Беседа день конституции российской федерации. Кроссворд «Государственные символы России»

Классный час на тему

Цели и задачи: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; закрепить знания учащихся о символике РФ: флаге, гербе, гимне; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

Оборудование: плакаты: гимн, флаг, герб, Президент Российской Федерации, иллюстрации Конституции РФ, картинки- раскраски флаг РФ; ноутбук, проектор, экран, запись с гимном РФ.

Предполагаемый результат: познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, научатся слушать гимн РФ, закрепят знания о символах страны.

Ход занятия

Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

- Когда и как была принята Конституция РФ?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём

в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?

Наша страна называется Россия, но её полное название

Российская Федерация.

А что значит слово «федерация» (Федерация – это договор, союз)

Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.

В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

Об этом записано в Конституции.

А что же ещё сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя.

А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности ?

(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).

Например,

Каждый человек имеет право на свободу слова

Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

Каждый человек имеет право на работу

Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.

Но есть и определённые обязанности, например:

Обязанность защищать Родину

Обязанность соблюдать законы

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Обязанность платить налоги

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

- А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)

- На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

- А как нужно слушать гимны?

- Прослушаем гимн нашей страны.

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава,

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Флаг

- В каждой стране существует определённая государственная символика это не только гимн, но и флаг.

Государственный флаг символизирует единство страны.

- Назовите цвета флага нашей страны.

Флаг России выглядит так,

Белый цвет - за Отечество

Синий цвет - Верность

Красный цвет - Отвага, битва за веру.

Герб

- Следующий символ каждой страны – герб.

Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Скипетр - это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества.

Держава - это шар с крестом - символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым».

. Игра «Нарисуй флаг»

(Дети раскрашивают заготовку флага)

Присяга Президента Российской Федерации.

- А кто является президентом нашей страны?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность - перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, - обязан принести присягу народу России.

Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей - члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.

А это слова, которые обязан произнести Президент:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность.

Итог.

Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.

Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

Я предлагаю закончить наше занятие песней «Моя Россия».

Приложение

Закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны- Если кто-то без законов

Тема: Конституция Российской Федерации. Государственные символы России.

Цель: Способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;

Задачи:

    Познакомить с Конституцией Российской Федерации и расширить представление о Государственных символах России.

    Формировать уважительное и ответственное отношение к законам и символам России;

    Развивать интерес к истории России.

Ход урока:

    Вводная часть. (СЛАЙД №1)

Вот и наступил новый учебный год. Я очень рада вас видеть. Вы стали на год взрослее – теперь вы третьеклассники. Позади три замечательных летних месяца. А как вы провели эти месяцы я сейчас узнаю. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Ах, лето!». (СЛАЙД №2-13)

    Бьются волны о песок,

    Через них я прыг да скок.

    Широка и глубока

    Наша с волнами... (река)

  1. Мяч по травке шустро скачет

    От ворот и до ворот.

    Бьют ногами - он не плачет.

    Кто игру мне назовёт?

  2. В тихую погоду

    Нет нас нигде,

    А ветер подует

    Бежим по воде.

  3. За грибами, за морошкой

    Мы ходили с братом Лёшкой.

    Видели ежа под ёлкой,

    Ёжик был довольно колкий.

    Муравейник повстречали,

    Наблюдали, изучали.

    Всяких здесь полно чудес,

    Потому что это... (лес)

  4. Чтобы солнце не пекло,

    Мы в песок воткнём его.

    Если мы под ним сидим,

    Никогда не обгорим.

  5. По асфальту на колёсах

    Неумело я качусь.

    Ноги в стороны, так сложно,

    Но не падаю, держусь.

    Кафе объеду, столики,

    Меня катают... (ролики)

  6. Долгожданная пора!

    Детвора кричит: «Ура!»

    Что ж за радость это?

    Наступило... (лето)

  7. На воде теперь держусь,

    Плавать в речке не боюсь.

    Если я устану вдруг,

    То меня удержит... (круг)

  8. Отчего у нас тепло?

    Это сверху припекло.

    Через облако-оконце

    Шлёт лучи на землю... (солнце)

  9. Прямо в небо я лечу,

    Не боюсь я, хохочу.

    Достаю ногой до ели -

    Вверх и вниз летят... (качели)

  10. Хочешь - в воду ты ныряй,

    Хочешь - на песке играй.

    Сколько замков здесь создашь!

    Что это за место? (Пляж)

    Посмотрите, как много чудесных радостных слов получилось: солнце, пляж, лес, качели, футбол, река, волны. Летом вы набирались сил для нового учебного года: отдыхали, загорали, купались, играли, путешествовали по нашей стране.

    Беседа о России.

    А как называется страна, в которой мы живём? (Россия) (СЛАЙД №14)

    Да, наше государство называется Россией или по-другому – Российской Федерацией. Если перевести со взрослого официального языка на простой русский, то «федерация» - это союз, объединение. (СЛАЙД №15) Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. (СЛАЙД №16) Сегодня в состав Российской Федерации входит 21 республика, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

    Какие народы живут в России?

    В России проживают 180 наций и народов. Все они объединились в одно большое государство.

    Рассказ о Конституции Российской Федерации.

    Для того чтобы люди в нашей стране могли отдыхать, учиться, работать, нужны законы.

    В этом кроссворде спряталось ещё одно слово. Найдите его. (КОНСТИТУЦИЯ). (СЛАЙД №17-18)

    Сегодня Всероссийский урок посвящён Конституции Российской Федерации, которой в этом году исполнится 20 лет.

    Что такое Конституция?

    (СЛАЙД №19) Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.

    Для чего нужен Основной Закон?

    Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Поэтому день принятия Конституции является государственным праздником.

    Когда и как была принята Конституция РФ?

    Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. (СЛАЙД №20) Так, 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята наша Конституция. В этом году ей исполняется 20 лет.

    Что сказано в нашей Конституции?

    В нашей Конституции сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

    Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны. И я, как человек своей страны подчиняюсь Конституции РФ, в которой сказано, что каждый человек имеет право на отдых. У нас – физминутка.

    Физминутка.

    Рассказ о Государственных символах России.

    У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны.

    Зачем стране нужны государственные символы?

    Символы как бы говорят людям: «Другой такой страны нет!» Государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны. Конституция Российской Федерации закрепляет эти символы.

    Какие Государственные символы имеет наша страна?

    Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Вы каждый день видите и слышите государственные символы России - её герб, флаг и гимн.

    Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?

    Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трёхцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

    Флаг.

    Зачем нужен флаг?

    Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации.

    Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

    (СЛАЙД №21) Сравните изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная) , Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зелёная, красная) , Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя) . Чем отличаются эти флаги?

    Найдите Государственный флаг Российской Федерации.

    (СЛАЙД №22) 22 августа Россия отмечала государственный праздник – День Государственного флага Российской Федерации.

    Герб.

    Как вы думаете, зачем нужен герб?

    Попробуйте описать Государственный герб России. (СЛАЙД №23)

    Герб важно суметь грамотно прочесть. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл). На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

    На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Кто знает, как зовут этого всадника? (Георгий Победоносец).

    Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

    Государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трёхсот лет.

    Гимн.

    Что такое гимн?

    Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио. (Прослушивание гимна).

    Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого государства.

    Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?

    Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, и никто не сделает вам замечание? Почему?

    Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

    Обобщение.

    Всероссийский урок, посвящённый 20-летию Конституции РФ, подошёл к концу.

    Что уже сейчас вы можете сделать для своей страны?

    (СЛАЙД №24) Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и других людей, сможете по достоинству оценить нашу страну. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

  1. Литература

  2. http://aschool.ucoz.ru/news/materialy_dlja_podgotovki_k_prazdnovaniju_20_letija_konstitucii_rf/2012-12-05-125

  3. http://www.apkpro.ru/images/stories/news/2013/DL-213_08-18.07.2013_s_metod_rek_v_SRF.pdf

  4. http://tsvetyzhizni.ru/detki/letnie-zagadki.html

  5. http://www.kostyor.ru/history/symbols/

  6. http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/

Дорогие ребята! Как вы считаете, может ли государство существовать среди других стран и народов без основных законов?

Конечно, нет! Конституция — это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

Каждый человек, признанный гражданином своей страны, должен знать ее Конституцию, исполнять свои обязанности, разбираться в своих правах.

Давайте поговорим о Конституции России.

Конституция обладает высшей юридической силой, прямым действием и верховенством на всей территории нашей Родины. Она определяет основные принципы устройства общества и государства, субъекты государственной власти, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Предыстория Конституции. Еще в 1730 г. Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России Конституционную монархию. Но это не удалось. После этого было еще несколько попыток ввести Конституцию, но — увы! — они заканчивались неудачей.

В 1918 г. была принята первая Конституция нашей страны, закрепившая диктатуру пролетариата.

В 1925 г. утверждена новая Конституция. В нее внесены изменения, связанные с территориальным делением и реорганизацией органов управления страной.

В 1937 г. утверждена другая Конституция, что было связано с изменением названия страны, а в 1978 г. в Конституцию введены значительные изменения.

В 1993 г., 12 декабря, была принята нынешняя Конституция Российской Федерации, состоящая из преамбулы и двух разделов.

В преамбуле закрепляются демократические и гуманные ценности, определяется место России в современном мире.

В первом разделе закрепляются основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем страны, ее федеральное устройство, порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Второй раздел определяет основную преемственность и стабильность конституционно-правовых норм.

Конституция признает высшей ценностью человека, его права и свободы.

Отличие Конституции от других законов:

— закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

— обладает высшей юридической силой;

— отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия изменения;

— является базой для текущего законодательства.

Послушайте стихотворение.

Конституция — главный закон

Конституция — главный закон!

Исполняться должен он,

В нем права и в нем свободы,

Строй общественный народа.

Все должны мы твердо знать

Конституцию на «5»!

Ответьте на вопросы

1. Как называется основной закон Российской Федерации?

2. Что определяет Конституция?

3. Расскажите об истории Конституции в России.

4. Когда была принята первая Конституция нашей страны?

5. Когда была принята нынешняя Конституция?

6. Из каких разделов состоит современная Конституция?

7. Можно ли вносить поправки в Конституцию?

8. В чем состоит отличие Конституции от других законов?

9. Что признает современная Конституция высшими ценностями?

10. Почему каждый гражданин Российской Федерации обязан знать основной закон государства?

Игра. Тема: «Что такое Закон? Главный Закон страны»

Цель: детальное рассмотрение Конституции РК.

Оснащение: запись на доске: "Я - гражданин РК", высказывания великих людей.

Ход беседы.

1. Слово воспитателя: Здравствуйте, ребята! Тема нашей беседы «Что такое Закон? Главный Закон страны».

Наша основная цель - детальное рассмотрение норм конституции.

"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.

Конституция состоит из 9 разделов:

    Общие положения (ст.1-9)

    Человек и гражданин (ст. 10-39)

    Президент (ст. 40-48)

    Парламент (ст. 49-63)

    Правительство (ст. 64-70)

    Конституционный совет (ст. 71-74)

    Суд и правосудие (ст. 75-84)

    Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)

    Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)

2. Проблемный вопрос:

В каком разделе больше всего статей? Почему?

/Во 2-ом разделе "Человек и гражданин". Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека - гражданина РК, регламентирует его обязанности./

3. У нас на доске есть запись: "Я - гражданин РК", а гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Понятие "гражданин" неразрывно связано с понятиями "честь" и "достоинство".

Давайте просмотрим 1 раздел. Конституции "Общие положения" (каждый раздел показывается не более 1 мин на интерактивной доске)

4. А теперь блиц - турнир "Мы знаем общие положения Конституции РК"

Блиц-турнир:

    Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит "унитарное"? (неделимое)

    Кто является единственным источником государственной власти? (народ)

    На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)

    Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом)

    В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)

    Какой язык является государственным в РК? (казахский)

    Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг)

5. А сейчас посмотрим раздел II Конституции РК "Человек и гражданин" Итак, игра "Публичная лекция". Пока звучит кюй Курмангазы, вы должны подготовить публичную лекцию "Я - гражданин РК, мои права и обязанности", затем представителю каждой команды дается 2 мин. для выступления.

6. А сейчас посмотрим раздел III "Президент". И вновь игра - турнир ораторов - конкурс капитанов "Президент в жизни народа" 1 мин.

Параметры состязаний:

    логика выступления:

    художественность и деловитость речи

    общение с публикой

    этичность

    схема: тезис - аргумент - иллюстрация.

7. Рассмотрим раздел IV "Парламент".

И сейчас игра "Да и нет" (каждый команде по вопросу, отвечать надо "да" и "нет")

Вопросы 1 команде:

    Парламент является высшим представительным органом РК (+)

    Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно. (+)

    Парламент состоит из 3-х палат (-)

Вопросы 2 команде:

    Мажилис состоит из ста десяти депутатов (-)

    Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат (-)

    Срок полномочий депутатов Сената - 9 лет (-) 6.

Вопросы 3 команде:

    Срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет (+)

    Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана (+)

    Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента (-) предписания Президента.

8. Итак, раунд V и раздел 45. "Правительство"

Игра "Продолжи фразу"

    Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед (Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом)

    Члены Правительства приносят присягу (народу и Президенту Казахстана)

    Премьер-министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу (по всей территории Республики).

9. Раздел 6 "Конституционный Совет".

Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет.

Чем может заниматься член Конституционного Совета?

Необходимо вычеркнуть ненужное.

10. Раздел VII "Суд и правосудие"

Правосудие в РК осуществляется только судом.

Игра "Наши жизненные приоритеты".

Какими приоритетами прежде всего должен обладать судья?

Фабула игры: в полукруг собираются представители разных профессий. Я называю предмет вы определяете его важность в жизни людей.

Итак, какой мы можем сделать вывод, что вы извлекли из этого исследования?

Духовные ценности вечны и для всех одинаковы.

11. Раздел VIII "Местное государственное управление и самоуправление." Просмотрев этот раздел, мы проведем открытую кафедру (1 мин на участника).

Итак, на кафедру выходит любой участник нашей игры в роли акима нашего района, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем районе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о какой-либо проблеме нашего района.

12. Раздел 9 и игра "Пирамида" . В пирамиде 7 ступеней и первая ступень - Конституция. Отразите её суть в этой пирамиде.

13. Нашу большую игру я хочу закончить стихотворением:

Благодарен будь Отчизне,
Ведь небезмятежна жизнь страны.
Не держи в душе к ней укоризны,
И подари ей все цветы весны.

Не смотри на Родину сурово,
Верь в её прекрасный взлет.
Обратись к ней с добрым, нежным словом,
И успех к тебе волнующий придет!

Не жди ты чьих-то пламенных призывов,
Вложи в страну дела свои с душой.
И на глазах твоих свершится диво -
Гордиться ты начнешь самим собой!

Станет милей тебе страны рассвет
И ты поймешь степи неповторимость.
И навсегда храни ты в сердце солнца свет,
Казахской Родины родительскую близость.

1 4. Подведение итогов.

Вера Мишунина
Тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Конституция и права ребёнка»

Беседа с детьми на тему : «КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВА РЕБЕНКА » .

Цели и задачи :

Формировать понятия «закон, порядок, право , обязанность»

Дать представление о Конституции

Закрепить представления о символике : флаг, герб, гимн

Расширить знания детей о гражданских правах и обязанностях

Воспитывать уважение к другим людям

Обогащать словарный запас

Расширять кругозор

Ход беседы.

Воспитатель :

Много лет назад на Земле появились люди. Все они были добрыми и красивыми. Жили они дружно и никогда не ссорились. Но однажды, произошло небывалое событие – поссорились два друга. Как вы думаете, из-за чего? (Ответы детей.) Оказывается, один сорвал яблоко, а второй закричал : «Я хочу именно это яблоко – оно самое большое!» - так произошла первая на Земле ссора.

А кое-кто даже впервые подрался. Так появилась жестокость.

И неизвестно, чем бы все закончилось, но вдруг один мудрый старик сказал : «Люди! Вы не должны так поступать, вы обязаны думать о своих близких. Так появились слова «хорошо и плохо» , «должен и обязан» .

«Вы все имеете право собирать эти яблоки » - сказал старик , «но должны делить и по справедливости » . Так люди услышали слова «справедливость » и «право » .

Они все, вдруг, опомнились и задумались :

Какие у нас есть права ?

Что мы должны делать?

А что не должны?

Долго еще говорил ними старик и учил их . А затем все его советы люди записали в книгу и назвали ее «Наши законы» . Так люди учились жить по правилам , по Закону. Появилась первая Конституция – главный закон государства.

Уже много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был в стране придуман Он

Конституции Закон .

И с тех пор за годом год

Его чествует народ

С Конституцией дружить –

Значит, по закону жить.

12 ноября в нашей стране отмечают праздник – «День Конституции Российской Федерации» . Когда же и как она появилась?

Сначала Конституцию придумали и записали ученые.

Потом граждане России прочитали ее и обсудили друг с другом. Некоторые правила вычеркнули , другие – добавили, третьи – переписали по - другому.

Потом состоялся референдум – голосование граждан по важному государственному вопросу – каждый гражданин мог прийти в специальное место и проголосовать, согласен он или не согласен с такой Конституцией . Большинство согласилось. Так была принята наша Конституция . Произошло это 12 декабря 1993 года.

Именно в Конституции записано как должно быть устроено наше государство. Законом утверждены символы государства. Какие? Ответы детей

Гимн – это торжественная песня. Это символ государства и его должны знать все граждане страны. Гимн включают на всех важных мероприятиях. В знак уважения гимн слушают стоя, мужчины снимают головные уборы, в военные отдают честь.

Герб – отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях.

Флаг – официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном.

Ребята, а кто управляет государством и следит за выполнением всех законов?

Дети : президент.

Мы живем в стране особой

Самой дружной, самой доброй.

Мы гордимся ею

Родиной своею.

У нее для всех хватает

И вниманья и тепла.

И она не забывает

Малышовые дела.

Мы все больше понимаем

Что нам надо дорожить

Дорожить страной Россией

Нашу Родину любить.

Конституция Российской Федерации – главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан. Его обязаны соблюдать все – и взрослые и дети.

Права есть у взрослого и у ребенка :

Играть и учиться,

Мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка ,

И чистой водой на рассвете умыться.

Ребенок имеет право на счастье ,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать.

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним какие права у вас есть

Право на имя и гражданство :

Это право закреплено в самом первом документе, который получает каждый человек – в свидетельстве о рождении.

Игра «Давайте познакомимся»

Дети друг другу называют имя, фамилию, отчество, имя родителей и т. д. постоянно дополняя предыдущих.

Право на семью .

Я люблю свою семью :

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все кого я так люблю имеют право на семью !

А ваша обязанность, ребята, уважать тех людей, которые заботятся о вас и помогать им. Помните, что семья – это самые близкие вам люди.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель называет члена семьи, а дети и родители воспитанников подбирают ласковое слово.

Бабушка -…

Дедушка -…

Внучка - …

Право на жилище .

Вы должны бережно относится к вашему дому и помнить, что никто не может без разрешения заходить в ваш дом и брать ваши вещи.

Игра «Кому какой дом?»

Медведю – берлога

Белке - …дупло

Птице - …гнездо

Собаке - …будка

Человеку - …дом

Право на образование

Скоро вы все пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет учеба.

А зачем человеку учиться? Ответы детей : быть умным, получить профессию и т. д.

Да вы правы

Загадки о профессиях :

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это наш любимый …

(воспитатель)

Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе.

Все дорожки подметет

И песком посыплет лед…

(дворник)

В ресторане их найду я –

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

(повар)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске будто воин славный,

На пожар спешит …

(пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит …

(строитель)

Право на медицинское обслуживание :

Вы обязаны стараться бережно относится к своему здоровью : одеваться по погоде, заниматься спортом, правильно питаться , быть осторожными во время игр, с неизвестными предметами и веществами, внимательными на дороге, избегать контактов с незнакомыми людьми.

Физкультминутка

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый

Право на отдых

Вы очень много узнали, потрудились и, наверное, устали. И сейчас мы отдохнем.

Релаксационное упражнение «Спящие котята»

Представьте, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать… они ложатся на коврик и засыпают. Котята спят, у них равномерно поднимаются и опускаются животики, они равномерно дышат и видят хорошие сны. Котята улыбаются во сне. Просыпаются

Конституция группы «Пчелки» :

Права :

заниматься

веселиться

иметь свои секреты

отдыхать

Обязанности :

не драться

не кричать

не мешать другим

с уважением относится к взрослым и детям

готовиться к поступлению в школу

Это будет наша Конституция , в нее мы записали наши права и обязанности и все должны их соблюдать. Дети обещают.

Публикации по теме:

Составил старший воспитатель Скудина Е. В., МБДОУ «Детский сад №200» Кемеровская область, г. Новокузнецк Воспитатель: Сегодня на одежде многих.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «История и значение Георгиевской ленточки» Цель: - познакомить дошкольников с историей и значением Георгиевской ленточки; - воспитывать чувства патриотизма; - развивать чувство.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Достопримечательности станицы Отрадной» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Достопримечательности станицы Отрадной» Подготовила старший воспитатель МБДОУ №.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Дне космонавтики 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста об истории математики Беседа с детьми старшего дошкольного возраста об истории математики, связи математики и разных видов искусства - музыки, архитектуры, декоративно.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Осенний пейзаж» Беседа «Осенний пейзаж» Цель: Составление словесного описания осенней природы. Задачи: 1) Формировать умение последовательно составлять.

Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Космос – это интересно!» Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте.

Тематическая беседа «Царица Музыка приглашает на бал» для детей старшего возраста Цель: развитие восприятия детей Программные задачи: 1. Закрепить умения различать жанры вальса, марша, менуэта, отмечать их характерные.

Тематическая неделя «Великая Отечественная война» с детьми старшего дошкольного возраста Тематическая неделя по теме «Великая Отечественная война» с детей старшего дошкольного возраста - Систематизировать знания дошкольников.

Библиотека изображений:



Просмотров