополь» (см. с. 179). 1. Как выглядит стоящий справа на уступе скалы небольшой храм? Кому он посвящён? 2. Что рассказывали моряки о бронзовой статуе Афины, украшавшей вершину Акрополя? 3. Как выглядел храм Афины Парфенон? Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней. Длин­ных стен, Керамика, Агоры, Акрополя.



    Просмотров